Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в россии
Феномен Самодержавия для Русского мира – единственная гарантия свободы
Самодержавие – уникальная форма власти, органично выросшая в процессе истории России. Будучи учредителем всех главных решений нашего государства, она была главной творческой силой Русского мира
Феномен Самодержавия русских правителей – единственная земная причина появления Великой России. Грандиозный религиозно-политический организм Российской Империи никогда бы не появился на свет без уникальной особенности Верховной власти Государей.
Только не стеснённая ни народными, ни барскими капризами власть могла создать в своей государственной деятельности те преимущества, которые позволили ей победить всех врагов, окружавших маленькое Московское княжество, и создать величественную Российскую Империю. Свобода воли, неограниченность власти Самодержавия, особая внутренне осознаваемая подчинённость этой власти народу дала широкую творческую возможность использовать русскую силу в государственной экспансии.
Историческая уникальность русской власти состояла не только во властном объёме и юридическом верховенстве Самодержавия Государей, но и в той религиозно-исторической традиции подчинения Императору, о которой Основные Законы Российской Империи говорили: «повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает» (Статья 4, т. I ч. I).
Юридически неограниченное Самодержавие в практической своей политике само себя ограничивало религиозными требованиями и национальными идеалами.
Нет Монархии – нет русской свободы
Монархии нет уже целое столетие. Но именно свободное единовластие длинного перечня Великих князей, Царей и Императоров, распоряжавшихся русской силой на протяжении многих столетий, сотворило то земное величие страны, на наследии которого мы живём и сегодня.
Недавно появившаяся в ареале Русского мира республика бездумно, а часто и просто преступно тратившая народные силы, не смогла разбазарить накопленное и за сто лет своего идеологического господства.
Фото: Russian Look / Globallookpress
Монархоборцы в нашей стране всегда стремились представить Государей либо как представителей господствующего класса, либо как простых, хотя и главных чиновников государства. Неблагодарная грязь, которой монархоборцы забрасывали исторические дела наших природных правителей, истекала из их же собственных сердец, столь же грязных и низменных, как и их борьба с исторической национальной памятью.
На самом деле власть Государей и их место в государственном управлении кардинально отличается от власти чиновников или положения в обществе любого из аристократов или богатеев.
Их служение выше обычной государственной деятельности. Они заведовали сохранением самой русской жизни, были архитекторами Русской цивилизации, громоподобным голосом русского суверенитета и единственными гарантами русской свободы. Без них русский народ стал статусно беззащитен, социально атомизирован и низведён до почти безгласного существования.
Свобода Верховной власти
Обязательная функция сильной власти – способность менять правила игры и принимать свободные решения, не связанные с уже существующим законодательным порядком. Свобода Верховной власти государства состоит в том, чтобы иметь возможность принимать чрезвычайные меры для достижения определённых государственных нужд. Это главнейшая функция монархической власти, радикально отличающая её от республиканского правления, не имеющего права выходить за рамки писаного закона. Только такая свобода воли или неограниченность власти, стоящей выше юридического права, и есть государственное творчество, необходимое в критической ситуации, когда обычные законом прописанные пути государственного действия становятся безрезультатны.
Как только республиканский государственный деятель поднимается выше закона, такая республика встаёт на путь монархический. И верховный диктат способен привести к Монархии.
Столь же неотъемлемое свойство Верховной власти – право последних, окончательных решений в государственных делах. Право санкционировать или не нет то или иное предложение или навязать своё собственное обязательно для Верховенства любой власти.
Для этого власть и поставлена на возвышении в государстве, над всей народной массой граждан, чтобы иметь возможность двигать государственный корабль своей волей. Этой цели способствует и служебное верховенство Государей по отношению ко всем лицам, состоящим на государственной службе.
Фото: Serguei Fomine / Globallookpress
Республика и монархия: организация власти
В республиканских конституциях прописано Верховенство народа в государственной жизни. По мнению демократических идеологов, Верховная власть республик таится в количественной сумме народных голосов. Народ – единственная универсальная республиканская власть, от которой исходят через выборы законодательная, судебная и исполнительная властные ветви. Но это в теории. Практика выглядит совершенно по-другому.
Действительно ли народ выделяет из своей толщи сам всех этих управленцев, всех этих «народных слуг»?
Это всего лишь благодушная теория. В реальности народ, граждане любой республики, никогда не представляли и не представляют из себя гомогенную субстанцию с единой волей, равными финансовыми, организаторскими и интеллектуальными талантами. Напротив, граждане любой республики от своего рождения и до своей смерти всегда имеют совершенно различные возможности влиять на общее для них государство. Одни вовсе не интересуются жизнью государства и не участвуют ни в каких выборах. Для других власть в государстве и над себе подобными – это единственная цель в их жизни, которой посвящаются все силы и способности. Третьи вяло ходят на выборы и искренне считают, что сдача бюллетеней и уплата налогов – это всё, что требуется от хорошего гражданина.
К тому же индивидуальная, принципиальная разница способностей у граждан республики и их прирождённого, стартового положения в обществе глубоко противоречит главному республиканскому принципу «один гражданин – один голос». Диссонанс внутреннего неравенства граждан и равенства избирательных голосов пронизывает всю политическую систему демократии.
Если бы политическая система демократии и республиканская форма правления следовали бы своей теории, то демократические республики представляли бы из себя государства национального большинства. В республиках были бы запрещены любые партии, так как они стремятся завоевать всеми силами власть, а значит, через политическую пропаганду навязывают гражданам свою партийную картину происходящего, искажая и узурпируя тем самым свободное волеизъявление избирателей.
На самом деле, власть в республиках штурмуют со всех сторон различные группировки. Финансовые группы, политические партии, национальные сообщества (особенно меньшинства) – все стремятся уйти из-под давления принципа большинства. И навязать большинству свою повестку. То, что хорошо для политических олигархов – партий, редко когда хорошо для широких слоёв граждан.
«Идеальная» демократия должна была бы следить за материальным равенством своих граждан, так как отсутствие этого приводит к социальному расслоению и появлению различных клановых материальных лобби в обществе. И постепенному завоеванию государства богатыми и хитрыми. То, что хорошо для финансовых олигархов, редко бывает хорошо для слоёв средних и малосостоятельных.
Власть в республиках всегда объект гражданской войны для различных финансово и политически организованных сил в обществе. И, как правило, это не большинство населения. Именно меньшинства стремятся через выборы контролировать власть в обществе. Деньги, организованность, пропаганда – всё кладётся на предвыборные весы демократии и радикально ограничивает свободу избирателей. По сути практически отменяя какой либо выбор. Поскольку все выходящие на выборы заранее уже контролируются группировками различных меньшинств.
Фото: Photobank gallery / Shutterstock.com
Выборы в республиках – это всегда государственный кризис, это всегда определённая опасность для элит. Поскольку власть часто может носить, и носит, закрытый, невидимый гражданами характер. А поэтому выборы никогда не пускают на самотёк, в зависимости от желаний граждан.
Демократия – как слабосильный мотор для государства, к концу каждого предвыборного периода оказывается изношенным, разбирается, а затем собирается заново на новых выборах. И совершенно не факт, что этот мотор похож на предыдущий. Так же, как не факт, что богатыми и хитрыми собирается для государства мотор, а не очередная соковыжималка для остальных слоёв общества.
В монархиях единоличная универсальная власть свободна от влияния богатых и сильных. Она соединяет в себе и законодательную, и административную, и судебную, и органично представлена правящей личностью. Единство воли, единство мировоззрения, единство действия в монархии не разбито на миллионы частичек разных воль, которые надо каждые несколько лет заново собирать. В Монархии власть всегда известна, всегда в деле. Её не требуется изобретать партийным группам, организовывая голосования, формируя ветви власти и пытаясь договориться (если удастся) о единстве действия.
Власть в монархиях персонифицирована, видима. Династическая преемственность значительно лучше, чем смена одной партии, на другую, позволяет сохранять общие подходы к государственной политике.
Рождаемость, территория и цена государственности
Монархия более органично способствует развитию самого народа, в духовном, в социальном и даже в количественном плане.
Существовавшая при монархии рождаемость (7,1 родов на женщину) при республике быстро скатилась до полутора рождений. Вместе с формированием при республике государственной системы массовых абортов практически прекратился и рост русского населения.
Фото: Thorsten Jochim / Globallookpress
Не менее печально революционное введение республики и федеративной системы государственности отразилось и на территориальном размере России. По результатам ста последних лет мы потеряли более 4,6 млн км. Причём отдавали территорию сугубо по «идейным республиканским соображениям», как при коммунистах Ленина, так и при либералах Ельцина. Мол, «нации имеют право на самоопределение, вплоть до отделения», а потому отпускаем их на все четыре стороны. Огромные территории отдавались в руки кровавых сепаратистов, без всякой оглядки на то, что все эти земли вошли в состав России огромными усилиями наших предков. Мало того, эти «уходящие» сразу же становились лютыми нашими врагами. И замирение их стоило новых чудовищных по затратам усилий.
Здесь будет уместно вообще заметить, что республика значительно дороже для народа, чем монархия. И для её управления и безопасности необходимо значительно большее число охраняющих чинов.
К началу 1917 года имперская полиция составляла всего 145 тысяч человек, при примерной численности населения около 180 млн человек. Для сравнения в современной России на население в 146 млн человек приходится примерно 900 000 сотрудников Министерства внутренних дел. В Росгвардии сегодня служат примерно 340 000 человек. А Отдельный жандармский корпус в 1916 году насчитывал всего 16 000.
Фото: mvd.ru
Настоящая власть свободна, универсальна и творчески не ограничена
Автократическим правителям России всегда принадлежало право всеобщих решений, которые распространялись на всё пространство государства и на все проявления государственной власти (законодательство, администрация и суд). Власть Государей была универсальна, нераздельна, неограниченна и, как любая Верховная власть, безответственна, поскольку выше её в государстве не было никакого другого властного института.
В слове «безответственность» в отношении к монархической власти нет отрицательной коннотации. Поскольку это чисто юридическое понятие. В реальной жизни Государи признавали над собой Божью власть, чувствовали ответственность перед страной и своими державными предками. И их юридическая безответственность была более ответственна, чем любые искусственно вводимые юридические ответственности в республике. Она была религиозно-нравственной, не формальной. А её свободные и безответственные (перед парламентом, партиями, олигархами) решения и были действиями настоящей Верховной (главной в стране) власти. И были актами творческой национальной государственной власти.
Власти же республиканские, ограниченные олигархами, бюрократами, партиями, выборами, лишены этой творческой свободы. Республиканская власть всегда распылена по влиятельным группам, как у нас выражаются, по «кремлёвским башням».
Государство и Власть. Кто главнее? У кого суверенитет?
В монархии власть не сливается с государством столь плотно, как в республиках. Лозунг «диктатура закона» к воплощению, в жизнь которого стремятся в республиках, принципиально не достижим нигде, хотя бы потому, что «мёртвый в книгах» закон как пишут, так и исполняют только сами люди. Вне людей, вне общества, вне государства нет и живого закона.
Власть в Монархии – институт верховный, находящейся над государством. Монарх – не есть главный бюрократ государственного механизма. Монарх – есть Верховный Механик, одушевитель и двигатель этого механизма. Власть Монарха дискреционна, то есть употребляема по свободному, независимому собственному усмотрению.
В силу своего властного, волевого верховенства, Монарх, а не безвольное юридическое государство, является обладателем суверенитета.
Фото: Russian Look / Globallookpress
Власть Государей в русской истории была той волей, которая на основании суверенного права распоряжалась огромной русской силой в своих решениях. Воля Монарха, физического лица, во главе русского государства командовала русской народной мощью.
Если бы принцип народовластия был бы положен в основание нашей государственности ранее, то нашей власти приходилось бы испрашивать волеизъявления у казанских татар – можно ли русскому государству присоединять Крым или воевать с турецкими османами за освобождение православных славян. У прибалтийских немцев нужно было бы просить соизволение на войну с Фридрихом Великим и взятие Берлина, а у франкоязычной знати брать согласие на изгнание Наполеона из России и победоносный вход в Париж. У финнов бы пришлось устраивать голосование по поводу войны со Швецией, а у поляков созывать сейм, прося прохода наших войск в Европу. И это не говоря уже о кавказских делах, где и шагу было бы невозможно ступить с западной демократией.
Власть Государей была верховной властью по отношению к русскому государству, по отношению ко всей территории Империи, и по отношении ко всем её подданным. И осуществлялась эта власть во имя общего блага, защищая общие интересы всех граждан Империи.
Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress
Верховный Судия Государству Российскому
Беспомощность республиканского правления особенно явственно видна в области судебной власти. Судебная власть не избирается народом, как законодательная (депутаты) и исполнительная (президент) власти. В неё нельзя попасть через всенародные выборы. Она наименее демократична, требует высокого образовательного ценза. Судьи в ней назначаются президентом пожизненно, оправдательные приговоры сведены к минимуму (0,2%) и никак не зависят от Верховного республиканского суверена – народа.
В Монархии верховным Судьёй был Государь. Он был судьёй всего государства, всех его государственных органов и всех подданных в их социальных столкновениях. Коронный суд после реформ Императора Александра II стал не подкупным и профессионально объективным.
Монарх, будучи высшей судебной инстанцией, обладал правом помилования, не связанного с положительным писаным правом. Помилование осуществлялось Государями вне зависимости от виновности или не виновности по закону, а во имя высшей справедливости, по совести.
Император Александр II. Фото: Ken Welsh / Globallookpress
Не совершенство республиканского правления, особенно парламентской республики, вынудило демократию ввести в свою систему институт президентства. Институт президентства, по сути, является институтом ограниченного временного единовластия. Ограниченного законодательством и временностью правления. Без института президентства республика вообще не смогла бы работать. Судьи и правительства назначались бы политическими партиями, а партии бы содержались финансовыми олигархами – истинными владельцами государства. Была бы чистейшая олигархическая диктатура.
Главная творческая сила государства
К сожалению, «монархический костыль», каковым является институт президентства, для республики не может заменить настоящего государственного здоровья. Президент слишком ограничен в своих действиях и бюрократией, и финансовыми, и политиканскими группами.
По-настоящему творческой свободой может обладать только неограниченный самодержавный Государь. Только его грандиозная власть была способна приводить к общему государственному знаменателю, к общему благу, те споры и столкновения религий, народов, амбиций, социальных страстей, внешнеполитических опасностей, которые сопровождали русскую историю на протяжении многих столетий.
Ни новгородская вольница, ни вечевые традиции, ни европейские парламенты, ни западная демократия никогда бы не создали на великой русской равнине от Балтийского моря до Тихого океана единого государства. И не продержались бы на ней полновластными владыками столько веков.
Самодержавная власть, боровшаяся за своё существование против сильнейших внешних врагов, из поколения в поколение упорно следовавшая своей цели собирания земель, заставила сплотиться русских в единую нацию, в единый политический организм. Неограниченность, свобода действия и умение мобилизовывать русские силы в нужном направлении давало Русским Государям существенные преимущества перед их соседями, не прошедшими столь суровой школы выживания.
Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress
Эта мощь, выкованная в северных лесах, разворачивалась в истории как туго скрученная пружина, пока не достигла Имперских масштабов. Великая власть и великий народ обладали той духовной, экономической и физической силой, которая требовалась для освоения огромных пространств будущей Российской Империи.
Феномен Самодержавия стал главной творческой волей нашей истории. Будучи центром тяжести государственной власти, Государь сосредотачивал в России, в своих руках самодержавную власть лично, участвовал в распоряжении всеми возможностями, которые предоставлял ему государственный управленческий аппарат, но одновременно не являлся сам государством. Единоличный глава государства не был органом или институтом государства. Он был надгосударственной волей этого государства, его некоей Божией искрой, приводившей государственный механизм и народные массы в движение.
И только сильно поглупевшая и погрузившаяся в разрушительную культуру Серебряного века, наша прозападная интеллигенция отбросила этот национальный творческий инструмент в сторону, до времени. Наш несчастный XX век, век всевозможных авантюристов, социальных мечтателей и кровавых классовых войн, увёл нас с царских путей. Сто лет русского бродяжничества по задворкам всевозможных западнических экспериментов порядком надоел своей безрезультативностью и инородностью.
Пора начинать пользоваться своей головой и возвращаться к тем историческим инструментам, которые органично сложились в результате русской истории. Всё остальное, сколько не примеряй к нашей действительности, так никогда и не заработает в наших широтах и в наших объёмах.
Конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПОНЯТИЯ: эпоха просвещенного абсолютизма, секуляризация, Уложенная Комиссия.
1.орг.момент.(Здравствуйте, садитесь? На прошлых уроках мы с вами изучали темы «эпоха Петра 1 и эпоха дворцовых переворотов» сейчас мы с вами проверим на сколько хорошо вы усвоили темы. На ваших столах лежат тесты на выполнение тестов 5 минут)
Случилось так, что из 75 лет, прошедших со дня смерти Петра1 и до 18 века на русском престоле перебывало семь человек, из них четыре женщины и трое мужчин. так вот на время правления мужчин пришло 8 лет, в то время, как женщины правили 67 лет. Польский историк Казимир Валишевский назвал этот период «царством женщин» а из 67-ми лет «царства женщин» ровно половину 33.5 года заняло правление Екатерины 2.
Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?
Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):
1. Личность Екатерины II.
2. Внутренняя политика Екатерины II.
— Для начала познакомимся с биографией Екатерины 2 (ДОКЛАД УЧЕНИКА) и прослушив докладчика – постараемся составить психологический портрет императрицы.
Текст «Исторический портрет Екатерины II»
Идет 1762 год. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы?
Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II?
Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?
Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать..
За время ее правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоеванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза. Правила 34 года.
Давайте узнаем как ей удалось добиться таких результатов.
Задание – определите цели правления Екатерины II .
Какие цели ставила перед собой Екатерина II взошедшая на русский престол в 1762 г.?
В стране назревало недовольство, которое вскоре переросло в крупнейшее восстание, ЧТО требовали постепенности и осторожности проведения реформ.
Екатерине II приходилось выбирать гибкую стратегию, чтобы не допустить очередного государственного переворота с одной стороны и с другой создание условий дальнейшего развития государства.
— установление крепкого внутреннего порядка;
— заставить общество соблюдать закон;
— экономическое развитие страны;
— укрепление положения опоры самодержавия – дворян;
— разрядить социальное напряжение в обществе;
— сохранить международный статус России, как великой державы
Период правления Екатерины 2 историки называют «просвещенным абсолютизмом ».
— давайте сейчас с вами откроем тетради и запишем это понятие в тетрадь.
( Просвещённый абсолютизм — — это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества, принятая рядом европейских абсолютных монархов.
Суть политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении сохранить существующий строй путем укрепления позиций дворянства, используя либеральные методы управления государством в соответствии с прогрессивными идеями эпохи. Екатерина 2 стремилась выглядеть для всей Европы мудрым справедливым просвещенным монархом.
Ради этого она переписывалась с просветителями Европы 18 века- Вольтером, Дидро и д.р. СЛАЙД9-
Екатерина ІІ по-своему восприняла идеи «просвещённого абсолютизма».
Свою концепцию этой политики она изложила в «Наказе» – правовом и философском труде, который императрица составляла около двух лет и отдельных статьях.
Правовое обеспечение политики «пр.абсолютизма» содержится в «Наказе», который написала сама императрица.
1) Какую форму правления Екатерина считала наилучшей?
2) Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?
3) В чём, по мнению Екатерины, состоит равенство?
4) Как Екатерина определяла меру свободы?
5) Чем руководствовалась Екатерина в соблюдении законности?
ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ
— Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства. (ст.9)
— Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. (ст.34)
— Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.. (ст.38).
— Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений. (ст.183)
— Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные.
— Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать.
Вопросы к документу: 1) Какую форму правления Екатерина считала наилучшей?
2) Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?
3) В чём, по мнению Екатерины, состоит равенство?
4) Как Екатерина определяла меру свободы?
5) Чем руководствовалась Екатерина в соблюдении законности?
Купечество выступало за введение его монополии на торговлю в городах и лишение права торговать там дворян и крестьян. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: об освобождении от телесных наказаний, о владении крепостными крестьянами.
Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги.
Представители национальных меньшинств требовали уравнения их в правах с русскими.
В итоге члены Комиссии оказались не готовы воспринять принципы, изложенные в «Наказе». Под предлогом начала войны с Турцией общее собрание Комиссии было закрыто в январе 1769 г. Сама Уложенная комиссия была официально распущена императрицей в декабре 1774 г.
Властная и энергичная императрица сосредоточила в своих руках все нити управления страной. Роль Сената была сведена на нет. Практически непосредственно ей подчинялись коллегии и местные правители. Все важные вопросы внутренней и внешней политики решались по её повелению.
При их обсуждении Екатерина 2 приглашала на совет, лишь узкую группу особо доверенных лиц. В большинстве случаев это были умные, образованные и деятельные сановники. Отличаясь любвеобильностью, Екатерина до глубокой старости держала при себе меняющихся Фаворитов. Но лишь один из них- Г.А.Потемкин, талантливый и своенравный деятель, оказал серьезное влияние на решение императрицы. Впрочем даже в период наивысшего расцвета могущества Потемкина решающее слово было за Екатериной. Таким образом, самодержавие снова было доведено до высшей точки.
Мы раскрыли часть второго поставленного нами вопроса, продолжаем дальше
Перед вами исторические документы и указы Екатерины Великой. Проанализируйте их, раскройте суть внутренней политики Екатерины.
-Указ 11 января 1765 года о предоставлении помещикам права отдавать крестьян в каторжную работу
-секуляризация церковно-монастырского землевладения.26 февраля 1764год.
-из жалованной грамоты дворятству.1785год.
-из жалованной грамоты городам.1785 года.
Задание учащимся по группам: Обсудите тексты предложенных документов и сделайте выводы. Запишите их в тетрадь. (Дается время 5-7 минут для обсуждения, представители групп выступают с выводами).
1 группа – дворяне: Прочитайте документ. Какие привилегии получили дворяне по «Жалованной грамоте дворянству», данной Екатериной II в апреле 1785 года?
• Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.
• Да не судится благородный, окроме своими равными.
• Дело благородного, впавшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения
• дворянского достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без вынесения в Сенат.
• Телесное наказание да не коснется до благородного.
• Благородным подтверждается право покупать деревни.
• Подтверждается благородным право собственности. Не только на поверхность земли, каждому
• из них принадлежащей; но и в недрах той земли, и в водах ему принадлежащих, на все сокровенные
• минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы, в полной силе и разуме, как в указе
• По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.
• Благородный самолично изъемлется от личных податей.
ВЫВОДЫ: 1785г. Привилегии дворян:
1. Право владеть землями и крестьянами, передавать их по наследству.
2. Основывать промышленные предприятия и заниматься торговлей.
3. Право сословного суда.
4. Освобождение от телесных наказаний, запрет конфискации земель у дворян, совершивших
5. Право выбора должностных лиц (в губернское правление)
6. Предводители дворянства имели возможность заявлять о своих пожеланиях императору.
№ 434. Дворовым нашим людям, которые имеются в Москве отпущенные на оброк и в науки, чтоб конечно все по воскресным дням в нашем доме явились, а ежели который хотя один день явкой пропустит, таковых сечь розгами, давая за каждый пропуск по тысячи раз нещадно.
№ 458. Впредь Феклу Яковлевну именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, то сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно.
№ 510. В двенадцатой части, прежде бывших богадельнях, у живущего офицера продается девка по шестнадцатому году, знающая кружева плести, белье шить, гладить, крахмалить и госпожу одевать, притом имеющая талию и лицо приятное.
ВЫВОДЫ: закрепощение крестьян.
I. В городе составить городскую обывательскую книгу. В коей вписать обывателей того города,
разделив книгу на шесть частей.
В первую часть внести обывателей, имеющих в том городе дом или иное строение, или
Во вторую часть купцов по гильдиям;
В третью часть мастеровых людей;
В четвертую – иногородних и иностранных гостей;
В пятую – именитых граждан по алфавиту;
В шестую – посадских по алфавиту, какие кормятся промыслом, рукоделием или другой
II. О городской общей думе и городской шестигласной думе.Городская дума бывает составлена из людей знатных, занятых торгами, промыслами,
ремеслами, она обязана собираться, когда нужда и польза городская потребуют и в другое
Обществу городскому запрещается избирать тех мещан, которые в том городе не имеют
капитала, с которого проценты ниже 50 рублей, а также моложе 25 лет.
ВЫВОДЫ: 1785г., – грамота на права и выгоды городам.
Все городское население делилось на 6 разрядов:
1. городские обыватели, имеющие дом или землю
2. купцы всех гильдий, имеющие капитал до 50 миллионов рублей
3. цеховые ремесленники
4. иногородцы и иностранцы, которые торговали золотом и другими украшениями
5. именитые граждане (ученые, художники, банкиры с капиталом больше 50 тысяч рублей)
Освобождения от подушной подати, вместо нее сбор 1% с капитала
Освобождения от рекрутской повинности
Свободы открытия промышленных предприятий
1. Существующие фабрики и горные заводы предоставить купечеству с правом устраивать оные и
на будущее время, ибо заводы сии и фабрики первоначально были заведены и размножены купцами с
большою пользою для государства.
2. Не запрещать им покупать крестьян к заводам и фабрикам.
3. Позволить купечеству держать винокуренные заводы.
4. Те из крестьян и разночинцев, которые пожелают пользоваться купеческим правом, должны
записаться в купечество вечно, а не временно, и во всем быть с купцами на ряду.
5. Если нужно, чтобы русское купечество приносило государству полезные плоды, то непременно
должно запретить торговать другим всякого звания людям.
6. Всем крестьянам дозволить продавать в селах и в городах обывателям оных только произведения
их деревенского хозяйства: причем строжайше запретить, чтобы они, при отъезде из своих
деревень ничего не скупали и чрез то не возвышали бы на всякие деревенские товары цен.
ВЫВОДЫ: 1775г. Привилегии купцам:
1. Освобождение от подушной подати; вместо нее – сбор с 1 % капитала.
2. Освобождение от рекрутской повинности.
3. Свобода открытия промышленных предприятий.
Секуляризация стр.11 п.3
Школьная реформа стр.13 2 абз
Т.О. какой вывод о внутренней политики мы с вами можем сделать?
( Вывод: (делается сильными учениками)т.о. внутренняя политика Екатерины 2, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызывать недовольства бедных слоев населения.)
—действительно внутренняя политика Екатерины II проводилась в интересах дворян, а бедные слои населения бели недовольны. Впоследствии все это привело к восстаниям одним из самых ярких это восстание Пугачева о котором мы будем говорить на следующем уроке.
4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧ–СЯ
а) Какие есть основания назвать время Екатерины II золотым веком дворянства.(дворянство самое привелегировонное сословие)
б) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ