Что значит школа полного дня

Статья «Из опыта работы школы полного дня»

Модель нашей школы полного дня подразумевает взаимодействие со всеми подразделениями ОУ, призвана создать максимально комфортные условия для развития учащихся и педагогов, сохранения и укрепления их здоровья, реализации запросов социума и потребностей детей и взрослых, подготовку к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, решения всего комплекса задач, стоящих перед ОУ.

Цель работы нашей школы полного дня: создание комфортных условий для интеллектуального, физического, нравственного, творческого развития учащихся и педагогов.

Основные задачи любой школы полного дня:
1) интеграция основного и дополнительного образования обучающихся;
2) решение проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;
3) создание условий для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

Наша школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 19.00) по 5-ти дневной неделе, с 6-м развивающим днем, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.
В режим работы школы введены утренняя физзарядка, физкультминутки на уроках и утренняя прогулка после первого урока в 1-ых классах начальной школы, прогулки в обеденный перерыв и после окончания всех занятий.
Режим дня каждого конкретного класса строится с учетом учебного плана. (Приложение 1)
Режим полного дня открывает дополнительные возможности для школы в решении проблем обучения и воспитания детей. Режим полного дня позволяет адаптировать школьную среду с учетом особенностей каждого ребенка. (Приложение 2*)
Индивидуальная траектория развития каждого ребенка отслеживается и корректируется воспитателем и классным руководителем по маршрутному листу на каждый день недели:

1

2

Фамилия ИмяКонсультацииФакультативыКружки,
секции
ДО
вне школы
Время ухода домой
Математика (14.40-15.25)Логика
(15.30-16.15)
Алексеева Валентина++Баскетбол
(17.00-18.00)
Бассейн
(19.00-20.00)
18.30
Бодрова Екатерина+_Клуб «Шанс»
(17.00-19.00)
_19.00
3
4

Режим работы школы составляется с учетом продолжительности пребывания в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования. В этом учебном году (как и в прошлом) система дополнительного образования включает объединения по восьми направленностям: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное.

Организация второй половины дня является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Проведение самоподготовки, консультаций включает в себя: консультации со слабоуспевающими учениками, работу с одарёнными детьми, подготовку к олимпиадам и конкурсам, работу библиотеки, кружков, элективных курсов.
Больше внимания уделяется совершенствованию физического воспитания и укрепления здоровья детей. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение всего дня, разнообразные виды деятельности сменяют друг друга, что позволяет избежать перегрузки детей. Это чередование уроков с динамическими паузами, занятия в кружках, клубах и спортивных секциях, спортивно-оздоровительные и культурно-оздоровительные мероприятия, развивающая, игровая, досуговая деятельности. Одним из направлений работы нашей школы в режиме полного дня является организация проведения экскурсий. Экскурсионные программы для каждого класса насыщены, чрезвычайно разнообразны, открывают простор для познавательной деятельности учащихся, удовлетворения их эстетических и эмоциональных потребностей. Экскурсии по Москве и Подмосковью самые разнообразные по тематике: исторические, литературные, архитектурные, военно-исторические, заповедники, народные промыслы, предприятия и заводы по производству продуктов питания. Учащиеся вместе с воспитателем и классным руководителем создают отчеты-презентации о посещенных экскурсиях (Приложение 3*).

*Приложения можно получить у автора

Источник

Полный день в школе – как это?

Что же такое школа полного дня?

Школа полного дня – это школа, в которой ученик находится вместе с педагогами полный день с 8 до 18 часов: в первой половине дня проводятся уроки по расписанию, во второй – школьники выполняют домашнее задание и посещают спортивные секции, кружки, различные мероприятия. При этом внеурочные мероприятия могут чередоваться с уроками (нелинейное расписание).

Примерный режим дня такой школы:

Подготовка домашнего задания (самоподготовка).

Кружки (спортивные мероприятия, концерты, кинофильмы, конкурсы и т д).

Отметим, что во время самоподготовки, которая проводится под руководством воспитателя или классного руководителя, могут привлекаться учителя-предметники для консультации отдельных учеников. Для организации внеурочных мероприятий могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, педагоги которых проводят кружки, спортивные секции непосредственно на базе школы. В том случае, если ученики посещают занятия в учреждениях дополнительного образования, в спортивных школах, школах искусств и др., то по заявлениям родителей они могут уходить из школы в соответствии с расписанием их занятости.

Таким образом, для школ полного дня характерны:

После уроков ребёнок получает питание и находится под присмотром педагогов.

Домашнее задание ребенок делает в школе и может получать консультации учителей по предметам.

Ученику предоставлена возможность посещать различные кружки и спортивные секции.

Школа полного дня — хороший выход для работающих родителей, но подходит она не каждому ребёнку и вот почему.

Есть «домашние дети», есть активные дети.

Ребёнок весь день находится в школе и почти полностью заорганизован, но не каждый ребенок может целый день активничать, может уставать от постоянной нагрузки.

Если уроки и дополнительные занятия чередуются, то основные предметы могут быть во второй половине дня. Если ребёнок к этому времени устал, то это может плохо повлиять на запоминание материала.

Режим школы полного дня наиболее предпочтителен для учащихся начальной школы.

Есть проблемы в организации питания учащихся 5-11 классов, инфраструктуры, финансирования учреждений такого типа, кадрового обеспечения и занятости педагогов.

Подобные образовательные учреждения законодательно не предусмотрены. И тем не менее в ряде регионов такие школы работают (см. в Интернете). Во время поездки в Киров членов совета при Президенте по науке и образованию и рабочей группы Госсовета кировские педагоги продемонстрировали работу школы полного дня в г. Кирове. В этой школе после уроков ученики занимаются в развивающем блоке, могут посещать кружки, спортивные секции. При этом для ребят предусмотрены обед и полдник, отдых и занятия на свежем воздухе, просмотр фильмов в кинозале. В школе размещена площадка по типу мини-технопарка «Кванториум».

Заметим, что организуются школы полного дня не на пустом месте. В советский период их активно продвигала замминистра просвещения РФ Л.К Балясная, в 2003 г. в Москве работало более 200 школ полного дня.

Источник

Семь плюсов школы полного дня

Андрей Тихов

Запросы родителей, отдающих своих детей в школы, вне зависимости от времени и от обстоятельств, одни и те же: ребёнок должен быть накормлен, научен, воспитан и здоров. Безусловно, сегодняшняя ситуация, когда родители пропадают на работе, ничего не изменила. Во времена моего детства существовала «продлёнка», куда не все хотели ходить, но где всегда было интересно (простите за субъективность воспоминаний, может быть несколько идеализированных).

Уже на протяжении ряда лет разговоры о возврате этой части образовательного процесса снова ведутся. Не в плане «быть или не быть». Это очевидно. Обсуждаются различные модели: какой быть.

«Бумажная модель» всегда будет отличаться от сугубо практической, реальной. И тут важно не пальцем указать, не ссылаться на методические, психологические, законодательные рекомендации и инструкции, а реально помочь. Делом. Практическим советом. И да, от финансовой помощи тоже сегодня никто не откажется… Сразу отбрасываю скепсис: не от родителей. Хотя заказчиками образования в большей части выступают именно они. Они и формируют те самые «общественные запросы».

Что значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дня«Алгоритм успеха». Фото с сайта школы

Нам скоро 2 года. За это время мы и апробируем свою модель школы полного дня, учитывая и всевозможные риски. Получается? Пожалуй, не буду кривить душой и скажу не всегда. Однако всё может получиться только у тех, кто ничего не делает. Поэтому и у нас есть свои трудности, которые мы преодолеваем. И говорить об этих трудностях тоже не всегда легко. Все знают: каждый кулик своё болото хвалит. Постараюсь всё же обойтись без хвалебной патетики, дабы не уличили меня в том, что я мелкая болотная птица… Хотя, пусть говорят.

Какие плюсы от школы полного дня?

1. Ребёнок находится в школе почти полный день.

В нашем случае от зарядки в 8.30 до 18.00. Под присмотром учителей и других наставников: воспитателей, тренеров. Действует пропускная охранная система. В случае необходимости родителям обязательно звонят. В течение учебного времени ребёнок может покинуть школу только по согласованию с родителями. Это может быть заявление, переданное ими через ребёнка, доставленное лично или личная просьба самого законного представителя, непосредственно приехавшего за ребёнком.

2. Нелинейное расписание.

В течение учебного дня уроки и различные дополнительные занятия чередуются. Есть большие перемены по 30-40 минут, в течение которых дети отдыхают, гуляют на улице, кушают. Естественно, вместе с классными руководителями или в их отсутствие с воспитателями. Если погода на улице не позволяет, то в школе всегда можно найти место для общения, отдыха и игры. Большие рекреации с диванчиками и кушетками, интернет-кафе, соляная комната, громадный спортивный зал, холлы, в которых есть и ростовые шахматы, и теннисные столы. Безусловно, сейчас наша задача и состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться рационально использовать своё время в школе так, чтобы не переутомляться, совмещать приятное с полезным, чередовать учёбу и отдых.

Что значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняФото сайта школы.

3. Режим дня.

Во многом он полностью зависит от самого школьника и его родителей, но контролируется учителем, классным руководителем, воспитателем, тренером. Создаётся карта образовательного маршрута, по которой видно, чем ребёнок должен заниматься и где находиться в то или иное время школьного дня. Всегда есть возможность скорректировать этот режим, если ребёнок во второй половине дня уже занимается в каком-либо другом учреждении дополнительного образования.

Риск выполнения данного режима есть. Он напрямую связан только с установками самого ученика: выполнять или не выполнять. Однако, если школьник сам в начале года заявил об этой траектории, родители с ней ознакомились, не было корректировки, то эту установку надо выполнять: хочешь или не хочешь. Есть, конечно, дети, которые пытаются обойти свой маршрут, сократить время пребывания на занятиях. Ищут предлоги (не без участия их родителей, конечно) уйти раньше. Как правило, такая их деятельность ведёт к одному: им тяжелее становится учиться. Но есть и другой результат, который радует: на второй год работы в «Алгоритме Успеха» появились дети, которым мало того времени в школе, что установлено режимом. Их успехи уже очевидны. Мотивация таких школьников внутренняя и почти не обусловлена «крутостью» школы.

4. Трёхразовое питание по принципу «шведского стола»

Есть выбор первого, гарнира, салата, фруктов и прочего, что позволяет организовать режим питания школьника. Завтрак, обед, полдник. Стоит добавить, что если у ребёнка есть какие-то медицинские рекомендации к пище, то они, безусловно, выполняются. Например, к молоку или молочным продуктам. Всегда есть возможность их заменить.

Именно тут, в столовой, воспитывается и культура питания. Меньше упаковок от чипсов, сухариков, бутылок с различными напитками остаётся в конце дня в мусорной корзине. Нет, они не исчезли. Но их стало гораздо меньше. И кстати, наше меню всегда можно найти на официальном сайте школы.

5. Время на самоподготовку

Во второй половине дня, после обеда школьник может выполнить не только домашние задания, но и найти время для работы над каким-либо проектом, выполнить, например, пропущенную контрольную работу или ещё что-то. В это время в школе всегда есть учителя. Если работа вызывает затруднение, то можно подойти к учителю (любому!). Не обязательно к тому, кто у тебя ведёт предмет. Попросить помочь, проконсультировать. Кроме того, есть возможность получить такую же помощь по интересующему предмету у старшеклассников. Те тоже не отказывают.

6. Разнообразие внеурочной деятельности

Такие возможности позволяют детям (и родителям, конечно) сократить время на переезды от одного образовательного учреждения к другому. Безусловно, здание и материально-техническая база школы позволяют иметь такое большое разнообразие.

Что значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняФото сайта школы.

7. Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья

Такие дети учатся вместе с другими, отдыхают вместе с другими. Для них существует особый режим. Это очевидно. Не буду подробно останавливаться здесь, скажу одно: я тоже работаю с такими детьми. Даже порой восхищаюсь их упорством в достижении целей. Ставлю в пример. Это интересные и удивительные дети, которых нельзя выделять. К которым нельзя, на мой взгляд, относиться снисходительно, как к иным…

Это ещё не всё, о чём можно поговорить. Но, думаю, надо пока остановиться. Потому что чувствую, предвижу вопросы-вопросы-вопросы… И, безусловно, критические замечания наших читателей: педагогов, учителей, родителей. Задавайте, буду рад ответить.

Помните одно, я пришёл в эту школу осознанно. И если вы правильно прочитаете сей опус, то не стоит спрашивать: а как в такой школе работается учителям. Ответ у меня один: интенсивно. Мне легче было работать в обычной школе, где уходят ученики после уроков и редко встретишь после обеда учителя. Но я не привык работать дома. Школа – место, где я в большей степени провожу своё время. И мне эта школа подходит.

Источник

Школа полного дня:основные направления и особенности работы (стр. 1 )

Что значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Что значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дня

В данном материале раскрываются особенности работы школы полного дня, отличие школы полного дня от школы продленного дня и других типов образовательных учреждений; основные направления взаимодействия воспитателей и учителей-предметников. Представлены методические рекомендации по организации самоподготовки школьников, направления дополнительного образования в школе данного типа. Взаимодействие педагогов с родителями

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

В связи с социально-экономическими проблемами, усилением миграционных процессов в государстве все острее ощущается потребность в педагогах, способных организовать и направить после-урочную коллективную деятельность детей и подростков.

Школы полного дня открываются в соответствии с потребностями населения приказом Департамента образования города Москвы на основании представления окружного управления образования при условии охвата не менее 80% обучающихся 1-9-х классов группами продленного дня, наличии необходимой учебно-материальной базы для организации образовательного процесса и реализации программ дополнительного образования, кадрового обеспечения и при условии, что это не приведет к увеличению сменности занятий в школе.

В соответствии с задачами Департамент образования города Москвы рекомендует организовать работу школ полного дня на базе тех образовательных учреждений, в которых имеются необходимые условия для полноценного функционирования в новом качестве.

Основными требованиями к организации работы общеобразовательного учреждения в режиме полного дня являются:

· наличие помещений для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, возраст которых отличается не более чем на два года;

· выделение разно акцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, помещения для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одЧто значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы);

· соответствие школьной мебели гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней с учетом возрастных категорий обучающихся (при их самоподготовке или организации других учебных занятий);

· наличие спортивных площадок, актового и спортивного тренажерного залов, пришкольного участка, различных студий и т. д., необходимых для организаций дополнительного образования, досуга, труда школьников;

· наличие помещения для организации двухразового горячего питания;

· соответствие уровня квалификации педагогических кадров;

б) педагогов дополнительного образования,

в) преподавателей физической культуры, которые должны организовывать физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую деятельность обучающихся в режиме полного дня.

Школа полного дня создается как новый тип образовательного учреждения, где есть все условия для всестороннего развития личности, широко развита внеурочная деятельность, действенное самоуправление учащихся. Школа должна стать организатором всей жизнедеятельности ребенка, помочь каждому ученику развить все свои творческие задатки и возможности, определить профессиональные задатки и возможности, подготовиться к адаптации в жизни.

· социально-активная жизненная позиция, участие в общественной работе, коллективизм и др.;

· дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, работе и т. д.;

· качества, характеризующие культурно-познавательную деятельность и активность, рациональное использование свободного времени, стремление к знаниям и т. д.;

· уважение к другим людям, честность, искренность, справедливость, толерантность и др.

ОТЛИЧИЕ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

ОТ ОБЫЧНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ

С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ ОБУЧЕНИЯ

Для сплочения коллектива воспитанников необходимо формирование здорового психологического климата, создание правильного стиля взаимоотношений.

Преимущества школ продленного дня при решении задач образования, обеспечения развития учащихся состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно после уроков находятся под контролем и руководством школы, им обеспечиваются возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания. Неоценима помощь для работающих родителей и тем семьям, где нет необходимого надзора и условий для занятий и отдыха ребенка.

В школе с продленным днем обучения остаются после уроков в основном школьники начальной и основной школы, которые под наблюдением воспитателя гуляют, обедают, готовят домашние задания, и в оставшееся время играют или читают.

Школа же полного дня относится не к определенной группе школьников, а к школе в целом и не только к ее режиму, а ко всему организационно-педагогическому, учебно-воспитательному процессу.

Содержание деятельности школы полного дня, таким образом, совершенно отличается от школы с продленным днем.

При организации школ полного дня в некоторых школах часть обязательных уроков переносится на вторую половину дня.

Возникают и трудности:

· не все дети охвачены режимом полного дня (никто такую задачу не ставит);

· Что значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного днявозникает определенное препятствие для детей, посещающих внешкольные учреждения или помогающих родителям дома по хозяйству;

· снижается рейтинг тех предметов, которые переведены во вторую половину дня.

«Учитывая социальный запрос, образовательные потребности обучающихся, содержание учебно-воспитательного процесса, а также опыт работы ряда школ, мы поддерживаем инициативу педагогических коллективов 218 московских школ по переходу работы на режим полного дня.

При этом школа полного дня не рассматривается как замкнутое

Режим школы полного дня должен позволить каждому ребенку реализовать свой режим проживания в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой.

Организация работы школы полного дня усиливает взаимную заинтересованность общества и семьи в более качественном духовном и физическом развитии школьников. Такая школа наиболее эффективно может использовать воспитывающий потенциал культурно-образовательного, исторического наследия города. Программы нравственного, патриотического воспитания позволят реализовать целостную образовательную программу обучения и воспитания школьников. Перед школами полного дня мы ставим следующие задачи:

· создать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

· обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования»;

· обеспечить на межведомственной основе взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ

Работа школ полного дня строится намного интереснее. Система дополнительного образования включает кружки, секции самых различных направлений: физкультурно-оздоровительные, эстетические, предметные; факультативные занятия, бассейн и т. д.

Если родители не считают возможным оставлять ребенка в школе на весь день, то после завершения основного учебного процесса они могут забрать его домой. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя директора школы. Но если ребенок дома не может получить полноценного дополнительного образования, развития или воспитания, эту задачу берет на себя школа.

В школах, работающих в режиме полного дня, заботятся о своевременном пополнении недостающего оборудования и дидактического материала, составляют конкретные планы приобретения оборудования, добиваются рационального расходования средств, привлекают родителей и общественность к укреплению учебно-материальной базы с учетом объективных потребностей и качественного выполнения учебных планов и программ.

Серьезное внимание в этих школах уделяется комплектованию библиотек. Проявляется забота о том, чтобы был комплект учебников для каждого учащегося, а также дополнительная литература для внеклассного чтения, справочники, каталоги, и создаются условия для пользования библиотечным фондом

Интенсификация учебного процесса в школах, перешедших на режим полного дня, увеличила нагрузку на растущий организм школьЧто значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняЧто значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняЧто значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняника и потребовала создания хороших санитарно-гигиенических условий труда учащихся, воспитателей, соответствующего микроклимата школьного помещения (влажность, температура), обеспечения установленного уровня освещенности рабочих мест, чистоты и порядка в помещении.

Центральное место в работе школы полного дня занимает содержание образований. Качество знаний, умений и навыков учащихся зависит во многом не только от методов и приемов обучения, но и от структуры и форм организации учебной работы, от управления 1 учителем учебной деятельностью учащихся.

Объединение урока и самоподготовки в единый процесс по целям и задачам обучения и воспитания, а также условиям и руководству учебным процессом, формы его организации создает большие возможности для развития творческой инициативы учителя, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса для уплотнения во времени учебной деятельности учащихся и сосредоточения по большинству предметов в первой половине дня. Одним из главных условий повышения эффективности учебного процесса в школе полного дня является устранение непроизводительных затрат времени на уроке, увеличение времени на изучение нового материала, на самостоятельную работу учащихся за счет сокращения времени на проверку домашнего задания и на выяснение степени самостоятельности при выполнении домашней работы.

Условием совершенствования учебного процесса является осуществление единства педагогического процесса на уроке и во внеурочное время, повседневной взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, руководителей кружков, секций, курсов по интересам школьников, что в свою очередь положительно сказывается на расширении и углублении знаний, умений и навыков учащихся. Все это оказывает влияние на развитие познавательных интересов учащихся, но степень этого влияния в большей мере зависит от методов и приемов обучения, от педагогического мастерства учителя.

Большое внимание необходимо уделить особенностям формирования рациональных приемов учебной работы, рационального использования времени.

Чтобы процесс обучения сделать хорошо управляемым, следует изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

Для того чтобы создать оптимальные условия для учебной деятельности учащихся на уроках и во время самоподготовки, необходимо распределить учащихся по уровням обучаемости и работоспособности.

К ученикам с высокий уровнем обучаемости относятся те, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, самостоятельно развивают те или иные положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня усвоения за самое короткое время.

К ученикам со средним уровнем обучаемости относят тех, которые усваивают изучаемый материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений, могут увидеть в частном общее, овладевают знаниями, переносят их в новые ситуации

Ученики с низким уровнем обучаемости усваивают материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объеме, затрудняются выделить существенное, закономерное после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания преимущественно по аналогии.

Важным фактором, обусловливающим успешную деятельность детей и их хорошую успеваемость, является высокая работоспособность.

Продуктивнее всего работает группа в составе от 4 до 7 человек. Из числа учащихся назначается консультант, который координирует работу группы, подводит предварительные итоги.

Для определения уровня работоспособности и обучаемости учащихся, меры их занятости и содержания продуктивной деятельности на уроках и особенно во время самоподготовки, используются разные формы работы, при которых задания учащимся различаются по объему, по характеру и уровню требований. К таким формам относятся:

Фронтальная форма, при которой учитель ставит общую цель и дает одинаковые по объему и сложности задания всем учащимся одновременно, ограничивая их работу во времени и наблюдая за ходом и порядком работы;

групповая форма, при которой учитель ставит общую цель и определяет частные цепи для временно созданных в классе групп учащихся, предлагая им разные или одинаковые задания для совместной внутригрупповой работы, ограничивая во времени, наблюдая за ходом и порядком работы;

индивидуальная форма, при которой учитель дает учащимся разные по характеру, объему, сложности или времени выполнения задания, учитывая учебные возможности каждого ученика.

Индивидуальная работа является составной частью групповой. В процессе работы у учащихся возникает необходимость обращаться за помощью к товарищу, обсуждать результаты.

Важное место в школе отводится системе контроля и учета знаний учащихся. Во время самоподготовки в ходе групповой, фронтальной и индивидуальной работы раскрываются дополнительные возможности тематического учета знаний учащихся. Групповая работа включает как обязательный элемент индивидуальное выполнение каждым школьником части задания.

Результаты индивидуальной работы обсуждаются всей группой, находятся и исправляются ошибки, закрепляются знания.

Организуя групповую работу, учитель планирует индивидуальные и совместные формы работы учащихся. Руководящая роль учителя заключается в том, чтобы, объяснив необходимость взаимопомощи, объединить учащихся в группы по степени подготовленности, поддержать дисциплину, оказывать необходимую помощь, оценивать работу и подводить итоги.

Программные уроки и часы самоподготовки составляют единый процесс обучения. Часы самоподготовки продолжают те уроки, на которых ученики под руководством учителя самостоятельно работают с учебником, дидактическим материалом, вспомогательной литературой, закрепляют и углубляют изученный материал.

Воспитание интереса к предмету является главной задачей. В условиях школы полного дня урок в значительной мере освобождается от простейших видов контроля, и за счет этого увеличивается время для разъяснения нового материала. Самостоятельная индивидуальная работа носит творческий характер, что позволяет систематически знакомить учащихся с научными открытиями.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

В современных условиях важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, особенно в условиях школы полного дня. В школах такого типа условия обучения имеют свою специфику:

· во-первых, здесь весь образовательный процесс проходит в основном в самой школе, учитель является руководителем всего процесса обучения;

· во-вторых, уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;

· в-третьих, создаются возможности применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся.

Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.

Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение. От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся. подчеркивал, что школа должна так организовать труд учителя и учеников, «чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».

В школах, которые перешли на режим полного дня, создается зависимость качества выполнения домашних заданий от качества урока, Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний на уроке, между усвоением знаний и домашним заданием должны быть следующие моменты:

· планомерная подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки);

· правильная постановка домашнего задания;

· правильная организация самоподготовки учащихся, предусматривающая плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;

· разработка системы выполнения заданий на уроке;

· максимальное использование учебно-материальной базы школы;

· творческий подход к использованию режимных моментов (самоподготовку проводить в два приема – в первую фазу после уроков и после обеда и длительной прогулки).

Требования к руководству самоподготовкой:

· создание необходимых условий для занятий по самоподготовке (классные комнаты, кабинеты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, словари, справочники и др.);

· строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;

· знание уровня общеобразовательной подготовки, индивидуальных способностей учащихся;

· осуществление руководства и оказание своевременной помощи со стороны учителя в организации самоподготовки учащихся; обучение рациональным приемам учебного труда;

· систематическая взаимосвязь и последовательность работы учителя с развивающейся деятельностью учащихся, обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности учащихся на всех этапах обучения;

· формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда;

· формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;

· оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся в занятиях по самоподготовке (но без лишней опеки);

· применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;

· использование средств поощрения детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;

· предоставление учителем в часы самоподготовки кратких перерывов в работе одному, двум или нескольким учащимся;

· предоставление учителем определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности. В группу могут быть также включены учащиеся, поведение и успеваемость которых нуждается в повседневном контроле. Для такой группы необходимо подготовить специальное задание (как правило, задания готовятся на специальных карточках);

· назначение учащихся-консультантов. Они работают, получив предварительную консультацию, под непосредственным руководством учителя-предметника, воспитателя.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Важно, чтобы дети быстро и полностью включались в работу

· вводная часть – 5-12 минут;

· самостоятельная работа учащихся;

Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя, при этом выполнение домашних заданий учитель должен организовывать во время урочной деятельности. В рамках часов, выделяемых на организацию самоподготовки, рекомендуется организовывать развивающую и проектную деятельность обучающихся, индивидуальную и групповую деятельности детей, объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.

Личностная ориентация обучающихся в школе обеспечивается содержанием и организацией образовательного процесса при поддержке центра содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

При организации режима полного дня следует учесть, что наивысшее проявление учебной работоспособности приходится на промежуток между 9 и 11 часами, затем наступает спад и ее исчезновение. Временное проявление ее наступает после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками. Вторично работоспособность появляется в промежутке времени с 16 до 17 часов. При этом ученые отмечают, что вторично работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку. В этом случае вместо утомления появится переутомление, для снятия которого педагогические средства непригодны.

Элемент режима полного дня самоподготовка включает в себя 45-минутные занятия, 10-минутные паузы.

Для обучающихся 1-4-х классов на самоподготовку отводится 60 минут. После 45-минутных занятий следует 10-минутная пауза.

Недельный режим может осуществляться по одному из трех вариантов:

1.Все шесть дней группы работают в одном режиме.

2.Пять дней группы работают в одинаковом режиме, а в субботу отсутствует самоподготовка.

3.Группа работает пять дней, а в субботу проводятся только уроки.

Развитию и углублению дифференцированной учебной и воспитательной работы с коллективом, с группами обучающихся и воспитанников, с отдельными детьми служат 6 дополнительных часов, выделяемых на каждую группу, которые используются в соответствии с конкретными возможностями на проведение внеурочных занятий и развертывание системы развивающих видов деятельности. Использование этих часов планируется в общем расписании школы и фиксируется в журналах, учитывающих работу учителей-воспитателей в каждом классе-группе (группе).

В начальных классах на индивидуальную и групповую работу (работу по ликвидации пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний обучающихся по предметам) рекомендуется использовать не более двух часов в неделю. Оставшиеся 4 часа рекомендуется использовать на организацию занятий общеобразовательного характера по интересам обучающихся, в том числе на проектную деятельность.

Во время вводной части учащиеся составляют план работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное в работе, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях. Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки учителем подводятся краткие итоги, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе, оценивается выполненное задание. Необходимо широко использовать самоконтроль, взаимоконтроль с 3-го или 4-го класса, самооценку, взаимооценку, вооружать учащихся правильными приемами учебного труда. Для этого нужна систематическая педагогическая работа и в части самоподготовки.

Задания для самостоятельных занятий состоят из двух частей: общее задание для всего класса и индивидуальные для каждого ученика. Такая организация требует от детей полного напряжения сил, работа того или иного ученика вызывает интерес, помогает всему классу преодолевать трудности учения, развивает их индивидуальные способности и склонности.

Учащиеся объединяются в группы по уровню знаний с учетом общих пробелов и успехов в овладении учебным материалом. При изменении уровня знаний дети переходят из одной группы в другую. Сильным ученикам предлагается материал новый не только по содержанию, но и по характеру работы с ним. Внутри групп каждый учащийся получает свой вариант работы.

Предлагаются памятки для учащихся по выполнению домашних заданий

Памятка «Как выполнять задание по русскому языку» (4-й класс):

· вспомни, что изучали на уроке;/ внимательно прочитай правило;

· подумай над тем, что нужно сделать в письменном

· посмотри, как применить правило в упражнении;

· спиши и выполни упражнение;

· прочитай еще раз задание и проверь работу;

· заучи наизусть правило и расскажи его.

Памятка по выполнению заданий по математике:

· прочитай условие задачи;

· составь короткую запись условия;

· запиши план и решение;

· прочитай еще раз вопрос в задаче и ответь на него.

Памятка по выполнению устных заданий:

· вспомни тот материал, который изучался на уроке;

· читан текст полностью, в случае необходимости пользуйся словарями, схемами, учебными пособиями;

· читай внимательно и старайся запомнить основное;

· для лучшего запоминания записывай в тетрадь даты, названия, имена

· воспроизведи прочитанное про себя;

· если учебный материал плохо запоминается, запиши кратко план прочитанного и пересказывай по нему

Памятка по подготовке устных заданий:

· вспомни рассказанное учителем на уроке;

· читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, картами, словарями;

· читай внимательно и старайся запомнить основное;

· для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия, имена;

· закрой книгу и мысленно представить часть прочитанного. Перескажи прочитанное;

· читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются;

· если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему. Запомни план;

· для лучшего запоминания дат сравни их с теми, которые хорошо помнишь.

Правила приготовления письменных заданий:

· приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы;

· если надо, посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе под руководством учителя;

· не спеша приступай к выполнению;

· если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или у товарища;

· отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком;

· выполни упражнения, сделай проверку, аккуратно поправь ошибку. Если получилось грязно, перепиши.

Эффективность внеурочной работы с учениками и общая структура режима школы полного дня существенно зависят от организации режима выполнения домашних заданий.

Структура учебных занятий слабых учеников предельно проста, более половины их внеурочной деятельности проводится в виде дополнительных занятий с учителем. Отличник чаще всего перегружен не домашними обязательными заданиями, а индивидуальными добровольными занятиями. Один из парадоксов классно-урочной системы обучения: чем выше способности ученика, тем более непродуктивно расходуется его общеучебное время. Учащимся не хватает времени на самообразование, на разнообразную деятельность, развивающую их всесторонне, и прежде всего интеллектуально.

Чем шире в школе полного дня будет организована развивающая внеурочная деятельность, тем меньше они будут заняты приготовлением домашних заданий, тем больше у них останется времени на кружковую работу.

Обратно пропорциональная зависимость здесь имеет широкие и далеко идущие последствия. Поэтому не объем времени, установленный в режиме школы полного дня, определяет результат ее учебно-воспитательной работы, а организационно-дидактическая эффективность суммарного времени: урок + самостоятельная учебная работа всех видов в школе и дома. Очень важное положение: постепенное сокращение времени на приготовление домашних заданий по мере расширения других видов внеурочной развивающей деятельности.

Анализ этапа информации учащихся о домашнем задании показал, что почти 80% учителей-предметников дает его после звонка, без учета объема и сложности материала. Отсутствует инструктаж, неизвестны цели и способы выполнения. Порой материал урока не закрепляется. И все это выявляется в ходе самоподготовки, поэтому встала задача согласования объема домашних заданий с другими учителями класса, необходимость исключения перегрузки, особенно слабоуспевающих учеников. Необходимо единое расписание домашних заданий за неделю для корректировки и дозировки задаваемого материала. Это помогает и в индивидуализации домашних заданий, доля которых растет.

В едином расписании учителя (не всегда охотно) отмечают тему урока, его сложность, объем и количество заданного. Материал по домашнему заданию может собирать координатор, а заместитель по учебной работе и воспитатели цветным маркером отмечают перегруженность по дням недели и повышенный уровень требований материала.

Домашнее задание можно с определенной долей условности разделить на 3 уровня:

· задания по составлению копий учебной информации (запись правил, определений терминов, перенос рисунков и схем из учебников в тетрадь, письменные ответы на вопросы из учебника);

· задания по составлению частичного оригинала учебной информации (дополнение и изменение планов, схем, конспектов, заполнение таблиц и др.);

· задания по составлению новой учебной информации (составление конспектов, рефератов, докладов и др.).

Таблица сбора данных для домашнего задания:

· домашнее задание задается во время урока или на перемене;

· комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию;

· соотношение между объемом работы, выполненной на уроке и объемом работы, заданной на дом;

· Что значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняЧто значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняЧто значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дняЧто значит школа полного дня. Смотреть фото Что значит школа полного дня. Смотреть картинку Что значит школа полного дня. Картинка про Что значит школа полного дня. Фото Что значит школа полного дня1/3 объема классной работы;

· больше классной работы;

· характер домашнего задания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *