Что сильнее генетика или воспитание

Новое в блогах

Навыки против генетики, или что важнее: воспитание или гены?

«Яблоко от яблони недалеко падает», «у осины не родятся апельсины», «все хорошее было у него от родителей, все плохое – от отца с матерью»… Человек – животное социальное, и среда формирует личность – на этом настаивает большинство психологов. Тем не менее, многие – в том числе и создатели крылатых афоризмов – убеждены, что «гены пальцем не сотрешь», и именно от оных зависит характер человека, его будущая профессия и вся его дальнейшая жизнь… Кто прав и что важнее: воспитание или гены?

«Гены не определяют все раз и навсегда, – настаивает врач-генетик Инга Золотарева. – То, что генетическое – значит неизменяемое – это не более, чем предрассудок! Все психологические черты появляются у человека в результате взаимодействия генотипа и среды. Что касается последней, исследования доказали, что из своего окружения и жизненного опыта человек «впитывает» только то, что отвечает его внутренним запросам. Как, к примеру, объяснить тот факт, что в одной семье дети растут в похожих внешне условиях, а вырастают, тем не менее, абсолютно разными? Среда разнообразна и содержит много возможностей, но почему-то вы выбираете провести вечер с книгой, а ваш брат предпочитает играть в футбол. С возрастом дети начинают все больше формировать свою среду и активно выбирают из изобилия возможностей те, что больше сочетаются с их генетическим потенциалом. Тем самым различия между генотипом и средой все больше стираются. Причем мы не можем убрать среду, даже если иметь ввиду абсолютно изолированного человека, этакий «генотип в вакууме» – ведь вакуум – это тоже среда».

«У моей подруги одиннадцатилетний сын начал воровать, – поясняет Дарья Климушкина. – То мелочь из кармана, то линейку у друга. Подруга говорит, что его отец – тоже любитель что-нибудь стянуть. Они с мужем не живут вместе уже несколько лет. Неужели так проявляется наследственность?»

«Хотим мы того, или нет, нам багажом передается от родителей генетически определенный порядок действий – даже семейный сценарий, не говоря уже о личных чертах! – поясняет психотерапевт Андрей Бабин. – Описанный случай – наглядный пример: у воров рождаются воры, у маньяков – маньяки и прочее. Если вы достаточно внимательно понаблюдаете за собой, то заметите: те черты, которые вы так упорно отрицали в своих родителях, упорно прорастают в вас самих! От генетики никуда не денешься – именно эту истину очень хорошо уяснили те, кто занимается разведением животных и тщательно сильно следит за чистотой породы. Генетика – это коридор, который определяет поведение человека процентов, наверное, на 80, если не 90. Я работаю с ребятишками из крайне неблагополучных семей, более того, часто приходится проводить терапию с детьми с очень плохой наследственностью, рожденными от слабоумных родителей. Это не удивительно, но закономерно: дети слабоумных интеллектом не блещут. Интеллект делится на два подвида: врожденный и приобретенный. Если наследственность из рук вон, то и врожденный интеллект уже с первых лет ощутимо отстает. Вспомните: недаром раньше, когда институт семьи был еще в почете, всегда интересовались родителями, тем, из какой семьи ребенок. Хотя если генетическая «программа» уже записана, возможность несколько подкорректировать ситуацию все-таки есть. На сколько процентов реализуется заложенное природой – на все сто или нет – зависит от нас самих. Свой характер, как и траекторию своего поведения в жизни, можно менять самому».

Андрей Бабин приводит пример: родитель был бандитом, и через гены его детям передалась жажда риска, адреналина и прочие «составляющие» лихачества. Волей судеб ребенок, рожденный от асоциального отца, воспитывался в интеллигентной семье. Но на бессознательном уровне он любит рисковать. Поэтому выбор профессии – работа в следственном отделе полиции – как это не парадоксально звучит, в данном случае закономерен.

«Воспитание со счетов тоже скидывать нельзя, – поясняет свою точку зрения психотерапевт. – Но если «исходный» генетический материал оставляет желать лучшего, то выше потолка не прыгнешь. Вспомним классику: альтер эго и «исходный материал» для Полиграфа Полиграфовича Шарикова – потомственный пролетарий Клим Чугункин – не менялся, несмотря на то, что после перевоплощения проживал в интеллигентной семье».

Психотерапевт Бабин имеет не бесспорную, но, тем не менее, заслуживающую внимания читателей точку зрения на роль генов в жизни человека. Мы публикуем его слова без купюр (точка зрения реципиента может не совпадать с точкой зрения редакции. – Прим. ред.).

По мнению психотерапевта Андрея Бабина, хуже всего дело обстоит с приемными детьми: усыновление – это вообще страшная тема. Психотерапевт напоминает (не ссылаясь при этом на статистические данные. – Прим. ред.), что среди тех детей, которые были отданы в детский дом, здоровых практически нет. Усыновлению, как правило, подлежат дети с ущербным генетическим материалом, но про это детские дома традиционно умалчивают, никто не консультирует родителей в этом вопросе – грубо говоря, те, кто принимают в семью чужого отпрыска – покупают кота в мешке. Приемные родители вкладывают в дитя все силы, но с течением времени в нем все равно проявляются черты характера биологических родителей.

На возражение «Довольно часто бывает, что ребенок родителей-алкоголиков, насмотревшись на них, вырастает непьющим», Андрей Бабин приводит контраргумент: «Как правило, девочка, которая выросла в семье с пьющим отцом, который ни во что не ставит ее мать, непременно найдет себе спутника, ведущего себя также – в открытую или завуалированно – но, в любом случае – аналогично. Семейный сценарий – это тоже генетика».

Столь категоричную точку зрения не разделяет психолог Анна Люберцева: «Я не понимаю такой предвзятости, – подчеркивает психолог. – В США, к примеру, приемный ребенок не считается каким-то неполноценным, там это обычное дело. В России же почему-то считается, что раз приемный, то ущербный. И своровать может, и непременно станет алкоголиком, наркоманом, маньяком. » По мнению Анны Люберцевой, именно такой, навязываемый пропагандой и стереотипами, взгляд мешает многим людям усыновлять детей. Первые причины – в сознании. Естественно, у всех нас есть определенная генетическая предрасположенность к чему-либо. Клептомания, например, чаще всего бывает связана с задержкой интеллектуального развития. В других случаях это, прежде всего, поведенческая реакция (например, попытка привлечь внимание или показать свою независимость). И равно как алкоголизм и наркомания – это в большей степени не физиологическая наследственность, а именно социальная (!) болезнь. Ребенок, выросший в семье наркомана, с большей долей вероятности станет наркоманом, даже если он аристократ по рождению! И заметьте – это произойдет не потому, что у него предрасположенность к этому на уровне физиологии, а потому, что он растет в среде, где наркотики – обычное дело».

И все же: какую стратегию выбрать в воспитании приемного ребенка с предположительно плохими генами?

«Важно научить его достигать побед и чувствовать удовлетворение от собственного труда. Дать возможность ему оценивать, что для него положительно и что отрицательно. Учить выражать собственное мнение, для таких людей очень важно суметь сказать «нет» в сложных ситуациях, – консультирует психолог Марина Звягинцева. – Кроме того, родители должны позаботиться о формировании благополучной социальной среды вокруг воспитанника, ведь часто склонность усугубляется под воздействием неблагополучных дворовых компаний и тому подобное. Почему говорят: «бывших алкоголиков и наркоманов не бывает»? Потому что часто после лечения и избавления от зависимости человек снова попадает в среду, где алкоголь и наркотики – обычное дело. Особенно критично это становится в подростковом возрасте – в этот период окружение влияет на ребенка более всего, давая ему такое нужное ему сейчас ощущение собственной значимости. Часто ощущение собственной значимости достигается за счет девиантного поведения. Адекватное окружение во многом формирует образ мыслей. Не стоит недооценивать роль среды в воспитании. Ребенка стоит отдать в спортивную игровую секцию. Здесь во взаимодействии с остальными детьми он увидит, что общая победа в равной степени зависит от всех членов команды», – добавляет психолог.

«В последнее время все больше и больше ученых приходит к мнению о том, что поведение и образ мыслей ребенка на 90% зависят от общества, в котором он воспитывается. Возможно, что у ребенка и есть различные склонности, заранее заданные при рождении от родителей или от далеких предков. Но под влиянием общества растущий человек эти задатки может реализовать положительно или отрицательно. Он может стать как полицейским, так и вором. Он может стать убийцей или хирургом. То есть он может использовать свои склонности или на пользу обществу, или во вред ему. Это зависит уже от окружения, от конкретного воспитания, которое ему дают. А воспитание зависит только от примера, который он видит вокруг себя», – поясняет Марина Звягинцева.

«Я же, напротив, уверен, что люди не меняются, – подчеркивает психотерапевт Андрей Бабин. – Успех всех этих «доброжелательных» методик воспитания весьма сомнителен. И тут дело даже не в самой идее, а в том, как осуществляется воспитание. Как правило, в нашем обществе идет насаждение общепринятых норм – «так делай и так». Насаждают – а корней-то нет, почва не благодатная, наследственность плохая! Поэтому при любой возможности такие дети возвращаются к отправной точке. Люди думают – открою душу воспитаннику, и все получится, но чуда не происходит. Для того, чтобы получилось воспитать отпрыска неблагополучных родителей успешным человеком, душа у него тоже должна быть открыта навстречу переменам, а такое встречается крайне редко».

Один из блогеров пишет: «Это так хорошо, так по-человечески – взять в семью приемного ребенка. Спасти от огня, от медных труб, обмануть сиротство. Визит в детдом, случайный или запланированный, а потом ты ни спать не можешь, ни есть – все думаешь, как он или она там, без тебя». И таких историй тысячи!

«У меня умные красивые и воспитанные родные дети, – размышляет многодетная мать Алена Смольникова. – И были сложные периоды в подростковом возрасте. Но я знала, что от них ожидать. Потому что генетика – вещь научная в отличие от слез и соплей по поводу ничейных в домах ребенка детей. И с наукой спорить бессмысленно!»

Но, по мнению матери двоих детей Анны Беляковой, во всем есть досадные исключения: «У моей крестной прекрасная семья, родители образованные, старший сын умница. А младший. запил в тринадцать лет и пошел по наклонной, спасти его не удалось, и это несмотря на воспитание и отличные гены!» – поясняет Анна.

Так отвечают ли гены за наши «дурные (преступные) наклонности»? За наши пороки?

Врач-генетик Инга Золотарева рассказывает, что еще в 1993 году исследователи обнаружили мутацию гена МАО А, распространенную среди членов одной датской семьи. Этот ген был незамедлительно заклеймен в прессе как «ген криминального поведения», так как поведение мужчин из этой семьи отличалось особой жестокостью. Но в дальнейшем оказалось, что все мужчины этого рода были больны редким наследственным заболеванием, не имеющим никакого отношения к большинству преступников.

«Гена криминального поведения» не существует, – подытоживает Инга Золотарева. – Агрессивность многих людей, совершающих злодеяния, грабежи и жестокие убийства, конечно, намного выше среднего уровня. И, вполне возможно, что их «узурпаторское» поведение объяснимо «дурной» наследственностью. Но здесь не все так просто. Подумайте сами: в тюрьмы очень часто попадают люди с низким интеллектом, и вовсе не потому, что все они агрессивны от природы. Часто наоборот – потому что они наивны, доверчивы, их легко использовать, или, например, они не могут правильно оценить ситуацию и последствия своих действий. То есть наследуется не криминальность, а множество факторов, которые влияют на риск оказаться в криминальной ситуации, и агрессивность – лишь один из них».

«Порой приемные родители неосознанно чересчур критичны к ребенку, – добавляет психолог Марина Звягинцева. – Это объясняется их беспокойством в связи с тем самым мифом о дурной наследственности, которая непременно проявится. И они с тревогой ждут – когда же она даст себя знать? Они чересчур восприимчивы к любым провинностям приемыша, к любым (!) отклонениям от нормы. Чуть проявляется что-то негативное, они начинают объяснять: «это потому, что он мне не родной!» А будь это кровное чадо – никто даже не задумывался бы о собственных «дурных генах».

Рассуждая на тему, можно было бы написать целый роман-утопию, или антиутопию. Просто необходимо понимать, что дети – это самые многогранные существа в мире. Мы можем без конца копаться в «генетическом чемодане», примеряя на себя и отпрысков нелицеприятные образы родителей, хранящиеся в глубине. А можем «забросить» гены в старый шкаф и «примерить» на себя новые образы. Путей для развития много – главное не «ставить на себе и своих детях крест», и не думать, что если гены «плохие», значит, жизнь не удалась.

Источник

Забудьте споры «Что важнее: гены или воспитание». Природа победила

В своей книге Роберт Пломин говорит о том, что генетические отличия являются причиной большинства вариаций психологических особенностей — таких вещей, как индвидуальность и когнитивные способности. То, как ваши родители воспитывают вас, школы в которые вы ходите, не оказывают на эти черты большого влияния. Дети похожи на своих родителей, но это сходство связано с общей генетикой, а не с общим семейным окружением.

И в той мере, в какой ваша личность не определяется вашими генами, на нее, по-видимому, влияют плохо понятые случайные факторы, а не ваше воспитание или социальные обстоятельства.

Эти вопросы были первоначально исследованы с использованием естественных экспериментов, некоторые распространенные, остальные довольно необычные. Биологические дети связаны на 50 процентов с каждым из своих родителей, родные братья и сестры также связаны (в среднем) на 50 процентов. Близнецы имеют одинаковые гены (за исключением соматических мутаций), в то время как усыновленные дети не связаны с их приемными родителями. Все эти естественные эксперименты показывают, что наследственность важна, а воспитание не особо (на самом деле, почти не важно). Братья и сестры более похожи друг на друга, чем пары, случайным образом избитые из популяции, в то время как близнецы имеют очень похожие характеры и способности, даже если они растут и воспитываются отдельно. Приемные дети похожи на своих биологических родителей, а не на приемных. Как говорит Пломин, родители не плотники, которые строят своих детей, и вряд ли даже садовники.

На следующем шаге после ествественных экспериментов, мы начали изучать последовательность ДНК, чтобы определить вариации генов, влияющих на нашу личность. После годов неудачных попыток они (наконец!) принесли плоды. Выяснилось, что почти все психологические признаки наследуются, но находятся под влиянием множества разных вариаций генома, каждая из них имеет небольшой эффект. Для идентификации этих слабых вариаций потребовались огромные выборки последовательностей ДНК. В одном недавнем исследовании генетических влияний, влияющих на уровень образования, были использованы образцы ДНК более чем одного миллиона человек.

Мы можем суммировать эффект тех многих вариантов малых эффектов в «оценке полигенного риска», который теперь является чрезвычайно модной фразой, а также популяризирующимся полезным инструментом. Полигенная оценка дает нам вероятности, а не точные прогнозы. Это объясняет лишь часть изменений, но это все равно полезно. В одной когорте люди из нижней пятой части полигенных оценок риска для получения образования имели 10-процентный шанс на окончание вуза, в то время как у верхней пятой части был 55-процентный шанс. Если бы у вас был такой уровень информации о Кентукки Дерби, и вы использовали его, вы бы не всегда выбирали победителя, но вы, конечно, зарабатывали бы много денег.

Доминирование природы над воспитанием имеет много интересных последствий. Например, хотя выпускники конкурсных школ более умны, чем средний уровень, и более успешны, работа Пломина показывает, что это происходит исключительно из-за процесса отбора, а не высшего образования в этих школах. Здесь нет специальной добавленной ценности. Выпускники Калтеха являются супер-умными, потому что Калтех берет только очень умных студентов.

Дети успешных профессионалов получают оценки выше среднего, но это связано с тем, что они разделяют гены, связанные с большими достижениями, а не получают от их домашнего окружения. Сходство родителей и потомков в профессиональном статусе и доходах обусловлено главным образом генетическими факторами и почти не связано с воспитанием. Существуют (в среднем) генетические различия между людьми в разных профессиях и между различными социальными классами.

Оговорка: иногда есть разница между тем, чтобы быть хорошим в получении работы или даже быть успешным в этой работе (в смысле приобретения денег и социального статуса) и на самом деле хорошо выполнять свою работу. Аморальная тактика работает (кто-то должен был сказать вам). Существуют генетические варианты, связанные с различными типами успеха, но мы измеряем успех, а не «заслуженность».

Иногда Пломин обсуждает как люди «должны» реагировать на его выводы. Он говорит, что мы не должны осуждать людей за их депрессию, медленную обучаемость или лишний вес потому, что генетика имеет огромное влияние на эти признаки. Но тогда, генетика также имеет огромное влияение на нашу склонность осуждать людей, поэтому насколько вы восприимчивы к этим призывам о снисходительности, будет варьироваться обычным образом. Это повторяющаяся неловкость в книге: Пломин пытается представить этот вал новой информации о генетическом влиянии на поведение человека таким образом, который положительно повлияет на поведение человека, но его собственная работа предполагает, что влияние таких аргументов будет ограничено.

Пломин время от времени прикрывает свою задницу. Например, он говорит, что средние различия между полами (которые могут быть большими: мужчины намного сильнее, а мальчики гораздо более склонны к гиперактивности или аутизму) не обязательно связаны с причинами индивидуальных различий — и что мы не знаем, что вызывает эту групповую разницу. Причина, разумеется, различна (не сотни аллелей малого эффекта, каждая из которых делает вас немного более мужественными или женскими), и мы хорошо знаем, что какова она: Y-хромосома и значительно отличающийся путь развития, который она вызывает. Иногда река безумия, популярная в 2018 году, и тактика, которую люди используют для навигации по ней, напрягает воображение.

Пломин проделал важную работу и является лидером в этой области, но много людей вовлечено — так много, что Пломин говорит, что он больше не может успевать за всеми выпускаемыми статьями. Но достаточно сказать, что идея книги не эксцентрична и не противоречит никаким новым исследованиям: она характерна для этой области в целом.

Источник

Гены или воспитание: что больше определяет наши способности?

О новом взгляде на старые вопросы рассказывают профессор генетики и нейробиологии Кевин Митчелл и профессор когнитивного развития Юта Фриз

Вопрос о том, что в большей степени определяет поведение человека — гены или окружающая среда, — обсуждается на протяжении веков. Во второй половине XX века существовало два лагеря ученых, и обе группы уверяли, что природа или, соответственно, воспитание оказывают исключительное влияние.

Но такая точка зрения встречается все реже, так как исследования показывают, что гены и окружающая среда на самом деле взаимосвязаны и могут усиливать друг друга. Во время Научной недели в Берлине, организованной Королевским обществом, мы обсуждали, как меняется дискуссия в свете недавних открытий.

Возьмем грамотность. Визуализация языка — одно из самых выдающихся достижений человечества. Чтение и письмо имеют основополагающее значение для нашей способности процветать в современном мире, однако некоторым людям трудно учиться. Тому может быть много причин, включая дислексию, нейрологическое расстройство развития. Но оказывается, что ни гены, ни окружающая среда не несут полной ответственности за различия в способности к чтению.

Генетика и неврология чтения

Чтение — это культурное изобретение, а не умение или функция, которые сформировались в результате естественного отбора. Письменные алфавиты возникли в Средиземноморье около 3000 лет назад, но грамотность стала широко распространенной только в XX веке. Наше использование алфавита, однако, запрограммировано природой. Взлет грамотности привел к развитию мозговой схемы, которая связывает визуальный язык со слышимым — посредством буквенно-звукового отображения.

Сканирование мозга показывает, что эта «сеть чтения» проявляется практически в одном и том же месте мозга у всех людей. Она формируется, когда мы учимся читать, и укрепляет связи между областями мозга, отвечающими за язык и речь, а также «областью визуальной формы слова».

Способ построения базовой схемы каким-то образом закодирован в наших геномах. То есть человеческий геном кодирует набор правил развития, которые, будучи воспроизведенными, приведут к появлению сети.

Однако в геноме всегда есть вариации, и это приводит к вариациям в развитии и функционировании этих схем. Это означает, что существуют индивидуальные различия в способностях. Способности к чтению в значительной степени передаются по наследству среди основной части популяции, и дислексия по большей части имеет генетическое происхождение.

В то же время это не значит, что существуют «гены чтения». Существуют генетические изменения, которые влияют на то, как мозг развивается и функционирует. По неизвестным причинам некоторые такие варианты негативно влияют на схемы, необходимые для говорения и чтения.

Окружающая среда тоже имеет значение

Но гены — не вся история. Давайте не будем забывать, что опыт и активное обучение необходимы для изменений в мозговых связях, которые в первую очередь отвечают за чтение — хотя мы еще не знаем, в какой степени.

Исследования показали, что чаще всего проблемы с грамотностью сопровождаются трудностями в фонологии — способности сегментировать и манипулировать звуками речи. Оказывается, что люди с дислексией также, как правило, долго не разговаривали в раннем детстве. Эксперименты показали, что они медленнее, чем другие люди, называют объекты. Это также относится к письменным символам и связывании их со звуками речи.

И тут на первый план снова выходит воспитание. Трудности в обучении чтению и письму особенно заметны в языках со сложными грамматическими и орфографическими правилами, таких как английский. Но они гораздо менее очевидны в языках с более простой системой правописания, таких как итальянский. Тесты по фонологии и называнию объектов, однако, обнаруживают дислексию и у итальянцев.

Таким образом, отличия, присутствующие в мозге с дислексией, вероятно, везде одинаковы, но, тем не менее, отличаются в разных системах правописания.

Усиление и циклы

Гены и воспитание традиционно противопоставляются друг другу. Но на самом деле воздействие окружающей среды и опыта часто усиливает наши врожденные предрасположенности. Причина в том, что эти врожденные предрасположенности влияют на наше субъективное восприятие различных событий и на нашу реакцию, а также на то, как мы выбираем опыт и окружающую среду. Например, если вам что-то легко дается, вы, скорее всего, захотите заниматься этим.

Эта динамика особенно явно прослеживается в отношении чтения. Дети, которым чтение дается легко, делают это с большим удовольствием. Больше читая, они улучшают навыки чтения, делая опыт более полезным. У детей, чьи способности к чтению не настолько хорошие, наблюдается обратное — они стараются читать меньше и со временем отстают от сверстников.

Но есть возможности разомкнуть этот круг. Как мы видели в случае чтения на итальянском, воспитание может смягчить последствия неблагоприятной генетической предрасположенности. Точно так же хороший учитель, который знает, как использовать поощрение, может помочь тем, кто читает плохо, разрешая сокращения и помогая с мнемоникой для правописания. Таким образом читатели с дислексией могут стать хорошими читателями и наслаждаться этим. Поощрение и практика усиливают друг друга, что приводит к большей мотивации и большим стараниям — такая положительная спираль.

Поэтому вместо того, чтобы воспринимать природу и воспитание как непримиримых противников, стоит рассматривать их как звенья одной цепи, где положительное влияние одного фактора увеличивает положительное влияние другого — производя не сумму, а улучшение. Конечно, этот же принцип работает и с отрицательным влиянием, так что циклы могут быть как добродетельными, так и порочными.

Поскольку наследование (как генетическое, так и культурное) имеет значение, этот эффект также виден в более широком масштабе, охватывающем несколько поколений. В прошлом родители, которые отправляли своих детей в школу, создавали благоприятную среду для них и их внуков. Но, в свою очередь, родители получали выгоду от существования культуры, которая побуждает инвестировать в школы. Конечно, такие инвестиции не всегда распределяются равномерно, и может случиться перекос в пользу тех, кто уже находится в выгодном положении. Такой цикл иногда называют «эффект Матфея» — хорошее случается с теми, у кого и так все хорошо.

Интерактивные петли между природой и воспитанием простираются за пределы жизни отдельных людей, затрагивая целые сообщества и поколения. Признание этой динамики дает нам силу разорвать эти циклы как в нашей собственной жизни, так и в обществе и культуре.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *