Что значит фольклорные образы

Народная мудрость или что представляет собой фольклор

Вы видели хоть одного человека, который был бы равнодушен к народным сказкам, песням и танцам. В них гармонично сочетается искрометный юмор, нежная грусть, уникальность и радость. Более всего русского человека в фольклоре привлекает обаяние старины и ностальгический аромат древности. Основное отличие данного направления в искусстве – это отсутствие автора.

Что такое фольклор?

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Фольклор – это коллективное творчество народа, которое выражает его отношение к миру и идеалы, также оно является своеобразным «зеркалом» менталитета славян. Чаще всего это устное сказание – былины, заговоры, загадки.

В переводе слово «folk-lore» означает «народная мудрость». Впервые термин использовали в 1846 году, в обиход его ввел исследователь из Великобритании по имени Вильям Томс. Термин весьма обширен и что именно сюда попадает, каждый определяет самостоятельно.

Единственное условие, чтобы отнести произведение к фольклору, оно должно быть передано в устной форме через несколько поколений. В России огромный вклад в изучение данного направления культуры внесли А. С. Пушкин, Михаил Ломоносов, И. И. Шишкин и другие писатели, живописцы, историки.

Базовые разновидности и жанры фольклора

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

К традиционным формам народного творчества относят былинку, загадку, поговорку. Устное предание, танцы и песни – это виды фольклора. Отдельного внимания заслуживают обрядовые жанры, которые имеют языческие корни и зародились как своеобразное противопоставление христианству. Конечно, это не всегда было именно так.

В годы существования Советского Союза под запретом находились любые культы. В эти времена наиболее ярко себя проявил христианский обрядовый фольклор. На основании этого можно сказать, что народное творчество – это отражение противостояния между простым населением и властями.

Произведения фольклора передают потомкам опыт, накопленный тысячелетиями. Независимо от того, на какой ступени социального развития стоит народ, сказания и былины считаются наиболее ценными источниками познания его быта и мировоззрения.

Русский баловень судьбы Иванушка-дурачок, неземная красавица Василиса, злобный Кощей Бессмертный, греческие герои Геракл и Прометей, немецкая Фрейя и другие волшебные существа могут многое «рассказать» о том, что происходило на земле в древние времена.

Герои и символы фольклора

Основное понятие народного творчества – это традиция. Все произведения данного направления искусства давно стали классическими. Традиция – это сложившийся годами пример, на основе которого формируются многие песни, сказки, былины и т.д.

Она отличается замкнутостью. Давайте вспомним классические произведения фольклора. Например, в сказке всегда только шесть главных персонажей: центральный герой (Иван-дурак), отправитель (царь-батюшка), искомый (красавица-невеста), злодей (Змей Горыныч), благодетель (который что-то дарит герою), помощник (обычно данная роль отводится животному). В этом и проявляется замкнутость произведения. Присутствие иных персонажей исключено.

Фольклор – это средство сохранения и передачи народной мудрости от старшего поколения к младшему. Иными словами, для исполнения былин или песен, требуется получить от родителей важную культурную информацию. Например, в сказках передают нормы морали, которых должен придерживаться каждый человек. Главный герой отличается храбростью, благородством, помогает друзьям, почитает стариков.

В былинах находит отражение тот факт, что необходимо защищать свою отчизну. Персонаж истории изображается смелым, мудрым.

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Фольклор является символичным. Каждое его произведение содержит тайный знак. Например, голубка или березка символизирует юную барышню, а дуб или орел – добра молодца. Не следует буквально воспринимать народное творчество. Главное, научиться за тайными знаками видеть фольклорный смысл.

Литература и фольклор

В чем разница между данными направлениями в культуре? Первый характеризуется системой построения произведений. Главное отличие фольклора от литературы заключается в том, что его творчество содержит запевы, зачины, присказки, троичность.

Также в народных произведениях употребляют эпитеты, гиперболы, присутствует тавтология (основной принцип повествования). Литература представлена такими жанрами, как романы, рассказы, повести. Они написаны в спокойных тонах, что позволяет читателю проанализировать сюжетную составляющую и сделать выводы.

Однако в литературе также имеются фольклорные жанры: эпос, лирика и драма. Первый основывается на исторических произведения в песенной форме. Эпос отличается обширной тематикой, когда гусляры могут часами повествовать об истории Руси под тихий перебор струн.

К драме относят сказочные сюжеты с неблагоприятным развитием событий и счастливой развязкой. Чаще всего это легенда, в которой добро борется со злом. Герой с переменным успехом сражаются, но в итоге положительный персонаж одерживает победу.

К лирике относится обрядовое творчество: любовные песни, частушки, причитания. Многое в данных произведениях зависит от интонации, с которой их произносят.

Развитие фольклора

Народные верования национальных культур разнообразны. Некоторые звери, например, считаются плохим знаком в различных регионах земного шара. А в других странах эти же животные символизируют успех.

Народное творчество отличается разнообразием, но при этом объединяет природные уникальности ландшафта, будь то бесконечные снежные зимы в Скандинавии или затяжные солнечные деньки на экваторе. Фольклор часто отображает уникальные вещи о людях той или иной культуры.

Устное творчество постоянно меняется. Поскольку история циклична и часто повторяется, человеку свойственно приукрашивать события или дополнять их собственным мыслями. В некоторых случаях содержание фольклора претерпевало существенные изменения, чтобы соответствовать новым временам.

В результате народное творчество представляет собой постоянно расширяющийся и меняющийся материал, обеспечивая работой огромное количество людей, которые интересуются устными традициями той или иной культуры.

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Ряд ученых отмечает изменение в фольклоре в рамках масштабного исследования традиций народности. Они увидели, что устное творчество обретало новые краски, если представители одной нации объединялись с носителями иных культурных ценностей.

Когда изучение фольклора стало иметь более официальный характер и оформилось в отдельную дисциплину, люди стали записывать сказки. Хотя, например, братья Гримм задолго до этого времени фиксировали народное творчество на бумаге.

Кто изучает фольклор?

Народное творчество – это отражение культуры. Наша страна характеризуется гармоничным сплавом из языческих и православных точек зрения на явления в окружающей среде и социум. В фольклорных произведениях часто основными действующими персонажами становятся звери, природные силы (ветер, солнце).

В этом проявляется отражение языческого мировоззрения, одухотворяющего природу. Древние славяне верили с мифических существ и молились им, это также проявляется в старинных сказаниях.

Помимо этого, в произведениях существуют христианские персонажи (Богородица, святые). Изучением народного творчества занимаются фольклористы. Они регулярно ездят в экспедиции, чтобы отыскать и записать устные произведения искусства, сохранившиеся до наших дней. После этого ученые тщательно исследуют символику сказаний, их содержание и структуру.

Фольклор народностей

Разные нации, отличающиеся культурой, традициями и мировоззрением, тем не менее находят единые точки соприкосновения в творчестве. Существуют универсальные желания, именно благодаря им в искусстве появляются обряды, сказания, притчи. Многие нации отмечают праздники и воспевают богов для получения богатого урожая.

Заключение

Устное народное творчество – это неоценимое наследие для каждой страны. Фольклор появился задолго до письменности. Не стоит путать его с литературой. Народные произведения сформировались на основе обрядно-ритуальных действий. А о литературе первые упоминания встречаются лишь в период античности.

Для получения дополнительных знаний о фольклоре посмотрите видеоролик.

Источник

Что такое Фольклор (4 фото + 1 видео)

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Примеры фольклора- Золушка

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Кровавая Мэри

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Фольклорист и фольклористика

Русский фольклор

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
небылицы;
поговорки;
сказки;
исторические песни;
предания;
легенды;
сказы;
пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения
Это: народные драмы.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Источник

Реферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке, как средство патриотического воспитания»

Что значит фольклорные образы. Смотреть фото Что значит фольклорные образы. Смотреть картинку Что значит фольклорные образы. Картинка про Что значит фольклорные образы. Фото Что значит фольклорные образы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тогурская начальная общеобразовательная школа»

на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,

как средство патриотического воспитания»

Рожкова Ксения, ученица 4 Г класса

2.2. Образ Добрыни Никитича – древнейший в русском эпосе

2.3. Алёша Попович – противоречивый герой

3. Фольклорные мотивы в былине-балладе

5. Богатырские образы в русской музыкальной культуре 19- 21

5.1. “Богатырская тема” в произведении

В 19 веке к народной поэзии обращаются люди, разные по своим взглядам и политическим убеждениям. Некоторые из них поэтизируют архаику, другие ищут в фольклоре утверждение своих взглядов. Ещё указал на воплощение в фольклоре народного оптимизма, на огромную идейную и художественную ценность его образов, на познавательное значение фольклора, своеобразно и неотступно сопутствующего истории народа. II половина XIX века – это время поиска национального стиля в искусстве, пристального интереса к истории народа, к фольклору. И в XXI веке не ослабевает, а скорее возрастает, внимание к русскому фольклору.

Обратимся к устному народному творчеству в нашей работе и мы. Русским людям сейчас, как никогда, необходимо осознать неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Нам необходима национальная объединяющая идея, которая сплотила бы народы нашей страны. Поворотным моментом в этом вопросе может стать обращение к культурному наследию, которое ценно до сих пор и, несомненно, выдержало испытание временем. Проблема воспитания патриотизма актуальна во все времена. И начинать это необходимо с раннего возраста.

Одним из средств воспитания чувства любви к Родине, чувства гордости за наше героическое прошлое является знакомство с произведениями литературы и живописи. Своим исследованием мы попытаемся доказать, что образ былинного богатыря, действительно, является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов. В последние годы с возвращением к национальным и историческим корням образ русского славного богатыря Ильи Муромца всё больше привлекает внимание самых разнообразных политических и общественных сил и движений страны. Знаменитый богатырь является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней и тишиной его духа, кротостью, не желанием убивать, а лишь защищать и охранять землю Русскую. Такой герой может объединить всех живущих в России: стариков и детей, верующих и неверующих, правых и левых, всех любящих свою страну и желающих её возрождения».

Сложность нашего исследования состоит в том, что до сих пор, несмотря на довольно богатую литературу вопроса о былинах, мы не имеем ни одной книги, в которой бы богатыри рассматривались каждый во всех обстоятельствах, при каких он является в былинах. Все имеющиеся сочинения посвящены только изучению некоторых сторон их деятельности.

Тема нашей работы – фольклорные образы в литературе и живописи как средство патриотического воспитания.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Дать определение понятиям «богатырь», «былина».

3. Выявить характерные черты образа богатыря.

Объект нашего исследования – фольклорные традиции в создании былинных персонажей.

В работе мы использовали

· метод теоретического анализа и синтеза,

Наша работа может быть использована на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, истории и классных часах.

1. О чём рассказывают русские былины

… Выезжал ли Святого гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилкам разливается..

Вот как описывает богатыря Илью Муромца:

…Он подобен мирту нежному:

Тонок, прям и величав собой.

Взор его быстрей орлиного,

И светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.

Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно. Рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Своих любимых богатырей народ не сравнивал с богами. Сравнения черпались из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней «очи соколиные, брови соболиные, походка павлинья, по двору идет, как лебедь плывет». Для былин характерны не только образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы и постоянные эпитеты, но и герои-богатыри. Они выстраиваются в стройную систему образов. Каждый богатырь занимает своё место, играет определённую роль, действия каждого предсказуемы. Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей неожиданностью сюжетного поворота, а чтобы слушатели ещё раз восхитились силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев, в том, чтобы напомнить слушателям об идеале. Система образов в былинах иерархична: богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству. В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Число их подвигов превышает число богатырских похождений героев других былин. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа.

2. Герои русского эпоса и их исторические прототипы

2.1. Самый загадочный герой русских былин

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 году. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст – сорок – пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, кото­рые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей. Установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно – XI-XII века. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 году. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев[3]. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Этy церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, «что гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Му­ромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сю­жета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед в конце 1960-х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице, дочери муромского князя Глеба. В газете «Муромский край» (№ 000, 8 мая 1914 г.) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов – доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище – Гущины, стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. В XIX веке бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.

Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине, как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени, ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение, как на родине богатыря, так и по всей стране. Так в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 года в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 году на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 гогу на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

Рассмотрим, как изображён Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эта былина относится к Киевскому циклу. Основная тема – защита отечества от насильников, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Главный герой былины – Илья – равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет в былине эти разбойничьи силы. Его сила губительна. С помощью гипербол показан страшный посвист, то которого «…Все травушки-муравушки уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися». Используя эпитеты и сравнения, автор рисует силу врага: «…черным-черно, как черна ворона»; преступный, злой, мрачный, печальный, безотрадный «…не прохаживает…не пролетывает». Но прославленному богатырю удаётся победить Соловья-разбойника. В этом ему помогает богатырская сила и желание помочь людям. Автор подчёркивает его дородство, т. е. рост, силу и мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьём-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников. Народ благодарен своему герою. Истинно, по-былинному преувеличено богатырство Ильи через описание движений его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал…». В былине используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.

2.2 Образ Добрыни Никитича – древнейший в русском эпосе

Добрыня Никитич – один из древнейших героев русского эпоса. С именем Добрыни Никитича связывают обычно три сюжета: борьба со змеем, женитьба и последствия женитьбы.

Былинного Добрыню Никитича очень часто отождествляют с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича, и считают его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. Его отличительные черты – мягкость, «вежество, не учёное, а прирождённое», вызывающее к нему расположение. Добрыня умел держать себя с достоинством, был талантливым: играл на гуслях, пел. В бою он не знал страха. После Ильи Муромца Добрыня – самый симпатичный народу богатырь. Он также совершает славные подвиги. Исследователь Халанский видит в нём отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс. Таким образом, : одна южно-русская, другая северно-русская.

Не летать Змеищу на Святую Русь,

Не носить людей больше русских.

А Добрыне не ездить далече в чисто поле,

Не топтать молодых змеёнышей.

Богатырская сила Добрыни раскрывается в его поступках. Первый раз он вступает в схватку со змеем безоружным, так как «не случилось ничего во белых ручушках…». В былине молодой богатырь изображён смелым и сноровистым, «вскочил-то он Змеищу на белы груди, // Распластать-то хочет ему груди белые, // А и хочет срубить да буйны головы!» Подчёркивая молодость героя-защитника пленников, автор былины использует повторяющийся эпитет «молоденький». Но, несмотря на свою молодость, Добрыня всё-таки побеждает, освобождая Забаву, племянницу Владимира. Традиционно в былине снаряжение богатыря: « крепкие доспехи, сабля вострая, копьё мурзамецкое, палица булатная». Конь у Добрыни Никитича под стать хозяину, «по целой версте помахивает, // По сенной копне земельку вывертывает, // За три выстрела он камешки откидывает!»

2.3. Алёша Попович – противоречивый герой

Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни. Именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. Исходя из этого, Орест Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение. Самого считает мифическим существом, Веселовский склонён признать в нём половецкого хана Тугархана, Халанский же доказывает, что он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев. Он тоже признаёт в Тугарине мифическую основу, затемнённую заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие. По Майкову, Алёша Попович представляется воплощением целого ряда порочных свойств: хитрости, эгоизма, корыстолюбия. Его характеристику определило, вероятно, его сословное прозвище. В нём, действительно, мы находим смешение различных черт. Он, прежде всего, отличается смелостью. Но, кроме того, он горделив, спесив, бранчив, задорен и груб, в бою вёрток, хитёр. Он, наконец, женский пересмешник. Таким его видит народ в былинах, таким былинного героя изобразил в былине «Алёша Попович». Хитростью Алёша заманивает полоненную царевну в лодку и против её воли принуждает остаться с ним. Приблизительно то же говорит Веселовский: «смелый, зарывчивый, дерзкий Алёша». По отзывам других богатырей, «его глаза завидущие, поповские руки загребущие», он коварен: где силой взять не может, там возьмёт хитростью, а порой ведёт себя недобросовестно. Подвигов Алёши гораздо меньше, чем подвигов других богатырей.

Халанский в Алёше Поповиче видит упоминаемого в Летописях ростовского богатыря Александра Поповича, жившего в конце XII и в начале XIII века. Былины о нём вошли в поздние летописи, но в былинах отразились областные ростовские сказания о нём. Таким образом, по Халанскому, Алёша является северно-русским богатырём. С этим не согласен Веселовский, который говорит: «упоминания богатырей Алёши и Добрыни растянуты на таком значительном хронологическом пространстве, что вероятным представляется вторжение песни в летописный рассказ». Халанский допускает это вторжение только в позднейшие летописи. Далее Веселовский говорит: «Алёша Попович под влиянием былины, включённый на севере в летопись, приурочился к Ростову и это повлияло несколько на изменение его тона, который в былинах сложился из ряда разновременных наслоений».

3. Фольклорные мотивы в былине-балладе

Русская история – излюбленный материал Толстого-художника.

Древняя черниговская земля, её дремучие леса, сохранившие, казалось, дух былинных времен, и ее степи, помнившие древнерусских витязей, запечатлелись и в поэзии, и в самом характере Алексея Константиновича Толстого, жившего в детстве на этой земле.

Особую симпатию, даже некое родственное влечение испытывает поэт к героическому, богатырскому русскому прошлому: там он хотел найти свой человеческий идеал, в котором любовь к «дикой воле» сочеталась бы с чуткостью к красоте, душевная прямота – с физической мощью, нравственная чистота – с мужеством и человечностью. Поэт от природы был наделен богатырской силой (шутя, сплетал зубцы вилки, как женскую косу), любил езду верхом, а страсть к охоте соперничала в нем со страстью к поэзии. Обращаясь к далекой старине, поэт менее всего был склонен становиться бесстрастно-объективным историком – он судил и оценивал прошлое на свой лад. Он сделал древнюю Русь неким символом своих симпатий и убеждений и искал там не только человеческий, но и общественный идеал: «Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве». В этом противопоставлении Толстой хочет вернуться к тем духовным заветам, которые были положены некогда в основу русской культуры, и найти в них опору своим идеалам Свободы, Любви и Красоты. Киевская Русь, времена Владимира Мономаха и русских богатырей, Новгород представлены в творчестве Толстого в светлых, радужных тонах. В некоторых своих исторических балладах он усиленно отмечает родственные связи русских князей того времени с европейскими государями. Не раз он подчёркивал «нашу общность в то время с остальной Европой. Путешествуя в 1867 году по странам Европы, он писал жене: «У меня забилось и запрыгало сердце в рыцарском мире, и я знаю, что прежде к нему принадлежал».

В его исторических «балладах» и «былинах» сюжет отведен на второй план, но зато полная свобода дана лирической стихии.

Любовь к народному творчеству, интерес к фольклору отразились в произведениях Толстого. Обращение поэта к былине, к излюбленному романтиками жанру баллады объясняется его внимание к народной поэзии, к её древним корням. В былине «Илья Муромец» (июнь,1871) Толстой воспроизводит образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», жаждущего даже в старости свободы и независимости и поэтому покидающего княжеский двор Владимира Красное Солнышко. В основе былины-баллады не столько заимствованная из былин основная сюжетная ситуация, сколько лирическое толкование образа богатыря, знаменитого и любимого народом представителя русского богатырства – Ильи Муромца.

Первые же строфы стихотворения создают выразительную картину, в которой каждый элемент превращается в значащую деталь (броня «с простым набором», «хлеба кусок», «богатырский конь»), помогающую представить сильную фигуру Ильи Муромца.

Летопись сохранила описание ссоры, некогда происшедшей между Ильей Муромцем и князем Владимиром. Богатырь угрожал поднять против князя народ, грозил, что если Владимир по его не сделает, то «проживет только до утрия». Основная часть баллады посвящена конфликту между князем Владимиром и Ильёй Муромцем. Толстой представляет душевное состояние Ильи в ином свете, чем это представлено в былинах.

Герой былины обижен на князя Владимира за то, что тот обнёс его на пиру чаркой вина. Илья раздосадован, его заслуги не оценены по достоинству. Он хочет доказать всем, что ещё способен защищать Русь от врагов. Толстого подкупает душевная прямота Ильи Муромца, который, не боясь расправы со стороны князя, покидает княжеский двор. Монолог Ильи является важным средством характеристики богатыря. Илья восклицает:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *