Что такое gmv в озон
Блог компании General Invest | Видим потенциал в Ozon
Ozon — одна из крупнейших российских площадок электронной коммерции, поднялась с 3-го на 2-е место по объему продаж и количеству заказов в рейтинге E-Commerce Index TOP-100 по итогам 2020 года. Сегодня на интернет-площадке Ozon представлено более 46 млн товарных наименований.
Структура акционеров
За последний год компания продемонстрировала стремительные темпы роста, которые стали возможны не в последнюю очередь благодаря поступлениям, полученным в результате IPO:
Рынок
По прогнозам InfoLine, рынок e-Commerce будет расти высокими темпами. Пандемия 2020 года этому очень поспособствовала. Средние темпы роста за 2020-2025 гг. составят, по оценке, около 29%.
За 9 месяцев 2021 года выручка российской электронной коммерции уже достигла 2,41 трлн рублей. Это больше, чем все онлайн-продажи за 2019 год. При этом локальный рынок обеспечил 86% продаж (2,07 трлн рублей) и лишь 14% пришлось на трансграничные покупки россиян (341 млрд рублей). В общем обороте российской розничной торговли на долю онлайн-продаж пришлось 8,5%.
Объем и динамика рынка e-Commerce в России
При этом рынок обладает огромным потенциалом дальнейшего роста, поскольку доля Интернет-торговли в общем объеме розничной торговли в целом в России находится на низком уровне даже по сравнению с другими странами развивающихся рынков. По данным Data Insight, топ-4 торговых Интернет-площадок в России (Ozon, Wildberries, AliExpress и Яндекс.Маркет) генерировали 58 % от общего объема онлайн-заказов в 1П21, по сравнению с 45 % в 1П20 и 52% во 2П20.
При этом на российском рынке пока отсутствует явный лидер, такой как, например, Amazon в США, что повышает важность завоевания доли рынка в период его становления.
Результаты Озона за 3 квартала и 9 месяцев 2021 года
Источник: данные компании
Прогнозы
Таким образом, результаты за 3 квартал 2021 года демонстрируют улучшение операционных показателей при снижении финансовых метрик в связи с ростом инвестиций в развитие. В итоге компания по-прежнему убыточна на уровне EBITDA и чистой прибыли и останется таковой в следующем, а скорее всего, и в 2023 году. Данная ситуация характерна для компаний, стремящихся завоевать ведущую долю растущего и высококонкурентного рынка. В последнее время ряд игроков этого рынка, в том числе Яндекс, O2O (совместный проект Сбера и VK), а также AliExpress увеличили инвестиции в электронную коммерцию, чтобы не потерять долю рынка.
При этом при аналогичных убытках на уровне EBITDA c Яндексом Озон увеличил GMV в 3 квартал 2021 года на 19 млрд руб. в абсолютном выражении против +7 млрд руб. у Яндекса. Это отчасти может свидетельствовать о более высокой эффективности в пересчете на заказ. Это сравнение не совсем корректно, учитывая более поздний приход Яндекса на рынок и более низкую долю рынка). К слову, менеджмент Озона ставит своей целью улучшение так называемой юнит-экономики (показателей в пересчете на заказ) и ставит своей целью добиться повышения частоты заказов в противовес стоимости одного заказа. Например, затраты на логистику в пересчете на заказ снизились в 3 квартале даже несмотря на рост расходов, расширение складских площадей и увеличение числа пунктов выдачи заказов. В частности, это также говорит об эффективности сделанных инвестиций.
Продажи в регионах в последнее время превысили темпы роста в Москве, но не намного, поскольку в Москве лучше развиты услуги «последней мили».
Последние инициативы
Оценка
Со своих максимумов текущего года акции Ozon (OZON RX) упали почти на 38% и торгуются на уровне глобальных конкурентов по показателю EV/GMV2022П, тогда как темпы роста и дальнейший потенциал, обусловленный размером российского рынка и степенью проникновения электронной коммерции в России, существенно превышают показатели ближайших конкурентов.
Полагаем, что компания обладает достаточными ресурсами, экспертизой и возможностями, чтобы занять существенную долю в районе 30% на рынке электронной коммерции в России к 2025 году, а также стать одним из Топ-3 игроков на этом рынке.
Полагаем, что компания способна выйти на уровень безубыточности по EBITDA и FCF в конце 2023 — начале 2024 гг. благодаря высоким темпам роста, значительной экспертизе, стремительному развитию новых услуг и продуктов, в том числе направлению финтеха и рекламного бизнеса, а также эффекту масштаба.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Дисклеймер
Что такое GMV и зачем на него обращать внимание
В отчетах компаний, занимающихся розничной торговлей, зачастую можно увидеть сообщения о росте показателя GMV за период. Разберемся, что это такое и зачем он нужен.
Показатель GMV (Gross Merchandise Value или валовая стоимость товара) — совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определенный период времени без учета возвратов, обмена и скидок.
GMV в последнее время стал особенно популярен в связи с развитием направления e-commerce. Показатель используют непродуктовые ритейлеры, развивающиеся по пути маркетплейса.
Маркетплейс — торговая площадка, где реализуются товары и услуги многих продавцов. Маркетплейсы зарабатывают на комиссиях от сделок и оказании услуг для продавцов.
В своих отчетах показатель GMV публикуют:
GMV отражает активность на торговой площадки — чем выше показатель, тем выше ожидаются доходы.
Компании могут представлять свои вариации показателя GMV, но в целом они довольно похожи. Ozon в пресс-релизах и презентациях приводит показатель GMV, включая услуги, который представляет собой общую стоимость заказов, обработанных через платформу, а также доход от услуг для покупателей и продавцов, предоставляемых операционным сегментом Ozon.ru, а также налог на добавленную стоимость за вычетом скидок, возвратов и отмен.
М.Видео раскрывает показатель GMV как покупки в розничных магазинах, оплаченные и доставленные онлайн-заказы, оплаченные поставки юридическим лицам со складов. В показатель входят продажи товаров и услуг, которые могут принадлежать компании или агентам. GMV включает НДС, но не учитывает возвраты и скидки, предлагаемые клиентам за отчетный период.
В представлении Детского мира GMV включает покупки в розничных магазинах и проданные через веб-сайт и мобильное приложение товары и сервисы, которые могут быть собственными и агентскими. GMV включает налог на добавленную стоимость, за вычетом скидок, предоставленных покупателям, а также за вычетом возвратов и отмененных заказов, совершенных за отчетный период.
GMV — это не выручка
Один из наиболее важных моментов: GMV не соответствует выручке, но эти показатели связаны между собой.
В упрощенном виде выручка торговой площадки соответствует показателю GMV, умноженному на комиссию с продаж, то есть тем деньгам, которые компания получает с оборота. При этом сюда могут добавляться доходы, которые компания генерирует при оказании услуг фулфилмента (исполнения заказа), а также выручка от продажи собственных товаров. Таким образом, выручка почти всегда меньше GMV.
К примеру, показатель GMV Ozon по итогам II квартала 2021 г. составил 89 млрд руб. при выручке 37 млрд руб. Соотношение выручки к GMV по итогам I полугодия 2021 г. у российских публичных компаний было следующим.
Наименьшая доля выручки в GMV у Ozon и Яндекс.Маркета из-за специфики работы. Торговые площадки предлагают широкий выбор товаров партнеров, в то время как остальные компании в подборке больше тяготеют к ритейлу в классическом виде, продавая львиную долю собственных товаров.
Особенность GMV в том, что этот показатель растет быстрее выручки. Это обусловлено тем, что компании постепенно увеличивают долю продаж сторонних товаров на маркетплейсах, которые в значительной степени влияют на GMV и лишь незначительно — на выручку.
Таким образом, можно сказать, что GMV отражает успешность маркетплейса с точки зрения популярности у продавцов и покупателей, торгового оборота. Чем выше показатель, тем больший объем комиссий и доходов от услуг может получить торговая площадка. Выручка — это те доходы, которые приходятся на компанию и непосредственно влияют на ее финансовые результаты.
• GMV представляет собой совокупность торгового оборота маркетплейса за период без учета возвратов, обменов, скидок.
• Показатель отражает активность торговли на площадке. Чем выше активность, тем выше комиссионные доходы с оборота.
Ozon: растущий быстрее рынка, но убыточный из-за логистики
Компания привлекла деньги на IPO и инвестирует их в рост бизнеса. Но дело в том, что с масштабированием бизнеса существенно растут расходы на логистику (хранение и доставка товаров), за счет чего валовая прибыль съедается полностью только на этапе этих расходов. А далее есть еще расходы на маркетинг, технологии и административные расходы. В результате из квартала в квартал мы видим отрицательную EBITDA.
Таким образом, основной вопрос в Ozon — сможет ли компания выстроить логистику так, чтобы начать выигрывать от масштаба.
В статье рассмотрим:
OZON зарабатывает со своих товаров и товаров поставщиков
Компания существует с 1998 года, и до 2018 г. у нее было одно направление дохода — прямые продажи через онлайн. Озон закупает товары, хранит их на своих складах и продает онлайн через свой сайт. Затем доставляет до пункта выдачи, где покупатель может забрать посылку.
После 2019 года появилось второе направление — онлайн-маркетплейс, в рамках которого другие продавцы осуществляют продажи, хранение и доставку через платформу Озона.
Структура выручки на конец 1 кв. 2021 г. выглядит так:
Продажа товаров (Sales of goods) занимает 73% выручки, остальная доля выручки, 27%, приходится на услуги (Service revenue). То есть Ozon позволяет партнерам размещать товары на своей платформе и берет с них за это комиссию от суммы продажи. Также партнеры платят комиссию за рекламу (если пользуются услугами продвижения на платформе), за хранение и доставку товаров.
GMV Ozon растет в 3 раза быстрее рынка, при этом вся валовая прибыль съедается расходами на логистику
В 2020 г. GMV (совокупный объем продаж платформы) вырос на 144% г/г до 197 млрд руб., что в три раза превосходило рост российского рынка e-commerce. В 2021 г. сильная динамика продолжилась. По итогам 1 кв. 2021 г. GMV вырос на 135% г/г.
Расходы на логистику продолжают съедать всю валовую прибыль, хотя их % от GMV в 1 кв. 2021 г. снизился с 20% до 16%.
То есть основной вопрос в Ozon — сможет ли компания перестроить бизнес-модель таким образом, чтобы с масштабированием бизнеса логистика не забирала всю валовую прибыль (постоянно снижалась, как % от GMV).
Основной вопрос в Ozon — сможет ли компания эффективно выстроить логистику и выигрывать от масштаба
На момент выхода на IPO в проспекте эмиссии говорилось, что в ближайшее время компания может не стать прибыльной, при этом компания выделяет то, что может помочь стать прибыльной:
Итак, компания сможет снижать расходы на логистику как % от GMV только при более быстром росте GMV, чем рост данных расходов. Для этого теоретически она могла бы поднять комиссии, но здесь нет высокой гибкости, так как она ограничена конкурентной средой (поставщики уйдут к Wildberries).
Компании остается работать над логистикой. Переход на модель FBS может повышать эффективность логистики, так как продавцы имеют возможность продавать товары со своих складов и тем самым экономить на комиссиях Ozon, при этом сама компания может получить дополнительных продавцов (рост GMV), но вместе с этим не отгружая товар на их свои склады.
По мере увеличения доли на рынке, в повышении эффективность логистики помогает увеличение географической плотности продаж (иметь высокую заполняемость склада и доставлять товары в приближенные друг к другу локации экономичнее). В Москве и Московской области логично, что с этим дела должны обстоять лучше. При этом Ozon ведет экспансию в регионах и поэтому рискует продолжительное время оставаться неприбыльным.
Статья написана в соавтростве с аналитиком Светланой Дубровиной
Ozon: растущий быстрее рынка, но убыточный из-за логистики
После IPO акции Ozon удвоились, однако c конца апреля акции снизились на 20%. Компания ежеквартально показывает рост GMV сильнее рынка (более 100% г/г), при этом всю историю своего существования остается убыточной.
Компания привлекла деньги на IPO и инвестирует их в рост бизнеса. Но дело в том, что с масштабированием бизнеса существенно растут расходы на логистику (хранение и доставка товаров), за счет чего валовая прибыль съедается полностью только на этапе этих расходов. А далее есть еще расходы на маркетинг, технологии и административные расходы. В результате из квартала в квартал мы видим отрицательную EBITDA.
Таким образом, основной вопрос в Ozon — сможет ли компания выстроить логистику так, чтобы начать выигрывать от масштаба.
В статье рассмотрим:
OZON зарабатывает со своих товаров и товаров поставщиков
Компания существует с 1998 года, и до 2018 г. у нее было одно направление дохода — прямые продажи через онлайн. Озон закупает товары, хранит их на своих складах и продает онлайн через свой сайт. Затем доставляет до пункта выдачи, где покупатель может забрать посылку.
После 2019 года появилось второе направление — онлайн-маркетплейс, в рамках которого другие продавцы осуществляют продажи, хранение и доставку через платформу Озона.
Структура выручки на конец 1 кв. 2021 г. выглядит так:
Продажа товаров (Sales of goods) занимает 73% выручки, остальная доля выручки, 27%, приходится на услуги (Service revenue). То есть Ozon позволяет партнерам размещать товары на своей платформе и берет с них за это комиссию от суммы продажи. Также партнеры платят комиссию за рекламу (если пользуются услугами продвижения на платформе), за хранение и доставку товаров.
GMV Ozon растет в 3 раза быстрее рынка, при этом вся валовая прибыль съедается расходами на логистику
В 2020 г. GMV (совокупный объем продаж платформы) вырос на 144% г/г до 197 млрд руб., что в три раза превосходило рост российского рынка e-commerce. В 2021 г. сильная динамика продолжилась. По итогам 1 кв. 2021 г. GMV вырос на 135% г/г.
Расходы на логистику продолжают съедать всю валовую прибыль, хотя их % от GMV в 1 кв. 2021 г. снизился с 20% до 16%.
То есть основной вопрос в Ozon — сможет ли компания перестроить бизнес-модель таким образом, чтобы с масштабированием бизнеса логистика не забирала всю валовую прибыль (постоянно снижалась, как % от GMV).
Основной вопрос в Ozon — сможет ли компания эффективно выстроить логистику и выигрывать от масштаба
На момент выхода на IPO в проспекте эмиссии говорилось, что в ближайшее время компания может не стать прибыльной, при этом компания выделяет то, что может помочь стать прибыльной:
Итак, компания сможет снижать расходы на логистику как % от GMV только при более быстром росте GMV, чем рост данных расходов. Для этого теоретически она могла бы поднять комиссии, но здесь нет высокой гибкости, так как она ограничена конкурентной средой (поставщики уйдут к Wildberries).
Компании остается работать над логистикой. Переход на модель FBS может повышать эффективность логистики, так как продавцы имеют возможность продавать товары со своих складов и тем самым экономить на комиссиях Ozon, при этом сама компания может получить дополнительных продавцов (рост GMV), но вместе с этим не отгружая товар на их свои склады.
По мере увеличения доли на рынке, в повышении эффективность логистики помогает увеличение географической плотности продаж (иметь высокую заполняемость склада и доставлять товары в приближенные друг к другу локации экономичнее). В Москве и Московской области логично, что с этим дела должны обстоять лучше. При этом Ozon ведет экспансию в регионах и поэтому рискует продолжительное время оставаться неприбыльным.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Светланой Дубровиной
🔍Обзор бизнеса OZON от А до Я
Начинаем обзор бизнеса Ozon, почти всеми сервисами которого мы сами активно пользуемся. Как таковых бизнес-сегментов нет, поэтому будем просто по-порядку описывать то, из чего состоит Озон.
🛒 Торговая площадка OZON
Это известный интернет-магазин, которым активно пользуются более 13 млн. россиян. Важно, понимать, что платформа разделена на две части: маркетплейс и бизнес прямых продаж. В первом случаесторонний продавец приходит на Озон, открывает там свой магазин и продает товары пользователям платформы, платя самому Озону копеечку (расскажем далее).
Во втором случае между Озон и покупателем нет посредника в виде стороннего продавца (хотя можно и сам Озон рассматривать как посредника). То есть компания выступает продавцом, покупатель платит ей за товар напрямую. Чтобы ехать дальше, нужно разобраться с парой показателей.
Общая стоимость всех заказов, обработанных через платформу Ozon, включая выручку от услуг, оказываемых продавцам и покупателям (доставка, реклама и т.д.). Не включает скидки, возвраты и отмены. Сюда также не входят денежные потоки от Ozon.travel. И еще раз: GMV не то же самое, что и выручка: выручка в 2р меньше и растет медленней, чем GMV.
Показатель GMV есть как у маркетплейса, так и у бизнеса прямых продаж (БПП — сами придумали, запомните, дальше будем использовать сокращение). Поскольку маркетплейс был открыт в 2018г, его GMV тогда был очень маленьким: 1% от всего GMV.
2019г — 14,4%
2020г — 47,8%
1кв 2021г — 58,4%.
Соответственно,доля БПП обратна доле маркетплейса в общем GMV. Как вы видите, наблюдается тенденция масштабирования именно маркетплейса, в то время как БПП уходит на второй план. Однако вряд ли компания перестанет продавать товары напрямую. Здесь интересен тот факт, чтовыручки от БПП и от маркетплейса сильно различаются.
Результаты за 2020г:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 78%;
Маркетплейс:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 16%❗️
Почему такая разница? Потому что в случае БПП компания кладет себе в карман разницу между своими затратами и ценой продажи (чистая выручка), а в случае маркетплейса сторонний продавец платит Озону лишь комиссию.
Конечно, у маркетплейса есть ряд преимуществ, которые упираются в то, что у Озона становится меньше головной боли в виде самостоятельных маркетинга, расширения линейки товаров (SKU) и т.д. Все эти заботы перекладываются на стороннего продавца, который не всегда может доставить товары сам и вынужден пользоваться инфраструктурой Озон. В связи с этим переходим к логистическим моделям.
🚂 Логистические модели Озон
Компания предлагает3 разновидности взаимодействий с продавцом, в зависимости от его способностей и желаний по доставке товаров.
Модель FBO
(Fulfillment by Operator/Ozon — кому как нравится) — в задачу продавца входит доставка товаров на склад Ozon, в упакованном виде или нет, с заполненными документами. То есть эта модель подходит для тех, у кого нет возможности, например, отвезти товары в другой город или заниматься развозом по пунктам выдачи.
Модель FBS
(Fulfillment by Seller) — здесь продавец хранит товары на собственном складе, а когда приходит заказ, самостоятельно их собирает, упаковывает и маркирует по требованиям Ozon. Затем необходимо доставить товар в сортировочный центр или в пункт выдачи заказа. Подходит, если продавец работает с несколькими платформами и отгружать все только Озону не хочется.
Озон вообще никак не участвует в доставке, продавец сам и хранит, и упаковывает, и доставляет товары. Подходит крупным магазинам с собственной инфраструктурой доставки, которые могут экономить на масштабе и не платить Озону за доставку и другие сопутствующие услуги.
Вероятно, дальше Озон будет стимулировать развитие этой модели, так как компания хочет диверсифицировать логистическое направление и не зависеть только от своих возможностей.
В рамках всех 3 моделейсхема оплаты следующая: покупатель оплачивает товар на Озон — Озон оставляет себе комиссию и другие платежи — переводит оставшуюся сумму продавцу. Комиссия на товар есть всегда, а вот другие платежи зависят от модели и могут включать в себя сборы за хранение, доставку и др. Озон платит продавцам 2 раза в месяц, однако буквально неделю назад появилась функция ежедневных выплат.
📌 Комиссионная от сторонних продавцов за размещение на маркетплейсе (записывается в выручку от услуг, в млрд. руб., в % от общей):
2018 — 0,045 (0,1%);
2019 — 2,1 (3,5%);
2020 — 16,5 (15,8%);
1кв 2021 — 7,0 (20,9%)
🚂 Логистическая инфраструктура
Вся инфраструктура Озона выполняет две функции: консолидацию товаров и их доставку как для БПП (бизнес прямых продаж), так и для сторонних продавцов. Далее подробней о каждой из них:
📦 Консолидация
Включает приемку, хранение и упаковку заказанных товаров в посылки на складах Озон. Они расположены по всей России,имеют площадь 227 тыс. м2. Крупнейшие находятся в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Важно отметить, что абсолютно все офисы и склады Озон арендует, а складское оборудование, компьютеры и т.д. имеет в собственности.
🛫 Доставка
После того, как пришел заказ на товар, онпередается в сортировочный центр. С него заказ должен быть доставлен оператору «последней мили». Последняя миля — это условное название для доставки до заказчика. Намного проще привезти крупную партию товара в какой-то пункт, чем потом по одному их развозить конкретным потребителям.
Вэтом и заключается проблема логистического бизнеса: отправить фуру в другой город — одно дело, а вот доставить ее грузы «до двери» — требует куда больше усилий. Соответственно, Озон умеет это делать, а поэтому у него большое преимущество перед собственными службами доставок продавцов, поскольку имеется серьезная экономия на масштабе.
У компании есть следующие способы реализации последней мили (для потребителей это просто способы доставки): курьерская доставка, ПВЗ (пункт выдачи заказов), постоматы OZON.Box, Почта России и другие способы. Благодаря широкой инфраструктуре большинство товаров Озон может доставить уже на следующий день. В Москве компания также реализовала сервис экспресс-доставки (за час).
Как пишет компания в отчете, плата за доставку вышеназванными способами не взимается, если цена заказа >2500, либо если у вас премиальный аккаунт. Однако у нас, например нет такого аккаунта, цена менее 2500, но доставка в ПВЗ все равно бесплатная, так что этого момента мы не поняли.
📌 Выручка от доставки (вероятно, как от потребителей, так и от сторонних продавцов, в млн. руб., в % к общей):
2018 — 1,6 (4,3%)
2019 — 1,8 (2,9%)
2020 — 1,8 (1,7%)
1кв 2021г — 0,5 (1,4%)
📌 Общее количество заказов (в млн.):
2018 — 15,3
2019 — 31,8
2020 — 73,9
1кв 2021г — 34,1
🔊 Ассортимент и маркетинг
В настоящее время Озон смог добиться 11 млн. SKU (торговых наименований) на своей платформе. Для сравнения, у Детского Мира число SKU (вместе с маркетплейсом) составляет всего 321 тыс. (меньше в 34 раза), а у X5 Retail Group 112 тыс. По Wildberries не нашли (подскажите в комменты, если в курсе). В общем-то понятно, что Озон здесь абсолютный лидер.
Озон, конечно же, занимается рекламой своей платформы. Обычно реклама демонстрирует какой-то товар с позиции наличия на маркетплейсе. В этом случае рекламную акцию полностью или частично оплачивает продавец соответствующего товара.
♨️ Реклама на Озон
В марте 2019г платформа запустила рекламные услуги для продавцов. Суть заключается в том, что Озон показывает пользователям рекламные баннеры, либо выдает какой-то товар в приоритетном порядке при соответствующем поисковом запросе.
Если Озон продает товар какого-либо бренда напрямую, то есть через свой БПП, то данный бренд платит Озон еще и за рекламу (типа размещение на маркетплейсе — это уже своего рода реклама).
📌 Рекламная выручка (в млн. руб.):
2018 — 0,3 (0,7%)
2019 — 1,4 (2,4%)
2020 — 4,0 (3,8%)
1кв 2021 — 1,4 (4,1%).
💰 Финансовые услуги от Озон
Озон старается удержать как можно больше клиентов на своей платформе, стимулировать спрос через рассрочку, а также финансово поддерживать продавцов. Но обо всем по-порядку.
B2C (business to consumer):
💳OZON.Card — дебетовая карта от Озона, которую можно выпустить виртуальной или в пластике. Она дает 5% кэшбек на покупки всегда + иногда повышенный кэшбек на отдельные товары + повышенный кэшбек у партнеров (включая Ozon.Travel, хотя это не партнер, а сам OZON) + 1% кэшбек на все покупки. А обслуживание бесплатно.
На самом деле, прикольная вещица, сами пользуемся ей для покупок на Озон. Вообще у нас Сбер, но его дурацкая программа Спасибо иногда «слетает», и приходится 3 месяца сидеть без повышенных бонусов. Вот в этом случаена помощь пришла OZON.Card, так как 1% гарантирован всегда. Знаем, что есть предложения получше, но в целом нас устраивает.
🤝OZON.Рассрочка — можно купить любой товар (вроде) в рассрочку на 6 месяцев. Сильно не вдавались в подробности, так как не пользуемся, но вроде, там нужно оформлять кредитный договор, но сама рассрочка никаких доп платежей не требует.
B2C (business to business):
🏛 Кредитные линии от партнеров Озон. Видимо, от МТС-банка (ха-ха, у Системы очередная синергия). Короче суть в том, что можно взять кредит на развитие. Партнеры Озон имеют доступ к отчетности и другим данным продавцов, поэтому, изучив эти данные, партнеры могут предложить продавцу индивидуальные условия кредита.
📚 Литрес
Озон владеет 42,27% акций продавца онлайн-книг (цифровых) Литрес. Не знаем, как там сейчас с платформой, но как по нам, у нее мало, так как почти все книги можно найти в интернете бесплатно (мы сами покупаем только физические книги). Тем не менее у Литреса дела идут неплохо.
📌 Выручка (в млрд. руб.):
2018 — 2,6
2019 — 3,8
2020 — 5,1
Маржа ЧП в 2020г составила 5,5%. Литрес продает книги за скачивание с платформы, а также через платные подписки Mybook и «Звуки слов». Также там можно издать собственную книгу.
🛬 OZON.Travel
Это платформа для покупки билетов на авиа и ж/д транспорт и для бронирования отелей. Платформа работает как для B2C, так и для B2B. Причем направление B2B очень интересно, поскольку OZON.Travel позволяет бронировать все для командировок сотрудников, а также предоставляет полную отчетность.
Если вы еще не покупали билеты на лето, искренне советуем обратить внимание на связку OZON.Card + OZON.Travel, поскольку можно получить кэшбек за билет от 3 до 4,5% (но бонусами, которые можно потратить только на Озон). Это не реклама!
📱 Мобильное приложение
Озонфиксирует рост совершения покупок через свое мобильное приложение. Это и понятно, поскольку оно удобное и красивое. Но за картинкой кроются куда более важные вещи. Во-первых, через него анализируются потребительские привычки и модели поведения. Во-вторых, Озон использует эти данные для себя и продавцов. Так что каждое ваше действие не остается незамеченным.
📌 Количество активных покупателей на Озон (через приложение/сайт, в млн. чел.):
2018 — 4,8
2019 — 7,9
2020 — 13,8
1кв 2021г — 16,0
🛍 OZON.Seller
Приложение для продавцов, через которое они могут «зайти» на Озон. Помогает анализировать поведение клиентов, вести отчетность, управлять запасами и ассортиментов и т.д.
Ну и если вам все понравилось, подписывайтесь на наш телеграмм Заяц с Мосбиржи (там куча обзоров).