Что такое айым айтыс
айтыс
Смотреть что такое «айтыс» в других словарях:
АЙТЫС — АЙТЫС. (казах.) (айтыш) песня импровизация в форме диалога состязания двух акынов у тюркоязычных народов Ср. Азии и Казахстана … Большой Энциклопедический словарь
айтыс — сущ., кол во синонимов: 2 • песня (161) • состояние (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
айтыс — (казах.), айтыш, песня импровизация в форме диалога состязания двух акынов у тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. * * * АЙТЫС АЙТЫС (казах.) (айтыш), песня импровизация в форме диалога состязания двух акынов (см. АКЫН) у тюркоязычных… … Энциклопедический словарь
Айтыс — (казах., от айту рассказывать) состязание казах. акынов, а также одна из традиц. форм казах. устного муз. поэтич. творчества. Во время А. каждый из акынов сочиняет песни экспромтом и сразу же исполняет их. При этом обычно в выступлениях… … Музыкальная энциклопедия
айтыс — зат. Екі адамның, не екі топтың арасында суырып салма өлеңмен айтылатын сөз жарысы, өнер сынасу (әдет салт, сүре, түре) … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі
қайтыс — 1 (Көкш., Қ ту; Қар., Шет) сақаны қайта иіру. Егер сақаны иіргенде екі сақа бүк немесе шік, т.б. болып ұқсас түссе, қ а й т ы с деп айтып, қайта алып соғамыз (Қар., Шет) 2 (Ақт.: Ырғ., Қараб.; Қ орда, Арал) кем, аз. Су тасқыны өткен жылғыдан қ а… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
айтыс — Айтыстың ақмылтығы. п е р и ф р. Оразалы Досбосынов д.м. Осыдан тура бір ай бұрын а й т ы с т ы ң а қ м ы л т ы ғ ы Оразалы Досбосынов көлік апатынан опат болды (Жас алаш, 30.11.2004, 5) … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі
қайтыс болу — (Қ орда: Сыр., Жал.; Орал: Чап., Жымп.; Қост.: Фед., Семиоз.) судың қайтуы, кемуі. Үй өзенінің суы биыл ерте қ а йт ы с б о л д ы (Қост., Семиоз.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
сүре айтыс — Ақындар әр кезекте ұзақ сөйлеп, көп жыр төгіп, көсіле жырлау … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі
түре айтыс — Бір бір ауыз өлеңмен қысқа, шапшаң жауаптасып отырып айтысу … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі
Познание глубин мира, погружение в чудесные тайны природы органично соединились с образом жизни кочевого казахского народа. Для кочевников, пасших свой скот, бескрайние степи, бескрайние просторы неба и красивая природа сами по себе привели к созданию особого образа жизни, праздников и развлечений. Когда приходила весна, земля проросла и люди пережили зиму народ развил многообразие культуры. Его жизнь и принципы, мировоззрение, образ жизни и культура отражены в фольклорном наследии и музыке. В древности особый вид культуры возник далеко за пределами развития литературы. До появления письменной литературы наше литературное наследие и богатство, наши песни и стихи зарождались и развивались устно. Это связано с тем, что люди с особым уважением относятся к искусству и культуре, умеют воспринимать эстетику и гармонию.
Искусство – плод человеческого творчества и воображения. Созданные руками человека вещи, которые приводят человечество к духовным благам. Искусство включает в себя человеческие навыки и творческие способности, мечты и мысли, концепции, имеющие образовательную ценность. Формирование хороших ценностей и прочего напрямую связано с искусством [1, 16]. Есть много ученых, которые оценивали и комментировали природу, особенности и виды искусства.
Значение слова «Айтыс» широкое. Первоначально «айтыс» появился как глагол среди конкурирующих художников, но позже развился из этого глагола и стал частью казахской литературы и фольклора, отдельным произведением искусства, отдельным жанром. Исследователь, ученый М. Ауэзов сказал, что слово «айтыс» означает широкий круг таких понятий, как айтыс, спор, соревнование [2, 105]. Другими словами, в айтысе импровизаторы, которые соревновались, спорили образными, содержательными, глубокими словами.
Если учесть, что единственным проявлением народного театра был айтыс, то все казахское искусство переплетено. Акыны, использовавшие в айтысе казахские национальные инструменты, облачились в сценические костюмы и проявили свои артистические способности. Мы замечаем, что все превращается в небольшой спектакль, и в айтысе отражается театральное искусство.
В организации айтысов принимали участие состоятельные люди или сочувствующие нации, жившие в прошлом. С большим размахом айтыс проводился на застольях богатых и знаменитых людей, а также на других собраниях и торжествах. В начале ХХ века в организации айтысов приняли участие казахстанские писатели и ученые: М. Ауэзов, Э. Исмаилов, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, сочувствующие нации и искусству. В 80-е годы ХХ века такие общественные деятели и поэты, как Ж. Ерман, О. Жанибеков, Н. Оразалин, проводили айтысы на региональном и национальном уровнях и принимали участие в распространении айтысов среди населения.
Айтыс и импровизация схожие концепции. Айтыс невозможен без импровизации. Это не только особенность айтыса, но и красота и основа айтыса, это качество хорошо видно в любом акыне. Это потому, что искусство извлечения напрямую связано со словом, произнесенным внезапно.
Буквальное значение слова «импровизация» в русском произведении «Поэтический словарь» переводится как «случайное», «неожиданное» [5, 118]. Поэт обладает особым талантом петь внезапно, без всякой подготовки. Данная тема может быть изложена устно или письменно. Но там, в этом месте, он говорит об искусстве, которое сразу же выливается наружу. Импровизационное искусство, импровизационная поэзия появились и развивались в русской литературе в 19 веке, а в казахской литературе и поэзии уходят корнями в глубину веков. Казахстанские ученые говорят, что история абстрактного искусства уходит далеко в прошлое. А в XIX веке он достиг своего апогея и развился на высоком уровне.
И на казахском языке «Литературоведение. Словарь терминов» утверждает, что корень импровизации лежит в устной литературе [6, 168]. В странах, где письменная литература была развита рано, искусство импровизации было развито недостаточно. Напротив, письмо появилось рано в странах, где оно не появилось рано, и это искусство достигло своего пика. Он характерен для устных литературных произведений, не требует подготовки. Вот почему это большая часть устной литературы.
Несомненно, что в казахском фольклоре поэзия благословений и песен, слова танцоров и ораторов также являются плодом импровизационного искусства. Каждый жырау имел возможность высказать свое мнение и повлиять на события своего времени. Начиная с Асан кайгы и Казтуган жырау, живших в XV веке, и заканчивая Жиембет, Шалкииз, Доспамбет Бухар жырау с импровизационными способностями. Есть все основания полагать, что люди, жившие недалеко от жырауов, слышали, запоминали и передавали их следующему поколению.
А. Коныратбаев отмечает связь между искусством поэзии, в том числе айтысом, и импровизацией, и утверждает, что импровизация предшествовала эпическим песням [7, 276]. Он сказал, что все эти артисты обладают одинаковыми импровизационными качествами. Искусство импровизации отличается синкретизмом. Были слова, песни и танцы. По словам ученого, к импровизаторам относятся шаманы и жырау, и у них есть несколько качеств, таких как словесная импровизация, музыка, пение и забота о стране. Айтыс был гораздо ближе к явлениям повседневной жизни, чем к эпосу.
У каждого народа есть свои особенности и отличия в искусстве айтыса. В казахском народе айтыс сопровождался инструментами домбра и кобыз. Его часто устраивали на общественных собраниях, пирах и развлекательных мероприятиях. Айтыс был организован не только для развлечения и шуток, но и по желанию народа, с приглашением поэтов со всей страны. Из истории известно, что сама церемония айтыса была похожа на большую свадьбу.
Из народной мудрости «юноше мало и семи навыков», легко понять, что у каждого казахского ребенка должно быть несколько навыков. По словам поэтов, были обнаружены не только поэтические, но и певческие, танцевальные, рисовальные и актерские способности. Без способности анализировать рассказ, быть наблюдательным и аналитичным, искусство поэзии и айтыса не раскрылось бы. В акынах, принимавших участие в айтысах, были изящество и стиль. Поэтому люди воспринимали их как художников, народных героев. Они восхищались искусством исполнителей на фестивалях и помогали сделать их имена еще более знаменитыми. Это проявление особого уважения народа к искусству и поэзии.
Таким образом, айтыс – это не только наследие народа, но и плод поэтического искусства, быта и обычаев. Он ярко отражает характер всей страны, нации. Полностью отражены верования людей, различные ритуалы, которые они использовали, а также обычаи и традиции того времени. При этом воспеваются история страны и социальные вопросы того времени. Это будет наглядным доказательством того, что айтыс – многогранное искусство.
Использованная литература:
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.
Иллюстрации: Марина Маргарина / Медиазона
«Этот айтыс отличается от тех, что проводились ранее. Тема сегодняшнего айтыса — это независимость. У независимости, как и у домбры в ваших руках, есть две поющие струны. Одна струна — казахский народ. Другая — глава государства, который прославил Казахстан на весь мир. Поэтому акыны сегодня должны говорить об этом. Мы сегодня должны воспевать Астану, которая прославила Казахстан на весь мир, говорить о достижениях Казахстана», — такие слова произнес в декабре 2010 года министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед во время крупного айтыса перед днем независимости.
В тот вечер Кул-Мухаммед часто прерывал акынов и настаивал, чтобы они не отходили от заданной темы. Поведение чиновника возмутило казахстанцев и стало поводом для начала дискуссии о цензуре в народном творчестве.
Спустя десять лет многое изменилось. Тогда еще начинающие айтыскеры превратились в настоящих звезд — теперь у них многотысячные армии поклонников в инстаграме, собственные менеджеры и график выступлений, расписанный на несколько месяцев вперед. Чиновники уже не пытаются перебивать их во время выступлений, но ищут другие методы контроля. Крупные состязания транслируются по телевидению, а посмотреть на них вживую приходят тысячи человек.
Айтыс — импровизированное состязание двух акынов, форма устной казахской народной песенной поэзии. Исполняется под аккомпанемент домбры — струнного щипкового инструмента. Во время айтыса оппоненты усаживаются друг напротив друга и исполняют полностью импровизированный песенный диалог, постоянно передавая очередь. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника.
Миссия
Описывая причину, по которой он увлекся айтысом, Оразбаев говорит, что это искусство у казахов буквально в крови: «У казахов есть пословица, что искусство слова подобно болезни, и, пока увлеченный им человек не найдет те самые слова, которыми он будет доволен, он не успокоится. Пока это не происходит, ты чувствуешь себя неудовлетворенным калекой. Я занимаюсь этим не потому, что мне это нравится, а потому, что это своеобразная потребность, ведь когда я нахожу те самые нужные слова и доношу их до народа, я получаю удовольствие».
Оразбаев уверен, что его главная цель как айтыскера — стать своеобразным мостом между народом и правительством.
«Цель не просто выйти на сцену и вступить в схватку с соперником, а через своего соперника поднять актуальные проблемы общества и донести их до властей от имени народа, при этом сделать это культурно, не создавая конфликтов между сторонами, — рассказывает акын. — Я на айтысы иду со своей миссией. Я не ставлю себе задания получить призовое место. Есть вопросы и проблемы, которые меня волнуют, и главная цель — выйти на сцену и высказать их от имени народа. Не важно, хорошо это получится или плохо, и получу я место или нет — мне все равно».
Еще один популярный акын — 28-летний Шугайып Сезимхан из Алматы — пришел в айтыс в девятом классе. В этом плане он пошел по стопам своего отца — айтыскера Сезимхана Жарысканулы, который смог передать сыну талант к импровизации. Сейчас у молодого акына насчитывается около трех тысяч подписчиков в инстаграме.
«Айтыс — это вид искусства, который передается с материнским молоком или кровью отца. Это не тот вид искусства, который, как писательство, приходит с опытом, учебой, а то, что передается в генах. Я считаю, что айтыс — это сердце и душа казахов. Это то, что поднимало настроение казахам во все времена. При помощи айтыса наши предки могли донести мысли, которые их волновали. При помощи айтыса можно было высказать свои проблемы на аудиенции у ханов. Казахи передавали свои горести и мечты при помощи айтыса», — объясняет Сезимхан.
Сезимхан, как и его коллега Оразбаев, уверен, что главная задача айтыскеров — поднимать актуальные проблемы и налаживать связь между государством и народом. Впрочем, так было не всегда, говорит акын.
«Основной элемент айтыса — это схватка между двумя акынами в умении импровизировать и оригинально доносить свои мысли, но в первые годы независимости Казахстана этот элемент отошел на второй план, а его место заняло поднятие социальных проблем. Теперь это превратилось в своеобразную традицию. И, к примеру, если акын сейчас не будет во время своего айтыса упоминать актуальные проблемы, то есть вероятность, что он не понравится членам жюри и даже народу», — объясняет айтыскер.
Организатор айтысов и их бессменный ведущий Журсин Ерман рассказывает, что последние 10 лет количество молодых акынов и поклонников айтыса неуклонно растет.
«Я это дело сравниваю с Кубой, очень бедная страна. Там жизнь сложная, но многие занимаются боксом, становятся чемпионами различных рангов, чемпионами мира, Олимпийских игр. Можно сказать, в один момент они становятся знаменитостями и зарабатывают большие деньги. Примерно такая же история у нас с айтысом, — рассуждает Ерман. — Айтыскер, если он талантлив, в течение года-другого становится звездой. Поэтому многие хотят стать айтыскерами. И несмотря на то, что искусство импровизации — это дар божий, все равно появляются новые таланты».
Айтысы проводятся не только в Казахстане, выступления импровизаторов также популярны у кыргызов (айтыш) и башкир (әйтеш). В Бишкеке и Оше ежегодно проводятся республиканские и международные состязания акынов, на которые съезжаются участники со всей Центральной Азии. Кыргызские акыны нередко принимают участие в политической жизни страны и даже участвуют в агитации за кандидатов на выборах.
Иллюстрации: Марина Маргарина / Медиазона
Цветок
По словам Шугайыпа Сезимхана, в первые годы независимости Казахстана трансляции айтысов были как никогда популярны и собирали у экранов десятки тысяч людей.
«В те времена весь народ собирался перед телевизорами, когда в эфире шел айтыс. Я помню времена, когда еще учился в школе, мы с нетерпением ждали момента, когда по телевизору шли айтысы. Мы всем аулом — с аксакалами, родителями, братьями, сестрами — все смотрели айтыс. В Северо-Казахстанской области в то время, когда кто-то назначал дату тоя на день, когда по телевизору шел айтыс, люди говорили, что не пойдут на той и будут смотреть айтыс по телевизору. Бывали случаи, когда людям приходилось менять дату тоя из-за айтысов, чтобы не потерять гостей», — вспоминает акын, добавляя, что сейчас аудитория айтысов все же стала меньше.
При этом, отмечает Сезимхан, в некоторых областях интерес к айтысу ничуть не угас — например, на западе Казахстана, где на выступлениях «буквально аншлаг». «Были моменты, когда люди настолько хотели увидеть айтыс, что выламывали двери и окна из-за того, что не вмещались в зале», — вспоминает акын.
Самый популярный айтыс, выложенный на ютуб, насчитывает 4 млн просмотров — это состязание Жандарбека Булгакова против Айнур Турсынбаевой 2013 года. Айтыс Рината Зайытова против Бек Шымата в 2016 году набрал 3,8 млн просмотров. Примерно столько же просмотров у нарезки айтысов Жансаи Мусиной — 3,5 млн. Среди самых просматриваемых есть и айтыс на русском языке — состязание Рината Зайытова против Балгынбека Имаша, выложенное на ютуб в 2009 году, оно набрало 2,4 млн просмотров.
На канале РТРК «Казахстан», который владеет эксклюзивными правами на трансляцию всех крупных айтысов, двух-трех часовые записи выступлений акынов набирают от 50 до 500 тысяч просмотров, в зависимости от того, насколько известные поэты там выступают.
Бытует мнение о том, что айтысы интересны только людям в возрасте, однако акын Оразбаев уверен, что оно ошибочно — искусство постоянно прогрессирует и привлекает к себе молодое поколение. «В некоторых случаях [молодые поклонники] даже отрывки из твоих айтысов, которые ты сам уже забыл, читают тебе наизусть», — говорит Оразбаев.
В сравнении с состязаниями прошлых лет, считает он, сейчас поэзия акынов-импровизаторов достигла наивысшей точки развития. «Если в прошлых айтысах только две строки касались заданной темы, то две другие могли быть абсолютно из другой оперы. Сейчас есть большое количество талантливых айтыскеров, которые в состоянии развить и продолжить ваши слова и мысли с любого момента, где бы вы не остановились», — хвастается акын.
Это отмечает и Шугайып Сезимхан. По его мнению, сейчас развитие айтыса сравнимо с настоящим классическим искусством, а импровизация, сочиняемая акынами на ходу, порой превосходит творения современных поэтов.
Впрочем, Сезимхан оговаривается, что айтыс отчасти утратил свою былую природу: раньше у акынов не было ограничений по времени («акыны могли закончить когда угодно или продолжать бесконечно»), не было и судей — победителя выбирали слушатели, а проигравший сам должен был признавать поражение.
«Тогда не было никаких ограничений и рамок. А нынешний айтыс — как цветок, посаженный в горшок — загнан в определенную форму и должен закончиться тремя или четырьмя раундами, во время которых акын должен успеть поздороваться с народом, рассказать о местности, где проходит айтыс, развить заданную тему и ответить сопернику», — объясняет акын.
Организатор айтысов Журсин Ерман добавляет, что союз айтыскеров уважает традиции, которые складывались веками, но перемен было не избежать, так как айтысы теперь транслируются по телевидению.
Трибуна
Сравнивая нынешние айтысы с теми, что проходили сто или двести лет назад, Болатбек Оразбаев замечает, что раньше представители власти — будь то ханы или баи — больше считались с тем, о чем пели айтыскеры во время своих выступлений.
«Раньше они боялись, что акыны могут сказать что-то лишнее. Ведь если в айтысе поднимались недостатки того или иного бая, то на следующий день слухи об этом ползли по всей степи. А в нынешнее время что акыны говорят на сценах, оно там же и остается. Хотя все еще есть представители власти, которые побаиваются слов акынов и не хотят, чтобы акыны упоминали их. Потому что они знают, что за акыном стоит народ, и, если он поддержит слова, сказанные на айтысе, то у властей будут большие проблемы. Поэтому хотят, чтобы акыны помалкивали и максимально не упоминали неудобные темы», — говорит Оразбаев.
По его словам, некоторые казахстанские чиновники продолжают посещать айтысы, несмотря на то, что могут услышать там критику проделанной ими работы. Например, на «Алтын домбыру» в 2019 году приходил на тот момент министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы. Зампредседателя партии Nur Otan Бауыржан Байбек «частенько присутствует на айтысах»; посещают состязания и акимы областей.
Несмотря на то, что многие поклонники айтысов считают советское время периодом застоя, тотального контроля и цензуры, Журсин Ерман отмечает, что 80-е годы были пиком посещаемости соревнований между акынами. При этом советские власти помогали с их организацией.
«Тогда мы не имели понятия, что такое спонсоры. Тогда айтысы проводили при поддержке власти, партии. А в независимом Казахстане при рыночных отношениях оказалось, что айтыс проводить — это большие деньги, аренда зала, питание, проживание, — объясняет глава союза айтыскеров. — Не скажу, что прям очень сложно [искать меценатов], но да, бывают трудности».
С середины 1940-х годов и вплоть до развала Советского Союза сценический айтыс носил по большей части неполитический характер и чаще всего был комплиментарным. Айтысы проводились под строгим контролем — советские чиновники заранее требовали тексты, не понимая, что это импровизация.
В годы перестройки у акынов вновь появилась возможность проводить межобластные айтысы в классическом стиле. В 1990-е годы и в начале 2000-х годов айтыс стал трибуной, с которой звучали острые социально-политические вопросы.
Иллюстрации: Марина Маргарина / Медиазона
Орудие
Как объясняет Журсин Ерман, партия решила поддержать айтысы, чтобы стать ближе к народу, и поэтому в качестве «орудия» был выбран наиболее популярный вид народного искусства.
«Партия Nur Otan сама, конечно, не дает денег, но подсказывает областным руководителям, крупным предприятиям, чтобы они поддержали айтыс. И поддержку они оказывают. Я не скажу, что появилась сильная цензура, как в советское время. Нет такого, чтобы что-то запрещали. Ну, советуют, [что не надо говорить]. А принимать эти советы или нет — это дело самих акынов», — говорит Ерман и подчеркивает, что контролировать содержание импровизации в принципе невозможно.
Акын Болатбек Оразбаев рассказывает, что партийцы не выдвигают каких-либо требований или запретов, но при этом нередко просят не поднимать ту или иную тему во время айтыса.
Есть и другая проблема — момент с импровизацией на «неугодную» тему могут вырезать из записи выступления, и она не попадает на телевидение.
«Складывается такое ощущение, что айтыскеры оставляют друг друга без ответов. Или получается так, что акын в своей песне отвечает на вопрос, который даже не был задан его оппонентом, [так как его вырезали]. Происходят конфузные ситуации для телезрителей. Поэтому люди, которые идут на айтысы вживую, очень хорошо относятся к ним, так как только там можно услышать полные версии выступлений», — говорит акын Оразбаев.
По словам Шугайыпа Сезимхана, он несколько раз был свидетелем собраний перед айтысами, на которых представители Nur Otan, спонсоры и организаторы просили акынов не разжигать межнациональную рознь и не критиковать чиновников, если для этого нет неопровержимых фактов. При этом он уверен — без поддержки властей и государства искусство айтыса придет в упадок.
Просьбы властей не поднимать какие-либо темы поступали и раньше, но талантливые акыны умели их обходить благодаря оригинальной подаче, говорит Сезимхан. Такая ситуация сложилась, например, на республиканском айтысе в 2016 году, который проходил на фоне протестов против возможной продажи земель Казахстана Китаю. Участников айтыса, вспоминает он, просили не поднимать этот вопрос и «не провоцировать народ, когда он только-только успокаивается».
Несмотря на просьбы представителей власти, волнующая общество тема все же была затронута акыном Еркебуланом Кайназаровым, который вступил в схватку с Жансаей Мусиной, рассказывает Сезимхан. В своем выступлении Кайназаров сравнил оппонентку с невспаханной землей, имея в виду, что она не замужем, и настало время «вспахать» ее. Он пел: «Я не отдам тебя ни китайцу, ни таджику, лучше я сам возьму тебя в аренду на 50 лет и сам посажу дыни и арбузы».
«С одной стороны он и подшучивал над Жансаей, а с другой стороны, вмещал в свои слова все проблемы с продажей земли. Тогда народ от души над этим посмеялся, хотя на самом деле под этой шуткой был большой подтекст. И народ, и судьи остались довольны, а Кайназаров получил главный приз», — говорит Сезимхан.
Жансая Мусина — одна из самых популярных современных женщин-акынов, но далеко не единственная. Также широко известны Сара Токтамысова, Айнур Турсынбаева, Айшолпан Тлеутай, Карлыгаш Аубакирова и Асем Ережекызы. Женщины принимают участие в айтысах наравне с мужчинами и нередко занимают призовые места.
Одна из самых известных женщин-акынов — Сара Тастанбеккызы (1853 — 1907). Ее айтыс против 37-летнего Биржан-сала Кожагулулы, состоявшийся в 1871 году, считается классикой жанра. В своем выступлении 18-летняя Сара подняла тему безысходности, бессилия и горькой судьбы казашки, мечтающей о свободной любви без принуждения.
Уже в 1946 году композитор Мукан Тулебаев написал оперу «Биржан и Сара» на основе этого айтыса. В честь Сары Тастанбеккызы названы село Акын Сара в Алматинской области, а также улицы в Алматы, Астане и Талдыкоргане.
Онлайн
Свои коррективы в индустрию айтысов внесла пандемия коронавируса, лишив акынов возможности выступать перед зрителями вживую. По словам Журсина Ермана, из-за карантинных мер несколько айтысов пришлось отменить. До этого состязания акынов в столице могли собрать от 1 500 до 2 500 человек, все билеты распродавались.
«Несмотря на это, мы в марте-апреле проводили онлайн-айтысы по радио. Это было, конечно, не то, что нам нужно. Все-таки без зрителей было очень трудно», — говорит Ерман.
Акын Сезимхана отмечает, что карантин сильно ударил по многим акынам — кто-то из них начал писать песни (или, как Болатбек Оразбаев, книги), а другие вернулись в родные аулы, чтобы заниматься хозяйством.
После ослабления карантина айтысы вновь начали проводить, но также без зрителей. В этом году уже провели два тура «Алтын домбыры»; финальная часть конкурса пройдет 8 декабря в Астане. Ерман планирует организовать еще несколько айтысов, но отмечает, что никто не знает, как будет развиваться ситуация с пандемией.
Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов