Что значит что россия социальное государство

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции России — «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». С юридической точки зрения это можно понимать, как основу государственного строя, и, поскольку государство официально объявило себя социальным, то оно должно проводить социальную политику для своих граждан, осуществлять поддержку социально уязвимого населения (пенсионеров, инвалидов, безработных и пр.), выстраивать справедливую экономику, которая будет устранять социальное неравенство и создавать возможности для личного, социального и культурного развития. По Конституции России наше страна должна принимать меры, направленные на борьбу с социальным неравенством в доходах граждан, устранение бедности среди населения, обеспечивать бесплатное образование и здравоохранение.
Но, на самом деле, фактически мы наблюдаем социальное неравенство уже на протяжении нескольких десятилетий. Более того, за последние несколько лет уровень бедности в стране значительно вырос, и российская власть предпринимает минимальные шаги по устранению этих проблем. Максимальный размер пособия по безработице в России установленный Правительством России составляет 4900 рублей в месяц, учитывая при этом постоянное удорожание продуктов питания, коммунальных услуг, прочих товаров. Возникает логичный вопрос о том, как российскому гражданину распределить такую весьма низкую денежную сумму на месяц, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни, как указано в Конституции РФ. Подобная ситуация происходит и с пенсиями по старости и инвалидности, поскольку их размеры также довольно низкие.
Помимо этого в России существует проблема с трудоустройством лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость, которым необходимы средства для существования. Работодатели всегда негативно относятся к данной категории граждан, и чаще всего отказывают им в трудоустройстве, что в результате толкает их на совершение новых преступлений. Таким образом проблема социальной реабилитации граждан, отбывших наказание в исправительном учреждении остается не решенной.
По поводу справедливого распределения доходов между населением и устранения социального неравенства можно сказать, что доходы лиц, владеющих крупными нефтегазодобывающими предприятиями, металлургическими предприятиями, банками, инвестиционными фондами, многократно превышают доходы большинства населения страны. По статистическим данным средняя заработная плата в России в большинстве регионов составляет от 12 000 до 15 000 рублей в месяц, в то время, как накопленные состояния российских олигархов исчисляются десятками и сотнями миллиардов рублей. Насколько ли правильно государство проводит социальную политику, направленную на выравнивание социального неравенства и устранение «пропасти» между доходами населения. Проблема обстоит настолько остро, что вызывает ненависть и гнев со стороны рабочих слоев населения. Не так давно в СМИ прозвучала информация о попытке ввести новый налог на медицинскую помощь для лиц, являющихся безработными. Министерство труда считает, что безработные граждане должны оплачивать услуги врачей в государственных учреждениях здравоохранения. По сути, это нарушает право на бесплатную медицинскую помощь. Также в любом государстве, которое считает себя социальным, медицина должна быть доступна для населения, либо вовсе должна оказываться бесплатно. Скорее всего данный законопроект будет отклонен, поскольку он не соответствует Конституции и здравому смыслу, но все же, стоит ли говорить про заботу государства о своих гражданах в плане медицины. Не стоит даже вспоминать про ситуацию с дорогостоящими операциями, на которые у граждан порой не хватает средств.
Исходя из всех вышеперечисленных социальных проблем можно сделать вывод, что Российская Федерация как государство не соответствует положениям статьи 7 Конституции и не является социальным. Обеспечить достойный уровень жизни для каждого гражданина наша власть не может на протяжении многих лет. Можно даже ставить вопрос о внесении конституционной поправки в главу 1 Основного Закона страны. Из нашей Конституции можно спокойно исключить часть 1 статьи 7, так как, государство не в состоянии выполнить данное конституционное положение. Российское проамериканское правительство на протяжении многих лет не принимает особых мер, которые должны быть направлены на создание в России социального государства и обеспечение достойного уровня жизни.

Поддержите автора Яндекс Деньги 410015284725311

Источник

Россия – социальное государство?

Что значит что россия социальное государство. Смотреть фото Что значит что россия социальное государство. Смотреть картинку Что значит что россия социальное государство. Картинка про Что значит что россия социальное государство. Фото Что значит что россия социальное государство

Сегодня я предлагаю вам подискутировать на тему социального государства. Если вы не знали, то статья 7 Конституции РФ закрепляет, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принципами социального государства являются:

В качестве основных целей, которые устанавливает социальное государство, назовем стремление к социальной стабильности, социальному балансу и как следствие формирование социально активной личности.

Как достичь главной цели

Социальную стабильность можно достичь при помощи сильной государственной власти, единой правовой системы и стабильной сбалансированной экономикой.

Социально активная личность предполагает, что, во-первых, делая лучше себя и воздействуя на свое ближнее окружение, я как гражданин в определенной степени улучшаю и государство; во-вторых, от того, насколько активно участвую лично я в делах государства, зависит не только будущее государства, но и мое будущее; в-третьих, являясь частью государства, вместе с тем я самостоятелен в своем стремлении улучшать собственную жизнь всеми непротиворечащими закону силами и средствами, при этом государство обязано обеспечить лишь некий минимум социальных благ; в-четвертых, я формирую государственную власть (в лице ее представительных органов) и содержу эту власть (за счет взимаемых с меня налогов).

Я лично считаю, что Россия строит социальное государство, но делает она это очень медленно. Безусловно, я понимаю, что впереди ещё много работы, но как бы эта медлительность «не вышла нам боком».

Источник

Россия как социальное государство

По словам президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, поддержка семей с детьми является эффективным способом борьбы с бедностью в стране.

«Цель поддержки многодетных семей в двух вещах: с одной стороны, это борьба с демографической ямой, в которой мы находимся, с другой стороны — это наиболее эффективная мера по борьбе с бедностью. Дело в том, что семьи в РФ, находящиеся за чертой прожиточного минимума, это как правило семьи с детьми. Причем чем больше детей, тем больше нагрузки возникает на работающих членов семей. Это банальная математика, многодетные семьи — это билет в бедность», — пояснил политолог.

— В 2021 году запустить специальную программу по развитию системы медицинской реабилитации, рассчитанную до 2026 г., и выделить на нее не менее 100 млрд руб.;

— Подготовить специальную программу капитального ремонта школ, рассчитанную на ближайшие пять лет, с акцентом на сельские школы;

— Выделить не менее 30 млрд руб. на развитие среднего профессионального образования;

— Продлить программу инфраструктурных кредитов до 2026 г.;

— Выделить регионам дополнительные 50 млрд руб. на развитие и модернизацию общественного транспорта;

— Выделить регионам ещё 30 млрд руб. на ремонт автодорог;

— Выделить дополнительные 150 млрд руб. на модернизацию структур жизнеобеспечения;

— Освободить от уплаты подоходного налога семьи с двумя и более детьми при продаже жилой недвижимости, если в течение календарного года они направляют полученные средства на покупку нового жилья;

— Выделить 20 млрд руб. на очистку рек и внутренних морей России.

Выдвижение новых инициатив в социальной сфере на съезде «Единой России» закрепляет роль партии как основной опоры президента среди всех партий, сказал «Ведомостям» президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. «Знаковые социальные инициативы, прозвучавшие именно на съезде партии, еще раз укрепили эту связку. По мнению избирателей, у нас с внешней политикой все более-менее нормально, с экономикой и социальной сферой очевидные проблемы. Логично, что президент в последнее время обращается именно к социальной тематике», — пояснил Минченко.

Вторая часть предложений Путина — в сфере инфраструктуры — также является частью тренда по улучшению качества жизни, считает Аксаков. «В первую очередь речь шла об инфраструктурных кредитах, и, соответственно, о возможности регионов с помощью этого инструмента изменить ситуацию в части благоустройства городов, с улучшением транспортной, дорожной и коммунальной инфраструктуры», — сказал он. По словам Аксакова, «любые социальные вопросы упираются в экономику, а развитие инфраструктуры — это и есть поддержка экономики».

Источник

Глава 1. Основы конституционного строя. Статья 7. РФ – социальное государство.

Статья 7. РФ – социальное государство.

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Комментарий.

Статья 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством.

Вспомним признаки социального государства.

Какое государство называют социальным?

Социальное государство – государство, политика которого направлена на социально справедливое перераспределение материальных благ. В таком государстве правительство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный уровень жизни и социальной защищенности, сгладить имущественное расслоение и связанную с этим напряженность в обществе.

Основные принципы социального государства.

Таким образом, политика социального государства направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, признание и создание гарантий реализации гражданских и политических свобод, экономических, социальных и культурных прав. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Статья 7.

Пункт 1 – закрепление положения о том, что РФ – социальное государство, цель которого– создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В пункте 2 конкретизированы направления деятельности социального государства и перечислены предоставляемые гражданам социальные гарантии.

Охрана труда в конституционном контексте означает обязанность государства создать и развивать законодательство, направленное на защиту жизни, здоровья, достоинства работника в процессе трудовой деятельности, обеспечение достойных условий труда, в том числе его оплаты.

Таким образом, социальная политика Российской Федерации осуществляется по самым различным направлениям: здравоохранение, государственная поддержка лиц с семейными обязанностями, социальное обеспечение нетрудоспособных и малоимущих, социальная защита лиц с особым правовым статусом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Понятие социального государства и история его становления в России

Что значит что россия социальное государство. Смотреть фото Что значит что россия социальное государство. Смотреть картинку Что значит что россия социальное государство. Картинка про Что значит что россия социальное государство. Фото Что значит что россия социальное государство

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 9776 раз

Библиографическое описание:

Алёшина, И. В. Понятие социального государства и история его становления в России / И. В. Алёшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33706/ (дата обращения: 28.12.2021).

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством. В данной статье мы определимся с юридической природой понятия социального государства, с историей его происхождения в России. А также определимся, что значит в настоящее время данное понятие для России, является ли де-факто Россия социальным государством или это только де-юре закрепленная в Конституции декларативная норма.

В действующем законодательстве понятие социальное государство нигде не закреплено, что является существенным минусом. Поэтому данное понятие остается объектом дискуссий ученых, которые по-разному определяют данное понятие.

Как отмечают многие ученые, впервые понятие социальное государство употребил в 1850 г. немецкий ученый Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. Отсюда социальное государство Лоренц фон Штейном понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. Иначе, политическая система должна перераспределять материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий (конфликтов) и помощи нуждающимся [2. с. 63].

Зачастую выделяют понятие социального государства в широком и узком смысле.

Социальное государство в наиболее узком его понимании осуществляет в своей деятельности выплату пособий населению, предоставление услуг обществу и обеспечение вопросов, связанных с жилищным обеспечением. В широком смысле социальное государство реализует не только большое количество программ, направленных непосредственно на поддержку населения, но и меры, направленные на управление и организацию экономики, включая вопросы, связанные с трудоустройством, а также осуществляет всеобъемлющее управление макроэкономикой [1. с. 9].

Или, «Социальное государство» — особый тип государства, появление которого обусловлено необходимостью предотвратить социальные потрясения, порождаемые чрезмерным социально-экономическим неравенством. Социальное государство призвано обеспечить высокий уровень социальной защищенности населения за счет проведения соответствующей политики, предусматривающей адресную поддержку малоимущих, безработных, многодетных семей, инвалидов, а также практическую реализацию принципов социального партнерства как во взаимоотношениях государства и гражданского общества, так и во взаимоотношениях различных групп и слоев самого общества. Важнейшей задачей социального государства является утверждение в обществе принципов социальной справедливости и солидарности, предотвращение острых социальных конфликтов [6. с. 79].

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3].

Таким образом, можно констатировать, что существует множество мнений ученых, о понятие социальное государство, но из данных определений, можно выделить общие признаки такого государства:

– высокоразвитая экономика страны, направленная на реализацию социальных программ;

– реализация принципа социальной справедливости;

– человек и его права являются высшей ценностью такого государства;

– правовая культура населения;

– морально-нравственные устои общества и др.

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, деятельность которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Данное провозглашение России социальным государством произошло лишь с принятием в 1993 году Конституции РФ. Но интересно обратится к истории становления социального государства в России.

Следует отметить, что Россия имеет достаточно большой опыт становления социального государства. Впервые движения за социальные права появились в конце 19 века, было образовано Министерство государственного призрения, приняты законы по регулированию условий труда заводских рабочих, женщин, малолетних работников, в 1886 г.- закон о медицинском страховании рабочих, в 1893 г. — об охране труда, в 1903 г.- о компенсации увечий от несчастных случаев на производстве. В 1906 г. первая в отечественной истории Государственная дума приступает к правовому оформлению основ социальной политики. В 1912 г. она принимает законы по страхованию от несчастных случаев, об оплачиваемых «больничных листах» [6. с. 79–80].

В СССР был накоплен богатый опыт государственного социального регулирования. Советское государство не провозглашалось как социальное, но социальная ориентация, забота о гражданах сразу была объявлена одной из главнейших задач этого государства.

Также следует отметить, что не маловажным периодом становления социального государства является период управления государством Хрущевым Н. С., Брежневым Л. И. Так Руденкин В. Н., в своей научной статье отмечает, что «важными шагами в строительстве советского социального государства стали «хрущевская оттепель» и «брежневский застой». В результате развернутого Н. С. Хрущевым массового жилищного строительства миллионы советских граждан получили отдельные квартиры и впервые получили возможность индивидуальной личной жизни. В хрущевский период в Советском Союзе стало формироваться «общество потребления»: появились кооперативные квартиры, телевидение, можно было записаться в очередь на автомобиль. Если при И. В. Сталине люди жили в коммунальных квартирах и практически не имели собственности, то теперь в стране начался настоящий «потребительский бум»: люди покупали автомашины, холодильники, пылесосы, магнитофоны, мебель. Та же политика, направленная на построение «общества потребления», была продолжена и при Л. И. Брежневе [6. с. 84–85].

Следует отметить, что именно в Советские времена можно говорить о полноценном социальном государстве, но это государство было основано на односторонних отношениях, а именно государство потребления, государство которое регулировало и защищало все потребности общества. Но чтобы обеспечивать все потребности общества, необходима достаточная материальная основа. Следует согласиться с мнением большинства ученых, что одной из главных причин распада СССР, является недостаточность материальной основы советского социального государства.

Конституции РФ 1993 г. отражает либеральную модель социального государства, предусматривающую личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Данная модель исходит из минимизации социальных функций государства, резкое сокращение его социальных расходов: предполагается, что финансирование социальных программ должно осуществляться в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. Государству же вменяется стимулирование роста личных доходов граждан [6. с. 87].

Следует отметить, что наиболее важными проблемами принятия такой формы социального государства стали огромные демографические потери (высока смертность, низкая рождаемость и др.), а также падение доходов, нарастание масштабов бедности, высокий уровень безработицы.

В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д. [6. с. 91].

Следует согласиться с мнением автора, т. к. на поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.

Является ли Россия социальным государством? Ответ на этот вопрос остается неоднозначным и дискуссионным.

Многие ученые считают, что на сегодняшний день конституционное положение о том, что Россия является социальным правовым государством, больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность.

Социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Чиновники и государственный аппарат в целом должны прежде всего сами жить по законам, уважать и чтить общепринятые моральные ценности и нормы. Тогда, умерив свои аппетиты, «власть» найдет те самые излишки и будет возможность распределять социальные блага, а не социальные тяготы и нужды как сегодня [3. с. 573].

Как было отмечено выше, одним из критериев социального государства является закрепление социальных прав в Конституции, а значит принятие государством на себя обязанностей по их обеспечению. Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.

Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей. К социальным стандартам, ориентированным на обеспечение минимальных социальных гарантий граждан, традиционно относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека» [5. с. 3].

Подведя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день говорить о России как о сложившемся социальном государстве рано. Россия станет социальным государством тогда, когда будут всецело реализованы на практике в жизни конституционные нормы, которые определяют социально-экономические права человека в России. Становлению социального государства в России препятствует ряд факторов, а именно отсутствие правового государства, не сформированы основные институты гражданского общества, отсутствие действующих социальных программ, морально-нравственные устои имеют отрицательную деформацию и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *