Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Казахи — волшебный народ

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

История

История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:

Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.

Жизнь в разных странах

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Казахи проживают в ряде стран: Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Туркмения. В Китае казахский народ пребывал еще в 12 веке. В страну также произошла массовая эмиграция во время голодных лет. Многие из них в повседневной жизни говорят на казахском языке, а правительство КНР активно поддерживает расселение людей, создавая автономные образования. Например, одним из таких является образование Аксай-Казахский автономный уезд. В Китае издаются газеты на казахском языке, есть несколько телеканалов, заметных сложностей в трудоустройстве нет.
На территории Российский Федерации проживает несколько сотен тысяч казахов. Многие образуют общины, крупнейшими из которых стали Омская, Саратовская, Оренбургская и Астраханская. В России предусмотрены школы, где преподают казахский, но обучение на казахском языке не предусмотрено.
Более 100 тысяч казахов живет на территории Монголии, значительная часть проживает в Узбекистане, а в Киргизии они имеют статус национального меньшинства. Для всех казахов, за исключением тех, что проживают в России, характерна массовая репатриация на родину, чему способствует само государство Казахстана.

Религия

Казахи в большинстве своем являются мусульманами. Атеистов в Казахстане насчитывается не более 100 тысяч человек. Влияние ислама на казахский народ носит исторический характер. В конце 10 столетия он был официально утвержден как государственная религия. Следует однако отметить, что современные казахи соблюдают не все обряды, например, нарушается порядок намаза. Причина такого отношения кроется в светской политике Советской власти, которая преследовала любую религиозную деятельность, ограничивая возможности миссионеров.
Сохранилось и языческое верование — тенгрианство. Оно предусматривает поклонение духам и богам природы, тяготеет к тотемизму. Шаманизм не считается государственной религией, однако жители сельских районов до сих пор придерживаются давних ритуалов и поклоняются языческим богам. Подобная ситуация вызывает массу противоречий у мусульман, которые также негативно относятся к традиционным казахским обычаям, часто противоречащим предписанию Корана. В целом же представители ислама и тенгрианства существуют мирно.

Культура

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

В культурном отношении казахи прославились благодаря музыке. Мелодии исполняются мастерами на домбре — миниатюрном струнном инструменте, похожем на гитару. Под аккомпанемент музыканта певцы-акыны исполняют народные песни. У казахов еще много веков назад появилась особая форма состязания — айтыс. В нем каждый должен продемонстрировать свой музыкальный талант. Даже сейчас акын считается не просто родом занятий, а настоящей профессией.
Акыны пели не по нотам, им требовалось практически на ходу сочинять рифмы и успевать попадать в такт. Таким образом, песни акынов строятся на импровизации, что делает профессию очень сложной. Исполнить песню недостаточно, ведь она должна захватить ум и сердце слушателя.
Казахская литература насчитывает много веков, однако ее письменная форма сложилась не ранее чем в 19 веке. В советский период вновь получила развитие устная литература, посвященная революции и ее деятелям. Популяризации казахской литературы способствовала советская пропаганда. В середине прошлого века в Казахстане получила огромную популярность научная фантастика, а в начале 21 века сформировался постмодернизм. Сейчас литература Казахстана все больше тяготеет к Западу.
В Казахстане расположено несколько памятников всемирного наследия, внесенных в список объектов ЮНЕСКО.

Традиции

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Казахский народ имеет множество традиций, которые формировались на протяжении долгого времени. Одной из важных традиций является воспитание детей. За каждым сыном должны присматривать разные люди, чтобы ребенок мог получить от всех опыт, который пригодится ему в жизни. Распространен институт «семи предков», подразумевающий важность родственных связей. Распределение в семье сыновей по обычаям казахского народа требовало, чтобы старшего сына отправляли на воспитание к бабушке и дедушке, среднего обучали военному делу, а младшего оставляли у родителей, чтобы он в дальнейшем помогал с хозяйством. Важность мужской линии была несоизмерима больше, чем женской. Казахи считали внуками только тех, кто рождался от их сыновей.
У казахов есть много свадебных обрядов, причем большое внимание в культе брака отводится предкам. Каждому казаху надлежит знать свою родословную до седьмого поколения. Это необходимо для соблюдения запрета — нельзя выходить замуж (жениться) на представителях своего рода. Бракосочетание происходило обычно в юные годы, девушки становились женами уже в 14 лет, мужчины в 14-15.
Не менее важным пунктом в традициях казахского народа является гостеприимство. Гостя надлежало принимать в обязательном порядке, поскольку отказавшего ему в воде и еде облагали штрафом. Традиция велела угощать гостя лучшей едой, подавать кумыс, айран, затем налить чай и угостить сладостями. После подавали горячие блюда. Обычно баранину или конину (мясные и колбасные изделия).
Особой традицией является конный спорт, скачки как таковые считаются национальным видом состязаний. У казахов насчитывается не менее 10 национальных видов спорта и игр. Практически во всех присутствует свои обычаи. Например, в алтыбакане молодые люди поют песни, гуляют и танцуют. Забавной игрой является кыз куумай, в которой юноши должны догонять девушек на лошади. Если молодому человеку удастся догнать девушку, он должен подарить ей поцелуй. Затем они меняются местами, и молодому человеку нужно во что бы то ни стало убежать от девушки, преследующей его на коне, иначе она имеет право отстегать его. Одним из самых сложных состязаний считается кокпар. В нем все участники должны бороться за тушу барана, при этом сама игра позволяет определить наиболее сильного, ловкого и опытного наездника, способного удержаться в седле. Сложность игры заключается в том, что она может длиться часами.
Отношение к традициям у казахов в целом очень серьезное. Им посвящаются фильмы, реклама, государство старается пропагандировать возрождение традиций как основу для укрепления самосознания народа.

Жилище

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Традиционным жилищем казахов является юрта. Сейчас этот вид жилища не устарел, используется многими фермерами, занимающимися животноводством. Каркас юрты представляет собой скрепленные крест-накрест, образующие ромбовидные отверстия жерди. Форма жилища цилиндрическая с конусообразной крышей, в центре которой есть отверстие для выхода дыма. Для утепления юрта обтягивается толстым слоем войлока. В центре юрты располагался очаг, возле которого складывали дрова. Очаг служил для обогрева и приготовления пищи. Принимали пищу за маленькими столиками на низких ножках, сидя на коврах. Спальное место представляло из себя набор меховых шкур, сложенных друг на друга. Раньше позволить себе подобную роскошь могли только богатые купцы. Сейчас многие казахи могут разместиться с комфортом в юрте.
Самым почетным местом является небольшая кушетка с высокими бортами, возле нее ставится маленький столик для ног. Также глава дома может восседать на большом стуле, похожем на трон. Вещи хранятся в сундуках, посуда всегда должна быть под рукой. Вход в юрту сейчас закрывает дверь, которую защищают навесом. Ранее дверями не пользовались. Во время проветривания навес поднимали, позволяя воздуху естественным образом проникать в юрту.
Пространство юрты делится на мужское и женское. Мужчины обычно располагаются ближе к входной двери. Символом богатства у казахов, как и других кочевых народов, является ступа, в которой взбивают кумыс. Современные юрты часто используются для привлечения туристов. Отметим, что юрты могут использоваться не только как индивидуальные гостиницы, но и место для проведения похоронных обрядов. Бывают свадебные юрты, в которых жених с невестой проводят свою первую ночь после свадьбы.

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Кухню казахов следует разделять на традиционную и современную. В ней присутствует много традиций, лицезреть которые можно на фестивале «Тойказан». Обычаи приготовления складывались веками, существует множество обрядов, связанных с готовкой еды.
Основу казахского рациона всегда составляли мясные блюда. В ней есть множество специфичных для европейца деликатесов. К примеру, казы-карта, представляющая собой нарезанную ломтями конину.
Казахи употребляют практически всю пищу животного происхождения: почки, сердце, легкие и т.д. Большую популярность имеют манты, которые готовятся с добавлением мяса и тыквы. Готовят их на пару, используя многослойный поднос из дерева. Вареная колбаса тоже пользуется спросом. Ее называют казы и готовят из конины. Колбаса казы может иметь малую, среднюю, высокую жирность. Пища кочевников сама по себе всегда была сытной и жирной, так как условия жизни требовали питаться плотно. Есть и такие блюда, которые могут сильно удивить. Среди них фаршированный желудок, который запекают в золе. Блюдо это настолько специфично, что даже оседлые казахи его едят редко.
Из рыбных блюд популярен коктал — это рыба, которую коптят вместе с овощами. Отличительной особенностью блюда является использование крупных особей, достигающих в весе 5 кг. Птица из пищи исключена практически полностью, так как у кочевников ее просто не было. Также отсутствует свинина, являющаяся запрещенным к употреблению продуктом в соответствии с наставлениями, изложенными в Коране.
Напитки у казахов тоже особые. Чтобы получить питательный напиток, они смешивают коровье молоко с простоквашей, которую делают на основе овечьего молока. Жидкость кипятят, затем добавляют сливочного масла. Получается очень калорийный напиток.
Хлеб — значимый продукт в казахской кухне. Его тоже делают питательным. Например, баурсаки выглядят как обычные кусочки теста, однако стоит приготовить их в кипящем масле, и получится сытная хлебная закуска. Казахи пекут в тандыре лепешки, а также делают их на кипящем масле (шелпек). Готовить такие хлебные блюда можно даже в походе, для чего используется казан. Казахи воспринимают шелпек и баурсаки как обязательное украшение стола, но насытиться ими можно с лихвой. Хлеб пекут на углях, на сковороде, делают из него сладости. Самой знаменитой сладостью является чак-чак, который может съесть любой человек, даже соблюдающий диету. Другое дело шертпек — крайне жирная сладость. Она представляет собой мед, смешанный с конским жиром, получаемым в результате приготовления колбасы.
Рацион современного казаха стал менее калорийным. Люди стараются выбирать пищу, которую употребляют восточные народности и европейцы. Многим знакома русская, белорусская и украинская кухни. Часто на столе бывают татарские, корейские блюда, казахи едят самсу, копчености, разного рода сладости, знакомые каждому жителю большого города: мороженое, конфеты, мармелад. Неизменными блюдами рациона остаются лагман и шашлык.

Казахский язык формировался в условиях влияния тюркского народа и испытал влияние со стороны других народностей. Сейчас выделяется несколько диалектов:

Отдельно рассматривается литературный язык. Современный облик языка претерпел сильные изменения в связи с образованием так называемых новоделов. Это группа слов, которые появились в результате влияния пуризма. Лингвисты отмечают, что многие слова выглядят усложненными, что связано со стремлением увеличить процент литературного лексикона в повседневном разговорном языке (в частности именно это характерно для пуризма). Казахи тоже отмечают неоднозначность появления новоделов. Трудно сказать наверняка, украшают ли они современный язык или просто усложняют его.

Жизнь

Внешность

Одежда

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Зимой казахи носили наряды из меха, используя выделку из шкур соболя, куницы, енота. Соболь и куница всегда считались самыми дорогими мехами. Небогатые люди могли пользоваться только шубами, сшитыми из шкуры домашнего животного. Это были не только овцы, но и верблюды.
Основной верхней одеждой мужчин и женщин был шапан — широкий халат, подпоясываемый поясом. Достаточно разнообразны были виды головных уборов:

Последний вариант головного убора является наиболее дорогим. Его использовали только на свадьбу или важный праздник. Пояс белдик делали из кожи и бархата, украшали серебром, монетами, вышивкой. Для поясов, используемых воинами, предусматривали подвески. Плащи у казахов называются шекпен. Их делали из неокрашенной шерсти для повседневного ношения, парадный шекпен мог быть окрашен в пурпурный или синий. Основной обувью служили башмаки и сапоги, которые украшали бляшками из серебра. Мужские сапоги были черного, коричневого, серого цветов. Женщина носили красные сапожки.

Казахи постарались на славу, чтобы создать такую культуру, которой могли бы восхищаться все. Поэтому в последние годы туризм в их стране развивается весьма активными темпами. Политические сложности не делают их менее позитивным народом, ведь они хранят память предков, которые многое пережили, сумев остаться единым народом.

Видео

Танцы у казахов — это настоящая магия. Оцените, насколько красивы движения казахских танцовщиц, исполняющих праздничный танец, который обычно приурочен к свадебному торжеству.

Источник

Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Материальная культура казахов: YouTube/KAZINFORM

Эпоха ХV–XVIII веков привлекает внимание ученых и исследователей. В этот период культура казахского народа уже сформировалась как система, проявились ее самобытные и уникальные черты. В статье расскажем, какими особенностями наделена материальная культура казахов, в каких формах выражается ее национальное своеобразие.

Материальная культура казахов: хозяйство

Кочевой образ жизни казахов определил то, как велось хозяйство, организовывался быт, развивалась культура. Чем занимались наши предки? Самыми значимыми их занятиями были разведение скота и земледелие. Вот что об этом говорят историки и археологи:

Традиционное хозяйство казахов: разведение скота

Скотоводство полукочевого типа было ключевой отраслью в жизни казахского народа. Животных использовали как:

Вот почему без верблюда, овцы и лошади была немыслима культура Казахстана в 18 веке. Кони были двух видов — скакуны и тягловые. Верблюды также были разные: одногорбые («нар туйе») и обычные двугорбые. Животные, как правило, размещались на улице, питались подножным кормом. В зимнее время их согревали попонами.

По сезонам меняли места пастбищ:

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Верблюды в степи: Freepick

Покидали зимовки казахи после пира, для них с весенним пробуждением природы начинался непростой трудовой период. Все силы уходили на заботу за молодняком после окота, стрижку верблюдов.

С приходом лета переходили на стрижку овец, кастрирование ягнят, изготовление продуктов из молока. В осенние дни скот начинали забивать на зиму. Поэтому путь на джайляу был медленным, а возврат на зимовку быстрым. У каждой общины были собственные пастбища и дороги к ним.

Казахи выделывали кожи, плели войлок, шили. Все эти ремесла были им хорошо знакомы.

Традиционная материальная культура казахов: особенности земледелия

На юге и запада страны активно занимались выращиванием овса, пшеницы, риса, хлопка, конопли. Климатические условия края отлично подходили для них.

Популярностью пользовалась белая («ак бидай») и красная («кызыл бидай») пшеница. Просо давало высокие урожаи при любых погодных условиях. Также казахи культивировали бахчевые культуры — арбузы и дыни.

Для доставки воды к посевам применялись сложные оросительные системы, которые оборудовали с учетом местности, в которой выращивали агрокультуры. Пользовались нерегулярным и регулярным поливным земледелием.

В речных долинах, склонных к паводкам, жители прибегали к лиманному земледелию. Его суть заключалась в следующем:

Не менее активно пользовались казахи регулярным поливным земледелием. Они сооружали арыки, ведущие от рек и ручьев. Получалась система каналов для орошения, по которым вода достигала полей.

К началу XIX века в связи с постепенным высыханием степей и изменениями границ страны площадь орошаемых земель начала сокращаться.

Культура кочевников: казахские жилища, одежда, украшения, оружие

Материальная культура отличается богатством и разнообразием. О мировоззрении народа, его духовной культуре рассказывает обустройство жилья, то, как делали одежду, украшения и оружие:

Основное жилище кочевников: юрта

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Традиционное казахское жилище: юрта: Freepick

Одна юрта могла достигать 120 м². Эту внушительную деревянную конструкцию разбирали, купола и жерди складывали на повозку и перевозили. Различали три вида юрт:

Центром юрты был очаг («ошак»), возле которого грелись и на котором готовили еду. Место за очагом, напротив входа в жилище (тэр), предоставляли для почетных членов семьи и гостей.

Отдельно стоит сказать о коврах в юрте. Они были двух видов: без ворса («такыр килем») и с ворсом («тукт килем»). Роскошными коврами с богатыми узорами гордились.

В ковровых мешках хранили посуду и кухонную утварь. Одежду и предметы быта сберегали в сундуках. На деревянных предметах интерьера всегда была искусная резьба.

На юге страны казахи жили в стационарных глиняных, каменных и деревянных домах. Чем богаче хозяин, тем больше у него жилье.

Культура казахов: национальная одежда и украшения

Одежда была тесно связана с особенностями быта:

Мужчины в летнее время ходили в рубахах, штанах и халатах, в сапогах с загнутыми носками («бир така»), галошах («кебис»). Женщины одевались в длинные туники, которые выглядели как платья. Обувь отличалась изысканностью особенно у представителей богатых родов: сапоги украшали орнаментами, туфли инкрустировали серебром.

Важной частью гардероба были многообразные головные уборы:

О статусе и материальном положении казаха также можно было судить по расшитым кожаным, бархатным или шелковым поясам («белдио»).

Используя гравировку, чеканку и литье, казахи изготавливали серебряные и золотые ювелирные украшения с драгоценными камнями. Умельцы могли похвалиться:

Оружие было еще одной важной частью культуры:

Материальная культура казахского народа: пища, посуда, домашняя утварь

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Быт казахов: iStock

Климатические и природные особенности местности оказали влияние на быт, на то, что люди ели, как готовили пищу и что для этого использовали.

Какой была казахская посуда? Национальную посуду казахи изготавливали из кожи. Для утвари использовали шкуры домашнего скота.

Во время заготовки мяса кожи обрабатывали отдельно: вычиняли, мыли в кислом молоке, солили и высушивали. Деревянной посудой тоже пользовались. В каждом доме был металлический казан. Оседлые племена применяли глиняную посуду.

Каждый из этих элементов быта ХV–XVIII веков был обусловлен образом жизни кочевых племен. Все вещи делали из доступных материалов, их было легко транспортировать.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Этногенез казахов

Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Смотреть картинку Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Картинка про Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа. Фото Что составляет основу хозяйственной жизни казахского народа

Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:

1. определенный уровень развития культуры;

2. территория с обозначенными границами;

3. сформированное общественно-этническое сознание;

4. сформировавшийся язык;

5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.

Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.

Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.

По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Этногенез казахов

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей.

Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У казахов и после, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народ, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос: «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны.

Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.

Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.

Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.

Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах».

Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *