Что ставить на могилу
Что кладут на могилу в день похорон
Среди множества бытующих у нас обычаев и традиций, связанных с похоронами, есть устоявшиеся представления о том, что следует оставлять на могиле после того, как проведено захоронение.
Цветы и венки на могиле
В день похорон над могилой устанавливают крест (как правило, в ногах) или тумбу с мемориальной табличкой.
На сам могильный холм укладывают бутонами к кресту все цветы, которые были принесены на прощальную церемонию, а затем доставлены на кладбище. По периметру могилы устанавливают все венки и корзины, стараясь разместить их устойчиво. Родственники ставят венки первыми. Если участок огорожен, а венков много, их расставляют также у оградки.
Кроме венков и цветок, на могиле не оставляют ничего. Иногда могилу прежде покрывают еловым лапником, а затем укладывают на него цветы.
Вещи, случайно оставшиеся на могиле в день похорон
Иногда при похоронах в могилу или на неё могут упасть какие-то вещи провожающих: часы или браслет, соскользнувший с руки, очки и подобные предметы. Народная традиция строго запрещает их поднимать.
Этот же запрет касается того, чтобы в день похорон вообще что-либо поднимать с земли и даже с пола. Считается, что такими действиями можно установить опасную для всех живых связь с землёй — Нижним миром, как местом погребения.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Предметы, намеренно положенные на могильный холм
Место захоронения по-прежнему, как и века назад, продолжает привлекать адептов черномагических наук, которые могут оставить на свежей могиле атрибуты своей сомнительной практики.
Если на могильном холмике появился предмет, которого в день похорон там не оставляли, специалисты по противодействию тёмным силам советуют его убрать, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить, лучше всего в огне.
Когда убирают цветы и венки?
Уложенные на могилу венки и цветы остаются там до сорокового дня. В эту знаковую дату, приходя на кладбище, могилу освобождают от атрибутов последнего прощания.
Учитывая, что живые цветы будут оставаться на могильном холме такое длительное время, перед тем, как идти на траурные мероприятия, у флористов приобретают стабилизированные розы, гвоздики, хризантемы. После обработки специальными растворами они способны не увядать неделями.
Вопрос и ответ
Пока не установлен памятник с цветником, на могиле, как в день похорон, оставляют принесённые живые цветы (правило чётного числа по-прежнему действует), их искусственные аналоги, а также зажигают свечи. Некоторые оставляют там конфеты, а на Пасху — крашеное яйцо, хотя православное духовенство такое обыкновение не одобряет.
На мусульманских могилах не оставляют никаких принесённых с собой предметов ни в день похорон, ни позднее. При иудейском погребении класть что-либо на могилу не принято, но в дальнейшем при посещении кладбища на надгробной плите оставляют камешек — символ вечности и знак того, что могилу посещают, покойный не забыт.
Точно так же, как при погребении православных, на могиле оставляют цветы и венки с той только разницей, что часть доставленных на кладбище цветов провожающие бросают в могилу перед тем, как она будет зарыта.
7 советов по выбору и заказу памятников на могилы
Чтобы выбрать размеры и дизайн памятника на могилу, нужно учитывать много факторов. В этом тексте мы опишем основные правила выбора надгробий. Это поможет не только выбрать и купить привлекательный внешне памятник, но и сэкономить деньги.
1. Учитываем особенности кладбища, где будет устанавливаться надгробие
У людей может складываться мнение, что на всех кладбищах города действуют единые правила установки памятников. Но это не так. Нужно учитывать:
2. На выбор памятника влияет срок, на который он устанавливается
Многим этот совет может показаться странным, но он вполне рационален. Изначально, после похорон, рекомендуется устанавливать на могилу деревянный крест или простое, недорогое надгробие. Через год после похорон можно будет поставить дорогой и надежный памятник, руководствуясь определенными правилами выбора такого надгробия:
3.Выбор надгробия зависит от возможности ухода за ним
Если нет возможности регулярно посещать захоронение и ухаживать за ним, то лучше накрыть могилу надгробной плитой. Участок можно выложить тротуарной плиткой или засыпать мелким гравием. Но если есть возможность посещать захоронение хотя бы 2 раза в год, то участок можно украсить многолетними кустами, травами и цветами.
При выборе памятника нужно учитывать материалы его изготовления. За надгробиями из мрамора нужен постоянный уход, хотя бы несколько раз в году. Этот материал нужно очищать от грязи, пыли и обрабатывать специальными защитными составами.
Если нет возможности регулярно ухаживать за надгробием, то лучше всего заказать изготовление памятника из гранита. Этот натуральный камень не поддается негативному воздействию внешних факторов, таких как грязь, пыль влага и ультрафиолетовые лучи. Он неприхотлив и не требует постоянного ухода.
4.Цена – важный критерий выбора памятника
Важно понимать, что к цене самого надгробия нужно добавлять стоимость целого комплекса дополнительных услуг: доставки материалов, установки, оформления памятника, участка и дополнительных элементов (оградки, каменной вазы для цветов, столика и скамеек). Вот еще несколько советов:
5.Нужно учитывать волю покойного и предпочтения родственников
Надгробия устанавливают для того, чтобы отдать последний долг умершему человеку и проявить уважение к нему. Поэтому памятник должен:
6. Выбор изображения для нанесения на надгробие
При выборе изображения, которое будет наноситься на поверхность камня, нужно руководствоваться не только техническими требованиями и размерами фотографии. Изображение должно максимально напоминать усопшего человека, вызывать положительные воспоминания и эмоции. Не стоит выбирать слишком ранние, поздние или неудачные фотографии, которые не нравились умершему человеку.
Изображение для мраморного или гранитного памятника можно заказать фотокерамическое. Можно также заказать изготовление небольшой отдельной таблички из мрамора с изображением покойного.
Если умерший был глубоко религиозным человеком, то это также нужно учитывать:
Если есть желание, чтобы надгробие каким-то образом выделялось среди других, то можно заказать комбинированный памятник из различных материалов с элементами из кованого железа. Есть также возможность заказать оформление надгробия различными керамическими и барельефными вставками или скульптурными элементами.
7. Дополнительные аксессуары и обустройство участка
Совсем необязательно обустраивать участок захоронения. Главное – установить памятник и следить за состоянием могилы. Но если есть желание, то захоронение можно окружить оградкой, установив для удобства посетителей стол и лавочки.
Чтобы украсить участок и могилку, можно установить и другие декоративные элементы:
Главное – не переусердствовать с количеством декоративных элементов и регулярно ухаживать за растениями и цветами. Могила и памятник с умеренным количеством аксессуаров будут смотреться со стороны ухоженно и привлекательно.
Дизайнеры, граверы и монтажники нашей гранитной мастерской в СПб изготавливают и устанавливают на любых кладбищах Санкт-Петербурга памятники по типовым проектам. В каталоге компании представлены готовые надгробия различных дизайнов, форм и размеров. Мы также разрабатываем дизайн и изготавливаем памятники на заказ.
Специалисты нашей компании своевременно, бережно доставляют памятники и стройматериалы на кладбища города, расчищают участки и устанавливают надгробия. Мы гарантируем качество предоставления услуг и соблюдение оговоренных с заказчиками сроков.
Что поставить на могилу?
Материал памятника
Памятники из дерева и металла недолговечны, быстро теряют вид и в основном устанавливаются на время — пока земля не осядет, и на могиле можно будет монтировать более тяжелый каменный памятник.
Памятники из синтетических материалов
Единственное достоинство памятников, произведенных из мраморной или гранитной крошки и полимерных смол — это цена. Памятники из искусственных материалов недолговечны, всего за десятилетие плита выцветает и тускнеет, портрет, имя и даты жизни стираются — памятнику требуется серьезный ремонт или замена.
В большинстве случаев памятники изготавливаются из гранита или мрамора.
К сожалению, мрамор не слишком подходит для наших широт: смена сезонов, перепады температур, дождь, снег и ветер разрушают этот мягкий материал. Камень тускнеет, покрывается сетью трещинок, в поры забивается пыль. Мрамор — мягкий пористый материал, который требует регулярного и бережного ухода.
Поэтому, для наших условий в качестве материала для изготовления могильного памятника в наибольшей степени подходит гранит.
Во-первых, гранит выглядит красиво: неповторимый рисунок камня, разнообразие оттенков, благородный блеск и фактура камня позволяют изготавливать из гранита действительно стильные и красивые памятники.
Во-вторых, гранит — камень беспроблемный: ему не нужна специальная очистка или дополнительная обработка, он легко переносит перепады температур, повышенную влажность и прямые солнечные лучи.
Форма памятника
Производители предлагают памятники разнообразных форм и размеров. Например, в нашем каталоге вы найдете более 300 моделей — от простых прямоугольных до фигурных сложной формы и конфигурации.
Если памятник изготовлен из высококачественного материала, то в любом случае он будет выглядеть красиво.
В нашем каталоге вы найдете памятники, оформленные в соответствии с религиозными канонами, стелы, обтекаемой формы, украшенные цветочным орнаментом, которые наилучшим образом подойдут для женских могил, парные плиты — для двойного захоронения.
Оформление памятника
И, наконец, вам нужно решить, как оформить могильную плиту. Расположить на ней портрет? Написать слова эпитафии? Украсить стелу пейзажами, символическими рисунками (например, отражающими профессию покойного), изображением ангела или иконой святого.
И, разумеется, мы готовы прийти Вам на помощь. Приезжайте в наш офис, где в вашем присутствии опытные профессионалы создадут 2D макет — вы сразу сможете увидеть, как будет выглядеть памятник, а при необходимости внести изменения и коррективы.
ТОП-10 лучших материалов для памятников на могилу: из чего делают памятники, какие бывают, виды, размеры, формы, нанесение гравировки, его стоимость, советы по правильному выбору от профессионалов
Через 1 год после похорон следует обратиться в администрацию кладбища, чтобы обсудить с ответственным лицом вопрос установки надгробия на могилу родственника. К этому времени изделие должно быть готово. Но важно правильно выбрать его с учетом основных параметров. Прежде всего, решают, из какого материала лучше делать памятник на могилу. На выбор могут влиять не только физические характеристики, но и традиции культуры этнической группы, местности, религии.
Как выбрать памятник на могилу – полная инструкция от профессионалов
На этапе заказа надгробия обсуждаются все параметры будущего изделия. Чтобы оно соответствовало требованиям заказчика, а вместе с тем не нарушало религиозных традиций, нужно учесть характеристики:
Когда приходит время решать, как выбрать памятник на могилу, советы могут касаться и других параметров: цвета (обычно встречаются белые, серые, черные и комбинированные), составных частей (стела или стела + отдельно стоящий крест, клумба, ваза для цветов и др.).
Предпочтения предков: из чего делали надгробия они
Сегодня распространены разные виды памятников, но чаще других встречаются конструкции из камня. Это неслучайно, т. к. многие века назад предки славяне уже использовали его. До нынешних времен сохранилось много древних монументов, причем они остались в хорошем состоянии. Это говорит в пользу каменных могильных плит.
Конструкции из натурального материала отличаются устойчивостью к осадкам, предельным значениям температур, переносят воздействие избыточного количества воды, а перепады температур. При любой погоде они сохраняют первоначальный вид. Благодаря таким свойствам камень стал наиболее популярным в истории могильных плит.
ТОП-10 лучших видов памятников на могилу родителей, родных и близких. Материалы для производства надгробий
На этапе выбора надгробия в числе первых рассматривают всевозможные материалы. Они отличаются плотностью, прочностью, влагостойкостью. Но учитывают и декоративные свойства, что тоже определяется материалом. Сегодня выбор могильных плит существенно расширился. Появились разновидности с особыми свойствами. Среди них отмечают необычные: прочное стекло, ненатуральный камень для памятников. При выборе учитывают декоративные качества, принимают во внимание и практическую сторону вопроса.
Памятники из финского гранита
Мрамор. Плюсы, явные минусы в использовании. Цена
Материал часто используется для создания архитектурных элементов, декора, скульптур. Он мягкий, хоть и достаточно прочный. Многие из подобных сооружений сохранились до нынешних времен, а их история насчитывает века.
padolski
Традиции и ритуалы
Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога
АВТОР СТАТЬИ
Игумен Федор (Яблоков)
– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?
– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.
– А на кладбищах возлагать венки правильно?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.
Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.
Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.
– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…
– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.
– А может, это пластмассовое наваждение на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?
– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.
Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.
Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.
– Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?
– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.
– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.
– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.
– Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?
– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.
Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.
Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.
То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…
Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!
Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.
– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище – ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?
– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.
Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.
– Когда принято посещать кладбище?
– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.
– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?
– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.
Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…
– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?
– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.
– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?
– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?
А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.
– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?
– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.
– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?
– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают ( смеется).
Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.
– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?
– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.
Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.
– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.
– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.
Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.
При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.