Что спросить у учителя истории
Какие вопросы можно задать учителю (истории)?
Что может быть проще воды? Мы ее пьем, купаемся в ней, готовим с ее помощью. Наша жизнь была бы совершенно невозможна без нее. И в то же время эта «знакомая» вода – самое таинственное химическое вещество на планете.
«Живая» и «мертвая» вода, ее происхождение, причины перехода в другие агрегатные состояния – эти вопросы издавна интересовали людей. Одним из самых «чудесных» свойств воды является ее способность растворять вещества.
Мы смотрим на горный источник и думаем: «Вот по-настоящему чистая вода!» Однако это не так: идеально чистой воды в природе не бывает. Дело в том, что вода является практически универсальным растворителем. В ней растворены газы: азот, кислород, аргон, углекислота – и другие примеси, находящиеся в воздухе. Особенно ярко свойства растворителя проявляются в морской воде, в которой растворяются практически все вещества. Принято считать, что в водах Мирового океана могут быть растворены практически все элементы таблицы периодической системы элементов. По крайней мере, на сегодня их обнаружено более 80, в том числе редкие и радиоактивные элементы. В наибольшем количестве в морской воде содержатся хлор, натрий, магний, сера, кальций, калий, бром, углерод, стронций, бор. Одного только золота растворено в Мировом океане по 3 кг на душу населения Земли! В земной воде также всегда что-то растворено. Наиболее чистой считается дождевая вода, но и она растворяет в себе примеси, находящиеся в воздухе. Не думайте, что вода растворяет только легко растворимые вещества. К примеру, химики-аналитики утверждают, что вода немного растворяет даже стекло. Если растереть в ступке порошок стекла с водой, то в присутствии индикатора (фенолфталеина) появится розовая окраска – признак щелочной среды. Следовательно, вода частично растворила стекло и щелочь попала в раствор (недаром химики называют этот процесс выщелачиванием стекла).
Лайфхаки от учителя: как эффективно преподавать и изучать историю
Почему стоит отменить ЕНТ, чаще рисовать и разыгрывать сценки на уроках истории рассказывает Айгуль Иманбековна Ниязбекова — преподаватель в столичной школе-гимназии №75.
Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан
Мы запускаем серию материалов о том, в котором рассказываем на примере учителей, как вдохнуть новую жизнь в предметы из школьной программы.
В этом материале Айгуль Иманбековна Ниязбекова, преподаватель истории в столичной школе-гимназии №75, делится советами о том, как превратить изучение предмета в интересный процесс.
История — развивающаяся наука. Каждый год проводятся новые открытия, поднимаются архивные данные. Это меняет взгляд ученых на историю. Завтра историю могут переиграть и преподнести в другом ракурсе.
В этом предмете есть белые пятна и темы, которые намеренно не изучаются. Например, голодомор в 30-х годах в Казахстане.
История связана с политикой, из-за этого она испытывает давление от той или иной действующей власти.
Можно сказать, что это самая распространенная проблема в изучении истории. Решить проблему «белых пятен» можно лишь изучением. Для этого стоит вкладываться в гуманитарные исследования, также как в технические. А проблема политизированности истории будет существовать всегда.
О том, чего нужно придерживаться учителям и ученикам
История — такая наука, где на любую тему есть сотни мнений ученых и исследователей, которые могут быть как схожими, так и полярными.
Поэтому учителям нужно оставаться максимально объективными при преподнесении любой спорной темы в истории.
Метод, который наглядно поможет ученикам посмотреть на проблему со всех сторон называется «Три угла». Класс делится на три группы, которые образуют треугольник. Группы сменяют друг друга в разных углах, а вместе с этим и позицию по теме, которую сейчас изучают.
Например, один угол это «за», другой «против», а третий — «нейтральный».
Так можно посмотреть, почему освоение целины было плохим решением для развития казахстанских школ, а хорошим для развития экономики СССР или на что это событие никак не повлияло.
Сначала может показаться, что хороших или плохих сторон у того или иного события нет, но для того, чтобы отстаивать свою позицию, ученики будут еще глубже вникать в материал и сильнее анализировать влияние события как на историю Казахстана, так и на историю в целом.
Ученикам стоит вникать в материал, потому что без теоретических знаний сложно будет выдвинуть какие-либо суждения.
Интересоваться историей — интересоваться всем вокруг. Например, попробуйте узнать почему улица, на которой вы живете, называется именно так или почему памятник Виктору Цою стоит именно в алматинском парке на улице Тулебаева.
О том, что нужно изменить в системе образования
В системе образования уже сегодня произошли положительные перемены. Например, с этого года программа истории для старшеклассников кардинально изменилась: теперь это не просто повторение с 5 по 9 класс, а детальное изучение подтем, которые изучались поверхностно.
Например, старшеклассники будут изучать понятие цивилизации и читать больше аналитических и исследовательских материалов на эту тему.
«Я против ЕНТ»
Это то, что следует менять в системе образования. ЕНТ по истории — это сплошная зубрежка. В последние годы начали появляться вопросы на логику: например, ученикам предлагают прочесть отрывок из приказа и понять, кем он был составлен или к какому периоду относится. Но таких вопросов только один или два.
Пример вопроса на логику. Источник: itest.kz
ЕНТ — неэффективная проверка и ненадежный показатель знаний учеников, который сломал судьбу многим детям.
О методах, которые стоит внедрять
Методика, которой я придерживаюсь не нова и не была создана лично мною. Во время прохождения различных курсов повышения квалификации, учебы в университете, общения с местными и зарубежными преподавателями, я выбирала действующие методы и модернизировала их для современных учеников.
Главное, чего я придерживаюсь в преподавании истории — давать ученикам возможность больше думать.
Для этого использую различные методы анализа прочитанного материала. Например, интеллектуальные карты, которые так любят составлять дети, особенно ученики среднего звена.
Фишбоун — это скелет рыбы, в голове которой дети прописывают проблему, а по сторонам скелете прописывают причины и последствия, в хвосте нужно прописать итог.
Схематичное запоминание направлено на то, чтобы дети научились вкладывать главную мысль в краткий тезис. Если ученик может объяснить тему в двух словах, значит он ее понял.
Ни один метод не будет работать без собственной заинтересованности преподавателя в своем предмете. Часто наблюдаю, как учителя, особенно по истории, заставляют учеников пересказывать тексты, смысла которых они не понимают.
Лайфхаки для учителей: как легко научить истории
Список вопросов которыми вы, школота, сможете гарантированно поставить в тупик свою учительницу.
Делаю этот пост исключительно из чувства мести к своим бывшим учителям. Итак, вопросы которыми вы поставите в глупое положение своих учителей (от самых простых к более сложным)
Литература:
А что такое логика?
Физика:
Я прочитал что время согласно теории Эйнштейна относительно, а что это означает?
История:
Стоит ли учить учебник истории наизусть учитывая что его регулярно переписывают по новой?
При делении любого числа на два оно будет бесконечно уменьшаться но никогда не достигнет нуля, таким образом умножая число вариаций, как это соотносится с концепцией о конечном числе атомов во вселенной и их координатами?
А когда вы были ребенком, вы мечтали работать школьным психологом?
Cлабаки!
Меня школьники спрашивают, как из бактерий можно выделить церий, который является кофактором обменных ферментов. 10й класс.
Так я, биологичка, узнала о существовании церия.
На все вопросы как-нибудь да ответят, а алгебраичка тактично пошлет выделываться в свой двор.
Вопросы можно было и поинтересней придумать.
Китай не сможет скопировать теслу!
Родители
Огромная мигающая надпись СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО а над ней скопированный текст запроса в гугле, слово в слово. Ниже комментарии:
— Искал по всему интернету, нашёл только здесь! СПАСИБО
— Качайте все! Всё работает.
— Уважуха ваще, всем качать!
Нашли друг друга
Гранитная крошка
Демографический кризис
Сила воли против алкоголя
Дык тут все просто, тут загнул, там отрезал.
Яндекс читает ваши пуш сообщения на Android. Поймал с поличным!
Расскажу как так вышло, пруфы прикладываю. Пост вышел объемный.
Небольшая предистория: Лежу, смотрю юутб, друг пишет сообщения в телеграмме, слышу уведомления на телефоне, к телефону не притрагиваюсь. Спустя пару минут открыл телеграмм на ноутбуке и прочитал сообщения которые прислал друг.
Все сообщения от друга про кондей, на дворе 19 декабря. Запомним это. Двигаемся дальше:
Продолжаем общаться, он уточняет какие цены в моём городе, и за какую цену установил этим летом. В этот момент я ничего не гуглил, фоном продолжил смотреть ютуб. Когда вёл диалог пушы на телефон не приходили.
На ютубе нашел интересный зарубежный ролик, решил воспользоваться переводчиком видео яндекс браузера. Яндекс браузер использую только для просмотров зарубежных видеороликов, ну и проверять у кого тупит сервис по обходу блокировок. В браузере не логинился, данные с хрома не переносил, никаких разрешений не выдавал.
«Похвалил яндекс браузер за новую фишку»
Закрываю вкладку, собираюсь выходить из браузера и тут внезапно увидел рекламу кондиционеров.
Э, как? В системе macos убрал разрешения на все следилки и аналитику, антивирус и подобный софт не установлен, VPN тоже. Павел Дуров решил сливать переписку яндексу? Маловероятно и не хочется в это верить. Может яндекс браузер висит в фоне и читает всё что происходит? Вполне вероятно, но на макоси с дикой паранойей? Это уже на грани фантастики. Я точно помню что ничего не разрешал яндекс браузеру, решил проверить на всякий случай разрешения и фоновые процессы. Как видим процесс мертвый ибо закрыл браузер, разрешений на захват экрана не имеется. Прикладываю скриншоты аналитики итд.
Начал подозревать телеграмм, погуглив выяснил что он белый и пушистый, но все равно в поле подозрения. Может эппл сливает? Гугл пишет что сливает, но совсем не те данные.
Мой взгляд падает на телефон, много историй как он прослушивает и выдает рекламу, но как именно не пишут. Тут меня осенило, ведь на телефоне huawei яндекс установлен как помощник.
Решил провести эксперимент, воссоздать те же условия и посмотреть откуда растут корни.
Друг прислал сообщения где сильно выражены ключевые слова.
В это время телега на ноутбуке была закрытой а не свернутой. На телефон приходили уведомления.
Не стал дожидаться 10 минут, решил запустить браузер и что мы видим? Рекламу киа.
Решил перезапустить браузер, открываю снова, и что мы видим? Рекламу хендая!!
Вот полноразмерные скриншоты:
Вывод? Со 100% уверенностью яндекс читает пуш сообщения, анализирует ключевые фразы чтобы показать рекламу. Общаетесь в телеге в надежде что вас никто не «слушает», но вас «слушает» приложение яндекса, конфиденциальность, приватность? Не, не слышали. А что если яндекс хранит все текстовые пуш сообщения и в один момент могут оказаться не в тех руках? Например утечка, сбор компромата против вас.
Политика яндекса такая, греби бабки насколько это возможно, пока не запретили.
Создаем амбиграмму
Старое фото
У нас с мужем сегодня сорокалетний юбилей свадьбы.И давно,и как бы недавно.Это наше первое,немного предсвадебное фото.Мне 18,ему 22.
Девушка позирует в квартире, 1998 год.
Бомж, нашедший на свалке игровую приставку к телевизору.
Россия. Московская область. Ногинск. 5 марта 1998 год.
Андрей Губин со своими поклонницами. Челябинск, 1999 год.
Свадьба Юрия Стыцковского («Каламбур» и «Маски-шоу») и Эвелины Блёданс («Маски-шоу»), 1993 год.
Непередаваемые эмоции от встречи с кумирами.
На концерте «Rammstein» в Питере, 19 ноября 2001 год.
Пара отдыхает в пригороде Москвы, 1992 год.
Сотрудник ГАИ фотографируется с легендой советского кино Юрием Никулиным, позади улыбается Марк Рудинштейн. Россия, середина 1990-х.
Реклама радиотелефонов от «Билайн», 1998 год.
Артистка в гримёрке перед выступлением в гостинице «Интурист». Москва, 1990 год.
Певица Натали со своей мамой Людмилой Павловной, 1990-е годы.
Девушки торгуют матрёшками На Арбате. Москва, 1990 год.
В пути на гастроли.
Участники группы Hi-Fi проходят зону таможенного контроля, 1990-е годы.
Москвичи выстраиваются в очередь перед ящиками с фруктами и овощами, а молодая девушка несет новогоднюю елку. 24 декабря 1990 год.
Молодые люди танцуют на дискотеке «У ЛИС’Са». Москва, 1992 год.
На съёмочной площадке передачи О.С.П. – студия в гостях Сева Новгородцев, 1997 год.
14 декабря 1996 года на телеканале «ТВ-6» вышел первый выпуск юмористической программы «О.С.П.-студия».
Концепция «О.С.П.» возникла в рамках передачи «Раз в неделю», выходившей в 1995—1996 годах на «ТВ-6», как «Отдел сумасшедших проектов» (начальник — Александр Толоконников). При этом относительно расшифровки первых трёх букв названия единого мнения среди коллектива не было, упоминались варианты «Очень смешное представление», «Очень смешная передача», «Опять стакан полный», «Опасные сумасшедшие приехали», «Они спасли программу», «Очень смышлёные подростки», «Очень смелые парни» (что звучало не совсем корректно в связи с присутствием в программе Татьяны Лазаревой).
Программа включала пародии на различные телепередачи и песни. Задумка была одобрена Иваном Демидовым (который на тот момент был заместителем генерального директора «ТВ-6»).
После раскола коллектива «Раз в неделю» ряд сотрудников «Отдела» продолжил сотрудничество с «ТВ-6», выпуская спортивно-юмористическую программу «Назло рекордам!?».
Пик популярности передачи пришёлся на 1998 год, когда создатели шоу выпустили юмористический телесериал «33 квадратных метра», имевший ряд продолжений — «Дачные истории», «Снова 33 квадратных метра», «Вне родных квадратных метров» и др. Тогда же произошёл конфликт, связанный с финансовыми и творческими разногласиями. Коллектив передачи месяцами не получал зарплату.
В период существования программы на канале «ТВ-6» случаев цензуры сюжетов передачи практически не было, преимуществом данного телеканала авторы передачи называли то, что он давал им «полную свободу». Одним из немногих примеров был случай, когда в период сексуального скандала, связанного с показом по государственному телевидению компрометирующей видеозаписи генпрокурора Скуратова, было принято решение не показывать сюжет с Обществом Тупых, обсуждавшим его личность, но когда шумиха вокруг его имени утихла, авторы всё равно показали этот сюжет про него. После 2002 года ситуация несколько изменилась. По словам Лазаревой и Шаца, на «СТС» творческая группа программы сталкивалась с цензурой. В частности, один раз запретили показывать пародийную песню на мотив «Меня зовут Вова» в исполнении Сергея Белоголовцева.
Сами же авторы позиционировали «О.С.П.-студию» как программу мягкого, доброго, лёгкого и неагрессивного юмора.
Участник группы «Агата Кристи» Глеб Самойлов со своей поклонницей. Екатеринбург, 1997 год.
5 вредных советов для учителей истории: побольше тестов и никаких дискуссий
На YouTube постоянно появляются ролики, в которых молодые люди не могут ответить на элементарные вопросы по истории вроде «В каком году началась Вторая мировая война?». Наш блогер Степан Куркин считает, что одна из причин равнодушного отношения к истории — это методы преподавания.
1. На каждом уроке заставляйте читать и конспектировать учебник
Нет ничего интереснее и продуктивнее чтения и конспектирования школьного учебника по истории. Ведь автор учебника собрал самую нужную, правильную и точную информацию, которую обязательно следует переписать в тетрадь и запомнить. Иначе зачем школы выдают, а родители покупают учебники?
Если ученик задал каверзный вопрос, на который у вас нет ответа, здесь поможет фраза: «Открой учебник и прочитай!». Ну а если вы устали, важно помнить, что в конце параграфа есть вопросы, на которые всегда можно попросить ответить учеников. Обязательно письменно!
Домашнее задание, разумеется, должно состоять из чтения параграфа, пересказа и ответа на вопросы. Иначе никак.
2. Не допускайте дискуссий
Однажды известный политический деятель Б. В. Грызлов сказал: «Парламент — не место для дискуссий». Так вот, урок — тоже не место для дискуссий! На уроке должно быть только два мнения: правильное и неправильное. Правильное, конечно, ваше (в крайнем случае, мнение автора учебника), а неправильное — любое другое.
Запомните, никаких иных трактовок исторических событий, действий отдельных личностей, причин, следствий, быть не должно. Но если ученик проявит дерзость и попробует привести доводы в подтверждение иной точки зрения, обязательно ставьте два и затыкайте рот! Иначе никак.
3. Говорите с учениками на непонятном им языке
Нужно добиться того, чтобы ваша речь была максимально непонятна вашим ученикам. В этом помогут сотни выученных терминов, иностранных слов, латинских пословиц. Говорите с учениками так, как вы говорили бы на научной конференции, выступая перед коллегами.
И нельзя марать свою речь этими современными словечками. Запомните, вы выше этого! Иначе никак.
«Учебников, к которым нет претензий, не осталось вовсе». Что не так с уроками истории
4. Обязательно следуйте рабочей программе
Если детям очень хочется узнать подробности Первой мировой войны, а рабочая программа намекает на то, что пора бы перейти к Февральской революции, то следуйте программе, а учеников отправьте, например, к любимому учебнику.
Не поддавайтесь на провокации детей и зазубрите всю программу. Главное — это отчитаться перед руководством, а кругозор пусть расширяют сами! Иначе никак.
5. Используйте тесты, тесты и еще раз тесты
Нет ничего важнее, чем тесты. Тесты помогают нам в самую сложную минуту. Например, когда мы устали, завалены работой, сильно злимся или когда нужно проверить знания учеников.
Просто используйте тесты, если не хотите придумывать что-то новое и готовиться к уроку. Благодаря тестам, можно даже не присутствовать на уроке: раздайте тест и идите на обед. Уверяю вас, дети обожают тесты. Иначе никак.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.