Что значит разворот на прилегающей территории
Верховному суду подали знак
Каждый водитель знает, что зона действия многих знаков распространяется до конца населенного пункта или до ближайшего перекрестка.
Но не всякий водитель в путанице наших дорог и правил четко определит, что считать перекрестком. Как правило, заблуждения на этот счет заканчиваются штрафом. Простейший пример: едет человек по Третьему транспортному кольцу, где знаками установлено ограничение 80 км/ч с «ненаказуемой» скоростью 95 км/ч в крайнем левом, пятом ряду. Примыкает к ТТК некая маленькая улочка. И знаков никаких за ней нет. Да ее вообще сложно заметить из крайнего левого ряда. И продолжает водитель ехать свои 95 км/ч, не подозревая о том, что они стали наказуемыми. Ведь он проехал перекресток. А ограничение «80» действовало именно до этой маленькой улочки. А после нее, как и везде в городе, «60».
Именно в такой ситуации оказалась юрист Любовь Кобцева. Получив постановление о штрафе, она подала иск в Верховный суд. В нем она просит ВС признать частично недействующим пункт 1.2 Правил дорожного движения в части определения понятия «перекресток».
По ее мнению, нынешняя формулировка не согласуется с тем, что указано в Венской международной конвенции о дорожном движении 1968 года, которую подписала Россия.
Согласно конвенции, термин «перекресток» обозначает любое пересечение на одном уровне, соединение и разветвление дорог. Термин «дорога» означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения.
Но вот беда, у нас дворами некоторые населенные пункты можно насквозь проехать. Даже в Москве таких сквозных дворовых проездов масса. И есть выезды из дворов, которые оборудованы разделительной разметкой, бордюрами и знаками лучше, чем иная дорога.
Как пояснили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, к терминам Правил дорожного движения претензий нет. Но есть претензии к организаторам дорожного движения, которые должны устанавливать дублирующие знаки в спорных ситуациях. Например, если двор имеет сквозной проезд. Кстати, и ГОСТ о дорожных знаках рекомендует дублировать такие указатели после выездов с прилегающих территорий. Однако это лишь рекомендация, которую не всегда выгодно соблюдать. Лишний штраф казны не портит.
Сергей Смирнов, юрист
Лев Воропаев, адвокат
Вероятнее всего, Верховный суд не удовлетворит этот иск. Во-первых, ВС не является органом, который уполномочен вносить изменения в нормативно-правовые акты, если тот или иной заявитель считает это целесообразным. ВС лишь проверяет их на соответствие высшим законодательным актам.
Что касается Венской конвенции, то она указывает на то, что договаривающиеся стороны имеют право конкретизировать тот или иной термин. Скорее всего суд сочтет, что правила в части определения термина «перекресток» не противоречат ни российским правовым актам, ни Венской конвенции. Тем более, что ВС уже рассматривал подобный иск и противоречий не нашел.
Правила разворота с использованием прилегающей территории
Выучить правила дорожного движения кажется многим простым заданием. Однако зазубрить текст недостаточно, нужно проникнуть в саму суть сказанного. Это поможет принять правильное решение в спорной ситуации.
Не только новички, но и большинство опытных водителей, допускают ошибки, выполняя разворот с помощью прилегающей территории. При этом в правилах дорожного движения четко прописано, как вести себя на таком участке и чего делать категорически запрещено.
Что является прилегающей территорией
Каждый водитель знает, что намного легче выполнить разворот в полевых условиях, чем провести маневр на узкой дороге. Чтобы правильно понять, где именно можно разворачиваться, нужно обратиться к п. 1.2 ПДД РФ.В нем говорится, что прилегающей территорией называется участок, который соединен с дорогой, но не предназначен для сквозного движения. Чаще всего речь идет о парковках, дворах и автозаправках, которые вынужденно посещает каждый водитель.
Неопытные водители иногда путают ее с перекрестком, что приводит к серьезным нарушениям правил и провоцирует ДТП.
Согласно законодательству, прилегающую к дороге территорию можно отличить по таким признакам:
Как правильно выполнить разворот
Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.
Оценка дорожной обстановки
Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.
Намного сложнее провести разворот, когда необходимый участок находится справа. В этом случае выезжающей машине необходимо уступить дорогу транспорту, который движется по обеим полосам.
Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично. Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части.
Использование территории справа
Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.
Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину. Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него.
Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.
Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.
Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения.
Прилегающая территория слева
Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.
Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.
На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед.
Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.
Задним ходом
Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом. Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно.
Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.
Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.
Вне перекрестка
Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.
Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.
При этом левый сигнал поворота все еще остается включенным.
Штраф за нарушения правил разворота
Правонарушения на дороге нередко происходят по вине водителей, которые неправильно провели разворот или выбрали для этого запрещенный участок дороги. При этом жесткость меры наказания будет напрямую зависеть от серьезности проступка:
Распространенные вопросы
Обязательной темой для изучения на курсах вождения является территория, которая расположена рядом с дорогой. Однако у многих все равно остаются вопросы, на которые водители желают получить ответы.
Осуществляя разворот с использованием прилегающей к проезжей части территории нужно быть максимально бдительным. Одно неправильное движение может спровоцировать аварию, которая приведет к лишению водительских прав или штрафным санкциям.
Разворот с использованием прилегающей территории
Как выполнить разворот с использованием прилегающей территории.
Как выполнить разворот с использованием прилегающей территории
Разворот – это маневр, часто вызывающий у новичков трудности. В поле развернуться просто, но что делать, если необходимо развернуться на дороге с узкой проезжей частью, где нет возможности провести маневр на самой дороге. Необходим разворот с использованием прилегающей территории. Причем, разворот можно выполнять при наличии прилегающей территории, как справа, так и слева.
Оценка дорожной обстановки
Хочу сразу предупредить: при большом потоке машин, развернутся легче и проще, если прилегающая территория находиться слева. Почему? Если прилегающая территория слева, то при маневрах, Вам придется следить и уступать дорогу транспорту, только одной полосы. Если справа, то при выезде необходимо уступить дорогу транспорту, движущемуся в обоих направлениях, что для новичка – проблематично. Оценивайте ситуацию и выбирайте верное место разворота.
Прилегающая территория справа
Идеальный вариант: на прилегающую территорию можно въехать передом, развернуться там, и остановиться у проезжей части уже передом автомобиля. Но такое бывает редко.
Для правильного разворота необходимо выполнить следующие действия:
— включаем правый поворот и останавливаемся ЗА прилегающей территорией, примерно в метре;
Не старайтесь остановиться вплотную к бордюру: без опыта, сдавая задним ходом, велика вероятность наехать на бордюр.
— убедившись в отсутствии помех сзади, медленно, задним ходом, въезжаем на прилегающую территорию. Обязательно пропустить пешеходов;
— остановились, оценили обстановку (движущийся транспорт), включили левый поворот, и в просвете в потоке авто, закончили маневр.
Вот что важно: при выезде с прилегающей территории, важно остановится в непосредственной близости у края проезжей части – для того, чтобы Вы видели поток авто в обоих направлениях.
Прилегающая территория слева
1. Включаете поворот, занимаете крайний левый ряд, и останавливаетесь у поворота на прилегающую территорию.
2. Пропустив встречный транспорт, заезжаете передом.
3. При заезде необходимо прижаться к правой стороне прилегающей территории.
4. Как только автомобиль полностью спрятался, необходимо задним ходом выехать на проезжую часть.
5. Будьте внимательны, и не выезжайте перед носом у движущегося автомобиля.
6. Подъехали задним ходом к проезжей части, остановились, оценили обстановку (движущиеся авто), и плавно выезжаете на полосу движения.
7. Ну а дальше – движение вперед.
Как видите, маневр не сложный. Единственное, на что хочу обратить внимание: научитесь думать вперед. Например: Вам нужно въехать на территорию слева. Дождавшись просвета в потоке машин, вы начинаете движение, выезжаете на встречную, а по прилегающей территории топает пешеход. Вы обязаны его пропустить. Получается, Ваш автомобиль остановился поперек встречной полосы – не совсем приятно. Посему, перед маневром убедитесь в отсутствии помех, которые могут возникнуть: пешеходы, другой автотранспорт, животные и так далее.
Соблюдая нехитрые правила, Ваше движение и маневры будут простыми и уверенными.
Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева
Разворот является одним из самых часто используемых манёвров на дороге. Например, можно выполнять разворот с прилегающей территории. Это действие строго регулируется правилами дорожного движения и имеет свои особенности к выполнению, которых лучше придерживаться, чтобы не нарушить ПДД и не спровоцировать аварийную ситуацию. Машину можно восстановить, а вот вернуть жизнь человека – нет.
Общие положения по выполнению манёвра «разворот на перекрёстке»
Сразу необходимо отметить, что выполнять подобный манёвр позволяется везде, где это не запрещено:
Разворачивать машину можно как на перекрёстке проезжих частей (далее ПЧ), так и вне этого участка дороги.
Разворот автомобиля на перекрёстке нужно выполнять строго в соответствии с ПДД, где этот манёвр прописан в пункте 8.5. Сначала необходимо заблаговременно перестроиться в крайний левый ряд и только из него выполнить разворот на перекрёстке, пропустив транспортные средства, движущиеся навстречу по другим полосам при определённых обстоятельствах (у кого именно есть преимущество в движении).
Это не относится к развороту на перекрёстке, где организовано кольцевое движение. Там движение происходит непрерывно, машины на кольце не останавливаются. Заезд на так называемое кольцо осуществляется с правым поворотником, движение – с левым, а выезд – снова с правым. Поворотник включён постоянно (в том или ином положении), пока транспортное средство находится на кольце.
Обычно кольцо считается главной дорогой и можно было бы не опасаться выезда на него автомобилей со второстепенным дорог вне очереди, если бы не одно «но»: не все ездят по правилам. Поэтому даже при движении на кольце нужно внимательно следить за дорогой.
Также нужно заметить, если перекрёсток образован пересечением двухполосных ПЧ, то развернуться на нём без нарушения ПДД не получится. Этот манёвр производить строго запрещено.
Ещё одно запретное действие на перекрёстке – любой манёвр задним ходом. Это также является нарушением ПДД.
Общие положения по выполнению манёвра «разворот вне перекрёстка»
Разворачиваться вне перекрёстка несколько проще. В данном случае не действует столько ограничений.
Разумеется, при выполнении разворота вне перекрёстка необходимо пропустить весь встречный транспорт, чтобы не создавать аварийную ситуацию. У него преимущество в движении; у того, кто разворачивается – нет.
Если дорога слишком узкая, чтобы в один манёвр развернуть автомобиль на ней, используя крайний левый ряд, можно использовать правый край дороги, то есть – обочину.
Таким образом, при выполнении разворота авто вне перекрёстка допускается использование следующих частей полосы:
Последний вариант даже является наиболее выгодным с точки зрения количества манёвров, которые нужно произвести.
Дело в том, что вне перекрёстка движение задним ходом разрешено. Если ширины ПЧ не хватило для разворота, можно сдать и задним ходом, чтобы «вписать» транспортное средство в полосу.
Хотя если изначально выполнять разворот из крайнего положения справа, то необходимости сдавать задним ходом, вероятно, не будет – машина должна отлично выполнить манёвр без дополнительных ухищрений.
Разворот вне перекрёстка выполнять намного удобнее, чем на перекрёстке, ведь в данном случае больше места для манёвра и меньше ограничений.
Где его выполнять нельзя?
ПДД чётко ограничивают перечень мест и участков, где разворачиваться запрещено вообще.
К ним относятся (в скобках указано то, чем обозначается данная территория: знаками «з», разметкой «р»):
Хотя всё равно находятся автолюбители, которые эти ограничения не соблюдают и разворачиваются через сплошные, на остановках общественного транспорта, тем самым создавая аварийную обстановку.
Нестандартные схемы разворота
Иногда выполнить разворот на ПЧ очень сложно по двум причинам:
В таком случае можно использовать нестандартные схемы разворота. Например, выполнить разворот с прилегающей территории справа. Сложнее, но тоже реально будет выполнить разворот с использованием прилегающей к дороге территории слева.
Разворот с использованием прилегающей территории выполняется очень просто. Ему учат во всех автошколах: толковые инструкторы уделают этому большое внимание как при обучении, так и при сдаче экзамена. Также такой вопрос может попасться на «теории» в билете и, если не знать всех тонкостей, можно допустить ошибку.
Чтобы развернуться правильно, нужно заехать на какую-нибудь стоянку на обочине, сдать с неё задним ходом, убедившись, что этот манёвр не мешает другим водителям и выехать на ПЧ уже в другом направлении. Главное: не забывать использовать поворотники перед началом движения и манёврами, чтобы не вводить никого в заблуждение.
Можно также использовать и дворовые территории. Да, сквозная езда через дворы запрещена, но заехать в них, выполнить там разворот и выехать обратно не запрещает никто. Тем более что во дворах почти никогда не бывает интенсивного движения. Там машины, наоборот, стоят. И это может быть одной из проблем, которая встретится автолюбителю, решившему развернуться во дворе. Там просто не окажется места из-за того, что всё будет заставлено машинами.
Что делать тогда? Искать другой двор или очень ювелирно использовать задний ход для разворота на небольшом «пятачке», который практически всегда можно найти в дворовых территориях.
Есть и другой способ развернуться на дороге с оживлёнными движением. Можно объехать квартал рядом вокруг и выехать с нужной стороны. Да, должно сильно повезти, чтобы такая возможность выпала, но, если она всё же есть, стоит ей воспользоваться. Бензина и времени будет потрачено больше, зато не будет создана аварийная ситуация, которая в плотном потоке движущихся транспортных средств провоцируется почти мгновенно при любом неправильном манёвре.
Если есть возможность использовать прилегающую территорию для разворота вне перекрёстка, нужно это делать. Это просто, безопасно и не затрудняет никому движение в большинстве случаев.
Как правильно выполнять разворот с прилегающей территории
Всем здравствуйте! На дорогах происходят разные ситуации. Водители сталкиваются с необходимостью повернуть, развернуться, а также продолжить движение прямо. Актуальным на сегодня вопросом будет разворот с прилегающей территории.
Некоторые автомобилисты не совсем правильно трактуют подобный маневр. Отсюда возникают разные неприятные дорожные ситуации.
Чтобы сделать все по закону, и при этом полноценно выполнить разворот, следует изучить вопрос в деталях.
Дорога и прилегающая территория
Прежде чем выполнять разворот с помощью прилегающей территории, нужно разобраться в основных понятиях.
Дорогой называют полосу земли, которая оборудована, а также предназначена для движения по ней автотранспортных средств и людей. Дорога может состоять как из одной, так и из нескольких проезжих частей. Еще здесь могут присутствовать разделители, обочины, тротуары и трамвайные пути. То есть понятие обширное и общее.
Но ПДД не определяет прилегающую территорию (ПТ) как часть дороги, либо же проезжей части. Это лишь участок, территория, прилегающая, соприкасающаяся с дорогой.
Характерной особенностью ПТ является невозможность выполнить сквозной проезд через нее. Туда можно заехать, оттуда можно выехать. Но только из одного места.
Также ПТ определяется следующими нюансами:
Водитель, планирующий выполнить безопасный разворот с использованием прилегающей территории, либо временно припарковаться там, должен знать, что никакого приоритета не получает.
Тут скорее наоборот. Сначала нужно уступить велосипедистам и пешеходам. Двигаться со скоростью более 20 км/ч в зоне ПТ запрещено. В противном случае будет выписан штраф.
Как выполняется разворот
Теперь к вопросу о том, как выполнить разворот с прилегающей территории.
В ПДД нет пунктов, которые бы запрещали подобный маневр. Но запрет может быть актуален на конкретном участке. К примеру, где проходит сплошная разметка, либо же пешеходный переход.
Говоря про разворот с прилегающей территории, часто водители путают ПТ с перекрестом. Но для этих 2 участков устанавливаются отдельные требования. К примеру, на перекрестке включать заднюю передачу запрещено. А вот заехать на ПТ для разворота, используя задний ход, разрешено.
Специальных пунктов, говорящих о том, как правильно выполнять разворот с прилегающей территории, в ПДД нет. Но существуют определенные требования. Именно их и нужно выполнять всем водителям.
Оценка дорожной обстановки
Планируя выполнить маневр, следует заранее оценить текущую обстановку.
Для начала проверьте факт возможного наличия знаков, запрещающих разворот. Также убедитесь, что разметка на дороге не ограничивает движения. Если условия дают возможность развернуться, тогда переходите к следующим пунктам.
Выполняя маневр, важно понимать, с какой из сторон проезжей части находится ПТ. Сам по себе маневр не сложный. Но порой нужно уметь быстро реагировать, а также быть максимально внимательным и сосредоточенным.
Запомните еще один важный момент. Место, где ПТ примыкает к проезжей части, не является перекрестком.
Если ПТ справа
Если ПТ находится с правой стороны, то здесь развернуться будет проще. Это при сравнении с левым расположением.
Здесь рекомендуется проехать немного вперед, дальше въезда, после чего остановиться. Затем пропустить все машины, чтобы не создавать помехи, и задним ходом повернуть направо. Теперь разворачивайтесь, включайте поворотный сигнал, повернув колеса в нужную сторону. Остается пропустить все машины, и тронуться.
Если ПТ слева
Для начала необходимо разместить свой автотранспорт в левом крайнем ряду. Обязательно пропускайте встречный потом. Теперь на передней передаче заезжайте на территорию. При этом старайтесь всегда держаться ближе к краю правой стороны.
Вообще вопрос крайнего положения следует изучить подробнее.
Въехав на ПТ, включите поворотный правый сигнал, сдайте назад, и разверните машину так, чтобы транспортное средство оказалось в нужном направлении. Важно одновременно с этим не создавать никаких помех для встречного автотранспорта, а также для пешеходов.
Когда движение оживленное
Попытка развернуться на дорожном участке, где наблюдается повышенная оживленность, значительно повышает вероятность столкнуться с транспортным средством.
Здесь приходится действовать по простому алгоритму. А именно придерживаться выжидающей тактики. Сначала дождаться, чтобы все участники с преимуществом проехали. И только потом уже закончить собственный запланированный маневр.
Но иногда движение действительно крайне активное. То есть вариант с тем, чтобы подождать и проехать, либо быстро проскочить, не подходит. Тогда можно попробовать объехать квартал вокруг, и уже там выехать с нужной вам стороны. Если география населенного пункта позволяет это сделать.
Где разворот запрещен
Есть несколько ситуаций, при которых ПДД запрещает выполнять разворот.
Речь идет о таких пунктах:
Да, не всегда подобные действия будут зафиксированы дорожными камерами, а также инспекторами. Но рисковать не стоит.
Помимо штрафа, такие действия еще и несут повышенную потенциальную угрозу.
Подводим итоги
Какой прицеп можно буксировать с категорией С
Нельзя сказать, что в выполнении разворота с использованием прилегающей территории есть что-то очень сложное.
Маневр скорее стандартный. Но важно придерживаться установленных правил, быть внимательным, а также не забывать о других правилах.
Действия нужно совершать, убедившись в безопасности. Только так удастся предотвратить столкновения, а также избежать конфликтов с другими водителями или пешеходами.
Не нарушайте, учите ПДД и будьте грамотным водителем!