Чем отличаются юмор и сатира в литературе

Черты сходства и отличия юмора и сатиры

Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе

Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость со-ответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внут-реннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно должно представлять собой на самом деле.

Смех есть форма осознания того, что явление утратило свою жизненную значимость, хотя и претендует на нее.

Юмор и вскрывает эту неполноценность, подчеркивая, преувеличивая, гиперболизируя ее, делая ее ощутимой, конкретной. В основе юмористиче-ского образа и лежит известное искажение, преувеличение (например, кари-катура) тех или иных явлений жизни, для того чтобы отчетливее обнаружил-ся алогизм их, т. е. их внутренняя неполноценность.

Смех, чувство комического, возникает тогда, когда данное явление ока-зывается не тем, чем его считали, во-первых, и когда это расхождение между представлением о нем и его сущностью раскрывает его неполноценность, во-вторых; мы неожиданно обнаруживаем, что данное явление совсем не то, чем оно нам казалось, причем оказывается оно чем-то меньшим, чем должно бы-ло быть, оно в наших глазах лишается, так сказать, права на уважение, и этот неожиданный переход от одного его состояния к другому (и тем самым от одного нашего отношения к нему—к обратному) и является причиной смеха. Юмор в искусстве является отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщая его, показывая во всех индивидуальных особенно-стях, связывает с эстетическими представлениями и т. д.

В давние время еще Аристотель определял смешное лишь как «частицу безобразного» Он говорил: «Смешное—это какая-нибудь ошибка или урод-ство, не причиняющая страданий или вреда. Это нечто безобразное или уродливое, но без страдания» («Поэтика»). Автор юмористического образа симпатизирует тому явлению, о котором он говорит, но показывает в то же время его частные недостатки.

В том случае, если недостатки явления уже не дают возможности сим-патизировать ему и оценка его должна приобрести более суровый характер, мы наблюдаем усиление отрицательного начала в юмористическом образе, переходим от юмора к сатире.

Промежуточные, переходные формы между ними — ирония и сарказм. Юмор—это шутка. Ирония—это уже насмешка, основанная на чувстве пре-восходства говорящего над тем, к кому он обращается, в ней в известной ме-ре скрыт обидный оттенок.

В отличие от юмора, который говорит о явлении, как бы низводя его, показывая мнимость того, на что оно претендует, ирония, наоборот, припи-сывает явлению то, чего ему недостает, как бы подымает его, но лишь для то-го, чтобы резче подчеркнуть отсутствие приписанных явлению свойств. Ли-сица говорит ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Здесь смешно то, что ум приписывается тому, у кого никак нельзя его предполагать.

Таким образом, недостаток данного явления воспринимается острее, связан с более существенными его свойствами, дает основание для презри-тельного по существу к нему отношения.

Еще резче говорит о разоблачаемом явлении сарказм, который обычно и определяют как злую иронию. Сарказм диктуется уже гневом, который вы-зван у художника данным явлением.

Примером саркастического построения произведения является, на-пример, «Первое января» Лермонтова, где он говорит о том, что ему хочется «смутить веселость» окружающих его людей:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Юмор по существу есть отрицание частного, второстепенного в явле-нии, а сатира есть отрицание общего, основного. Отсюда вытекает сущест-венное различие между юмором и сатирой. Юмор чаще всего сохраняет ре-альные очертания изображаемых явлений, поскольку он показывает как от-рицательное лишь частные его недостатки. Сатира же, отрицая явление в ос-новных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения. Такова, например, сатира Рабле, Свифта, Щедри-на, Гоголя.

Сатирический образ стоит уже на грани комизма. Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые, как представляется художнику, можно разрешить, всту-пив с ними в борьбу.

С одной стороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытию недостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста и негодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции, осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме для того, чтобы с осо-бенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.

Таким образом, в сатире перед нами особая форма образного отражения жизни.

Источник

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

Содержание:

Комическое – эстетическая категория, которая преследует оценку тех социальных явлений, обычаев, поведения людей, которые полностью или частично противоречат объективной логике общественного развития и эстетическому идеалу прогрессивных сил. Все это осуждается в иронической или сатирической форме. Говорящие фамилии персонажей пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» не оставляют сомнения о его нравственной оценке. Произведение занимает центральное место среди произведений по воспитательно-образовательной тематике, это собой яркое противопоставление высоких моральных принципов своенравию, образованности невежеству.

Сатира – высмеивание и бичевание пороков человека или общественно-вредных явлений жизни. Этот прием известен резкостью изобличения, авторы предпочитают изображение лиц и событий в нелепом, карикатурном виде. Например, М.А. Булгаков сатирично описывает «дом Грибоедова» в «Мастере и Маргарите». Ассоциация писателей МАССОЛИТ размещается среди кабинетов с табличками типа «Рыбно-дачная секция».

Юмор – подвид комического, который высмеивает недостатки общества, изображает героев в смешном неприглядном виде. Если в теории, юмор отличается от сатиры мягкостью и добродушием, то на практике они часто неразделимы. Юмор часто встречается в фольклорных жанрах: в сказке, песне, частушке. Смех помогает человеку расслабиться, освободиться от предрассудков. Целые произведения написаны для развлечения, например, повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Ирония – особый троп, осмеяние путем утверждения обратного о лице или предмете, то есть за внешней положительной формой прячется отрицательный смысл. Автор намеренно использует этот стилистический прием для создания многомерного образа и добавления яркой художественной детали. Гоголь не столько сатирически, сколько иронически изображает помещиков и чиновников в «Мертвых душах».

Сарказм – особый вид комического, высшая степень иронии. Негодование автора уже не прячется в полунамеках, а высказывается открыто. Читатель отчетливо видит язвительную насмешку.

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что станет полным, наконец.
А.С. Пушкин (эпиграмма на гр. Воронцова)

Гротеск – вид художественной образности, при котором жизненные явления или человеческие качества обозначаются с помощью чрезмерного преувеличения и причудливого заострения. Гротеск позволяет намеренно нарушить границы реалистичного, придаёт изображению фантастический характер. Достигается это сочетанием реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, Помимо сатиры, именно гротеск был любимейшим авторским приемом М.Е. Салтыкова-Щедрина. В его «Истории одного города» все события кажутся неестественно гипертрофированными.

Источник

Юмор, Сатира, Сарказм, Ирония и Гротеск!)

Сатира Юмор укоряла,
Колола острием пера
Мол, тонкий он и деликатный
И неуместен иногда.

Сарказм глумился, издевался
Забыв интеллигентный тон.
«Ты, Юмор, очень актуален,
Но в обличениях смешен».

Стараясь поддержать Сарказма,
Гротеск в причудливых словах
Пытался с Юмором сразиться,
Вводя раскатом смеха в страх.

На все Ирония глядела,
Ни слова не произнося.
Она лишь губку искривила,
И,стукнув каблучком, ушла.

А Юмор терпеливо слушал,
Он улыбался и бледнел
И будучи натурой тонкой,
Обиделся и почернел.

Сарказм – это едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо.

Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Источник: Wiki

Как бы то ни было, иногда тот, над которым подшучивают, не склонен увидеть дружеской иронии в свой адрес. И даже наоборот, готов обидеться. но это, скорее всего, характерологические особенности индивидуума. Это общие мои наблюдения, если что. Ничего личного.

Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Смотреть фото Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Смотреть картинку Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Картинка про Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Фото Чем отличаются юмор и сатира в литературе

Вот пожалуй одно из лучших определений чем отличаются юмор и ирония:

Ирония высмеивает, юмор смеется.
Ирония умна, юмор полон любви.
Ирония сверкает, юмор излучает тепло.
Ирония разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его.
(Людвик Райнерс)

Если юмор считается в психологии жизнеутверждающим средством, то иронию, сатиру и сарказм относят к разновидностям садизма (т.е. особой формы агрессии).

Пример юмора:
«С тех пор, как я стал водить машину, я стал осторожнее переходить дорогу.»
«Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья.»
(М.Жванецкий)

Пример иронии:
«Москва сегодня напоминает бомжа, который сделал себе маникюр, педикюр, надел на грязное белье смокинг и пошел играть в казино!»
«Мечта российских врачей — чтобы бедные никогда не болели, а богатые никогда не выздоравливали.»
(М.Задорнов)

Есть латентные садисты, которые под видом шутки наносят Вам психологические удары. Используют они для этого иронию или сарказм. Однако как только они замечают по вашему лицу, что вы поражены или рассержены, то тут же вставляют: «Я просто пошутил», или «Шучу, шучу!», или «Шутка!».

Эти латентные садисты успешно пользуются двумя популярными мифами:
а) шутка – это неправда;
б) на шутки не обижаются.

Мой совет: выбросьте эти 2 мифа из головы и не забывайте слова Зигмунда Фрейда:

Источник

Трагическое и комическое. Юмор и сатира

Определения

Как вообще появилась драматургия? В древности люди считали, что охота не будет удачной, если перед ней не представить всё в желаемом виде: некоторые представлялись охотниками, другие — дичью, «охотники» метали в «дичь» «копья», торжественно кричали: «убит!» и победно танцевали. В дальнейшем охота перестала быть так актуальна, но игра в изображение жизни с её плохими и хорошими моментами не была предана забвению.

Объяснение и примеры

В прошлом драматургия строго делилась на высокий и низкий стиль, причём «высокие произведения» всегда представляли собой трагедию, а «низкие» были смешными.

Трагическое и комическое

Пример

В классической трагедии У. Шекспира «Гамлет» главный герой должен самостоятельно принять решение о своих действиях. Казалось бы, Гамлет мог не усугублять ситуацию, принять как данность гибель отца от рук Клавдия и попытаться построить своё собственное счастье с Офелией. Но убийство отца так важно для Гамлета, что оно становится центром бытия. Погибший отец оживает в его сознании в образе призрака и требует отмщения. Значит, Гамлет не мог поступить иначе: его воля напрямую определяла развитие событий, и трагическая развязка была неизбежна.

А комическое искусство всегда ориентировалось не на слёзы зрителей, а на их смех. Поэтому главным инструментом комедии являются разного рода нелепости, несоответствия.

Пример

В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» действие начинается ситуацией, классической для комедии положений (одного человека приняли за другого и ведут себя с ним несоответствующим образом). Однако развитие сюжета позволяет «Ревизору» перерасти в комедию нравов, когда высмеиваются низменные черты характера персонажей.

Юмор и сатира

Градация юмористических и сатирических произведений напрямую связана с представлением о «добром смехе» и «злом смехе». Если в юмористическом произведении комическое представлено вполне доброжелательно, то в ироническом тексте мы уже явственно ощущаем холодную насмешку над отрицательными чертами. Сатира (пример ещё более «злого» смеха) представляет ситуацию в карикатурном виде. Сарказм — это уже прямая критика, в которой негодования гораздо больше, чем смеха. И апофеозом насмешки считается гротеск: это уже не высмеивание и не едкая насмешка — это изображение недостатков человека или общества в абсурдном, фантастическом виде. В данном виде комедии иногда скрывается элемент трагического.

Пример

Добрый, лукавый юмор наполняет повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». А его «Ревизор» уже по преимуществу ироничен. Яркий пример сатиры — описание организации литераторов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сарказм и гротеск в русской литературе блестяще представил М. Е. Салтыков-Щедрин: обличительная насмешка в адрес «премудрых пескарей», боящихся вылезти из тины («как бы чего не вышло»), иногда перерастала в совершенно фантасмагорические образы — вроде градоначальника с органчиком в голове, повторяющим «Разорю!» и «Не потерплю!» («История одного города»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. Едкая насмешливая критика.

Обозначьте вид комического, представленный в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Ответ. Сарказм. Автор применяет этот вид комического, чтобы обличить распущенность и непрофессионализм чиновников, управлявших городом.

К какому стилю можно отнести «Недоросль» Д. И. Фонвизина?

Ответ. К низкому стилю, так как «Недоросль» — это комедия, а все комедии в рамках классицистической традиции принято было считать образчиками низкого стиля.

Источник

Чем отличаются юмор и сатира в литературе

Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Смотреть фото Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Смотреть картинку Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Картинка про Чем отличаются юмор и сатира в литературе. Фото Чем отличаются юмор и сатира в литературе

В нашем случае речь пойдёт о видах смеха вроде юмора, иронии, сатиры и т.п. Часто такие виды называют литературными, поскольку они произошли именно оттуда, но и в реальной жизни такие виды не исключены и пользуются огромной популярностью.

Виды смеха и их отличия описываются ниже каждый по отдельности, также к ним даются хорошие примеры, чтобы было понятно каждому. Представлены такие виды смеха, как: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск и др.

Юмор – весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно. Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех. Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.

«Помогите, люди добрые, кто чем не шутит!»

«Не волнуйся, а то станешь волнистым!»

«Ой, не могу! Пошёл памперс менять…»

«Все мы над червями ходим.»

«Если счастье не в деньгах, отдай их соседу.»

Ирония – улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку. Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же! Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех.

«Ну ты храбрец!» – лёгкая насмешка над трусливым человеком.

«О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!»

Постирония – это состояние, при котором иронию трудно отличить от искренности. Иными словами, постирония – это отказ признавать, иронизирует автор или говорит серьёзно. Она совсем неоднозначна, у неё нет чётких границ между серьёзным высказыванием и ироничным. Собеседнику приходится напрягаться, пытаясь отличить одно от другого. Примером постиронии может послужить вопрос: «Ты это серьёзно или шутишь?» Тут сложно понять, в шутку это говорится или всерьёз.

Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления, например насмешка над технической неисправностью в кинотеатре, из-за чего сеанс показа пришлось завершить раньше времени. В более жёсткой форме – насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей… А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др. То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру.

В реке утонул пьяный. Милиционер пишет: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды.»

Сарказм – это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно нашмешка или замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония, короче говоря. Предмет бессовестного и бессердечного человека. Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.

«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.» © Фаина Раневская

«Россия будет справедливой и развитой страной! Растёт, растёт…»

«Ты такооой умный! Прям, герой тут нашёлся!» – насмешка гопника над интеллигентом.

Стоит человек на солнечной жаре уже 3 часа, а у него спрашивают, мол, не жарко ли тебе… – Нет, блин, замёрз!!

Кощунство – тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против церкви, божьей веры и всего святого. Вот, собственно, и всё. А примеры проводить не буду, иначе Бог меня накажет… 🙂

Гротеск – он, как и сатира, обычно является произведением искусства. Однако, в отличие от сатиры, гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия. А вообще, гротеск, в отличие от видов смеха, перечисленных выше, отличается тем, что смешное в нём не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Гротеск – это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного… Хотя, глядя на вышеописанное, слово «гротеск» в реальной жизни практически не используется.

У Салтыкова-Щедрина в произведении «История одного города» градоначальник огурцом зарезался.

Кентавр – это тоже гротеск! 🙂

И напоследок насчёт иронии и сарказма. Есть у них общая черта: в обоих понятиях выражается антипод, но и отличия у них конечно же есть. Как обычно говорят, мол, сарказм – это злая ирония, а ирония – добрый сарказм! )))

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *