Что значит топ в играх
Рейтинговые системы: как онлайн-игры определяют вашу крутость
Простыми словами о системах Elo, Glicko, Glicko-2 и TrueSkill.
Недавно мне стало интересно, как определяется мой ранг в среднестатистической онлайн-игре, поэтому я полез в Google и тут же нашёл ответ на свой вопрос.
Понятнее не стало. Поэтому я стал копать глубже, чтобы разобраться хотя бы поверхностно, как «для чайников», не вникая во все эти многоэтажные формулы. И нашел четыре рейтинговые системы, на которые опираются большинство современных онлайн-игр. Именно это системы и определяют, насколько хорошо (плохо) вы играете в игру.
Каждый новый игрок в системе Elo получает некое стартовое количество очков, например — 1500. Само количество непринципиально, главное – чтобы счётчик не ушёл в минус. При победе этот счётчик увеличивается, а при поражении — уменьшается, но количество очков, на которое изменяется рейтинг, непостоянное.
Хоть описание статьи и содержит в себе сочетание «простыми словами», я всё-таки должен вставить пару формул. Маленьких и простых, честно!
Рейтинг устроен так, что игрок с высоким рейтингом получит много очков после победы над игроком с низким, тогда как последний после победы над сильным оппонентом получит мало очков. Звучит несправедливо, вот только эти очки не прибавляются к рейтингу Elo, а проходят через ещё один круг подсчётов.
«Бла-бла-бла, задолбал ты со своими формулами, обещал же, что будет просто!»
Без паники! На примере всё сразу прояснится. В этом мне поможет игра с открытой (пользователи видят, как изменяется их ранг) Elo-системой — Brawlhalla.
Лично я люблю эту игру, но уж очень мне не нравится тамошняя система подбора игроков в рейтинговой игре. Новичка с рейтингом 1300 может спокойно кинуть к платине с рейтингом в 1800, и тогда на экране будет твориться такое, что можно будет заливать на pornhub в раздел «изнасилований». Платина, разумеется, победит. Какой будет её рейтинг после победы?
1800+16*(1-(1 / (1 + 10^((1300-1800)/400)))) = 1800.85. Как изменится рейтинг новичка? 1300+16*(0-(1 / (1 + 10^((1800-1300)/400)))) = 1299.15. Короче говоря, рейтинги почти не поменяются. Что есть правильно: новичка кинуло к профессионалу, и он, очевидно, проиграл. Но что, если новичок выиграет? Изменим значения в формулах и посчитаем заново, как изменятся рейтинг.
Для платины: 1800+16*(0-(1 / (1 + 10^((1300-1800)/400)))) = 1784.85. Для новичка: 1300+16*(1-(1 / (1 + 10^((1800-1300)/400)))) = 1315.15. Рейтинг игроков изменился на 15,15 (а 16 — максимум) очков! Платина ушла в почти максимальный минус, а новичок — в плюс. Справедливо? Справедливо.
Elo выглядит вполне себе справедливо, да вот не совсем. Допустим, в матче встретились два игрока с рейтингом 1600. Оба должны играть одинаково хорошо, вот только первый играет раз в неделю (или по каким-то причинам вообще не заходил в игру с месяц), а второй играл днями и ночами. Скорее всего, второй игрок победит.
Система Glicko учитывает этот фактор и вводит новый параметр – рейтинговое отклонение, сокращенно – RD (потому что Ratings Deviation). Чем реже игрок заходит в игру, тем выше его RD. Суть системы Glicko заключается в том, что у игрока с высоким RD невозможно точно определить его рейтинг. Система не может определить, насколько хорош игрок, если он редко играет, поэтому задает рейтинги в виде интервалов.
Поскольку игрок в системе Glicko имеет и рейтинг, и RD, то обычно более информативно описать силу игрока в виде интервала (нежели просто указать его значение). Одним из путей является создание 95% доверительного интервала.
Наименьшим значением интервала является рейтинг игрока минус двойной RD, а наивысшим значением является рейтинг игрока плюс двойной RD. Так, например, если чей-либо рейтинг равен 1850 и RD равно 50, то интервал будет простираться между 1750 и 1950. Мы можем сказать тогда, что мы на 95% уверены, что реальная сила игрока лежит между 1750 и 1950. Если у игрока низкий RD, то интервал будет уже, и мы будем на 95% уверены в реальной силе игрока в меньшем интервале значений.
Здесь могли находиться формулы расчета рейтинга, но их нет. Хотите их увидеть — они вверху поста. Считается рейтинг Glicko гораздо сложнее рейтинга Elo.
Так что же с той игрой, где у игрока А и В по 1600 очков? Если победит тот, кто играл днями напролёт, то он получит меньшее количество очков, чем если бы победил его оппонент. А после игры RD обоих оппонентов снизится.
Вводим ещё один параметр! Теперь помимо основного рейтинга и RD появляется рейтинг изменчивости. Здесь система учитывает вероятность вашей победы или проигрыша.
Если вы играете стабильно, побеждая там, где должны победить и проигрывая более сильным соперникам, рейтинг изменчивости падает. Но если вы, имея платину, проигрываете бронзе или разрываете лучших игроков с подрубленными читами — рейтинг изменчивости будет расти.
Для меня Global Offensive — это пример игры, где вообще максимально непонятно, как меняется твой ранг. Ты можешь безрезультатно побеждать бесконечное количество игр, но после одного поражения тебя понизят. Valve не разглашает, как именно работает их рейтинговая система, и такой политики придерживаются и многие другие разработчики.
Можно было бы начать рассуждения со слов «с одной стороны, это плохо, потому что игроки не знают, сколько им играть до следующего ранга», но нет. Это – хорошо. Потому что будь их система на виду, как в упомянутой Brawlhalla, игроки смогли бы определить, за что даётся больше очков рейтинга, а за что – меньше. Игроки бы поняли, что за обезвреживание бомбы, например, даётся больше очков, чем за убийства в голову, а за высокую точность – больше, чем за спасение заложников.
С этой информацией армия игроков стала бы фармить, и уже через пару дней игру заполонили бы псевдо-элиты. А пока игроки просто знают, что для повышения нужно побеждать, и это – вся информация, которая и необходима для нормальной игры, не переходящей в задротство. Если интересно, то на DTF уже есть подробная статья про рейтинг в CS (есть даже график, похожий на тот, что я использовал выше, но как-то я не осилил тамошнее объяснение). Однако что-то я отвлекся от темы, скажем — это было небольшое отступление на конкретном примере.
Резюмируя, можно определить, из каких параметров состоит рейтинг Glicko-2. Во-первых, это основной рейтинг, показывающий, насколько хорош игрок. Во-вторых, это RD — показатель, определяющий, насколько точен основной рейтинг. В-третьих, это рейтинг изменчивости, определяющий стабильность игры у игрока. В-четвертых, это период времени, на котором производится расчёт. Ну и, если хотите посмотреть, как считается Glicko-2 — вот так. А может и не так, у меня просто интеллекта не хватило понять описанное (RD вроде есть, рейтинг изменчивости — тоже, а вообще, отстаньте от меня, я гуманитарий).
Разработан компанией Microsoft для игр сервиса Xbox Live. О работе этой системы в интернете есть даже отдельная презентация, разобраться в которой весьма затруднительно.
В отличие от Glicko-2, имеет всего два параметра. Больше никаких там рейтингов изменчивости, только «мю» и «сигма». Первый определяет скилл игрока, второй — степень неопределённости в этом скилле (что-то похожее на RD).
Игроки с такой системой начинают на отметке 25 (это мю) при сигме в 25/3. Это означает, что истинный рейтинг новичков колеблется примерно в районе 21-29 очков. Чем больше матчей сыграл игрок, тем меньше диапазон сигма и тем точнее система определяет рейтинг. Крутость игрока определяется его средней эффективностью в нескольких последних матчах.
Есть ещё какая-то неведомая система Ree, находящаяся в открытом доступе, но информации о ней — кот наплакал. Как я понял, она не используется в видеоиграх напрямую, но позволяет вести учёт рейтинга чего-либо непосредственно на сайте.
Засим откланяюсь. Всем хороших игр и высокого рейтинга.
Словарь геймера: переводим с игрового на русский
Содержание
Содержание
Друг-геймер опять говорит на непонятном языке? Собирает какой-то лут, вечно ему не хватает то маны, то хила, то хр. Если вы хотите понимать окружающих геймеров или сами только-только вступаете на путь бойца геймпада — вот вам геймерский словарь. Пригодится!
Общие понятия
Игровой сленг — часть компьютерного сленга. Большинство терминов прискакало из английского языка, навалом аббревиатур, какие-то слова прошли сквозь горнило просторечия — так, Quake стала «Квакой», Warcraft 3 — «Вариком», Sid Meier’s Civilization — «Цивой». Геймерскому сленгу присуща краткость, а потому он усваивается на лету. Вот увидите, со временем и вы будете отличать бафф от перка и со знанием дела комментировать количество fps в FPS.
Начнем с общих терминов и названий жанров игр.
В Shadow of the Colossus все противники уникальные, все — боссы!
Аббревиатуры
Все аббревиатуры взяты из английского. Некоторые в русском потеряли признаки аббревиатур — XP у нас просто «экспа», а NPC — «непись».
AP (action points) | очки действия |
DLC (downloadable content) | цифровое дополнение к игре |
FPS (first-person shooter) | шутер от первого лица |
fps (frames per second) | количество кадров в секунду |
HP (health points) | очки здоровья |
MP (mana points) | очки маны, магической энергии |
NPC (non-player character) | неигровой персонаж |
PvE (player versus environment) | кооперативный (совместный) мультиплеер |
PvP (player versus player) | соревновательный мультиплеер |
QTE (quick time event) | серия команд, быстро высвечивающихся на экране |
RPG (role-playing game) | ролевая игра |
TPS (third-person shooter) | шутер от третьего лица |
XP (experience points) | очки опыта |
Чтобы fps в Assassin’s Creed Valhalla радовал при разрешении выше Full HD, нужна GeForce RTX 3000-й серии.
Не стоит злоупотреблять аббревиатурами. В них-то как раз эмоций нет, в отличие от сленговых слов. Представьте себе такой диалог:
А: Ты как, прошел Detroit: Become Human?
Б: Нет, ненавижу QTE!
А: Далеко продвинулся в The Outer Worlds?
Б: Не, RPG не для меня вообще, все эти HP, MP… возня с характеристиками бесит.
А: Ну а что нравится? PUBG, Fortnite?
Б: Какой PUBG, я больше по PvE!
Сленг по жанрам
Жанры от A до Z исследовать не станем, остановимся на трех популярных — шутерах, ролевых играх, файтингах. Шутеры и файтинги востребованы и на соревновательной сцене, где вокруг них сформировалось мощное сообщество, что вылилось во множество специфических слов.
Шутеры:
инвиз | невидимость |
казуал | массовый игрок, в отличие от хардкорщика |
кемпер (кэмпер) | игрок, который подолгу сидит в засаде |
киллстрик | серия убийств и награда за нее |
кишка | коридор, часть карты (локации) в форме зигзага |
нуб | новичок |
обвес | различные улучшения для «пушки» |
респаун | возрождение после убийства / сама точка возрождения |
стрейф | перемещение боком |
танк | герой с хорошими показателями защиты и здоровья |
фраг | 1) очко за убийство, 2) сраженный противник |
хедшот | попадание в голову |
хилер | герой-медик |
читер | игрок, получивший преимущество нечестным путем |
Ролевые игры:
абилка | способность |
бафф | временное усиление характеристик |
дамаг | урон |
кастовать | произносить заклинание |
квест | задание |
крафтинг | создание предметов |
лут | добыча |
перк | бонус к навыку |
прокачка | набор опыта |
скилл | 1) навык, 2) мастерство игрока |
спелл | заклинание |
статы | параметры героя |
level up | повышение уровня |
Лут — примета не только RPG. Взять Borderlands — игры серии разработчики любовно именуют «лутер-шутерами».
Файтинги:
дэш | рывок |
комбо | непрерывная серия ударов |
мувлист | список приемов |
проджектайл | огненный шар или другой предмет, брошенный с дальней дистанции |
ростер | список бойцов |
спешел | специальная атака |
супер | самая сильная атака бойца |
фаталити | добивание в Mortal Kombat |
В файтингах можно крутить комбо, зубрить спешелы, с наслаждением копаться в ростере и бомбардировать противников проджектайлами в мультиплеере, пока GeForce RTX 2070 Super не задымится. Хотя зачем RTX 2070 Super, хватит и народной GTX 1060 с 6 ГБ памяти. Благо, виртуальные драки нетребовательны к железу.
Железный сленг
К слову о железе! Тут у нас целый пласт геймерского сленга.
бокс, ящик | консоль семейства Xbox |
видяха | видеокарта |
консольщик | тот, кто в основном играет на консолях |
моник | монитор |
пекарь | тот, кто в основном играет на PC |
плойка, сонька | консоль семейства PlayStation |
проц | центральный процессор |
хард | жесткий диск |
А: Старые плойка с ящиком не тянут Cyberpunk 2077.
А: Ждать, пока поляки выпустят версии для PS5 и XSX или менять проц и видяху на компе на что-нибудь поновее!
Чаты, киберспорт, MMO
Общение в чатах распространено в киберспортивных дисциплинах и массовых многопользовательских играх. Также для киберспорта и MMO свойственны стремление обособиться, отделиться от «не своих», как итог — самобытный жаргон чуть ли в не каждой игре. Вот самые популярные фразы и выражения.
дроп | предметы, выбитые из монстров |
гринд | нудная прокачка |
катка | матч |
кулдаун | время для перезарядки умения |
маунт | ездовое животное, транспорт |
моб | рядовой противник |
пати | отряд игроков |
рарный, рарность | редкий предмет |
сет | набор (брони) |
afk (away from keyboard) | отошел, не на связи |
bb (buy buy) | пока-пока |
first blood | первое убийство в матче |
gg (Good game!), гг | комплимент по ходу или по итогу матча |
ggwp (Good game, well played!) | вежливое прощание после матча |
glhf (Good luck, have fun!) | вежливое приветствие перед матчем |
Посмотрите нарезку с финала одного из турниров по League of Legends. Что-нибудь поняли из слов комментатора? А мы ведь предупреждали, что в каждой киберспортивной дисциплине — свой жаргон!
Какие слова из игрового сленга с ходу приходят в голову вам?
Что означают рейтинги видеоигр? Руководство по ESRB и PEGI
Рейтинги видеоигр прилагаются к каждой видеоигре. Как и фильмы, видеоигры получают оценки, чтобы вы знали, подходят ли они для детей. Однако, если вы не слишком знакомы с видеоиграми, возможно, вас смущают рейтинги видеоигр.
В этой статье, содержащей большинство рейтингов видеоигр и набор букв из цифр, предлагается руководство по рейтингам ESRB и PEGI. В нем мы объясняем, как работают рейтинги видеоигр, даем представление об ответственных компаниях и объясняем, как их использовать.
Северная Америка: ESRB
ESRB, сокращение от Entertainment Software Rating Board, предоставляет рейтинги видеоигр для США, Канады и Мексики. Он был основан в 1994 году, и обстоятельства, приведшие к нему, довольно интересны.
До ESRB рейтинги видеоигр были на уровне производителей консолей. В то время Nintendo не оценивала игры, но имела репутацию цензуры игр, чтобы сделать их удобными для семьи. Между тем у Sega была своя собственная рейтинговая система для своих консолей.
Поскольку графика видеоигр стала более реалистичной, родители и правительство США стали обеспокоены. Две игры стали центром противоречий: ультра-жестокая файтинговая игра Mortal Kombat и Night Trap, игра с полнометражным видео, где вы должны остановить похищение девочек-подростков.
В результате этого правительство США провело слушания о влиянии зрелых игр на общество. Они выдвинули ультиматум игровой индустрии: придумать универсальную систему рейтингов в течение одного года, иначе правительство навязывает их.
Таким образом, в 1994 году ESRB родился. С тех пор это была система рейтингов видеоигр в Северной Америке. В отличие от многих других стран, рейтинги ESRB не имеют юридической силы. Вместо этого он саморегулируется; всем производителям консолей требуется, чтобы игры имели рейтинг ESRB, чтобы отображаться в их системах, и магазины не будут покупать игры без рейтинга.
Европа: PEGI
PEGI, что означает «Общеевропейская игровая информация», является стандартом для рейтинга видеоигр в большей части Европы. Он был запущен в 2003 году и заменил различные игровые рейтинговые системы, которые ранее использовались отдельными странами. На момент написания статьи, 39 стран используют PEGI для оценки игр.
Существует не так много предыстории с PEGI. Это пример стандартизации в странах Европейского Союза; Европейская комиссия выразила поддержку этому. Некоторые страны требуют, чтобы возрастные метки появлялись в играх и способствовали их продажам, в то время как другие принимают его как стандарт де-факто без особой законодательной поддержки.
Рейтинги видеоигр в других странах
Как и следовало ожидать, другие регионы мира также имеют свои собственные рейтинги видеоигр. Мы не можем охватить их все здесь, но они в основном следуют схожим схемам. Например, в Японии есть CERO (Организация компьютерных рейтингов развлечений), которая присваивает играм рейтинги букв.
Тем не менее, Австралия заслуживает особого внимания за введение жесткой цензуры по сравнению с другими западными странами. Австралийский классификационный совет не поддерживал рейтинг 18+ для видеоигр до 2013 года. Некоторые игры никогда не выпускаются в Австралии, в то время как другие должны подвергаться интенсивному редактированию.
Рейтинги ESRB объяснены
Теперь, когда мы посмотрели на компании, стоящие за рейтингами, давайте посмотрим на реальные рейтинги видеоигр, которые вы увидите на коробках в Северной Америке.
ESRB использует семь различных рейтингов для игр. Четыре из них распространены, в то время как два других довольно редки, и один — заполнитель.
Раннее детство (ЕС) это самый низкий рейтинг. Это означает, что игры предназначены для дошкольной аудитории. Таким образом, эти названия не имеют нежелательного содержания и, вероятно, не понравятся широкой аудитории, поскольку предназначены для маленьких детей. Этот рейтинг не очень распространен. Примеры игр включают в себя Dora the Explorer: Dance to the Rescue и Bubble Guppies.
Все (E) это базовый рейтинг. Игры с таким рейтингом имеют контент, который «в целом подходит для всех возрастов». Они могут содержать незначительные случаи мультипликационного насилия или комического вреда. До 1998 года этот рейтинг назывался Дети для взрослых (КА), Игры с рейтингом E включают Mario Kart 8 Deluxe и Rocket League.
Подросток (T) следующий уровень выше. Этот рейтинг подходит для игроков 13 лет и старше. Титулы могут иметь сексуальное подтекст, более частый или более сильный язык и кровь. Вы найдете рейтинг Teen для таких игр, как Apex Legends и Fortnite (узнайте, что родители должны знать о Fortnite
Ваши дети играют в Fortnite: что нужно знать об этом
Ваши дети играют в Fortnite: что нужно знать об этом
Если ваши дети играют в видеоигры, они, скорее всего, играют в Fortnite. Так что же нужно знать родителям об этой игре? Вот ответы на ваши вопросы.
Прочитайте больше
).
Только для взрослых (AO) рейтинг ESRB 18+ Он выпущен для игр с графическим сексуальным контентом или игр с реальными деньгами. Тем не менее, это в действительности рейтинг хромой утки. Ни один из крупных производителей консолей не разрешает игры AO на своих системах, и лишь немногие розничные продавцы продают игры AO в своих магазинах.
Из-за этого только несколько игр когда-либо получали этот рейтинг; большинство игр AO получают рейтинг из-за тяжелого сексуального содержания. Издатели будут вносить изменения в свои игры, чтобы избежать этого рейтинга, поскольку по сути это смертный приговор. Игры с рейтингом AO включают в себя Seduce Me и Ef: Fairy Tale of the Two.
Рейтинг в ожидании (RP) это заполнитель. Он появляется рядом с рекламой игр, которые еще не были оценены.
Дескрипторы содержимого ESRB
Несмотря на то, что вы найдете рейтинг на лицевой стороне игрового поля, на оборотной стороне содержится дополнительная информация. ESRB имеет несколько десятков дескрипторы контента, которые дают вам информацию о точных видах нежелательного контента в игре. Большинство из них говорят сами за себя (например, Кровь или же Использование наркотиков), но мы объясним несколько потенциально запутанных здесь:
Наконец, рейтинги ESRB теперь содержат информацию об «Интерактивных элементах» в нижней части рейтинга. Они включают Внутриигровые покупки если игра позволяет тратить реальные деньги на лут-боксы или аналогичные предметы, и Взаимодействие пользователей в играх, где вы можете говорить и делиться контентом с другими. ESRB не оценивает онлайн-части игры, потому что не может предсказать, как люди будут вести себя онлайн.
Полный список дескрипторов и информацию см. В руководстве по рейтингам ESRB. Вы также можете найти любую игру на веб-сайте ESRB, чтобы увидеть ее нежелательные элементы.
PEGI Рейтинги объяснены
PEGI использует аналогичную настройку для ESRB с пятью суммарными оценками. Тем не менее, существуют незначительные различия в уровнях рейтинга, и нет такого «бесполезного» рейтинга, как АО.
Дескрипторы содержания PEGI
Как и ESRB, PEGI также дополняет основные рейтинги описаниями контента. Они отображаются в виде значков на обратной стороне коробки. Хотя дескрипторов PEGI намного меньше, чем в ESRB, они показывают разные уровни этого контента в зависимости от рейтинга.
Например, Сквернословие дескриптор может появляться в играх с рейтингом от 12 до 18. Но в то время как игра PEGI 12 будет содержать лишь незначительные ругательства, игра PEGI 18 может иметь повсеместные сексуальные мотивы. Кроме того, описания ограничены определенными рейтингами, поэтому вы не увидите наркотики дескриптор на заголовок PEGI 7, например.
Как и ESRB, PEGI недавно добавила Внутриигровые покупки значок для обозначения игр, позволяющих приобретать загружаемый контент
DLC: история трех самых дорогих писем об играх
DLC: история трех самых дорогих писем об играх
Загружаемый контент (DLC) является основной частью современных видеоигр. Но откуда он взялся и как он повлиял на индустрию видеоигр? Давайте разберемся.
Прочитайте больше
с реальными деньгами. См. Страницу меток PEGI для получения дополнительной информации.
Осмысление рейтингов видеоигр
Мы прошли полный обзор систем оценки видеоигр ESRB и PEGI. Итак, теперь вы знаете историю этих компаний, что означают рейтинги и как проверить дескрипторы контента для получения дополнительной информации об отдельных заголовках.
Интересно посмотреть, как рейтинги сравниваются по регионам. Например, инди-титул Celeste получил рейтинг E10 + в США, но только PEGI 7 в Европе. PEGI также не указывает на часть контента, который делает ESRB, например грубый юмор.
Если вы являетесь родителем, который хочет больше узнать о хобби своих детей, вот руководство наших родителей по видеоиграм
Все, что родители должны знать о видеоиграх
Все, что родители должны знать о видеоиграх
Если ваши дети играют в видеоигры, а вы о них мало что понимаете, мы здесь, чтобы помочь. Вот что вы должны знать, чтобы у ваших детей был лучший опыт.
Прочитайте больше
чтобы помочь вам понять немного лучше.
Узнайте больше о: игровой культуре, воспитании детей и технологиях.
Теперь вы можете использовать Alexa Hands-Free на Windows 10