Что значит охарактеризовать буквы
Консультация «Характеристика гласных и согласных звуков»
Характеристика звуков
Памятка для родителей и учащихся
1. Букв гласных звуков – 10, звуков гласных 6: [ а ] [ о ] [ у ] [ ы ] [ э ] [ и ].
• Гласные бывают только ударные или безударные.
• Верхний ряд показывает твердость согласных звуков на письме.
• Нижний ряд служит для обозначения мягкости согласных на письме.
Звуков: я, ё, ю, е – не бывает!
2. Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука [ й’а ] [ й’о ] [ й’у ] [ й’э ],когда:
Стоят в начале слова (яма, ёлка). Стоят после ь и ъ знаков (семья, подъём, съем). Стоят после гласных букв (моя, поёт, улетает).
3. В некоторых случаях буква и может обозначать два звука [ й’и ]: соловьи.
4. Букв согласных звуков – 21.
• Согласные бывают твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.
5. Буквы л, р, м, н, й – обозначают звонкие непарные согласные звуки.
6. Буквы х, ц, ч, щ – обозначают глухие непарные согласные звуки.
7. Парные буквы по глухости –звонкости: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.
• Верхний ряд – обозначают звонкие парные согласные звуки.
• Нижний ряд – обозначают глухие парные согласные звуки.
8. Буквы й, ч, щ – обозначают только мягкие согласные звуки.
9. Буквы ж, ш, ц – обозначают только твердые согласные звуки.
10. Буквы ъ и ь звуков не обозначают!
«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.
«Путешествие в страну гласных звуков». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.
Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию. Тема: Звук и буква [Ц].
Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.
Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.
Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)
Разделы: Логопедия
Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:
Итак, какие же бывают звуки?
Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.
Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики
План анализа слова:
Порядок анализируемых слов
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.
Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова ДОМ.
— Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])
— Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).
— Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).
— Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).
— Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
— Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).
Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)
Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)
Согласные звуки и буквы
Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Эти согласные звуки называют звонкими.
Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.
Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».
Согласные звуки обозначаются буквами:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Всего в русском языке есть 21 согласная буква.
Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:
Твёрдые | [б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мягкие | [б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [с’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые | [ж] | [ш] | [ц] |
---|---|---|---|
Мягкие | [ч❜] | [щ❜] | [й❜] |
Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)
Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.
Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.
Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.
Согласный звук не бывает ударным или безударным.
В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].
Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.
► Читайте также похожие темы:
Много правил по орфографии смотрите в книге «Курс русского языка»
Что такое звуки и буквы?
Содержание:
Слова состоят из звуков. Звуки – неделимые частички звуковой речи. Они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают различать слова. Звуки образуются с помощью речевых органов.
Буква – это условный графический знак звука. Цель буквы – преобразовать звуки речи в письменную форму.
Как различать звуки и буквы?
Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: [п] [о] [л]. Такая запись называется транскрипцией.
Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?
В русском языке 33 буквы и 42 звука.
Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый [р] и мягкий [р’].
По какому принципу делятся звуки речи?
Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.
При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести [б], [п] нужно теснее сжать губы, а звуки [в], [ф] произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.
Гласные звуки и буквы
В русском языке шесть гласных звуков:
На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами:
а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
Десять гласных букв легко запомнить парами.
В чём особенность е, ё, ю, я?
Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:
В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются. Их исключили из звукового ряда.
В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?
Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.
Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – п[и]тёрка, пелёнка – п[и]лёнка, так как звук [и] безударный.
Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки и буквы
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несовпадение в количестве появляется из-за того, что многие согласные построили пары по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости.
По какому признаку согласные делят на глухие и звонкие?
Глухие и звонкие согласные делят по наличию шума и голоса при произнесении.
Для глухих согласных характерен шум. В образовании звонких согласных участвует голос и шум. Звонкие и глухие согласные помогают различать слова:
Большая часть звонких и глухих согласных, словно солдатики, становятся в пары.
Но есть среди согласных звуки-одиночки.
Как различать твёрдые и мягкие согласные?
Мягкие и твёрдые согласные различаются произношением. Главную роль при произнесении мягких согласных играет язык. Средняя часть языка поднимается к нёбу.
В основном твёрдые и мягкие согласные стройными рядами объединяются в пары:
Непарными звуками считаются:
На письме мягкие согласные звуки обозначают символом [’] справа сверху: ночь – но[ч’].
Зачем нужны цветовые схемы?
При звуко-буквенном разборе слова удобно использовать цветовые схемы. Они помогают визуально определить, из каких звуков состоит слово. Существуют установленные цветовые соответствия для различных звуков:
Мягкий и твёрдый знаки цветом не выделяют, так как не дают звуков.
Фонетический разбор слова
Для чего нужен фонетический разбор слова?
Фонетический разбор даёт звуковую характеристику слову.
С его помощью можно разложить слово на буквы и звуки. Сопоставить количество букв и звуков. И узнать расхождения между буквами и звуками, если они есть.
Каков порядок фонетического разбора?
Фонетический разбор производится в такой последовательности.
Примеры фонетического разбора слов
1. Свадь-ба — [сва’т’ба], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;
2. Чёр-ный – [ч’э’рный], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;
Как буквы, из которых состоит имя человека, влияют на его характер
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одни имена звучат мягко, другие в буквальном смысле «режут слух», так называемая мелодия, есть у любого слова, однако в случае с именем это обретает ключевое значение, ведь начиная с самого детства, это самое частое, что приходится слышать человеку в свой адрес. Именно поэтому, звуковые вибрации оказывают влияние на подсознание, меняя психику и подстраивая ее определенным образом. И это научно доказанный факт! Определенное имя, являясь звуковым набором определенной последовательности, может формировать в человеке набор качеств, конечно, при этом не стоит списывать со счетов остальные факторы – среду обитания, воспитание, характер, заложенный природой, национальные черты и многое другое. Но, тем не менее, можно заметить, что тезки часто обладают схожими характерами и умеют находить общий язык.
Не все буквы в имени одинаково сильны, обычно обращают внимание на первую букву, считая ее ключевой, однако в некоторых именах на первый план выходят другие звуки. К примеру, в имени «Татьяна» звуки «Т» и «Я» звучат равнозначно, а в имени «Артур» на первый план выходит «Р». Другой момент, что если человека чаще называют Сашей, а не Александром, Лерой, а не Валерией, Настей, а не Анастасией, то рассматривать стоит сокращенный вариант, тем более, что его чаще используют обращаясь к детям – в момент закладывания личностных качеств.
Если анализировать имя, то необходимо брать в расчет его изначальное произношение, с национальным колоритом. К примеру, горные жители, часто делают акцент на «Р», таким образом, подчеркивая твердость и уверенность обладателя имени, да и свою собственную. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что буква, стоящая ближе к началу имени, играет большую роль, повторяющиеся буквы также усиливают значение.
Как гласная буква в имени влияет на характер человека
Часто именно женские имена начинаются на « А » и почти всегда на нее заканчиваются. В имени этот звук обозначает трудолюбивость, лидерские качества, инициативность. Такие люди стремятся к физическому и душевному комфорту, не боятся ради этого тяжело трудиться. « Е » олицетворяет посредничество, желание выступать третьей стороной даже во время конфликтов, развитую интуицию. Елены и Екатерины одновременно немного наивны, но имеют тягу к власти, отличные посредники (типичное женское качество), иногда болтливы.
Люди, чье имя начинается на « И » или встречается несколько раз, обладают кипучей энергией и деловитостью, при этом, всегда стремятся к гармонии и умеют понимать других людей, ставить себя на их место. При этом не лишены иронии и чувства юмора. Ольги, Олеги и другие люди, чьи имена начинаются на « О », глубже, чем остальные способны воспринимать все происходящее. В них велика тяга к самопознанию и совершенствованию мира. Для них важно, чтобы «круг замкнулся», чтобы гармония была достигнута и в голове наведен порядок.
« Ю » олицетворяет собой романтизм, рождает склонность к идеализированию и стремлению к идеалам. Они готовы жертвовать собой ради высоких идеалов, немного наивны, но при этом способны на жестокость, осторожны в любви и любых переменах в отношениях.
Стоит ли говорить, что те, чье имя начинается на « Я », чувствуют себя самыми важными людьми на планете и крайне эгоцентричны. У них высокий уровень собственного достоинства, они готовы часами обсуждать собственные мысли, переживания, не давая собеседнику вставить и слово про себя. Романтичный, но при этом обладает острым языком, может обидеть словом, сам того не желая.
Как согласные буквы в имени влияют на характер
В мужских именах часто встречается буква « Р ». Не беремся судить насчет справедливости утверждения, что «С мужчиной что-то не то, если в его имени нет буквы Р», но сама буква вовсе не означает мужественность и не способствует ее выработке. Но кое-что необходимое настоящему мужчине, все же придает: ответственность, мужественность, склонность к авантюризму, увлеченность, желание заглянуть в глубь вещей, не обманываясь внешними данными. Часто такие люди бывают дерзкими, решительными. В именах нередко «Р» перетягивает основное внимание на себя.
« С » характеризует человека как романтичную и властную натуру, которая всегда стремится к идеальности, причем, что касается окружающих и отношений с ними. К себе особенно высоких требований не предъявляет. « Т » рождает творческую и чувствительную личность, которая во многом полагается на интуицию и свои страсти. Они постоянно находятся в поисках какой-то абстрактной «правды», увлекаются, иногда требуют от себя слишком многого.
Если и делать обязательной какую-либо букву в мужских именах, то это должна быть « Ф ». Вот уж по-настоящему крепкие орешки, привыкшие во всем полагаться на собственные силы и возможности, ответственны, целеустремленны, привыкли жертвовать собой, дружелюбны, умеют ладить с людьми.
Те, чье имя начинается на « Х » очень уважительны к чужим чувствами и эмоциям, при этом стремятся не подавить, а завоевать авторитет честным путем, им важна оценка окружающих. Отзывчивы, сострадательны, обладают высокими моральными качествами. Достаточно щедрые, но порой буквально «душат» своей заботой и вниманием. «Ч» придает человеку человеколюбие и человечность. Они стремятся помочь и поддержать, великодушны, добры. При определенных обстоятельствах могут стать жертвой. « Ш » олицетворяет человека тихого, но целеустремленного, хладнокровен, четко знает чего хочет и никогда не поддается эмоциям. Они даже внешне выглядят таинственными и загадочными, необычайно привлекательны. « Щ » делает человека щедрым, а отсюда же и великодушие, желание получить большее, амбициозность.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: