Что такое capa в фармацевтике
2. Корректирующие и предупреждающие действия (CAPA)
2. Корректирующие и предупреждающие действия (CAPA)
60. Решение о проведении корректирующих и предупреждающих действий (CAPA) принимается руководителем фармацевтического инспектората на основании отчетов о внутренних и внешних аудитах, результатов рассмотрения жалоб на деятельность фармацевтического инспектората, анализа системы качества фармацевтического инспектората и других записей, указывающих на наличие несоответствий, связанных с деятельностью фармацевтического инспектората.
Если при расследовании несоответствия, связанного с деятельностью фармацевтического инспектората, в качестве причины несоответствия предполагается ошибка фармацевтического инспектора, она должна быть подтверждена документально с целью удостоверить обнаружение существующей процессной, процедурной или системной ошибки или проблемы, повлекшей за собой данное несоответствие.
61. На основании результатов анализа системы качества, протоколов совещаний, иных документов и записей высшего руководства, а также в случае изменения актов, входящих в право Союза, в сфере обращения лекарственных средств, законодательства государств-членов и других обязательных требований должны разрабатываться мероприятия по улучшению системы качества фармацевтического инспектората.
Мероприятия по улучшению системы качества фармацевтических инспекторатов относятся к корректирующим и предупреждающим действиям (CAPA) и управляются в рамках одной системы качества фармацевтического инспектората.
62. Корректирующие и предупреждающие действия (CAPA) и информация о мероприятиях по улучшению системы качества фармацевтического инспектората вносятся в журнал контроля выполнения корректирующих и предупреждающих действий (CAPA) лицом, ответственным за поддержание системы качества фармацевтического инспектората, с указанием содержания несоответствия, ссылки на записи об установлении корректирующих и предупреждающих действий (CAPA), содержания корректирующих и предупреждающих действий (CAPA), лиц, ответственных за выполнение корректирующих и предупреждающих действий (CAPA), сроков, результатов контроля выполнения, отметки о выполнении, ссылки на записи, содержащие подтверждение выполнения.
При составлении отчета о функционировании системы качества фармацевтического инспектората оценивается результативность корректирующих и предупреждающих действий (CAPA). Корректирующие и предупреждающие действия (CAPA) признаются результативными при отсутствии повторных несоответствий, вызванных той же причиной, на устранение которой были направлены предыдущие корректирующие и предупреждающие действия (CAPA).
Управление корректирующими и предупреждающими действиями (CAPA, GMP)
Решение позволяет управлять корректирующими и предупреждающими действиями (CAPA) на всех стадиях — от формирования до исполнения и оценки эффективности действия. Предназначено для фармацевтических компаний, деятельность которых регулируется международным стандартом GMP.
Функциональность решения позволяет:
Возможности решения:
Быстрый доступ к основной функциональности модуля
Решение предлагает возможность удобного и быстрого доступа к функциональности модуля через его обложку. Обложка модуля предоставляет возможность:
Ведение реестра планов CAPA
Сведения обо всех планах CAPA компании заносятся в реестр планов CAPA с указанием разработчика плана и его подразделения, списка отклонений и созданных для них CAPA. В реестре есть возможность отслеживать ход выполнения планов CAPA.
Согласование, утверждение и выполнение планов CAPA
Модуль позволяет сформировать печатную форму плана САРА для согласования и утверждения. Согласование, утверждение и выполнение планов CAPA проводится в строгой последовательности в соответствии с настроенными в компании правилами согласования.
Ведение реестра CAPA
Для устранения существенных и критических отклонений решение предоставляет возможность создать CAPA. Сведения о созданных CAPA заносятся в реестр. В реестре хранится информация о разработчике CAPA и его подразделении, список отклонений, для которых предназначен CAPA, тип и сущность действия, а также исполнитель и срок выполнения CAPA. Имеется возможность зафиксировать результаты выполнения CAPA: добавить отчет по выполнению, дату выполнения и связанную с результатом выполнения документацию.
Выполнение CAPA
Решение предоставляет возможность отправить CAPA в работу назначенным исполнителям, зафиксировать результаты выполнения, а также контролировать ход работ по CAPA как после выполнения отдельного САРА, так и плана САРА в целом.
Оценка эффективности CAPA
После выполнения CAPA решение предоставляет возможность инициатору отметить необходимость проведения оценки эффективности CAPA. Информация о требующих оценки эффективности CAPA хранится в отфильтрованном реестре CAPA. Оценка эффективности CAPA может проходить как в рамках очередного внутреннего аудита, так и в формате экспертной оценки. Для осуществления экспертной оценки назначается эксперт и указывается срок оценки. Эксперт фиксирует результаты оценки эффективности и, при необходимости, отмечает факт неэффективности CAPA.
Проведение коррекции и фиксация результатов коррекции отклонений
Решение предоставляет возможность провести коррекцию несущественных отклонений. По итогам проведения коррекции исполнитель может зафиксировать результаты ее проведения в формате отчета, а также прикрепить к отклонению отчетную документацию о выполнении коррекции.
Формирование отчетности по CAPA и плана CAPA
Для получения сводной информации по CAPA в системе предусмотрена возможность формирования отчетности по CAPA по задаваемым пользователем параметрам (по статусу, дате создания и т.д.) или конкретному отклонению. Кроме того, в системе предусмотрена возможность формирования печатных форм и отчетов по исполнению плана CAPA на определенную дату.
Контроль выполнения САРА в подразделении
Для получения информации о CAPA, находящихся в работе у сотрудника или в его подразделении, в системе предусмотрены отфильтрованные реестры CAPA. Доступ к ним организован с обложки модуля.
Контроль оценки эффективности CAPA
Для получения информации о CAPA, эффективность которых необходимо оценить, в системе предусмотрен отфильтрованный реестр CAPA. Доступ к нему реестру организован с обложки модуля.
Бизнес-эффект
Пример работы
Обложка модуля «Управление CAPA» предназначена для работы с CAPA и планами CAPA. Обложка модуля предоставляет возможность:
Обложка модуля также предоставляет возможность поиска CAPA по следующим параметрам:
Кроме того, обложка модуля предоставляет возможность поиска планов CAPA по следующим параметрам:
Функциональность модуля предназначена для устранения негативных последствий всех типов отклонений: несущественных, существенных и критических.
Для устранения негативных последствий несущественных отклонений может быть достаточно проведение коррекции. Для выполнения коррекции необходимо указать исполнителя, а также срок исполнения, и отправить коррекцию на исполнение.
Исполнитель коррекции проводит коррекцию отклонения и заносит отчет об исполнении коррекции в систему.
Для устранения негативных последствий существенных и критических отклонений, как правило, необходимо провести мероприятия по CAPA. Для этого создается план CAPA, в котором содержится информация об отклонениях и созданных для них CAPA.
Фиксация информации о планах CAPA ведется в соответствующем реестре.
В реестре планов CAPA предусмотрена панель фильтрации, которая позволяет отфильтровать планы CAPA по следующим параметрам:
В план CAPA заносятся отклонения, для которых будут проведены CAPA. Соответственно, для каждого отклонения создаются или выбираются CAPA.
При создании CAPA указываются отклонения, для которых предназначается CAPA, тип и сущность действия, исполнитель и срок, к которому необходимо выполнить CAPA.
В реестре CAPA предусмотрена панель фильтрации, которая позволяет отфильтровать CAPA по следующим параметрам:
После создания CAPA для отклонений план CAPA отправляется на согласование. При отправке на согласование автоматически создается документ плана CAPA в установленной форме. Обязательные и дополнительные согласующие должны согласовать план CAPA, после чего подписывающий должен утвердить план CAPA своей подписью. После утверждения плана CAPA можно массово отправить CAPA всем исполнителям для выполнения.
Инициатор плана CAPA получает задание на контроль после его выполнения исполнителем. Контроль выполнения CAPA подразумевает проверку результатов выполнения CAPA, а также принятие решения о целесообразности проведения оценки эффективности CAPA. Если эффективность CAPA будет оценена в рамках самоинспекции, то указывается план соответствующей проверки. Если оценка эффективности выполняется экспертом, то указывается эксперт и срок выполнения оценки.
После выполнения и приемки всех CAPA из плана CAPA инициатор получает задание на приемку работ по всему плану CAPA. Он проверяет корректность его выполнения, выполняет задание на приемку работ по плану CAPA.
В случае проведения оценки эффективности экспертом, он получает задание на оценку эффективности за 5 дней до указанного срока. Проводит оценку эффективности CAPA, заносит информацию о ее результатах с карточку САРА.
В том случае, если оценка эффективности CAPA производится в рамках самоинспекции, проверяющий формирует с помощью реестра CAPA список CAPA, требующих оценки эффективности в формате самоинспекции, и включает их оценку в план самоинспекции.
После окончания работ с CAPA имеется возможность сформировать отчеты по CAPA по задаваемым параметрам или конкретному отклонению.
Отчеты по CAPA создаются из автозаполняемых шаблонов и содержат в себе полную информацию о CAPA.
Кроме того, система предоставляет возможность сформировать отчет об исполнении плана CAPA на определенную дату.
Для получения полной информации о CAPA, которые находятся на оценке эффективности или в работе у исполнителя и его подразделения, в системе имеются отфильтрованные реестры CAPA, доступ к которым организован с обложки модуля.
Управление CAPA в Directum RX
Решение позволяет управлять корректирующими и предупреждающими действиями (CAPA) на всех стадиях — от формирования до исполнения и оценки эффективности действия. Предназначено для фармацевтических компаний, деятельность которых регулируется международным стандартом GMP.
Функциональность решения позволяет:
Возможности решения:
Быстрый доступ к основной функциональности модуля
Решение предлагает возможность удобного и быстрого доступа к функциональности модуля через его обложку. Обложка модуля предоставляет возможность:
Ведение реестра планов CAPA
Сведения обо всех планах CAPA компании заносятся в реестр планов CAPA с указанием разработчика плана и его подразделения, списка отклонений и созданных для них CAPA. В реестре есть возможность отслеживать ход выполнения планов CAPA.
Согласование, утверждение и выполнение планов CAPA
Модуль позволяет сформировать печатную форму плана САРА для согласования и утверждения. Согласование, утверждение и выполнение планов CAPA проводится в строгой последовательности в соответствии с настроенными в компании правилами согласования.
Ведение реестра CAPA
Для устранения существенных и критических отклонений решение предоставляет возможность создать CAPA. Сведения о созданных CAPA заносятся в реестр. В реестре хранится информация о разработчике CAPA и его подразделении, список отклонений, для которых предназначен CAPA, тип и сущность действия, а также исполнитель и срок выполнения CAPA. Имеется возможность зафиксировать результаты выполнения CAPA: добавить отчет по выполнению, дату выполнения и связанную с результатом выполнения документацию.
Выполнение CAPA
Решение предоставляет возможность отправить CAPA в работу назначенным исполнителям, зафиксировать результаты выполнения, а также контролировать ход работ по CAPA как после выполнения отдельного САРА, так и плана САРА в целом.
Оценка эффективности CAPA
После выполнения CAPA решение предоставляет возможность инициатору отметить необходимость проведения оценки эффективности CAPA. Информация о требующих оценки эффективности CAPA хранится в отфильтрованном реестре CAPA. Оценка эффективности CAPA может проходить как в рамках очередного внутреннего аудита, так и в формате экспертной оценки. Для осуществления экспертной оценки назначается эксперт и указывается срок оценки. Эксперт фиксирует результаты оценки эффективности и, при необходимости, отмечает факт неэффективности CAPA.
Проведение коррекции и фиксация результатов коррекции отклонений
Решение предоставляет возможность провести коррекцию несущественных отклонений. По итогам проведения коррекции исполнитель может зафиксировать результаты ее проведения в формате отчета, а также прикрепить к отклонению отчетную документацию о выполнении коррекции.
Формирование отчетности по CAPA и плана CAPA
Для получения сводной информации по CAPA в системе предусмотрена возможность формирования отчетности по CAPA по задаваемым пользователем параметрам (по статусу, дате создания и т.д.) или конкретному отклонению. Кроме того, в системе предусмотрена возможность формирования печатных форм и отчетов по исполнению плана CAPA на определенную дату.
Контроль выполнения САРА в подразделении
Для получения информации о CAPA, находящихся в работе у сотрудника или в его подразделении, в системе предусмотрены отфильтрованные реестры CAPA. Доступ к ним организован с обложки модуля.
Контроль оценки эффективности CAPA
Для получения информации о CAPA, эффективность которых необходимо оценить, в системе предусмотрен отфильтрованный реестр CAPA. Доступ к нему реестру организован с обложки модуля.
Бизнес-эффект
Пример работы
Обложка модуля «Управление CAPA» предназначена для работы с CAPA и планами CAPA. Обложка модуля предоставляет возможность:
Обложка модуля также предоставляет возможность поиска CAPA по следующим параметрам:
Кроме того, обложка модуля предоставляет возможность поиска планов CAPA по следующим параметрам:
Функциональность модуля предназначена для устранения негативных последствий всех типов отклонений: несущественных, существенных и критических.
Для устранения негативных последствий несущественных отклонений может быть достаточно проведение коррекции. Для выполнения коррекции необходимо указать исполнителя, а также срок исполнения, и отправить коррекцию на исполнение.
Исполнитель коррекции проводит коррекцию отклонения и заносит отчет об исполнении коррекции в систему.
Для устранения негативных последствий существенных и критических отклонений, как правило, необходимо провести мероприятия по CAPA. Для этого создается план CAPA, в котором содержится информация об отклонениях и созданных для них CAPA.
Фиксация информации о планах CAPA ведется в соответствующем реестре.
В реестре планов CAPA предусмотрена панель фильтрации, которая позволяет отфильтровать планы CAPA по следующим параметрам:
В план CAPA заносятся отклонения, для которых будут проведены CAPA. Соответственно, для каждого отклонения создаются или выбираются CAPA.
При создании CAPA указываются отклонения, для которых предназначается CAPA, тип и сущность действия, исполнитель и срок, к которому необходимо выполнить CAPA.
В реестре CAPA предусмотрена панель фильтрации, которая позволяет отфильтровать CAPA по следующим параметрам:
После создания CAPA для отклонений план CAPA отправляется на согласование. При отправке на согласование автоматически создается документ плана CAPA в установленной форме. Обязательные и дополнительные согласующие должны согласовать план CAPA, после чего подписывающий должен утвердить план CAPA своей подписью. После утверждения плана CAPA можно массово отправить CAPA всем исполнителям для выполнения.
Инициатор плана CAPA получает задание на контроль после его выполнения исполнителем. Контроль выполнения CAPA подразумевает проверку результатов выполнения CAPA, а также принятие решения о целесообразности проведения оценки эффективности CAPA. Если эффективность CAPA будет оценена в рамках самоинспекции, то указывается план соответствующей проверки. Если оценка эффективности выполняется экспертом, то указывается эксперт и срок выполнения оценки.
После выполнения и приемки всех CAPA из плана CAPA инициатор получает задание на приемку работ по всему плану CAPA. Он проверяет корректность его выполнения, выполняет задание на приемку работ по плану CAPA.
В случае проведения оценки эффективности экспертом, он получает задание на оценку эффективности за 5 дней до указанного срока. Проводит оценку эффективности CAPA, заносит информацию о ее результатах с карточку САРА.
В том случае, если оценка эффективности CAPA производится в рамках самоинспекции, проверяющий формирует с помощью реестра CAPA список CAPA, требующих оценки эффективности в формате самоинспекции, и включает их оценку в план самоинспекции.
После окончания работ с CAPA имеется возможность сформировать отчеты по CAPA по задаваемым параметрам или конкретному отклонению.
Отчеты по CAPA создаются из автозаполняемых шаблонов и содержат в себе полную информацию о CAPA.
Кроме того, система предоставляет возможность сформировать отчет об исполнении плана CAPA на определенную дату.
Для получения полной информации о CAPA, которые находятся на оценке эффективности или в работе у исполнителя и его подразделения, в системе имеются отфильтрованные реестры CAPA, доступ к которым организован с обложки модуля.
Что такое capa в фармацевтике
Важнейшими аспектами эксплуатации уже созданного технологически сложного объекта или системы являются её надёжность и безопасность.
В связи с этим является общепринятой и широко применяется технология непрерывного мониторинга и инцидентного анализа процесса эксплуатации, имеющая целью регистрацию и тщательное расследование любых инцидентов, возникающих в процессе использования сложного продукта, системы с целью устранения повторения инцидентов в будущем и повышения, таким образом, качества эксплуатируемого оборудования или объекта (или качества организации какого-либо процесса).
Программные решения, предлагаемые компанией KConsult C.I.S., реализуют наиболее широко применяемую в мире базовую методологию мониторинга безопасности и надёжности эксплуатации, реализованную в функциональности «Оповещения об отказах, анализ и корректирующие действия» (Failure Reporting Analysis and Corrective Actions, FRACAS).
Решения FRACAS позволяют автоматизировать такие основополагающие процессы управления качеством и безопасностью в эксплуатацию, как, например, управление корректирующими и предупредительными мероприятиями (Corrective Action and Preventive Action, CAPA), управление исполнением гарантийных обязательств и связанными с этим возвратами продукции (FRACAS Returns Management), а также общие (произвольной конфигурации) процессы управления корректирующими мероприятиями по инцидентам в эксплуатации (Standard FRACAS).
«Стандартный» процесс FRACAS.
«Стандартный» замкнутый процесс FRACAS позволяет организовать произвольную конфигурацию обработки инцидента, возникшего на стадиях эксплуатации, проектирования и производства продукта в любой отрасли, а также в любом операционном процессе.
Целью применения FRACAS в данном случае является отслеживание проблем (инцидентов) для получения ответов на следующие типовые вопросы:
Основным результатом применения FRACAS для организации «стандартного» процесса отработки инцидента/проблемы в эксплуатации является возможность получить ответы на упомянутые вопросы посредством генерации в любой момент времени, как минимум, следующих типовых динамических управленческих отчётов, графиков и результатов вычислений:
«Минимальный набор» элементов «стандартного» замкнутого FRACAS-процесса составляют следующие его статусы («шаги»):
FRACAS для управления корректирующими и предупредительными мероприятиями (CAPA).
Использование FRACAS для организации процесса управления корректирующими и предупредительными мероприятиями (Corrective Action and Preventive Action, CAPA) позволяет определять и устранять причины возникновения инцидентов в процессе эксплуатации, предотвращать их возникновение и другие ситуации, связанные с выявлением возможных несоответствий продукта, системы, оборудования заявленным эксплуатационным параметрам.
Целью применения FRACAS в данном случае является отслеживание проблем (инцидентов) или сбоев в процессе эксплуатации для получения ответов на следующие типовые вопросы:
Основным результатом применения FRACAS для организации процесса управления корректирующими и предупредительными мероприятиями (CAPA) является возможность получить ответы на упомянутые вопросы посредством генерации в любой момент времени, как минимум, следующих типовых динамических управленческих отчётов:
Основными стандартными элементами типового замкнутого FRACAS CAPA-процесса являются:
Необходимым условием завершения CAPA-процесса (закрытия инцидента), включившего в себя реализацию корректирующих или предупредительных мероприятий, является факту успешного прохождения точки «Проверки эффективности», подтверждающий успешное устранение причин данного типа инцидента и обеспечивающий невозможность повторения его в будущем.
FRACAS для управления исполнением гарантийных обязательств и связанными с этим возвратами продукции (FRACAS Returns Management).
Использование FRACAS для организации процесса управления исполнением гарантийных обязательств и связанными с этим возвратами продукции потребителями (Returns Management) позволяет автоматизировать отработку обращений по гарантийным случаям, корректирующих мероприятий, осуществляющихся в таких случаях, а также процедур возвращения работоспособной продукции потребителям.
Этот процесс может быть автоматизирован в любой отрасли, связанной с поставкой оборудования и вероятными претензиями по причине возможных его отказов.
Целью применения FRACAS в данном случае является отслеживание проблем (инцидентов) или сбоев в процессе эксплуатации для получения ответов на следующие типовые вопросы:
Основным результатом применения FRACAS для процесса управления исполнением гарантийных обязательств и связанными с этим возвратами продукции потребителями (Returns Management) является возможность получить ответы на упомянутые вопросы посредством генерации в любой момент времени, как минимум, следующих типовых динамических управленческих отчётов:
Основными стандартными элементами типового замкнутого FRACAS-процесса по управлению исполнением гарантийных обязательств и связанными с этим возвратами продукции потребителями (FRACAS Returns) являются:
Полное описание программного решения «Оповещения об отказах, анализ и корректирующие действия» (Failure Reporting Analysis and Corrective Actions, FRACAS) доступно в разделе «Дополнительные материалы».
3. ICH Q10 (Руководство ICH Q10 по фармацевтической системе качества)
1.Фармацевтическая система качества
1.1 Введение
Данный документа представляет собой трехсторонне руководство ICH, описывающее модель эффективной системы обеспечения качества для фармацевтической промышленности, определяемой как Фармацевтическая система качества. В тексте всего документа термин «фармацевтическая система качества» относится к ICH Q10.
ICH Q10 содержит описание всесторонней модели эффективной фармацевтической системы качества, которая основана на концепциях качества Международной организации по стандартизации (ИСО), руководствах GMP (Правила производства лекарственных средств) и дополняется руководствами ICH Q8 «Разработка фармацевтической продукции» и ICH Q9 «Анализ рисков». ICH Q10 представляет собой модель фармацевтической системы качества, которая может применяться в течение всего жизненного цикла продукции. Многое из содержания ICH Q10, применимого к производственным площадкам, содержится в региональных требованиях GMP. Поэтому содержание ICH Q10 является дополнением для добровольного применения (опцией) к действующим региональным требованиям GMP.
ICH Q10 демонстрирует поддержку эффективной фармацевтической системы качества промышленностью и надзорными органами для повышения качества и доступности лекарственных средств в мировом масштабе интересах здоровья населения. Применение ICH Q10 в течение всего жизненного цикла продукции должно способствовать инновациям и постоянному улучшению фармацевтического производства и усилению связи между разработкой фармацевтической продукции и производством.
1.2. Область применения
Данное руководство относится к системам, поддерживающим разработку и производство субстанций лекарственных средств (например, активных фармацевтических субстанций, АФС), лекарственных средств, включая биотехнологические и биологические продукты, в течение всего жизненного цикла.
Элементы руководства ICH Q10 следует применять в соответствии и в степени, необходимой для каждого этапа жизненного цикла, учитывая различия между этапами и их назначение (раздел 3).
Для целей данного руководства жизненный цикл продукции включает в себя следующие технические действия для новых и существующих видов продукции:
1.3. Связь ICH Q10 с региональными требованиями GMP, стандартами ИСО и ICH Q7
Региональные руководства по GMP, руководство ICH Q7 «Правила GMP для производства активных фармацевтических субстанций» и стандарты ИСО по системе качества являются основой руководства ICH Q10. Для достижения излагаемых ниже целей ICH Q10 дополняет требования GMP описанием специфических элементов системы качества и ответственности руководителей. ICH Q10 дает гармонизированную модель для фармацевтической системы качества на протяжении всего жизненного цикла продукта и направлено на применение совместно с региональными требованиями GMP.
Региональные требования GMP не обязательно включают все стадии жизненного цикла (например, разработку). Элементы системы качества и ответственность руководителей, рассматриваемые в данном документе, направлены на усиление использования науки и анализа рисков в применении к каждому этапу жизненного цикла, способствуя, таким образом, постоянному улучшению на протяжении всего жизненного цикла.
1.4. Связь ICH Q10 с требованиями надзорных органов
Подход надзорных органов к отдельному продукту или производству должен соответствовать уровню понимания продукта или процесса, результатам оценки риска и эффективной системы обеспечения качества. После внедрения фармацевтической системы качества ее эффективность, как правило, может быть оценена при инспектировании производственной площадки надзорным органом. Потенциальные возможности для работы надзорных органов на основе усовершенствованного научного подхода и анализа рисков определены в приложении 1. Порядок инспектирования устанавливается на уровне регионе.
1.5. Цели ICH Q10
В результате применения модели Q10 ожидается достижение трех основных целей, которые дополняют или усиливают региональные требования GMP.
1.5.1. Выпуск продукции
Следует определить, внедрить и поддерживать систему, которая позволяет выпускать продукцию с показателями качества, необходимыми для удовлетворения нужд пациентов, специалистов в области здравоохранения, надзорных органов (включая соответствие утвержденным требованиям) и других внутренних и внешних потребителей.
1.5.2. Определение и поддержание состояния контроля
С целью обеспечения постоянного соответствия и требуемых возможностей процесса следует разработать и применять эффективную систему контроля и регулирования. При организации такой системы может быть полезным анализ рисков.
1.5.3. Организация постоянного улучшения (совершенствования)
Следует определить и реализовать меры по улучшению качества продукции, совершенствованию процесса, уменьшению изменчивости, внедрению инноваций и совершенствованию фармацевтической системы качества и на этой основе обеспечить постоянное повышение качества. Анализ рисков может быть полезным при выборе зон для постоянного улучшения и выбора приоритетов.
1.6. Средства достижения: обеспечение информацией и анализ рисков
Обеспечение информацией персонала и анализ рисков для качества позволяют компании внедрять ICH Q10 эффективно и успешно. Эти средства обеспечивают достижение целей, приведенных в разделе 1.5 (см. выше), за счет применения решений, основанных на научном подходе и анализе, относящихся к качеству продукции.
1.6.1. Обеспечение информацией
Следует совершенствовать знания о продукте и процессе от его разработки и коммерческого производства до прекращения выпуска продукции. Например, разработка с использованием научных подходов дает знания для понимания продукта и процесса. Обеспечение информацией представляет собой систематический процесс приобретения, анализа, хранения и распространения информации о продукции, процессах производства и составных частях. К источникам знаний относятся предшествовавшие знания (полученные в общедоступной системе или на предприятии с документальным подтверждением), исследования по фармацевтической разработке, работы при передаче технологии, исследования при аттестации (валидации) в течение всего жизненного цикла, производственный опыт, внедрение нового, постоянное совершенствование, внесение изменений и т. д. (перечень не исчерпывающий).
1.6.2. Анализ рисков
Анализ рисков является составной частью фармацевтической системы качества. Он может включать в себя предупреждающие действия по установлению, научнооценке и недопущению возможных рисков для качества. Он способствует постоянному улучшению процессов и качества продукции в течение жизненного цикла. ICH Q9 устанавливает принципы и дает примеры использования методов анализа рисков, которые могут применяться к разным сторонам фармацевтического качества.
1.7. Требования к построению и содержанию
1.8. Руководство по качеству
Следует разработать руководство по качеству или эквивалентный документ с описанием фармацевтической системы качества. Это описание должно включать в себя:
2. Ответственность руководства
Руководство играет важную роль в формировании и выполнении обязательств компании в области качества и работе фармацевтической системы качества
2.1. Обязанности руководства
2.2. Политика в области качества
2.3. Планирование качества
2.4. Обеспечение ресурсами
2.5. Внутренне связи
2.6. Рассмотрение руководством
2.7. Управление работами, выполняемыми по контракту и работа в приобретаемыми материалами
Фармацевтическая система качества, включая ответственность руководства согласно данному разделу, распространяется на контроль и анализ любой деятельности по контрактам и качества приобретаемых материалов. Фармацевтическая компания несет исключительную ответственность за организацию порядка контроля работ по контрактам и качество приобретаемых материалов. Этот порядок должен включать анализ рисков и следующие требования:
2.8. Изменения в праве собственности на продукцию
При изменении права собственности (например, при приобретении) следует учитывать сложность этого процесса и обеспечивать:
3. Постоянное улучшение процесса и качества продукции
В данном разделе дано описание целей стадий жизненного цикла и четырех специфических для фармацевтической системы качества элементов, которые усиливают региональные требования по достижению установок ICH Q10, как указано в п. 1.5. Это не заменяет все региональные требования.
3.1. Цели этапов жизненного цикла
Ниже приводится описание целей каждого этапа жизненного цикла продукции.
3.1.1. Фармацевтическая разработка
Целью фармацевтической разработки является создание продукта и технологического процесса производства для постоянного достижения ожидаемого результата и удовлетворения нужд пациентов, специалистов в области здравоохранения, надзорных органов и внутренних требований потребителей. Подходы к фармацевтической разработке даны в руководстве ICH Q8. Результаты исследований и клинических испытаний не входят в область применения данного руководства, но вносят вклад в фармацевтическую разработку.
3.1.2. Передача технологии
Целью передачи технологии является передача продукта и знаний о процессе от стадии разработки в производство и внутри или между производственными площадками для выпуска продукции. Знания дают основу для технологического процесса, стратегии контроля, подходов к аттестации и последующему постоянному улучшению.
3.1.3. Коммерческое производство
К целям производства относятся выпуск продукции, обеспечение контроля и постоянное улучшение. Фармацевтическая система качества должна обеспечивать требуемое качество продукции в производстве, выполнение требований к процессу и контролю, возможности определения и оценки улучшения и постоянное расширение объема знаний.
3.1.4. Прекращение производства продукции
При прекращении производства продукции следует обеспечить эффективное управление завершающим этапом жизненного цикла продукции. При прекращении производства продукции следует выполнить ряд запланированных мероприятий, таких как организация хранения документации, образцов и постоянная оценка продукции (например, рекламаций и контроль стабильности) и извещение надзорных органов в установленном порядке.
3.2. Элементы фармацевтической системы качества
Приводимые ниже элементы могут входить в региональные требования GMP. Но модель Q10 направлена на усиление этих элементов с целью продвижения подхода жизненного цикла к качеству продукции. К этим четырем элементам относятся:
Эти элементы должны применяться с учетом особенностей и в нужной степени для каждого этапа жизненного цикла продукта, принимая во внимание различия между ними и различие в целях на каждом этапе. В течение всего жизненного цикла продукции компаниям рекомендуется оценивать возможности для новых подходов с целью повышения качества продукции.
Для каждого элемента приведена таблица с примером применения элемента к стадиям фармацевтического жизненного цикла.
3.2.1. Система контроля процесса и качества продукции
Фармацевтическим компаниям следует создавать и применять систему контроля процесса и качества продукции для повышения статуса контролируемости производства. Эффективная система контроля дает уверенность в постоянной способности процесса и системы контроля выпускать продукцию требуемого качества и обозначить зоны для постоянного улучшения. Система контроля процесса и качества продукции должна:
Таблица 1. Применение системы контроля процесса и качества в течение жизненного цикла продукта
Фармацевтическая разработка | Передача технологии | Коммерческое производство | Прекращение производства |
Полученные знания о процессе и продукте и контроль продукта в течение этапа разработки могут использоваться для установления стратегии контроля при производстве | Контроль при увеличении объема производства может дать предварительную оценку процесса и быть успешно интегрированным в производство. Знания, полученные при передаче технологии и увеличении объема производства, могут быть полезными при дальнейшей разработке стратегии контроля | Следует применять хорошо определенную систему контроля процесса и качества продукции для обеспечения работы в контролируемом состоянии и определения зон для улучшения | После прекращения производства следует продолжать контроль, такой как исследование стабильности до его завершения. Следует продолжать контроль за выпущенной на рынок продукцией в соответствии с региональными требованиями |
3.2.2. Система корректирующих и предупреждающих действий (САРА)
Фармацевтическая компания должна иметь систему корректирующих и предупреждающих действий на основе анализа рекламаций, отклонений продукции, несоответствий, отзывов, девиаций, аудитов и инспекций надзорных органов и их результатов, а также анализа тенденций при выполнении процесса и контроле качества продукции. Для установления первопричины при проведении анализа следует использовать структурный подход. Затраты труда, степень формализации и документального оформления при проведении анализа должны соответствовать степени риска с учетом ICH Q9. Методология CAPA должна привести к улучшению продукции и процесса и повысить уровень их понимания.
Таблица 2. Применение системы корректирующих и предупреждающих действий в течение жизненного цикла продукта
Фармацевтическая разработка | Передача технологии | Коммерческое производство | Прекращение производства |
Проводится анализ отклонений в процессе или продукте. Методология САРА полезна при сочетании корректирующих и предупреждающих действий с итеративным процессом разработки и развития | САРА может использоваться в качестве эффективной системы обратной связи, обоснования предпринимаемых действий и постоянного улучшения | Следует использовать САРА и оценивать эффективность принятых мер | Следует продолжать САРА после прекращения производства. Следует учитывать влияние на продукцию, оставшуюся на рынке, а также другую продукцию, на которую может быть оказано влияние |
3.2.3. Система внесения изменений
Внедрение новых решений, постоянное улучшение, результаты контроля процесса и качества продукции и САРА приводят к изменениям. Для оценки, согласования и реализации изменений надлежащим образом компания должна располагать эффективной системой внесения изменений. Существует различие между внесением изменений до первоначального представления материалов в надзорные органы и после представления, если в соответствии с региональными требованиями необходимо уведомление надзорного органа.
Система внесения изменений обеспечивает постоянное улучшение своевременно и эффективно. Должна быть обеспечена высокая степень гарантии того, что изменение не приведет к непредвиденным последствиям.
Система внесения изменений должна включать следующие элементы с учетом этапа жизненного цикла:
Таблица 3. Применение системы контроля изменений в течение жизненного цикла продукта
Фармацевтическая разработка | Передача технологии | Коммерческое производство | Прекращение производства |
Изменение является естественной частью процесса развития и должно быть оформлено документально; степень формализации процесса внесения изменений должна соответствовать стадии фармацевтической разработки | Система внесения изменений должна обеспечивать организацию выполнения и документальное оформление наладки процесса при переносе технологии | Коммерческое производство должно иметь формальную систему внесения изменений. Надзор со стороны подразделения качества должен дать уверенность в том, что применены научный подход и методы оценки риска | Любые изменения после прекращения производства продукции должны проводиться через соответствующую систему внесения изменений |
3.2.4. Рассмотрение процесса и качества продукции
Целью рассмотрения процесса и качества продукции является обеспечение их соответствия требованиям в течение жизненного цикла. В зависимости от размеров и сложности компании оно может быть разделено на несколько частей для разных уровней управления и должно предусматривать своевременную и эффективную связь и развитие процесса для доведения необходимых вопросов по качеству до сведения руководства высших уровней.
с) Любые действия по результатам предыдущих рассмотрений.
Таблица 4. Примеры рассмотрения процесса и качества продукции в течение жизненного цикла продукта
Фармацевтическая разработка | Передача технологии | Коммерческое производство | Прекращение производства |
Результаты рассмотрения могут быть применены к обеспечению выполнения требований к продукции и разработке процесса | Рассмотрение должно способствовать возможности производства продукции и увеличению объема выпуска | Рассмотрение должно представлять собой структурированную систему, как указано выше, и должно способствовать постоянному улучшению | Рассмотрение должно включать в себя такие элементы как стабильность продукции и рекламации на качество продукции |
4. Постоянное улучшение фармацевтической системы качества
В этом разделе приводятся действия, которые должны выполнятся для организации постоянного улучшения фармацевтической системы качества.
4.1. Рассмотрение фармацевтической системы качества
Руководство предприятия должно располагать формальным процессом рассмотрения фармацевтической системы качества на периодической основе. Этот процесс должен включать в себя:
4.2. Контроль внутренних и внешних факторов, влияющих на фармацевтическую систему качества
К факторам, подлежащим контролю со стороны руководства, могут относиться:
4.3. Результаты рассмотрения и контроля
Результаты рассмотрения руководством фармацевтической системы качества контроля внешних и внутренних факторов могут включать в себя:
5. Словарь
В ICH Q10 используются определения по ICH и ИСО, если они установлены. Для целей ICH Q10 слова «требование», «требования» или «необходимо» даны согласно определениям ИСО и не обязательно отражают требования надзорных органов (требования нормативных правовых документов – прим. переводчика). Источник определения указан в скобках после определения. Если определение в ICH или в ИСО отсутствуют, то дается определение ICH Q10.
Прим. переводчика: В данном тексте это условие выполняется не всегда, поскольку переводы определений на русский язык в некоторых стандартах ИСО не отражают смысла термина.
Возможности процесса (Capability of a Process): Способность процесса производить продукцию, которая будет соответствовать требованиям к этой продукции. Возможности процесса могут быть также определены в статистических терминах.
Внесение изменений (Change Management): Системный подход к формированию предложений, оценке, согласованию, внедрению и пересмотру изменений.
Постоянное улучшение (совершенствование) (Continual Improvement): Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования.
Стратегия контроля (Control Strategy): Плановый комплекс мер по контролю, построенный исходя из понимания продукта и процесса в текущее время, обеспечивающий выполнение требований к процессу и качеству продукции. Эти меры могут включать контроль параметров и свойств, относящихся к субстанциям лекарственных средств, материалам и компонентам лекарственных средств, условий работы помещений и оборудования, внутрипроизводственный контроль, спецификации на готовую продукцию и связанные с ними методы и периодичность контроля.
Корректирующее действие (Corrective Action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
П р и м е ч а н и е: Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного возникновения события, а предупреждающее действие – для предотвращения возникновения события.
Параметры для разработки (Design Space): Многомерная комбинация и взаимодействие переменных (например, свойств материалов) и параметров процесса, которые обеспечивают выполнение требований к качеству.
Средство реализации (Enabler): Инструмент или процесс, который позволяет достичь цели.
Обратная связь/Предпринимаемые действия (Feedback/Feedforward):
Обратная связь (Feedback): Изменение или контроль процесса на основе его результата или эффекта.
Предпринимаемые действия (Feedforward): Изменение или контроль процесса на основе предполагаемого результата или эффекта.
[Oxford Dictionary of English. Oxford Press; 2003]
Обратная связь/Предпринимаемые действия могут применяться в техническом плане в стратегии контроля процесса и, в принципе, обеспечении качества.
Инновация (Innovation): Внедрение новых технологий или методов. [ICH Q10]
Обеспечение информацией (Knowledge Management): Систематический подход к получению, анализу, хранению и распространению информации о продукции, технологических процессах и компонентах
Работы по контракту (Outsources Activities): Работы, выполняемые исполнителем в соответствии с письменным соглашением с заказчиком.
Показатели работы (Performance Indicators): Количественные величины, используемые для оценки качества и отражающие работу организации, процесса или системы, также именуемые «параметры работы – performance metrics» в некоторых регионах.
Фармацевтическая система качества (Pharmaceutical Quality System): Система организации, которая направляет и контролирует работу фармацевтической компании в отношении качества.
[ICH Q10 на основе ИСО 9000:2005]
Предупреждающее действие (Preventive Action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Примечание: Предупреждающее действие предпринимают для предотвращения воз- никновения события, а корректирующее действие – для предотвращения повторного возникнове- ния события.
Выпуск продукта (Product Realisation): Получение продукта с показателями качества, соответствующими нуждам пациентов, специалистов в области здравоохранения и надзорных органов (включая соответствие лицензии) и внутренним требованиям заказчиков.
Качество (Quality): Степень соответствия комплекса свойств продукции, систем или процесса требованиям.
Руководство по качеству (Quality Manual): Документ, определяющий систему менеджмента (обеспечения) качества организации.
Задачи качества (Quality Objectives): Средства реализации требований политики качества и стратегий в действия, которые могут быть оценены.
Планирование качества (Quality Planning): Часть системы менеджмента (обеспечения) качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей качества.
Политика в области качества (Quality Policy): Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Анализ рисков (Quality Risk Management): Систематический процесс оценки, контроля и рассмотрения рисков для качества лекарственных средств в течение жизненного цикла.
Высшее руководство (Senior Management): Лицо (лица), которое управляет и контролирует компанию или производство на высшем уровне, имеет полномочия и не- сет ответственность за использование ресурсов в пределах компании или производства.
[ICH Q10 на основе ИСО 9000:2005]
Состояние контроля (State of Control): Условия, при которых комплекс мер по контролю последовательно обеспечивает выполнение процесса и требований к качеству.
Приложение 1
Возможности усиления научного и основанного на анализе рисков подходов в работе надзорного (регулирующего) органа
Примечание – Это приложение отражает потенциальные возможности для совершенствования нормативных подходов
Конкретный процесс регулирования определяется региональными нормами.
Наименование | Возможности |
1. Соответствие GMP | Соответствие – должно быть |
2. Демонстрация эффективности фармацевтической системы качества, включая эффективное использование принципов анализа рисков (например, по ICH Q9 и ICH Q10) | Возможности для:Приложение 2Схема модели фармацевтической системы качества по ICH Q10 Схема показывает основные особенности фармацевтической системы качества (PQS), которая охватывает весь жизненный цикл продукта, включая разработку, передачу технологии, коммерческое производство и прекращение выпуска продукции (верхняя часть схемы). PQS дополняет региональные правила GMP, как показано на схеме. Из схемы также видно, что региональные правила GMP применяются к производству препаратов для исследований. Следующая горизонтальная строка показывают важность ответственности руководителей согласно разделу 2 на всех стадиях жизненного цикла продукции. В следующей строке перечисляются элементы PQS, образующие основу модели PQS. Эти элементы применяются соответственно и пропорционально к каждой стадии жизненного цикла с учетом возможностей непрерывного улучшения (совершенствования). Нижние строки показывают средства реализации: обеспечение информацией и анализ рисков, которые применимы ко всем стадиям жизненного цикла. Они способствуют достижению целей PQS в выпуске продукции, контроле и постоянном улучшении. Обучение стандартам GMPОбучение проводится совместно с Ассоциацией инженеров по контролю микрозагрязнений. Мы проводим семинары в Москве, в том числе с выездом на предприятия по следующим темам:
|