Что составляет природу ответ
Что составляет природу? Обведи нужную букву.
а) весь окружающий мир;
б) все, что нас окружает и не сделано руками человека;
в) растения и животные.
2.
|
Установи соответствие.
|
|
|
|
|
|
|
К какой природе относятся перечисленные названия тел?
Допиши предложение
· Камен, сосулька, облако, глина, песчинка – это _________________
· Береза, жук, лягушка, колокольчик, лиса – это __________________
Что необходимо для всего живого на земле? Вычеркни лишнее.
Солнце, вода, воздух, луна.
Какой объект природы лишний? Подчеркните его.
Скворец, кузнечик, берёза, тюльпан, луна, волк.
Тесты к разделу «Природа»
ТЕСТ №1
ТЕМА: «НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Что составляет природу? Обведи нужную букву.
а) весь окружающий мир;
б) все, что нас окружает и не сделано руками человека;
в) растения и животные.
2.
|
Установи соответствие.
|
|
|
|
|
|
|
К какой природе относятся перечисленные названия тел?
Напиши
· Звезда, снежинка, вода, солнце, воздух – это _________________
· Липа, змея, сорока, одуванчик, кузнечик – это __________________
В чём отличие элементов живой природы? Вычеркни лишнее.
Дышат, размножаются, говорят, растут, питаются, умирают.
Какой объект природы лишний? Подчеркните его.
Ландыш, ворона, пчела, дуб, астра, дождь, жираф.
Тесты к разделу «Природа»
ТЕСТ №3
ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:
2. Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью:
а) день становится короче;
б) солнце встает раньше;
в) ночь становится короче.
Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе? Обведи нужную букву.
г) начало учебного года;
Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.
Голубь, аист, стриж, ворона, клёст, сорока, грач, жаворонок.
*6. Обведи кружком букву правильного ответа.
Первыми на юг улетают:
а) водоплавающие; б) насекомоядные.
Тесты к разделу «Природа»
ТЕСТ №2
ТЕМА: «КАК ИЗМЕРЯЮТ ТЕМПЕРАТУРУ?»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Что такое термометр?
а) прибор для определения давления;
б) прибор для определения температуры;
в) прибор для определения скорости движения;
г) прибор для определения высоты полёта.
Каким термометром определяют температуру тела человека? Вычеркни лишнее.
МЕДИЦИНСКИЙ, УЛИЧНЫЙ, КОМНАТНЫЙ, ВОДНЫЙ
От какой точки на шкале термометра нужно отсчитывать температуру? Обведи нужную букву.
а) от самого нижнего деления;
б) от деления, на котором стоит 0 о С;
в) от верхнего деления до границы жидкости в трубочке термометра.
Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке выполнения заданий различных типов
Вам предстоит оценить несколько ответов учащихся на каждое задание, используя критерии оценивания. Примеры ответов учащихся даны в таблице.
4.1. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке выполнения заданий различных типов
Прочтите текст и выполните задания С1-С6
Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т. д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т. п.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.
Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.
Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль природы в жизни общества
– природа как источник средств жизни;
– природа как среда обитания;
2) особенности воздействия природы на развитие и совершенствование общества;
3) глобальный характер воздействия природы на общество.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.
Не выделены основные фрагменты текста.
ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
1. Подбери три-четыре однокоренных слова к существительному «природа». Попытайся объяснить, какой смысл объединяет все эти слова.
Природный, природоведение, природоохрана, природовед, природоохранный, природозащитный, природопользование, природоведческий, природно-климатический, природно-биологический, природосберегающий.
Во-первых, их объединяет общий корень – природ.
Во-вторых, их объединяет то, что все эти слова связаны с окружающим нас миром.
2. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Запиши в таблицу цифры по соответствующими буквами.
3. Прочитай фрагмент статьи российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва, в которой он обращается к школьникам, и выполни задания.
«Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с её многомиллионолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие».
1) Найди в тексте и подчеркни черты сходства мира природы и мира человека.
1. Обе культуры – плод исторического развития.
2. Каждый мир общежителен и обладает «правилами поведения».
3. Между природой и человеком существует равновесие.
2) Приведи три примера влияния природы на образ жизни, культуру человека.
Природа источник вдохновения(культура); природа заставляет людей вести здоровый образ жизни; природа является основным источником питания человека.
1) в суровых, холодных условиях люди становятся запасливыми.
2) в райских местах, где не надо бороться за жизнь люди стремятся познать мир и себя.
3) частые разрушительные катаклизмы научили людей начинать жизнь с нуля, изобретательности тем самым всегда быть на чеку и созидать снова и снова.
3) Объясни, почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы.
4) Подумай, какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой. Свой ответ объясни.
Нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть прежде всего гуманистической, т. е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов в биосфере. «Принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы. Относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.
4. Сколько воды нужно человеку?
1) Известно, что один москвич в 1890 г. расходовал в сутки 11 л воды, в 1914 г. — уже 66 л, в 1959 г. — 500 л, в 1995 г. — более 650 л. В настоящее время жителю столицы требуется около 200 л воды в день.
Предположи, почему потребление воды жителями столицы (как и любого другого города) так изменилось.
Значительно вырос расход воды на удовлетворение бытовых нужд населения: воды для питья, бань, а также для прачечных, на поливку насаждений, улиц и другие потребности коммунального хозяйства. В связи с процессом урбанизации из года в год увеличивалось число жителей в городах: так, в нашей стране в 1913 г. городское население составляло 28 млн. человек (17,6% от всего населения); а в 1974 г. выросло до 149 млн. человек (59%).
2) Сравни данные о суточном потреблении воды современными жителями ряда европейских столиц:
Лондон — около 250 л;
Париж — около 450 л;
Москва — около 200 л.
Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
В современном мире резко растет населения мира. Ученые вычислили, что сейчас в мире проживает больше 7 миллиардов человек. Большинство стран Европы считаются развитыми, некоторые развивающиеся. В зависимости от социально-экономического развития столиц, их размера, от количества жителей из зависит объем ежесуточно потребляемой воды.
5. В перечне видов загрязнений обведи номера тех, которые появились в результате деятельности человека.
1) облако вулканического пепла
2) свалка промышленных отходов
3) смог в центре населённого пункта
4) упавший на землю фрагмент метеорита
5) нефтяное пятно в Средиземном море
6. Опираясь на текст учебника, заполни схему. Приведи примеры каждого вида природных ресурсов.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ | |
Исчерпаемые | Неисчерпаемые |
нефть, газ, каменный уголь, руды | вода, ветер, энергия солнца |
7. Предположи, почему книга исчезающих видов растений и животных называется Красной.
Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.
Потому что красный цвет ассоциируется с тревогой, опасностью и привлекает внимание.
9. Своими словами объясни смысл высказывания известного индийского мыслителя и общественного деятеля Махатмы Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».