Что значит пехотный танк

Пехотный оптимум

Что значит пехотный танк. Смотреть фото Что значит пехотный танк. Смотреть картинку Что значит пехотный танк. Картинка про Что значит пехотный танк. Фото Что значит пехотный танк

Промежуточный вариант

Некоторая курьёзность истории появления Valentine заключается в том, что такой танк системой вооружения английской армии не предусматривался. Согласно требованиям, выработанным Военным министерством, предполагалось использовать два типа пехотных танков. Первый из них должен был получить пулемётное вооружение, иметь боевую массу около 6 тонн, его экипаж состоял из двух человек. Эти спецификации легли в основу проекта, из которого вырос Infantry Tank Mk.I. Второй тип пехотного танка должен был иметь пушечное вооружение и экипаж из четырёх человек, троих из которых планировалось разместить в башне.

Работы по Infantry Tank Mk.I вело конструкторское бюро фирмы Vickers-Armstrongs под руководством Джона Кардена. Ведущую роль при этом играл конструктор Carden-Loyd Лесли Литтл (Leslie Francis Little), работавший на Кардена и Лойда с момента основания их фирмы. После трагической гибели Джона Кардена в декабре 1935 года Carden-Loyd, и так к тому времени фактически поглощенная Vickers-Armstrongs, перестала существовать. Вивиан Лойд стал пробовать себя на другом поприще (и создал бронетранспортёр Loyd Carrier), а Литтл стал главным конструктором Vickers-Armstrongs по линии танкостроения.

Что значит пехотный танк. Смотреть фото Что значит пехотный танк. Смотреть картинку Что значит пехотный танк. Картинка про Что значит пехотный танк. Фото Что значит пехотный танк

Здесь следует уточнить, что Литтл был не против пушечного пехотного танка в принципе. Но он вполне обоснованно считал, что лучше такой танк сделать поменьше, легче, с двухместной башней и минимальным использованием литых деталей. В результате машина получалась дешевле и технологичнее.

Поначалу всё это противоборство закончилось тем, что Военное министерство от проекта, неофициально называвшегося Valentine, отказалось. Кодового индекса A## машина так и не получила, поскольку была инициативной разработкой. Сильно расстраиваться Литтл не стал, это был далеко не первый танк, от которого английские военные отказывались.

Время расставило всё на свои места. Весной 1939 года английские военные вернулись к проекту Valentine. Отчасти это было связано с тем, что работы по Infantry Tank Mk.II затягивались. Кроме того, появилось понимание, что концепция Infantry Tank Mk.I оказалась далеко не самой удачной.

4 апреля (иные источники указывают 14 апреля) был представлен ещё один макет. Похоже, Литтл в некотором смысле решил поиздеваться над Военным министерством. Он сделал башню трёхместной, но при диаметре погона 1270 мм. В итоге здравый смысл восторжествовал, военные всё же приняли двухместную башню.

Вообще смелости Литтла можно только позавидовать. Если бы не приближающаяся война (а англичане никаких иллюзий по этому поводу не испытывали), то Valentine дальше макета вряд смог бы продвинуться. Это был едва ли не единичный случай в английском танкостроении, когда удалось не просто продавить инициативный проект, а максимально отодвинуть от него военных с их явно лишними «улучшениями».

Без маленькой мести со стороны Военного министерства всё же не обошлось. Первый контракт T7221 от 29 июня 1940 года на выпуск 125 танков был подписан не с Vickers, а с вагоностроительной компанией Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). Впрочем, фактически MCCW представляла собой подразделение Vickers-Armstrongs. В тот же день был подписан контракт T7222 с Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) на выпуск 125 танков. Что же касается контракта T7220 на выпуск 50 танков самой фирмой Vickers-Armstrongs, то он вступил в силу 1 июля 1940 года. Для постройки использовались мощности завода Elswick Works.

Чехарда с гусеницами и моторами

Отсрочка на 2 дня в реальности ничего не значила. Первый Infantry Tank Mk.II всё равно был построен силами Elswick Works. Машину с регистрационным номером T.15946 выпустили в апреле 1940 года, и она отправилась на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. В целом её конструкция повторяла макет. Она получила двухместную башню, в которой находилась 2-фунтовая пушка со спаренным пулемётом BESA, а также 2-дюймовый (50,8 мм) казнозарядный миномет. Ходовая часть практически полностью повторяла Cruiser Tank Mk.II, за исключением траков, ширина которых выросла до 356 мм.

Ещё одним существенным отличием стал двигатель. Конструкторское бюро Vickers выступало за использование дизельного, но Военное министерство настояло на бензиновом моторе. В результате танк получил бензиновый двигатель AEC A189 объёмом 9,64 л и мощностью в 131 л. с. Он имел автобусное происхождение. С таким мотором удельная мощность составляла 8,18 л. с. на тонну. Показатель не выдающийся, но для достижения максимальной скорости в 25,7 км/ч этого хватило.

Испытания показали вполне удовлетворительный результат, что стало сигналом к запуску серийного производства. Действие контракта T7220 начиналось 12 июня 1940 года, всего Elswick Works сдал за первый месяц семь танков. Первые машины оказались самыми дорогими — 14 900 фунтов стерлингов за штуку. Для сравнения: первые десять танков выпуска MCCW обходились в 11 600 фунтов стерлингов, а дальше цена снижалась до 10 400 фунтов. На MCCW первые танки изготовили 1 августа 1940 года, а 3 августа началось производство и на BRC&W. За третий квартал 1940 года удалось сдать всего 101 танк, а в четвёртом квартале три завода суммарно сдали 236 машин.

Литтл оказался абсолютно прав: уже к концу года три завода выпустили более чем в два раза больше Infantry Tank Mk.III, чем за это же время шесть заводов сдало Infantry Tank Mk.II. Стоит добавить, что начавшаяся война заставила увеличить контракт с Vickers до 275 танков, а с BRC&W — до 200.

Ранние Infantry Tank Mk.III отличались от более поздних машин рядом элементов, которые стали менять по ходу производства. Одним из них был воздухоприток в кормовой части башни. Первоначальная его конструкция оказалась неудачной. Ориентация данного танка на эксплуатацию в странах с жарким климатом стала причиной того, что машина получила массу вентиляционных отверстий, через которые засасывался воздух. Циркуляцию обеспечивала мощная система охлаждения двигателя. Однако масса отверстий на крыше башни привела к тому, что танк имел слабую защиту от бутылок с зажигательной смесью.

В случае же с воздухопритоком в корме башни ситуация оказалась ещё более нелепой. Выяснилось, что через него можно просунуть руку и, что ещё хуже, гранату. По этой причине в ходе производства его форму изменили. Впрочем, как показало изучение танков более поздних серий в СССР, проблему устранили не до конца.

Ещё одной традиционной для пехотных танков головной болью стали траки гусениц. В отличие от траков Infantry Tank Mk.II, которые были штампованными, для Infantry Tank Mk.III их изготавливали методом литья. Проблемы оказались не только в низких качествах сцепления на бездорожье. Траки были довольно сложными по конструкции (особенно это касается их соединения). Чтобы соединить их между собой, требовалось два пальца, причём речь идёт не о половинках, как у некоторых траков других типов. С пальцами скреплялось по два «переходника». Система оказалась ненадёжной и постоянно ломалась.

Под конец выпуска Infantry Tank Mk.III появились штампованные траки, которые использовались и на ранних Infantry Tank Mk.III*. Они лучше себя вели с точки зрения сцепления с грунтом, но при этом ненадёжное соединение осталось. Неудивительно, что долго эти траки в серии не продержались. Довольно быстро их заменили литыми «скелетными» траками, гораздо более простыми и надёжными.

Пришлось вносить коррективы и в некоторые элементы корпуса. На Infantry Tank Mk.III конструкторское бюро Vickers использовало весьма сложную, но эффективную систему воздухозаборников моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря ей осуществлялся свободный доступ воздуха, но для бутылок с зажигательной смесью такая система оказалась непреодолимой. Правда, первый вариант жалюзи был неудачным, так что в ходе производства его улучшили. Также изменили кожух над глушителем. Ближе к концу производства первой версии Infantry Tank Mk.III сетчатую конструкцию заменили на сплошной лист, более простой и надёжный.

Самое серьёзное изменение в конструкции танка произошло в конце 1940 года. Эксплуатация в войсках выявила массу проблем с бензиновым двигателем AEC A189. Мотор оказался крайне ненадёжным. Пришлось срочно искать решение возникшей проблемы. Замена нашлась быстро — дизельный двигатель A190 всё той же AEC, также имевший автобусное происхождение. При объёме 9,65 л он развивал мощность 131 л. с., то есть оказался практически равнозначен предшественнику. Куда важнее было то, что этот мотор обладал гораздо более высокой надёжностью.

С заменой мотора медлить не стали, в результате количество выпущенных Infantry Tank Mk.III по первым контрактам оказалось меньше запланированного — 308 штук. Elswick Works изготовила 175 танков данного типа (номера T15946-T16120), MCCW выпустила 66 машин (номера T16221-T16264 и T20419-T20440), а BRC&W — 67 (номера T16356-T16421). Версия с мотором AEC 190 получила обозначение Infantry Tank Mk.III*.

Благодаря тому что по габаритам двигатели A189 и A190 практически не отличались друг от друга, внешне последние Infantry Tank Mk.III и Mk.III* были идентичными. По этой причине отличить танки можно только по регистрационным номерам. Ранние машины оснащались штампованными траками, которые по ходу производства заменили на литые, «скелетного» типа.

Ещё одним существенным изменением, которое внесли в ходе производства, оказалась радиостанция. Поначалу на танк ставилась радиостанция № 11 с довольно сложным по конструкции креплением антенны. Во второй половине 1941 года её заменили на более компактную и надёжную радиостанцию № 19. Она оставалась стандартной для английских танков до конца войны, её же ставили в американские танки, которые поступали в Великобританию по программе ленд-лиза. Одновременно с вводом радиостанции № 19 изменилось крепление антенны. Его перенесли на крышу башни ближе к задней стенке. Примерно в это же время с левого борта башни появился лючок для выброса гильз, также выполнявший роль пистолетного порта.

Infantry Tank Mk.III* оказался самой массовой версией данного танка. Уже в первом квартале 1941 года было сдано 316 машин, во втором — 372, в третьем — 407 штук. Всего же было выпущено 1493 машины данного типа, из них 350 изготовил завод Elswick Works, 494 MCCW и 649 BRC&W. На тот момент это оказалось рекордом для английского танка одной модификации, превзойти который смог только Cromwell IV. Неудивительно, что именно эта версия оказалась основной среди Infantry Tank Mk.III, воевавших в Северной Африке.

Летом 1941 года произошло переименование танка. Поскольку к тому моменту начали разрабатываться его новые версии и старый индекс стал неудобным для использования, танк получил обозначение Valentine. Infantry Tank Mk.III стал Valentine I, а Infantry Tank Mk.III* стал Valentine II. Примерно в то же время, когда появилось обозначение Valentine II, танк получил дополнительный топливный бак на левом крыле.

В целом данная версия была вполне удачной. Тем не менее ближе концу 1941 года она сошла со сцены. Причиной стала силовая установка. Во-первых, производитель двигателей AEC оказался перегружен заказами и не успевал за такими темпами роста производства. Во-вторых, по ленд-лизу поставлялись не только танки — за океаном нашёлся и подходящий мотор. Им оказался двухтактный дизельный 6-циллиндровый двигатель General Motors 6–71. В военном исполнении он имел обозначение General Motors 6004.

Этот мотор объёмом 6,98 л использовался на автобусах General Motors и, что важнее, его спаренный вариант предполагалось ставить на средние танки M3A3, M3A5 и M4A2. В таком варианте мотор развивал номинальную мощность 188 л. с., а максимальную — 205 л. с. Но для Valentine было решено его дефорсировать до 138 л. с. Этой мощности вполне хватало, чтобы соответствовать задачам пехотного танка.

Вариант с двигателем GM 6004 запустили в серийное производство осенью 1941 года под названием Valentine IV. Перескок с индексом не должен удивлять: под обозначением Valentine III выпускалась другая версия танка, которая достойна отдельного повествования. Её делал завод BRC&W, в производстве Valentine IV участие не принимавший. Надо сказать, что в Бирмингеме постепенно от производства Valentine отдалялись, поскольку с 1942 года более приоритетным стал крейсерский танк Cromwell.

Что же касается Valentine IV, то внешне он от Valentine II последних выпусков ничем не отличался. Помимо мотора новая модификация получила новую коробку передач, и это стало хорошей новостью для механиков-водителей. До того на танк устанавливалась 5-скоростная механическая коробка передач Meadows Type No.22. Теперь же ставилась 5-скоростная механическая коробка передач Spicer, имевшая синхронизаторы. Это заметно облегчило работу механика-водителя.

Появление модификации Valentine IV снова внесло сумятицу в контракты по выпуску танков. Некоторые из них пришлось переделывать. Изменения касались и финансовой стороны вопроса: теперь стоимость в документах разделялась на сам танк и двигатель с трансмиссией. Например, по контракту T9824 с Vickers от 31 мая 1940 года предполагалось выпустить 300 Valentine I, потом их заменили на Valentine II, а под конец разделили на 250 Valentine II и 50 Valentine IV. При этом Valentine II стоили 11 000 фунтов стерлингов за штуку, а цена Valentine IV складывалась из 7120 фунтов за танк и 4490 фунтов за мотор и другие агрегаты.

Объёмы выпуска Valentine IV оказались скромнее, чем у предшественника. Всего было построено 660 танков данного типа, из них 425 изготовили на Elswick Works и 235 на MCCW. Большинство из них (520 штук) отправилось в СССР, правда, происходил этот процесс аж до лета 1944 года, и часть машин оказалась, что называется, б/у. К 1942 году больший приоритет в производстве отдавался уже модификации Valentine V.

Не для того театра боевых действий

Первым получателем Infantry Tank Mk.III стала 21-я танковая бригада, в которую танки стали поступать с 3 августа 1940 года. Там они приняли эстафету у морально устаревших Medium Tank Mk.II, в связи с началом войны временно возвращённых на службу. Довольно высокий темп выпуска позволил укомплектовать бригаду матчастью до состояния полной боеготовности уже к середине сентября.

Далее танки стали поступать в 6-ю бронетанковую дивизию, созданную в сентябре 1940 года. Следующим соединением стала 8-я бронетанковая дивизия, сформированная 4 ноября 1940 года. Затем машины начали поступать в 11-ю бронетанковую дивизию, созданную в марте 1941 года. С весны 1941 года вместо Valentine I в части стали поступать более совершенные Valentine II. Уже к концу июня 1941 года в частях находилось 203 Valentine I и 569 Valentine II. Например, в 6-й бронетанковой дивизии имелось 324 Valentine, а в 8-й — 290.

К середине августа число Valentine I в частях снизилось до 180 штук, а Valentine II, наоборот, выросло до 696 штук. Стоит отметить, что 6-я, 8-я и 11-я бронетанковые дивизии оставались в резерве в метрополии, их долго не посылали на другие театры военных действий. К резерву относилась и Польская танковая бригада, получившая 24 Valentine I.

Танки данного типа прекрасно подходили для боевых действий в метрополии. И хотя в середине 1941 года угроза немецкого вторжения в Британию миновала, большое количество пехотных танков здесь выглядело совсем не лишним.

Первой частью, которая применила Valentine в бою, стал 8-й королевский танковый полк. Случилось это в ноябре 1941 года во время операции «Крестоносец». Как показала практика, само по себе использование пехотных танков в условиях пустыни если не ошибка, то весьма спорное решение. Для такого театра боевых действий больше подходили быстрые крейсерские танки, а медлительный пехотный становился удобной мишенью. В условиях быстрого насыщения немецко-итальянской группировки мощной противотанковой артиллерией толстая броня оказывалась далеко не главным аргументом. Впрочем, уже на этом этапе стало ясно, что Valentine всё же несколько превосходит танк Matilda, особенно это касалось манёвренности.

Примерно то же самое наблюдалось и в ходе боевых действий зимой 1942 года. С одной стороны, танкисты жаловались на слабую пушку и тесную двухместную башню. Это, кстати, во многом объясняет переориентацию производства на выпуск Valentine III и Valentine V. С другой стороны, танкисты 44-го Королевского танкового полка в своих докладах отмечали более высокую скорость Valentine по сравнению с Matilda. Кроме того, меньшие габариты оказались не только минусом, но и плюсом, ведь в относительно небольшой танк было сложнее попасть.

Не стоит удивляться после этого, что Valentine прослужили в частях дольше, чем Matilda. Например, в ходе второй битвы за Эль-Аламейн Matilda уже были выведены из первой линии и использовались больше как тральщики. В это же время 23-я танковая бригада имела в общей сложности 135 Valentine разных модификаций. Танк того же типа имела и 8-я бронетанковая дивизия, прибывшая в Египет в июне 1942 года. Оказалась в Северной Африке и 6-я бронетанковая дивизия, которая, правда, быстро сменила свои Valentine на «Шерманы».

Танки, которые поступали в Северную Африку, были соответствующим образом подготовлены. Первые машины получали специальные крепления для канистр, позже на их месте появился дополнительный топливный бак. Также к крыльям крепились экраны, которые заметно снижали облако поднимаемой при движении пыли.

По итогам боёв в Северной Африке англичане в Valentine разочаровались. Здесь стоит лишний раз вспомнить о том, что данный театр боевых действий в принципе не очень подходил для пехотных танков. В Тунисе, особенно в тех местах, где была не только пустыня, Valentine проявил себя немного иначе. Тем не менее выводы для себя английские военные уже сделали. Северная Африка стала последним местом, где эти танки применялись ими в первой линии.

Неудачным оказалось и использование Valentine II в Бирме в1942 году. Тяжёлая броня в боях против японцев не особо пригодилась. Не сильно помогла она и на Мадагаскаре в мае 1942 года, когда вишисты смогли огнём 75-мм полевых орудий вывести из строя несколько Valentine, которые участвовали в десанте вместе с лёгкими танками Tetrarch. Также стоит упомянуть Новую Зеландию, куда ушло 98 Valentine II. В боевых действиях они не применялись. Зато повоевать пришлось Valentine III-V, тоже поставлявшимся в Новую Зеландию.

Источники и литература:

Источник

Первый пехотный

Что значит пехотный танк. Смотреть фото Что значит пехотный танк. Смотреть картинку Что значит пехотный танк. Картинка про Что значит пехотный танк. Фото Что значит пехотный танк

В истории мирового танкостроения было немало машин, которым крупно не повезло. В полной мере это относится и к британскому Infantry Tank Mk.I. С лёгкой руки зарубежных историков затерялось даже его имя: танк знают преимущественно под обозначением Matilda, хотя на самом деле оно относится к совсем другой машине. Став первым английским пехотным танком в истории, к началу Второй мировой войны Infantry Tank Mk.I безнадёжно устарел. И даже толстая броня оказалась слабым аргументом для выживания в условиях боёв, к которым он просто не был приспособлен.

Renault NC по-английски

Что значит пехотный танк. Смотреть фото Что значит пехотный танк. Смотреть картинку Что значит пехотный танк. Картинка про Что значит пехотный танк. Фото Что значит пехотный танк

Впрочем, не очень-то военные Туманного Альбиона его и хотели. Роль машин поддержки пехоты они отводили танкеткам, для борьбы с танками предполагалось использовать машины среднего класса, а для прорыва предназначались тяжёлые танки с толщиной брони порядка 25 мм. На роль танка прорыва, кстати, претендовал A1E1 Independent, но его разработка затянулась, да и получился он безумно дорогим. Ну а лёгким танкам в этой системе вооружения просто не было места.

Когда лёгкие танки в английской армии всё же появились, их концепция радикально отличалась от бытовавших в то время представлений о лёгких танках в других странах. Дело в том, что построенный в 1929 году Light Tank Mk.I являлся фактически развитием танкетки Carden-Loyd Mk.VII, да и авторы у обеих машин были одни и те же. Задачи у лёгких английских танков оказались такими же, что и у танкеток. При этом для сопровождения пехоты на поле боя они подходили весьма ограниченно, поскольку толщина их брони защищала только от стрелкового вооружения винтовочного калибра.

Что же касается Vickers Mk.E, который специально создавали как лёгкий танк сопровождения пехоты, то к нему английские военные отнеслись с большим скепсисом. Как ни странно, в значительной степени этому способствовало сравнение с более лёгким собратом Light Tank Mk.I. При почти той же защищённости Vickers Mk.E был менее манёвренным, а как специализированное средство «зачистки окопов» его не рассматривали. В результате испытания «экспортного бестселлера», проводившиеся военным ведомством в 1930 году, закончились ничем.

Между тем в начале 30-х годов поблизости от Великобритании усиленно развивалась совсем другая европейская школа танкостроения — французская. Что интересно, у французов сложилась противоположная ситуация. Несмотря на массу проблем, они смогли выпустить малую серию лёгких танков Renault NC, а вот со средними машинами у них наблюдались огромные проблемы. Хотя французские военные отвергли Renault NC, неспешный, но хорошо бронированный лёгкий танк оказался образцом для подражания для танкостроителей в других странах. И, хотя фактически их закупили только японцы, согласно справочникам того периода, Renault NC якобы находились на вооружении Югославии, Швеции, Польши и самой Франции.

Атмосферу своеобразного ажиотажа вокруг этой машины дополнительно подогревала информация о наличии NC-2 с двумя пулемётами и других похожих машин, причём часть подобных слухов являлись не более чем «уткой» и домыслами. Как бы то ни было, в один прекрасный момент английские военные захотели собственный Renault NC.

Запуск программы по разработке пехотных танков вполне справедливо связывает с сэром Перси Хобартом. В 1934 году он был назначен командиром Танковой бригады, в которой на тот момент были собраны английские танки. Тогда же он стал инспектором Королевского танкового корпуса, получив, таким образом, контроль над разработкой перспективных боевых машин.

В том же 1934 году появились требования на два танка нового типа — пехотных. Обе боевые машины должны были иметь броню толщиной 25 мм и скорость порядка 16 км/ч. Первый тип пехотного танка должен был иметь вооружение, состоящее из пулемёта калибра либо 7,62, либо 12,7 мм. В отличие от второго, более тяжёлого пехотного танка, вооружённого 2-фунтовой (40-миллиметровой) пушкой, более лёгкая пулемётная машина должна была стать основным средством поддержки пехоты. Гораздо более массовый, этот танк должен был представлять собой подвижное пулемётное гнездо, которому были бы не страшны ни пулемёты, ни пушки.

В качестве подрядчика выступили фирмы Vickers-Armstrongs и Carden-Loyd. Часто создателем нового лёгкого танка называют сэра Джона Кардена, но на деле ситуация была несколько иная. В созданной Карденом и Лойдом фирме трудилось немало талантливых инженеров, включая Лесли Литтла (Leslie Francis Little). Как и основатели Carden-Loyd, начинал он свою карьеру как офицер британской армии, а затем попробовал себя на поприще автомобилестроения. Литтл принимал участие практически во всех разработках фирмы, будучи фактически правой рукой Джона Кардена. Именно он и стал ведущим инженером по новому танку.

Разрабатывать танк пришлось в крайне непростых условиях. Из-за скудности военного бюджета на разработку отводилось всего 93 750 фунтов стерлингов. Ещё одним ограничивающим фактором стала цена самой машины — она должна была стоить не более 5000 фунтов стерлингов.

Придумывать велосипед на Carden-Loyd не стали и в качестве основы при создании собственного танка максимально использовали концепцию Renault NC. Первые наработки по машине, получившей индекс A11, были представлены Джоном Карденом в октябре 1935 года. Кстати, именно на этом наброске перспективный танк был обозначен как Matilda. Это было не более чем кодовое имя, которое, к слову, позже исчезло, и в дальнейшем он фигурировал в документах под индексом A11.

В исходном варианте танк должен был иметь подвеску системы Хорстмана, которая использовалась на лёгких танках Vickers-Carden-Loyd. Иначе выглядели и башня, и корпус. Тот танк, который мы знаем, появился позже. Длинный узкий корпус, одноместная литая башня, экипаж в два человека, размещение трансмиссии сзади — всё это было совсем не свойственно создававшимся до сей поры английским лёгким танкам.

Благодаря использованию максимально узкого корпуса удалось снизить массу танка. Вместе с тем при разработке A11 были устранены уязвимые места, которые достались Renault NC ещё по наследству от Renault FT. От большого люка во лбу корпуса инженеры Carden-Loyd отказались, заменив его одностворчатой конструкцией, разместившейся на крыше. Сам корпус получился немного ниже, чем у Renault NC. Моторно-трансмиссионное отделение стало несколько шире, поскольку в качестве силовой установки использовался V-образный 8-цилиндровый двигатель Ford. Этот легковой мотор объёмом 3,62 литра развивал мощность всего в 70 лошадиных сил, но по расчётам этого должно было хватать для достижения требуемой скорости.

Новая машина получилась заметно шире, чем французский аналог. Во многом это оказалось связано с ходовой частью. Изобретать новую конструкцию подвески Литтл не стал и позаимствовал её с артиллерийского тягача Dragon, Medium Mk.IV, созданного на базе Vickers Mk.E. Таким образом, в некотором смысле эти два танка поддержки пехоты являются «родственниками» (даже если не считать того, что разработали их одни и те же люди). Очень похожей оказалась и конструкция траков.

Благодаря более низкому центру тяжести и большей ширине A11 должен был гораздо меньше страдать от проблем с опрокидыванием, чем Renault NC.

Самоходная пулемётная точка

Между тем к 1936 году концепция лёгкого танка поддержки пехоты изменилась. К этому времени стало очевидно, что броня толщиной 25 мм уже не может обеспечить защиту от противотанковых пушек. Французы ещё в 1934 году увеличили толщину брони для лёгких танков до 40 мм. Именно с такой бронёй выпускались, например, Renault R 35 и FCM 36. Впрочем, и эта толщина была, с точки зрения англичан, недостаточной. В конце концов требования по броне для A11 были доведены до 60 мм.

Вышедший в сентябре 1936 года на испытание опытный образец, получивший обозначение A11E1, оказался крайне неординарной машиной. При бронировании тяжёлого танка он имел вооружение лёгкого. Утолщение брони довело его боевую массу до 11 тонн. До значившихся в требованиях 16 км/ч перетяжелённая машина не могла разогнаться, как бы того ни хотели её создатели. 12,8 км/ч оказались для A11E1 пределом. Впрочем, английских военных это не отпугнуло. Для сопровождения пехоты такой скорости, сопоставимой со скоростью Renault FT, казалось вполне достаточно.

Позже машина получила WD-номер T.1724 и регистрационный номер CMM 880. По ходу испытаний в конструкцию ходовой части были внесены изменения. В частности, задние опорные катки стали цельнометаллическими, поскольку резиновые бандажи сильно изнашивались. Также танк получил инструментальные ящики в носовой части корпуса и фары в защитных кожухах. Поскольку во время движения по пересечённой местности крыша моторно-трансмиссионного отделения забрасывалась грязью, сзади появились небольшие брызговики.

В 1937 году на A11E1 был установлен опытный образец противоминного трала, разработанного фирмой John Fowler & Co. Специализировалась эта фирма на тракторах и плугах, посему и разработанный ею трал больше напоминал плуг. Так он и назывался — Fowler Coulter Plough.

По итогам испытаний был составлен список изменений и дополнений, которые требовалось внести в серийные машины. В апреле 1938 года, спустя более чем полтора года после начала испытаний, Военное министерство выдало Vickers-Armstrongs заказ на выпуск 60 танков, получивший официальное обозначение Infantry Tank Mk.I. Их WD-номера были распределены в промежутке между T.3433 и T.3492. В конце апреля было заказано ещё 60 танков второй партии, получивших WD-номера T.5551-T.5610.

Уже первый серийный Infantry Tank Mk.I (WD-номер T.3433, регистрационный номер MHM 788) оснащался всё тем же тралом Fowler Coulter Plough. Даже со снятым тралом переделку под инженерную машину было легко отличить по приводу на цепную передачу в кормовой части корпуса. Идея с самоходным тралом настолько понравилась английским военным, что было решено переделать подобным образом в общей сложности 70 танков.

Серийные Infantry Tank Mk.I несколько отличались от опытного образца. Была изменена конструкция ведущего колеса, а лобовая деталь корпуса, которая ранее собиралась из трёх частей и имела сложную форму, стала изготавливаться единой деталью. Был изменён и смотровой прибор механика-водителя, а в люке появился смотровой прибор MK-IV. Заметно изменилась башня, у которой почти на нет были сведены «брови», имевшиеся ближе к крыше. Также на бортах башни появились крепления для дымовых гранатомётов.

На бортах корпуса танка появились крепления для огнетушителя, троса и других предметов ЗИП. Серийные танки комплектовались радиостанцией №11, антенна которой размещалась позади и правее башни. Кроме того, от кожухов для фар было решено отказаться. Чтобы компенсировать недостаточный обзор механика-водителя, с правой стороны появилось зеркало заднего вида.

В январе 1939 года заказ был увеличен ещё на 19 танков с WD-номерами T.8101-T.8119. Следует отметить, что танки второй и третьей производственной серии несколько отличались от более ранних машин. Для начала, эксплуатация танков показала, что фары установлены неправильно, и на низких углах наклона пулемёта попадают в его сектор обстрела. По этой причине фары перенесли в носовую часть корпуса. Кроме того, несколько изменилось размещение ЗИП, а инструментальные ящики увеличились в размерах. Был изменён и смотровой прибор механика-водителя.

Отдельно стоит упомянуть обозначение танка. С лёгкой руки английских историков Infantry Tank Mk.I известен как Matilda либо Matilda I. Согласно публикациям, название это появилось благодаря генерал-лейтенанту сэру Хью Эллису (Sir Hugh Jamieson Elles), в 1934 году занявшему пост главы по вооружению английской армии. Якобы танк спереди напомнил Эллису игрушечную утку, которую звали Матильда.

На деле это не более чем легенда. Правдой является то, что на наброске от 10 октября 1935 года сэр Джон Карден действительно обозначил машину кодовым именем Matilda, но в дальнейшем такое название в отношении этого танка не использовалось. Дело в том, что во всех документах эта машина обозначается как Infantry Tank Mk.I. В официальном употреблении обозначение Matilda появилось весной 1941 года, и получить его Infantry Tank Mk.I уже не мог, поскольку подобные названия давали машинам, находившимся в производстве. Между тем этот пехотный танк перестали производить ещё в августе 1940 года, а к весне 1941 года он находился только в учебных частях. А название Matilda I носил совсем другой танк.

Не для того поля боя

Согласно документам, к началу Второй мировой войны Vickers-Armstrongs сдал заказчику 67 Infantry Tank Mk.I. За четвёртый квартал 1939 года удалось сдать 39 танков, ещё 19 было сдано за первый квартал 1940 года. Танки пошли на вооружение 4-го и 7-го Королевских танковых полков.

К слову, именно с пехотных танков началась британская полуофициальная традиция давать танкам имена собственные. На деле это был один из вариантов маркировки, безошибочно позволявший определить номер полка, не вглядываясь в эмблему на носовой части танка. Все машины 4-го танкового полка получили имена собственные, начинавшиеся с буквы D, а танки 7-го полка несли имена собственные, начинавшиеся с буквы G. Танкисты 4-го танкового полка добавили к системе маркировки и свой уникальный элемент. На башнях их Infantry Tank Mk.I изображались глаза, характерные только для танков этой части.

К началу Второй мировой войны английские военные заметно охладели к концепции «подвижного пулемётного гнезда». Становилось всё более очевидным, что танк с чисто пулемётным вооружением безнадёжно устаревает, и даже толстая броня не слишком ему помогает. По этой причине дальнейших заказов на Infantry Tank Mk.I не последовало, и на Vickers занимались тем, что выполняли ранее оформленные контракты. Не исключено, что и их выполнение Военное министерство прекратило бы, не дожидаясь окончания производства. Но заменить Infantry Tank Mk.I на тот момент было нечем.

Тот самый пехотный танк второго типа, оснащённый двухфунтовой пушкой, к началу Второй мировой войны так ещё и не начали производить. Да и в целом с танками у англичан дело обстояло очень плохо. По этой причине любые поступавшие на вооружение танки оказывались очень кстати. Кроме того, Infantry Tank Mk.I занимал одну уникальную нишу: как мы помним, его использовали как машину разминирования. К январю 1940 года было готово 14 Fowler Coulter Plough.

Небольшое число танков получило пулемёты Vickers калибра 12,7 мм. Из-за того, что бронированный кожух у этого пулемёта был таким же, как и у пулемёта калибра 7,62 мм, внешне отличить эти машины невозможно. Также существует информация о том, что англичане прорабатывали вопрос установки на свои первые пехотные танки 25-миллиметровой пушки Hotchkiss (такие же работы в отношение Renault FT проводили и французы). Теоретически подобное перевооружение было возможно, но до практической реализации дело не дошло.

10 мая 1940 года немцы начали выполнение плана «Гельб». На тот момент части Британских экспедиционных сил (British Expeditionary Force) были в недостаточной степени оснащены танками. Значительную часть танковых частей англичане перебросили во Францию уже после начала немецкого наступления.

Впрочем, части 1-й армейской танковой бригады, куда входили 4-й и 7-й Королевские танковые полки, к началу немецкого вторжения уже находились во Франции. По состоянию на май 1940 года в составе 4-го полка находилось 50 Infantry Tank Mk.I. Состав 7-го полка был несколько иным: в нём насчитывалось 27 Infantry Tank Mk.I и 23 штуки Infantry Tank Mk.II. Кстати, именно последние весной 1941 года и стали обозначать как Matilda I.

На вооружении обеих частей было 12 тралов Fowler Coulter Plough, но по назначению их так и не использовали.

К 20 мая 1940 года оба танковых полка оказались к северу от французского города Аррас, неоднократно становившегося ареной ожесточённых битв. Они вошли в подчинение 50-й пехотной дивизии, которой командовал генерал-лейтенант Гиффорд Мартель, одна из ключевых фигур в английском танкостроении. Рядом находилась французская 3-я лёгкая механизированная дивизия, которая относилась к кавалерии.

На следующий день состоялась одна из наиболее известных сражений кампании весны 1940 года. Противостояли англо-французским войскам 7-я танковая дивизия под командованием Эрвина Роммеля и 3-я дивизия СС под командованием Теодора Эйке. Непосредственно с англичанами эсэсовцы контактировали мало. Они обходили основное место сражения, пытаясь зайти противнику во фланг, но неожиданно оказались лицом к лицу с французами.

Кстати, французские танки в ходе боя немного пострадали от английской противотанковой артиллерии, поскольку поначалу англичане приняли их за немецкие. Французы потеряли 20 танков, уничтожив 9 немецких (из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии), Эйке недосчитался 100 подчинённых убитыми и 200 — захваченными в плен.

Английские пехотные танки выстроились в две колонны. Левая колонна (37 Infantry Tank Mk.I 4-го и 7 Infantry Tank Mk.II 7-го Королевских танковых полков) вместе с пехотой стала наступать на юго-запад, обходя Аррас. Командовал этими силами непосредственно генерал Мартель. Правая колонна (23 Infantry Tank Mk.I и 9 Infantry Tank Mk.II, все из 7-го полка) поддерживала атаку пехоты на южном направлении.

Поначалу англичанам сопутствовал успех: танки немецкой 7-й танковой дивизии просто ничего не могли сделать против машин, надёжно защищённых толстой броней. На протяжении почти часа англичане медленно, но верно теснили немецкие части, давя противотанковые пушки. Отчасти досталось и эсэсовцам, до которых дошла правая колонна.

Но для Роммеля это был уже не первый случай, когда приходилось вступать в бой с танками, имевшими противоснарядную броню. Рецепт «лечения» оказался привычным — использовать против танков 88-мм зенитные пушки Flak 18, находившиеся на вооружении 23-го зенитного батальона. Впрочем, они оказались не единственным немецким средством борьбы: против английских машин активно применялись и 105-мм гаубицы leFH 18, состоявшие на вооружении 78-го артиллерийского полка.

Итог атаки для англичан оказался близким к катастрофе. Из 76 участвовавших в атаке танков было потеряно 47, а пехота, которую они сопровождали, потеряла половину личного состава. Немецкая 7-я танковая дивизия по итогам боёв потеряла 20 танков, из которых англичанами было уничтожено 11, а также большое количество противотанковой артиллерии. Стратегически битву выиграли немцы, поскольку англо-французские войска смогли лишь ненадолго задержать продвижение 7-й танковой дивизии.

По итогам сражения за Аррас в составе обоих танковых полков осталось 2 Infantry Tank Mk.II и 26 Infantry Tank Mk.I. Вечером 26 мая 1940 года Британские экспедиционные силы получили приказ о начале эвакуации в ходе операции «Динамо». 4-й и 7-й танковые полки отступили к Дюнкерку, где приняли самое активное участие в обороне, прикрывая эвакуирующиеся французские и английские войска. Личный состав обоих полков также эвакуировался, но все остававшиеся на вооружении танки оказались в руках немцев. Таким образом, на полях сражений во Франции осталось больше половины от всех выпущенных Infantry Tank Mk.I.

Особого интереса к английским пехотным танкам немцы не проявили. Трофеи получили обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Мк I 747 (e), но их не использовали даже как учебные машины. Собранные по полям сражений танки были отправлены на склады.

В течение второго квартала 1940 года заводом-изготовителем было сдано ещё 12 Infantry Tank Mk.I. Последние два танка были получены военными в августе. В боевые части они уже не попали, поскольку стало очевидным: современным требованиям к танкам эти машины не соответствуют. Использовались они в дальнейшем уже как учебные машины, да и то недолго — до 1941 года, когда в английских войсках появилась более подходящая техника.

Напоследок стоит рассказать об ещё одном мифе, связанном с Infantry Tank Mk.I. Согласно некоторым публикациям, в июле 1939 года один Infantry Tank Mk.I был якобы продан в Польшу, где его захватили немцы. В качестве иллюстрации даже приводится фотография машины с башенным номером 834. На самом деле это не так.

Номер 834 на танк нанесла немецкая трофейная команда. Позже этот танк оказался на складе трофейной техники, где находились, например, и французские Char D2, которые также оказались неинтересными для немцев. Что же касается поляков, то они действительно имели на вооружении Infantry Tank Mk.I. Такой танк оказался в составе 10-й бронекавалерийской бригады полковника Мачека. Но случилось это уже в 1940 году на территории Великобритании, куда бригаду эвакуировали из Франции. До 1941 года такие танки использовались поляками как тренировочные машины.

До наших дней в той или иной степени сохранности «дожили» три Infantry Tank Mk.I. Первый из них, с WD-номером T.3447, относится к первой производственной серии. Его обнаружили на стрельбище рядом с Оттерберном и восстановили до ходового состояния. При этом вместо родного двигателя пришлось установить современный автомобильный мотор Rover. Второй танк, с WD-номером T.8106, относится к третьей производственной серии. Его также нашли на стрельбище, причём одну машину пришлось собирать из двух. На стрельбище был обнаружен и третий танк, который несёт на себе все признаки машин поздних серий. Поскольку машина тяжело повреждена, её реставрация не проводилась.

Все три танка ныне находятся в коллекции танкового музея в Бовингтоне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *