Что такое oid на торговых площадках
Отмена OID на торговых площадках и порталах
Отмена OID на электронных торговых площадках и государственных порталах
1 июля 2020 год вступила в силу часть 2.1 статьи №17 Федерального закона № 63 от 06 апреля 2011 г. в редакции от 08.06.20г. Которая вводит запрет для ряда информационных систем, а так же некоторым электронным торговым площадкам требовать внесения в состав сертификата электронной подписи специального объектного идентификатора OID.
Данный введенный запрет, в основном коснулся федеральных информационных систем. И информационных систем массового пользования организациями и физическими лицами. Деятельность этих систем регулируется различными правовыми нормами и актами. В случае отказа торговой площадки от внесения объектного идентификатора OID, в сертификат электронной подписи. То для работы на такой площадке будет достаточно приобрести обычную Квалифицированную Электронную подпись КЭП.
Торговые площадки по своему трактовали это законодательное нововведение. В связи с этим далеко не все площадки решили отказаться от использования OID в сертификатах КЭП.
На данный момент точно известно, что от использования данного расширения в своей коммерческой секции отказалась ЭТП Газпромбанк. Сейчас появилась возможность зарегистрироваться, и торговать в этой секции использую стандартную квалифицированную электронную подпись.
Но далеко не все торговые площадки отказались от использования в сертификатах ЭП дополнительных OID. Такие площадки как НЭП-Фабрикант и B2B-Center от использования дополнительного расширения не отказались. Но дали возможность регистрации сертификата ЭЦП без требуемого OID. Теперь можно провести регистрацию со стандартной КЭП. Для того чтобы вы смогли использовать свою ЭЦП, вам потребуется заплатить за регистрацию вашей ЭП. На данный момент стоимость регистрации Электронной подписи на ЭТП B2B Center составляет 1600 руб. Стоимость регистрации на ЭТП НЭП-Фабрикант составит 2500 руб. Столько же примерно стоит доплата за данное расширение если купить электронную подпись в УЦ.
Данная тенденция, направленная на отказ в использование в работе дополнительных расширений сохраниться. Поэтому стоит ожидать, что и другие порталы и площадки откажутся от использования OID в своих системах. По этой причине перед покупкой Электронной подписи для торговой площадки. На которой раньше необходимо было использовать дополнительное расширение, лучше уточнить, необходимо ли оно сейчас.
Отмена OID на электронных торговых площадках и государственных порталах
1 июля 2020 год вступила в силу часть 2.1 статьи №17 Федерального закона № 63 от 06 апреля 2011 г. в редакции от 08.06.20г. Которая вводит запрет для ряда информационных систем, а так же некоторым электронным торговым площадкам требовать внесения в состав сертификата электронной подписи специального объектного идентификатора OID.
Данный введенный запрет, в основном коснулся федеральных информационных систем. И информационных систем массового пользования организациями и физическими лицами. Деятельность этих систем регулируется различными правовыми нормами и актами. В случае отказа торговой площадки от внесения объектного идентификатора OID, в сертификат электронной подписи. То для работы на такой площадке будет достаточно приобрести обычную Квалифицированную Электронную подпись КЭП.
Торговые площадки по своему трактовали это законодательное нововведение. В связи с этим далеко не все площадки решили отказаться от использования OID в сертификатах КЭП.
На данный момент точно известно, что от использования данного расширения в своей коммерческой секции отказалась ЭТП Газпромбанк. Сейчас появилась возможность зарегистрироваться, и торговать в этой секции использую стандартную квалифицированную электронную подпись.
Но далеко не все торговые площадки отказались от использования в сертификатах ЭП дополнительных OID. Такие площадки как НЭП-Фабрикант и B2B-Center от использования дополнительного расширения не отказались. Но дали возможность регистрации сертификата ЭЦП без требуемого OID. Теперь можно провести регистрацию со стандартной КЭП. Для того чтобы вы смогли использовать свою ЭЦП, вам потребуется заплатить за регистрацию вашей ЭП. На данный момент стоимость регистрации Электронной подписи на ЭТП B2B Center составляет 1600 руб. Стоимость регистрации на ЭТП НЭП-Фабрикант составит 2500 руб. Столько же примерно стоит доплата за данное расширение если купить электронную подпись в УЦ.
Данная тенденция, направленная на отказ в использование в работе дополнительных расширений сохраниться. Поэтому стоит ожидать, что и другие порталы и площадки откажутся от использования OID в своих системах. По этой причине перед покупкой Электронной подписи для торговой площадки. На которой раньше необходимо было использовать дополнительное расширение, лучше уточнить, необходимо ли оно сейчас.
Вход только для своих: почему ЭТП ограничивают доступ для поставщиков
Все больше коммерческих электронных площадок требуют от участников электронную подпись, созданную в соответствии с их требованиями.
При этом идентификатор в составе сертификата электронной подписи, который открывает доступ к площадке, платный. Поставщику приходится ежегодно оплачивать тариф для работы на площадке, сертификат электронной подписи и дополнительно идентификатор для работы на конкретной площадке. Насколько это законно и могут ли поставщики бороться с такой практикой?
Объектный идентификатор, или OID, – это дополнительный атрибут квалифицированного или неквалифицированного сертификата электронной подписи. Он может содержать сведения о владельце подписи, о его полномочиях, об информационной системе, где этот сертификат используется, и многое другое.
Запрашивать идентификатор в структуре сертификата электронной подписи может любая информационная система. Это могут быть электронные торговые площадки, где проводят закупки государственные и коммерческие компании, порталы, принимающие отчетность, различные государственные системы (например, портал Росреестра).
Проблема в том, что, если поставщику хочется работать, например, на пяти ЭТП с собственным платным OIDом, стоимость обычного квалифицированного сертификата для него составит от 13 000 рублей.
Согласно федеральному закону № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи», квалифицированный сертификат электронной подписи можно использовать в любой информационной системе без дополнительных соглашений между пользователями. Указанный закон лишь запрещает «операторам информационных систем накладывать на квалифицированные сертификаты требования, ограничивающие их использование в других информационных системах».
Пользуясь расплывчатой формулировкой, некоторые коммерческие площадки требуют в составе сертификата электронной подписи объектный идентификатор. Он открывает доступ к торгам на этой конкретной площадке, не ограничивая доступа к другим. Поэтому OIDы позиционируются как «расширение сферы действия сертификата», но доплачивать за это расширение приходится поставщикам.
Формально это цена за «регистрацию и учет сертификатов на площадке», «обеспечение работоспособности сертификатов» и т.д. Например, идентификаторы нужны для работы на ЭТП Газпромбанка, «ТЭК-Торг» (секция «Роснефть»), В2В, uTender. Недавно к этому списку присоединилась ЭТП «Фабрикант».
Действительно ли OIDы снижают риски в работе ЭТП? Эксперты считают, что никакой реальной пользы они не несут. Если площадка хочет применять идентификаторы, руководствуясь интересами своих пользователей, ничто не мешает делать их бесплатными для всех пользователей, как это реализовано на некоторых государственных порталах.
Например, Росреестр должен безвозмездно предоставлять другим госорганам информацию из реестра прав собственности. Получая запрос, портал анализирует содержимое сертификата и при наличии нужного OIDа открывает доступ к этим сведениям. Чтобы УЦ добавил в сертификат необходимый идентификатор, госслужащий предоставляет документы, которые подтверждают его полномочия.
Поэтому фактически платные OIDы площадки используют, чтобы решать коммерческие потребности.
Можно ли влиять на площадки?
На желание сделать проблему из такой простой вещи, как электронная подпись, уже обратил внимание президент в выступлении на заседании Агентства стратегических инициатив в июле 2016 года. Можно ли повлиять на ситуацию? Все зависит от вида площадки.
ЭТП госзакупок
Есть четкий и понятный регламент, по которому работает сегмент госзакупок. Для пяти электронных торговых площадок требования к структуре сертификата строго заданы в этом регламенте, и ни одна ЭТП не имеет право самостоятельно менять требования к электронной подписи.
ЭТП для реализации имущества предприятий-банкротов
Эти площадки обязаны аккредитоваться в Министерстве экономического развития, подчиняются федеральному закону в ред. от 03.07.2016 № 217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) и Приказу № 495 от 23 июня 2015 года, в котором есть ограниченный перечень решений об отказе в регистрации поставщика на площадке (раздел 2.5). Отсутствие идентификатора в сертификате «под площадку» в этот перечень не входит.
То есть по закону поставщик может использовать квалифицированный сертификат, выданный любым аккредитованным удостоверяющим центром. Но некоторые площадки пытаются ограничивать доступ и заработать на этом. В июле 2016 года OIDы в квалифицированных сертификатах начала требовать ЭТП «ТендерСтандарт». Один из поставщиков, которому площадка ограничила доступ к торгам, подал жалобу в ФАС и выиграл спор. Контролирующий орган потребовал привести регламент «ТендерСтандарт» в соответствие с требованиями законодательства и Приказом № 495-ФЗ.
Надо сказать, ФАС охотно рассматривает жалобы именно от поставщиков, поэтому прецеденты создавать можно и нужно. Согласно недавним поправкам в № 217-ФЗ, ФАС имеет право признать состоявшуюся торговую процедуру недействительной, если права ее участников были ущемлены.
ЭТП для закупок коммерческих организаций и компаний с госучастием (торги по 223-ФЗ)
Таких площадок около 150. По 223-ФЗ проводят закупки компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки», естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и т д.) и ряд других юридических лиц.
Требования к электронной подписи эти площадки определяют сами. Например, на старте работы прописывают в регламенте, что сертификат должен содержать идентификатор, определяют его стоимость и формируют условия сотрудничества для удостоверяющих центров.
Причем в любой момент эти требования они могут поменять. Оповещать ли клиентов об изменениях, оставлять ли доступ со старым сертификатом до конца срока его действия – все это остается на усмотрение площадки. То есть в один прекрасный момент руководитель компании может узнать, что его сертификат не действует, просто при попытке прочитать новое извещение на ЭТП, где еще неделю назад все работало.
Так и произошло в конце июля с поставщиками ЭТП «Фабрикант». Площадка внезапно поменяла правила игры, дав клиентам несколько дней на то, чтобы перерегистрировать в системе свои старые сертификаты.
Ничто не мешает поступить так же любой другой коммерческой площадке. Поставщикам остается получать сертификат с OIDом, а удостоверяющим центрам – заключать договор с ЭТП и продолжать выдавать сертификаты на условиях, которые она диктует.
По мнению ФАС России, с которым согласны удостоверяющие центры, проблему решит создание в России единого порядка проведения торгов на всех электронных торговых площадках. Кроме того, необходимо поменять формулировку в законе «Об электронной подписи», запретив площадкам использовать любые дополнительные требования к объектным идентификаторам в сертификатах электронной подписи.
Автор Михаил Добровольский, эксперт Удостоверяющего центра компании СКБ Контур
Читайте также:
+ 1: Итоги работы IECP.RU за 2016 год
Редакция Единого портала Электронной подписи провела уходящий год бодро, продуктивно и с позитивом и хочет поделиться с читателями основными достижениями.
СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения. При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации. Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:
Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ
Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ
АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.
АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.
АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.
АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.
С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.
Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.
АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».
БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.
АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.
АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.
АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.
Как выбрать электронную подпись для торгов: обзор для поставщиков
Электронная подпись для госзакупок по 44-ФЗ
С 2019 года большая часть государственных закупок проходит в электронном виде. Извещения о них размещают в Единой информационной системе закупок (ЕИС), а проводят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП):
Какая нужна подпись?
Для участия в электронных госзакупках по 44-ФЗ нужен квалифицированный сертификат электронной подписи (КЭП). Подпись подойдет и для закупок по капремонту (615-ПП) и торгов по 223-ФЗ среди малого и среднего бизнеса, которые тоже проходят на указанных восьми площадках.
Участники госзакупок используют КЭП на всех этапах торгов:
Электронная подпись для торгов по 223-ФЗ и коммерческих закупок
Торги по 223-ФЗ проводят компании с государственным участием, их «дочки» и «внучки», а также естественные монополии. Например, РЖД, Газпром, Сбербанк и Россети.
Закупки по 223-ФЗ для крупного бизнеса и коммерческие тендеры публикуют на отдельных электронных торговых площадках. Активно работают около 200 таких ЭТП. Их можно разделить на две группы:
Какая нужна подпись?
Не всем коммерческим ЭТП подойдет обычная КЭП. На некоторых площадках работает только КЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Какую подпись принимать, решают сами ЭТП. Например, стандартную КЭП принимают коммерческие секции площадок Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, РТС‑тендер. А КЭП с OID-ом — B2B-center и Фабрикант.
Это не означает, что поставщикам нужно покупать несколько разных подписей для разных ЭТП. Можно заказать одну квалифицированную подпись и добавить в нее все необходимые OID-ы. Такую услугу оказывают удостоверяющие центры, которые сотрудничают с торговыми площадками. Правда, за каждый OID площадка требует доплаты.
Так, в подпись для торгов от СКБ Контур можно добавить OID интересующей вас площадки. Сделать это можно даже после того, как начнете пользоваться подписью — например, если захотите участвовать в закупке на новой площадке. Удостоверяющий центр бесплатно перевыпустит вашу подпись, добавив к ней необходимое расширение.
Электронная подпись для торгов банкротов
Имущество обанкротившихся предприятий тоже продают на электронных торгах. Их проводят примерно на 60 площадках, треть из которых требует электронную подпись с платным OIDом. Например, расширение нужно для самых популярных ЭТП — uTender, B2B-center, Фабрикант, Центр реализации и Центр дистанционных торгов.
С 2019 года все больше площадок запрашивают КЭП с дополнительным расширением. Поэтому, если вы хотите участвовать в торгах банкротов, проверьте, требует ли ваша площадка OID.
Как получить электронную подпись для торгов
Заказать КЭП в любом аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ) могут:
Чтобы получить электронную подпись, будущий владелец должен лично приехать в офис УЦ либо прислать курьера с доверенностью. После того как сотрудники удостоверяющего центра подтвердят личность владельца, они оформят заявку на выпуск КЭП. Время проверки и согласования заявки — от одного часа до нескольких дней.
Для выпуска электронной подписи нужно будет вновь посетить УЦ. С собой нужно взять оригиналы или заверенные копии документов, на основании которых был оформлен сертификат.
Цена КЭП начинается с 3 000 рублей и зависит от расширений, которые включены в сертификат. Сертификат выпускают максимум на 15 месяцев, по окончанию этого срока нужно получать новую подпись.
Что понадобится для работы подписи
Дополнительно к сертификату подписи нужно приобрести инструменты для его работы:
Кроме того, некоторые УЦ добавляют к подписи дополнительные услуги. Например, в составе Электронной подписи 3.0 идут опции, упрощающие участие в закупках:
Документы для оформления подписи
Для получения сертификата КЭП подготовьте:
Это стандартный список документов. Какие документы нужны именно вам, расскажут в удостоверяющем центре.
На кого оформить
Электронную подпись для участия в торгах нужно оформлять на сотрудника, который будет работать на ЭТП и подписывать контракты. Это может быть руководитель компании, тендерный специалист или другой человек, имеющий полномочия участвовать в закупках. Если он уволится или поменяет фамилию, подпись придется перевыпустить.
КЭП на руководителя обязательно нужна, чтобы зарегистрировать компанию в ЕИС. После прохождения регистрации руководитель может не заниматься торгами, а передать эту работу сотрудникам. Таким сотрудникам понадобится своя КЭП.
Не советуем оформлять подпись на одного человека, например, гендиректора, а потом передавать ее другим сотрудникам. Если подпись окажется в руках у ненадежного человека, он сможет взять кредит на гендиректора, продать имущество компании или ликвидировать юрлицо. Безопаснее выпустить КЭП для каждого сотрудника, который на основании доверенности будет подписывать документы от имени компании.
Объектные идентификаторы области использования ключа
Объектные идентификаторы (OID) определяют отношения, при осуществлении которых электронный документ, подписанный ЭЦП, будет иметь юридическое значение.
OID, зарегистрированные в Удостоверяющем центре, включаются состав следующих расширений сертификата ключа подписи: Key Usage (использование ключа), Extended Key Usage (расширенное использование ключа), Application Policy (политики применения сертификата).
В каждый сертификат издаваемый нашим Удостоверяющим центром включаются следующие OID:
Остальные объектные идентификаторы включаются в издаваемый сертификат на основании Заявления на изготовление сертификата ключа подписи.
Перечень объектных идентификаторов используемых в различных информационных системах
Текст ограниченной лицензии КриптоПро CSP
Ограниченная лицензия на использование любого экземпляра программы для ЭВМ СКЗИ «Крипто-Про CSP» версии 3.6 для использования с ключом электронной подписи (закрытым ключом электронной цифровой подписи) соответствующего сертификата ключа проверки электронной подписи (сертификата ключа подписи) жителями города Москвы, работниками органов исполнительной власти города Москвы и работниками иных учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в интересах органов исполнительной власти города Москвы и/или участвующих в процессах оказания государственных услуг и/или исполнения государственных функций с использованием современных технологий