Что значит электрички комфорт
Поезда «Комфорт»
Электропоезда класса обслуживания «Комфорт» спроектированы с учетом российских климатических особенностей, технологических стандартов, специальных требований к безопасности и защите окружающей среды и отвечают пожеланиям самого требовательного пассажира.
Вагоны поезда оснащены мягкими сиденьями по схеме «3+2».
Для перевозки крупногабаритного багажа оборудованы специальные стеллажи.
Каждый вагон оборудован системой обеспечения микроклимата, включающая в себя систему кондиционирования и нагрев воздуха, а также систему принудительной поточно-вытяжной вентиляции.
Поезд оборудован дымовыми датчиками. Курение в поезде запрещено.
Электропоезд «Комфорт» оснащён комфортабельными санитарными комнатами в головных вагонах поезда.
В электропоезде «Комфорт» предусмотрен пандус для организации помощи людям, использующим инвалидные кресла коляски и/или другим лицам с ограниченными возможностями при посадке/высадке в поезд. Тамбуры, оборудованные пандусами, отмечены стикерами на дверях.
С более подробной информацией об обслуживании маломобильных групп населения Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.
Мобильный Бар
Во время пути стюарды предложат Вам горячие и прохладительные напитки, снеки, сэндвичи, шоколад и выпечку.
В реквизитах разового билета для проезда в электропоездах «Комфорт» указывается класс обслуживания поезда — «КОМФОРТ».
Проезд в пригородных поездах «Стандарт» по разовым билетам с признаком «Комфорт» разрешен.
Абонементный билет класса обслуживания «Стандарт» действителен для проезда в поездах класса обслуживания «Комфорт».
Напоминаем о необходимости сохранять квитанции к абонементному билету до конца его действия.
Комфорт электрички
Самая доступная и востребованная электричка. Пассажиры III класса: рабочие, льготники, студенты, «офисный планктон», дачники, грибники, туристы и путешественники с ограниченным бюджетом. Это поезда 6000-х номеров (поезду назначается номер в диапазоне от 6001 до 6998). Когда III класс идёт экспрессом, ему назначают номер от 851 до 898.
В вагоне 110 сидячих мест. Обстановка спартанская. Спинки сидений делят салон на отсеки по шесть мест, где пассажиры размещаются друг напротив друга. Вагон электрички на 40 сантиметров шире пассажирского. Увеличенный габарит позволяет разместить дополнительное место в ряду: конфигурация 3+3.
Места не нумерованы: кто успел, тот и сел. Работает и обратное правило — «закон тульской электрички»: попа встала — место пропало. Кому места не хватило, едет стоя в проходе между рядов. К спинкам сидений привинчены ручки, за которые держатся. Заполняются и тамбура. Зимой они не отапливаются, и в стужу стоящие в тамбуре открывают двери в салон, чтобы не замёрзнуть.
Жёсткость
Простейший вариант — жёсткие сиденья: деревянные рейки, фанера или пластик. Установлены в старых вагонах или там, где требуется антивандальное исполнение. Дольше двух часов высидеть на жёстком бывает нелегко. Приходится подкладывать одежду или туристический коврик. Мастерицы шьют складные подушки под попу, которые легко помещаются в дамской сумочке.
«Стандарт плюс»
Перевозчик ЦППК, обслуживающий Московский узел, закупает собственные электрички и использует их наряду с арендованными у РЖД составами. Это новенькие белые ЭП2Д с улучшенной планировкой салона. Поезда идут, как пригородные, но в расписании значатся с примечанием «стандарт плюс». Билет на них стоит, как на обычную электричку III класса. Но комфорт лучше: летом работает кондиционер, биотуалеты в головном и хвостовом вагонах, места для велосипедов, видеонаблюдение в салоне и тамбурах. Работают точки Wi-Fi. В пути за порядком в вагонах следят ведомственные охранники. По составу ходит уборщик и собирает мусор, забытый пассажирами — в таких электричках всегда чисто.
У тамбура расположено три ряда сидений 2+2 — проход широкий, удобно входить и выходить, можно разместить крупногабаритный багаж. Остальные сиденья — 3+3, полумягкие, с подголовниками и кожаной обивкой. Многоцветье сидений и ярко-жёлтые поручни, обрамлённые белым фоном панелей — интерьер радует глаз и улучшает настроение в поездке.
«Стандарт плюс» — это образцовые составы, пример того, какой должна быть электричка III класса в России. Но поезда эти — редкость, пока они курсируют только на Курском, Рижском, Савёловском, Белорусском и Киевском направлениях.
Городская электричка
Градоправители крупных городов озабочены быстрым ростом пригородных зон. Вокруг мегаполисов появляются целые города-спутники. Но центр деловой активности по-прежнему совпадает с центром города. И тут власти увидели потенциал в электричках. Ведь если вокзалы расположены в центре, а пригородные линии тянутся навылет из города, почему бы по городскому участку железки не запустить специальную электричку — городскую.
В такой электричке действует единый тариф, как в городском транспорте — плата за поездку. В Москве городские маршруты — это Московское центральное кольцо МЦК и строящиеся Московские центральные диаметры МЦД. Для этих маршрутов разработаны модели городских электричек ЭС2Г «Ласточка» и ЭГ2Тв «Иволга». Электропоезда выпускают в пятивагонном исполнении. Когда пассажиропоток на маршруте возрастает, составы сцепляют по два, по системе многих единиц.
В отличие от пригородных поездов и межрегиональных экспрессов, в городских электричках мало сидений, широкие проходы и повсюду поручни — при недолгой поездке можно перевозить людей стоя. В городской черте пассажиры входят и выходят на станциях чаще, чем в дальней зоне. Поэтому в городских электричках применяют бестамбурную компоновку, как в метро — посадка и высадка проходит быстрее. И обязательно, вагоны соединены гибким переходом-гармошкой, сквозной проход по всему составу. Многие пассажиры заскакивают в последний вагон и проходят по составу вперёд, чтобы потом выйти ближе к переходу и не шагать по платформе — это экономит время. Дань ускоренному ритму города, каждая минута на счету.
Электричка комфорта
Фото Константина Кутузова
Людям с ограниченными возможностями здоровья ездить в электропоездах стало намного удобнее. В этом смогли убедиться пассажиры с нарушениями слуха во время поездки на обычной электричке.
Любая поездка на поезде начинается с кассы, с покупки билета по выбранному маршруту. И людям с ограниченными возможностями здоровья пользоваться пригородными электропоездами становится с каждым годом всё комфортнее. Сегодня, например, у пассажиров с нарушениями слуха есть масса возможностей приобрести проездной билет. Это можно сделать не только в кассе при помощи записки или сообщения, набранного на экране смартфона. Можно легко купить билет через специальный терминал или мобильное приложение.
— Электропоезда серии ЭД4М оборудованы информационным табло, — рассказывает начальник Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Спиридонов. — В каждом вагоне люди могут видеть сообщения о следующей остановке, текущее время и температуру воздуха. Конечно же, на этом же табло машинист может вывести и всю необходимую экстренную информацию. Плюс к этому, сообщения повторяет речевой информатор. Такая система работает в 26 электропоездах серии ЭД4М, курсирующих в Новосибирской области.
Сергей Спиридонов
Новые поезда серии ЭП2Д, которые поступили на маршруты Западно-Сибирской железной дороги в Новосибирской области в 2019—2020 годах, оборудованы, в том числе, и аппарелями для поднятия инвалидных колясок. Внутри вагонов — широкие проходы, специально оборудованные для маломобильных людей санузлы. Есть места с креплениями для безопасного проезда в электричке на инвалидной коляске. Кроме того, снаружи двери электропоездов оборудованы специальными кнопками, чтобы можно было при посадке позвать на помощь локомотивную бригаду. Для максимального комфорта такие поезда оснащены климатическими установками, которые в тёплое время года работают как кондиционеры, а зимой отапливают вагоны.
Машинист Юрий Культенко
Машинист Юрий Культенко водит электропоезда четыре года. И для него помощь людям с ограниченными возможностями здоровья — дело обычное.
— Например, много маломобильных людей садятся в мой поезд на станции Речкуновка, — рассказывает Юрий. — Обычно им помогает помощник машиниста. И локомотивная бригада, конечно же,
контролирует и посадку, и высадку таких пассажиров. Да и по ходу движения стараешься следить, чтобы всё было в порядке.
Контролировать обстановку во всех вагонах в современных локомотивах достаточно просто. Всё прекрасно видно на дисплеях в кабине машиниста.
— Так как я не слышу, — говорит Татьяна Хламова, — то, конечно, уже давно начала приспосабливаться пользоваться общественным транспортом. И мне, естественно, очень помогают информационные табло — и в метро, и в электричке. Понятно, что можно смотреть в окно, чтобы постараться сориентироваться, на какой станции тебе выходить. Но в тёмное время суток название станции можно и не разглядеть. Так что многократно повторяющаяся бегущая строка с названием следующей остановки — это для нас очень удобно.
Кстати говоря, сначала, при внедрении новой информационной системы, сообщения о предстоящих остановках повторялись лишь один раз. Потом перепрограммировали работу табло для двукратного повторения сообщений. А увидев, сколько от этого пользы для людей, стали повторять информацию три раза подряд.
Михаил Брагин
— Электропоезда Новосибирского региона, — говорит Сергей Спиридонов, — уже на девяносто процентов оснащены такими современными информационными системами. И, разумеется, новый подвижной состав будет поступать с уже предустановленными соответствующими системами. Так что уже сегодня можно сказать, что практически все пригородные поезда оборудованы речевыми и наглядными приборами оповещения. В том числе и для пассажиров с ограничениями здоровья.
Что ж, действительно, буквально на наших глазах инфраструктура для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья стала намного удобнее. Это заметно и по пандусам при входе на вокзал, эскалаторам, приспособленным для передвижения кресел-колясок, электронным табло с регулярно повторяющейся информацией, кассовым терминалам, специализированным лифтам для инвалидов, информационным табличкам для людей с плохим зрением…
— Раньше глухим приходилось ориентироваться исключительно по картинке за окном электрички, — вспоминает председатель новосибирской организации Всероссийского общества глухих Михаил Брагин. — Считали остановки на пальцах: одну станцию проехали, вторую, третью… Теперь этого делать не надо. Ещё один немаловажный нюанс: освещение в вагонах стало ярче. Так что глухим стало намного легче ориентироваться в поездах по надписям.
Нашу беседу с Михаилом Брагиным прерывает объявление: — Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — Гагаринская.
Птичка по зёрнышку, перевозчик по рублику. На Витебском ж/д направлении от Санкт-Петербурга появился тариф «Комфорт»
Северо-Западная пригородная пассажирская компания (АО «СЗППК») объявила о введении с 26 января тарифа «Комфорт» на направлениях, берущих начало на Витебском вокзале Санкт-Петербурга. Тариф будет применён к поездам, обслуживаемым составами ЭД4М.
В настоящее время на этом направлении работает 8 таких машин. Все они поступили из Москвы, где ранее работали в ООО «Аэроэкспресс», заменившем парк на двухэтажные электропоезда «Штадлер». Первая электричка ЭД4М с салоном «Комфорт» поступила на Витебский ход в январе 2018 г. Пассажиры, которым доставались сидячие места, радовались: кресла расположены по схеме «2+3» в затылок одно другому, а не лицом к лицу, как в обычных электричках. Откидные столики подчёркивают комфорт. Граждане же, которые ехали стоя, особых удобств не испытывали: проход уже, держаться неудобно. Это и понятно: салоны такого класса для массовых пригородных перевозок со стоячими пассажирами не предназначены.
Так как все машины ЭД4М были полностью взаимозаменяемы с обычными электричками, то один и тот же поезд в разные дни мог быть обслужен разными составами. «Непорядок, — рассудили в АО «СЗППК», — недобираем!» В своё время на разных направлениях, ныне обслуживаемых этим перевозчиком, уже был опыт введения «люксовых» электричек, причём задолго до появления самого оператора. Помимо более удобных салонов отличались они расписанием: большинство остановок они проследовали ходом, значительно сокращая время в пути.
Немного переплачивая за билет на такую электричку, человек знал, за что платит.
Синяя окраска кузовов выделяла их из массы обычных электричек, а отсутствие нелегальных продавцов (их не пускали проводники) позволяло немного подремать под стук колёс. Так как «люксовые» были поставлены в график между обычными, расписание которых не менялось, у пассажира всегда был выбор. Немного переплачивая за билет на такую электричку, человек знал, за что платит.
У пассажиров Витебского направления выбора нет: нынешний «Комфорт» просто накидывает цену за проезд в части поездов при существующем расписании. Покупая разовый билет, вы должны свериться с расписанием — обычная электричка идёт или комфортабельная. Садясь на промежуточной станции, теперь нужно научиться визуально отличать ЭД4М от ЭР2Т и ЭТ, работающих на этом направлении. Незнание матчасти выйдет боком: разъездные кассиры уже получили инструкцию считать гражданина с билетом в обычную электричку, оказавшегося в комфортабельной, «зайцем». Никаких доплат на месте не предусмотрено. Пассажир должен будет заплатить полную стоимость билета плюс сбор за оформление проездного документа (80 рублей). О том, что оператор считает возможным высадить пассажира, которого сочтёт безбилетным, мы уже рассказывали в обзоре новогодних подарков.
Услугу по перевозке оказывает АО «СЗППК», но производит услугу не она, а Октябрьская моторвагонная дирекция силами двух депо: Санкт-Петербург-Балтийский (содержание парка подвижного состава) и Санкт-Петербург-Финляндский (эксплуатация). В случае, если состав ЭД4М не сможет выйти на линию по неисправности, при наличии альтернативы отменить поезд дежурный по депо выберет, естественно, замену комфортабельной машины на обычную. О взаимоотношениях, которые возникнут между перечисленными партнёрами по бизнесу, мы пока можем только красноречиво помолчать.
Пассажир, купивший билет в «Комфорт» и оказавшийся в обычном вагоне, получает право на сатисфакцию.
Интересна реакция пассажиров в этих случаях, а она, как утверждают сами железнодорожники, долго себя ждать не заставит. Буквально пару лет назад подобные казусы были на направлениях от Финляндского вокзала. Часть электричек была оборудована ЭЧТК (экологически чистыми туалетными комплексами), часть — нет. На Выборгский ход и поезда в Приозерск и Кузнечное должны были подаваться машины с ЭЧТК, на остальные — какие угодно.
В случае неисправности «туалетной» электрички она оперативно заменялась той, какая есть, и частенько ей оказывалась машина без туалетов. Кроме дискомфорта пассажиров особых последствий не было (негатив в адрес машинистов не рассматриваем), ибо цена на проезд была одинаковой. В нашем случае пассажир, купивший билет в «Комфорт» и оказавшийся в обычном вагоне, получает право на сатисфакцию.
Давайте взглянем на ситуацию и с юридической точки зрения. Тариф «Комфорт» для поездов в общем графике — это не что иное, как ущемление прав потребителя. Часть 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» гласит: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) […]». В нашем случае нагрузка, без которой основная услуга по перевозке не будет оказана, — это комфортабельные условия. Ответственность за нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ: «Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».
О том, что выбора пассажиру не оставили, свидетельствуют цифры: электричками «Комфорт» СЗППК планирует обслужить от 52 до 60% поездов (в зависимости от дня недели), это на самом коротком плече, до Павловска (26 км). До Оредежа (128 км) из 6 электричек по будням и 7 по выходным комфортабельными будут 4 и 5 соответственно. Ну и «вишенка на торте»: на участке до Павловска разница в цене билета составит …1 рубль, до Посёлка (67 км) — 6 рублей, до Оредежа — 14 рублей. Птичка по зёрнышку клюёт?
Будет выбор: если ехать в Пушкин – Павловск, то можно отказаться от железной дороги в пользу маршруток.
Неужели ради этих копеек СЗППК и затеяла эту канитель? Может быть, расчёт хитрее: зная о невозможности «апгрейда» билета прямо в вагоне, пассажир, не уверенный в том, на какую электричку попадёт, сразу будет брать билет в «Комфорт», с запасом. Хотя здесь у человека будет выбор: если ехать в Пушкин – Павловск, то можно отказаться от железной дороги в пользу маршруток.
Наш корреспондент, которого мы направим весной на освещение открытия сезона на детской дороге, поступит именно так.
От РЭКСа до «Ласточки» и «Иволги», или Новая жизнь московской электрички
Девять вокзалов, 11 направлений, 190 километров путей только в пределах столицы — Московский железнодорожный транспортный узел называют одним из самых больших в мире. В прошлом году им воспользовались 650 миллионов пассажиров. Это на 31 процент больше, чем в 2010-м.
Центральная пригородная пассажирская компания, с которой Москва и область заключили 15-летний контракт на пригородные перевозки, за несколько лет планирует закупить более 250 поездов, из них 61 поезд был приобретен в 2013–2016 годах.
Бесшумные скоростные «Ласточки»
В салоне поезда есть Wi-Fi, розетки для зарядки телефонов, информационные панели, биотуалеты, работает система климат-контроля и обеззараживания воздуха. В каждом из пяти вагонов — три двери, чтобы пассажиры входили и выходили быстрее. Внутри достаточно места для маломобильных людей, родителей с колясками и велосипедистов. Всего «Ласточка» рассчитана на 1250 человек.
В отличие от обычных электричек, в этих поездах нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.
Быстрые «Иволги» с Wi-Fi
На Киевском направлении Московской железной дороги ходят электропоезда серии ЭГ2Тв — «Иволги». Если нужно, эти составы с птичьим именем могут и летать: они будут развивать скорость до 120 километров в час.
В «Иволге» пять вагонов, которые могут вместить свыше 1250 человек. 70 процентов мест в ней для стоящих пассажиров — это оптимально для электрички, которая ходит на короткие расстояния. Тамбуров в составе нет, и передвигаться по вагонам со сквозным проходом гораздо удобнее.
«Иволги» ходят тише своих предшественниц благодаря тележкам с пневмоподвешиванием, которые обеспечивают плавность хода. А еще в них прохладно летом и тепло зимой: стабильную температуру в поезде поддерживают современные климатические системы, работающие в автоматическом режиме.
В вагонах есть информационные табло, на которых высвечиваются время, маршрут следования, название ближайшей станции или платформы. Комфортнее в «Иволгах» и маломобильным пассажирам, для которых в головных вагонах сделали более широкие проход и туалет. Для колясок здесь есть надежные крепления.
Машинистам в составах этой серии тоже стало удобнее. Новая цифровая система управления более надежна в сравнении с аналоговой, которую использовали раньше. Она умеет собирать и хранить информацию о режимах движения поезда и мониторить его техническое состояние онлайн.
Срок службы этих составов российского производства — 40 лет. Они реже требуют ремонта, в том числе благодаря коррозионностойкой стали, из которой сделан кузов, и дисковым тормозам. Такие, в отличие от колодочных, позволяют сократить число плановых ремонтов приблизительно в два раза.
РЭКСы с климат-контролем
РЭКСы, поезда повышенной комфортности, сложно не заметить на вокзалах. На всех составах синего цвета изображен фирменный логотип — собака. Эти поезда с мягкими пассажирскими креслами, системами климат-контроля, безопасности и противопожарной защиты ходят в Лобню, Звенигород, Можайск. Дорога от Москвы до Лобни на них занимает около получаса, до Звенигорода — чуть больше часа, а в Можайск РЭКС довезет за полтора часа.
«Стандарт плюс»: больше комфорта за те же деньги
Составы отличаются и внешне: это не привычные зеленые электрички, а белые с серым вагоны с желтой полосой на боку. А вот стоимость проезда в них такая же, как в обычных поездах. В расписании на станциях такие составы отмечают зеленым цветом, на сервисах заказа билетов — пометкой «стандарт плюс».