Что способствовало развитию древнерусской культуры
1. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Правовые нормы восточных славян вначале также существовали в виде неписанных племенных обычаев. Возможно, именно о них упоминается в договоре с греками 911 г., где говорится о том, что воины Олега клялись «по закону и покону» русскому. Через некоторое время на основе обычного права сложились феодальные юридические нормы, зафиксированные в своде русских законов — «Русской правде».
При Владимире Святославиче в 988 г. на Руси в качестве государственной религии было введено христианство. Оно способствовало укреплению и дальнейшему развитию более прогрессивного, феодального способа производства, открыло широкие возможности для развития древнерусской культуры и приобщило Русь к передовой в то время культуре Византии. Вместе с тем христианство в руках феодалов стало мощной силой идеологического воздействия на народные массы и культурную жизнь общества. «Средние века, — писал Ф. Энгельс, — присоединили к теологии и превратили в ее подразделения все прочие формы идеологии: философию, политику, юриспруденцию»[51]. Главным следствием введения христианства — религии классового общества — было укрепление на Руси феодального строя. Древнерусская культура развивалась преимущественно в рамках суровых канонов, выработанных церковью. Этому способствовало и то, что земля — основное средство материального производства — принадлежала феодалам. Феодалы во главе с князем и церковниками выступали главными заказчиками больших культовых сооружений, монументальных росписей, художественных изделий прикладного искусства. Именно поэтому вкусы и идеология господствующего класса в первую очередь нашли отражение в древнерусской культуре X–XIII вв. Но мотивы народного аграрного мировоззрения — свадебная, новогодняя и русальная обрядность с ее жизнеутверждающим пониманием красоты — также проникали в произведения искусства феодальной культуры и оказывали на них большое влияние.
Формирование и развитие древнерусской культуры проходило в условиях острой классовой и идеологической борьбы, суть которой заключалась в противоборстве двух укладов: остатков старого, родоплеменного с новым — феодальным. Одним из проявлений этой борьбы было упорное сопротивление народных масс введению феодальной эксплуатации и христианства. Писатель — публицист XI в, Иларион, говоря о введении христианства, вынужден был признать отрицательное отношение к нему части населения Руси. Он писал: «Да аще кто и не любовію, нъ страхомъ повелевавшааго (т. е. Владимира. — Ред.) крьщаахуся понеже б? благов?ріе его сь властію съпряжено». Древние языческие верования на Руси оказались очень стойкими и продолжали существовать рядом с новой христианской религией. Поэтому в древнерусских литературных произведениях нередко встречаются упоминания о тех, кто «молиться под овином или в рощении у воды», «жрут (т. е. Поклоняются. — Ред.) бесом и кладезем».
Яркие проявления языческих влияний и верований в древнерусской культуре наблюдаются в произведениях прикладного искусства. На Руси значительное распространение получили так называемые змеевики — гривны, на которых рядом уживались христианские изображения святых с языческой Медузой Горгоной со змеями.
В качестве примера может служить известная золотая «Черниговская гривна» Владимира Мономаха, обнаруженная в 1821 г. на р. Белоусе вблизи Чернигова.
Важное значение для развития древнерусской культуры имели экономические и политические связи с соседними народами. Водный путь «от Грек» соединял Киевскую Русь с центрами эллино — византийских культур на юге и странами Западной Европы на севере. Население Руси, особенно западных земель, поддерживало тесные экономические и культурные контакты с Венгрией, Польшей и Чехией. В произведениях искусства можно наблюдать черты, указывающие на связи с Кавказом, Средней Азией, хазарами и арабами. Особое значение для культуры Руси имело тесное общение с Византийской империей. С введением христианства в Киевской Руси значительно усилилось византийское влияние. Этому способствовало распространение в быту феодальной знати византийских изделий: тканей — паволок, ювелирных украшений и произведений искусства, заморских вин, пряностей и т. д.
Представители буржуазной историографии, пытаясь принизить древнерусскую культуру, сводили и сводят ее развитие к механическому подражанию тем или иным, в частности, византийским образцам. Искусство Руси они рассматривали и рассматривают как почти целиком «византийское на русской почве» или «провинциальное византийское», т. е. такое, которое не имело своих собственных самобытных черт. Характерными в этом отношении являются взгляды на развитие древнерусского зодчества. Большое каменное строительство в Киеве, развернувшееся при Владимире Святославиче и особенно Ярославе Владимировиче, без всяких на то оснований полностью связывалось с приезжими мастерами — греками. Безусловно, передовая в то время византийская строительная культура оказала большое влияние на развитие каменного зодчества на Руси, в частности на культовую и частично дворцовую архитектуру. Но в оборонительных сооружениях, жилищах массовой застройки, мемориальных памятниках — курганах пирамидальной формы — нашли свое отражение эстетические вкусы восточных славян, сыгравшие в дальнейшем значительную роль в становлении древнерусской архитектуры.
Возведение монументальных архитектурных построек в конце X — начале XI в. требовало наличия ремесленников разных профессий, и такие мастера уже были на Руси. Об этом свидетельствуют письменные и археологические источники. Так, когда в 50–х годах XI в. Ярослав Мудрый начал в Киеве строительство церкви в честь своего патрона Георгия и при этом обнаружилась нехватка рабочих, князь приказал: «…возвестиша на торгу людем, да возьмут кождо по ногате на день. И бысть множество делающих. И тако вскоре конча церковь».
Важную роль местных мастеров в древнерусском строительстве подтверждают и славянские надписи, довольно часто встречающиеся на плинфе — древнем кирпиче и на голосниках — керамических сосудах, которые применялись при возведении зданий для облегчения сводов и улучшения акустики.
Исследование мозаик в Софийском соборе в Киеве показало, что часть их (композиция «Сорок мучеников») выполнена местными мастерами.
В «Киево — Печерском патерике» сохранились сведения об украшении мозаиками Успенского собора Печерского монастыря. В выполнении мозаик вместе с мастерами — греками принимал участие выдающийся художник киевлянин Алипий (Алимпий).
Последнее время стали известны имена русских мастеров Георгия, Сежира, Алисея, Стефана, Микулы и Радка, расписывавших фресками Софийский собор в Новгороде в XI–XII вв.
Древнерусская архитектура формировалась под влиянием византийского и частично романского искусства. Однако древнерусские мастера не просто копировали византийские образцы, в ходе творческого процесса они вносили в них новые черты, соответствовавшие местным культурным запросам, традициям и вкусам.
Письменные источники и археологические исследования опровергают утверждения о внезапном появлении письменности на Руси одновременно с введением христианства в 988 г. Подобный взгляд не способен объяснить многих явлений культурной жизни Руси, в частности слишком быстрого появления уже в первой половине XI в. таких выдающихся оригинальных литературных произведений, как «Слово о законе и благодати» Илариона и мастерски выполненных книг, таких, как Остромирово евангелие 1056–1057 гг., в котором заметны давние традиции в изготовлении книг. Письменность, бесспорно, знали на Руси еще в языческое время. Об этом свидетельствуют договоры Руси с греками 911 и 944 гг., вошедшие в «Повесть временных лет», и некоторые археологические находки.
Длительное время в науке бытовало мнение, что письменность на Руси имела исключительно церковный характер и была привилегией лишь узкого круга людей — представителей феодальной верхушки и духовенства. Подобные утверждения опровергаются находками берестяных грамот, написанных в своем большинстве простыми людьми, и граффити надписями на стенах архитектурных сооружений, надписями на ремесленных изделиях.
Появление на Руси с введением христианства болгарских так называемых кирилло-мефодиевских переводов оказало положительное влияние на развитие древнерусской письменности, литературы и языка.
Одной из важных особенностей культуры Древней Руси являлось развитие ее на родном древнерусском языке, носителем которого была древнерусская народность, сложившаяся из восточнославянских племен в процессе образования Киевской Руси.
Заметное влияние не древнерусскую культуру, особенно ее литературу и искусство, а также общественную мысль имела идеологическая борьба с Византией в XI–XII вв. Обострение отношений обусловил правовой статус древнерусской церкви, попавшей со времени принятия христианства в зависимость от константинопольского патриархата. Византия, используя подчиненность церкви, пыталась превратить Русь в свою культурную провинцию. Эти притязания привели к острой идеологической борьбе, продолжавшейся почти полтора века. Особой остроты она достигла в XI в., при княжении Ярослава Мудрого, и привела к военному конфликту в 1043 г. Идеологом и вдохновителем борьбы выступил упоминавшийся выше первый митрополит из русских, писатель и общественный деятель Иларион. В своем «Слове о законе и благодати» он сформулировал политические и некоторые культурные требования своего времени.
Заметную роль в развитии общественной мысли в конце XI и в XII в. сыграл Печерский монастырь в Киеве, который некоторое время являлся центром консолидации патриотических сил Руси. Он вступал в конфликты с представителями официальной власти, особенно с митрополитами — греками, пытавшимися проводить враждебную Руси церковную политику. Печерский монастырь в XI — первой половине XII в. был крупным центром культуры Руси. В нем творили выдающиеся летописцы — Никон и знаменитый Нестор. Тут сформировались оригинальные части древнерусского летописания: его публицистическое направление, принципиальность, поучительный характер. В стенах монастыря были написаны выдающиеся литературные произведения — «Повесть временных лет» и «Киево — Печерский патерик». В монастыре трудились известные древнерусские писатели: Иаков Мних, Феодосий Печерский, Поликарп. Воспитанниками монастыря были: художник Алипий, врач Агопит и много других прогрессивных деятелей Руси.
В XII — первой половине XIII в. развитие древнерусской культуры происходило в трудных условиях феодальной раздробленности Руси. Но это не был упадок — регресс. Несмотря на княжеские усобицы и постоянную половецкую угрозу, в древнерусской культуре этого времени наблюдаются все новые достижения и успехи. По своему содержанию она становится более демократичной: к культурной жизни приобщаются новые территории, города и общественные силы. Среди заказчиков культовых зданий, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий появляются зажиточные представители посадского люда со своими взглядами и вкусами.
В это время на Руси творили многие известные зодчие; имена некоторых из них сохранились до наших дней. Это киевлянин Петр Милонег, строитель городов на Волыни Алекса, новгородский мастер Петр, резчик по камню холмский «хитрец» Авдий, мастер Иван из Смоленска и др.
Развитие древнерусского зодчества в XII в. — яркий пример того, как под влиянием местных условий постепенно изменялись и переосмысливались византийские схемы и возникали новые оригинальные архитектурные формы и решения.
К особенностям культуры XII в. относится появление местных черт в летописании, архитектуре и живописи. Но главным, как и прежде, было осознание деятелями культуры общерусского единства. Это объясняется тем, что культура удельных княжеств развивалась на общей культурной основе Киевской Руси. Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству и сплоченности нашло отражение в литературных произведениях XII в. В частности, автор «Слова о полку Игореве» выразил глубокую озабоченность о судьбе Руси, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.
К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Переяслав, Галич, Холм и др. Киев еще в период княжения Ярослава Мудрого превратился в крупный центр культуры, ремесла и торговли. Он поражал современников своими размерами, многолюдностью, величественными сооружениями, такими, как Десятинная церковь, Софийский собор, торжественные Золотые ворота с надвратной церковью, патрональные монастыри и княжеские дворцы. В период наивысшего расцвета Киев по количеству населения и размерам не только не уступал крупным западноевропейским городам, но и во многом превосходил их. Не удивительно, что современникам он казался: «величьеством сіающ», а путешественник Адам Бременский называл его «украшением Востока».
В крупных древнерусских городах — центрах культуры — творили выдающиеся писатели и переписчики книг, переводчики, художники — миниатюристы, архитекторы, мозаисты и мастера фресок, работали искусные ювелиры — «златокузнецы», резчики по кости, кузнецы, оружейники и гончары. Художественные изделия древнерусских ремесленников были хорошо известны далеко за пределами Руси.
Большие культурные достижения и политические успехи Древней Руси уже в 50–е годы XI в. дали возможность писателю Илариону с гордостью сказать: «Не въ худ? бо и нев?дом? земли владычьствоваша, не въ Руськ?, яже в?дома и слышима есть вс?ми четырьмя конци земли». И действительно, как свидетельствуют источники, Русь кроме Византии была хорошо известна в Германии, Венгрии, Польше, Норвегии, Чехии, Франции В др. Со многими из этих стран она была связана торговыми и дипломатическими отношениями. Широкое распространение получили династические связи с дворами западноевропейских стран, что также указывает на большой политический авторитет Киевской Руси.
В Чехии, Армении, Византии и южнославянских странах распространился культ русских святых Бориса и Глеба, их жития и «Житие Феодосия Печерского». В XIII в. в Сербии были известны произведения Илариона, что нашло отражение в житиях, написанных монахом Дементианом, в Болгарии — «Повесть временных лет», проповеди Кирилла Туровского, русские переводы сборника под названием «Пчела», «Повесть об Акире Премудром» и др.
Много сведений о Руси содержится в скандинавском эпосе, древнерусских летописях, в трудах немецкого хрониста Титмара Мерзебургского и польского — Галла Анонима, византийского императора писателя Константина VII Багрянородного.
Читайте также
Особенности развития немецкой культуры
Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было
3. Пласты древнерусской культуры
3. Пласты древнерусской культуры I Основы древнерусской культуры были заложены в эпоху древнеславянской истории.Почитание солнца и преклонение перед силами природы составляли сердцевину древнеславянской религии. Род с его культом был основной социальной и религиозной
Последний период развития культуры Минусинска
Последний период развития культуры Минусинска Оставим этих полностью китаизированных тюрков на их усмотрение и вернемся к ордам, еще продолжавшим кочевой образ жизни в степях Верхней Азии. У нас уже была возможность, когда мы затрагивали вопрос о топа, говорить об орде,
1. Особенности формирования греческой культуры
1. Особенности формирования греческой культуры В V–IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей
Два пути развития
Два пути развития В тех местностях, где был выбор: заниматься скотоводством или земледелием, – люди, как правило, начинали со скотоводства, как дела более простого и быстрее приносящего отдачу, но позже все же осваивали и земледелие, которое дает более устойчивый
Создание условий для развития культуры
Создание условий для развития культуры Как об этом было сказано выше, около 75 % румынской элиты сформировалось на Западе, особенно во Франции. Лидеры, осознающие возможность влияния на дальнейшую судьбу своей страны, поставили своей целью создание социальных и
Особенности развития немецкой культуры
Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было
Глава 3 Краткое описание развития культуры
Глава 3 Краткое описание развития культуры Временные перспективыС момента, когда обезьяночеловек сделал свои первые орудия труда, до того времени, когда человек стал записывать свою историю, в его жизни произошло множество перемен. Получая новый опыт, он обогащал свое
18. В чем заключалась уникальность развития культуры ХIХ в.?
18. В чем заключалась уникальность развития культуры ХIХ в.? Своеобразие духовного климата ХIХ в. не могло отразиться на развитии художественной культуры. В начале века тон развитию искусства задавала Франция. С приходом к власти Наполеона несколько трансформировалось
7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII в. Своеобразной точкой отсчета стал 860-й год – дата осады русским флотом столицы Восточной
II. Предпосылки формирования культуры древнего Ближнего Востока
II. Предпосылки формирования культуры древнего Ближнего Востока «В каждом общественном организме, — отмечает Н. С. Злобин, — развитие культуры определяется (помимо естественно возникших предпосылок), с одной стороны, предпосылками, созданными предшествующим
§ 18. Тенденции развития европейской культуры XIV–XVIII в.
§ 18. Тенденции развития европейской культуры XIV–XVIII в. ВозрождениеВ эпоху позднего Средневековья среди жителей городов Северной и Средней Италии возродился интерес к античному наследию, к человеческой личности. Период важнейших культурных изменений (в Италии это
2. Особенности древнерусской культуры
2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской
Тема 7 Особенности формирования и развития скульптуры Древней Греции в эпоху архаики
Тема 7 Особенности формирования и развития скульптуры Древней Греции в эпоху архаики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.Архаика
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за
В.И. Чесноков Пути формирования и характерные черты системы университетского исторического образования в дореволюционной России
В.И. Чесноков Пути формирования и характерные черты системы университетского исторического образования в дореволюционной России [307]Истоки университетского образования в России уходят в XVIII век и генетически связаны с деятельностью Московского университета. Однако как
Древнерусская культура
Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.
Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.
Картина мира жителей Древнерусского государства во многом складывалась на основе общинных порядков, демонстрировавших поразительную устойчивость к внешним влияниям и сохранявших традиционные элементы быта практически без изменений на протяжении столетий. Особенно это было характерно для села, чему также способствовали цикличность сельскохозяйственных работ, повторявшихся из года в год, отсутствие необходимости в точных мерах и цифрах. Абсолютное большинство людей никогда в жизни не покидало пределов своей городской либо сельской общины, за пределами которой, по их представлениям, находился «чужой», «диковинный» и одновременно опасный мир.
Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.
Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.
Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.
Весьма отличалось от наших сегодняшних представлений и тогдашнее восприятие времени. С конца X в. на Руси установилась система летоисчисления «от сотворения мира», предусматривавшая начало отсчёта нового года с 1 марта. Со временем утвердился и календарь церковных христианских праздников. Помимо этого, согласно летописным данным, на Руси были известны древнееврейский календарь, византийская система индиктов, римское деление на календы, иды и ноны.
Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.
Письменность и летописание
Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.
Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.
О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.
В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.
Важным событием в развитии древнерусской культуры стало появление первых рукописных книг. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец X в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), составленное по распоряжению новгородского посадника Остромира, Изборник Святослава (1073). Они написаны уставом — чётким и ровным почерком, напоминающим современное печатное письмо. Текст начинался большой заглавной буквой, которую писали красными чернилами и украшали узорами — отсюда выражение «писать с красной строки». Листы книг сшивали, складывали между двумя дощечками, обтянутыми кожей, и переплетали. Основным материалом для написания книг служил пергамент. Книги считались роскошью, их цена могла превышать стоимость породистого коня.
Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.
Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания («Евангелие», «Псалтырь»), необходимая для повседневных богослужений. Но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.
Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в. Древнейшей из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.
Литература
Общий подъём Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. До трёх четвертей средневековых текстов — это христианские священные (Ветхий и Новый Завет) и богослужебные книги (требники, служебники, минеи, триоди, псалтыри), необходимые для совершения повседневного богослужения. Остальная литература — «четья» (предназначенная для чтения) прежде всего поучительная: сочинения отцов церкви, проповеди, поучения, послания и т. п.
Первым сохранившимся в истории автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал «Слово о Законе и Благодати», в котором изложил собственное понимание места Руси в мировой истории, подчёркивая её равноправие с Византией.
Первыми образцами исконно русской житийной литературы стали «Житие Феодосия Печерского» (80-е годы XI в.) и «Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (начало XII в.), также, вероятно, принадлежавшие перу монаха Нестора. Немалой популярностью пользовались хождения — жанр древнерусской литературы, описывавший путешествия паломников из Руси к святым для христиан местам.
«Поучение детям» Владимира Мономаха является примером мемуарной литературы. Хотя автор и касался в нём вопросов веры, однако главная идея этого произведения — создать идеал государственного деятеля, сочетающий в себе высокие нравственные и политические качества, необходимые для блага родной земли. Это произведение одновременно было и морально-философским обобщением, и автобиографией выдающегося государственного деятеля, и своеобразной исповедью перед смертью. Близким к «Поучению детям» по идейным мотивам были произведения «Слово» и «Моление», принадлежащие авторству Даниила Заточника.
Архитектура
При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.
Крещение Руси (988 г.) дало толчок активному строительству культовых сооружений. Наиболее распространёнными на Руси стали заимствованные у Византии храмы крестово-купольного типа, тогда как в Западной Европе доминировали базилики. Основой крестовокупольного храма были четыре или более массивных опор — «столпов», связанных арками. Они образовывали крест, а их соединение через систему «парусов» служило основанием светового барабана, завершавшегося полусферой-куполом. Для строительства храмов использовали плоский кирпич — плинфу.
Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.
Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.
Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.
Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.
Живопись
Для древнерусского искусства было характерно широкое распространение иконописной, фресковой живописи. Искусство масштабных мозаичных композиций пришло из Византии. Мозаика несёт в себе идею гармоничного единства множества различных единичных компонентов, их стройной организации в целостную картину, где все элементы находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. Мозаика состояла из ряда узоров либо изображений, выполненных из небольших кусочков камня, мрамора, керамики. Бесспорными шедеврами являются мозаика «Нерушимая стена» или Богоматерь Оранта под куполом киевского Софийского собора и выполненные древнерусскими мастерами мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (1113), после его разрушения в 1934 г. вывезенные в Москву. Большинство мозаик периода Древней Руси выполнялись из специального стекловидного материала — смальты.
Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.
Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.
Со временем в иконописи складывались местные художественные школы, имевшие собственные стилевые особенности. Древнейшие русские иконы, сохранившиеся до наших дней: «Апостолы Пётр и Павел» (сер. XI в.), «Святой Георгий», «Спас Нерукотворный» (XII в.). Значительных успехов на Руси достигла резьба по дереву и камню, украшавшая как культовые сооружения, так и жилища феодалов.
Фольклор
Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.
Ремесло
Христианская культура и языческие традиции
Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.
Ключевые даты
Основные понятия
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.
Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.
Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?
Запишите термин, о котором идёт речь.
Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.