Что значит при условии проведения проверки

Что значит при условии проведения проверки

Что значит при условии проведения проверки. Смотреть фото Что значит при условии проведения проверки. Смотреть картинку Что значит при условии проведения проверки. Картинка про Что значит при условии проведения проверки. Фото Что значит при условии проведения проверки

Что значит при условии проведения проверки. Смотреть фото Что значит при условии проведения проверки. Смотреть картинку Что значит при условии проведения проверки. Картинка про Что значит при условии проведения проверки. Фото Что значит при условии проведения проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что значит при условии проведения проверки. Смотреть фото Что значит при условии проведения проверки. Смотреть картинку Что значит при условии проведения проверки. Картинка про Что значит при условии проведения проверки. Фото Что значит при условии проведения проверки

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что означает срок хранения бухгалтерской документации, например, журнал операций, пять лет при условии проведения проверки (ревизии) в соответствии с приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения

4. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

* Срок хранения «постоянно» (далее – Пост.) документов в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, не может быть менее десяти лет.
Срок хранения «до минования надобности» не может быть менее одного года.
Отметка «ЭПК» («ЦЭК», «ЭК») означает, что часть документов может быть отнесена к сроку хранения «постоянно».

** Здесь и далее звездочки (**) означают, что при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов.

Срок хранения документа*

4.1. Бухгалтерский учет и отчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним и др.):

(1) При отсутствии годовых – пост.

(2) При отсутствии годовых, квартальных – пост.

а) сводная годовая (консолидированная)

Бюджетная отчетность (балансы, отчеты, справки, пояснительные записки):

(1) При отсутствии годовых – пост.

(2) При отсутствии годовых, квартальных – пост.

Передаточные акты, разделительные, ликвидационные балансы; пояснительные записки к ним

Аналитические документы (таблицы, доклады) к годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности

Документы (протоколы, акты, заключения) о рассмотрении и утверждении бухгалтерской (бюджетной) отчетности

Отчеты об исполнении смет:

(1) При отсутствии годовых – пост.

Отчеты по субсидиям, субвенциям, полученным из бюджетов:

Бухгалтерская (финансовая) отчетность по международным стандартам финансовой отчетности или другим стандартам

Переписка по вопросам бухгалтерского учета, бюджетного учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности

Документы учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и др.)

Регистры бухгалтерского (бюджетного) учета (главная книга, журналы – ордера, мемориальные ордера, журналы операций по счетам, оборотные ведомости, накопительные ведомости, разработочные таблицы, реестры, книги (карточки), ведомости, инвентарные списки и др.)

(1) При условии проведения проверки (ревизии)

Первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.)

(1) При условии проведения проверки (ревизии)

Утвержденные лимиты, фонды заработной платы:

а) по месту разработки и утверждения

До минования надобности

Сведения об учете фондов, лимитов заработной платы и контроле за их распределением, о расчетах по перерасходу и задолженности по заработной плате, об удержании из заработной платы, из средств социального страхования, о выплате отпускных и выходных пособий

Реестры закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых организацией без заключения государственного или муниципального контракта

(1) Состав документов и сведений, содержащихся в реестрах, определяется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранятся в организации, исполняющей функцию ведения реестра, передаются на постоянное хранение после завершения ведения

Документы (акты, сведения, справки, переписка) о взаимных расчетах и перерасчетах между организациями

(1) После проведения взаиморасчета

Переписка о приобретении хозяйственного имущества, канцелярских принадлежностей, железнодорожных и авиабилетов, оплате услуг средств связи и других административно-хозяйственных расходах; о предоставлении мест в гостиницах

Документы (счета, справки, переписка) по финансовым вопросам благотворительной деятельности

Переписка о сроках и размере арендной платы

Документы (заявления, поручения, переписка) о валютных операциях (покупка, продажа)

Документы (отчеты, сводки) о ведении валютных и конверсионных операций, операций с грантами

Отчеты о платежах и поступлениях валюты:

(1) При отсутствии годовых – пост.

(2) При отсутствии годовых и квартальных – пост.

Оперативные отчеты по счетам в иностранной валюте за границей

(1) После закрытия счета

Оперативные отчеты о расходовании иностранной валюты на загранкомандировки

Отчеты по драгоценным металлам

(1) При условии проведения проверки (ревизии)

(1) После окончания срока гарантии

Переписка о выдаче и возврате ссуд

(1) После погашения ссуды

Документы (справки, акты, обязательства, переписка) о дебиторской и кредиторской задолженности

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

(1) После замены новыми

Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах

Документы (расчеты, сводки, справки, таблицы, сведения, переписка) о начисленных и перечисленных суммах налогов в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, задолженности по ним

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в государственные социальные фонды:

а) по месту разработки и утверждения

Документы (расчеты, сведения, заявления, решения, списки, ведомости, переписка) об освобождении от уплаты налогов, предоставлении льгот, отсрочек уплаты или отказе в ней по налогам, акцизным и другим сборам

Документы (акты сверок, справки) об уплате налогов в бюджет зачетами, ценными бумагами, поставками продукции, товаров, работ, услуг

Акты-справки о погашении налогов (задолженности) векселями

(1) После погашения налогов

Документы (заявления, распоряжения, справки-графики, акты) об оплате, размене, приеме-передаче векселей

Документы (таблицы, акты, расчеты) по дополнительному налогообложению за определенный период времени из-за пересмотра налогового законодательства

Реестры расчета земельного налога

Расчетные ведомости по отчислению страховых взносов в фонд социального страхования:

(1) При отсутствии годовых – пост. С нарастающим итогом за 4 квартал – пост.

Отчеты по перечислению денежных сумм по государственному и негосударственному страхованию

Налоговые декларации (расчеты) юридических лиц по всем видам налогов

Налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу

(1) При отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы – 75 л.

Налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (ф. № 1-НДФЛ)

(1) При условии проведения проверки (ревизии). При отсутствии лицевых счетов – 75 л.

Декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

(1) При отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы – 75 л.

Сведения о доходах физических лиц

(1) При отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы – 75 л.

Реестры сведений о доходах физических лиц

Переписка о разногласиях по вопросам налогообложения, взимания акцизных и других сборов

Документы (решения, справки, отчеты, заявления, переписка) о реструктуризации задолженности по страховым взносам

Документы (списки объектов налогообложения, перечни льгот, объяснения, сведения, расчеты) по расчету налоговой базы юридическими лицами за налоговый период

Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения

Документы (планы, отчеты, протоколы, акты, справки, докладные записки, переписка) о проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионной работе, в т.ч., проверке кассы, правильности взимания налогов и др.

(1) При условии проведения проверки (ревизии)

Критерии (система показателей) деятельности организаций, по которым их финансовая, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту:

а) по месту разработки и утверждения

Стандарты, методики проведения аудита:

Планы аудита (общие):

а) по месту разработки и/или утверждения

До минования надобности

Программы аудита (общие):

а) по месту разработки и/или утверждения

До минования надобности

Договоры оказания аудиторских услуг

(1) После истечения срока действия договора

Аудиторские заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности

(1) При условии проведения проверки (ревизии). Для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – пост.

Переписка о наложенных на организацию взысканиях, штрафах

Документы (справки, акты, обязательства, переписка) о недостачах, растратах, хищениях

Положения об оплате труда и премировании работников:

(1) После замены новыми

а) по месту разработки и/или утверждения

Документы (сводные расчетные (расчетно-платежные) ведомости (табуляграммы) и документы к ним, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и др. выплат (1); доверенности на получение денежных сумм и товарно-материальных ценностей, в том числе, аннулированные доверенности) о получении заработной платы и других выплат

(1) При отсутствии лицевых счетов – 75 л.

(2) При условии проведения проверки (ревизии)

Лицевые карточки, счета работников

Переписка о выплате заработной платы

Документы (копии отчетов, заявления, списки работников, справки, выписки из протоколов, заключения, переписка) о выплате пособий, оплате листков нетрудоспособности, материальной помощи

Исполнительные листы работников (исполнительные документы)

До минования надобности (1)

Документы (заявления, решения, справки, переписка) об оплате учебных отпусков

До минования надобности (1)

Лицевые счета акционеров

(1) После перехода права собственности на акции. При условии проведения проверки (ревизии)

Ведомости на выдачу дивидендов

Ведомости на выдачу компенсаций гражданам за причинение ущерба на финансовом и фондовом рынках

(1) После выплаты компенсации

Государственный реестр государственного имущества, составляющего государственную казну

(1) Состав документов и сведений, содержащихся в реестре, определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранится в организации, исполняющей функцию ведения реестра, передается на постоянное хранение после завершения ведения

Документы (карты учета, правоустанавливающие документы, решения, акты) по ведению реестра государственного, муниципального имущества

Реестры балансодержателей недвижимого имущества Российской Федерации

(1) Состав документов и сведений, содержащихся в реестрах, определяется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранятся в организации, исполняющей функцию ведения реестра, передаются на постоянное хранение после завершения ведения

Документы (распоряжения, перечни, акты) по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации

Документы (списки имущества, акты, соглашения) о порядке установления долевой собственности между собственниками имущества и его разделе

Документы (предписания, акты, судебные иски, переписка) о порядке востребования имущества из чужого незаконного владения

(1) После вынесения окончательного судебного решения

Документы (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи, списки, акты, ведомости) об инвентаризации активов, обязательств

(1) О товарно-материальных ценностях (движимом имуществе) – 5 л.

При условии проведения проверки (ревизии)

Инвентаризационные описи ликвидационных комиссий

Документы (протоколы, акты, расчеты, ведомости, заключения) о переоценке основных фондов, определении амортизации основных средств, оценке стоимости имущества организации

Документы (заявки, акты оценки, переписка и др.) по продаже движимого имущества

Документы (справки, акты, сведения, решения и др.) о возврате конфискованного имущества реабилитированных граждан (жертв политических репрессий)

Акты о передаче прав на недвижимое имущество и сделок с ним от прежнего к новому правообладателю (с баланса на баланс)

Переписка о разделе совместной собственности юридических лиц

Переписка о приеме на баланс, сдаче, списании материальных ценностей (движимого имущества)

Документы (заявки, справки, лимиты, расчеты) о расходах на приобретение оборудования, производственного и жилого фонда

(1) При условии проведения проверки (ревизии)

Договоры, соглашения (1)

(1) Не указанные в отдельных статьях Перечня

(2) После истечения срока действия договора, соглашения

Протоколы разногласий по договорам

(1) После истечения срока действия договора

Источник

Новые сроки хранения учетных документов компании: таблица

Что значит при условии проведения проверки. Смотреть фото Что значит при условии проведения проверки. Смотреть картинку Что значит при условии проведения проверки. Картинка про Что значит при условии проведения проверки. Фото Что значит при условии проведения проверки

Законом об архивном деле в РФ предусмотрена обязанность организаций обеспечивать сохранность документов в течение сроков их хранения. С 18 февраля в силу вступил новый регламент таких сроков, разработанный Росархивом взамен аналогичного, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558.

Вместо прежних тысяч с лишним строк в новом списке меньше семисот позиций.

Изменения требований, предъявляемых к хранению учетных и кадровых документов, представляем в удобной для ознакомления форме.

ТАБЛИЦА: «Изменение сроков хранения учетных документов компании»

№ нового перечня

№ старого перечня

Вид документа

Было

Стало

Ценообразование

Прейскуранты (прайс-листы), ценники на товары, работы и услуги по месту утверждения

10 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Документы (справки, обоснования, заключения, нормативные индикаторы, калькуляции) о разработке, применении цен, тарифов и их корректировке по месту разработки

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Соглашения (контракты, договоры) о повышении, снижении или поддержании цен (тарифов), протоколы согласования цен на товары, работы и услуги, переписка по вопросам ценообразования

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Финансирование, кредитование деятельности

Документы (справки, акты, обязательства, переписка) о дебиторской и кредиторской задолженности (при условии погашения дебиторской и кредиторской задолженности). Документы (отчеты, счета, справки, переписка) по вопросам благотворительной деятельности

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Бухгалтерский учет и отчетность

Аналитические документы (таблицы, доклады) к годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Отчеты (аналитические таблицы) о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности организации:

а) сводные годовые, годовые;

б) 5 лет (при отсутствии годовых – постоянно);

Консолидированная финансовая отчетность (финансовая отчетность не создающих группу организаций, составленная по международным стандартам финансовой отчетности):

Постоянно (на усмотрение архива)

а) до ликвидации организации;

Первичные учетные документы и связанные с ними оправдательные документы (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки денежных чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка)

5 лет при условии проведения проверки. Уточнено, что при возникновении споров, разногласий сохраняются до принятия решения по делу

Образцы подписей материально ответственных лиц

До минования надобности, но не менее 5 лет

5 лет после смены материально ответственного лица

Планы, стратегии, программы и документы к ним (акты, справки, сведения, обоснования, переписка, расчеты, таблицы, ведомости), полученные и (или) составленные в ходе оказания аудиторских услуг

5 лет при условии проведения внешней проверки качества работы

Договоры (контракты, соглашения) оказания аудиторских услуг:

а) у аудируемого лица;

б) у аудиторской организации, индивидуального аудитора (при условии проведения внешней проверки качества работы)

5 лет после истечения срока действия договора. Уточнено:

— срок исчисляется также с момента прекращения обязательств по договору;

— для «б» — при возникновении споров, разногласий сохраняются до принятия решения по делу

Документы (справки, акты, переписка) о недостачах, присвоениях, растратах

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

10 лет после возмещения ущерба; в случае возбуждения уголовных дел хранятся до принятия решения по делу

Журналы, базы данных учета:

б) расчетов с организациями, кассовых документов (счетов, платежных поручений), доверенностей

а) постоянно (на усмотрение архива);

б) 5 лет при условии проведения проверки (ревизии)

а) до ликвидации организации;

Журналы, карточки, базы данных учета основных средств (зданий, сооружений), обязательств

5 лет после ликвидации основных средств

До ликвидации организации

Книги, журналы, карточки учета поступления валюты

Учет оплаты труда

Документы (сводные расчетные (расчетно-платежные) платежные ведомости и документы к ним, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат) о получении заработной платы и других выплат

При отсутствии лицевых счетов – 75 лет

При отсутствии лицевых счетов *50/75 лет

Лицевые счета работников, карточки-справки по заработной плате (с возможностью частичного отбора для постоянного хранения)

Договоры гражданско-правового характера о выполнении работ, оказании услуг физическими лицами, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг

75 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Налогообложение

Документы о начисленных и перечисленных суммах налогов в бюджеты всех уровней, задолженности по ним (после снятия задолженности), документы об освобождении от уплаты налогов, предоставлении льгот, отсрочек уплаты или отказе в ней по налогам, сборам

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени и налоговых санкций, справка о состоянии расчетов с бюджетом

Расчеты по страховым взносам

Годовые для ФСС – постоянно, квартальные для ФСС и любые РСВ – 5 лет.

При отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы – 75 лет

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов

75 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

При отсутствии лицевых счетов *50/75 лет

Налоговые декларации ИП

Декларации ИП по 2002 год включительно – 75 лет. Остальные 5 лет

Налоговые декларации (расчеты) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по всем видам налогов

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Реестры сведений о доходах физических лиц, представляемых налоговыми агентами

Документы (переписка, уведомления, требования, акты, решения, постановления, возражения, жалобы, заявления) о разногласиях по вопросам налогообложения, взимания налогов и сборов в бюджеты всех уровней

5 лет, исключена возможность частичного отбора для постоянного хранения

Документы (справки, заявления, переписка) о реструктуризации задолженности по страховым взносам и налоговой задолженности

5 лет с возможностью частичного отбора для постоянного хранения

Источник

Права предпринимателей при внеплановой проверке

В 2019 году Роспотребнадзор провел 85 тысяч проверок по вопросам защиты прав потребителей — все они были внеплановые.

Проверки проводят, чтобы убедиться: компании и ИП не нарушают закон. Проверки бывают плановые и внеплановые. О первых известно заранее: их проводят по графику, полный список можно найти на сайте Генпрокуратуры. А вот внеплановые могут случиться в любой момент, если проверяющие узнали о нарушениях.

В 2020 году в России плановые проверки не проводят из-за коронавируса — за редким исключением. Но внеплановые проверки никто не отменял — их могут провести по жалобе клиента, сотрудника, конкурента или на основании статьи в СМИ. Это происходит часто. Например, Роструд в 2019 году на 11 тысяч плановых проверок провел 119 тысяч внеплановых. А судебные приставы в начале 2020 года приходили к коллекторам с плановой проверкой два раза, а с внеплановой — 185.

Права предпринимателей при проверках защищает закон. Можно потребовать документы у инспектора, узнать причину визита, ничего не платить проверяющим, не подписывать никаких пояснений, а если инспектор нашел несуществующие нарушения — обжаловать результаты. Неважно, какой инспектор проводит проверку: из Роспотребнадзора, МЧС, Роструда или жилинспекции. Права будут одинаковые.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Чтобы при общении с инспектором вы были спокойны, мы собрали самые основные права при внеплановой проверке в таблицу со ссылками на законы и сделали удобные карточки. Сохраните их, даже если никого не ждете в гости. Про налоговые проверки расскажем отдельно, в другой раз: там свои особенности.

Заранее узнать о проверке, если нет серьезного вреда

Как это работает. Предприниматель имеет право узнать о проверке заранее, даже о внеплановой. Уведомление о проверке должно прийти как минимум за 24 часа до ее проведения. Проверяйте электронный ящик, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: уведомление могут отправить туда в виде документа с электронной подписью. А могут позвонить по телефону.

Внезапные проверки, то есть проверки без предупреждения, допускаются только в некоторых случаях:

Внезапные проверки госорганы и муниципальные органы могут не согласовывать с прокурором. А вот для всех остальных внеплановых проверок, о которых надо уведомлять, это обязательно. Прокурор проверит основания для проверки. Если их не будет, проверку не согласуют.

Разновидность внезапных внеплановых проверок — контрольная закупка. Ее могут проводить налоговики, инспекторы Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования и других органов. Контрольные закупки проводят по специальным правилам, если они нарушены — проверку можно обжаловать.

Присутствовать при проведении проверки

Как это работает. Проверки бывают документарные и выездные. В первом случае инспектор запрашивает документы для изучения, а во втором приходит в организацию лично. Выездную проверку нельзя проводить без представителя проверяемой компании. Исключение — если причинен вред жизни, здоровью людей и окружающей среде или нарушение привело к ЧС.

Директор или ИП может участвовать в проверках лично, а может поручить это другому сотруднику, например юрисконсульту. Так можно следить за тем, что делает инспектор, что он проверяет, да и просто поговорить с ним и узнать, в чем причина проверки.

Еще можно нанять адвоката, чтобы он представлял ваши интересы при проверке и общался с инспектором. Он проследит, чтобы проверка прошла строго по закону, и отметит недочеты в действиях проверяющих. Это поможет оспорить результаты проверки. Адвокат подскажет, о чем стоит и о чем не стоит говорить проверяющим.

Привлечь к проверке уполномоченного по правам предпринимателей

Как это работает. Защитить права предпринимателя при проверке может не только адвокат, но и специальный госчиновник — уполномоченный по правам предпринимателей. Еще их называют бизнес-омбудсменами. Федеральный бизнес-омбудсмен в ноябре 2020 года, на момент публикации, — Борис Титов. В субъектах РФ есть свои региональные уполномоченные. Обратиться можно к любому.

Задача бизнес-омбудсменов — защитить предпринимателей от незаконных действий государства. Во время проверки юристы из их аппарата проследят, чтобы проверяющие не вымогали взятки и не оказывали излишнего давления на организацию.

Это право не формальность, институт бизнес-омбудсменов работает, к ним можно обращаться. Например, федеральный омбудсмен в 2019 году помог предпринимателю Карцеву остановить веерные проверки по анонимным жалобам. В Пермском крае представитель регионального уполномоченного помог руководителю банно-прачечного комплекса пройти проверку Роспотребнадзора — ее причиной стала жалоба от клиента.

Проверить приказ и служебное удостоверение

Как это работает. Предприниматель имеет право знать, кто пришел к нему с проверкой. Может быть, это мошенники под видом проверяющих. Чтобы это проверить, нужно попросить инспектора показать приказ о проверке и служебное удостоверение.

Типовая форма приказа утверждена Минэкономразвития. В нем указывают фамилию, имя, отчество и должность лица, уполномоченного проводить проверку. Если понадобятся эксперты, сведения о них тоже указывают в приказе. Проводить проверку вправе только эти люди. Если у человека, который представился проверяющим, нет с собой удостоверения, можно его не пускать.

В приказе о проверке будет написано, в какие сроки она проводится, что инспектор собирается проверять и на каком основании.

Ознакомиться с регламентом проверки

Как это работает. Порядок действий проверяющих определен регламентом. Он свой для каждого органа и для каждого отдельного вида контроля. Например, есть регламент Роструда о проверках работодателей, регламент Роспотребнадзора о проверках в сфере защиты прав потребителей и так далее.

В регламенте будет написано, что именно и в какие сроки имеет право делать инспектор, какие у него есть права. Там может быть блок о том, кто именно уполномочен проводить проверку: начальник управления, консультант, главный специалист-эксперт ведомства. Если к вам с проверкой пришел шофер или секретарь, это тоже повод ее обжаловать.

Попросить ознакомиться с регламентом можно, как только к вам пришел инспектор и показал удостоверение. Конечно, можно найти текст в интернете, но есть риск открыть регламент не по тому виду контроля или в старой редакции. Проверяющие должны вам все предоставить, пользуйтесь.

Узнать причину проверки

Как это работает. Проверяющий обязан предоставить предпринимателю информацию и документы по проверке, которые у него есть. В том числе это сведения о причине проверки: публикация в СМИ, жалоба или что-то другое.

В 2020 году причин для внеплановой проверки меньше, чем обычно, из-за моратория, который введен в связи с пандемией. Плановые проверки сохранили только для крупных предприятий, занимающихся опасными видами деятельности. Внеплановые проверки проводят в исключительных случаях.

Причины для внеплановых проверок в 2020 году:

Если к вам пришли проверяющие и говорят, что причина в чем-то другом, попросите объяснить, почему не выполняется постановление правительства. Проверьте, что есть согласование от прокурора. Предложите заполнить журнал проверок: там обязательно пишут основание проверки. Это поможет обжаловать ее назначение. Отправьте жалобу руководителю проверяющего и потребуйте отменить проверку.

Ничего не платить проверяющим

Как это работает. Все государственные и муниципальные проверки финансируются из бюджета. Предприниматель не должен оплачивать работу инспекторов, экспертов, проведение каких-либо экспертиз. В законе прямо написано, что проверяющим запрещено выдавать предпринимателям предписания или предложения о проведении мероприятий по контролю за их счет. Получение такого предложения — повод для жалобы начальнику проверяющего. Если при проверке явно вымогают взятку, обращайтесь в правоохранительные органы.

И уж тем более проверяющим не положено взимать штрафы на месте. Хотя бывает всякое.

Не показывать документы, которые не относятся к проверке

Как это работает. Проверяющий не может потребовать у предпринимателя предоставить документы и информацию, которые не являются объектом проверки и вообще к ней не относятся. Изымать оригиналы таких документов тем более нельзя. Например, если идет проверка по факту невыплаты заработной платы, нельзя требовать у работодателя документы о проведении специальной оценки условий труда. Это не относится к проверке.

Что именно должен проверить инспектор и какие документы нужно ему предоставить, указывают в приказе о проверке. Потом он может запросить дополнительные, но только в рамках предмета проверки. По запросу дополнительные документы нужно предоставить в течение 10 рабочих дней.

Не предоставлять документы, которые может предоставить другой госорган

Как это работает. Чтобы предпринимателям нужно было готовить меньше копий документов и реже изымать оригиналы из архивов, чиновникам запретили требовать документы, которые у них и так уже есть. Если какие-то сведения или документы есть в распоряжении одного из госорганов, другие не могут требовать их от предпринимателя во время проверки.

Такие сведения и документы проверяющие могут запросить в том органе, что за них отвечает. Например, сведения о лицензии на образовательную деятельность есть у Рособрнадзора. Чтобы получить информацию, проверяющие отправляют межведомственный запрос. Полный список документов, которые нельзя требовать у предпринимателей при проверке, и органов, куда нужно отправлять запросы, установлен правительством.

Не предоставлять никакой информации до даты начала проверки

Как это работает. Проверяющий может требовать какие-то документы только после того, как будет назначена проверка. То есть пока вы не увидели приказ о проверке с перечнем документов, которые нужно предоставить, вы ничего проверяющему не должны. Иногда бывает, что сначала предпринимателям звонят по телефону и просят прислать копии документов. Дождитесь приказа о проверке и убедитесь, что он согласован с прокуратурой. Без этого требования проверяющих незаконны.

Не заверять копии документов нотариально

Как это работает. Документы проверяющим отправляют в заверенных копиях. Это может быть традиционный способ: поставить внизу документа печать, дату, написать «Верно» и подписаться с указанием должности. А можно отправить документ по электронной почте, подписав его усиленной квалифицированной электронной подписью.

На практике инспектор может запросить сканы документов на почту. Если отправлять их незаверенными, потом может быть сложно доказать, что их отправили должным образом. Требования к заверке документов установлены законом.

У нотариуса заверять ничего не надо. Даже тем ИП и ООО, что работают без печати: закон это позволяет. На подготовку и заверку копий документов при проверках уходит много времени, но хотя бы на нотариуса можно не тратиться.

Не подписывать акты отбора проб и измерений

Как это работает. В ходе проверки инспектор или приглашенный эксперт может брать образцы продукции и пробы обследования каких-то объектов. Это необходимо, если нарушения невозможно определить на глаз и нужно проводить исследования. Например, чтобы найти опасные вещества в отходах предприятия, возьмут пробу воды. А для проверки качества еды в кафе возьмут и упакуют немного роллов.

Протоколы отбора образцов продукции, проб обследования, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз потом приложат к акту проверки. Нигде в законе нет требования, чтобы представители проверяемой организации или ИП эти протоколы подписывали. Если инспектор об этом попросит, можно смело отказаться.

Почему это важно: директор или ИП может не разбираться в правилах отбора проб на анализ. Но если они будут нарушены, потом результаты исследования можно будет оспорить. Поэтому нужно внимательно проверить, соблюдена ли методика, в каком объеме взяты пробы, правильно ли выбраны методы исследования. Это может сделать только специалист. Если допущены нарушения, а предприниматель расписался в протоколе, обжаловать результаты исследования будет сложнее.

Вести журнал учета проверок или работать без него

Как это работает. Предприниматель имеет право вести журнал проверок. Но не обязан. Он сам решает, нужен ему такой документ или нет. За его отсутствие не оштрафуют и не выпишут предписание. Просто напишут в акте проверки, что журнал проверок не ведется.

Журнал проверок может быть полезен. В него записывают все проверки, которые проводят в организации. По каждой проверке инспектор записывает, что проверялось и в какие сроки, каким органом, какие результаты получены. Указывает должность, фамилию, имя и отчество проверяющего, подтверждает верность данных подписью. Типовая форма утверждена Минэкономразвития.

Журнал проверок позволяет следить за тем, как часто и как долго их проводят, кто именно пришел в организацию с проверкой. Если допущены нарушения — журнал подтвердит. Все это упрощает обжалование результатов проверки.

Не давать объяснения по ходу проверки

Как это работает. Давать пояснения по ходу проверки — это право предпринимателя. Он может доверить это своему представителю или вообще отказаться что-то пояснять. Заставить нельзя. Иногда лучше отказаться от пояснений: например, если есть сомнения в правильности тех или иных действий, а рядом нет юрисконсульта или адвоката. Скажем, спрашивают про индексацию зарплаты, а вы не помните, какой там у вас порядок и считается ли повышение премии индексацией. Пояснения можно дать письменно, заранее обдумав и посоветовавшись с адвокатом.

Требовать прекратить проверку, если она идет дольше положенного

Как это работает. Все проверки ограничены по времени. Максимальный срок — 20 рабочих дней. Для отдельных видов контроля сроки могут быть другие. Поэтому важно прочитать регламент проверки перед ее началом, там все это будет указано.

Затягивание сроков проверки — грубое нарушение. Это значит, что результаты такой проверки нельзя использовать как доказательство. Например, предпринимателя нельзя будет оштрафовать за то, что он не соблюдает какие-то нормы закона.

Требовать прекратить проверку, если разные органы проверяют одно и то же

Что именно проверяет каждый орган власти, устанавливает закон. Предприниматель может узнать это, изучив регламент проверки. А что в компании уже проверяли раньше, подтвердит журнал проверок.

Иногда для разных органов приходится при проверках готовить одни и те же документы. Например, для трудовой инспекции и ПФР. Это не нарушение: хотя запрашивают одинаковые документы, например договоры с работниками, предмет проверки у органов разный. Один следит за соблюдением трудовых прав, другой — за верностью сведений в системе обязательного пенсионного страхования.

Получить и прочитать акт проверки

Как это работает. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах — по типовой форме. Предприниматель имеет право получить этот акт и внимательно его изучить. Один из актов с копиями всех приложений вручается руководителю или другому представителю организации, ИП или его представителю под подпись. Можно попросить выслать акт на электронную почту.

Можно написать в акте, что вы с ним не согласны или отказываетесь с ним знакомиться, или вообще ничего не подписывать. Если не получается вручить лично или предприниматель отказывается расписываться в получении, проверяющий отправит акт заказным письмом.

Если предприниматель принципиально не пойдет на почту, все равно будет считаться, что он ознакомлен с итогами проверки. Это подтвердит уведомление о вручении с адресом регистрации предпринимателя и почтовыми штемпелями. Будет понятно, что акт отправили, но никто за ним не пришел.

Акт составляют сразу же по окончании проверки. Но если нужно дождаться заключений по результатам проведенных исследований, экспертиз, дают дополнительно три рабочих дня. Если через три дня акт не предоставили, можно смело обжаловать результаты проверки. Это грубое нарушение.

Сообщить о несогласии с результатами проверки

Как это работает. Предприниматель может не только прочитать акт проверки, но и написать в нем, что не согласен с ее результатами. В акте ставят отметку «С замечаниями» или «С возражениями» — можно придумать любую формулировку. Если по итогам проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, его тоже можно оспорить.

После этого предприниматель вправе представить возражения в орган, который проводил проверку, в письменном виде. Их нужно подать в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Напишите в возражениях подробно, с чем вы не согласны: с актом, выданным предписанием, их отдельными положениями. Можно приложить подтверждающие документы или их заверенные копии.

Орган власти рассмотрит возражение и сообщит о решении: акт проверки и предписание могут изменить или отменить. Если все оставят в силе, можно написать жалобу в вышестоящий орган или пойти в суд.

Обжаловать результаты проверки в вышестоящем органе

Как это работает. Результаты проверки и незаконные требования проверяющих можно обжаловать в вышестоящем органе, составив жалобу. Обычно жалобы на действия и решения инспектора рассматривает руководитель органа. Если выше руководителя уже нет, нужно обращаться в суд.

У начальника проверяющего или в вышестоящем органе можно обжаловать акт проверки и вынесенное предписание, если во время проверки допущены грубые нарушения. Например, если проверка проведена без уведомления, хотя оно требовалось. Полный перечень грубых нарушений закреплен в законе.

С августа 2020 года проходит эксперимент по досудебному обжалованию проверяющих — жалобу можно подать на госуслугах. Эксперимент проходит только в Москве, Московской и Самарской областях и Краснодарском крае. Обжаловать можно результаты проверок МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора.

Срок для рассмотрения жалобы может быть разным. В Роструде это 7 дней, а в Роспотребнадзоре — 30 дней. Срок можно найти в регламенте проверок.

По итогам проверки могут вынести постановление по делу об административном правонарушении. Его тоже можно обжаловать, но это уже регулирует КоАП. Куда обращаться, зависит от органа, который вынес решение. Если это орган исполнительной власти, например трудинспекция, можно подать апелляционную жалобу руководителю органа или в вышестоящий орган, для трудинспекции это Роструд. А можно сразу обратиться в суд.

Обжаловать результаты проверки в суде

Как это работает. Обжаловать предписание и действия проверяющих в суде можно в течение 3 месяцев со дня окончания проверки. Неважно, обращались вы до этого с жалобой в вышестоящий орган или нет. Можно сначала обратиться в госорган, а потом — в суд. Или не тратить время на административный порядок.

Если проверка связана с предпринимательской деятельностью, жалобу нужно подавать в арбитражный суд. Например, если с проверкой в организацию или ИП пришел Роспотребнадзор. А если проверяли соблюдение требований трудового законодательства, жалобу нужно подавать в районный суд. Сомневаетесь, что выбрать, — посоветуйтесь с юристом.

Потребовать возмещения вреда

Как это работает. Если проверка была незаконной, а организация все это время не работала и теряла клиентов, государство должно это компенсировать. Если повезет, возместят и реальный ущерб, и упущенную выгоду — то есть доход, на который предприниматель рассчитывал, но из-за действий проверяющих не смог получить. Можно возместить расходы на адвоката, если он привлекался к проверке.

Главное условие для компенсации — действия проверяющих должны быть признаны неправомерными. То есть можно сначала обжаловать их действия и результаты проверки, а потом уже подавать в суд требование о возмещении вреда. Но это необязательно. Высший арбитражный суд в свое время разъяснил, что иски о возмещении вреда от действий органов власти можно подавать, ничего заранее не оспаривая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *