Что способствовало развитию древнерусской литературы
Развитие древнерусской литературы
Создание азбуки Кириллом и Мефодием, ее влияние на рост культуры славян. Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, развитие летописания и литературы. Устное народное поэтическое творчество как первоисточник формирования литературы.
Рубрика | Литература |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.05.2013 |
Размер файла | 39,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Развитие древнерусской литературы
1.1 Исторические предпосылки
1.2 Основные источники
1.3 Специфические особенности древнерусской литературы
1.4 Периодизация древнерусской литературы
2. Анализ произведения А.А. Блока «Незнакомка»
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.
1. Развитие древнерусской литературы
1.1 Исторические предпосылки
Литература зарождается в условиях развития классового общества и государственности. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
Возникновение древнерусской литературы неразрывно с процессом создания раннефеодального государства. Существовавшая на протяжении длительного времени призвания на русское княжение варягов опровергнута последними изысканиями, доказано, что Рюрик вместе с братьями не был варягом, а принадлежал к славянским племенам. Характерно, что восточнославянские племена пришли к образованию древнерусского государства, к феодализму, минуя стадию рабовладельческой формации.
Новая система общественных отношений, основанная на классовом господстве меньшинства над большинством трудового населения, нуждалась в идеологическом обосновании. Этого обоснования не могла дать ни племенная языческая религия, ни устное народное творчество, обслуживавшее ранее идеологически и художественно базис родового строя.
Развитие экономических, торговых и политических связей вызвало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы.
Письменность на Руси появилась задолго до принятия официального христианства. О существовании каких-то форм письменности у славян уже во второй половине IX века свидетельствуют черноризец Храбр и «Паннонское житие Кирилла».
Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовавшим быстрому культурному росту как южных, так и восточных славян. К концу IX первой четверти Х века древняя Болгария переживает период расцвета своей культуры. В этот период здесь появляются выдающиеся писатели: Иоанн Экзарх болгарский, Климент, Константин и сам царь Симеон. Созданные ими произведения сыграли важную роль в развитии древнерусской культуры. Близость древнерусского языка древнеславянскому способствовала постепенному усвоению письменности восточными славянами. славяне азбука летопись литература
Мощный толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988 году, которое помогло закрепить идеологически новые общественные отношения складывающегося феодального общества.
Для развития древнерусской культуры немаловажное значение имело то обстоятельство, что Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем самой высокой культуры. Византийская православная церковь, уже фактически к тому времени обособившаяся от западной римской католической, давала гораздо больший простор формированию национальных особенностей культуры. Если католическая церковь выдвинула в качестве литературного языка латинский, то греческая православная церковь допускала свободное развитие национальных литературных языков. Литературным церковным языком Древней Руси стал язык древнеславянский, близкий по своему характеру, грамматическому строю языку древнерусскому. Древнерусская литература способствовала развитию древнерусского языка, обогащающая его за счет устной народной речи.
В развитии книжной образованности, в то числе и литературы, большую роль играли монастыри, являвшиеся в первые годы своего существования очагом новой христианской культуры. Особенно велика была в этом отношении роль Киево-Печерского монастыря, созданного в середине XI столетия.
Итак, образование раннефеодального древнерусского государства и возникновение письменности явились необходимыми предпосылками появления литературы.
1.2 Основные источники
К этому периоду относится формирование народного эпоса, сыгравшего важнейшую роль в становлении оригинальной древнерусской литературы.
Героические песни дружинных певцов, эпические сказания о битвах, походах составляли своеобразную летопись, которая затем частично была закреплена письменностью.
Таким образом, фольклор основным источником, который давал образы, сюжеты формирующейся древнерусской литературе. Через фольклор в нее проникали не только художественная образность народной поэзии, отдельные элементы стиля, но и народная идеология.
Усваивая христианскую идеологию, народ приспосабливал ее к своим языческим понятиям и представлениям. Это и породило такую весьма характерную особенность русской жизни как «двоеверие», которое длительное время удерживалось в народном сознании, что получило отражение и в древнерусской литературе. На протяжении всей истории развития литературы устная народная поэзия была тем живительным источником, который содействовал ее обогащению.
Важную роль в формировании литературы сыграли также искусство устной речи и деловая письменность. Устные речи были широко распространены в жизненной практике раннефеодального общества.
Военачальники перед началом сражений обращались к своим воинам с речью, воодушевляя на ратный подвиг. Устная речь постоянно использовалась в дипломатических переговорах: отправлявшиеся выполнять свою дипломатическую миссию послы обычно заучивали слова, которые им приказывал передать тот или иной правитель. Эти речи содержали определенные устойчивые словосочетания, они отличались сжатостью, выразительностью. Словесные формулы вырабатывала также и деловая письменность. Лаконизм и точность выражений устной речи и деловой письменности способствовали развитию сжатого, афористического стиля изложения в литературных памятниках.
К ХI веку относится ряд дошедших до нас Служебных Миней, в том числе Новгородская 1095-1097 годов на сентябрь, октябрь и ноябрь. Такие сборники, как «Триодь постная» (содержала службы до наступления пасхи) и «Триодь цветная» (содержала службы на пасху и после пасхи), включали тексты молитв и песнопений, часть которых была создана талантливыми византийскими поэтами Романом Сладкопевцем, Иоанном Дамаскиным и другими.
Поэтические образы церковной гимнографии, входя постепенно в повседневный быт, становилась арсеналом художественных средств древнерусской письменности.
Сразу же по принятии христианства на древнерусский язык были переведены избранные отрывки из ветхозаветных библейских книг, составившие сборники так называемых Паремийников, предназначавшиеся для богослужебных чтений. Полностью текст пятидесяти ветхозаветных книг был переведен на древнерусский язык в 1499 году в Новгороде по инициативе архиепископа Геннадия.
Наибольшей популярностью из всех ветхозаветных книг пользовалась Псалтырь. По этой книге учили грамоте. Текст Псалмов заучивали наизусть.
Тексты канонических церковных книг почитались «священными» и пользовались непререкаемым авторитетом. Они считались источником «божественной мудрости», глубоко скрытый смысл которой нужно правильно истолковать и принять.
1.3 Специфические особенности древнерусской литературы
«Отдельные наблюдения над художественной спецификой древнерусской литературы имелись уже в работах Ф.И. Буслаева, И.С. Некрасова, И.С. Тихонравова, В.О. Ключевского». Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, М., 1979, с. 5.
Но только в конце ХХ века появились работы, излагающие общие взгляды их авторов на художественную специфику и на художественные методы древнерусской литературы. «Эти взгляды прослеживаются в работах И.П. Еремина, В.П. Андриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, С.Н. Азбелева». Кусков В.В. История древнерусской литературы, М., 1989, с. 9.
Д.С. Лихачев выдвинул положение о многообразии художественных методов не только во всей древнерусской литературе, но у того или иного автора, в том или ином произведении.
Характерным свойством средневекового мышления являлись ретроспективность и традиционализм. Так, древнерусский писатель постоянно ссылается на тексты «писания», которые он истолковывает не только исторически, но и аллегорически, тропологически и аналогически.
Древнерусский писатель творит свое произведение в рамках устоявшейся традиции: он взирает на образцы, каноны, не допускает «самомышления», т.е. художественного вымысла. Его задача передать «образ истины». Этой цели подчинен средневековый историзм древнерусской литературы. Все события, происходящие в жизни человека и общества, рассматриваются как проявление божественной воли.
Таким образом, символизм, историзм, ритуальность или этикетность и дидактизм являются ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы, вбирающего в себя две стороны: строгую фактографичность и идеальное преображение действительности.
1.4 Периодизация древнерусской литературы
По установившейся традиции в развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства.
3. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII веков).
Однако при периодизации литературного процесса необходимо учитывать:
· Круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период.
· Характер идей, тем, образов, отразившихся в литературе.
· Ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.
Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI века:
— Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.);
— «Изборник великого князя Святослава 1073 г.».
Большинство произведений, создававшихся в XI-XII веках, сохранились лишь в поздних списках XIV-XVII веков.
Центральной темой древнерусской литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности.
В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, автографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении.
В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанра путешествий, исторических повестей.
Вершиной литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве», прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими произведениями являются «Слово» Даниила Заточника и «Слово о погибели Русской земли».
Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва.
Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная русским народом на поле Куликовом в сентябре 1380 года над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти сила способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя Московского.
В XV веке достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание сыграло важную роль в развитии древнерусской литературы.
Развитие стиля «идеализирующего биографизма» намечается в литературе Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
В литературе возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций.
Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкости, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу.
Официальным стилем эпохи становится репрезентативный, пышный, велеречивый стиль макарьевской литературной школы. Политическая публицистическая литература рождает более свободные, живые литературные формы, связанные с деловой письменностью, повседневным бытовым укладом.
Шестой период развития древнерусской литературы падает на XVII век. Характер литературного развития позволяет выделить в этом периоде два этапа:
1-й: от начала века до 60 годов;
Развитие древнерусской литературы XI-XII веков идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллитризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII веке это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров. Каждый жанр древнерусской обладал устойчивой внутренней композиционной структурой, своим канонам и имел «свой стилистический шаблон».
Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» поэт проносит это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Находясь под влиянием теории В. Соловьёва о Вечной Женственности, нетленном и божественном начале, Блок создает свой первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме», изданный в 1905 году. Образ Дамы здесь не имел ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание.
Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город». В этот период творчество Блока вышло на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к типичной для романтизма теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал Жуковский. В соответствии с постулатами двоемирия ткань обыденной жизни прозрачна и сквозь нее все равно прорывается иной мир, мир гармонии и красоты.
Образ Прекрасной Дамы в новом периоде творчества претерпевает серьезные изменения: теперь возлюбленная приобретает реальные черты. Этот образ является центральным в стихотворении «Незнакомка».
Во второй части стихотворения в этом дешевом образе герой внезапно начинает различать черты Прекрасной дамы:
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали:
…И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, некоего сказочного существа («древние поверья», «очарованная даль», «дыша духами и туманами») и черты реальной женщины («кольца», «шляпа с перьями», «шелка»).
Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени.
Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.
Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.
1. История России. С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996.
2. М.Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР. Выпуск I. М., 1962.
3. Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995.
1. Быстрова А. Мир культуры (основы культурологии). Учебное пособие М.: ЮКЭА, 2000г. 686с.
2. Водорезов Н. История древней русской литературы. Учебник для студентов. М.: Просвещение, 1972г. 383с.
3. Гриненко Г. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998г. 669с.
5. Емохонова Л. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: Академия, 1994г. 448с.
6. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. Учебник для вузов. М.: «Nota bene», 1998г. 536с.
7. Кондалов И. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,1997г. 687с.
8. Мячин А. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече 2000г. 624с.
9. Смелкова З. Литература как вид искусства. М.: Флинте, Наука, 1997г. 280с.
10. Творогов О. Древнерусская литература и её роль. Ленинград, 1985г. 126с.
11. Шаталов С. Литература вид искусства. М.: Знание, 1981г. 160с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести.
реферат [22,7 K], добавлен 20.11.2002
Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.
реферат [27,4 K], добавлен 26.08.2009
Развитие литературы и культуры казахского народа. Творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы, композитора, выдающегося общественного деятеля. Самобытность и оригинальность творчества Абая. Идейная близость поэта к русской литературе.
доклад [16,6 K], добавлен 06.05.2009
Возникновение и развитие литературы русского зарубежья. Характеристика трех волн в истории русской эмиграции. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны, их непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и ее жанров.
презентация [991,4 K], добавлен 18.10.2015
Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.
реферат [26,0 K], добавлен 13.08.2009
Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.
курсовая работа [60,4 K], добавлен 20.12.2010
Процесс становления сатирической литературы XVII в. Пословицы и поговорки в работе Аввакума «Житие». Особенности смеховой культуры Руси, развитие новой литературы. Татищев и его философские воззрения. Вклад М. Ломоносова в развитие отечественной культуры.
реферат [28,1 K], добавлен 23.04.2013
Особенности развития древнерусской литературы
В реферате рассматриваются следующие вопросы: история возникновения литературы Древней Руси, ее периодизация, характер и типы древнерусских рукописей, жанры, литературный этикет, гражданственность и патриотизм древнерусской литературы, авторское право, пути развития древнерусской литературы.
Просмотр содержимого документа
«Особенности развития древнерусской литературы»
Особенности развития древнерусской литературы
Литература Древней Руси… XI – XVII века. Устойчивые, трудно меняющиеся приемы и жанры, особенный, свойственный средневековому человеку взгляд на мир. Громадные временные пространства, которых не будет знать ни одна из последующих литератур: семь веков!
Удивительна история древнерусской книжности. Ею интересовался Пётр I. По его указу начали собирать различные рукописи на пергаменте и бумаге, была изготовлена копия Радзивиловской летописи. Энергично собирал древние рукописи и особенно летописи сподвижник Петра I, знаменитый русский историк В. Н. Татищев.
В 20-х гг. XVIII в. академики Г. Ф. Миллер и Авг. Шлецер также внесли большой вклад в изучение и издание различных памятников русской истории.
Очень многое для изучения древнерусской литературы сделал знаменитый просветитель XVIII в. Н. И. Новиков. В 1772 г. он выпустил «Опыт исторического словаря о российских писателях», в котором были даны сведения более чем о 300 писателях с начала русской письменности.
Собирание рукописей и их публикации еще более усилились в XIX в. Особенное значение имела деятельность собирателя графа Н. П. Румянцева, выдающегося русского филолога А. X. Востокова, митрополита Евгения Болховитинова, сотрудника Румянцева П. М. Строева.
Во второй половине XIX в. развертывается научная деятельность крупнейших русских историков литературы: Ф. И. Буслаева, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова и Александра Н. Веселовского.
Независимо друг от друга А. А. Шахматов в Петербурге и В. Н. Перетц в Киеве организовали школу текстологических исследований памятников древнерусской литературы.
Исследователи советского периода, продолжая работы А. А. Шахматова, создали общую историю русского летописания, которая оказалась основой для построения истории литературы.
Большой вклад в литературоведческую интерпретацию истории русского летописания был сделан Д. С. Лихачевым.
Такая интересная и богатая история исследований древнерусской литературы не может не пробудить большого интереса к предмету этих исследований, к знакомству с особенностями развития древнерусской литературы.
1. История возникновения литературы Древней Руси
Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность ее развития неоспоримо свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями. Письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в междукняжеских и международных отношениях, в юридической практике. Появление письменности стимулировало деятельность переводчиков и переписчиков, а главное — создало возможности для появления оригинальной литературы, как обслуживающей нужды и потребности церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи).
«книгам прилежа, и почитая е (читая их), часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо (переводя с греческого языка). И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются
ученья божественаго». Далее летописец приводит своеобразную похвалу книгам: «Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью (книги наставляют и учат нас покаянию), мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища (источники) мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Исследуя историю приобщения Руси к книжности Византии и Болгарии,
Д. С. Лихачев указывает на две характерные особенности этого процесса:
Речь идет не о влиянии византийской литературы на древнеболгарскую, а этой последней на русскую или сербскую. Следует говорить о своеобразном процессе трансплантации, когда литература как бы целиком переносится на новую почву, но и здесь, как подчеркивает Д. С. Лихачев, ее памятники «продолжают самостоятельную жизнь в новых условиях и иногда в новых формах, подобно тому как пересаженное растение начинать жить и расти в новой обстановке».
2. Периодизация истории литературы Древней Руси
«Повести временных лет». Это век единого древнерусского Киево-Новгородского государства.
Появление литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание.
Целый ряд общих черт этих двух периодов позволяет рассматривать оба периода в их единстве. Оба первых периода характеризуются господством монументально-исторического стиля.
Во второй половине XV в. в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной светской повествовательной литературы (беллетристики), возникают первые оригинальные памятники такого типа, как «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». Эти явления были связаны с развитием реформационно-гуманистических движений в конце XV в. Однако недостаточное развитие городов, подчинение Новгородской и Псковской республик, подавление еретических движений содействовало тому, что движение к Возрождению затормозилось. Завоевание турками Византии (1453 г.), с которой Русь была тесно связана культурно, замкнуло Русь в собственных культурных границах. Организация единого Русского централизованного государства поглощала
основные духовные силы народа. В литературе развивается публицистика. Внутренняя политика государства и преобразования общества занимают все больше и больше внимания писателей и читателей.
С середины XVI в. в литературе все больше сказывается официальная струя. Наступает пора «второго монументализма»: традиционные формы литературы доминируют и подавляют возникшее было в эпоху русского Предвозрождения индивидуальное начало в литературе. События второй половины XVI в. задержали развитие беллетристичности, занимательности литературы.
XVII век — век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуального начала во всем: в самом типе писателя и в его творчестве; век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности, индивидуального, личностного протеста, связанного с трагическими поворотами в биографии писателя. Личностное начало способствует появлению силлабической поэзии и регулярного театра.
Семнадцатым веком и завершилась литература Древней Руси как особенное явление русской и мировой культуры.
3. Характер и типы древнерусских рукописей
Но бывало и так, что переплетчик собирал имевшиеся у него отдельные тетради разного времени и разных писцов и переплетал их просто потому, что они были одного формата или объединялись им по содержанию и пр. Такие сборники рукописей, переписанные разными писцами и иногда в различное время, принято называть конволютами.
Из сборников, писанных одним писцом, также различаются сборники определенного, т. е. традиционного, содержания, как например «Златоструй», «Измарагд», «Торжественник» и пр., и сборники неопределенного содержания, отражающие индивидуальные вкусы и интересы того или иного писца, писавшего и подбиравшего в них материалы для себя или для своего заказчика.
может быть наклонным, но еще сохранять четкость и раздельное написание каждой буквы; почерк этот появляется с конца XIV в.) и, наконец, скоропись, в которой буквы, как и в наших рукописях, соединяются между собой, что давало писцу возможность писать относительно быстро.
4. Жанры древнерусской литературы
Об истории мира рассказывали хроники и хронографы. Интерес к прошлому Вселенной, истории других стран, к судьбам великих людей древности удовлетворялся переводами византийских хроник. Хроники эти начинали изложение событий от сотворения мира, пересказывали библейскую историю, приводили отдельные эпизоды из истории стран Востока, рассказывали о походах Александра Македонского, а затем об истории стран Ближнего Востока. Доведя повествование до последних десятилетий перед началом нашей эры, хронисты возвращались вспять и излагали древнейшую историю Рима, начиная от легендарных времен основания города. Из переводов византийских хроник наибольшую известность на Руси в XI в. получили переводы «Хроники Георгия Амартола» и «Хроники Иоанна Малалы».
Одной из определяющих черт композиции хроник являлось их стремление к исчерпывающей полноте династического ряда. Эта черта характерна и для библейских книг (где следуют длинные перечни родословных), и для средневековых хроник, и для исторического эпоса.
течение нескольких веков. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повести временных лет». Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В «Повести» рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.
О древнейшем периоде «истории» в ее богословской интерпретации рассказывали библейские книги и излагавшие их с толкованиями и рассуждениями палеи (от греч. палайос — древний).
Большое распространение имели также сборники коротких, обычно остросюжетных рассказов из жизни монахов какой-либо обители — монастыря или скита; такие сборники именовались патериками.
Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и «словами».
В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники, раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали.
Большое место в древнерусской переводной письменности занимала патристика. Это сочинения тех римских и византийских богословов III-VII вв., которые пользовались в христианском мире особым авторитетом и почитались как «отцы церкви»: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, Афанасия Александрийского и других. В этих произведениях разъяснялись догматы христианской религии, толковалось Священное писание, утверждались христианские добродетели и обличались пороки, ставились различные мировоззренческие вопросы. В то же время произведения как
учительного, так и торжественного красноречия имели немалое эстетическое значение.
Говоря о системе жанров древнерусской литературы, необходимо отметить важнейшее обстоятельство: эта литература долгое время, вплоть до XVII в., не допускала литературного вымысла. Откровенный вымысел допускался лишь в одном жанре — жанре аполога, или притчи. Это был рассказ-миниатюра, каждый из персонажей которого и весь сюжет существовали лишь для того, чтобы наглядно проиллюстрировать какую-либо идею. Это был рассказ-аллегория, и в этом заключался его смысл.
Постоянный интерес у древнерусских книжников вызывали апокрифы. Так назывались легенды о библейских персонажах, не вошедшие в канонические (признанные церковью) библейские книги, рассуждения на темы, волновавшие средневековых читателей: о борьбе в мире добра и зла, о конечной судьбе человечества, описания рая и ада или неведомых земель «на краю света».
Значит ли это, что древнерусского читателя интересовали только мировоззренческие проблемы, что духовный мир человека раннего средневековья был иным и кардинально отличался от духовного мира человека
5. Литературный этикет Древней Руси
Понятие о литературном этикете Древней Руси разработано в исследованиях Д. С. Лихачева. Он отмечает, в частности, что литературный этикет включает:
1) представления о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий;
2) представления о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;
3) представления о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся.
Это этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный.
Проиллюстрировать осуществление принципов литературного этикета можно следующим примером. В житии святого, согласно требованиям этикета, должно было рассказываться о детстве будущего святого, о благочестивых его
родителях, о том, как он с младенчества тянулся к церкви, чуждался игр со сверстниками и т. д. Этот сюжетный компонент обязательно присутствовал в житии, при этом он выражался в разных житиях одними и теми же словами: таким образом, существовал не только этикет ситуации, но и этикет выражения. Вот начальные фразы нескольких житий, принадлежащих разным авторам и написанных в разное время:
Феодосий Печерский «душею влеком на любовь божию, и хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг с всемь въниманиемь, еще же и к детьмь играющим не приближашеся, якоже обычай есть уным, н(о) и гнушашеся играм их. К сим же и датися на учение божествьнных книг. И въскоре извыче вся граматикия».
Нифонт Новгородский «вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре никако извыкшу книжное учение, и нимало исхожаше с сверстники своими на игры детьския, но паче прилежаше к церкви божий и въсласть почиташе божественная писания».
Варлаам Хутынский «по времяни же вдан бысть учити божественым книгам, темже вскоре некосно (быстро) извыче божественая писания. не убо уклоняющеся на некия игры или позоры (зрелища), но паче на прочитание божественных писаний».
В летописях обнаруживается подобная картина: совпадают текстуально описания битв, из одних и тех же компонентов состоят княжеские характеристики-некрологи или характеристики церковных иерархов.
Литературный этикет Древней Руси свидетельствует о высокой книжной культуре писателей, которые именно в силу своей выученности строили свое повествование согласно канонам литературного этикета, охотно демонстрировали свою начитанность, черпая фрагменты и сюжеты из образцовых произведений, из сочинений классиков византийской и славянских литератур. Летописец трафаретно изображал восшествие князя на престол или битву не потому, что не сумел описать это по-своему, а потому, что считал своим долгом следовать чину и ритуалу.
Бедность деталями, бытовыми подробностями, стереотипность характеристик, неискренность речей персонажей — все эти черты присущи многим памятникам древнерусской литературы, в том числе и произведениям писателей-профессионалов, среди которых немало подлинно талантливых авторов. Эти черты полностью соответствовали позиции древнерусского книжника, его взгляду на литературу как на высокое искусство, призванное повествовать лишь о значительном, о вечном, стремящееся избегать мирских мелочей и бытовых подробностей.
Но схема срабатывала не всегда. Древнерусские книжники были живыми, наблюдательными, а часто и высокоталантливыми людьми, нет-нет да и нарушавшими рассмотренные выше каноны. Именно эти случаи нарушения
особенно дороги, они привлекают внимание современного читателя, восхищают
Несмотря на важную роль литературного этикета, в значительной мере регламентировавшего литературное творчество, древнерусская литература не была литературой без развития, в которой в течение долгого времени повторялись бы одни и те же темы, образы, литературные штампы. Д. С. Лихачев в книге «Человек в литературе Древней Руси» показал, как эволюционировали стили древнерусской литературы, как вместе с ними изменялся и сам литературный этикет, его принципы, средства его воплощения.
6. Гражданственность и патриотизм древнерусской литературы
«Средневековый историзм» русской литературы XI-XVII вв. находится в связи с другой важной ее чертой, сохранившейся и развивавшейся в русской литературе вплоть до наших дней: ее гражданственностью и патриотизмом.
Призванный рассматривать действительность, следовать этой действительности и ее оценивать, древнерусский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как труд служения родной стране. Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала разнообразными и всегда высокими идеалами.
Высокий патриотизм древнерусской литературы связан не только с гордостью авторов за Русскую землю, но и с их скорбью по поводу понесенных поражений, со стремлением вразумить князей и бояр, а порой и с попытками их осудить, возбудить против худших из них гнев читателей.
Это чувство высокого призвания писателя передается и русской литературе нового времени. Русская литература развивается под влиянием чувства высокой общественной ответственности ее создателей. Это постоянная особенность русской литературы на протяжении всего ее существования.
7. Авторское право древнерусских писателей
В Древней Руси мы встречаемся с двумя диаметрально противоположными решениями проблемы авторства. С одной стороны, большинство из древнерусских произведений анонимно. Мы не знаем имени автора «Слова о
полку Игореве», авторов очень многих древнерусских произведений, авторов таких шедевров, как «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о погибели Русской земли» или «Казанская история».
Авторы житий чаще называют себя в заголовках своих произведений, но, видимо, здесь сказывается не столько стремление отметить свое авторство, сколько удостоверить своим именем, что житие и сопровождающий его обычно рассказ о чудесах изложены самовидцем — сподвижником или учеником святого.
Книгопечатание, появившееся в Москве в середине XVI в., очень слабо изменило характер и способы распространения литературных произведений. В основном и в XVII в. литературные произведения продолжали распространяться путем переписки. При переписывании писцы вносили свои поправки, изменения, сокращения или, наоборот, развивали и расширяли текст. В результате памятники древней русской литературы по большей части не имели устойчивого текста. Новые редакции и новые виды произведений появлялись в ответ на новые требования, выдвигавшиеся жизнью, или возникали под влиянием изменений литературных вкусов.
Некоторые из древнерусских литературных сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из других произведений.
8. Пути развития литературы Древней Руси
В работе «Пути к новой русской литературе» Д. С. Лихачев рассматривает несколько магистральных направлений развития древнерусской литературы, направлений, подготовивших переход от литературы русского средневековья к литературе нового времени:
возрастание личностного начала в литературе (все более решительное проявление авторского начала, индивидуализация стиля),
расширение социальной среды литературы, то есть социального круга лиц, которые могут стать героями литературных произведений: от святого подвижника или князя в первые века развития русской литературы до кабацких ярыжек (пьяниц), мелкого духовенства, приказного люда, крестьян.
снижение роли литературного этикета. В частности, это проявляется в том, что вместо этикетного изображения условного характера –
увеличение «сектора свободы», которое проявилось также и в том, что писатель стал неизмеримо свободнее в выборе сюжетов или сюжетных ситуаций. В литературу полноправно входит вымысел. Строгая жанровая система, характерная для литературы XI-XVI вв., все более расшатывается; появляются или получают все большее распространение жанры, совершенно не имеющие деловых функций, обильно переписываются произведения народной сатиры, переводные рыцарские романы, нравоучительные, но по сути дела сюжетно занимательные новеллы — фацеции; в XVII в. возникают силлабическое стихотворство и драматургия. Словом, в истории развития древнерусской литературы, особенно в литературе XVII в., мы обнаруживаем повсюду тенденции, сближающие средневековую по своему типу литературу с литературой нового времени.
И в настоящее время значение древнерусской литературы очень велико. Она помогает нам понять достижения великой русской литературы XIX и XX вв. В древнерусской литературе находятся истоки высокой гражданственности и идейности русской литературы. Древняя русская литература передала русской литературе нового и новейшего времени свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ будет гордиться всегда. К таким произведениям относятся прежде всего «Повесть временных лет» — первая русская летопись, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хождение за три моря Афанасия Никитина», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Горе-злосчастии». Перечисленные произведения далеко не исчерпывают собой все то лучшее, что создала русская литература за первые семь столетий своего существования.
Список использованной литературы:
1. Быстрова А. Мир культуры (основы культурологии). Учебное пособие М.: ЮКЭА, 2000.
2. Водорезов Н. История древней русской литературы. Учебник для студентов. М.: Просвещение, 1972.
3. Гриненко Г. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998.
5. Емохонова Л. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: Академия, 1994.
6. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. Учебник для вузов. М.: “Nota bene”, 1998.
7. Кондалов И. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997.
8. Лихачев Д. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973.
11. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л., 1971.
12. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
13. Мячин А. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 2000.
14. Смелкова З. Литература как вид искусства. М.: Флинте, Наука, 1997. 15.Творогов О. Древнерусская литература и её роль. Ленинград, 1985.