Чем отличаются юлианский и григорианский календари
Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия
Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.
Юлианский календарь
Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.
Григорианский календарь
Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.
Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.
За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.
Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?
Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.
Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.
Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.
Чем отличаются юлианский и григорианский календари?
На пороге новолетия, когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю.
Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский.
История создания юлианского и григорианского календарей
Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь.
Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium, что означает «долговая книжка». Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ, так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием.
Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток, а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев, отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.
Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем, составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.
Именно этот календарь стал основой юлианского календаря. Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э. Начало года по этому календарю начиналось 1 января.
|
|
Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)
Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.
| |||||||||||||||||||||||||
|
Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.
| |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
|
До сих пор Новый год в нашей стране отмечается 1 января |
Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь, принятый от Византии с крещением.
14 февраля 1918 года, после переворота, вся Россия перешла на новый стиль, теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю. Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.
Наши календари: почему Русская Церковь живет по старому стилю?
Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на «новый стиль» с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.
Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?
Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.
Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.
С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение «григорианский календарь точнее юлианского» далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.
Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.
Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных «видов» года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.
Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.
Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333
Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.
235 синодическим месяцам,
т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.
Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет
Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно
В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.
Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия «пробегал» все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).
Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.
В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.
И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.
Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545
В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.
В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.
Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.
Юлианский календарь (старый стиль)
Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.
Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
Григорианский календарь (новый стиль)
Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.
Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
В чем проблема?
На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».
Необходимые определения
Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.
Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.
Последствия реформы календаря
Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.
В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:
а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;
Новоюлианский календарь
В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).
Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.
Год считается високосным, если:
Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).
Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.
Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.
В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).
Юлианский и григорианский календари: в чем разница
Прежде чем начать разбор двух календарей, нужно отметить, что Бог создавал мир вне времени. И именно людям нужна систематичность, вследствие чего и были созданы времена года, а также смена дня и ночи. И тем не менее календарь средство в разы эффективнее, а наличие двух его типов всего лишь следствие разногласий о дате праздниках Пасхи.
История Юлианского календаря
Юлианский календарь появился во времена правления Юлия Цезаря и был назван в его честь. Это произошло в 45 году до нашей эры. Система летосчисления также была создана астрономами Цезаря. Она ориентировалась на время прохождения точки равноденствия Солнцем. Принцип работы также дал ему еще одно негласное название — «солнечный».
Если брать время правления Юлия Цезаря, то тогда этот календарь был единственным, который мог предоставить такую точность. Каждый год в нем содержал 365 дней, исключением выступал только високосный. Календарь также соответствовал все открытиям в области астрономии тех лет, чего не делали другие. В итоге полутора тысячи лет не было качественной аналогии, которая бы смогла также точно исчислять время и соответствовать научным открытиям.
История Григорианского календаря
Официально принято считать, что система исчисления Григорианского календаря была предложена Папой Григорием XIII в конце 16 века. И его отличия были заметны сразу: в первую очередь каждый четвертый год, как это было на Юлианском календаре, остался високосным, но при определенном условии. Теперь, если окончание года было на 00, при этом он не мог быть поделен на 400 без остатка — високосным называть его было нельзя. Например: 2000 — високосный; 2100 — не високосный.
Помимо, Папа Григорий считал, что отмечать Пасху допустимо только в воскресенье. Юлианский же календарь таких строгих правил не придерживался и там дата, когда отмечалась Пасха, выпадала на совершенно разные дни.
Суть реформы состояла в том, чтобы устранить неточность юлианского календаря. Т.к. календарный год и солнечный не совпадают, то появляется погрешность. По Юлианскому календарю было отставание на 1 сутки от Солнца за 128 лет. Со временем заметили, что стала смещаться дата весеннего равноденствия. Таким образом, к 15 веку она сдвинулась уже на 10 дней. Новые реформы были призваны исправить эти смещения.
Основные отличия
Теперь, когда вкратце известная история и отличия каждого из календарей друг от друга, разберем их использование в мире. Во-первых, оба календаря существуют до сих пор, однако Григорианский обрел большую популярность и его используют в большинстве стран мира. Юлианский же обрел некую специализацию, так как по нему рассчитывают христианские праздники.
Так, оба календаря содержат в себе 365 дней и 366 в високосный год. У каждого стандартные 12 месяцев, где февраль заканчивается 28 или 29 числа. Основное же отличие составляет период наступления високосных лет. Именно это и является предметом споров церквей.
Если же говорить конкретно о России, то это одна из последних стран, в которой была принята реформа по использованию Григорианского календаря. Это произошло в 1917 году после Октябрьского переворота. Юлианский календарь ознаменовали как «мракобесный», а Григорианский «прогрессивный». Следом, но уже в 1923 году, РПЦ также пытались перевести на Григорианский календарь. Однако церковь твердо отказалась, изменить ее мнение даже не помогло то давление, которое было оказано на Патриарха Тихона. И все христиане по наставлениям апостолов продолжали жить по Юлианскому календарю, рассчитывая по нему праздники и прочие даты. Тем не менее, те же католики и протестанты сейчас живут по Григорианскому календарю.
Если рассматривать вопрос о календарях в рамках церковных отношений, то это, безусловно, богословская проблема. Изначально Папа Григорий XIII при создании календаря руководствовался астрономическими знаниями и принципами, не думая о религии. В первую очередь его интересовала «техническая» часть подсчета суток. И лишь после этого стали появляться рассуждение о том, правильно или нет использовать тот или иной календарь в его отношении к Библии.
Так, в православии принято считать, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий, описанных в священном писании. Следствием этого становится нарушение устоявшихся канонов. Например, апостольские правила ни в коей мере не допускает того, чтобы святая Пасха отмечалась ранее Пасхи иудейской. И именно переход на новый календарь мог нарушить пасхалию.
Последствия реформ
Если брать во внимание мнение специалистов и людей, которые профессионально занимаются астрономией, то они абсолютно уверены в точности Григорианского календаря. Они считают, что он не нуждается в изменениях, хотя вопросы о его изменении до сих пор остаются актуальны.
Альтернативное же решение заключается в том, чтобы изменить не календарь, а перегруппировать дни в году. Если взять ключевой аспект в новой структуре, то новый год будет начинаться с конкретного дня, например воскресенья. Ведь в данный момент месяцы могут быть как 28, так и 31 день. Помимо этого, длина целого квартала изменчива и второе полугодие длиннее первого на три или четыре дня. В совокупности такие небольшие аспекты производят глобальные нарушения и затруднение функционирования не только церкви, но и бытовых служб.
Будущее развитие
Разница, дней | Период (по юлианскому календарю) | Период (по григорианскому календарю) |
---|---|---|
10 | 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 | 15 октября 1582 — 11 марта 1700 |
11 | 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 | 12 марта 1700 — 12 марта 1800 |
12 | 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 | 13 марта 1800 — 13 марта 1900 |
13 | 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 | 14 марта 1900 — 14 марта 2100 |
14 | 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 | 15 марта 2100 — 15 марта 2200 |
15 | 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 | 16 марта 2200 — 16 марта 2300 |
Если говорить о том, что будет в будущем, то все весьма неоднозначно. Оба календаря со временем все больше увеличивают тот разрыв в датах, который у них присутствовал изначально. Так, если использовать Юлианский календарь, то примерно к 2101 году дата Рождества сдвинется до 8 января. При этом в литургическом календаре дата останется прежней — 25 декабря.
Тем не менее также продолжают вестись споры о том, чтобы принять новый календарь. Еще с момента публикации Юлианского предлагается много разнообразных вариантов, каждый из которых имеет право на жизнь, но не вписывается так идеально в повседневную жизнь, как это делает Юлианский и Григорианский календари.
Вне зависимости от всех споров, которые постоянно ведутся между астрономами, в повседневной жизни стоит использовать общепринятый календарь. А в делах церковных — Юлианский, если это не католичество.
- Чем отличаются эцп для торгов и отчетности
- Чем отличаются юмор и сатира в литературе