Что такое legal design

Legal Design? Нет уж, спасибо

По логике новоявленных юридических дизайнеров и их поклонников среднестатистические навыки верстальщика текстов, скромные способности разработчиков эмодзи для мессенджеров и характерное для школьников средних классов умение писать простые предложения — это именно то, что к чему должны стремиться современные юристы.

А на смену документам с выверенной годами практики структурой и профессиональным юридическим языком должны прийти примитивные бумажки в стиле инструкций Икеа — с картинками и текстами, рассчитанными на понимание детей. Нонсенс.

Причём все эти предложения сопровождаются рассуждениями о невероятной полезности изменений как для самих юристов, так и для других пользователей.

Позволю усомниться, что эти модные веяния действительно окажутся полезными. Ведь если присмотреться, за подходом доморощенных юридических дизайнеров скрывается совсем другое, а именно:

(1) нежелание учиться.

Если у кого-то не получается вырасти профессионально до хорошего уровня, проще оправдать своё неумение готовить классические грамотные юридические документы и тексты ссылками на какой-то мифический лигал дизайн;

Если следовать логике юридических дизайнеров, большинство людей настолько необразованно и неразвито, что мысль до них можно донести только картинкой или самым примитивным текстом.

(3) приоритет формы над содержанием.

Главное для дизайнеров от права — чтобы всё выглядело красивенько, как глянцевый журнал. А то, что внутри будет такая же звенящая пустота, их не очень и волнует.

Если отбросить всю словесную шелуху (причём, в основном, англоязычную) и рассказы про благие цели, получается, что юридические дизайнеры нас призывают к деградации. Простой, банальной деградации. И вряд ли их стоит поддерживать в таких стремлениях.

Благо, уже есть в профессиональном сообществе люди, неравнодушные к этой проблеме. Инициативная рабочая группа готовит запросы в компетентные структуры с целью нормотворческого противодействия такой деградации.

Среди основных предлагаемых мер:

Так что у юристов, которые не хотят деградации отрасли, может появиться хороший регуляторный инструмент для сохранения и дальнейшего развития текущей, привычной экспертной практики в отношении текстов и документов. Без дизайнеров.

Источник

Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде

Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела

Что такое legal design. Смотреть фото Что такое legal design. Смотреть картинку Что такое legal design. Картинка про Что такое legal design. Фото Что такое legal design

Игорь Носков

Как грамотно организовать бизнес

Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса

Визуализация юридических данных, или Legal Design, помогает компаниям и ИП донести свою позицию в суде быстро и понятно. Благодаря этому судье проще рассмотреть точку зрения бизнеса, разобраться в сложном аргументе и принять взвешенное решение.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Башилов, Носков и Партнеры» Игорь Носков в статье рассказывает, как применять визуализацию в судебных спорах, и делится практикой, как Legal Design помогает адвокатам бюро выигрывать дела клиентов.

Что такое Legal Design

Legal Design — визуализация данных в судебных спорах — это представление сложных юридических процессов и ситуаций в наглядной и понятной форме. Мы переносим правила и принципы современного дизайна на судебные документы: используем простые шрифты без засечек, а дизайнеры составляют графики и схемы.

Итог — судьям проще и приятнее изучать аргументы и обстоятельства дела.

Например, на схеме показали, как конкурсная масса после продажи имущества компании-банкрота распределялась между кредиторами. Описание этого процесса могло бы занять несколько листов А4. При этом в тексте было бы сложно разобраться, даже если использовать выделения и смысловые акценты.

Схема помогает быстро и наглядно показать судье, что вся залоговая масса пошла на выплату задолженности залоговому кредитору, а остальные кредиторы денег не получили.

Legal Design можно использовать и для демонстрации сложных процессов в виде понятных схем, и для оформления «полотна» текста в хорошо структурированный документ, где легко увидеть важные детали.

❌ Обычный юридический текст✅ Текст по принципам Legal Design
В данном деле мы считаем совершенно правомерным требование подрядчика в виде оплаты проведенных допработ в связи с тем, что, согласно статье 709 ГК, в случае необходимости проведения допработ подрядчик обязан известить заказчика о данной необходимости и лишь в случае отсутствия подобного извещения за подрядчиком остается обязанность завершить работы на первоначальных условиях. В случае данного конкретного дела мы видим отсутствие подобной ситуации, в частности, в связи с подписью заказчика нашего клиента, оставленной на допсоглашении № 22.8.20 о проведении дополнительных работ. Аналогичным по важности свидетельством является извещение от 15.08.2020, направленное посредством Почты России заказчику. В связи с этим нет оснований считать требования нашего клиента неправомерными.Если с заказчиком согласовали допработы, исполнитель может требовать оплаты. Статья 709 ГК «Цена работы» указывает, что можно согласовать новый объем работы и новую плату.

Если подрядчик уведомил заказчика о том, что нужно провести допработы, — у заказчика нет права не оплатить их.

С заказчиком все согласовали. В деле присутствуют извещение от 15.08.2020 (приложение 3) и подписанное заказчиком допсоглашение о проведении дополнительных работ № 22.8.20 (приложение 4).

Вывод: заказчик в данном случае обязан оплатить допработы, проведенные нашим клиентом.

Документ становится визуально легче именно приемов дизайна. Текст разбит на небольшие кусочки, в каждом проставлен акцентированный элемент. Как итог, по нему можно пробежаться глазами и понять, о чем идет речь.

Ключевой принцип Legal Design — помочь судье разобраться в ситуации

В сути Legal Design — упрощение чужой работы с документом. Вместо нечитаемой стены текста со сложными формулировками — простой и понятный документ с предсказуемой структурой и схемами.

Возьмем дело о нарушении сроков выполнения работ и опишем текстом, что пошло не по плану.

«Реализация этапа 3 по контракту была назначена на сроки с 15.10.16 до 14.11.16. В связи с дальнейшими событиями и пересогласованием сроков по новому плану-графику сроки увеличились: подрядчик обязался начать работы тогда же, 15.10.16, но закончить их к 25.08.17. Однако этого не произошло: работы были сданы только 05.12.17. Таким образом, подрядчик нарушил срок выполнения работ и задержал их сдачу на 102 дня.

Реализация этапа 4 происходила параллельно реализации этапа 3. По контракту реализация этапа 4 была назначена на сроки с 15.11.16 до 14.01.17. По новому плану-графику сроки также увеличились: после согласования плана-графика подрядчик обязался закончить работу к 08.09.17. Однако этого также не произошло: работы нам сдали 30.03.18. Таким образом, подрядчик просрочил выполнение работ на 203 дня».

А теперь посмотрите, как это можно показать одной иллюстрацией:

Содержание дела не изменилось, но в случае с графиком не нужно вчитываться в длинный текст: достаточно посмотреть на иллюстрацию — и все становится понятно. Это и есть главная задача визуализации — помочь судье быстро разобраться в ситуации.

Как Legal Design помогает выигрывать судебные дела

Лучше всего юридический дизайн показывает себя там, где много информации, которую нужно долго обрабатывать и разбираться в цифрах. Обычно это дела о долгах, дела с длительными партнерскими отношениями и дела с крупными компаниями, где участвуют множество менеджеров.

Собрали примеры из практики адвокатского бюро «Башилов, Носков и Партнеры», когда Legal Design помогает бизнесу отстоять свою точку зрения в судебном процессе и выиграть дело. Визуализацию данных можно использовать в таких ситуациях:

Подчеркнуть небольшую, но определяющую дело деталь. Например, в одном деле использовали календарь, чтобы показать, что кредитор нарушил срок подачи заявления на включение в реестр требований.

Нужно было доказать, что кредитор не успел подать заявление в суд в 30-дневный срок. Опоздал он ровно на день, но сразу это было непонятно: 14 марта опубликовали сообщение о введении процедуры банкротства, а 14 апреля кредитор предъявил свои требования. Кажется, что срок в 30 дней был соблюден, но нюанс в том, что в марте 31 день, а значит, кредитор опоздал.

Судья мог упустить эту деталь и дело пошло бы по неудачному для нашего клиента сценарию:

Чтобы этого не случилось, подготовили продуманный таймлайн:

Мы сделали все, чтобы суть дела стала очевидной, и позаботились обо всех деталях в иллюстрации: 30 дней срока выделены зеленой подложкой, дни пронумерованы, приведена ссылка на закон, выделены нужные даты.

Итог: суд принял сторону нашего клиента, требование кредитора не включили в список требований.

Отметить значительную разницу. В другом деле мы защищали руководителя, которого обвинили в банкротстве компании и попытались привлечь к субсидиарной ответственности.

Одним из доводов против нашего клиента был аргумент: «Руководитель растратил 396 000 ₽ со счета компании и не предоставил документы. Расходование средств компании в личных целях привело ее к банкротству и образованию долга в 100 000 000 ₽».

На этой разнице мы и сыграли: решили показать, насколько сумма, в растрате которой бывшего директора обвиняли, абсурдно мала на фоне гигантского долга компании. И, как следствие, даже если наш клиент совершил трату и не подтвердил ее, виноват в банкротстве компании был не он.

Указать несоразмерную разницу между нарушением ответчика и требованиями истца. Например, продемонстрировать, как изменится долг человека, если суд примет аргументы истца.

В одном из таких дел мы показывали суду, что нужно уменьшить неустойку, вменяемую нашему клиенту. Банк насчитал огромные пени, и человек, который взял у банка 1 500 000 ₽, стал должен 10 351 000 ₽.

В таком деле судье в условиях дефицита времени сложно самостоятельно разобраться в структуре долга и в том, откуда какие суммы взялись. Это аналитическая работа, требующая долгого изучения условий и непростых подсчетов.

Без графика судье требовалось бы:

Здесь мы сделали за судью большую часть работы — просчитали данные и подготовили график, на котором видно:

То есть судье осталось выслушать стороны и сделать выводы. В итоге суд решил, что требовать неустойку, которая в десять раз больше долга, — несправедливо.

Лаконично продемонстрировать большой массив данных. Другой пример работы с информацией — судебный спор о реализации продукции с определенным товарным знаком.

У нашего доверителя был партнер — ИП, который создавал и продавал продукцию с товарным знаком доверителя. Он вел отчет и платил оговоренный процент.

В 2013 году у ИП начались сложности и объем продаж стал уменьшаться. В 2014 году он открыл ООО и начал продавать продукцию уже от имени этого общества. Партнер не сообщил об этом нашему клиенту и не стал платить отчислений за пользование товарным знаком. Когда эта ситуация стала известна, встал вопрос, что делать и как определить нанесенный ущерб.

Чтобы сопоставить числа, нам пришлось запросить сотни накладных, проанализировать их и после этого составить график:

Из графика видно, что партнер нашего доверителя реализовал больше продукции с товарным знаком, чем заявил в отчетах перед ИП. Судье было легко оценить как сам факт ущерба, так и сумму для выплаты.

Работа с юридическим дизайном в таких делах помогает добиваться своих целей намного лучше. Судья не тратит свое время и внимание на подсчеты и проверки и может сосредоточиться на том, чтобы принять решение, которое будет соответствовать закону.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как оформить груз на таможне

Чтобы продавать в России зарубежные товары, нужно ввезти их через таможню и правильно оформить. На что обратить внимание при таможенном оформлении, сколько это будет стоить и как избежать частых ошибок — в статье.

Как оптимизировать расходы и увеличить эффективность бизнеса в кризис

Статья о том, как малому бизнесу в сфере услуг остаться на плаву в сложный период пандемии и другие кризисные времена. Рассказываем на примерах из сферы авторемонта, но их можно применить и к другим видам бизнеса

Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать

Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Что такое legal design. Смотреть фото Что такое legal design. Смотреть картинку Что такое legal design. Картинка про Что такое legal design. Фото Что такое legal design

Что такое legal design. Смотреть фото Что такое legal design. Смотреть картинку Что такое legal design. Картинка про Что такое legal design. Фото Что такое legal design

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

The Legal Design Book review: что такое юридический дизайн и зачем он нужен?

Что такое юридический дизайн, зачем он нужен и как применить его на практике? Такие вопросы ставят перед собой авторы книги “The Legal Design Book” Meera Klemola и Astrid Kohlmeier. Мировые лидеры и практики лигалдизайна представили свой гайд по применению инновационного и креативного подхода в юридической сфере с инсайтами и кейсами.

Юридический дизайн — это «дизайн, применяемый в области права для преобразования юридических продуктов, услуг, работ, систем, бизнес-стратегий, экосистем и пользовательского опыта”. Лигалдизайн объединяет юридическую экспертизу с дизайн-мышлением, методологиями проектированиями и технологическим потенциалом для создания полезных, удобных, понятных и привлекательных юридических материалов для всех.

Авторы также предлагают философию лигалдизайна, вот несколько пунктов из списка:

При этом юридический дизайн — это не только красивые контракты (дизайн, значки, цвета), маркетинг или то, чему можно научиться на однодневном семинаре. Также авторы говорят, что лигалдизайн нельзя назвать устоявшейся методологией. По нашему мнению, в каждой стране будет сформировано свое понимание подхода, адаптированное под потребности бизнес- и юридического сообществ и конечного пользователя.

Эволюция бизнес-требований к юридической функции и потребностей самих юристов, влияние legaltech, изменение способа потребления информации, а также фокус на пользователя — все эти факторы показывают необходимость в креативной и открытой правовой коммуникации.

Следовательно, все более востребованными становятся T-shaped специалисты — эксперты в одной области с компетенциями в других нескольких сферах. В юридическом контексте среди дополнительных компетенций на первый план выходит дизайн-мышление. Эта методология предполагает создание продукта, основываясь на потребностях пользователей, а также творческом подходе к решению задач. Именно этот процесс описан в книге более подробно. Так, после создания команды необходимо провести исследование(интервью, наблюдение и погружение и др.). На следующем этапе анализа и синтеза определяются ключевые аспекты собранных материалов и формулируется проблема. Дальше происходит наиболее креативная часть по разработке идеи и реализации концепции (генерация и отбор идей, мозговой штурм и др. активности). В завершении команда занимается разработкой прототипа и его тестированием.

Лигалдизайн — это секретный ингредиент, который позволяет трансформировать бизнес в инновационную и человекоцентрическую организацию. Дизайн-мышление как наиболее успешный инновационный метод доказывает свою эффективность на примере множества продуктов и приложений (например, Apple).

По мнению авторов, юридическая экосистема должна двигаться в сторону культуры принятия решений на основе данных и установления KPI, которые показывают, были ли достигнуты бизнес-цели.

KPI в сфере юридического дизайна имеют 2 направления: классические параметры для бизнеса и удовлетворенность пользователя.

KPI также можно разделить на несколько групп (неполный список из книги):

оценка эффективности контракта

понимание процесса взаимодействия с клиентом

оценка эффективности процессов

Влияние подхода можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные периоды.

После окончания первого проекта с использованием подхода можно оценить первые результаты, но также это будет являться отправной точки для оценки KPI, выстраивания отношений с вашей аудитории и созданию гибкой, меняющейся и открытой культуры. Через год после внедрения инициатив в этой сфере можно выявить сокращение затрат, отдачу от инвестиций и более простые и эффективные процессы. Ваша компания сможет создавать более доступный для понимания юридический контент и улучшит взаимодействие по контрактам и переговорам. Дальше — больше.

В книге “The Legal Design Book” Meera Klemola и Astrid Kohlmeier вы найдете общий обзор подхода и путь его внедрения. Материал может стать хорошим началом для погружения в Legal Design World.

Источник

Действовать, как юрист. Мыслить, как дизайнер

Что такое legal design. Смотреть фото Что такое legal design. Смотреть картинку Что такое legal design. Картинка про Что такое legal design. Фото Что такое legal design
sdecoret / Depositphotos.com

Legal Design, или юридический дизайн, – это методология перехода юристов и юридического дела к цифровой трансформации (или к осваиванию Legal Tech отрасли). Как истинно практическая, методология Legal Design содержит набор приемов и методов, с помощью которых современному юристу возможно достичь желаемого. А именно разобраться, где и что из продуктов Legal Tech ему необходимо применить для решения актуальных задач, и ответить на вопрос, насколько эффективно применение тех или иных инструментов Legal Tech.

Представим такую ситуацию. Современный юрист понимает, в каком случае ему необходимо на практике применить чат-бот, собрать базу знаний, специальным образом ее разметить, заняться машинным обучением и после внедрения поддерживать возможности чат-бота на актуальном уровне.

Разумными будут сомнения. Юрист участвует в современной гонке технологий? Будет ли услугами бота удовлетворен потребитель юридических услуг? Что необходимо предпринять еще на стадии построения гипотезы, чтобы сделать продукт максимально удобным в использовании, а значит, и востребованным? Какие знания необходимы потребителю как стороне, задающей вопросы, и юристу как стороне, отвечающей на них? И наконец, достаточно ли у юриста квалификации для выполнения таких кейсов? Ему еще предстоит чему-то научиться?

Возможно, современный российский юрист уже взвешенно подходит к цифровизации. Однако эксперименты по быстрым решениям юридических проблем с применением Legal Tech часто заканчиваются колоссальными временными и денежными затратами на так и невостребованные решения. Потому что скорость, как говорится, нужна при ловле блох.

Мы говорим о том, что юридический дизайн – это подход, который позволяет, пройдя стадию применения пользовательского или дизайн-мышления, не совершать глобальных ошибок. А это в свою очередь дает выполнение юридических задач по предотвращению рисков и бизнес-задач по экономической эффективности юридического дела. Об экономической эффективности говорят и результаты работ современных дизайнеров от промышленности и производства. Недавнее исследование McKinsey о ценности дизайна для компаний, его применяющих, выявило беспрецедентные показатели прибыли, которые буквально поражают, это практически 120% прироста.

Кому в юридической отрасли и как может быть полезен дизайн?

Во-первых, уйдем от самых распространенных заблуждений, Legal Design – это не визуализация. Это, скорее, рассказывание историй и проектирование бизнес-процессов, упрощение и доступность юридических документов и выстраивание коммуникаций. И только затем, возможно, визуализация.

В основе методологии юридического дизайна лежит метод дизайн-мышления или пользовательского мышления. Кроме того, в Legal Design обязательна юридическая экспертиза, а также возможно применение нескольких дизайн-дисциплин на выбор: программное проектирование, KM-системы (knowledge management), web-дизайн, UX- дизайн, usability, графический design, коммуникации в междисциплинарных группах по разработке решения Legal Design.

Применение дисциплин Legal Design варьируется в зависимости от ипостасей юридической деятельности. Ниже приводятся реальные примеры работы гипотетического агентства Legal Design (намеренно не называем его имени, чтобы избежать рекламного толкования).

Корпоративным юристам или инхаусам

Потребителями их услуг являются собственники бизнеса, а также подразделения этого бизнеса.

Клиент обратился к агентству Legal Design в связи с постоянно растущей потребностью заключения все новых и новых договоров по приобретению аудиовизуального контента. Традиционно работа по заключению договора с учетом переговоров длилась до шести месяцев. В результате агентству Legal Design удалось сократить типовой договор от двадцати шести страниц до одностраничного текста. Клиент для сделок стал использовать одностраничный документ Руководство по ведению переговоров.

С левой стороны документа разместились ключевые финансовые условия переговоров по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, в центре ключевые коммерческие условия, с правой стороны стандартные постоянные условия, которые не подлежат обсуждению. Использование прозрачного и ориентированного на пользователя подхода теперь помогает клиенту вступать в партнерские отношения в течение нескольких недель, а не месяцев, как это было ранее. Созданный агентством Legal Design документ позволяет сторонам в их только зарождающихся отношениях опираться на доверие, ответственность и открытость.

Консалтинговым фирмам

Потребителями услуг консалтинговых фирм являются юридические и физические лица. Специализации услуг распространяются от сопровождения сделок по слиянию и поглощению корпораций до бракоразводных процессов физических лиц.

Агентство Legal Design оказывает помощь клиентам в разработке новых интерактивных способов общения с потребителем в сети Интернет, в онлайн-сервисах. В первую очередь для потребителя это связано с конфиденциальностью его персональных данных.

Статистика принятия потребителями пользовательских соглашений и иных условий онлайн-сервисов такова. Известно, что время на ознакомление с условиями обслуживания Amazon составляет примерно 9 часов. У других сервисов, которые мы используем, примерно та же ситуация. Как правило, потребители принимают условия вслепую (не читая). «Слепое подписание» как общая тенденция было подтверждено в исследовании Deloitte в 2017 году, согласно которому 91% потребителей в США принимают, не читая, условия использования приложений, обновлений, онлайн-сервисов или потокового видео (97% потребителей в возрасте между 18 и 34).

Но если их никто не читает, почему они продолжают оставаться юридической основой Интернета? Люди принимают условия, не понимая, к чему они предоставляют доступ, а это использование персональных данных, а также возможность отслеживания ряда совершаемых ими действий.

Общеевропейское положение о защите данных GDPR содержит указание на то, что вся информация, касающаяся персональных данных, теперь должна передаваться потребителям в «краткой, прозрачной, понятной и легкодоступной форме, используя ясные и понятные формулировки» (статья 12 GDPR).

В целях предоставления максимально четкой и доступной информации, которая полностью удовлетворит требования GDPR, клиент выбирает помощь агентства Legal Design в подготовке пользовательского соглашения и политики конфиденциальности.

Агентство Legal Design создает базовый набор условий пользовательского соглашения и политики конфиденциальности, обозначает их значками, с помощью UX-дизайна выделяет потребности пользователей в обращении с такими документами, процессы обработки данных и сохранения конфиденциальности описывает простым и доступным языком. Цель достигнута все содержащиеся в документах данные полезны и предельно ясны пользователю.

Адвокатам и адвокатским образованиям

Потребителями услуг адвокатов так же, как и у консалтеров, являются юридические и физические лица.

В адвокатское бюро обратился клиент, представляющий известный бренд модной одежды, с просьбой о помощи в сопровождении проекта коллаборации. Сегодня бренды сотрудничают с влиятельными лицами не только для усиления своего голоса в социальных сетях, но и для совместного создания продуктов. Влиятельные лица в своем большинстве цифровые аборигены, для которых даже электронная почта это уже адская кухня. Клиент попросил агентство Legal Design закрыть этот коммуникационный пробел.

Агентством Legal Design была создана специальная веб-страница, на которой размещено соглашение о коллаборации как естественном способе ведения бизнеса для влиятельных лиц и способе повышения привлекательности бренда в социальных сетях. В соглашении стороны осуществляли обмен обычным и видеоконтентом на своих ресурсах в сети Интернет, прежде всего на различных видеоканалах, а также в плане использования контента разрешали публикацию на принадлежащих им интернет-ресурсах.

Интерактивная веб-страница полностью отражала культуру бренда и привлекла внимание к ключевой контрактной информации. Соглашение стало доступным для ознакомления в Интернете. Страница была сделана с помощью типового IT-решения. Страница с соглашением также стала доступной в мобильном приложении, а во время модных показов за кулисами могла использоваться и бумажная версия документа.

Государственным структурам

Legal Design, несомненно, может быть полезен для государственных структур, работающих с потребителями, юридическими и физическими лицами, оказывающим услуги в том числе правового содержания.

Арбитраж является одной из наиболее уважаемых и традиционных форм разрешения экономических споров. В то же время эта судебная структура воспринимается многими как достаточно сложное для понимания учреждение. Генеральный секретарь Арбитражного института Финляндии решила эту задачу с помощью агентства Legal Design.

Арбитражный институт Финляндии и Агентство Legal Design поставили целью разработать инновационное решение, которое стало бы привлекательным и доступным потенциальным пользователям с точки зрения понимания арбитражного суда и процесса.

На создание новой модели с помощью методологии Legal Design ушло четыре месяца.

Процесс начался с семинаров и интервью, в ходе которых представители агентства брали интервью у лидеров бизнеса, юристов и студентов, чтобы понять, какая информация важна для каждого из этих пользователей, а также выявить узкие места и болевые точки в арбитражном процессе.

После этого Агентство Legal Design создало ряд прототипов решений, в которых каждый фрагмент информации служил определенной цели. Прототипы были протестированы пользователями.

Конечным решением стала «Карта арбитражного процесса» онлайн-инструмент, предоставляющий всю важную информацию, касающуюся арбитража: сроки, цены, шаги и соответствующие требования закона. Инструмент интерактивный, централизованный, привлекательный и удобный для бизнеса.

«Карта арбитражного процесса» была оптимизирована для мобильных устройств, что позволило юристам, бизнес-лидерам и инхаус-юристам легко на ходу использовать приложение. Арбитраж за этот инструмент получил широкое признание и массу положительных отзывов в отрасли.

Общественным организациям, в том числе работающим по защите прав граждан

Работая с несколькими ассоциациями по защите прав женщин, агентство Legal Design смогло помочь женщинам овладеть своими правами и реализовать их в повседневной жизни. Это была Pro-Bono Work. Целью стало создание инструмента, который поможет женщинам защищать свои права в повседневных ситуациях с наипростейшим доступом к информации и максимальным вызовом доверия. Агентство Legal Design использовало дизайн для решения названных задач. Проекты Pro-Bono – это прекрасная возможность работать со многими интересными и творческими партнерами. К этому проекту агентство Legal Design привлекло независимого дизайнера. Результатом стал прототип – «Колода карт», в которой были карты для хранения с указанием прав женщин, карты для обмена – с вдохновляющим контентом и женскими фигурами – и карты для противостояния в случае возникновения проблемы.

Этот инструмент позволяет женщинам осознать свои права и осуществлять их незамедлительно. Продвижение и реализация прав женщин также необходимы и для знания их мужчинами. Конечно, с юмором и без обострения разногласий и напряженности.

Негосударственным организациям (пенсионным фондам, страховым компаниям), чьи услуги затрагивают права граждан

Использование юридического дизайна для решения юридической проблемы требует от компаний активного взаимодействия с пользователями (будь то клиенты или сотрудники). Необходимо задавать вопросы, узнавать их потребности, желания, цели из первых уст.

Например, агентство Legal Design, работая с одним из крупнейших пенсионных страховщиков севера Европы, разработало и провело серию семинаров, которые помогли определить ключевую информацию, важную для клиентов-пенсионеров.

Эта информация была затем использована в качестве основы для разработки привлекательного, понятного и юридически обоснованного письма в адрес пенсионеров с решением о назначении пенсии в самой наглядной и доступной форме. Польза для потребителя была очевидной, для страховщика же выпуск такого документа стал бесспорным укреплением авторитета.

Если кратко, то сферами применения Legal Design нам видятся:

Legal Design и Legal Tech должны делать жизнь проще

Казалось бы, Legal Tech появился для упрощения деятельности и ускорения процесса оказания услуг. Однако при освоении этой новой отрасли юристу все-таки придется попотеть. Действительно, сами по себе продукты IT-разработок направлены на эффективность и совершенствование качества работы юристов, но только сами по себе, пока дело не дошло до «примерки на деле» и внедрения.

Применение IT-разработок на деле для конкретного бизнеса, внедрение на неподготовленной почве или, скажем, в условиях сопротивления персонала – еще более тяжелая задача. Это скорее история про терпение или как «терпение и труд все перетрут» (русская народная поговорка).

Преодолевать юристам придется многое. Например, приобретенную с годами веру в карго-культ. Имеется в виду, крикни Legal Tech, и случится цифровая трансформация! Или повальное заболевание синдромом Даннинга – Крюгера. Это синдром всеобщей компетенции.

Ведь редкий российский управляющий партнер в консалтинговой фирме не разбирается в продажах и маркетинге, в продвижении в Интернете, в том, как должен выглядеть сайт или интерфейс сервиса, при этом не прочитав ни одной книжки на заданную тему. Как правило, от такого управляющего партнера трудно добиться элементарного ответа на вопросы: какие услуги приносят вам деньги или почему клиенты заинтересованы именно в ваших услугах? Как бы вы лично продавали ваши услуги в коротком разговоре с потенциальным клиентом? Или как бы вы продавали ваши услуги в презентации перед клиентским советом директоров?

Отличным примером таким юристам могут стать главы и создатели компаний – разработчиков ПО. Современная IT-отрасль постоянно проверяет себя и свой бизнес на реальность. Чего про юристов, к сожалению, пока не скажешь. Очевидно, что IT-услуги не менее сложны и интеллектуально наполнены, чем юридические. Руководители в IT-сфере не гнушаются обдумыванием и составлением материала о своих продуктах, который ляжет в основу набора продающих материалов. Впоследствии на основании этих материалов начнут работать менеджеры по продажам.

Все, что касается самой услуги и ее востребованности потребителем, знает только человек, в свое время решивший ее продавать и по сей день считающий ее востребованной. Как давно вы лично проверяли востребованность того, что вы делаете на рынке юридических услуг?

Мы считаем, что современным юристам необходимо открыться переменам, стремиться к приобретению необходимых знаний и навыков, к проявлению эмпатии, к коммуникациям самого командного порядка с профессионалами из других отраслей. Помощниками юристам в этом станут методология Legal Design и знакомство с целым рядом специалистов отрасли дизайна и IT! Это возможно в ходе Legal Design Day.

Автор: Березецкая Иоанна Ионо, генеральный директор ООО «Смарт Лигал Бизнес».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *