Чем отличаются юмор и сатира кратко
Разница между сатирой и юмором
Связь сатиры и юмора очевидна. Она проявляется в способности отражать комическое как особую оценочную категорию, благодаря которой у человека складываются представления о смешных, нелепых или уродливых явлениях жизни. Любая ситуация, вызывающая смех, может утратить остроту или, наоборот, привести к общественному резонансу в зависимости от того, в юмористическом или сатирическом ключе она рассматривается.
Содержание сатиры и юмора отличается степенью оценки происходящего и вызывает разную реакцию широкой аудитории.
Юмор – это, прежде всего, личностное свойство, позволяющее парадоксально воспринимать действительность, то есть видеть в типичных обстоятельствах скрытые противоречия и реагировать на них со смехом. Однако он обладает и другой характеристикой – эстетической. Юмор, как и остроумие, гротеск, ирония, относится к видам комического, которые имеют особые средства для достижения смехового эффекта.
В литературе юмористическая трактовка каких-либо явлений действительности основана на приемах преувеличения или преуменьшения, игре слов, использовании фраз с двойным смыслом. Сценический юмор связан с комедийными ситуациями, знаково-смешными жестами и ситуациями абсурда.
С этой точки зрения юмор восходит к народной смеховой культуре, тесно связанной с представлениями об истинно значимых ценностях и архаическими карнавальными обрядами, в которых подвергалось осмеянию все, что не соответствовало таким представлениям.
Однако юмор не преследует цель осудить человеческие пороки. Его задача – продемонстрировать добродушо-насмешливое отношение к разного рода нелепостям, вызвать улыбку, доставить удовольствие.
Сатира относится к комедийным жанрам, резко обличающим и высмеивающим порочные поступки, низкие побуждения, безобразные проявления социальных конфликтов. В отличие от юмора, сатира активно использует смех как средство коллективной критики. Через ее призму острее воспринимаются проблемы общества и государственной системы. Комизм в сатирических произведениях приобретает новое значение: он вызывает смех-отрицание, смех-порицание и смех-наказание.
Выраженное критическое содержание сатиры определяет специфику жанров, в которых она используется. Обличительный мотив становится основным в малых сатирических формах современной публицистики: баснях, фельетонах и памфлетах. Особая роль отводится сатире в произведениях художественного стиля.
В русской литературе настоящая школа сатирической прозы создана М. Е. Салтыковым-Щедриным. «История одного города» и «Сказки для детей изрядного возраста» стали образцом виртуозного использования острых сатирических приемов с элементами гротеска, карикатурного изображения черт характера, иносказания и аллегории. Эти же приемы встречаются в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко, А. Аверченко.
Современная сатира находит выражение не только в литературе и публицистике, но и на театральной сцене, в эстрадных номерах разговорного жанра, в городском и студенческом фольклоре.
Черты сходства и отличия юмора и сатиры
Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе
Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость со-ответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внут-реннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно должно представлять собой на самом деле.
Смех есть форма осознания того, что явление утратило свою жизненную значимость, хотя и претендует на нее.
Юмор и вскрывает эту неполноценность, подчеркивая, преувеличивая, гиперболизируя ее, делая ее ощутимой, конкретной. В основе юмористиче-ского образа и лежит известное искажение, преувеличение (например, кари-катура) тех или иных явлений жизни, для того чтобы отчетливее обнаружил-ся алогизм их, т. е. их внутренняя неполноценность.
Смех, чувство комического, возникает тогда, когда данное явление ока-зывается не тем, чем его считали, во-первых, и когда это расхождение между представлением о нем и его сущностью раскрывает его неполноценность, во-вторых; мы неожиданно обнаруживаем, что данное явление совсем не то, чем оно нам казалось, причем оказывается оно чем-то меньшим, чем должно бы-ло быть, оно в наших глазах лишается, так сказать, права на уважение, и этот неожиданный переход от одного его состояния к другому (и тем самым от одного нашего отношения к нему—к обратному) и является причиной смеха. Юмор в искусстве является отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщая его, показывая во всех индивидуальных особенно-стях, связывает с эстетическими представлениями и т. д.
В давние время еще Аристотель определял смешное лишь как «частицу безобразного» Он говорил: «Смешное—это какая-нибудь ошибка или урод-ство, не причиняющая страданий или вреда. Это нечто безобразное или уродливое, но без страдания» («Поэтика»). Автор юмористического образа симпатизирует тому явлению, о котором он говорит, но показывает в то же время его частные недостатки.
В том случае, если недостатки явления уже не дают возможности сим-патизировать ему и оценка его должна приобрести более суровый характер, мы наблюдаем усиление отрицательного начала в юмористическом образе, переходим от юмора к сатире.
Промежуточные, переходные формы между ними — ирония и сарказм. Юмор—это шутка. Ирония—это уже насмешка, основанная на чувстве пре-восходства говорящего над тем, к кому он обращается, в ней в известной ме-ре скрыт обидный оттенок.
В отличие от юмора, который говорит о явлении, как бы низводя его, показывая мнимость того, на что оно претендует, ирония, наоборот, припи-сывает явлению то, чего ему недостает, как бы подымает его, но лишь для то-го, чтобы резче подчеркнуть отсутствие приписанных явлению свойств. Ли-сица говорит ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Здесь смешно то, что ум приписывается тому, у кого никак нельзя его предполагать.
Таким образом, недостаток данного явления воспринимается острее, связан с более существенными его свойствами, дает основание для презри-тельного по существу к нему отношения.
Еще резче говорит о разоблачаемом явлении сарказм, который обычно и определяют как злую иронию. Сарказм диктуется уже гневом, который вы-зван у художника данным явлением.
Примером саркастического построения произведения является, на-пример, «Первое января» Лермонтова, где он говорит о том, что ему хочется «смутить веселость» окружающих его людей:
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Юмор по существу есть отрицание частного, второстепенного в явле-нии, а сатира есть отрицание общего, основного. Отсюда вытекает сущест-венное различие между юмором и сатирой. Юмор чаще всего сохраняет ре-альные очертания изображаемых явлений, поскольку он показывает как от-рицательное лишь частные его недостатки. Сатира же, отрицая явление в ос-новных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения. Такова, например, сатира Рабле, Свифта, Щедри-на, Гоголя.
Сатирический образ стоит уже на грани комизма. Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые, как представляется художнику, можно разрешить, всту-пив с ними в борьбу.
С одной стороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытию недостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста и негодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции, осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме для того, чтобы с осо-бенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.
Таким образом, в сатире перед нами особая форма образного отражения жизни.