Что значит удостоверение ввс

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Выдача свидетельств авиационного персонала

Государственная услуга по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

В рамках полномочий, установленных Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее – государственная услуга), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 № 298(далее – Административный регламент), государственную услугу предоставляет Росавиация непосредственно и через свои территориальные органы.

В Федеральное агентство воздушного транспорта представление (заявление) с необходимым комплектом документов на оказание государственной услуги представляются:

непосредственно заявителем в соответствии с графиком приема документов для выдачи свидетельств авиационного персонала по предварительной записи;

График приема документов для выдачи свидетельств авиационного персонала (при себе иметь паспорт):

понедельник, среда с 10.00 до 17.00, (с 12.00 до 13.00 обеденный перерыв)

Прием документов производится Федеральным агентством воздушного транспорта по предварительной записи по телефонам:

Запись на прием документов для выдачи свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации

+7 495-645-85-55 доб.51-36
+7 495-645-85-55 доб.51-11
+7 499-231-55-22

Почтовый адрес Федерального агентства воздушного транспорта для направления документов на предоставление государственной услуги*:

Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, г. Москва, А-167, ГСП-3, 125993, Росавиация, Управление лётной эксплуатации.

* Уважаемые заявители, обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 17 Административного регламента, в случае направления по почте заявления о выдаче свидетельства подпись кандидата на получение свидетельства заверяется в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 4 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданскойавиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.02.2014 № 32, свидетельство оформляется территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства.

Информация о территориальных органах Росавиации:

ПЕРЕЧЕНЬ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБЛАДАТЕЛЯМ СВИДЕТЕЛЬСТВ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ДОПУСКАЕМЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА, СОТРУДНИКОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

Методические рекомендации

Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2021 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Источник

Прохождение службы в Военно-Воздушных Силах России по призыву и по контракту, обзор

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Военно-воздушные силы считаются неотъемлемой частью армии каждого государства, так как они помогают сохранить господство в небесной зоне и мирное небо над головой граждан. Многие будущие солдат мечтают попасть именно в ВВС.

Разберемся более подробно, что необходимо сделать, чтобы попасть в данные войска, как попасть на службу по призыву и как поспасть на службу по контракту, как прохождение службы в ВВС РФ может повлиять на будущую жизнь солдата.

Военная служба по призыву и её особенности

Особенности военной службы по призыву напрямую связаны с действующими законами. В свою очередь, современная армия, меняя свой облик, старается сделать воинскую службу более современной, максимально обеспечивая комфортные условия для военнослужащих по призыву:

Улучшенное питание, поэтапный переход к организации приёма пищи по образцу “шведского стола”. Разрешён часовой отдых после обеда (сон, в том числе);

Оборудование подразделений душевыми кабинками, стиральными машинами, гладильными досками и современными приборами для ремонта одежды. Военнослужащие полностью снабжаются принадлежностями личной гигиены, стиральными средствами;

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

При желании, военнослужащий по призыву может воспользоваться сотовой связью. Военнослужащим разрешено переодеваться в “гражданку” при увольнении в город. В зависимости от обстоятельств личного характера, военкомат рассматривает возможность прохождения службы по призыву вблизи постоянного проживания военнослужащего.

Особенности внутренней службы по призыву позволяют солдатам с высокими спортивными показателями тренироваться в достойных условиях спортивных рот, участвовать в спортивных состязаниях любого уровня, включая Олимпийские игры.

Талантливые и перспективные молодые учёные, а также студенты могут быть направлены для прохождения срочной службы по призыву в научные роты. Им предоставляется продолжать свои исследования и разработки, заниматься своими направлениями в науке.

Воинская служба по призыву дает возможность овладеть новыми профессиями, получить знания в ранее неизвестных областях. Обучение в подразделении профессии, например, водителя, моториста или механика вполне может стать основной деятельностью воина после увольнения с военной службы.

По окончанию срока службы по призыву, государство предоставляет отслужившему ряд льгот, беря на себя значительные финансовые расходы. Например, по рекомендации командира воинской части, перспективный и грамотный военнослужащий имеет возможность после увольнения обучаться на платных подготовительных курсах ВУЗов за счёт федерального бюджета.

Уволенные с военной службы в запас принимают в государственные ВУЗы на льготных условиях, во многих случаях экзамены заменяют на собеседование.

В государственных структурах или силовых ведомствах без армейской службы при трудоустройстве могут возникнуть проблемы.

Главной особенностью военной службы по призыву является требование к новобранцам добросовестно овладевать своей воинской профессией, приобретая необходимые в гражданской жизни навыки и опыт.

Конечно, описать особенности конкретной военной службы по призыву почти невозможно. Армия многогранна, постоянно эволюционирует и обновляется.

Научить самого себя дисциплине, найти своё место в коллективе, осознать себя частью огромной страны-вот что минимум даст воинская служба по призыву.

Особенности военной службы по контракту

Особенности службы по призыву и по контракту имеют некоторые различия, и их тоже нельзя обойти вниманием. Служба в армии по контракту-полностью осознанное решение посвятить свою жизнь делу защиты Родины.

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Особенностью воинской службы по контракту, что своё патриотическое стремление могут реализовать как мужчины, так и женщины. В отличие от службы в армии РФ по призыву, которые распространяется исключительно на мужчин, в то время, как контракт на службу в армии может подписать женщина. Главное при этом-отличное здоровье и специальность, необходимая для прохождения службы.

Служба по контракту имеет под собой сложную правовую основу.

Кроме того, согласно новой редакции закона “О воинской обязанности и военной службе” отменена возможность заключать контракт на 1 год.

Граждане, желающие заключить контракт, должны понимать, что соответственно приказу они в любой момент могут быть переведены в любое подразделение ВС РФ, если в этом возникнет необходимость. Расторжение контракта без уважительных причин невозможен, и неисполнение условий контракта имеет негативные последствия.

Заключаясь контракт, граждане РФ (и иностранцы), получают солидный перечень льгот:

Кроме этого, для военнослужащих по контракту предусмотрен более “щадящий” типовой регламент служебного времени (утвержден Министром обороны РФ 29 мая 2020 г.).

Что такое ВВС

Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов.

ВВС являются важным элементом вооружённых сил и включает в себя авиацию, специальные войска и специальные службы.

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). Это потребовало от Главных штабов в переходный период интенсивной деятельности по проведению структурных изменений в организации системы управления и создаваемых группировках войск.

Особенности службы

Функционирование ВВС — это не только пилотирование небесных машин, их управлением занимается небольшая группа людей, прошедших профессиональную подготовку. Часть этих функций возлагается на солдат службы по призыву. В их обязанности входит:

Места службы включают в себя: авиационную базу и зону размещения авиационной техники, войска радиотехнического или специального направления, которые входят в военно-воздушные силы.

Современная служба в ВВС по призыву

У некоторых обывателей, представления о службе в ВВС, связаны в основном с пилотированием самолетов и вертолетов, что естественно не отражает реального положения дел. На самом деле, полет этих могучих крылатых и винтокрылых машин, о которых мечтает каждый второй мальчишка с детства, начинается задолго до отрыва от взлетной полосы. А именно, с материального и технического обслуживания, охраны, снабжения и обеспечения связи и управления на земле.

Остальные задачи по обеспечению полетов и эффективного применения авиации, ложатся на плечи командного офицерского состава, а также солдат срочной и контрактной службы.

Солдат срочников в основном привлекают к снабженческим, несложным материально-техническим, охранным, инженерным и поисково-спасательным функциям. Служба в войсках ВВС чаще всего проходит на авиабазах и местах дислокации авиационной техники, за исключением тех случаев, когда срочников направляют на службу в радиотехнические или специальные войска (РХБЗ, топогеодезические и метеорологические подразделения) входящие в состав ВВС. Служба в них не всегда сопряжена с аэродромным расквартированием.

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

Многие призывники, желающие быть “поближе к небу” часто задаются вопросом, как попасть в ВВС по призыву? Для этого нужно, во время анкетирования в военкомате при постановке на воинский учет, указать в графе “Где хотите служить?” – “Хочу служить в ВВС”. Разумеется, точных гарантий зачисления в желаемые войска вам никто не даст, но все-таки стремления призывников довольно часто берут во внимание.

При этом требования ВВС к будущим солдатам совершенно обычные, как по физической подготовке, так и по состоянию здоровья.

Особенности службы по контракту в ВВС России

Примерно с конца 80-ых годов в Советской, а ныне Российской армии, на службе в ВВС, прослеживается тенденция по постепенному замещению срочников солдатами контрактниками. Это особенно ощущается в последние годы реформирования вооруженных сил.

Связано это в первую очередь с высокой степенью ответственности и сложности, при службе в таких высокотехнологичных и наукоемких войсках как ВВС. Когда от малейшей небрежности допущенной при заправке самолета или инженерных работах на аэродроме, зависят жизни пилотов и окружающего персонала, военные стремятся сократить по минимуму участие низко-квалифицированных новобранцев.

В России началась тенденция по роботизации охранных систем стратегических объектов, в первую очередь это касается РВСН и ВКС, вводятся в эксплуатацию новейшие системы связи и радиоэлектронной борьбы, массово закупаются БПЛА. Со всей этой сложной техникой работать предстоит именно профессиональным солдатам.

Как попасть служить в ВВС по контракту и сколько зарабатывают контрактники?

Для того чтобы попасть на службу в ВВС по контракту, кандидат должен быть в возрасте от 19 до 35 лет, с полным средним образованием и отсутствием судимостей. Нужно придти в военный комиссариат по месту жительства или специальный отборочный пункт для контрактной службы с соответствующим заявлением.

Что значит удостоверение ввс. Смотреть фото Что значит удостоверение ввс. Смотреть картинку Что значит удостоверение ввс. Картинка про Что значит удостоверение ввс. Фото Что значит удостоверение ввс

После подачи заявления и сбора соответствующих документов, будет произведена процедура отбора по физическим, медицинским и психологическим показателям, а также по профессиональным навыкам.

Также важно не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь положительного ВИЧ статуса, не болеть туберкулезом и другими тяжелыми хроническими и инфекционными заболеваниями.

В среднем, рядовые солдаты контрактной службы получают оклад в размере 25-30 тысяч рублей, а сержанты и старшины – в районе 40 тысяч рублей. При этом контрактники имеют обширные социальные льготы, такие как бесплатный проезд, бесплатное медицинское обслуживание в военных мед учреждениях, льготные условия поступления в военные ВУЗы, обеспечиваются жильем и питанием.

Служба летчиков

Источник

Что значит удостоверение ввс

К сожалению, разыскать где-либо журнал учёта выдачи удостоверений ВВС не удалось. Вероятно, за давностью лет он просто не сохранился. Учитывая то, что многим космонавтам выдавалось несколько документов (и во время дублёрства, и к полётам), а также в связи с отсутствием единой системы их нумерации и дат выдачи, составить точный и полный список удостоверений ВВС, выданных космонавтам, сейчас не представляется возможным. Для того чтобы как-то разобраться в том, кому из космонавтов, как, когда и какие выдавались полётные удостоверения, пришлось провести журналистское расследование, длившееся несколько месяцев. Путём опроса многих космонавтов и изучения фондов некоторых музеев (в первую очередь, музея Дома космонавтов в Звёздном городке) все же удалось составить достаточно полный и близкий к истине перечень удостоверений ВВС (Таблица №1). Это получилось, прежде всего, благодаря тому, что удалось разыскать более трети от общего количества документов. Кроме того, учитывалось, что бланки имели шесть разновидностей, которые можно было привязать к определённому временному периоду. И, все же следует заметить, что в связи с отсутствием полной информации в таблице кое-где сделаны некоторые умозрительные заключения, о которых будет сказано ниже. Итак, достоверно известно, что первые удостоверении Главком ВВС К.А. Вершинин подписал 4 апреля 1961 г. Об этом имеется запись в дневниках генерала Н.П.Каманина («Скрытый космос», книга I, с.42). Удостоверение № 1 было выписано Юрию Гагарину, а два других его дублёрам: № 2 – Герману Титову и № 3 – Григорию Нелюбову. Номера были проставлены в порядке планировавшейся очередности полётов. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что с нумерацией космонавтов, а значит и удостоверений, явно поторопились.

Когда началась подготовка к полёту на «Востоке-2», появились замечания к Г.Нелюбову то ли со стороны медиков, то ли со стороны командования ВВС. Так или иначе, но дублёром Г.Титова был назначен А.Николаев, который впоследствии полетел на «Востоке-3» и стал советским космонавтом № 3. Предполагалось, что нумерация документов должна совпадать с порядковыми номерами космонавтов, совершивших космический полёт, поэтому А.Николаеву проставили в его удостоверении № 3. Вот так появились два документа с одним и тем же номером (у Г.Нелюбова и А.Николаева). Чтобы такая ситуация больше не повторялась, решено было в дальнейшем выдавать удостоверения, не проставляя в них номера. Теперь номер ставился, вероятно, непосредственно перед полётом, а скорее всего, уже после полёта. Это хорошо видно на многих документах, так как номер вписан, как правило, чернилами другого цвета и другим почерком. О том, что номер должен был вписываться уже после полёта, говорит и такой факт: некоторые удостоверения летавших космонавтов не имеют номеров. Это можно объяснить только тем, что иногда после полёта номер просто забывали вписать. Вот так и появились безномерные документы,

К старту кораблей «Союз-1» и «Союз-2» в апреле 1967 г. были подготовлены восемь человек, и всем им были выписаны полётные документы. Здесь опять же обнаружился интересный факт, связанный с нумерацией. Судя по номерам, военные космонавты в экипажах были поставлены впереди гражданских: № 12 – Е.Хрунов, №13 – А.Елисеев. Такой порядок сохранялся и в последующем. Впрочем, это вполне объяснимо: удостоверения выдавали ВВС, а, как известно, «своя рубашка ближе к телу», и поэтому в данном случае ближе были свои, военные космонавты.

Примечательно также то, что у Е.Хрунова вновь появилась должностная запись в виде «космонавт ВВС», а не «член экипажа». Скорее всего, это являлось отражением той борьбы, которую вели Н.П.Каманин и В.П.Мишин по вопросу формирования экипажей «Союзов». Сделав такую запись, ВВС как бы констатировали, что космонавт ВВС – это полноценный космонавт, а член экипажа – вроде как пассажир. Однако самое интересное, что канцелярские работники Главного штаба ВВС «потеряли бдительность» и проставили номера в документах у членов основных экипажей ещё до старта кораблей. За что и поплатились: как известно, старт «Союза-2» был отменён, а программа дальнейших полетов изменена. В результате этого космонавтом № 12 стал Г.Береговой («Союз-3»); а № 13 достался В.Шаталову («Союз-4»). Е.Хрунов и А.Елисеев стартовали лишь в январе 1969 г. на «Союзе-5» с новыми полетными документами (№ 15 и №16 соответственно). В официальном же сообщении ТАСС состав экипажа «Союза-5» был указан уже в ином порядке: сначала А.Елисеев, а затем Е.Хрунов. В марте 1969 г. ушел в отставку Главнокомандующий ВВС, Главный маршал авиации К.А.Вершинин. Вместо него на эту должность был назначен маршал авиации П.С. Кутахов. Естественно, для нового Главкома изготовили новые бланки удостоверений. Приближалась дата очередных космических стартов, причём не одного-двух кораблей, а сразу трёх: «Союза-6,-7,-8». Но к моменту завершения подготовки экипажей новые бланки ещё не были готовы, а скорее всего, П.С.Кутахов по какой-то причине их забраковал (об этих бланках будет сказано далее) и приказал изготовить другие. Поэтому, вероятнее всего, космонавтам (как летавшим, так и дублёрам), уже имевшим удостоверения, подписанные Вершининым, новые документы не выписывались. А документы для новичков В.Севастьянова и, вероятно, В.Волкова и П.Колодина завизировал (на бланках Вершинина) генерал Н.П.Каманин. При этом на их документах была проставлена не гербовая печать Главкома ВВС, а печать войсковой части 26266 (как известно, это ЦПК ВВС). И ещё, уже после полета при проставлении номеров кто-то допустил ошибку: командиру корабля «Союз-6» Г.Шонину в удостоверение был вписан № 18, а бортинженеру В.Кубасову – № 17, хотя, конечно же, должно было быть наоборот.

Скорее всего, лишь в 1970 г. для П.С.Кутахова были изготовлены новые бланки удостоверений. При этом несколько изменился их внешний вид: на левой стороне документа, естественно, были указаны воинское звание и фамилия нового Главкома («Маршал авиации» и «Кутахов») и вместо большой звезды с серпом и молотом появилась маленькая чёрная звёздочка, а на правой стороне стала иначе выглядеть надпись «ВВС» (тоже выполнена в чёрном цвете). Это первый вид «кутаховских» удостоверений.

Вероятно, первыми такие документы, подписанные П.С.Кутаховым, получили члены дублирующего экипажа «Союза-9» (хотя, возможно, им могли выдать документы и за подписью Н.П.Каманина на бланках Вершинина). Точно установлено, что удостоверения этого вида были выписаны экипажам (вероятно, всем четырем), готовившимся к полетам на ДОС-1 «Салют». Но вот загадка: если у В. Шаталова («Союз-10» проставлен № 13 (как и положено, это был его порядковый номер, правда, он был вписан позднее), то у членов экипажа «Союза-11» документы имеют следующие номера: № 33 – Г.Добровольский, № 34 – В.Волков, № 35 – В.Пацаев. Объяснить хоть как-то, откуда взялись такие номера, никак не удалось. Ясно лишь одно: в нумерации документов была введена сквозная система (она некоторое время продолжалась и в дальнейшем). Но почему её ввели и почему именно с номера 33? Ответов на эти вопросы пока нет.

В 1972 г. Главкома Кутахова повысили в звании: он стал Главным маршалом авиации. Вновь потребовалось делать новые бланки, а в это время уже заканчивали подготовку экипажи на ДОС-2. Им требовалось выдать документы, но старые удостоверения с ДОС-1 не годились: Главком-то стал уже Главным маршалом. Вот здесь и пригодились ранее забракованные бланки. По своему оформлению они были идентичны документам Вершинина (может быть, поэтому они и не понравились Кутахову). Решили их использовать только потому, что к надписи «маршал авиации» можно было аккуратно вручную приписать слово «Главный», а на предыдущих удостоверениях это невозможно было сделать, так как слово «Маршал» было написано с заглавной буквы. Так появился второй вид удостоверений Кутахова. Пример: полетный документ П.Климука, с которым он летал на «Союзе-13».

В 1976 или 1977 г. появился четвёртый, и последний, вид «кутаховских» удостоверений. Отличительные особенности: на левой стороне – красная звёздочка, а на правой – надпись «ВВС» синего цвета. Пример: удостоверение П.Колодина. Кстати, в его документе впоследствии был проставлен № 24 (это порядковый номер П.Колодина, если бы он в 1971 г. стартовал на «Союзе-11»). Удостоверения данного типа получили экипажи, готовившиеся к полётам наДОС-5 «Салют-б». Вероятно, они были сразу выданы всем четырём экипажам основных экспедиций (первоначальные составы: Ковалёнок–Рюмин, Романенко–Иванченков, Ляхов–Гречко; Попов–Андреев), а также двум экипажам первой экспедиции посещения ЭП-1 Джанибеков–Колодин и Дедков–Пономарёв). При этом, вероятно, В.Ковалёнку и Ю.Пономарёву могли выдать документы, выписанные им еще на ДОС-4. После замены бортинженера в экипаже В.Джанибекова новый полётный документ был выдан О.Макарову. Возможно, В.Ковалёнок и В.Рюмин в связи с повторными полётами также получили новые удостоверения.

Очень интересный факт: оказывается, полётные удостоверении ВВС получили и иностранные космонавты из ЧССР, ПНР и ГДР, входившие в международные экипажи по программе «Интеркосмос». Причём членам советско-германских экипажей были выданы удостоверения на бланках первого заместителя Главкома ВВС А.Н. Ефимова (пример: удостоверение В.Быковского). Судя по всему, это были последние полётные документы; выданные ВВС. В начале 1979 г. теперь уже Федерация космонавтики СССР начала выдавать космонавтам полётные документы собственного образца (удостоверения Международной авиационной федерации FAI). В связи с этим выдача удостоверений ВВС была прекращена. Таким образом, проведённое расследование показало, что в период с 1961 по 1978 гг. полётные удостоверения ВВС были выписаны предположительно 64 советским и шести иностранным космонавтам (всего примерно 120 документов). Автору статьи удалось разыскать в музеях и домашних архивах космонавтов 45 удостоверений. Очевидно, некоторое количество документов находится у тех космонавтов, кто в силу разных обстоятельств и занятости не смог их найти (П.Попович, А.Елисеев, В.Джанибеков, В.Ковалёнок, В.Рюмин и др.), а другая часть – в различных космических музеях. Следует признать и такой факт: вероятно, некоторые документы вообще либо утеряны, либо уничтожены. Скорее всего, после какого-то срока хранения были уничтожены за ненадобностью удостоверения нелетавших космонавтов. Лишь Г.Нелюбову, А.Сорокину и П.Колодину удалось сохранить свои документы (за что им отдельное спасибо, ведь они сохранили их не только для себя, но и для истории космонавтики). В связи с этим возникает естественный вопрос: а где удостоверение Юрия Гагарина, которое ему должны были выписать в 1967 г., когда он был дублёром В.Комарова на «Союзе-1»? Неужели и оно могло быть уничтожено? В общем, история удостоверений ВВС сейчас вызывает немало вопросов, и поэтому в данном расследовании ещё рано ставить точку. Возможно, спустя какое-то время появятся новые факты и ранее неизвестные подробности сданных полётных документах, и тогда эта история получит своё продолжение. Во всяком случае, на это очень хочется надеяться.

Таблица № 1. Удостоверения космонавтов, выданные ВВС

Сергей Шамсутдинов (г. Москва),
редактор журнала «Новости космонавтики»,
spaceshams@mail.ru
Петербургский коллекционер, 2012, № 6 (74).

Статья предоставлена автором и размещена с его разрешения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *