Что значит цельная личность

Цельная личность

Что значит цельная личность. Смотреть фото Что значит цельная личность. Смотреть картинку Что значит цельная личность. Картинка про Что значит цельная личность. Фото Что значит цельная личность

Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.

Нельзя считать это понятие четко определенным и устоявшимся, поскольку разные люди (в том числе, и авторитетные специалисты от науки и различных областей деятельности) вкладывают в это понятие разное содержание.

В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.

В более многостороннем понимании цельную личность можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.

Нравственность и гармония

Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.

Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.

Развитие и воспитание цельности

Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем воспитания и образования).

Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.

Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.

Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.

Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек Что значит цельная личность. Смотреть фото Что значит цельная личность. Смотреть картинку Что значит цельная личность. Картинка про Что значит цельная личность. Фото Что значит цельная личностьс собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.

Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.

Источник

Как обрести целостность личности

Это 3 часть из цикла статей о принятии себя и обретении целостности, через возвращение ваших потерянных фрагментов (Тени).

Если вы интересуетесь саморазвитием, то наверняка уже сталкивались с таким понятием, как целостная личность.

Что это такое, и главное – что конкретно это означает для вас? Проверьте, возможно, многие проблемы в вашей жизни связаны именно с тем, что вы утратили целостность, и никак не можете ее обрести…

Все ответы – в статье и сопутствующих видео Алены Старовойтовой.

Целостная личность

Целостная личность – это человек, который интегрировал разрозненные части себя, осознает и принимает себя во всей возможной полноте, имеет доступ к своим талантам и внутренней силе.

Если вы целостны, то:

Определение своего профиля поможет вам глубже узнать себя.

Нецелостная личность

Нецелостная личность – человек, который утратил доступ к некоторым своим частям и сопутствующей им энергии.

Он отвергает многие свои качества (как он считает, негативные). Но, на самом деле, это закрывает его от его талантов и яркой реализации, лишает счастья и внутренней гармонии.

Все, что отвергается или отрывается от личности, уходит в Тень.

Вы нецелостная личность, если:

Напишите, какие пункты из первого и/или второго списка вы нашли у себя?

Как и почему вы утратили целостность личности

1. Психологическая травма в детстве

Ребенок беспомощен практически перед любым взрослым. Если у вас была хорошая семья (что, увы, редкость) – до вас могли «добраться» воспитатели в детсаду, учителя, даже случайные знакомые.

Ругань, высмеивание, несправедливое наказание, отвержение достижений – с этим сталкивались, в той или иной форме, мы все.

В зависимости от сложности ситуации, все связанные с ней части вашей личности запрятаны более или менее глубоко.

Возможно, в детстве скрыть их – было единственным спасением. Но сейчас вы уже взрослый человек. Пора возвращать утраченное.

2. Обесценивание и критика от значимых людей

Значимым, дорогим, авторитетным людям мы верим сильнее всего. Родителям и возлюбленным – верим даже сильнее, чем себе.

Любое слово от этих людей может вознести нас – а может и сломать.

И, увы, не всем нам повезло с корректными родными и партнерами. Отдельные слова и ситуации «отрубают» от нас порой просто куски талантов, сил, личного мнения…

3. Следование чужим сценариям и “ярлыкам”

Мы стараемся впихнуть себя в рамки чужих стереотипов, установленных в социуме «правил».

В это же время, отказываем себе в честном выражении эмоций и поступках, противоречащих «нормам».

Терпим, потом срываемся, называем себя «плохая женщина», «плохая мать», «никчемный мужчина» – и так по кругу…

Внешние сценарии идеальности – бесконечная ловушка.

4. Перекладывание своих «недостатков» на других людей

Принять себя, таким как есть – неидеального, с недостатками, очень тяжело.

Причем, не с «красивыми недостатками» («я чертовски зол», «я прям вся такая стерва»), а с вполне мелкими и банальными.

Я растяпа, я порой такая тупая и неорганизованная, я слабая, я храплю, я не очень аккуратен… Промолчим еще про сексуальные неувязки и другие потайные «скелетики в шкафах».

Чтобы просто принять это в себе, нужно столкнуться со стыдом, порой пойти через болезненные воспоминания.

Да, в итоге это вернет вам часть силу и сделает более стойким и целостным.

И да, это очень трудно.

Поэтому – «у меня такого нет». Это у других. Принцессы не какают.

В итоге, чужие подобные проявления «аж бесят» – и это признак собственной Тени.

5. Перекладывание своих достоинств на других людей или зависть

Как и с недостатками, мы также поступаем и с достоинствами. Очень трудно признать себя поистине классным, великолепным.

Это налагает ответственность. А также поднимают голову все «внутренние шепотки» – «Ишь, выпендрился…», «Много хочешь – мало получишь».

Поэтому мы вдохновляемся и завидуем, глядя на других – талантливых, успешных, ярких.

По опыту говорю – эти люди обычно не обладают именно особенными талантами. Они просто смелее и осознаннее.

Вам нужно не «раскрывать таланты». Нужна смелость быть собой.

Как обрести целостность личности

Как вы ее утрачивали, по тем же пунктам и возвращайте.

Это непростой и вдумчивый труд. Он требует времени, чтобы побыть наедине с собой. Он требует честности и даже смелости – жить в инфантильных иллюзиях куда легче… Но, если вы решитесь на эту работу – поверьте, результаты превзойдут ваши ожидания.

Вы не станете вечно улыбчивым “успешным” суперменом из рекламных роликов. Но вы станете собой – и будете счастливы быть собой.

Источник

Семь принципов становления целостной личности

Что значит цельная личность. Смотреть фото Что значит цельная личность. Смотреть картинку Что значит цельная личность. Картинка про Что значит цельная личность. Фото Что значит цельная личностьФрагмент книги Скотт Барри Кауфман. Путь к самоактуализации. Как раздвинуть границы своих возможностей. Новое понимание иерархии потребностей Маслоу. — М.: Альпина Паблишер, 2021.

Известный американский ученый-когнитивист Скотт Барри Кауфман тщательно изучил и дополнил классическую теорию Абрахама Маслоу о «высших потребностях» — любви, дружбе, чувстве собственного достоинства, самоуважении, индивидуальности.

Обновленная иерархия призвана служить читателю основой для понимания природы человека и его поступков, уверенно идти по пути развития целостной личности к самоактуализации.

Содержание

Целостность личности — это устремление, а не пункт назначения.

Целостность — это устремление, а не пункт назначения; это процесс, а не состояние, которое можно достичь. Если кто-то объявит себя целостным, проверьте, не тянутся ли к нему провода; возможно, это не человек. Становление целостной личности — это непрерывный процесс постижения, открытости и проявления храбрости, в котором вы достигаете все более высоких уровней интеграции и гармонии с самим собой и внешним миром, гибкости и свободы, необходимых, чтобы стать тем, кем вы действительно хотите. Всегда находясь в процессе изменения, вы постоянно пребываете в состоянии становления.

В этом приложении я в общих чертах представляю семь ключевых принципов становления целостной личности, которые могут стать здоровой основой для выбора вашего собственного пути к самоактуализации и в конечном итоге к глубоким мгновениям трансценденции.

ПРИНЦИП 1: ПРИНИМАЙТЕ СЕБЯ ЦЕЛИКОМ, А НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЛУЧШИЕ СТОРОН Ы 2

Я уверен, что у каждого есть лучшие стороны себя, здоровые, нацеленные на творчество и рост, которые позволяют нам чувствовать максимальную связь с самими собой и с другими.

Кроме того, хотя истинная натура может быть всего лишь удобной выдумкой, я не сомневаюсь в том, что в каждом из нас есть задатки, которые больше всего способствуют здоровой жизни и росту как целостной личности. Я уверен, что у каждого есть лучшие стороны себя, здоровые, нацеленные на творчество и рост, которые позволяют нам чувствовать максимальную связь с самими собой и с други ми[25]. Чем больше мы будем отказываться от своего социального фасада и создаваемых нами защитных механизмов, тем больше будем открывать себя для возможностей роста, развития и творчества.

Конечно, принять не обязательно означает полюбить.

Выявление потенциальных возможностей и определение, какие из них вы хотите больше всего развивать и актуализировать, задача не из простых. Даже если вы знаете, что существует множество потенциальных возможностей, являющихся частью того, кем вы можете стать, то есть еще внешние реалии (окружающие условия) и внутренние реалии (черты характера, доминирующие в структуре вашей личности), которые влияют на вероятность развития этих возможностей. Еще хуже то, что некоторые потенциальные стороны вашего «я», если их актуализировать, наверняка будут конфликтовать с другими сторонами. Роджерс отмечал эти трудности, но утверждал, что в соответствующих внешних условиях со временем можно научиться идентифицировать и доверять тем сторонам себя, которые больше всего ориентированы на рост и придают вам чувство устойчивости, творческой энергии и целостности.

ПРИНЦИП 2: НАУЧИТЕСЬ ДОВЕРЯТЬ СВОЕЙ СКЛОННОСТИ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

В детстве, когда мы говорим о голоде, усталости или страхе, нередко родители или другие опекуны из благих (и, к сожалению, не очень благих) побуждений дают нам понять, что, «если мы не перестанем вести себя таким образом, они не будут любить нас». В мягкой или грубой форме наша потребность игнорируется как менее важная по сравнению с потребностями того, кто о нас заботится. И мы начинаем действовать в соответствии с тем, как нам говорят, а не с тем, как мы себя фактически чувствуем. В результате многие из нас растут под постоянным давлением чужих мнений и соображений, чувствуя незащищенность и страх перед собственным подлинным «я», и превращают чужие представления, потребности и ценности в сущность своего бытия. Мы не только перестаем реально чувствовать свои потребности, но и отворачиваемся от лучших сторон себя.

В соответствии с представлениями Роджерса, целостная и полноценно функционирующая личность:

ОРГАНИЗМИЧЕСКАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА

ЦЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ И РОСТОМ

Цели, связанные с безопасностью:

Цели, связанные с ростом:

ПРИНЦИП 3: ВЫЯВЛЯЙТЕ СВОИ ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ

Людям свойственно иметь конфликты — конфликты с другими, конфликты с самими собой. Если базовые потребности универсальны, то способы удовлетворения их предельно индивидуальны. У каждого свой набор важнейших потребностей и время, когда они стоят наиболее остро. Такие различия могут приводить к возникновению серьезных конфликтов между людьми. Не менее важны и внутренние конфликты. Внутренние конфликты обычно выходят за границы нашей личности и заставляют нас выливать разочарование и агрессию на других. Внутренние конфликты являются значимым компонентом нашей борьбы за самореализацию.

В силу множества целей мы имеем множество побуждающих мотивов. Как говорил Маслоу, «человек — существо желающее…

В то же время многие наши цели не являются запрограммированными. Люди гибко подходят к преследованию целей, что очень необычно для животного мира. Умопомрачительное многообразие целей, которые могут изобретать люди, — от создания успешной гуманитарной некоммерческой организации до первенства в чемпионате мира по скиболу, превращения во влиятельного блогера и получения звания обладателя самой большой задницы в мире 40 — нередко порождает глубинные внутренние конфликты. Простое знание того, что у всех есть такие конфликты, должно делать нас более снисходительными не только к собственным пунктикам, но и к пунктикам других.

Если вы хотите получить реально хороший пример гражданской войны, в которой участвует все человечество и которая нередко приводит к состоянию кратковременного безумия, то обратите внимание на сферу романтической любви! На свете есть немало способствующих превращению в целостную личность видов отношений — с друзьями, братьями и сестрами, родителями, детьми и всем человечеством. Однако самой активной, жизнерадостной, наполненной, приводящей в отчаяние, сводящей с ума и одурманивающей формой любви является романтическая любовь [27].

Каждый элемент романтической любви — привязанность, забота, вожделение и романтическая страсть — взаимодействует с другими с переменной интенсивностью, порождая несметное множество путей выражения романтической любви. Тот факт, что каждый элемент романтической любви имеет свою цель, помогает объяснить многочисленные драмы людей по всему свету. Как говорит антрополог Хелен Фишер, «относительная нейрологическая независимость этих… сближающих людей факторов объясняет современные кросс-культурные модели ухаживания, сексуальной ревности, навязчивого преследования, супружеского насилия, убийств и самоубийств на почве любви и клинической депрессии, связанной с нестабильностью и разрушением связи» 45.

Конечно, между элементами романтической любви не должно быть подобной войны, а наибольшее удовлетворение в отношениях обычно наблюдается, когда они гармонично сочетаются и взаимодействуют. Возможна и более целостная, трансцендентная форма любви (см. главу 5). Так или иначе, неспособность достичь здоровой интеграции этих систем в отношениях и внутри себя может приводить к глубокому расстройству и разочарованию.

ПРИНЦИП 4: ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ОДНОБОКОГО РАЗВИТИЯ

Несомненно, желание любить и преклоняться перед другими, ценить уединение и выражать разочарование и гнев, когда мешают удовлетворению ваших потребностей, — это совершенно нормальное и здоровое явление. Проблема возникает, когда эти потребности гипертрофируются настолько, что становятся навязчивыми и способными поглотить всю личность. Помните, одна из целей превращения в целостную личность — это обретение максимальной свободы для движения в направлении роста и реализации высших возможностей. Здоровая личность способна гибко переключаться между разными устремлениями и регулировать поведение так, чтобы оно вело к росту и достижению целостности.

Мы подавляем определенные аспекты своей личности и выдвигаем их противоположности на передний план (например, мы выпячиваем свою способность быть добрым, заботливым человеком, который никогда, ни при каких обстоятельствах не проявляет агрессию в отношении других; мы подчеркиваем свою способность держать под контролем окружение и доминировать над другими и даем ясно понять, что ни при каких обстоятельствах не пойдем на попятную, не будем извиняться или давать «слабину», проявляя доброту).

Мы держим такую дистанцию между собой и другими, при которой невозможны какие-либо конфликты (например, мы ценим уединение настолько, что никогда не участвуем в чем-то, способном хотя бы намекнуть на вторжение в наше пространство и обратить внимание на нашу невротическую наклонность).

ПРИНЦИП 5: СТРЕМИТЕСЬ СОЗДАТЬ ЛУЧШУЮ ВЕРСИЮ СЕБЯ

Мы не теряем способность изменяться, причем даже фундаментальным образом, на протяжении всей жизни (К. ХОРНИ, «Самоанализ», 1942).

Нынешние специалисты по психологии личности предпочитают рассматривать личностные особенности как «распределения плотности». Хотя внешние триггеры во многом определяют то, какая грань личности выйдет на первый план и в какой момент, есть все основания говорить об индивидуальных различиях людей, поскольку в распределениях поведения в целом наблюдаются устойчивые индивидуальные особенности. Так, каждому из нас требуется возможность какое-то время побыть в одиночестве в течение дня, однако некоторые хотят, чтобы одиночество было намного более продолжительным.

Не следует считать личностные особенности чем-то застывшим или постоянным.

ПРИНЦИП 6: СТРЕМИТЕСЬ К РОСТУ, А НЕ К СЧАСТЬЮ

Конечно, большинство из нас хочет получать удовольствие.

ПРИНЦИП 7: ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ НА СЛУЖБУ СВОЮ ТЕМНУЮ СТОРОНУ

Я критикую сторонников классического фрейдизма за гипертрофированную склонность объявлять патологией все подряд и не замечать здоровых начал в человеке, за представление всего в черном цвете. Однако позиция школы роста (в ее крайней форме) не менее уязвима, поскольку ее представители видят все в розовом цвете и в целом обходят проблемы патологии, слабости, неспособности к росту. Одно вероучение признает существование исключительно зла и греха; другое исходит из полного отсутствия зла. И то и другое, следовательно, одинаково неправильно и нереалистично. (Абрахам МАСЛОУ, «По направлению к психологии бытия», 1962)

По мере того, как люди становятся более открытыми для всех своих импульсов, они, как отмечает Роджерс, начинают пытаться лучше сбалансировать противоборствующие потребности и обретают способность проявлять агрессию, когда она реально необходима, однако не демонстрируют «выхода из-под контроля» потребности в агрессии. По словам Роджерса, только когда люди отрицают существование каких-то аспектов своих переживаний, появляется причина бояться их. Вместе с тем в состоянии наиболее полной человечности разнообразные чувства приходят в конструктивную гармонию: «Это не всегда привычно. Это не всегда соответствует нормам. Это индивидуально. Однако это также должно быть принято всеми» 82.

Список литературы

1. Buhler, C. (1971). Basic theoretical concepts of humanistic psychology. American Psychologist, 26 (4), 378–386.

2. Содержание этого раздела частично заимствовано из блога: Kaufman, S. B. (2019). Authenticity under fire. Scientific American Blogs.

3. Rogers C. R., On becoming a person, p. 108.

5. Strohminger, N., Knobe, J., & Newman, G. (2017). The true self: A psychological concept distinct from the self. Perspectives on Psychological Science, 12 (4), 551–560.

6. Jongman-Sereno, K., & Leary, M. R. (2016). Self-perceived authenticity is contaminated by the valence of one’s behavior. Self and Identity, 15 (3), 283–301.

7. Strohminger, Knobe, & Newman, The true self.

9. McAdams, D. P. (1996). Personality, modernity, and the storied self: A contemporary framework for studying persons. Psychological Inquiry, 7 (4), 295–321; Ryan & Deci, Self- determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being; Vess, Varieties of conscious experience and the subjective awareness of one’s “true” self; Sheldon, K. M., Ryan, R. M., Rawsthorne, L. J., & Ilardi, B. (1997). Trait self and true self: Cross-role variation in the big-five personality traits and its relation with psychological authenticity and subjective well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 73 (6), 1380–1393.

10. Baumeister, R. F., Ainsworth, S. E., & Vohs, K. D. (2016). Are groups more or less than the sum of their members? The moderating role of individual identification. Behavioral and Brain Sciences, 39, e137.

11. Baker, Z. G., Tou, R. Y. W., Bryan, J. L., & Knee, C. R. (2017). Authenticity and well-being: Exploring positivity and negativity in interactions as a mediator. Personality and Individual Differences, 113, 235–39; Baumeister, R. F. (2019). Stalking the truth self through the jungles of authenticity: Problems, contradictions, inconsistencies, disturbing findings — and a possible way forward. Review of General Psychology, 23 (1), 143–154; Jongman-Sereno & Leary, Self-perceived authenticity is contaminated by the valence of one’s behavior; Rivera et al., Understanding the relationship between perceived authenticity and well-being; Ryan & Deci, Self- determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being; Schmader, T., & Sedikides, C. (2018). State authenticity as fit to environment: The implications of social identity for fit, authenticity, and self-segregation. Personality and Social Psychology Review, 22 (3), 228–259.

13. Baumeister, Stalking the truth self through the jungles of authenticity.

14. Baumeister, R. F. (1982). A self-presentational view of social phenomena. Psychological Bulletin, 91 (1), 3–26.

15. Baumeister, Stalking the truth self through the jungles of authenticity, p. 150.

17. Jongman-Sereno & Leary, The enigma of being yourself.

19. Rivera et al., Understanding the relationship between perceived authenticity and well-being.

20. Tiberius, V. (2015). Well-being, values, and improving lives. In S. Rangan (Ed.), Performance and progress: Essays on capitalism, business, and society (pp. 339–357). New York: Oxford University Press.

21. Yalom, I. (2005). The theory and practice of group psychotherapy (5th ed., pp. 77–98). New York: Basic Books; Yalom, Existential psychotherapy, pp. 265, 354.

22. Morgan, M. (2015). A glazed donut stack topped with melted cheese, a triple-meat combo and fried chicken hot dogs: The 10 most calorific burgers from around the world revealed. Daily Mail.

23. Rogers, On becoming a person.

24. Vess, Varieties of conscious experience and the subjective awareness of one’s “true” self.

25. Rogers, On becoming a person; Rogers, C. R. (1980). A way of being. New York: Houghton Mifflin Company.

26. Kierkegaard, S. (2013). The sickness unto death. Belmont, NC: Wiseblood Books, p. 19.

27. Rogers, On becoming a person.

28. Rogers, C. R. (1964). Toward a modern approach to values: The valuing process in the mature person. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 68 (2), 160–167.

29. Govindji, R., & Linley, P. A. (2007). Strengths use, self- concordance and well-being: Implications for strengths coaching and coaching psychologists. International Coaching Psychology Review, 2 (2), 143–153.

30. Sheldon, K. M., Arnt, J., & Houser-Marko, L. (2003). In search of the organismic valuing process: The tendency to move towards beneficial goal choices. Journal of Personality, 71 (5), 835–869.

31. Sheldon, Arnt, & Houser-Marko, In search of the organismic valuing process.

32. Kaufman, Ungifted; Kaufman, S. B. (2018). Twice exceptional: Supporting and educating bright and creative students with learning difficulties. New York: Oxford University Press; Ryan, W. S., & Ryan, R. M. (2019). Toward a social psychology of authenticity: Exploring within-person variation in autonomy, congruence, and genuineness using self-determination theory. Review of General Psychology, 23 (1), 99–112; Schmader & Sedikides, State authenticity as fit to environment.

33. Schmader & Sedikides, State authenticity as fit to environment.

34. Sheldon, K. M., & Krieger, L. S. (2004). Does legal education have undermining effects on law students?: Evaluating changes in motivation, values, and well-being. Behavioral Sciences and the Law, 22 (2), 261–286.

35. Jongman-Sereno & Leary, The enigma of being yourself.

36. Kenrick & Griskevicius, The rational animal; Kurzban, Why everyone (else) is a hypocrite.

38. Maslow, A. H. (1943). A theory of human motivation. Psychological Review, 50 (4), 370–396.

39. Kenrick & Griskevicius, The rational animal; Kurzban, Why everyone (else) is a hypocrite.

40. Griffiths, J. (2018). Swede dreams: Model, 25, wants world’s biggest bum after having three Brazilian butt lifts in four years. The Sun.

41. Reuben, A. (2017). Mental illness is far more common than we knew. Scientific American Blogs.

42. Sheldon, K. M., & King, L. (2001). Why positive psychology is necessary. American Psychologist, 56 (3), 216–217.

43. Walsh, F. (2016). Strengthening family resilience (3rd ed.). New York: Guilford Press, p. 5.

44. Sternberg, R. J., & Weiss, K. (Eds.). (2008). The new psychology of love (1st ed.). New York: Cambridge University Press.

45. Fisher, H. The drive to love: The neural mechanism for mate selection. In Sternberg & Weiss, The new psychology of love (pp. 87–115). New York: Cambridge University Press, p. 106.

46. Fisher, The drive to love. In Sternberg & Weiss, The new psychology of love, p. 106.

47. Diamond, What does sexual orientation orient? A biobehavioral model distinguishing romantic love and sexual desire. Psychological Review, 110 (1): 173–192.

48. Эта идея перекликается с работами Платона, где он замечает, что «все появляется таким образом, противоположности из своих противоположностей».

49. Horney, K. (1945). Our inner conflicts: A constructive theory of neurosis. New York: W. W. Norton.

50. Horney, K. (1942). Self-analysis. New York: W. W. Norton, p. 57.

52. Vaillant, G. E. (1993). The wisdom of the ego. Cambridge, MA: Harvard University Press, pp. 1, 7.

53. Horney, Our inner conflicts, p. 242.

54. Обратите внимание на сходство с современными работами Брене Браун о чистосердечности: Brown, B. (2010). The gifts of imperfection: Let go of who you think you’re supposed to be and embrace who you are. Center City, MN: Hazelden Publishing.

56. Maslow, Toward a psychology of being, p. 65.

57. Aaron Beck, personal communication.

59. Pinker, S. (2002). The blank slate: The modern denial of human nature. New York: Penguin Books.

60. Kaufman, Ungifted; Zimmer, C. (2018). She has her mother’s laugh: The powers, perversions, and potential of heredity. New York: Dutton.

61. На основоположников гуманистической психологии оказали сильное влияние европейские экзистенциальные философы, включая Альбера Камю, Симону де Бовуар, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Сёрена Кьеркегора, Габриэля Марселя, Мориса Мерло-Понти, Фридриха Ницше, Жан-Поля Сартра и Пауля Тиллиха. Действительность такова, что целый ряд специалистов в сфере гуманистической психологии называют себя «экзистенциально-гуманистическими» психологами и применяют различные аспекты экзистенциальной философии, например понятие смысла жизни и я-концепцию, в клинической практике.

Но если основоположники гуманистической психологии соглашались с тем, что личностный рост предполагает активный процесс развития я-концепции, и с тем, что у нас зачастую больше свободы в развитии своего «я», чем можно предполагать, то многие из них не принимали жесткую позицию Сартра, в соответствии с которой «существование было более фундаментальным, чем сущность». Психологи-гуманисты, такие как Маслоу и Ролло Мэй, исходили из того, что другие формы «предначертания» — например, культура, язык и биология — ограничивают диапазон, в котором мы вольны определять свое существование. См.: May, R. (1981). Freedom and destiny. New York: W. W. Norton. Прямо отвергая «экзистенциализм в духе Сартра», Маслоу написал в конце жизни неопубликованную работу, в которой говорил: «Аристотель, Спиноза, Фома Аквинский и другие утверждали в качестве базового закона бытия, что все имеет склонность и право стремиться к обретению своей собственной природы. Человек имеет “присущий своему виду характер”, своеобразие, “стремящееся к обретению собственной природы”, обретение своей собственной природы — это очень длительный и медленный процесс. Требуется вся жизнь, чтобы стать полноценным человеком, т.е. младенцу нужна вся жизнь, чтобы приблизиться и [обрести] свою собственную природу… по существу, это потенциал и, следовательно, его нужно актуализировать, реализовать». См.: van Deurzen et al., The Wiley world handbook of existential therapy; Maslow, A. H. (1969–1970). Axioms. Maslow Papers, Folder 6, Publications-drafts, Box M 4431, Archives of the History of American Psychology, Cummings Center for the History of Psychology, University of Akron, Akron, OH; Schneider & Krug, Existential-humanistic therapy.

63. Kaufman, Can personality be changed?

64. Fleeson, W. (2001). Toward a structure- and process- integrated view of personality: Traits as density distributions of states. Journal of Personality and Social Psychology, 80 (6), 1011–1027; Kaufman, Ungifted; Kaufman, S. B. (2019). Toward a new frontier in human intelligence: The person-centered approach. Scientific American Blogs.

65. Little, B. R. (2014). Me, myself, and us: The science of personality and the art of well-being. New York: PublicAffairs.

67. Berger & McGrath, Are there virtuous types?

68. Fleeson, W. (2004). Moving personality beyond the person- situation debate: The challenge and the opportunity of within- person variability. Current Directions in Psychological Science, 13 (2), 83–87; Fleeson, W. (2017). The production mechanisms of traits: Reflections on two amazing decades. Journal of Research in Personality, 69, 4–12; Baumert, A., et al. (2017). Integrating personality structure, personality process, and personality development. European Journal of Personality, 31 (5), 503–528.

71. Cain, S. (2013). Quiet: The power of introverts in a world that can’t stop talking. New York: Broadway Books.

72. Lawn, R. B., Slemp, G. R., Vella-Brodrick, D. A. (2018). Quiet flourishing: The authenticity and well-being of trait introverts living in the West depend on extroversion-deficit beliefs. Journal of Happiness Studies, 20, 2055–2075.

74. McCabe, K. O., & Fleeson, W. (2012). What is extroversion for? Integrating trait and motivational perspectives and identifying the purpose of extroversion. Psychological Science, 23 (12), 1498–1505; McCabe, K. O., & Fleeson, W. (2016). Are traits useful? Explaining trait manifestations as tools in the pursuit of goals. Journal of Personality and Social Psychology, 110 (2), 287–301.

77. Rogers, C. R. (1962). Toward becoming a fully functioning person. In A. W. Combs (Ed.), Perceiving, behaving, becoming: A new focus for education. Washington, DC: National Education Association.

78. Goodman, F. R., Disabato, D. J., Kashdan, T. B., & Kaufman, S. B. (2018). Measuring well-being: A comparison of subjective well-being and PERMA. The Journal of Positive Psychology, 13 (4), 321–332.

81. Rogers, On becoming a person, p. 105.

82. Rogers, On becoming a person, p. 106.

84. May, The problem of evil, p. 15.

85. May, Love & will, p. 123.

86. May, Love & will, p. 123.

88. Maslow, Toward a psychology of being.

89. Vaillant, The wisdom of the ego.

90. Vaillant, The wisdom of the ego, p. 11.

91. Maslow, A. H. Yea and nay: On being an optimistic realist. In Hoffman, Future visions (pp. 61–63).

© Кауфман С. Путь к самоактуализации. Как раздвинуть границы своих возможностей. — М.: Альпина Паблишер, 2021.
© Публикуется с разрешения издательства

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *