Что такое gmv портфель селлеров
Пять базовых метрик для маркетплейсов
Маркетплейсы — как много в этом слове! Несмотря на то, что маркетплейсы существуют уже несколько десятилетий, ежегодно появляются сотни новых проектов, пытающихся «закрыть» отдельные ниши. Конкуренция усиливается, fail rate растет, а значит, подходить к такому бизнесу сейчас надо максимально серьезно.
Давайте разберемся, что отличает маркетплейс, который выжил (Топ-100 маркетплейсов можете найти в этой статье), от маркетплейса, который пал смертью храбрых.
Не открою Америку, если скажу, что основной особенностью маркетплейсов является наличие двух взаимозависимых сторон — покупателей и поставщиков, спроса и предложения соответственно. Выживаемость маркетплейсов на ранних стадиях — это особый вид искусства, потому что без спроса сложно удержать поставщиков, а без предложения невозможно привлечь покупателей.
В итоге изначально все сводится к убеждению поставщиков, что “вот-вот спрос появится и начнет расти”, и, в случае успеха в этом, к попытке быстро привести на платформу покупателей. Основная часть маркетплейсов гибнет именно на этой стадии.
Если набрать первичную базу покупателей и поставщиков все же удалось и они начали проводить транзакции, наступает время для глубокого анализа. Бизнес маркетплейсов как никакой другой зависит от метрик, в том числе достаточно специфических. Не буду повторяться по поводу базовых метрик (о них вы можете почитать в этом и этом материалах), остановлюсь на более узких.
Валовая стоимость товара (GMV)
Что такое Валовая стоимость товара (GMV)?
Валовая стоимость товаров (GMV) – это общая стоимость товаров, проданных за определенный период времени через сайт обмена между покупателями (C2C). Это показатель роста бизнеса или использования сайта для продажи товаров, принадлежащих другим лицам.
Ключевые моменты
Объяснение валовой стоимости товара
Валовая стоимость товара рассчитывается до вычета любых сборов или расходов. Он предоставляет информацию, которую розничный бизнес может использовать для измерения роста, часто по месяцам или годам. Как правило, розничный бизнес может рассчитать общую стоимость всех завершенных продаж, хотя, возможно, потребуется вычеркнуть из этого числа возвраты товаров, чтобы обеспечить точный расчет.
Краткая справка
Начисленные комиссии и расходы могут включать рекламу, доставку, возврат и скидки.
Поскольку розничные торговцы могут быть или не быть производителями продаваемых ими товаров, измерение валовой стоимости всех продаж дает представление о деятельности компании. Это особенно верно на рынке «клиент-покупатель», где розничный торговец выступает в качестве стороннего механизма для связи покупателей и продавцов, не участвуя ни в одном из них.
Розничные торговцы, работающие с клиентами
Розничные продавцы, работающие по принципу «клиент-покупатель» (C2C), предоставляют платформу или систему, позволяющую продавцам перечислять товары, которые у них есть на складе, а покупателям – находить интересующие их товары. Розничный торговец действует как посредник, облегчая транзакцию, обычно за определенную плату, не являясь фактически покупателем или продавцом на каком-либо этапе транзакции.
Во многих из этих продаж от покупателя к покупателю розничный торговец, облегчающий сделку, никогда не контактирует ни с одним из физических товаров. Вместо этого продавец отправит товар напрямую покупателю после завершения финансовой части продажи. Эта модель может кардинально отличаться от других моделей розничной торговли, в которых розничный торговец покупает товары у производителей, производителей или дистрибьюторов, а затем по сути выступает в качестве авторизованного продавца товаров, приобретенных компанией.
Краткая справка
Что такое GMV и зачем на него обращать внимание
В отчетах компаний, занимающихся розничной торговлей, зачастую можно увидеть сообщения о росте показателя GMV за период. Разберемся, что это такое и зачем он нужен.
Показатель GMV (Gross Merchandise Value или валовая стоимость товара) — совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определенный период времени без учета возвратов, обмена и скидок.
GMV в последнее время стал особенно популярен в связи с развитием направления e-commerce. Показатель используют непродуктовые ритейлеры, развивающиеся по пути маркетплейса.
Маркетплейс — торговая площадка, где реализуются товары и услуги многих продавцов. Маркетплейсы зарабатывают на комиссиях от сделок и оказании услуг для продавцов.
В своих отчетах показатель GMV публикуют:
GMV отражает активность на торговой площадки — чем выше показатель, тем выше ожидаются доходы.
Компании могут представлять свои вариации показателя GMV, но в целом они довольно похожи. Ozon в пресс-релизах и презентациях приводит показатель GMV, включая услуги, который представляет собой общую стоимость заказов, обработанных через платформу, а также доход от услуг для покупателей и продавцов, предоставляемых операционным сегментом Ozon.ru, а также налог на добавленную стоимость за вычетом скидок, возвратов и отмен.
М.Видео раскрывает показатель GMV как покупки в розничных магазинах, оплаченные и доставленные онлайн-заказы, оплаченные поставки юридическим лицам со складов. В показатель входят продажи товаров и услуг, которые могут принадлежать компании или агентам. GMV включает НДС, но не учитывает возвраты и скидки, предлагаемые клиентам за отчетный период.
В представлении Детского мира GMV включает покупки в розничных магазинах и проданные через веб-сайт и мобильное приложение товары и сервисы, которые могут быть собственными и агентскими. GMV включает налог на добавленную стоимость, за вычетом скидок, предоставленных покупателям, а также за вычетом возвратов и отмененных заказов, совершенных за отчетный период.
GMV — это не выручка
Один из наиболее важных моментов: GMV не соответствует выручке, но эти показатели связаны между собой.
В упрощенном виде выручка торговой площадки соответствует показателю GMV, умноженному на комиссию с продаж, то есть тем деньгам, которые компания получает с оборота. При этом сюда могут добавляться доходы, которые компания генерирует при оказании услуг фулфилмента (исполнения заказа), а также выручка от продажи собственных товаров. Таким образом, выручка почти всегда меньше GMV.
К примеру, показатель GMV Ozon по итогам II квартала 2021 г. составил 89 млрд руб. при выручке 37 млрд руб. Соотношение выручки к GMV по итогам I полугодия 2021 г. у российских публичных компаний было следующим.
Наименьшая доля выручки в GMV у Ozon и Яндекс.Маркета из-за специфики работы. Торговые площадки предлагают широкий выбор товаров партнеров, в то время как остальные компании в подборке больше тяготеют к ритейлу в классическом виде, продавая львиную долю собственных товаров.
Особенность GMV в том, что этот показатель растет быстрее выручки. Это обусловлено тем, что компании постепенно увеличивают долю продаж сторонних товаров на маркетплейсах, которые в значительной степени влияют на GMV и лишь незначительно — на выручку.
Таким образом, можно сказать, что GMV отражает успешность маркетплейса с точки зрения популярности у продавцов и покупателей, торгового оборота. Чем выше показатель, тем больший объем комиссий и доходов от услуг может получить торговая площадка. Выручка — это те доходы, которые приходятся на компанию и непосредственно влияют на ее финансовые результаты.
• GMV представляет собой совокупность торгового оборота маркетплейса за период без учета возвратов, обменов, скидок.
• Показатель отражает активность торговли на площадке. Чем выше активность, тем выше комиссионные доходы с оборота.
GMV портфель генерирует 167% за 4 года!
Предположим, Вы решили купить акции, но не знаете, в какой пропорции их держать в своем портфеле. Структуру портфеля можно выбрать, доверившись интуиции, а можно определить ее исходя из статистических показателей акций в портфеле. Сейчас я покажу Вам пример.
Рассмотрим покупку обыкновенных акций «Сбербанка», «Яндекса» и «Лукойла». Сразу оговорюсь, что это не самый диверсифицированной портфель, который может составить на российском рынке. Однако для простоты предположим, что мы хотим держать акции из финансового, IT и нефтегазового сектора и считаем, что корреляция выбранных акций невелика (так и есть). Также рассмотрим ситуацию, когда мы меняем структуру портфеля каждый день. Один из вариантов выбора структуры портфеля основан на минимизации волатильности доходности портфеля. Алгоритм действий следущий:
1) Берем 250 последних торговых дней
2) Составляем на основе доходностей акций портфель с наименьшей волатильностью в этот период (Global Minimum Variance [GMV] портфель)
3) Используем его структуру для торговли в следующий день
4) Повторяем алгоритм каждый торговый день
Эмпирически, такой GMV портфель показывает приличные результаты как в плане доходности, так и в плане волатильности портфеля. Если Вы не играете в русскую рулетку на рынке акций, то такие свойства GMV портфеля как стабильность структуры и невысокая дисперсия доходности Вам понравятся. Почему же он работает? На это есть две основных причины:
1. На финансовых рынках известен такой феномен как кластеризация волатильности (volatility clustering). Он означает, что если сегодня доходность актива была волатильной, завтра она тоже скорее всего будет волатильной, и наоборот. Это можно увидеть на графике индекса волатильности VIX (https://finance.yahoo.com/quote/^VIX?p=^VIX&.tsrc=fin-srch). Заметьте, как относительно спокойные периоды (10-20 пунктов) резко и на долгое время сменяются волатильными периодами (до 30-80 пунктов). Данный феномен можно использовать, составляя структуру и рассматриваемого нами портфеля. Составив низковолатильный портфель, можно ожидать, что его волатильность останется на таком же уровне и завтра.
2. GMV портфель обычно имеет стабильную структуры и поэтому менее подвержен влиянию шума (выбросов). Вы можете видеть это на примере графика ниже: в течение четырех лет экспозиция к «Лукойлу» составляла от 45 до 75%, а экспозиция к «Яндексу» и «Сбербанку» колебалась в промежутке 10-35%. Согласитесь, для горизонта в 4 года на российском рынке это достаточно стабильная структура, составленная автоматически на основе статистики. Стабильность весов позволяет минимизировать излишнюю реакцию на «шумовые» наблюдения: ситуации, когда доходность акции была аномально высокой или низкой. Проблема алгоритмов, которые предлагают использовать исторически оптимальный портфель (с точки зрения, например, индекса Шарпа), в том, что они очень чувствительны к такому шуму. Однако доходности имеют свойство возвращаться к своему «среднему» в долгосрочном перспективе! Поэтому покупка акций, показавших невероятные результаты в последние 250 дней, может в итоге оказаться не такой выгодной в будущем. Эта проблема минимизируется в случае формирования GMV портфеля.
Каковы же показатели доходности GMV портфеля, составленного из предложенных акций? График ниже показывает накопленную (кумулятивную) доходность GMV портфеля и инвестирования в отдельные акции. То есть доходность, если бы Вы вложили деньги в январе 2016 года и держали бы портфель до сегодняшнего дня.
GMV портфель показывает наиболее стабильный рост кумулятивной доходности. В 2018 году его показатели догоняет инвестирование в акции «Лукойла», однако рост капитала при инвестировании в GMV выглядит более стабильным. Заметим, что если бы не коронавирус, доходность GMV портфеля и других акций была бы значительно выше. Итоговая доходность GMV портфеля оказывается выше доходности каждой отдельной акции:
GMV портфель не только дает наибольшую доходность, но и имеет наименьший downside риск по сравнению с каждой акцией в отдельности, что показывают максимальное число дней с убытками и средний дневной убыток. Акции «Яндекса» генерируют наибольшую положительную дневную доходность, однако они же дают наибольшее дневные убытки. GMV портфель позволяет минимизировать downside риски каждый день за счет своей адаптивности, диверсификации, нацеленности на стабильность структуры и низкой чувствительности к шумовым данным. График ниже показывает, что GMV портфель также выполняет свою главную функцию: минимизация волатильности.
Я продемонстрировал базовый метод, как можно составить GMV портфель из интересующих Вас акций. Существуют и другие алгоритмы, которые, например, накладывают ограничения на веса определенных акций.
Пишите в комментариях, если Вам интересно узнать про более продвинутые методы составления GMV портфеля и/или другие портфели, формируемые на основе статистики. Также пишите в личку или в комментарии, если Вам интересно узнать, какова структура GMV портфеля в моменте для интересующих Вас акций.
Что такое GMV и зачем на него обращать внимание
В отчетах компаний, занимающихся розничной торговлей, зачастую можно увидеть сообщения о росте показателя GMV за период. Разберемся, что это такое и зачем он нужен.
Показатель GMV (Gross Merchandise Value или валовая стоимость товара) — совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определенный период времени без учета возвратов, обмена и скидок.
GMV в последнее время стал особенно популярен в связи с развитием направления e-commerce. Показатель используют непродуктовые ритейлеры, развивающиеся по пути маркетплейса.
Маркетплейс — торговая площадка, где реализуются товары и услуги многих продавцов. Маркетплейсы зарабатывают на комиссиях от сделок и оказании услуг для продавцов.
В своих отчетах показатель GMV публикуют:
— Ozon
— Яндекс
— М.Видео
— Детский мир
— Обувь России.
GMV отражает активность на торговой площадки — чем выше показатель, тем выше ожидаются доходы.
Компании могут представлять свои вариации показателя GMV, но в целом они довольно похожи. Ozon в пресс-релизах и презентациях приводит показатель GMV, включая услуги, который представляет собой общую стоимость заказов, обработанных через платформу, а также доход от услуг для покупателей и продавцов, предоставляемых операционным сегментом Ozon.ru, а также налог на добавленную стоимость за вычетом скидок, возвратов и отмен.
М.Видео раскрывает показатель GMV как покупки в розничных магазинах, оплаченные и доставленные онлайн-заказы, оплаченные поставки юридическим лицам со складов. В показатель входят продажи товаров и услуг, которые могут принадлежать компании или агентам. GMV включает НДС, но не учитывает возвраты и скидки, предлагаемые клиентам за отчетный период.
В представлении Детского мира GMV включает покупки в розничных магазинах и проданные через веб-сайт и мобильное приложение товары и сервисы, которые могут быть собственными и агентскими. GMV включает налог на добавленную стоимость, за вычетом скидок, предоставленных покупателям, а также за вычетом возвратов и отмененных заказов, совершенных за отчетный период.
GMV — это не выручка
Один из наиболее важных моментов: GMV не соответствует выручке, но эти показатели связаны между собой.
В упрощенном виде выручка торговой площадки соответствует показателю GMV, умноженному на комиссию с продаж, то есть тем деньгам, которые компания получает с оборота. При этом сюда могут добавляться доходы, которые компания генерирует при оказании услуг фулфилмента (исполнения заказа), а также выручка от продажи собственных товаров. Таким образом, выручка почти всегда меньше GMV.
К примеру, показатель GMV Ozon по итогам II квартала 2021 г. составил 89 млрд руб. при выручке 37 млрд руб. Соотношение выручки к GMV по итогам I полугодия 2021 г. у российских публичных компаний было следующим.
Наименьшая доля выручки в GMV у Ozon и Яндекс.Маркета из-за специфики работы. Торговые площадки предлагают широкий выбор товаров партнеров, в то время как остальные компании в подборке больше тяготеют к ритейлу в классическом виде, продавая львиную долю собственных товаров.
Особенность GMV в том, что этот показатель растет быстрее выручки. Это обусловлено тем, что компании постепенно увеличивают долю продаж сторонних товаров на маркетплейсах, которые в значительной степени влияют на GMV и лишь незначительно — на выручку.
Таким образом, можно сказать, что GMV отражает успешность маркетплейса с точки зрения популярности у продавцов и покупателей, торгового оборота. Чем выше показатель, тем больший объем комиссий и доходов от услуг может получить торговая площадка. Выручка — это те доходы, которые приходятся на компанию и непосредственно влияют на ее финансовые результаты.
Резюме
• GMV представляет собой совокупность торгового оборота маркетплейса за период без учета возвратов, обменов, скидок.
• Показатель отражает активность торговли на площадке. Чем выше активность, тем выше комиссионные доходы с оборота.
• GMV не соответствует выручке.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Главное за неделю. В ожидании Санты
Итоги торгов. Под конец сессии выкупили все снижение
IT-сектор США. Во что стоит инвестировать на 5 лет
Дивидендный портфель 2021. Подводим итоги
Ozon — затянутая «история роста»
Какие дивидендные прогнозы на 2021 сработали, а какие нет
Резкое падение цен на газ. Газовое ралли закончилось?
SoFi Technologies. Есть ли перспективы у популярного финтеха
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.