Что способствовало развитию городской культуры карлуков
Карлукское государство (756-940 гг.). Города и поселения. Духовная культура
Карлукское государство. Возрождение государственности западно-тюркских племён на новом этапе истории тюркской Центральной Азии связано с гегемонией карлуков. Крупное племенное объединение, неоднократно упоминаемое в рунических надписях под именем уч карлук (три племени карлуков), появляется в китайских источниках уже в связи с событиями первой половины VII в. Письменные источники сообщают о нескольких локальных группировках карлуков. На востоке зафиксировано их размещение в горной местности Отюкен (Монголия), в Восточном Туркестане они отмечены в области Бешбалыка, а на юге обосновались в Тохаристане (на севере Афганистана). Основная их часть, как объединение уч карлук, занимала территорию между Монгольским Алтаем и оз. Балхаш, к югу и северу от Тарбагатая.
Основная часть карлуков, находясь между Восточным и Западным каганатами, всегда боролась за свою независимость. После образования в 682 г. второго Восточно-тюркского каганата карлуки находились в зависимости от него. Первое выступление карлуков относится к 711-712 гг., о чём свидетельствует древнетюркская надпись, составленная в честь Кюль-Тегина и
его брата Могилян хана. В ней говорится: «Когда Кюль-Тегину было 27 лет, народ карлуков вследствие свободы и независимости стал (нам) врагом». В 715, 716,720 гг. полководцами Восточно-тюркского каганата предпринимались походы против карлуков.
В 742 г. объединенные силы карлуков, уйгуров и басмылов сокрушили власть восточных тюрков в степях Монголии. Участвуя в коалиции, а затем, враждуя со своими бывшими союзниками, глава карлуков принял титул ябгу, который носили правители западного «крыла» тюркских каганатов.
Стремление карлуков к самостоятельности привело их к переселению в 746 г. в Жетысу. В то время политическая обстановка в Жетысу крайне обострилась. В 748 г. китайские войска захватили и разрушили Суяб. А на следующий год китайский полководец Гао Сян-чжи захватил и вероломно казнил царя Шаша. Его сын бежал и через некоторое время, когда Абу Муслим стал подвластным хозяином Средней Азии, обратился за помощью к арабам.
В июле 751 г. у Атлаха около Тараза между арабским военачальником Зиядом ибн Салихом и китайским полководцем Гао Сян-чжи развернулось грандиозное сражение. В начале противники несколько дней не решались вступить с бой. На пятый день противостояния в тыл китайцам внезапно ударили карлуки, а арабы начали атаку с фронта. Китайское войско было наголову разбито.
Битва у Атлаха, известная в истории как Таласское сражение (751 г.), имела в судьбах народов Центральной Азии большое историческое сражение. Она положила конец попыткам Китая вмешаться в среднеазиатские дела вплоть до середины XVIII века. Арабы тоже не смогли не удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш. В выигрышном положении остались карлуки, которые сыграли важную роль в поражении Танского Китая в Таллаской битве. Отныне карлуки остались единственными хранителями степной культуры в Средней Азии.
В IX-X вв. карлукское государство состояло из многочисленных родоплеменных групп, в которые входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена: тукси, чигили, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы и др. Население, подвластное карлукам, не было этнически однородным, оно включало ираноязычных согдийцев, мигрантов из стран Центральной Азии и Ближнего Востока.
В начале IX в. непосредственными организаторами антиарабского выступления тюрок были карлуки. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана, а между 812-817 гг. организовали поход в район Фараба. Там был убит, начальник карлукской пограничной охраны, а сам ябгу бежал к кимекам.
Активная политика проводилась карлуками на Востоке. В 840 г. карлуки при ведущей роли енисейских кыргызов учувствовали в разгроме Уйгурского каганата. Это было очень важное событие в центральноазиатских степях. Карлукский джагбу Бильге Кюль Кадыр хан, правитель Испиджаба, открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В мусульманской историографии об этом сообщалось так: «Из среды карлуков происходит «каган каганов», он имеет власть над всеми тюркскими племенами, а его предками были Афрасиаб и ашна (т. е. Ашина).
Однако в это время на западной границе карлуков династия Саманидов также стремилась упрочить свою власть и продвинуть границы государства и ислама. В 840 г. саманидский наместник Самарканда Нух ибн Асад объявил «священную войну» и захватил Испиджаб. В 893 г. саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. Карлукский каган Огулчак Кадыр хан выдержал длительную осаду, однако город пал, а население приняло ислам. Каган перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжил войну против Саманидов. В 904 г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска.
Государственное устройство и городская культура карлуков были более развиты, чем в других раннефеодальных государствах. Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племён, стремились упрочить свои фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, носившими наследственный характер. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.
Основную массу населения карлукского общества составляли общинники, которые нередко попадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Ярко выраженной была строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки. Рода и племена карлукской конфедерации также разделялись по своей социальной значимости. Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство.
В стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерке, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тон, Пенчуль, Койлык, Алмалык, Фараб, Испиджаб и др. Правящая знать кочевых племён владела не только пастбищными угодьями, но и городскими центрами. Столица карлуков и многие их города находились на Великом Шёлковом пути, имевшем большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей. Нередко карлукские воины сопровождали на Великом Шелковом пути торговые караваны, обеспечивая их безопасность.
1. Усиление борьбы за власть;
2. Усиление борьбы за пастбища;
Стремление карлуков к самостоятельности привело их к переселению в 746 г. в Жетысу. В то время политическая обстановка в Жетысу крайне обострилась. В 748 г. китайские войска захватили и разрушили Суяб. А на следующий год китайский полководец Гао Сян-чжи захватил и вероломно казнил царя Шаша. Его сын бежал и через некоторое время, когда Абу Муслим стал подвластным хозяином Средней Азии, обратился за помощью к арабам.
Основную массу населения карлукского общества составляли общинники, которые нередко попадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Ярко выраженной была строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки. Рода и племена карлукской конфедерации также разделялись по своей социальной значимости. Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство.
В стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерке, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тон, Пенчуль, Койлык, Алмалык, Фараб, Испиджаб и др. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищными угодьями, но и городскими центрами. Столица карлуков и многие их города находились на Великом Шёлковом пути, имевшем большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей. Нередко карлукские воины сопровождали на Великом Шелковом пути торговые караваны, обеспечивая их безопасность.
TimesHistory
История — наставница жизни
История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.
Культура и быт каганата Карлукского каганата.
Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям, первое – полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие.
Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жайляу в горах Алтая и Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья.
По сведеньям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо.
Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь.
Второе направление хозяйства – полуоседлое земледелие являлось как бы продолжением первого. Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появилься на месте карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукском каганате город Тараз стал второй столицей. Населением в основном состояло из оседлых жителей – тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источник. Так, например, неизвестный автор исторического труда “Худуд аль-алам” писал, что на территориях, населённых карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и др. Как писал арабский автор аль-Идриси: “В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия”.
В период существования Карлукского каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.
Культура населения каганата этого периода представлена двумя направлениями. Первое – материальная культура и второе – духовна культура.
В результате тесных связей кочевых карлуков с оседлым населением Средней Азии в их материальной культуре произошли значительные изменения. Кроме того, большое влияние оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата.
К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. У карлуков была распространена такая традиция, устанавливать каменные изваяния на могилах предков.
Что способствовало развитию городской культуры у карлуков?
1 То что города находились на территории шелкового пути
1. Флот пунийцев оказался слабее римского.
2. Ненадёжность карфагенских наёмников и союзников; «карфагенские» солдаты служили только ради собственной выгоды: и государство, им платившее, и цели, ради которых они сражались, были для них совершенно безразличны.
3. Отсутствие серьёзной помощи со стороны Македонии.
4. Предательство Масиниссы.
5. Внутренние мятежи.
Война Российской империи против мусульманских народов Северного Кавказа с целью присоединения этого региона. В результате русско-турецких и русско-иранских войн Северный Кавказ оказался окружен российской территорией. Однако эффективного контроля над ним императорскому правительству не удавалось установить в течение многих десятилетий. Горские народы Чечни и Дагестана издавна жили в значительной мере за счет набегов на окрестные равнинные территории, в том числе на русские казачьи поселения и солдатские гарнизоны. В 1819 году почти все владетели Дагестана объединились в союз для борьбы против русских. В 1823 году против русского владычества поднялись кабардинские князья, а в 1824 году восстание в Чечне поднял Бейбулат Таймазов, ранее служивший офицером в русской армии. В 1828 году борьбу горцев возглавил аварец Гази-Магомед, получивший титул имама (духовного лидера) Чечни и Дагестана. Он боролся против других аварских ханов, державших сторону России, но не смог овладеть аварской столицей Хунзахом, на помощь которой пришли русские войска. Против них горцы действовали небольшими конными партизанскими отрядами, быстро рассеивавшимися в горах, если противник имел значительное превосходство в людях и артиллерии
История Карлуков. Карлуки
Заметный след в этногенезе казахов оставили карлуки — одно из исконных племен, обитавших в Семиречье, Тарбагатае и на берегах Верхнего Иртыша. Первое упоминание о карлуках мы встречаем в орхонской надписи и у Сюань-Цзяна (первая четверть VII в.). По арабским источникам верховный правитель карлуков назывался джабгуй, в орхонских надписях — ябагу. Племенное название ябагу встречается у Гардизи, жившего в 11 в. Он приводит традиционную для Востока легенду о происхождении карлуков. Это история мальчика, единственно уцелевшего представителя племени, истребленного врагом. По легенде маленький карлук, прикрытый двумя кусками войлока жабагу (отчего происходит название ябагу) был найден в местности с суровым климатом. Слово ябагу в форме жабагы сохранилось в казахском языке до наших дней, так называется шерсть барана, выстриженная весной. По качеству она напоминает тонкий войлок с одной стороны с ворсом, другая сторона его гладкая.
Ребенок, завернутый в жабагы, защищен от холода. Жабагы, как надежный защитник младенца, почитаем в народе. Сложилось представление, что ребенок, выросший в жабагы, становится неуязвимым. Эпоним жабагы стал символом мужества, в последующем это слово стало обозначать титул племенных вождей карлуков, огузов и других народов. Понятие жабагы широко распространено среди казахов и находится в одном ряду с такими, как бек, султан, даркан.
Огуз-наме повествует о том, что карлуки были ветвью племени огузов. Из китайских источников следует, что карлуки произошли из династийного рода западных тюрков. По Махмуду Кашгари карлуки и огузы образовали этнос туркмен.
По легендам родоначальницей карлуков была Елик (лань). В середине VII в. карлуки занимали огромное пространство на юго-запад от Алтайских гор: берега Черного Иртыша, районы вокруг гор Тарбагатая, Чингизского хребта и Джунгарского Алатау до рр. Чу и Талас.
В составе восточных карлуков, обитавших на Кара-Иртыше, в VII в. были племена мэу-ло, джисы и ташлы. Вместе с ними на Кара-Иртыше обитало родственное им огузское племя чеби (чебни), в казахском произношении жеменей (джебеней). Впоследствии карлуки переселились на юг, в Семиречье.
Глава племени карлуков имел титул «жабагы» трех родов. В горах Саура и Тарбагатая сохранились два эпонима Койманграк и Козыманграк, сохраняющие значение китайского иероглифа мэу-ло (манграк). Н.А.Аристов перевел слово мэу-ло — акмарка и карамарка, Слово марка сохранилось в названии озера Маркаколь. От слова манграк произошло название волости Манграковская, бывшей в составе Российской империи до XX в.
После падения Западно-Тюркского каганата карлуки в 756 г., выступили против уйгур и объединили под своей властью все семиреченские племена — потомков древних гуннов, усуней и канглы, входивших в состав «он ок» и принимавших участие в образовании Западно-Тюркского каганата, десять племен Дулу и Нушиби — по китайским источникам, «он ок» — по орхонским надписям. С этого времени до монгольского нашествия главенство в Семиречье и Южном Казахстане принадлежало карлукам.
В 766 году карлуки образовали в Семиречье Карлукское государство. Источники свидетельствуют, что семиреченские племена «он ок» в VІІІ-ІХ вв. составляли основные силы Карлукского государства. Политическим и культурным центром Карлукского государства в VІІІ-ІХ вв. был город Суяб, в прошлом столица Западно-Тюркского каганата. Суяб, находившийся в Чуйской долине, был окружен многочисленными поселениями. Карлукские и чигильские беки жили в крепостях и укрепленных поселениях в долинах рр. Чу, Талас, Арысь. Города Мерке, Кулан, Талас, Сайрам, Баласагун, Тонг, Койлык, Ашпара, Субаникент и др. принадлежали карлукам.
По сведениям из Худуд аль-Алема, владения карлуков на востоке доходили до Тибета и области тогуз-огузов, на юге граничили с Мавераннахром, на западе — с областью гузов [огузов]. На севере владения карлуков простирались до Тарбагатая, Чингизских и Каркаралинских гор. В этих районах встречаются каменные изваяния карлуков.
Карлуки занимались скотоводством, земледелием, садоводством, разведением люцерны. В раннем средневековье в долинах рр. Чу, Талас, Арысь процветало орошаемое земледелие с густой сетью ирригационных каналов. В поселениях ремесленники занимались гончарным и металлическим производством, о чем свидетельствуют многочисленные гончарные и металлические предметы, обнаруженные археологами. Эпос «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» — результат совместного творчества кипчаков и карлуков, главные герои которого Сарыбай-кипчак и Карабай-карлук. Каменная башня «дынг» на реке Аягуз, где по народным преданиям лежат останки влюбленных кипчака Козы-Корпеша и дочери карлукского хана Карабая Баян-Сулу была построена кар луками. В пользу этого свидетельствуют каменные изваяния внутри башни, выполненные в традиции карлуков.
Владение богатыми землями Семиречья, Чуйской и Таласской долин, предгорий Каратау позволили карлукам образовать в конце X в. сильное феодальное государство с властью верховного сюзерена, соправителя и вассалитета. Название государства происходит от имени выходца из среды чигилей арелана Карахана — верховного кагана караханидов со столицей в Баласагуне и летней резиденцией недалеко от Баласагуна в Куз-Орде. Соправитель кагана носил титул Буграхан с резиденциями в Таразе, Кашгаре и Узкенте на р. Нарын, в верховьях Сырдарьи. В случае смерти Верховного кагана его место наследовал Буграхан таласский. Буграханы часто были выходцами из среды семиреченских канглы и найманов, существовало даже племя бугра-найман. Источники свидетельствуют о том, что карлуки, являясь носителями городской культуры и государственной организацией типа классического феодализма, первыми из тюркских племен одновременно с огузами восприняли мусульманскую культуру и приняли в VIII в. ислам.
После распада Караханидского государства в XII в. семиреченские карлуки, канглы и чигили образовали политический союз, усилия которого были направлены для организации борьбы с каракитаями. Позднее к ним присоединились сырдарьинские кипчаки и Хорезм. В это время канглы основали на р. Или государство с центром в Алмалыке. Все крупные сановники распавшегося Караханидского государства переселились из Баласагуна в Алмалык. Верховья р. Или, земли, прилежащие к Алмалыку были заселены, в основном, канглы и бекренами (мекрены). По словам Джемаля Карши и Абулгази канглы (кара-канглы, кызыл-канглы, мекрены) были основными жителями Алмалыка, Баласагуна и Тараза. Территорию между Алмалыком и Таразом занималя также канглы.
Перед монгольским нашествием в пределах Семиречья существовали алмалыкская династия канглы и династия карлуков, обиташая в северной части Семиречья с центром в Койлыке, развалины которого находятся вблизи г.Талды-кургана. Канглы и карлуки между собой были дружны, союз этих племен был способен дать отпор агрессии с востока и претензиям Хорезмшаха с запада. Главой Алмалыкского государства был Тугрул-хан, карлукского — Арслан-хан. У монголов они были в качестве вассалов, монголы были с ними дипломатичны и даже роднились, выдавая своих дочерей в жены.
Некоторые европейские ученые XIX в. были склонны видеть уйгурские корни в династии караханидов. По этому поводу В.В.Бартольд писал! «Мы не видим уйгуров в государстве Караханидов, а карлуки играли в нем ту же роль, как гузы [огузы] во владениях сельджуков… Караханиды вряд ли владели настоящей Уйгурией, т.е. Турфаном, Урумчи, Хами и т.д. (II, 288-289). Династия караханидов происходит от карлуков, в конце X в. объединивших под своей властью большую часть Средней Азии и Южный Казахстан. Карлукское происхождение династии караханидов обстоятельно проанализировано в трудах О. Прицака. По его мнению, решающее значение при образовании династии караханидов играли карлукские племена чигилей и ягма, а также канглы.
Государство караханидов просуществовало до завоевания Семиречья монголами. По древнетюркским преданиям, записанным в «Худуд аль-Алеме» племя чигилей считается родоначальником тюркских племен, живших на Иссык-Куле и в долинах рр. Чу и Талас. Название чигиль (чеглы, чеклы) встречается в орхонских надписях, а также у Махмуда Кашгари, Рашид-ад-Диндина, Шарафеддина Иазди. Чигили принимали участие в образовании Западно-Тюркского каганата, впоследствии вышли из Каганата и присоединившись к соплеменникам из союза племен «он ок», откочевали на запад. По свидетельству путешественника Абу Дулефа среди чигилей, живших в одноименном городе, недалеко от Тараза, было распространено манихейство. Покаянная молитва манихейцев имела тюркский перевод (мани).
По Махмуду Кашгари огузы называли чигилями все тюркоязычные племена, обитавшие от Амударьи до Китая, что определенно свидетельствует о большом влиянии карлукского племени чигилей в государстве Караханидов. По свидетельству везиря сельджукского султана Мелик Шах Низам аль-Мульк карлукское племя чигиль занимало территорию от Самарканда до р.Чу. По Ибн аль-Асиру войско государства караханидов состояло, в основном, из чигилей. В Х-ХІ вв. местом обитания чигилей оставалась их исконная земля — долины рр. Или, Чу и Талас.
В X в. семиреченские карлуки и канглы достигли наибольшего могущества. Они составляли основное население столичных городов Баласагун, Талас и Алмалык и главные силы государства караханидов. Во время нашествия каракитаев они объединенными силами защищали Баласагун, Талас, Алмалык и другие города Семиречья. В это время они составили сильный политический союз из канглы, карлуков и чигилей для поддержания власти в Баласагуне и Таласе. Для борьбы с каракитаями к ним позднее присоединились сырдарьинские кипчаки и Хорезм. В середине XI в. правителем государства был Тургул Карахан, которого в народе называли Аулие-ата. Его мавзолей находится в г. Таразе. В это время могущество караханидов достигло апогея. Караханиды заняли Мавераннахр и заключили союз с Хорезмом.
Господство карлуков в Семиречье и Южном Казахстане продолжалось около пятисот лет вплоть до монгольского завоевания, Последний хан восточных карлуков Арслан в Койлыке принял подданство монголам. Племя карлуков сохранилось в Старшем жузе. Шекты (чигили, чекты) сохранились в составе племени аргын — жогаргы-шекты и томенги-шекты, а также в племени алшын. Шекты встречаются среди башкиров, каракалпаков, они считают себя потомками усуня Майкы бия.
Каменные изваяния в горах Бегазы, Абралы несут на себе следы и кипчакской, и карлукской традиций. Из китайских хроник известно о распространении кочевий карлуков от верховьев Иртыша до Чингизтау и Каркаралинских гор. У Бичурина читаем: «Гэлолу [карлуки] произошло из тукюеского Дома, кочевало от Бэй-тьхин на северо-запад, от Алтайских гор на запад, по обеим сторона реки Пугу-чжень. Много поперечных хребтов» (I, 347). Пугу-чжень — китайское название Иртыша. Под «поперечными хребтами» имеются в виду горы Тарбагатай, Калба, Чингизтау и Каркаралы. Других горных систем, идущих к западу от Иртыша в широтном направлении нет. Карлуки кочевали до Джунгарских ворот (на северо-запад от Бэй-тьхина, т.е. Турфанского оазиса), оттуда они могли совершать ежегодные перекочевки на север до гор Каркаралы и Чингизтау. Древнее название Каркаралинских гор «Казылык», термин, являющийся одним из вариантов этнонима племени карлуков. В казахских исторических преданиях Каркаралинские горы называются «Казылык-тау», по некоторым источникам слово «казылык» — синоним слова «карлук». Это дает основание каменные изваяния в горах Тарбагатая, Чингизтау, Абралы определять предметами культуры карлуков.
Дошедшие до нас эпические сказания свидетельствуют о том, что наряду с усунями, кипчаками, канглы племя карлуков было одним из основных составляющих компонентов в процессе образования казахского народа.
Что способствовало развитию городской культуры карлуков
Эти сведения подтверждают, что карлуки входили в состав населения Тюркского каганата. С продвижением тюрков на запад карлуки вместе с ними расселились до Средней Азии.
Основными местами расселения карлукских племен были предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Поскольку эти |смли находились во владении Тюргешского каганата, карлуки вначале были под властью тюргешей. Известно, что в борьбе против арабов в
Тохаристане карлуки вместе с тюргешами находились под единым командованием тюргешского кагана Суду. Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию.
В письменах Культегина есть слова: «Уничтожил и покорил карлуков», что свидетельствует о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. После этого поражения еще одна группа племен карлуков переселилась в Жетысу. Одной из причин такого переселения явилось поражение от Уйгурского каганата. Словом, карлуки были крупным племенным союзом, населявшим огромную территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Их вожди своевременно воспользовались упадком в Тюр- гешском каганате и в 756 году создали свое государство.
Политическое положение каганата. Столицей каганата являлся город Суяб. Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Китайцы и ранее неоднократно совершали вторжения в пределы каганата и захватывали города Тараз и Ташкент (Шаш). В сражении против арабов под Атлахом карлуки тоже принимали участие. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои границы на восток.
Аль-Марвази в одном из своих трудов отмечал, что карлуки «прежде жили на горе Тулис (Алтай) и были рабами тогуз-огузов. Затем они восстали против своих господ, завоевали страну тюрге- шей, а оттуда двинулись в мусульманские страны». Карлуки, одержав победушад своими поработителями, сами стали организовывать походы для захвата чужих стран. В конце VIII века, объединившись, карлуки создали свое государство, которое постепенно экономически укрепилось.
Одежда народов Средней Азии VI—VIII веков.
Таким образом существовавший около двухсот лет Карлук- ский каганат распался.
Карлуки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жнйляу в горах Алтая, Уйсунского Алатау или в Большом и Маним Каратау, а осень и весну проводили у их подножий. Зимой же
они перекочевывали на зимовки в густых тугаях (приречных лесах) на берегах озера Балхаш, рек Или, Талас, Чу, Сырдарьи и других рек и озер. Зимовали также в ущельях горных хребтов Хантау, Анракая, Малайсары, Бугыты и др. В местах зимовок строили землянки, в которых жили по 5-6 месяцев. Вокруг полуосед- лых зимовок сеяли зерновые культуры и заготавливали сено.
По сведениям средневековых письменных источников, карлу- ки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым сведениям, верблюжье мясо карлуки не употребляли в пищу.
Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаш и Алаколь, а также в реках Сырдарье, Или и др. Свидетельством этого являются встречающиеся в средневековых книгах «Диуа- ни лугат ат-тюрк» и «Арабо-кыпчакском словаре» названия различных видов рыболовных снастей.
иместоя 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах,
Валык, Барсхан, Талгар и другие.
Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия».
В период существования Карлук- псого каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства н земледелия, а также оседлая жизнь м городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.
Письмена Йолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.
1. Какие племена входили в состав карлукских племен?
2. Когда был создан Карлукский каганат?
3. В каких направлениях и с какими странами вел войны Карлукский каганат?
4. На сколько этапов можно разделить борьбу карлуков с арабами?
5. На что следует обратить главное внимание, когда речь идет о хозяйстве каганата?
6. На какие направления можно разделить культуру каганата?
Вопросы для самопроверки
1. Сколько племен входило в состав карлуков по утверждению тюркского историка аль-Марвази?
2. В каком году было создано государство карлуков?
B. в 749 году Е. в 940 году
3. Сколько лет длилась борьба карлуков против Уйгурского каганата?
4. Какой город являлся столицей Карлукского каганата?