Что такое osa в торговле это
Роль индекса OSA в мерчендайзинге
Понятие On Shelf Availability применяется в мерчендайзинге в качестве показателя доступности товаров на прилавках магазина. Рентабельность точек розничной торговли базируется на лояльности покупателей. Когда целевая аудитория не находит на полках искомых продуктов, помимо упущенной выгоды возникает риск потери клиентов, растущий при отсутствии контроля ситуации. Именно в этом и заключается роль OSA в мерчендайзинге. Учет параметра при выкладке позволяет регулировать наличие продукции в торговом зале.
По статистике при отсутствии нужного товара на полках почти в половине случаев посетитель отказывается от покупок вообще, то есть уходит из магазина с пустыми руками. При этом вовсе не обязательна недоступность требуемых позиций на складе. Работа службы мерчандайзинга подразумевает своевременную выкладку закончившихся товаров, но правила не всегда соблюдаются. Проблема возникает и при некорректном формировании заказов или сбоях поставок. Анализ OSA поможет избежать снижения прибыли от бизнеса.
В услуги мерчендайзинга, предоставляемые серьезными маркетинговыми агентствами, входит измерение коэффициента OSA и аналитическая обработка полученных данных. При выявлении низкого показателя по результатам аудита несложно выяснить причины сложившейся ситуации. Проследив логистическую цепочку от производителя до торгового зала, легко вычислить слабое звено и принять меры по его укреплению. В современном мерчендайзинге для корректного определения OSA используется несколько вариантов:
Выбор способа зависит от индивидуальных факторов. Аудит OSA в мерчендайзинге проводится для контроля продаж конкретных товарных групп, проверки складских остатков и усовершенствования работы магазина в целом. Поставленные задачи и определяют эффективные методы. При необходимости повышения индекса OSA в торговой сети требуется комплексный анализ продаж. После уточнения причин дефицита составляется план мероприятий для оптимизации торговли с целью улучшения сервиса и устранения потери прибыли.
Alerting OSA
Отсутствие в продаже тех или иных товаров приводит к снижению прибыли, а также переходу потребителей к другому продавцу. OOS – распространенная проблема, с которой сталкиваются как крупные сети, так и небольшие магазины.
Причины возникновения OOS
OOS расшифровывается как Out Of Stock, т.е. отсутствие товара на полке продавца. Оно возникает в результате:
В результате отсутствия товаров на полке убытки несут как ритейлеры, так и производители.
Последствия OOS
Для ритейлеров последствия кроются в:
Что касается производителей, то с их стороны риски связаны с:
OOS способно привести к серьезным потерям – до 1 триллиона долларов для ритейлеров и 1% упущенных продаж. Производители отмечают эффективность OSA, для чего разрабатываются современные программы и продукты. Особенный упор сейчас делают на алерты.
Алерты как решение проблемы
Алерт – это сигнал, который свидетельствует об отсутствии товара на полке. Его преимущества заключаются в способности анализировать спрос, установке приоритета работы в ТТ, улучшении качества автоматического заказа товаров. С его помощью происходит увеличение рыночного бенчмарка точности на 80% и более.
Актуальной программой для работы с алертами является WoDo. Это современная разработка, которая устанавливается на телефон, доступна с компьютера, позволяет следить за продажами в любое время с любого устройства.
Наш инструмент для работы с алертами – WoDo
WoDo разработана компаниями Open Group и «Ракета», представляет собой рабочее пространство для полевого сотрудника. Она представляет собой многофункциональное приложение, которое остается доступным постоянно. Его можно установить на устройства, работающие на ОС Android и iOS, а также открыть личный кабинет с компьютера.
Приложение предназначено для оптимизации работы мерчандайзера, оно позволяет редактировать заказ, оформленный автоматически. Пользоваться платформой могут производители товаров, маркетинговые агентства, торговые сети.
Программа предназначена для:
Особенности работы с программой WoDo
Приложение подойдет для:
Программа анализирует 10+ показателей каждой торговой точки, утром присылает обработанные данные. Полевой сотрудник обрабатывает алерты, точка получает товар, а менеджер формирует аналитический отчет.
WoDo доступна в демо-режиме, который позволит познакомиться с продуктом и оценить его эффективность. Установить приложение можно на смартфон или планшет.
Жалящая OSA
Жалящая OSA
О плюсах и минусах технологий, которые позволяют не терять десятки миллионов рублей из-за не выставленного на полку товара.
Сегодня один из важнейших показателей эффективности для ретейлеров — обеспечение высокой доступности на полке (On-Shelf Availability, OSA), а одна из самых серьезных проблем — ситуация Out-of-Stock (OOS), когда потребитель не находит продукт на полке, в то время когда он хочет его купить.
Потребитель не ждет
Доступность на полке — это показатель количества продуктов, которое потребитель может приобрести в том месте, в котором он ожидает это сделать, и в то время, когда он хочет купить продукт. Торговые сети тратят на логистику в среднем до 5% прибыли. Большая часть этих расходов приходится на управление складом и хранение в точках продаж. Таким образом, улучшение управления товарными запасами в магазине имеет важное значение для рентабельности.
По статистике, 31% покупают продукт, который им нужен, в другом месте (в другом магазине или в Интернете), 26% покупают товар другого бренда, 19% выбирают тот же бренд, но продукт другого размера или с другим вкусом, 9% ничего не покупают.
Поддержание OSA на хорошем уровне или сокращение OOS помогают грамотно управлять товарными запасами и, как следствие, являются главными индикаторами эффективности ретейлеров. Существует несколько причин для ситуации OOS. По данным Института маркетинга продуктов питания, количество товаров в среднем продуктовом магазине продолжает увеличиваться (38,9 тыс. в 2016 году по сравнению с 35,3 тыс. в 2014 году), что автоматически уменьшает площадь хранения как на полках, так и в складских помещениях. Вдобавок это сокращение совпадает с уменьшением площадей складских помещений и увеличением торговых площадей.
Борьба с пустой полкой
Россия активно идет вслед за европейскими и американскими рынками, бизнес все чаще выносит на повестку дня и реализует инициативы по повышению показателя OSA. В течение последних лет ведущие игроки российского ретейла начали активно разрабатывать in-house решения для анализа упущенных продаж либо приобретать специализированные продукты у разработчиков подобных решений. Например, торговая сеть «Дикси» осуществила пилотную программу с одним из ключевых поставщиков по оценке продукции на полках магазинов. Розничной сетью «О`Кей» было внедрено решение, осуществляющее независимый анализ продаж на основании детальной внутридневной статистики продаж по кассовым чекам. Все торговые сети, управляемые X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), на постоянной основе ведут работу по увеличению показателя присутствия товара на полке и максимальному исключению ситуаций Out-of-Stock.
Основными технологиями для контроля OSA сегодня являются RFID-метки, системы умных полок, технологии big data и видеоаналитика.
Однако существует ряд препятствий, мешающих внедрению комплексных инструментов. В первую очередь это немалые инвестиции и отсутствие единых стандартов рынка. Действенная борьба с OOS в первую очередь предполагает набор взаимных действий торговой сети и поставщика. Все совместные проекты по повышению OSA начинаются с того, что ретейлер и поставщик приходят к договоренности о том, что они готовы потратить свои ресурсы на изучение ситуации и последующую работу по ее исправлению. Опыт подобных западных проектов говорит о том, что увеличение уровня OSA на 3 пункта повышает рост товарооборота на 1%. При среднем показателе OSA 91,7% потенциал для увеличения товарооборота ретейлера (а это более 2%) может быть очень существенным в денежном выражении (десятки миллионов рублей для сети).
После того как все участники проекта договорились о совместной работе над улучшением уровня доступности товара на полке, начинается самый проблематичный этап, связанный с определением способов измерения OSA и выявления OOS. Основными технологиями для контроля OSA сегодня являются RFID-метки, системы умных полок, технологии big data и видеоаналитика.
RFID-метки
RFID часто называют одной из важнейших технологий XXI века, поскольку она позволяет отслеживать любые объекты в реальном времени, в том числе и продукты в цепочке поставок. Метки RFID содержат небольшую микросхему и антенну и имплантируются в отдельные продукты, тем самым наделяя их уникальным средством идентификации и позволяя контролировать их по всей цепочке распространения.
Один из крупнейших ретейлеров России X5 Retail Group недавно открыл два распределительных центра в Екатеринбурге, где планирует применять EDI-системы для контроля OSA и планирования сбыта, а также RFID-маркировку товара для онлайн-отслеживания его перемещения.
На Западе пионером в использовании радиометок стала сеть Walmart. Корпорация в обязательном порядке перевела всех своих поставщиков на работу с RFID. Потоки заказов производителям оборудования образовали бум на соответствующем рынке. Только Walmart требуется около миллиарда радиометок ежегодно. Ретейлер получает колоссальную экономию благодаря сокращению ручного труда, снижению числа ситуаций с OOS и росту эффективности цепочек поставки.
Использование меток RFID помогает повысить точность инвентаризации, улучшить OSA и устранить OOS. Технология RFID привлекает больше всего тем, что она дает возможность ретейлерам в любой момент времени узнать точное местоположение и количество товаров, не тратя при этом время и ресурсы на физический аудит. Таким образом помогая сетям удовлетворять спрос клиентов, гарантируя, что товар находится в нужном месте в нужное время и в нужном количестве.
Пожалуй, главный минус этой технологии — цена RFID-меток, традиционно она же и является ключевым препятствием для ее широкого распространения в розничной торговле. Еще одна проблема, связанная с RFID, — конфиденциальность. Существует вероятность того, что после покупки продукта его можно продолжить отслеживать, таким образом отображая местоположение клиента и другую информацию.
Умные полки
Система умных полок позволяет обнаруживать изменение веса продуктов, стоящих на них, и его распределение по поверхности, тем самым можно легко определять количество оставшегося товара, а также то, как именно он расположен на полке. Если полку необходимо пополнить, то система отправляет уведомление о текущем статусе на смартфон сотрудника, чтобы он выставил товар. На российском рынке существует решение компании IntraMarket, которое позволяет не только исключать ситуацию, когда товар отсутствует на первой линии выкладки или вообще, но и сообщает о критическом снижении покупательского потока и низком уровне эффективности конкретной торговой точки.
К основным недостаткам этой технологии можно отнести высокую стоимость установки, а также возможные погрешности в данных. Так, умные полки могут определить, что товар закончился, или показать оставшееся количество, но они не могут идентифицировать, что на полку поставлен неправильный товар. Кроме того, эта система подходит далеко не для всех товарных категорий, например, если изделие слишком легкое, датчик веса может вообще не ощущать его.
Big data
При работе с технологиями big data собирается и анализируется огромный набор данных из внутренних и внешних источников. Это позволяет моделировать ожидаемый спрос и находить причины текущих ситуаций OOS.
Технология анализирует данные всей цепочки поставок, информацию от системы распознавания образов, кассовые данные о продажах, информацию, полученную от сотрудников торгового зала, а также информацию о товародвижении. После того как вся полученная информация агрегируется, за нее берется сложный набор алгоритмов машинного обучения, который максимально точно обнаруживает возможную или текущую проблему с доступностью товара на полке и уведомляет об этом.
На Западе и в России зарекомендовала себя технология, разработанная на базе ассоциации ECR, — Hybrid Platform. Механика работы OSA HP состоит из четырех шагов: анализа OSA в реальном времени, генерации алертов (сигналов, оповещений), показывающих проблему и ее причину, реагирования на алерт, устранение причины проблемы, пополнение товара на полке, контроля выполнения.
Система видеоаналитики
Для контроля доступности товара на полке все больше ретейлеров начали использовать систему видеоаналитики и оснащать свои магазины стационарными или подвижными камерами с внедренной системой распознавания образов. Недавно один из крупнейших российских ретейлеров X5 Retail Group провел пилотный проект по использованию данной технологии. Механика проекта проста: в течение теста специалисты при обнаружении отсутствия товара на полке в том или ином магазине высылают уведомления директорам точек с просьбой выставить SKU в зал магазина.
В рамках пилотного проекта технология научилась распознавать около 1500 товаров. Средняя точность распознавания составила 93,7%, а скорость формирования отчета — не более 30 секунд на один стеллаж. В тестируемых магазинах, где внедрялась система видеоконтроля OSA, сеть зафиксировала рост розничного товарооборота по наблюдаемым категориям.
Аналитика упущенных продаж (on shelf availability)
GoodsForecast.OSA (OSA, on shelf availability) — система ежедневного мониторинга упущенных продаж и представленности товаров, которая позволяет с высокой точностью определять периоды дефицита и упущенные продажи в штуках и рублях в различных разрезах: по товарам, по категориям, по магазинам, в целом по сети. Определение причин дефицита и анализ представленности товаров позволяют ответить на вопрос «кто виноват» – мерчендайзинг, поставщики или планирование в каждом конкретном случае. Различные форматы отчетов делают GoodsForecast.OSA является незаменимым инструментом как для товароведов и категорийных менеджеров, так и для директоров магазинов и топ-менеджмента сети. Система позволяет анализировать данные как за предыдущий день, так и внутри текущего дня, что дает возможность оперативно устранять причины упущенных продаж. Мы разработали и реализовали специализированную методику полностью автоматического подбора наилучшей модели статистического анализа, учитывающую все влияющие на спрос факторы. Модель обучается на имеющихся статистических данных и в дальнейшем адаптируется к изменениям в динамике спроса.
Возможности OSA системы аналитики
упущенных продаж
Представленность товаров — один из ключевых показателей в работе ритейла. Низкий показатель доступности товаров на полке магазина – это упущенные продажи и недополученная прибыль, во всем мире ритейлеры и производители уделяют его улучшению повышенное внимание. Однако, несмотря на все усилия, показатель OSA (on shelf availability) по индустрии в целом остается довольно низким. Виной тому может служить множество причин, от плохо выстроенной работы с поставщиками, до неаккуратной выкладки товара на полке. В условиях глобального экономического кризиса для ритейлеров и производителей особенно важно, чтобы каждый товар, который необходим покупателю, был доступен ему в магазине именно тогда, когда он хочет его купить.
Работа над снижением упущенных продаж и сокращением количества случаев Out of stock и Out of shelf начинается с внедрения точных инструментов по превращению ежедневных данных, собираемых с магазинов сети, в аналитическую информацию, показывающую в каком направлении необходимо двигаться и какие бизнес-процессы улучшать.
В мировой практике существуют 3 подхода к определению показателя OSA:
Оперативная информация: анализ представленности товаров
Определение периодов дефицита внутри дня
Определение причин дефицита
Отсутствие товара на полке может обуславливаться различными причинами. Система на основе полученных данных в каждом конкретном случае определяет причину, из-за чего покупатель не совершил желаемую покупку. В общем случае причины могут быть следующие:
Точное определение причин дефицита, аналитика Out of stock и Out of shelf позволяют выявлять «болевые точки» и влиять на них адресно, снизив учпущенные продажи. Например, аргументированно договариваться с поставщиками, задерживающими или урезающими поставки, о скидках.
Отчетность для всех уровней сотрудников
GoodsForecast.OSA предоставляет отчетность в различных разрезах: по отдельным SKU, по категориям, по магазинам, по сети в целом. Система будет полезна следующим сотрудникам:
Оповещения о нестандартных ситуациях
GoodsForecast.OSA предоставляет пользователям гибкую систему оповещений о нестандартных ситуациях, которая позволяет оперативно реагировать на любые события, влияющие на коэффициент представленности товаров.
On Shelf Availability в российской рознице
Чем для сети важно постоянное наличие продукции на полке?
Что происходит, когда покупатель не находит нужный ему товар на полке магазина? На этот вопрос дает ответ статистика. Поведение клиента постепенно меняется от случая к случаю, и в среднем на третий раз отсутствия желаемого товара покупатель уходит в другой магазин, уже практически навсегда. Таким образом, помимо упущенных продаж недостаточно полные полки сулят ритейлеру еще и упущенного клиента.
Однако наличие товара на полке не является проблемой исключительно самого ритейлера. Это сложная отраслевая проблема, затрагивающая все звенья цепочки поставок – от производителя товара до сети. Все участники этой цепочки понимают, что пустая полка – это снижение продаж и серьезный риск снижения лояльности как для поставщика, так и для розницы.
Как известно профессионалам ритейла, для оценки ситуации с наличием товара на полке в отрасли существует показатель OSA – On Shelf Availability(Аналитика упущенных продаж), за повышение которого так или иначе борются все участники рынка. OSA – это оценка наличия товаров на полке, данный показатель измеряется в процентах и является обратным к такому показателю, как OOS – Out of Shelf (показатель упущенных продаж). Здесь стоит отметить, что даже работники отрасли розничной индустрии часто путают события Out of Stock и Out of Shelf, тем более что у них одинаковая аббревиатура (OOS). Очень важный момент, подчеркивающий различие данных показателей, состоит в том, что, согласно статистике, около 50% случаев Out of Shelf (а именно Out of Shelf является показателем невозможности приобретения товара покупателем) происходит при ненулевых остатках (то есть когда событие out of shelf уже наступило, а событие out of stock – еще нет).
Согласно статистике, в среднем на третий раз отсутствия желаемого товара на полке торговой точки покупатель уходит в другой магазин, уже практически навсегда.
Немного статистики от ECR (ECR («Efficient Consumer Response») – международная некоммерческая организация «Эффективный отклик на запросы потребителей»), характеризующей важность показателей OOS и OSA для поставщиков и ритейлеров:
• В среднем всего 20% позиций в статусе OOS пополняется в течение 8 часов.
• 8,3%, средний показатель OOS по индустрии в мире, не изменяется последние 8 лет.
• Повышение OSA на 3% принесет
1% инкрементального (с повышательным трендом) роста объемов поставок для поставщика.
• Повышение OSA на 2% принесет
1% инкрементального (с повышательным трендом) роста объемов продаж для розницы.
• В 47% случаев при отсутствии нужного ему товара на полке покупатель не совершит покупку в этом магазине.
• В 46% случаев при отсутствии на полке магазина нужного ему товара покупатель не совершит покупку товара данного производителя.
Низкие показатели OSA всегда свидетельствуют об организационных проблемах в сети.
Эти проблемы можно в первом приближении разбить на 3 основные категории:
1. Некачественная работа служб торговой сети, связанных с мерчандайзингом, приводящая к некорректной и неполной выкладке (товар есть на складе, но нет на полке).
2. Неудовлетворительная работа служб, связанных с формированием заказов для магазина. Это приводит к недостаточному заказу (товара нет на складе).
3. Работа поставщиков происходит со сбоями, что приводит к опозданиям поставок и урезаниям партий товара (товара нет на складе).
Казалось бы, можно, наладив работу всех трех звеньев, немедленно улучшить ситуацию. Но мы советуем, прежде чем очертя голову бросаться «спасать ситуацию», научиться корректно измерять показатели OSA и OOS.
Как измеряется показатель OSA? В методологии измерения OOS, предложенной ECR, выделяются 3 основных подхода – физический аудит, проверка остатков и анализ продаж. Ниже мы остановимся на плюсах и минусах каждого из предложенных вариантов.
Физический аудит. Физический аудит подразумевает выборочные проверки по части ассортимента вручную. Это подразумевает, что выделенные сотрудники магазина с заданной периодичностью отправляются в торговый зал и проверяют выкладку по заранее определенной группе товаров.
Проверка остатков. Методика проверки остатков подразумевает регулярное формирование в учетной системе отчета по всему ассортименту с текущими остатками. Для товаров с остатками, равными нулю, считается произошедшим событие Out of Stock.
Анализ продаж. Анализ продаж на основе данных с касс магазина подразумевает построение прогноза относительно того, как должен был продаваться товар, и сравнение его с фактом (как он продавался на самом деле). Если мы видим, что вероятность продажи товара, по прогнозу, была выше некоего заданного порога, а по факту продаж не было, то считается наступившим событие Out of Shelf.
Подводя итог обзору методов измерения показателя OSA, отметим достаточно очевидный факт: в различных ситуациях применимы различные подходы, в конечном итоге все зависит от целей ритейлера. Например, для анализа ограниченной группы ключевых товаров можно воспользоваться ручным трудом (физический аудит), для грубой прикидки потерь от Out of Stock – проверкой остатков, а для построения бизнес-процесса анализа и улучшения показателей OSA по всей сети используется последний подход, основанный на анализе продаж.
Ситуация на мировом и российском рынке: перспективы
Методики измерения OSA и определения причин дефицита сейчас широко применяются в ведущих мировых компаниях. Действуют международные рабочие группы по улучшению OSA, в которые входят такие известные компании, как CocaCola, METRO Cash & Carry, Tesco, Unilever, Walmart, Nestle, L’Oreal и др. Участники таких групп вырабатывают общую терминологию, методики и подходы, отраслевые стандарты. Согласуются совместные меры по улучшению взаимодействия поставщиков с ритейлерами – т.к. в повышении продаж заинтересованы обе стороны. Зачастую проводятся и совместные проекты по внедрению IT-решений, связанные с данной проблематикой.
В России ведущие игроки рынка ритейла также серьезно озабочены проблемой представленности товаров на полке. Некоторые сети разрабатывают in-house решения для анализа упущенных продаж и причин дефицита, кто-то покупает специализированные продукты у разработчиков подобных решений. Ориентиром для всех здесь может служить цифра среднего значения OSA по FMCG отрасли – 93% (статистика ECR). Естественно, значения этого показателя могут разниться от категории к категории, от формата к формату и от одного магазина сети к другому, но глобально на цифру 93% можно достаточно уверенно ориентироваться.
Сейчас, в условиях экономического кризиса и спада темпов роста продаж, ритейлеры все больше обращают внимание на оптимизацию своих бизнес-процессов. Улучшение показателя наличия товаров на полках – как раз одна из тех областей, которая не требует безумных инвестиций, но при этом дает ощутимый эффект. Надо учесть, что для ритейлера повышение значения показателя OSA на 2% приводит к увеличению продаж на 1%, поэтому разработка или внедрение готового решения аналитики OSA и оптимизация бизнес-процессов на основе полученных данных окупаются сторицей.
На основании всего вышеизложенного видится, что внедрение аналитических инструментов для работы с представленностью товаров и упущенными продажами (и последующее улучшение показателей на основе полученных данных) будет важной точкой роста российского ритейла в ближайшие годы.