Что способствовало развитию земледелия в древнем египте
Земледелие
Злаковые — вот, что было основной сельскохозяйственной культурой Древнего Египта! Вспахивание земли полностью ложилось на плечи крестьян. В то время, когда долина Нила находилась под водой, а этот период длился около четырех месяцев, работы у крестьян практически не было. А вот как только вода в Ниле спадала, они не упускали ни одной возможности обработки земли.
В Древнем Египте одновременно работали и сеятели, и пахари. При этом сеятель шел впереди, а пахарь позади.
В Европе было наоборот, потому что там целью пахаря было сделать борозду, а в Древнем Египте — завалить землей посеянное зерно.
У сеятеля была корзина, полная зерна, которую он нес на плече. В поле он подвешивал ее на веревку, которая перекидывалась через шею таким образом, чтобы удобно было сеять.
Уже в древности существовал плуг, только он был таким примитивным, что его можно было использовать только для взрыхления мягкой земли. А если земля была с камнями или дерном, то он и вовсе никуда не годился.
Плуг состоял из двух вертикальных рукояток, которые были связаны с поперечиной и скреплялись внизу колодкой. К этой колодке был привязан либо металлический, либо даже деревянный лемех. К колодке веревкой привязывали и дышло между основаниями рукояток. Деревянное ярмо, которое находилось на его конце, клали на шею двух животных. Они и тянули плуг, который привязывался к их рогам.
Кстати, египтяне запрягали в плуг не быков, а коров. А быки применялись в погребальных процессиях, где тащили на полозьях саркофаг.
Обычно пахарей было двое и сложнее было тому, кто держал рукоятки плуга. Только представьте себе, как трудно ему было: чтобы двинуть коров с места, нужно было стегнуть их кнутом, а как только они начинали идти, пахарь сгибался вдвое и изо всех сил налегал на плуг. А сеятель шел рядом, иногда это был маленький мальчик или жена пахаря, разбрасывающая семена.
На полях Египта частенько помимо злаковых культур встречались деревья, среди которых были сикоморы, ююба, тамариск, персея и баланитес. Они были настоящим спасением для пахаря в знойные дни, когда труженик мог укрыться в тени этих деревьев и приложиться к кувшину со свежей водой.
Кстати, не только плуг использовали египтяне, чтобы прикрыть семена землей. Для этого служили еще и мотыги и заступы. Несмотря на то, что мотыга была также примитивной и быстро изнашивалась, все равно иногда и она здорово выручала землепашцев.
Чтобы хоть немного облегчить себе труд, древние египтяне на засеянные поля выпускали стада. Как правило, использовали в основном овец, потому что вес быков и ослов был чересчур большим. А приманивали их в поле следующим образом: овчар приманивал сначала барана-вожака, а уже за ним устремлялось и все стадо. Согласно Геродоту, в эпоху Нового царства использовали не овец, а свиней. Наверняка, зрелище было очень забавным!
А как же осуществлялся полив многочисленных полей? Когда спадали разливы Нила, для отведения воды от речных берегов к полям, прорубались специальные каналы. Чтобы поднять воду из реки и заполнить ею каналы использовалось приспособление — шадуф. Он состоял из подпорок, а на них крепился столб с противовесом
Категории
Самые популярные материалы
Ожидают модерацию 6310 статей
Земледелие в Древнем ЕгиптеПредпосылки расцвета сельского хозяйства Древнего Египта Ранним царством называют период, охватывающий правления I – II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правление III – VIII династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство. Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь, в силу природных условий страны, даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия. Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас из времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово «область» (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия. Как и в последующие времена, Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет — страна болотных зарослей — обозначался кустом папируса. Земледелие додинастического периода и раннего царства Покрытая болотами и озерами дельта в целом была освоена позднее долины Нила, но земледельцы и рыбаки ее южных окраин раньше перешли к оседлости, чем население юга Верхнего Египта. В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила, тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамб и плотин. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила (с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-степной растительностью. Паводки Нила вызывались таянием снегов в Абиссинских горах, где брал свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями в районе Великих озер Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нил стремительно нес огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии с более бурным Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь и образуя естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка в Египте и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Воды паводка не только орошали почву, но и удобряли ее плодородным илом — минеральными частицами. На высоких берегах реки ил откладывался более толстым слоем, создавая рельеф долины, понижающийся к пустынным ныне нагорьям, который способствовал самотечному затоплению естественно орошаемых полей. Долина Нила между берегом реки и возвышенностями пустыни была разделена поперечными и продольными насыпями, плотинами и дамбами на бассейны разной величины. Сквозь высокие берега Нила, первоначально естественные (позднее для лучшего удержания воды на полях их стали искусственно повышать насыпями), прорывали короткие каналы для поступления воды в бассейны и для ее постепенного спуска. Насыпи, возведенные перпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими земляными валами внутри бассейнов вода распределялась по полям. Население дельты было окончательно замирено и вся страна объединена в двуединое государство «Нижнего и Верхнего Египта» лишь в конце II династии. Объединение хозяйства Нижнего и Верхнего Египта в масштабах всей страны сыграло настолько большую прогрессивную роль в развитии сельского хозяйства, что позволило во времена Древнего царства вести грандиозное строительство великих пирамид. Ирригационное земледелие стало основой древнеегипетского хозяйства. Объединение страны в одно целое было необходимо для поддержания в порядке, а также для расширения и усовершенствования огромного ирригационного хозяйства страны. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда. Земледелие Древнего царства В период Древнего царства особых усовершенствований в сельскохозяйственных орудиях, по сравнению с периодом Раннего царства, не обнаруживается. Вероятно, эти орудия изготовлялись при помощи медных инструментов; нет никаких оснований считать, что сошник плуга и мотыга не были деревянными; серп, судя по его изображениям, остался деревянным, со вставным лезвием из кремня. Большинство хлебных растений времени Древнего царства, если только не все, были уже известны египтянам и в период Раннего царства. То же можно сказать о виноградной лозе, финиковой пальме, смоковнице и др. Вряд ли много новых видов было и среди овощей (корнеплоды, лук, чеснок, огурцы, салат и т. д.). Льноводство было широко развито и до Древнего царства. Во времена Древнего царства уже можно говорить об искусственном орошении земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре месяца каждый: «половодье» («ахет»), «выхождение» («пернит») и «сухость» («шему»). Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам. Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней, был переходным (он расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтому времена года могли приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с началом их астрономического года только через 1461 год, что составляло так называемый период Сотиса (греческое название Сириуса). Примитивный, но мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно рассматривать как практическое руководство для различных сельскохозяйственных работ. Например, согласно календарю, одни земледельческие работы должны были выполняться во время спаривания тех или иных животных, другие — во время их приплода и т. п. Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры Древнего царства находились, вероятно, один вблизи Мемфиса, другой — на скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней — вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъема воды. Данные ниломеров позволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране. Если данные ниломера превышали обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при котором часть «высоких земель» (искусственно орошаемых) могла остаться неорошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай и голод. В ирригационных работах принимали участие не только земледельцы, но и все подневольное население страны, отбывающее государственные повинности — «царские работы», работы «на дом царя» и «всякие работы нома». Но если отбывающие повинности были заняты на ирригационных работах временно и периодически, то земледельцы были обязаны постоянно поддерживать в порядке ирригационную сеть участков, на которых они работали. Крупные вельможеские хозяйства, наряду с царскими и храмовыми хозяйствами, были ведущими в Древнем царстве. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и селений), разбросанных во многих гробницах на восточной стене культовой комнаты. При пирамидальных храмах Древнего царства сохранились своеобразные изображения дворов и селений вельможеских и царских хозяйств в символическом персонифицированном виде как процессии их «представителей» — мужчин и женщин в праздничной крестьянской одежде с корзинами на головах, наполненными различными съедобными приношениями; в более поздних гробницах они ведут за собой на веревках крупный и мелкий скот, прирученных и откормленных диких животных, несут на руках, в сетях и в корзинах птицу и рыбу. Ученые установили, что рядом с символически изображенными дворами и селениями написаны их названия с указанием местонахождения в Нижнем или Верхнем Египте, реже наименования областей, в которых они были расположены. Если дворы и селения составляли царское хозяйство, в состав их наименований входило имя царя — их собственника — или его предков. Вельможеские дворы и селения тоже могли называться царскими именами, если они были пожалованы вельможе царем. В надписях около изображений вельможеских дворов и селений всегда указано, в чей «дом собственный» они входили. Среди вельможеских и царских дворов и селений изображены также «дворы двойника» владения, специально посвященные заупокойному культу владельца гробницы. Землевладельцы могли распоряжаться землей довольно свободно, могли ее завещать, продать и подарить. У одного вельможи могло быть более одного «домоправителя». Домоправитель был главным, ответственным управляющим «дома», иначе — хозяйства вельможи. Ему были подчинены писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Этими людьми осуществлялся верховный надзор за хозяйством; им были подотчетны все низшие начальники; они чинили палочную расправу над всеми провинившимися. Как и в государстве в целом, в управлении хозяйством вельможи мы повсюду видим писцов «личного дома» вельможи: при полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность в связи с этим стояла на высоком уровне; домоправитель неизменно представлял хозяину пространные ведомости, хранитель хозяйственных книг предъявлял отчет за весь прошлый год. Владения вельможи распадались на отдельные населенные пункты — «дворы», «селения». Во главе отдельных дворов и селений стояло по «властелину» (хека). Мы находим «властелина» при севе и жатве, на гумне и скотном дворе. Соответственно и отчитывался «властелин» как в собранном хлебе, так и в поголовье скота. Нередко такие отчеты кончались избиением «властелинов». Основная особенность гробничных рельефов Древнего царства заключается в художественном изображении на них многочисленных сцен трудовой деятельности работников вельможеских хозяйств, за которой наблюдает сам вельможа с помощью своих сыновей, братьев и служащих. Работникам часто помогают их непосредственные начальники — надсмотрщики. Мало того, к работникам присоединяются и выполняют эту же работу жрецы заупокойного культа. Как показывают пояснительные надписи, сопровождающие изображения, работники хозяйств вельмож были их «собственными» людьми, в состав которых входили подневольная «челядь» («мерет») и домашние рабы («баку»). То, что известно о царском и храмовом хозяйствах, позволяет считать их по существу своему похожими на хозяйства вельмож. Основными непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции были феллахи, составлявшие большинство населения страны. Они жили деревнями — общинами, возделывали свои земли и земли крупных землевладельцев. К сожалению, о положении свободных производителей, не вовлеченных в хозяйство вельмож и царя, до нас дошло очень мало сведений. Технология сельского хозяйства Перед паводком ирригационную систему приводили в порядок: дамбы, по которым проходили сухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли посадкой деревьев и кустарников, каналы очищали и углубляли. Предполагают, что найденные археологами каменные и кремневые наконечники мотыг периодов неолита и энеолита предназначались именно для копки, а не для земледельческих работ. Во время паводка земледельцы следили за наполнением бассейнов водой. Когда вода заполняла поля бассейнов до уровня трех – четырех локтей, каналы, через которые она поступала, закрывали камнями и засыпали землей. В бассейнах паводковую воду задерживали около двух месяцев, пока не оседал ил и почва не пропитывалась влагой. Освобожденную от ила воду медленно спускали по дренажным (спускным) каналам. К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год), при котором земля отдыхала под паром около пяти – шести месяцев. За это время аллювиальная почва, истощаемая ежегодными посевами зерновых культур на одних и тех же участках земли, успевала восстановить свое плодородие, насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила, которые под воздействием солнечных лучей обогащали ее соединениями азота и фосфора. Сразу же после спада половодья в октябре – ноябре, в период «выхождения», начинались полевые работы земледельцев, сначала в Верхнем Египте, затем — в Нижнем. Хозяйственные особенности Нижнего и Верхнего Египта, объясняемые различным характером их природных условий, развивались во времена Древнего царства в направлении специализации сельского хозяйства. Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчасти занятыми садами, лугами, болотами, Верхний Египет противостоял как преимущественно хлебный край. С эпохи неолита и до Среднего царства посевы ячменя, более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера. Такие качества ячменя и эммера были замечены земледельцами Древнего царства, поскольку практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер), несмотря на то, что уже с эпохи неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного ячменя, специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царства тоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно влаголюбивым эммером. Посев Способ посева древнеегипетских земледельцев существенно отличается от практикуемого в Европе. Вот что говорит по этому поводу Геродот: «Теперь они (т.е. египтяне, проживающие «ниже Мемфиса»), действительно, собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся над тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотным полем, обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет и орошает поля, а, оросивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю». Такой способ сева был возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго оставались под водой во время паводка и покрывались значительным слоем ила. Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле, вследствие чего земля долгое время была в состоянии жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов, которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех – десяти гривистых длинноногих овец и двух баранов — вожака, идущего во главе стада, и барана, замыкающего стадо. Уплотняя почву и втаптывая зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли работу бороны, которую можно часто встретить на полях современного Египта. За стадом бежали погонщики — от трех до шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей, сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в воздухе над головами. Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало посеянное зерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В этом случае соха имела особое назначение: она не рыхлила почву, которая пребывала еще в состоянии жидкой грязи, а дополнительно прикрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву. Бывало, вслед за сохой на пашню опять выгоняли стадо овец и баранов, по-видимому, для дополнительного уплотнения жидкой почвы и укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых землях, которые не было нужды уплотнять, посевное зерно, брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в которую была запряжена пара быков или коров, а затем уже дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов. В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась, и на ее поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где паводок прибывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно, разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу, и все бьют в одно место. Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота. Другим способом производили посев технической культуры льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвы сохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, — так его легче было выдергивать. Сеятелями часто были женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева семян льна не требовал такой физической силы, как разбрасывание хлебного зерна. Уборка урожая Уборка урожая была для египетских земледельцев большим событием, радостным завершением тяжелых земледельческих работ. Жатва злаковых культур — ячменя и эммера — на рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно, объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя — в апреле, эммера — в мае. Злаки, показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер — в красно-желтый. Изображение ячменя и эммера в краске как даров времени года «сухости», сохранилось на одном рельефе XI династии. Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них (закрепленными с помощью клея и глины) хорошо отполированными кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко, что стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей. Затем на поле с высоким жнивьем выпускали пастись скот. Сжатые колосья, оставленные жнецами на земле, собирали другие работники, которые вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двух сторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной стороны. Отряды жнецов работали под звуки флейты. На рельефе в гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, как свидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в позе певца — одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую протянул вперед. Он просит флейтиста: «Прикажи мне (что я должен петь)». Под ритм музыки жнецам легче было выполнять тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль в культе бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном с сельскохозяйственными работами. В мае начинали жать более позднюю зерновую культуру — пшеницу-эммер, посеянный в ноябре – декабре, который созревал на месяц позже ячменя. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера, последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах. Работали жнецы в набедренных повязках, завязанных, большей частью, сзади. Тут же на поле связывают сжатые колосья в снопы. Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили снопы на ослах. На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит по одному погонщику скота. Токи — площадки для молотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно обычно быки и ослы. На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи «веяние ячменя» и «веяние пшеницы» (обычной — «сут», не эммера). Провеянное зерно измерялось и учитывалось писцами. Затем работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). В царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах, устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов, обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища. Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции: медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности. Библиографический список 1. Х. А. Кинк. Египет до фараонов. — М., 1964 г.
|