Что такое osa в торговле

Аналитика упущенных продаж (on shelf availability)

GoodsForecast.OSA (OSA, on shelf availability) — система ежедневного мониторинга упущенных продаж и представленности товаров, которая позволяет с высокой точностью определять периоды дефицита и упущенные продажи в штуках и рублях в различных разрезах: по товарам, по категориям, по магазинам, в целом по сети. Определение причин дефицита и анализ представленности товаров позволяют ответить на вопрос «кто виноват» – мерчендайзинг, поставщики или планирование в каждом конкретном случае. Различные форматы отчетов делают GoodsForecast.OSA является незаменимым инструментом как для товароведов и категорийных менеджеров, так и для директоров магазинов и топ-менеджмента сети. Система позволяет анализировать данные как за предыдущий день, так и внутри текущего дня, что дает возможность оперативно устранять причины упущенных продаж. Мы разработали и реализовали специализированную методику полностью автоматического подбора наилучшей модели статистического анализа, учитывающую все влияющие на спрос факторы. Модель обучается на имеющихся статистических данных и в дальнейшем адаптируется к изменениям в динамике спроса.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Возможности OSA системы аналитики
упущенных продаж

Представленность товаров — один из ключевых показателей в работе ритейла. Низкий показатель доступности товаров на полке магазина – это упущенные продажи и недополученная прибыль, во всем мире ритейлеры и производители уделяют его улучшению повышенное внимание. Однако, несмотря на все усилия, показатель OSA (on shelf availability) по индустрии в целом остается довольно низким. Виной тому может служить множество причин, от плохо выстроенной работы с поставщиками, до неаккуратной выкладки товара на полке. В условиях глобального экономического кризиса для ритейлеров и производителей особенно важно, чтобы каждый товар, который необходим покупателю, был доступен ему в магазине именно тогда, когда он хочет его купить.

Работа над снижением упущенных продаж и сокращением количества случаев Out of stock и Out of shelf начинается с внедрения точных инструментов по превращению ежедневных данных, собираемых с магазинов сети, в аналитическую информацию, показывающую в каком направлении необходимо двигаться и какие бизнес-процессы улучшать.

В мировой практике существуют 3 подхода к определению показателя OSA:

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Оперативная информация: анализ представленности товаров

Определение периодов дефицита внутри дня

Определение причин дефицита

Отсутствие товара на полке может обуславливаться различными причинами. Система на основе полученных данных в каждом конкретном случае определяет причину, из-за чего покупатель не совершил желаемую покупку. В общем случае причины могут быть следующие:

Точное определение причин дефицита, аналитика Out of stock и Out of shelf позволяют выявлять «болевые точки» и влиять на них адресно, снизив учпущенные продажи. Например, аргументированно договариваться с поставщиками, задерживающими или урезающими поставки, о скидках.

Отчетность для всех уровней сотрудников

GoodsForecast.OSA предоставляет отчетность в различных разрезах: по отдельным SKU, по категориям, по магазинам, по сети в целом. Система будет полезна следующим сотрудникам:

Оповещения о нестандартных ситуациях

GoodsForecast.OSA предоставляет пользователям гибкую систему оповещений о нестандартных ситуациях, которая позволяет оперативно реагировать на любые события, влияющие на коэффициент представленности товаров.

Источник

Роль индекса OSA в мерчендайзинге

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Понятие On Shelf Availability применяется в мерчендайзинге в качестве показателя доступности товаров на прилавках магазина. Рентабельность точек розничной торговли базируется на лояльности покупателей. Когда целевая аудитория не находит на полках искомых продуктов, помимо упущенной выгоды возникает риск потери клиентов, растущий при отсутствии контроля ситуации. Именно в этом и заключается роль OSA в мерчендайзинге. Учет параметра при выкладке позволяет регулировать наличие продукции в торговом зале.

По статистике при отсутствии нужного товара на полках почти в половине случаев посетитель отказывается от покупок вообще, то есть уходит из магазина с пустыми руками. При этом вовсе не обязательна недоступность требуемых позиций на складе. Работа службы мерчандайзинга подразумевает своевременную выкладку закончившихся товаров, но правила не всегда соблюдаются. Проблема возникает и при некорректном формировании заказов или сбоях поставок. Анализ OSA поможет избежать снижения прибыли от бизнеса.

В услуги мерчендайзинга, предоставляемые серьезными маркетинговыми агентствами, входит измерение коэффициента OSA и аналитическая обработка полученных данных. При выявлении низкого показателя по результатам аудита несложно выяснить причины сложившейся ситуации. Проследив логистическую цепочку от производителя до торгового зала, легко вычислить слабое звено и принять меры по его укреплению. В современном мерчендайзинге для корректного определения OSA используется несколько вариантов:

Выбор способа зависит от индивидуальных факторов. Аудит OSA в мерчендайзинге проводится для контроля продаж конкретных товарных групп, проверки складских остатков и усовершенствования работы магазина в целом. Поставленные задачи и определяют эффективные методы. При необходимости повышения индекса OSA в торговой сети требуется комплексный анализ продаж. После уточнения причин дефицита составляется план мероприятий для оптимизации торговли с целью улучшения сервиса и устранения потери прибыли.

Источник

OSA-взаимодействие поставщика и ритейлера: на пути к VMI

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Сергей Котик,
директор направления OSA компании GoodsForecast
Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Журнал «Retail & Loyalty» продолжает цикл статей, посвященных проблеме представленности товара на полке (OSA или КПТ). На этот раз Сергей Котик, директор направления OSA компании GoodsForecast, рассматривает вопрос с точки зрения взаимодействия ритейлера и поставщика с целью сокращения упущенных продаж и повышения лояльности покупателей.

В предыдущей статье нашего цикла 1 проблема представленности товара на полке обсуждалась преимущественно с точки зрения ритейлера. Несомненно, сеть может и должна работать с упущенными продажами самостоятельно, однако не менее актуальным будет рассмотреть модель взаимодействия ритейлера и поставщика в этом вопросе. Кейсы такого взаимодействия часто встречаются на развитых рынках, и неслучайно – ведь от такого сотрудничества существенно выигрывают обе стороны процесса.

OSA и OOS: как измерять и оценивать
Если на бурно растущих рынках у производителей и ритейлеров на первый план среди всех разногласий выходят разногласия по таким вопросам, как цены, проведение промоакций или условия поставок, то спокойный, стагнирующий или падающий рынок заставляет обе стороны больше внимания уделять вопросам эффективного сотрудничества в продажах. В этих условиях одним из приоритетов для поставщиков в списке совместных проектов с торговыми сетями всегда идут вопросы улучшения коэффициента представленности товаров на полке магазина (OSA или КПТ) – с целью сокращения упущенных продаж и повышения лояльности покупателей (как к бренду, так и к сети).

На развитых рынках крупные международные и национальные компании – и производители, и ритейлеры – уже давно образуют для решения всех этих вопросов специализированные рабочие группы, вырабатывают общую терминологию и методики взаимодействия, проводят измерения ключевых показателей и запускают пилотные проекты по их улучшению. Первые серьезные результаты по снижению упущенных продаж за счет эффективного выстраивания всей цепочки поставок, основанного на более тесном взаимодействии ритейлера и поставщика, в Европе были получены еще в начале 2000-х годов. В России первые большие проекты такого рода стартовали в 2005 году с участием сетей «Лента», «Мосмарт» и «Рамстор» и двух десятков крупных поставщиков, среди которых были Danone, Unilever, Nestle и др.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Поставщиков проблема представленности их товаров на полках ритейлера зачастую волнует даже больше, чем самих ритейлеров

Как отмечает сообщество ECR (Efficient Consumer Response), которое предлагает один из подходов к сокращению OOS (Out of Stock), все подобные проекты состоят из двух больших частей:

1. Подготовка – организация необходимых измерений и получение принципиального согласия участвующих в проекте компаний к изменениям в своих бизнес-процессах.

2. Реализация – проведение изменений в системах управления заказами, данными, промоакциями и мерчандайзингом.

Выделяются и два ключевых фактора в ходе реализации таких проектов:

1. Внимание руководства и мотивация персонала на снижение OOS.

2. Постоянные измерения показателей OSA и OOS в различных разрезах.

Существует несколько вариантов расчета показателя OOS, каждый из которых отражает свои аспекты упущенных продаж 2 :

Item OOS Event Rate
Количество измеренных событий OOS за заданный промежуток времени по выбранному товару.

Category OOS Event Rate
Процент товаров в категории, по которым было зафиксировано хотя бы одно событие OOS за заданный промежуток времени.

OOS Duration Rate
За заданный промежуток времени (время, которое товар был в статусе OOS / все время работы магазина)

Shelf Availability Rate
Показатель, обратный к OOS Duration Rate

OOS Lost Unit Sales Rate
Упущенные продажи в штуках или килограммах.

Упущенные продажи / Фактические продажи + упущенные продажи.

OOS Sales Loss Rate
Упущенные продажи в деньгах.

Упущенные продажи / Фактические продажи + упущенные продажи.

OOS Customer Impact Rate
Соотношение количества покупательских корзин, в которых должен был быть данный товар, и количества покупательских корзин, где он фактически появился.

Наиболее релевантными для оценки объемов потерь от упущенных продаж и отслеживания динамики показателей являются «Упущенные продажи в шт./кг» (OOS Lost Unit Sales Rate) и «Упущенные продажи в деньгах» (OOS Sales Loss Rate). Важно отметить, что все вышеуказанные показатели должны рассматриваться только с точки зрения потребителя, нашедшего или не нашедшего товар на полке, – а не с точки зрения того, указан ли товар на остатках в документах или в учетной системе. Ошибочные данные по остаткам в учетной системе являются одной из главных причин некорректных заказов. Согласно тому же исследованию (Corston & Gruen, на примере федеральной сети в США) остатки в магазинах сходятся с остатками в учетной системе лишь примерно в половине случаев.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Екатерина Куманина,
директор по внешним связям ГК «ДИКСИ»

OSA: экспертное мнение ритейлера

2014 году была осуществлена программа совместно с Пивоваренной компанией «Балтика» – одним из ключевых поставщиков, по оценке продукции на полках магазинов (OSA), в которую были вовлечены 150 магазинов «ДИКСИ». Разработанные сетью в рамках пробного этапа инструменты позволили сократить количество упущенных продаж в магазинах на 50%.

На сегодняшний день для повышения эффективности работы с ассортиментом категорий сеть измеряет коэффициент представленности товаров и наполняемости полочного пространства, а также совершенствует алгоритмы системы автозаказа в магазинах и распределительных центрах. Для изучения потребительского спроса и прогноза наполняемости полочного пространства «ДИКСИ» использует анализ собственных продаж, физический аудит и мониторинг остатков. «ДИКСИ» находится в процессе выбора методологии для оценки показателя OSA. Сеть рассматривает возможность выработки собственной технологии.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Рисунок 1. Реакция покупателя при отсутствии желаемого товара и ее влияние на бизнес

Взаимодействие поставщика и ритейлера как эффективный путь повышения OSA
Почему поставщиков проблема представленности их товаров на полках ритейлера зачастую волнует даже больше, чем самих ритейлеров? Для ответа на этот вопрос проще всего обратиться к статистике (рис.1).

Как видим из рис. 1, влияние на производителя сильнее, чем на ритейлера, более чем в 1,5 раза – 46% случаев против 30%. И инструментов у производителя достаточно, чтобы количество таких случаев сократить.

Принцип Парето 3 действует в том числе и в сфере повышения показателей представленности товаров (OSA) – и здесь мы тоже видим, что самые простые решения дают большую часть выигрыша. Так с чего же поставщику и ритейлеру следует начать совместную работу по поддержанию согласованных показателей OSA?

1. Повышение исполнительской дисциплины по всей цепочке поставок – как на стороне ритейлера, так и на стороне поставщика.

2. Очистка мастер-данных в учетных системах, приведение данных поставщика и ритейлера в соответствие.

3. Регулярные измерения ключевых показателей, обмен аналитическими данными.

4. Оптимизация графиков поставок.

5. Совершенствование процедур пополнения полок.

Необходимыми (но недостаточными) условиями для успешного внедрения VMI являются следующие:

Поставщик имеет возможность отслеживать запасы в распределительных центрах и магазинах ритейлера, в заказах и в пути.

Поставщик регулярно получает данные о вторичных продажах от ритейлера.

Поставщик гарантирует результаты, обязуясь выплачивать штрафы за недопоставки.

Ритейлер доверяет поставщику процесс управления, но полностью контролирует его.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Ради чего?
В текущих экономических условиях в России сегодня как ритейл, так и производство все большее внимание обращают на оптимизацию процессов. Сокращение упущенных продаж, одно из самых очевидных направлений такой оптимизации, вовсе не требует огромных инвестиций, но при этом дает существенный результат – повышение показателя OSA на 3% ведет к увеличению оборота на 1,5% для ритейлера и на 1% для производителя. Существуют глубоко проработанные и апробированные на практике методики оптимизации, которые требуют скорее воли руководства к проведению изменений и дисциплинированной работы по небольшому количеству направлений, чем серьезных денежных вливаний. На российском рынке представлен весь необходимый ИТ-инструментарий для измерения и аналитики показателей, организации обмена данными между поставщиком и ритейлером, контроля за реализацией намеченных действий.

По какому пути пойти ритейлеру – работать с повышением представленности своими собственными силами или тесно взаимодействуя с производителем, решается индивидуально, в каждом конкретном случае по-разному. Одно можно сказать точно – те, кто уделяет данному вопросу достаточно внимания, будут иметь очевидное (и измеряемое в деньгах) преимущество перед конкурентами.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Иван Канаев
начальник отдела по управлению и развитию клиентского сервиса пивоваренной компании «Балтика»

VMI: экспертное мнение поставщика

R&L: Можно ли говорить о том, что сегодня в российском ритейле застопорились проекты по автоматизации измерения показателей OSA? Почему OSA более важно для поставщика?

И. Канаев: Только некоторые игроки продолжают работу в этом направлении. Кризис, новые регулирующие инициативы государства заставляют фокусироваться на более «критических» аспектах деятельности. OSA для России пока еще больше желаемая перспектива, чем реальность. Разумеется, под OSA в данном контексте я понимаю совместную с поставщиками оценку и реализацию действий по улучшению ситуации с представленностью товара на полке.

R&L: После отладки каких процессов в OSA у ритейлера и поставщика можно начинать внедрение VMI?

И. Канаев: Маркеры здесь – это стабильно высокий уровень сервиса, отсутствие сбоев в работе, понимание поставщиком процессов, специфики и стратегии ритейлера – здесь очень важно доверие между сторонами. У поставщика должны эффективно работать планирование, логистика, должна быть высокая скорость реакции. К сожалению, российские ритейлеры пока крайне неохотно идут в направлении VMI – боятся либо злоупотреблений со стороны поставщика («завышенные» отгрузки), либо срывов в поставках.

R&L: В каких категориях VMI дает наилучшие результаты? Есть ли известные и успешные кейсы?

И. Канаев: Чаще всего можно услышать про кейсы VMI в категориях фреш и ультрафреш. Вероятно, дело здесь в том, что доля списаний и возвратов в данных категориях весьма существенна, а также в том, что это одни из самых потребляемых категорий, на них в том числе строится сам имидж ритейлера, на качество этих товаров чаше всего обращает внимание покупатель. Поэтому ритейлеры чаше всего начинают с них. Поэтому проект у продуктового ритейлера и поставщика йогурта даст неизмеримо больший обоюдный value, чем такой проект в сегменте БТиЭ.

R&L: Каковы основные факторы, по которым проекты внедрения VMI еще слабо распространены в России?

И. Канаев: Это страх со стороны торговых сетей. Они опасаются сбоев в поставках, боятся завышенных поставок (что оборачивается замораживанием средств покупателя). Но вслед за рынками США и Европы мы обязательно к этому придем. Что поможет? Помогут как раз проекты OSA, понимаемые как налаживание процесса совместной оценки ситуации на полке и реализации действий по повышению представленности товара. В ходе их воплощения в жизнь доверие сторон друг к другу увеличивается, делая возможным и VMI.

2 Corston & Gruen, A Comprehensive Guide To Retail Out-Of-Stock Reduction In the Fast-Moving Consumer Goods Industry, 2008

3 Принцип Парето (или принцип 20/80) – эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации ее результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть не оправданны.)

4 Отметим, что коллаборация ритейлера и поставщика по повышению уровня представленности (OSA) может происходить в разных моделях, в том числе в VMI. В этом случае ответственность лежит на поставщике, ему проще поддерживать высокий уровень представленности, а ритейлер для этого дает ему полные и корректные данные. Второй возможный вариант – модель CMI (сlient managed inventory), где ритейлер управляет запасами, а поставщик может участвовать в процессе (но ответственность за данный процесс лежит на сети)

5 «Billa. Danone. VMI как технология повышения On Shelf Availability» OSA ECR Awards, 2010)

Источник

OSA-взаимодействие поставщика и ритейлера: на пути к VMI

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Сергей Котик,
директор направления OSA компании GoodsForecast
Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Журнал «Retail & Loyalty» продолжает цикл статей, посвященных проблеме представленности товара на полке (OSA или КПТ). На этот раз Сергей Котик, директор направления OSA компании GoodsForecast, рассматривает вопрос с точки зрения взаимодействия ритейлера и поставщика с целью сокращения упущенных продаж и повышения лояльности покупателей.

В предыдущей статье нашего цикла 1 проблема представленности товара на полке обсуждалась преимущественно с точки зрения ритейлера. Несомненно, сеть может и должна работать с упущенными продажами самостоятельно, однако не менее актуальным будет рассмотреть модель взаимодействия ритейлера и поставщика в этом вопросе. Кейсы такого взаимодействия часто встречаются на развитых рынках, и неслучайно – ведь от такого сотрудничества существенно выигрывают обе стороны процесса.

OSA и OOS: как измерять и оценивать
Если на бурно растущих рынках у производителей и ритейлеров на первый план среди всех разногласий выходят разногласия по таким вопросам, как цены, проведение промоакций или условия поставок, то спокойный, стагнирующий или падающий рынок заставляет обе стороны больше внимания уделять вопросам эффективного сотрудничества в продажах. В этих условиях одним из приоритетов для поставщиков в списке совместных проектов с торговыми сетями всегда идут вопросы улучшения коэффициента представленности товаров на полке магазина (OSA или КПТ) – с целью сокращения упущенных продаж и повышения лояльности покупателей (как к бренду, так и к сети).

На развитых рынках крупные международные и национальные компании – и производители, и ритейлеры – уже давно образуют для решения всех этих вопросов специализированные рабочие группы, вырабатывают общую терминологию и методики взаимодействия, проводят измерения ключевых показателей и запускают пилотные проекты по их улучшению. Первые серьезные результаты по снижению упущенных продаж за счет эффективного выстраивания всей цепочки поставок, основанного на более тесном взаимодействии ритейлера и поставщика, в Европе были получены еще в начале 2000-х годов. В России первые большие проекты такого рода стартовали в 2005 году с участием сетей «Лента», «Мосмарт» и «Рамстор» и двух десятков крупных поставщиков, среди которых были Danone, Unilever, Nestle и др.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Поставщиков проблема представленности их товаров на полках ритейлера зачастую волнует даже больше, чем самих ритейлеров

Как отмечает сообщество ECR (Efficient Consumer Response), которое предлагает один из подходов к сокращению OOS (Out of Stock), все подобные проекты состоят из двух больших частей:

1. Подготовка – организация необходимых измерений и получение принципиального согласия участвующих в проекте компаний к изменениям в своих бизнес-процессах.

2. Реализация – проведение изменений в системах управления заказами, данными, промоакциями и мерчандайзингом.

Выделяются и два ключевых фактора в ходе реализации таких проектов:

1. Внимание руководства и мотивация персонала на снижение OOS.

2. Постоянные измерения показателей OSA и OOS в различных разрезах.

Существует несколько вариантов расчета показателя OOS, каждый из которых отражает свои аспекты упущенных продаж 2 :

Item OOS Event Rate
Количество измеренных событий OOS за заданный промежуток времени по выбранному товару.

Category OOS Event Rate
Процент товаров в категории, по которым было зафиксировано хотя бы одно событие OOS за заданный промежуток времени.

OOS Duration Rate
За заданный промежуток времени (время, которое товар был в статусе OOS / все время работы магазина)

Shelf Availability Rate
Показатель, обратный к OOS Duration Rate

OOS Lost Unit Sales Rate
Упущенные продажи в штуках или килограммах.

Упущенные продажи / Фактические продажи + упущенные продажи.

OOS Sales Loss Rate
Упущенные продажи в деньгах.

Упущенные продажи / Фактические продажи + упущенные продажи.

OOS Customer Impact Rate
Соотношение количества покупательских корзин, в которых должен был быть данный товар, и количества покупательских корзин, где он фактически появился.

Наиболее релевантными для оценки объемов потерь от упущенных продаж и отслеживания динамики показателей являются «Упущенные продажи в шт./кг» (OOS Lost Unit Sales Rate) и «Упущенные продажи в деньгах» (OOS Sales Loss Rate). Важно отметить, что все вышеуказанные показатели должны рассматриваться только с точки зрения потребителя, нашедшего или не нашедшего товар на полке, – а не с точки зрения того, указан ли товар на остатках в документах или в учетной системе. Ошибочные данные по остаткам в учетной системе являются одной из главных причин некорректных заказов. Согласно тому же исследованию (Corston & Gruen, на примере федеральной сети в США) остатки в магазинах сходятся с остатками в учетной системе лишь примерно в половине случаев.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Екатерина Куманина,
директор по внешним связям ГК «ДИКСИ»

OSA: экспертное мнение ритейлера

2014 году была осуществлена программа совместно с Пивоваренной компанией «Балтика» – одним из ключевых поставщиков, по оценке продукции на полках магазинов (OSA), в которую были вовлечены 150 магазинов «ДИКСИ». Разработанные сетью в рамках пробного этапа инструменты позволили сократить количество упущенных продаж в магазинах на 50%.

На сегодняшний день для повышения эффективности работы с ассортиментом категорий сеть измеряет коэффициент представленности товаров и наполняемости полочного пространства, а также совершенствует алгоритмы системы автозаказа в магазинах и распределительных центрах. Для изучения потребительского спроса и прогноза наполняемости полочного пространства «ДИКСИ» использует анализ собственных продаж, физический аудит и мониторинг остатков. «ДИКСИ» находится в процессе выбора методологии для оценки показателя OSA. Сеть рассматривает возможность выработки собственной технологии.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Рисунок 1. Реакция покупателя при отсутствии желаемого товара и ее влияние на бизнес

Взаимодействие поставщика и ритейлера как эффективный путь повышения OSA
Почему поставщиков проблема представленности их товаров на полках ритейлера зачастую волнует даже больше, чем самих ритейлеров? Для ответа на этот вопрос проще всего обратиться к статистике (рис.1).

Как видим из рис. 1, влияние на производителя сильнее, чем на ритейлера, более чем в 1,5 раза – 46% случаев против 30%. И инструментов у производителя достаточно, чтобы количество таких случаев сократить.

Принцип Парето 3 действует в том числе и в сфере повышения показателей представленности товаров (OSA) – и здесь мы тоже видим, что самые простые решения дают большую часть выигрыша. Так с чего же поставщику и ритейлеру следует начать совместную работу по поддержанию согласованных показателей OSA?

1. Повышение исполнительской дисциплины по всей цепочке поставок – как на стороне ритейлера, так и на стороне поставщика.

2. Очистка мастер-данных в учетных системах, приведение данных поставщика и ритейлера в соответствие.

3. Регулярные измерения ключевых показателей, обмен аналитическими данными.

4. Оптимизация графиков поставок.

5. Совершенствование процедур пополнения полок.

Необходимыми (но недостаточными) условиями для успешного внедрения VMI являются следующие:

Поставщик имеет возможность отслеживать запасы в распределительных центрах и магазинах ритейлера, в заказах и в пути.

Поставщик регулярно получает данные о вторичных продажах от ритейлера.

Поставщик гарантирует результаты, обязуясь выплачивать штрафы за недопоставки.

Ритейлер доверяет поставщику процесс управления, но полностью контролирует его.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле

Ради чего?
В текущих экономических условиях в России сегодня как ритейл, так и производство все большее внимание обращают на оптимизацию процессов. Сокращение упущенных продаж, одно из самых очевидных направлений такой оптимизации, вовсе не требует огромных инвестиций, но при этом дает существенный результат – повышение показателя OSA на 3% ведет к увеличению оборота на 1,5% для ритейлера и на 1% для производителя. Существуют глубоко проработанные и апробированные на практике методики оптимизации, которые требуют скорее воли руководства к проведению изменений и дисциплинированной работы по небольшому количеству направлений, чем серьезных денежных вливаний. На российском рынке представлен весь необходимый ИТ-инструментарий для измерения и аналитики показателей, организации обмена данными между поставщиком и ритейлером, контроля за реализацией намеченных действий.

По какому пути пойти ритейлеру – работать с повышением представленности своими собственными силами или тесно взаимодействуя с производителем, решается индивидуально, в каждом конкретном случае по-разному. Одно можно сказать точно – те, кто уделяет данному вопросу достаточно внимания, будут иметь очевидное (и измеряемое в деньгах) преимущество перед конкурентами.

Что такое osa в торговле. Смотреть фото Что такое osa в торговле. Смотреть картинку Что такое osa в торговле. Картинка про Что такое osa в торговле. Фото Что такое osa в торговле
Иван Канаев
начальник отдела по управлению и развитию клиентского сервиса пивоваренной компании «Балтика»

VMI: экспертное мнение поставщика

R&L: Можно ли говорить о том, что сегодня в российском ритейле застопорились проекты по автоматизации измерения показателей OSA? Почему OSA более важно для поставщика?

И. Канаев: Только некоторые игроки продолжают работу в этом направлении. Кризис, новые регулирующие инициативы государства заставляют фокусироваться на более «критических» аспектах деятельности. OSA для России пока еще больше желаемая перспектива, чем реальность. Разумеется, под OSA в данном контексте я понимаю совместную с поставщиками оценку и реализацию действий по улучшению ситуации с представленностью товара на полке.

R&L: После отладки каких процессов в OSA у ритейлера и поставщика можно начинать внедрение VMI?

И. Канаев: Маркеры здесь – это стабильно высокий уровень сервиса, отсутствие сбоев в работе, понимание поставщиком процессов, специфики и стратегии ритейлера – здесь очень важно доверие между сторонами. У поставщика должны эффективно работать планирование, логистика, должна быть высокая скорость реакции. К сожалению, российские ритейлеры пока крайне неохотно идут в направлении VMI – боятся либо злоупотреблений со стороны поставщика («завышенные» отгрузки), либо срывов в поставках.

R&L: В каких категориях VMI дает наилучшие результаты? Есть ли известные и успешные кейсы?

И. Канаев: Чаще всего можно услышать про кейсы VMI в категориях фреш и ультрафреш. Вероятно, дело здесь в том, что доля списаний и возвратов в данных категориях весьма существенна, а также в том, что это одни из самых потребляемых категорий, на них в том числе строится сам имидж ритейлера, на качество этих товаров чаше всего обращает внимание покупатель. Поэтому ритейлеры чаше всего начинают с них. Поэтому проект у продуктового ритейлера и поставщика йогурта даст неизмеримо больший обоюдный value, чем такой проект в сегменте БТиЭ.

R&L: Каковы основные факторы, по которым проекты внедрения VMI еще слабо распространены в России?

И. Канаев: Это страх со стороны торговых сетей. Они опасаются сбоев в поставках, боятся завышенных поставок (что оборачивается замораживанием средств покупателя). Но вслед за рынками США и Европы мы обязательно к этому придем. Что поможет? Помогут как раз проекты OSA, понимаемые как налаживание процесса совместной оценки ситуации на полке и реализации действий по повышению представленности товара. В ходе их воплощения в жизнь доверие сторон друг к другу увеличивается, делая возможным и VMI.

2 Corston & Gruen, A Comprehensive Guide To Retail Out-Of-Stock Reduction In the Fast-Moving Consumer Goods Industry, 2008

3 Принцип Парето (или принцип 20/80) – эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации ее результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть не оправданны.)

4 Отметим, что коллаборация ритейлера и поставщика по повышению уровня представленности (OSA) может происходить в разных моделях, в том числе в VMI. В этом случае ответственность лежит на поставщике, ему проще поддерживать высокий уровень представленности, а ритейлер для этого дает ему полные и корректные данные. Второй возможный вариант – модель CMI (сlient managed inventory), где ритейлер управляет запасами, а поставщик может участвовать в процессе (но ответственность за данный процесс лежит на сети)

5 «Billa. Danone. VMI как технология повышения On Shelf Availability» OSA ECR Awards, 2010)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *