Что такое digital проект
Что такое диджитал-маркетинг? Про основы, принципы и технологии
Сегодня digital-маркетинг не только собирает точную и объективную информацию о целевой аудитории, но и прослеживает результаты продвижения бренда или продукта.
В последнее время часто можно услышать о цифровизации всего и вся и о digital-технологии в маркетинге в частности. Что такое диджитал-маркетинг простыми словами? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит посмотреть на окружение человека в больших городах. Сегодня люди пользуются большим количеством гаджетов, каждый из которых обеспечивает взаимодействие со своим владельцем при помощи подключения к интернету. Конечно, это в первую очередь смартфоны, но и также прочие носимые и не очень устройства. Например, планшеты, смарт-часы, браслеты, умные колонки, смарт-ТВ и т.д.
Гаджеты сегодня выполняют роль отправной точки для совершения покупок и получения услуг. В любом смартфоне пользователя можно обнаружить множество полезных приложений, которые помогают перемещаться по городу, стране и миру, совершать финансовые операции, делать заказы в кафе и ресторанах и оплачивать их, не дожидаясь счёта от официантов, и т.д.
Одним словом, digital- или цифровой маркетинг — это способ для бизнеса поддерживать взаимодействие со своими клиентами с помощью их персональных устройств. Конечно, основной целью диджитал-коммуникаций являются траты потребителей на предоставляемые компанией товары и услуги. Занимается привлечением и удержанием клиентов в цифровой среде digital-маркетолог. С функционалом и задачами данной профессии подробнее можно познакомиться в данной статье. В этом же материале предлагаем разобраться с тем, что представляет собой и что входит в диджитал-маркетинг.
Основы digital-маркетинга
Можно смело утверждать, что digital-маркетинг не только является обозначением стратегии продвижения с использованием цифровых устройств, но и также синонимом современных маркетинговых инструментов. Дело не только в том, что потребители сегодня проводят много времени в интернете и используют для выхода в сеть свои мобильные устройства.
В перегруженном информационном пространстве очень сложно получить внимание потребителей. Это приводит к тому, что люди готовы воспринимать предложения компаний только в том случае, если они соответствуют интересам и запросам. Сегодня рекламная коммуникация должна оказываться перед глазами клиента в нужное время и в нужном месте — в момент, когда он находится в поиске решения и максимально заинтересован рассматривать поступающие к нему предложения. В этом случае у компании есть шанс получить желаемую реакцию в ответ.
Чтобы реализовать подобным образом рекламную кампанию, бизнесу необходимо глубокое понимание потребностей целевой аудитории, особенностей её выбора, а также создание персонализированных сообщений. Ковровые обезличенные рекламные кампании ещё не полностью потеряли значение, но их эффективность существенно снизилась. Все эти изменения заставляют компании искать возможности для сбора данных о своих потребителях и понимание о вероятных сценариях действий, которые приводят пользователей к покупкам.
Это серьёзный технологический вызов для многих компаний. Он подводит нас к определению основы digital-маркетинга. Гаджеты не только выполняют роль устройства, которое используется для входа в сеть, где в большинстве случаев начинается поиск существующих решений для возникшей потребности у человека. Смартфон ещё постоянно находится вместе с потребителем. Это открывает возможности для его идентификации не только в пространстве, но и для сопоставления его онлайн-профиля в оффлайн-реальности.
Таким образом, главный принцип диджитал-маркетинга не столько связан с использованием онлайн-коммуникаций для контакта с клиентом, сколько с методом вплетать контекст особенностей поведения человека в индивидуальное взаимодействие с ним. Полученные компанией данные и выбор благоприятного времени для взаимодействия с потребителем повышает вероятность желаемой ответной реакции с его стороны и, соответственно, совершенной им покупки в конечном результате.
Появление и развитие digital-маркетинга напрямую связано с желанием бизнеса достучаться до своей целевой аудитории. И не просто осуществить контакт, а сделать его эффективным. В этом смысле цифровой тип продвижения ничем не отличается от подхода традиционного маркетинга. Просто новая технология взаимодействия с потребителями заменяет устаревшую, которая уже не в состоянии дать бизнесу ожидаемый результат.
Каналы и технологии
Используя каналы digital-маркетинга, компания получает приток пользователей на свои онлайн площадки. Конечной целью привлечения данного трафика, конечно же, являются продажи. Но современный потребитель редко делает покупки на основании лишь одного контакта с брендом, поэтому на практике используется комплекс воздействий на пользователя, который охватывает сразу несколько направлений для коммуникации.
Итак, через какие каналы digital-маркетинга компания взаимодействует с пользователями сети?
Внимательный читатель наверняка заметил, что используемые в цифровом маркетинге каналы работают на разных стадиях взаимодействия с пользователями, начиная от первого контакта и заканчивая возвратом тех, кто уже однажды сделал покупку. Это говорит о том, что путь потребителя к покупке длительный и требует неоднократного контакта с применением различных каналов и инструментов. Более того, лучший результат показывают персонализированные сообщения.
Совокупность всех особенностей раскрутки товаров и услуг на современном рынке заставляет компании прибегать к технологическим решениям в цифровом маркетинге, которые улучшает качество кампаний. К ним относятся:
Виды и направления digital-маркетинга
Сбор информации о потребителях и использование полученных данных на каждом этапе пути клиента к покупке для улучшения показателей конверсии и эффективности продвижения — основная идея диджитал-маркетинга. Это дает возможность реализовывать маркетинговые кампании следующих видов:
Усилия цифрового маркетинга можно разделить на следующие направления:
Актуальность и важность для бизнеса
Почему бизнес идёт в сеть и направляет в онлайн свои маркетинговые бюджеты? Для этого есть несколько причин. Вот они:
Определенно digital-продвижение стало новым эволюционным этапом. Решения, основанные на предположениях и интуиции, которые имели место быть ранее в маркетинге, сменили действия, подтверждаемые данными. Это требует от специалистов, занятых в данной области, новых компетенций и навыков. Научиться создавать успешные стратегии, а также осуществлять кампании по отдельным направлениям диджитал-маркетинга, можно на программах повышения квалификации Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ.
Проекты в digital-маркетинге и последние тренды
В конце каждого года выходят десятки статей, где маркетологи разного калибра рассказывают о будущих digital-трендах. А команда Kokoc Help решила сосредоточиться не на будущем, а на настоящем. И, совместно с генеральным директором агентства комплексного интернет-маркетинга Profitator Владимиром Лоскутовым и управляющим партнером Kokoc Group Павлом Юровицким, в новой статье мы изложили наиболее актуальные тренды digital-маркетинга на данный момент и немного рассказали о проектах компании в этой сфере.
В принципе, это не новая тенденция, поскольку бурный рост digital-направлений начался во всем мире примерно с первого квартала 2020 года. И уже больше года этот тренд не сдает позиций и, кажется, это уже перманентное состояние рынка.
Все больше компаний осознают необходимость выстраивать коммуникацию с потребителями не ради галочки в графе «комьюнити-менеджмент», а ради самих потребителей. То есть бренды начинают выстраивать более персонализированную и личностно-ориентированную коммуникацию со своей аудиторией. Чтобы не просто формально отработать возражения покупателей, например, а по-настоящему услышать, понять потребителя и решить его проблему.
Маркетплейсы по сути являются связующим звеном между потребителем и поставщиком, где человек может найти товары и услуги разных сторонних компаний. Это достаточно выгодный бизнес, поскольку продажа товаров и услуг через популярных «посредников» приносит прибыль и не требует времени на налаживание организационных моментов. По такой схеме успешно работают такие площадки как: Aliexpress, Ozon, Lamoda, Wildberries, Alibaba и т.д. Это перспективный вариант для развития небольших брендов с помощью размещения на маркетплейсах. Плюс по прогнозам исследовательской компании Data Insight к 2023 году объем онлайн-торговли вырастет в 2 раза и составит примерно 2,4 трлн рублей.
Одной из приоритетных задач бизнеса является оценка эффективности маркетинговых активностей, а также возврат средств от рекламы. Для этого нужно знать, сколько человек купили товар в offline-точке, предварительно увидев его рекламу online. Поэтому возможности, которые дает O2O, привлекают все большее количество представителей ритейла, HoReCa, автосалонов, салонов красоты и торговых центров. Так можно решить проблему коммуникации с нелояльными клиентами, которые даже не заходят в offline-точку. Например, таргетировать рекламу на смартфоны потенциальных покупателей, которые находятся поблизости от магазина, но еще в него не зашли.
С помощью нее можно эффективно отслеживать полный путь клиента, начиная от просмотра рекламного объявления или посещения сайта и заканчивая продажей/повторной продажей. Сквозная аналитика объединяет данные по всем точкам касания с клиентом и показывает рентабельность маркетинговых инвестиций с учетом свершившихся продаж, а не просто заявок. Это важно, чтобы определить реальную эффективность маркетинга: так легко увидеть, сколько денег было потрачено на каждый канал, кампанию или ключевое слово и сколько прибыли получено с них же.
Какие digital marketing-продукты и услуги будут востребованы в ближайшем будущем:
Что нужно знать при работе с digital-проектом
Первое, что нужно знать – digital-индустрия продаёт не проекты, а ожидания клиента. Поэтому в результате работы у заказчика не должно возникать противоречий между его представлениями и тем, что реально удалось достичь. Идеальный digital-проект полностью оправдывает ожидания клиента.
Работа над проектом строится из нескольких этапов вне зависимости от масштаба. Всё начинается с проектирования и согласования стоимости, процесса разработки и программирования. После чего выполняется наполнение, тестирование, оптимизация и релиз.
Не так важно, делайте ли вы всё последовательно или каскадно, главное – отношение к проекту.
На что обратить внимание
Определение реальных потребностей клиента
Чтобы результат и ожидания на практике не оказались далеки друг от друга, важно понять потребности заказчика. Изначально он может запросить невероятные вещи, но в итоге окажется, что его задачи довольно легко решаются. Однако, даже за внешней простотой скрывается тяжёлый труд, командная работа. Простой digital-проект обычно выходит структурированным и грамотно организованным, а не скучным и неэффективным.
Стартовый брифинг имеет важное значение для постановки цели. Обычно у клиента нет чёткого ТЗ, он лишь смутно понимает, чего хочет добиться. Задачи digital-агентства разобраться с бизнес-целями клиента, что позволят обозначить задачи.
Работая с проектом, важно знать бизнес заказчика изнутри. В идеале посетить офис, пообщаться с сотрудниками, провести анкетирование. Изучая внутреннюю кухню, будет куда проще структурировать процессы и показать их клиенту. Тогда ему будет куда проще понять, что он в итоге хочет увидеть.
Проактивная позиция – выигрышная тактика на данном этапе, помогающая стать инициатором формирования ожиданий клиента.
То есть вы предлагаете заказчику несколько решений, у него есть выбор, но в рамках вашего вопроса.
Коммуникация с заказчиком на всех этапах работы
Успешно проведённая аналитика, готовность к реализации подготовленной стратегии – лишь верхушка айсберга. Важно умение решать задачи по гибкой методологии, то есть при постоянно меняющихся запросах клиента. Это предполагает тесную вовлечённость заказчика в процесс. При таком подходе, доверительное общение с заказчиком – ключ к успеху.
Команда digital-агентства должна быть открыта к общению, внимательна к любой критике.
В идеале заказчик должен понимать, насколько важно его участие для получения нужного результата.
Ещё одна немаловажная задача, стоящая перед агентством – это понимание целевой аудитории заказчика. Для решения этого вопрос на помощь приходит сервисный дизайн. Это ряд методик, позволяющих предсказать поведение пользователя при использовании товара или услуги. Понимание ЦА поможет сформулировать потребность в продукте, его полезность.
Факап случается у всех, ошибки бывают масштабными и дорогими. Никто не защищён от подобных ситуаций, однако решить проблему всегда можно через диалог с заказчиком. Цифровизация мира делает такой инструмент как коммуникация всё более ценным.
Коммуникация с заказчиком
Каким должен быть руководитель проекта
В России насчитывается свыше 10 тысяч digital-агентств, однако доля рынка каждого из них не превышает 2 %. Делаем вывод – практически все компании относятся к микробизнесу. Чаще всего руководителями digital-проектов назначают программистов, куда реже дизайнеров и бывших продажников. Но каким бы не было предыдущее место работы, отсутствие управленческого опыта может стать большой проблемой.
Хороший руководитель digital-проекта – это человек, начинающий карьеру тестировщиком. То есть это специалист, отвечающий за качество продукта. Он ищет ошибки, оповещает о них программиста и контролирует их устранение. Ключевыми умениями тестировщика являются: внимание к деталям, требовательность, соблюдение регламентов.
Тестировщик постоянно коммуницирует с программистом, что периодически приводит к конфликтам (программист будет говорить о невозможности выполнения задачи, игнорировать требования и т.д.).
По результатам приобретённого опыта, специалист научится оценивать задачи, вести планинги, делать объективную оценку, просчитывать время на разработку.
Работа аналитиком – важный навык руководителя digital-проекта
Аналитиком называется специалист, который составляет техническое задание, презентует результаты работы команды, анализирует требования заказчика. В его обязанности часто входит написание прототипа проекта, с которым впоследствии работает дизайнер. Это помогает аналитику повысить своё влияние в команде, заслужить авторитет коллег.
Опыт на данной должности помогает приобрести следующие навыки:
Что ещё?
Опыт работы аккаунт-менеджером поможет руководителю digital-проекта добиться успеха. Это специалист, который принимает заказ клиента, оформляет договор, выясняет все требования и особенности бизнеса.
Аккаунт-менеджер в процессе своей работы приобретает несколько полезных навыков, в частности: правильная подача проделанной работы, понимание цикла продаж, умение выстраивать доверительные отношения с клиентом, работа с возражениями.
Резюмируя, ключевыми навыками digital-руководителя являются:
Ответы на главные вопросы
Работая с digital-проектом, важно ответить на важные вопросы: зачем, кому, что говорить, где, как реализовать, почему.
Финальное слово
Всё вышеописанное увеличивает нагрузку на команду, проект и агентство в целом. Но главное, что результат того стоит.
Digital маркетинг: на пальцах о том, что это такое
Почему мы подняли эту тему?
Digital маркетинг: совершенно внезапно и случайно обнаружилось, что многие не знают определения этого понятия. Случилась очень забавная ситуация: к нам пришел клиент со словами:
«Нам нужен комплексный digital маркетинг, присылайте КП (коммерческое предложение), описания, презентации… после утвердим смету»
На что был простой ответ с нашей стороны:
«Ок. А вам прямо комплексный-комплексный или все-таки есть пул пожеланий?»
«Ну диджитал, вы же разбираетесь, вот и делайте»
Разумеется диалог продолжался еще какое-то время, и в итоге мы получили чистосердечное признание, что человек вообще не в курсе, что это слово означает. Мы, само собой, все объяснили и обсудили, но именно из-за этой ситуации хочется посвятить данному определению отдельную статью.
Итак, в первую очередь сформулируем общее понимание. В переводе с английского digital означает «цифровой». Digital маркетинг – это использование всего комплекса цифровых каналов, через которые продвигается бренд/компания/продукт или привлекается вниманию аудитории.
Диджитал-маркетинг (или цифровой маркетинг) не так давно начал осваиваться отечественными маркетологами, хотя существует довольно давно. Его называют также цифровым маркетингом. Это маркетинг товаров и услуг, ориентированный на применение цифровых технологий в целях привлечения и удержания клиентов (потребителей).
Термин «диджитал-маркетинг» начали широко использовать в 1990-х годах. При этом и в 1980-х на практике применяли приемы digital маркетинга, но термин этот не использовали. Например, компания ChannelNet (на тот момент она называлась SoftAd Group) разработала и реализовала рекламную кампанию для автопроизводителей: в журналах размещали вкладыши, которые читатели должны были вырезать и по почте выслать производителям. В ответ они получали бесплатный тест-драйв и дискету с рекламой разных марок автомобилей. По сути, это уже был диджитал маркетинг, ведь использовался цифровой носитель.
После этого абзаца можно подумать, что digital это просто «весь маркетинг», однако, это не так. В данном случае мы не используем каналы традиционного маркетинга. Мы используем только цифровые каналы. Вы спросите в чем фундаментальная разница? Она не всегда на поверхности.
Что же все-таки входит в digital?
Давайте еще раз, тезисно.
Инструменты диджитал-агентств
Диджитал-агентства занимаются продвижением брендов в цифровой среде.
В таких компаниях обычно есть маркетологи, SEO-специалисты, аналитики, менеджеры проекта, дизайнеры, верстальщики, программисты, контент-менеджеры и копирайтеры. Также иногда нанимают видеооператоров или фотографов.
К основным инструментам digital агентств относят социальные сети, контекстную и медийную рекламу, раскрутку сайтов, рекламу в мобильных приложениях, управление репутацией. Одним из важнейших инструментов агентства является SEO, то есть оптимизация сайтов под поисковые системы. Агентства, которые занимаются диджитал маркетингом, создают локальные сети и распространяют через них информацию. В сети несколько устройств, и пользователи могут получать полезную информацию, обмениваясь файлами и сообщениями. Также ведется работа по продвижению по каналам цифрового телевидения. Для владельцев интернет-ресурсов организуют участие в семинарах, форумах и других профессиональных мероприятиях.
Все множество инструментов можно разделить на три группы:
3 главных метода диджитал-продвижения
Чем хорош digital-маркетинг
Этот вид маркетинга дает охват не только онлайн-пользователей, но и людей, использующих планшеты и мобильные телефоны, загружающих приложения. За счет этого расширяется аудитория. Этот подход позволяет привлекать офлайн-аудиторию на онлайн-рынок, и наоборот. Например, когда с помощью рассылки по электронной почте вы приглашаете пользователя на офлайн-мероприятие, например, бизнес-завтрак.
Диджитал маркетинг позволяет собирать четкие статистические данные о пользователях, так как почти все действия онлайн учитываются специальными сервисами. В результате выводы об эффективности отдельных каналов и портрет потребителя точнее.
В чём отличие ИТ- и диджитал-профессий: цифровая трансформация и мнения экспертов
Согласно исследованию KPMG, в 2019 году 52% респондентов — крупных российских компаний — увеличили штат ИТ. Среди основных причин такого роста компании назвали цифровизацию бизнеса, а под общим определением ИТ-персонала подразумеваются и диджитал-специалисты.
При этом существует путаница, что считать диджитал-, а что ИТ-профессиями. Давайте разбираться: с погружением в историю, сравнением специалистов и комментариями практиков. Осторожно: лонгрид.
Матчасть: информационные технологии
Согласно Оксфордскому словарю, впервые термин «информационные технологии» появился в 1958 году в статье Harvard Business Review, в которой авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер отметили: «У новой технологии пока нет общепринятого названия. Будем называть её информационной технологией». В определение входило три области: способы быстрой обработки больших объёмов информации, применение статистических и математических методов для принятия решений и моделирование мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.
Информационные технологии (ИТ) — общий термин для всего спектра технологий обработки информации, включая программное обеспечение (software), «железо» (hardware), коммуникационные технологии и смежные услуги.
Кратко пробежимся по вехам развития ИТ.
Пионер компьютеростроения — немецкий инженер Конрад Цузе. Известен как создатель первого в мире функционального программно-управляемого компьютера Z3 (1941) и первого языка программирования высокого уровня Планкалкюль (1943–1945). Создание первого коммерческого компьютера Z4 доктор Цузе закончил в 1950 году — продал его Швейцарской высшей технической школе.
Программирование в 1945–1955 годах осуществлялось исключительно на машинном языке. Операционных систем не было, задачи решались вручную со специального пульта управления. Первая операционная система для компьютеров — GM-NAA I/O ( General Motors & North American Aviation Input/ Output system) — была разработана в 1955 году Робертом Патриком из General Motors и Оуэном Моком из North American Aviation. ОС работала исключительно на больших машинах и её основная функция заключалась в автоматическом выполнении новой программы, когда старая завершилась.
Эра персональных компьютеров, доступных каждому, началась в 1980 году. Так, первый в мире лэптоп — IBM 5140, или IBM PC Convertible — корпорация IBM выпустила в 1986 году.
Далее последовала череда важных ИТ-внедрений от компаний Apple, Compaq, IBM, Intel, Hewlett-Packard, Microsoft, Motorola, NeXT, Tandy, U.S. Robotics. Были созданы операционные системы UNIX, Linux, OS/2, Windows, MacOS.
Но немногие разработки в области информационных технологий имели такой же революционный эффект, как создание интернета. Его «отцами» называют американских учёных Роберта Эллиота Кана и Винтона Серфа — изобретателей протоколов TCP/IP для хранения и передачи информации. Работы Кана и Серфа 1970-х годов создали техническую основу современного интернета.
В 2011 году была принята резолюция ООН, признающая доступ в интернет базовым правом человека. Отключение тех или иных регионов от интернета является нарушением этого права.
Отечественные ИТ
В СССР программирование возникло в 1950 году, когда появился макет первой советской ЭВМ МЭСМ (и первой ЭВМ в континентальной Европе).
Лидером отечественного программирования экспертное сообщество считает академика Андрея Ершова — одного из пионеров теоретического и системного программирования, создателя новосибирской школы программирования, основоположника курса школьной информатики.
Кстати, до начала 1950-х годов в СССР не существовало специальности «программист». Андрей Ершов принадлежал к первому в СССР выпуску дипломированных специалистов по программированию (1954).
Ученый разработал программирующую программу для БЭСМ — одного из первых отечественных трансляторов, а также написал первую в мире монографию по трансляции, которая широко разошлась по миру. Русское издание вышло в 1958 году, следом — английское (1959) и китайское (1960).
Работы Ершова помогли в формировании и развитии вычислительной техники не только в СССР, но и во всём мире. Его ценило международное сообщество программистов, приглашали в качестве спикера в Европу, Японию и США. Коллеги называли Ершова «полпредом советского программирования за рубежом».
Ученый разрабатывал и прототипы современных операционных систем. Но, несмотря на интересные идеи, работа была прервана — СССР принял архитектуру IBM.
Ряд фундаментальных терминов русского программистского языка — «информатика», «программное обеспечение», «технология программирования» — ввёл именно Андрей Ершов. Также академик первым (во всяком случае, среди отечественных программистов) распознал производственную сущность программирования как основу новой, софтверной промышленности.
1987–1994 гг. стали ключевыми для зарождения русскоязычного интернета — рунета. 28 августа 1990 года профессиональная научная сеть Института атомной энергии им. И.В. Курчатова и ИПК Минавтопрома соединилась с мировой сетью, положив начало современным российским сетям.
У истоков рунета стояла группа людей, среди них:
В 1998 году было отмечено около 1 миллиона виртуальных россиян, в 2019 году — 95,8 миллионов (78% населения России).
Бум информационных технологий произошёл в 1990-х годах, но и сегодня ИТ продолжает оставаться бессменным двигателем мировой экономики.
Матчасть: диджитал
Оказывается, слово digital существует уже 600 лет. Неожиданно, правда? Помимо долголетия соль ещё и в том, что его значение видоизменялось на протяжении веков.
Исходное значение слова digital — палец (от лат. digitālis). Вначале, в XV веке, под digital подразумевали «обозначение целого числа менее десяти». В XVII–XIX вв. слово употреблялось в значении «имеющее отношение к пальцу, пальцам или числам».
Современное значение диджитал приобрёл в начале 1940-х годов, благодаря появлению нового типа вычислительных машин. Данные в них представлялись в виде серии дискретных цифр (digits) — такую информацию и любое устройство, которое её использует, стали называть цифровыми. Для представления данных в виде последовательности дискретных значений используется цифровой сигнал.
Диджитал — представление физической информации посредством двоичного кода. В качестве прилагательного означает «цифровой», то есть созданный с помощью цифровых технологий.
Многие виды информации получили цифровой эквивалент. Лазерный диск хранил фильм в виде цифрового видео и цифрового звука. Цифровую запись можно было приобрести на компакт-диске, а бесплёночные фотоаппараты — использовать для создания цифровых фотографий. Это слово также стало применяться в СМИ — цифровое радио и цифровое телевидение.
Вполне вероятно, что скоро мы перестанем использовать digital в привычном значении — когда используются только цифровые технологии, необходимость в пояснении отпадает. Например, это уже произошло с цифровым компьютером: все современные компьютеры — цифровые и мы просто говорим «компьютер». Чего не скажешь об аналоговом предшественнике, в разговоре о котором нужно использовать уточняющее определение.
Цифровой мир как среда обитания
Офлайн и онлайн — грань между ними уже достаточно условна. Одним словом, фиджитал (физический + диджитал) — соединение обеих реальностей. Более того, по мнению футурологов, через 20 лет виртуальный мир будет неотделим от реального с ежедневным присутствием в нашей жизни.
Цифровые технологии изменили многие сферы: маркетинг и продажи, обслуживание, финансы, телеком, производство, образование, рынок труда, медиа, ритейл, музыку, искусство, кино и даже спорт. Появились (и продолжают появляться) новые термины, среди которых интернет-маркетинг, digital-агентство, необанк, киберспорт, цифровой след, цифровой портрет (соискателя), цифровой двойник, смарт-пространство.
Цифровая эра продолжает реформировать экономику и образ жизни в целом. Создаются новые бизнес-модели, меняется деловая среда и то, как люди работают, отдыхают или просто общаются.
Крупные финансовые, торговые и ИТ-компании во всем мире модифицируют основной бизнес в универсальные платформы — экосистему — для предоставления клиентам дополнительных услуг. Согласно исследованию Bloomchain, крупными российскими преобразователями можно назвать Сбербанк, Яндекс, Тинькофф Банк, Mail.Ru Group. Например, Сбербанк проинвестировал в цифровую трансформацию более 390 миллиардов рублей за 2015–2018 гг., а его аудитория нефинансовых сервисов в начале 2019 года составляла 67 миллионов человек (70% активных частных клиентов). Среди сервисов экосистемы Сбербанка: стиль жизни, телекоммуникации, электронная коммерция, здоровье, трудоустройство, недвижимость, транспорт, образование.
Экосистемность позволяет не только повысить лояльность существующих клиентов, но и привлекать новых. И всё это стало возможным благодаря цифровым технологиям. При этом не стоит считать их волшебной таблеткой для процветания: трансформация без чётких целей, стратегии и тщательной подготовки не принесет ожидаемых результатов. Но, похоже, с готовностью к преобразованию хорошо обстоит дело не только у мировых, но и у российских компаний, исходя из исследования KPMG:
При этом среди основных препятствий на пути к цифровизации российские компании назвали недостаточную зрелость текущих процессов, низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников. Дефицит кадров отметили 54% респондентов. Самые востребованные позиции — бизнес-аналитики по оптимизации процессов и специалисты по анализу данных.
Наибольшие угрозы, которые несёт цифровизация, лежат в области информационной безопасности. Этим обеспокоены 56% российских руководителей vs 68% по миру.
Базовые диджитал-термины: не путаемся
— перевод аналоговой формы данных в цифровую.
Например, преобразование рукописного или печатного текста, музыки с пластинки или аналогового формата видеозаписи в цифровой вид.
— использование цифровых технологий для изменения бизнес-моделей и создания новых источников доходов, а также для создания ценности; процесс перехода к цифровому бизнесу.
Цифровизация также про изменение образа жизни людей, создание цифровой среды. Технологии помогают нам сделать онлайн-покупки, оперативно найти ресторан, вызвать такси или воспользоваться каршерингом.
внедрение цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения ценности для клиентов, разработки инноваций и улучшения организационных результатов.
Цифровая трансформация — это больше, чем просто технологии.
Ключевые факторы — фундаментальное изменение корпоративной культуры, мышления, методов работы и управления компанией, а также социальная деятельность.
Digital-осознанность: о зависимости и детоксе
На фоне тотальной цифровизации невозможно не упомянуть и о цифровой зависимости. Согласно исследованию Forbes, трое из пяти человек тратят больше времени на свои смартфоны, чем на своих партнёров. Помимо проблем с социальными навыками ухудшается качество сна, повышается уровень стресса и вырабатывается нездоровое пищевое поведение.
Терапией выступает цифровой детокс — осознанный отказ человека от использования гаджетов на какое-то время. Человек переключает внимание на близких и окружающий мир, что помогает ему вернуть контакт с собой, потерянный в виртуальном мире.
Бизнес и наука тоже вносят свой вклад в детоксикацию.
Однако не стоит забывать, что соблюдение баланса зависит в первую очередь от нас самих. Согласно исследованию Digital Society Index, 21% пользователей уже ограничивает время использования интернета или смартфона, а 14% респондентов ушли из какой-либо соцсети.
Среди других находит своих адептов и подход JOMO (от англ. Joy Of Missing Out) — радость упущения. Концепцию осознанной жизни в противовес страху упустить что-то (FOMO) предложил датский профессор психологии Свенд Бринкманн. Вместо того, чтобы зависать в сети или стремиться быть всюду и со всеми, боясь выпасть из часто показушной инстаграм-жизни, психолог предлагает уделять время близким или реализовывать свои проекты.
Осознанное использование технологий позволит получать выгоду, а не вред от щедрого источника информации, которым является интернет и соцсети.
ИТ-профессии
Рассказываем про востребованные ИТ-специальности, по версии hh.ru. Указанные навыки — те, которые работодатели считают главными.
Спрос на фронтендеров продолжает расти. За два года он увеличился на 20% (2016 vs 2018).
Работодатели довольно охотно берут новичков.
Системный администратор. Отвечает за работу сетевой структуры организации, включая планирование. Устанавливает и настраивает оборудование, ПО, создаёт и администрирует учётные записи, автоматизирует рутинные процессы. Может отвечать за информационную безопасность.
Довольно низкий порог входа — новичкам рады.
С++-разработчик. Занимается высоконагруженными серверными системами, играми на С++ — языке широкого применения.
iOS-разработчик. Реализовывает приложения для всего, что работает на платформе iOS. Также требуют язык Objective-C или Swift.
Android-разработчик. Создаёт ПО для устройств на платформе Android. Должен хорошо знать саму платформу, уметь писать на Java и работать с Android SDK — набором инструментов для написания и тестирования кода.
Python-разработчик. Обычно связан с работой над бэкендом сайтов или приложений, для чего должен знать фреймворк Django. Из-за универсальности язык Python используется как для аналитики, так и для разработки.
Для России профессия достаточно новая и становится всё актуальнее: востребованность за два года выросла на 70% (2016 vs 2018). О самой профессии мы написали детальнее в статье «Кто такой DevOps-инженер, что он делает, сколько зарабатывает и как им стать».
Аналитик данных (data-аналитик). Н аходит ответы на текущие вопросы развития бизнеса и помогает автоматизировать рутинные процессы сбора данных с помощью языков анализа данных, таких как Python и R.
Начинающих специалистов охотнее всего берут в Data Science — анализ данных или машинное обучение. Доля вакансий для кандидатов с опытом работы меньше года здесь на четверть выше, чем в целом по рынку.
Фулстек-разработчик. Может в одиночку создать работающий сайт или приложение. Требуется знание логики обработки запросов, серверной части, хранения данных, как взаимодействуют фронтенд и бэкенд.
Доля вакансий для фулстек-разработчиков выросла в два раза (2016 vs 2018).
Интересно. По прогнозам Международной корпорации данных, к 2024 году новый класс профессиональных разработчиков, создающих код без использования собственных скриптов, на 30% увеличит мировое сообщество программистов. Такой подход к разработке приложений на основе готовых модулей ускорит цифровую трансформацию компаний.
ИТ-специальности, связанные с промышленным внедрением ПО
Согласно отчёту KPMG, для реализации трансформационных программ наибольшим спросом пользуются специалисты по управлению проектами в области ИТ, бизнес-аналитики, консультанты по внедрению ERP-систем.
Диджитал-профессии
Эволюция цифровизации постепенно стирает границу между ИТ и диджитал. Их можно сравнить с сиамскими близнецами: одно без другого не функционирует. Возможно, скоро эксперты введут единый термин, а пока этого не произошло, наблюдается некоторая неразбериха с тем, что считают digital-профессиями, или интернет-профессиями.
Благодаря постоянному диджитал-развитию рынок не живёт по жёстким гайдлайнам. Согласно анализу экспертных материалов в поисковой выдаче, прорисовываются три блока digital-профессий:
Аналитика данных (Data Science) находится на стыке ИТ и диджитала: с одной стороны, требуются навыки математика-программиста, с другой — выявленные инсайты помогают улучшать клиентский опыт и оптимизировать процессы, влияя на стратегию компании.
Компания использует тот или иной блок, исходя из целей и задач бизнеса.
Самая распространённая диджитал-история — интернет-маркетинг.
Если говорить о специфике digital-агентств, то в основном это касается руководящих позиций. К вышеуказанным специалистам добавляются креативный директор, стратегический директор, арт-директор, медиадиректор.
А если агентство занимается и продакшном, то плюсуем технического директора, руководителя R&D, AR/VR-специалиста, продюсера, 3D-визуализатора, разработчика чатботов, оператора дронов.
Гибкость цифровой сферы позволяет компании создавать индивидуальную цифровую бизнес-модель и соответственно предъявлять специфичные требования к диджитал-персоналу. Так, например, в digital-команду нефтехимической компании «Сибур» входят разработчики, UX/UI-дизайнеры, AR/VR-специалисты, специалисты по Data science, Machine Learning, IoT, Big Data, архитекторы решений, аналитики, тестировщики, владелец продукта и даже Scrum-мастера. Без грамма маркетинга.
10 наиболее прибыльных диджитал-профессий (по версии hh.ru)
Веб-разработчик. Собирает сайт или интернет-магазин на основе CMS. Должен владеть Java или С++, PHP, Python и GO.
Геймдизайнер. Полностью разрабатывает игры. Среди требований: широкий кругозор, знание игровой индустрии, опыт построения внутриигровых систем, 3D-редакторы. Преимуществом будет знание английского языка и техническое образование.
Веб-аналитик. Работает с большими массивами данных и является Excel-профи.
Среди строгих требований: профильное образование, аналитический склад ума, опыт работы с Яндекс.Директом, Яндекс.Метрикой, Google Adwords и Google Analytics.
Email-маркетолог. Разрабатывает стратегию, пишет и верстает письма, работает с базами подписчиков и клиентов, анализирует и оптимизирует метрики рассылок.
Среди требований: умение работать на платформах для рассылок типа Mailchimp, Sendsay или Ofsys.
В рекомендуемых навыках работодатели указывают копирайтинг, основы программирования и HTML, аналитический склад ума и структурное мышление.
Тестировщик ПО. Моделирует разные ситуации для выявления дефектов в программных системах, прогнозирует вероятные сбои, анализирует проведённые тесты.
Среди требований: основы программирования, навыки работы со средствами автоматического тестирования и Bug-трекерами, опыт документирования тестов.
Варианты названий профессий: инженер по тестированию, специалист по тестированию ПО, специалист по контролю качества ПО, специалист Quality Assurance, QA Tester, QA Manager, QA Engineer.
Интернет-маркетолог. Полностью отвечает за продвижение компании, продукта, услуг в сети. Контролирует и проверяет работу копирайтеров, верстальщиков и дизайнеров. Выбирает оптимальные каналы продвижения — SEO, контекстная реклама, PR на внешних площадках.
Среди частых требований: понимание принципов юзабилити сайта и групп в соцсетях, умение пользоваться аналитическими сервисами.
Среди требований может встречаться умение работать с графическими и текстовыми редакторами.
Веб-дизайнер. Создаёт внешний вид будущего сайта. Определяет элементы, которые будут находиться на странице, их оформление и механику взаимодействия пользователя с сайтом. Должен делать удобные и интуитивно понятные для всех интерфейсы, поэтому часто работает в связке с UX/UI-дизайнерами.
Среди требований: умение работать с различными графическими редакторами, проектировать интерфейс, создавать прототипы и понимать, какой дизайн можно реализовать технически.
SEO-специалист. Занимается улучшением веб-сайта для повышения его позиций в поисковой выдаче и сохранения высоких результатов. Может быть вовлечён в устранение технических ошибок сайта, совершенствование навигации и увеличение скорости открытия страниц.
Среди требований: понимание функционирования поисковых систем, создание аналитических и статистических отчетных материалов, умение использовать программы веб-аналитики, опыт работы с Key Collector и отличное знание Microsoft Excel.
Среди пожеланий указывают умение работать с CMS и базовые знания HTML.
SMM-специалист. Отвечает за продвижение компании, бренда или продукта в соцсетях. Разрабатывает стратегию, составляет бюджет, отвечает за создание сообществ (если нет комьюнити-менеджера) и регулярный контент. Привлекает подписчиков, создаёт площадку для общения людей, проводит акции и опросы, работает с рекламой, грамотно отвечает на негатив.
Работодатели хотят видеть в команде проактивного сотрудника с креативным подходом и грамотной речью, обладающего навыками копирайтинга.
Среди требований: высшее образование в области маркетинга или PR, знание английского языка, умение работать с графическими и видеоредакторами, реже — навыки фотосъёмки.
Коротко раскроем остальные диджитал-профессии.
Копирайтер, автор. Создаёт качественный контент, который решает задачи бизнеса: повышает уровень знания о бренде, формирует лояльность, обеспечивает охват, приносит трафик, продаёт.
Редактор, коммерческий редактор. Перед редактором/коммерческим редактором стоит задача превратить читателя в клиента. Пишет тексты самостоятельно и редактирует чужие, управляет командой авторов, следит за сроками выхода публикаций и бюджетом, если привлекаются внешние копирайтеры. Коммерческий редактор отвечает за информационный продукт: за отдельный материал, рассылку, посадочную страницу, сайт или другой контент или проект. Объём задач различается в зависимости от компании.
Главный редактор. Управляет редакцией диджитал-издания, позиция на стыке творчества и менеджмента. Отвечает за стратегию развития издания, информационное наполнение и выпуск материалов.
Комьюнити-менеджер. Строит живое сообщество, решающее бизнес-задачи. Оценивает эффективность работы через величину, рост, активность и настроение сообщества.
Data-журналист (журналист-исследователь). В идит нерассказанные истории, скрытые в массивах данных. Находит взаимосвязи для доказательства своих выводов с помощью языков программирования и инструментов визуализации. Создаёт понятные и увлекающие читателя интерактивные истории для медиа.
Дизайнер UX (User eXperience). Делает исследования, анализирует пользовательские сценарии, отрисовывает пользовательскую часть сайта. Отвечает за то, чтобы всё было логично придумано, красиво нарисовано и потом правильно реализовано.
Дизайнер UI (User Interface). Создаёт адаптивные дизайн-макеты веб- и мобильных интерфейсов. Разрабатывает интерактивные прототипы. Отвечает за то, чтобы сайт был удобный.
Project manager / Руководитель проекта. Управляет процессом — планирует и контролирует сроки, бюджет, ресурсы — и командой. Выстраивает отношения с внешними силами.
Product manager / Менеджер по продукту. Отвечает за создание продукта и его развитие. Понимает клиента, определяет, каким будет продукт и как его масштабировать. Управляет бюджетом. Выстраивает коммуникацию внутри команды и с внешним миром.
Продуктовый дизайнер. Разрабатывает дизайн продукта и интерфейсы, которые решают задачи бизнеса. Улучшает взаимодействие пользователя с продуктом. Проводит UX-аналитику.
Продуктовый аналитик (product-аналитик). И щет точки роста продукта, несовершенства или возможности улучшения опыта использования продукта или сервиса — с помощью SQL и языков анализа данных.
Маркетинговый аналитик (data-маркетолог). О бъединяет потоки различных маркетинговых данных с помощью языков программирования и специального ПО для получения единого источника правды по всем кампаниям.
Если не знаете, в каком digital-направлении вам будет комфортно развиваться,
приглашаем на бесплатный курс Нетологии «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии». Вы погрузитесь в сферу digital, попробуете себя в роли интернет-специалиста и составите свою карьерную карту.