Что такое white paper криптовалюты
White Paper
Понравилась статья? Поделись:
Содержание
Описание White Paper [ править ]
1. Предоставить читателям важную информацию о продукте или технологии;
2. Повлиять на то, какое решение примут прочитавшие текст;
3. Наладить взаимодействие с существующими или потенциальными клиентами компании.
Область применения [ править ]
В индустрии информационных технологий:
White paper ICO используется либо как технический документ, либо как маркетинговый инструмент:
• С 1960-ых в Appum Group [4] при помощи Белых книг для внутреннего пользования распространяли информацию о новейших разработках и результатах исследований.
• Появление Белой книги Виталика Бутерина [8] в 2014 году позволило найти более широкое применение технологии Накамото и доработать ее.
Особенности [ править ]
Несколько важных характеристик Белых книг:
— Не содержит рекламных сообщений: склоняет пользователей в пользу описанной технологии или продукта тем, что объясняет, чем предлагаемый продукт лучше альтернативных.
— Не является руководством пользователя или любым другим техническим документом: используется перед продажей как инструмент маркетинга.
— Написана формальным языком и предоставляет фактическую информацию (90% текста), а не мнение создателей текста.
Структура White Paper для ICO проекта [ править ]
Документы white paper ключевых крипотвалют по своей структуре напоминают академические статьи. Зачастую они содержат следующие разделы:
1. Вводная часть: постановка проблемы и краткое описание текущего положения дел на рынке
2. Определение основных понятий, объяснение работы ключевых алгоритмов.
3. Само изложение предлагаемой концепции. Технические детали.
4. Перечисление возможных проблем, а также их решение. Объяснение, почему именно решение этой компании лучше решений конкурентов/предыдущих разработок.
5. Примеры приложения описанных технологий в других сферах.
6. Основные выводы, краткое резюме документа.
Стоит отметить, что не существует единого шаблона white paper, компании самостоятельно формируют белую книгу таким образом, чтобы заинтересовать потенциального инвестора.
Интересные факты [ править ]
Ethereum постоянно совершенствуется создателями, поэтому наряду с Белой книгой к технической документации относятся также следующие документы:
• Желтая книга (Гэвин Вуд) апрель 2014 – подробное техническое описание Ethereum
• Лиловая книга (Виталик Бутерин) сентябрь 2016 – описание новой версии Эфириума 2.0, которая носит название Casper. Попытка устранить недостатки механизма PoW.
Что такое White paper, зачем нужен?
ICO, блокчейн, криптовалюты. если вы знаете эти термины, то термин white paper вам обязательно должен был встречаться. Но одно дело, когда вы читаете об этом в новостной заметке, другое – если вы намерены стать квалифицированным криптоинвестором или наоборот сами провести токенсейл, чтобы собрать деньги на реализацию своей идеи. Вот с этой точки зрения мы и расскажем о том, что такое white paper. Хотя на полноту раскрытия темы не претендуем.
Зачем нужен White paper?
Первый white paper, в дословном переводе «белая бумага», появился задолго до наступления эпохи криптовалют и блокчейна. Как удобный инструмент контент маркетинга, вайтпейперы применяются уже почти сто лет. В первую очередь в англоязычном мире – появились они в начале прошлого века в Великобритании, откуда и пошел этот термин. Жители России, стран СНГ, да и, наверное, многих других государств, с ним познакомились только в последние год-два, конечно, благодаря криптовалютам.
Опубликованный Сатоши Накамото 31 октября 2008 года документ под названием «Биткойн: система цифровой пиринговой наличности» ( Bitcoin : A Peer-to-Peer Electronic Cash System) положивший начало биткоину, самим автором как «white paper» в тексте не называется. Только единожды в тексте встречается слово «paper» по отношению к самому документу. Но в обиходе это документ называется именно «вайтпейпером биткоина».
Однако в то время, да и спустя некоторое количество лет с того момента, идея криптовалют была понятна лишь немногим. Сейчас, кстати, многие из них миллионеры и миллиардеры. Но в наши дни криптовалюты есть на руках уже у большого числа людей. Кто-то зарабатывает на криптовалютах, занимаясь биржевой торговлей, кто-то в криптовалюты инвестирует, а кто-то собирает для финансирования своих проектов.
Волна ICO (Initial Coin Offerings – в переводе с английского «первичное предложение монет») заставила многих читать вайтпейперы, а кого-то и писать. И процесс этот поистине международный – глобальный, так как команды, инвесторы, разработчики, энтузиасты криптовалют, пристально рассматривающие практически каждый ICO, появляющийся на рынке и будущие пользователи всего того, что хотят создать блокчейн-стартапы, разбросаны по всему миру, вайтпейперы переводятся на множество языков, а сам термин также стал глобальным.
Неслучайно именно посредством белых бумаг основатели блокчейн проектов стараются донести до целевой аудитории суть своих начинаний. Этот формат как нельзя лучше подходит, чтобы рассказать широкой аудитории нечто новое, сложное и не совсем понятное. Правда, правильно им воспользоваться удается не у всех.
Хороший White paper, какой он?
Процент успешных ICO стремительно падает. Причины такой ситуации многочисленны и достойны отдельного анализа. Не исключено, что некоторые команды, ко всему прочему, не смогли интересно, понятно и убедительно рассказать о своем проекте. Не донесли до потенциальных инвесторов и криптоэнтузиастов его преимущества. Не раскрыли суть экономики токена и все грани его привлекательности.
Если одни криптоинвесторы полагаются на свою интуицию и готовы рискнуть, читая white paper диагонально, то другие внимательно вчитываются в документ, тем более, если уже раз обожглись на неудачных криптовложениях. Среди участников токенсейлов растет количество тех, кто уже не в первый раз участвует в подобных мероприятиях. Но если первые инвестиции были успешными, то опытные криптоинвесторы уже знают что искать в white paper вашего проекта.
Если вы предлагаете что-то новое, потенциально полезное, то люди, на вложения которых вы рассчитываете, нуждаются в объяснении того, как будет работать ваш бизнес проект, какую роль в нем вы отводите им, что в конечном итоге они смогут сделать с токеном и как на этом они смогут заработать. Ну и, конечно, кто вы и какие реализованные проекты у вас за спиной.
White Paper – ключевой документ проекта. От того как вы его напишите, зависит успех проекта, как на этапе сбора средств, так и в дальнейшем.
Сегодня средняя стоимость white paper варьируется от 2 до 3 тысяч долларов. Но на фоне других расходов, сопровождающих проект, эти суммы не выделяются. Неслучайно многие проекты проводят перед основной продажей токенов предварительную – pre-ICO, исключительно направленную на формирование маркетингового бюджета.
Практика показывает, что вайтпейпер переписывается по несколько раз. И в дальнейшем неоднократно дополняется. Однако если проект подходит к кульминационному моменту – токенсейлу с не полностью проработанным ключевым документом, то это серьезно снижает шансы на успех. Ведь именно по white paper оценивают ваш проект, тем более если у него нет предыстории.
Хороший white paper должен быть прост и понятен. Но с другой стороны он должен содержать все необходимые технические, коммерческие и финансовые детали, которые иногда сложны для понимания. Чтобы все это донести до читателя, информацию в документе нужно правильно логически выстроить, поделить на разделы и блоки, продублировать в схемах и графиках, свести имеющиеся в документе цифры в таблицы.
Что касается содержания, то читатель, он же будущий инвестор, должен найти в white paper ответы на следующие основные вопросы:
Если не ответить на них в white paper, то они будут заданы позже. Если вам повезет и после прочтения вайтпейпера у читателя сохранится интерес к ICO. Тогда эти вопросы инвестор задаст, пользуясь теми каналами коммуникаций, которые вы выберете для контакта с аудиторией. А здесь нужно понимать, что вашим комьюнити-менеджерам придется что-то отвечать на них. Где они будут искать ответы? Подумайте об этом заранее.
Не забывайте также, что white paper переводится на несколько языков и переводчики тоже специфическая аудитория, которая будет знакомиться с документом. Им тоже нужно понять проект, чтобы донести его суть и детали до иноязычной аудитории. Иногда им для этого требуется помощь составителей. Будут читать white paper и будущие клиенты, не только потенциальные участники продажи токенов, но и те, что придут, когда ваш бизнес разовьется. Им наверняка будет интересно знать, для чего вы все это затеяли.
Каждый проект уникален. Во всяком случае, это одна из составляющих успеха. И white paper тоже желательно сделать уникальным, отличным от других, чтобы выделиться на их фоне. В текущем году стартапам, выходящим на ICO, придется конкурировать за внимание публики с таким гигантом как Telegram, который планирует собрать с поля от 3 до 5 миллиардов долларов. И чтобы остальным не достались жалкие колоски, нужно хорошо поработать над своей идеей и ее упаковкой.
Оформление White paper
Telegram Open Network уже называют самым ожидаемым ICO только что начавшегося года. Вы читали white paper проекта? А какой? На самом деле это вопрос риторический. В сети появилось два документа презентующих TON (на telegram.org, к слову о предстоящем токенсейле ни слова):
Причем первый документ постоянно ссылается на второй, указывая его в сносках как «technical whitepaper».
Название – дело терминологических вкусов. Оба этих документа по праву могут называться «white paper». И оба – прекрасный пример двух способов упаковки идеи проекта с прицелом на разную целевую аудиторию широко применяемых при ICO.
Один из них – подробный, в стиле научной статьи, без дизайнерских изысков, для технически грамотной аудитории требующей детали. Ведь сам Сатоши Накамото такой использовал. Сегодня его используют множество стартапов.
Другой – для более широкой аудитории, представляющий собой общий обзор проекта и его возможностей. Здесь есть место иллюстрациям, цветным графикам и схемам и другим элементам которые имеют не меньшее значение, чем текстовое содержание. Однако, повторимся, здесь в любом случае должны быть ответы на все основные вопросы инвестора.
Перспективы White paper для ICO
ICO – Initial Coin Offering, как известно, любят сравнивать с IPO (Initial Public Offering) – первичным публичным предложением (имеется в виду акций). В целом, можно согласиться, что это его аналог в мире интернета, блокчейна и криптовалют. Кроме того, в сравнении с ним, считается, что ICO провести гораздо проще. Эта кажущаяся простота объясняется отсутствием государственного регулирования. Однако это простота проходящая. Правительства многих стран наблюдают за развитием индустрии блокчейна и приглядываются, с какой же стороны подойти к уже подрумянившемуся криптопирогу.
Известное решение Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) по делу The DAO оказало влияние на любые предстоящие ICO и осложнило применение security-токенов для всех, кто рассчитывает на инвесторов из США. Оценить же тип токена, который применен в проекте, можно в том числе и по содержанию white paper, прочитав его с первой по последнюю страницу. Подобное решение первое, но вероятно не единственное. Государственные органы многих стран будут стараться ввести ICO в законодательные рамки. И эту новую тенденцию теперь нужно будет учитывать, в том числе и при написании white paper, с которым вы выходите на ICO.
Хотите зарабатывать на крипте? Подписывайтесь на наши Telegram каналы!
Как написать white paper для ICO
Через экспертную оценку команды инкубатора блокчейн-стартапов Waves Lab проходит множество проектов, готовящихся выйти на ICO. В этой статье мы расскажем о том, какую роль играет white paper для проекта, и поделимся своими рекомендациями, как правильно составить этот важный документ.
White paper сочетает в себе подробную презентацию проекта и его бизнес-план. Этот документ — детальное представление проекта для потенциальных участников ICO, поэтому особое внимание необходимо уделять конкурентным преимуществам вашего стартапа, а также подробному описанию его бизнес-модели и плану развития.
Задача white paper — развеять любые сомнения о нежизнеспособности проекта, дав ответы на следующие вопросы:
Структура white paper при этом не ограничена какими-либо строгими рамками или предустановками. Каждая команда создает white paper, отталкиваясь от собственных потребностей и подхода.
Создание white paper лучше не отдавать на аутсорс. Основатели проекта в состоянии идеально с этим справиться. Вряд ли кто-то опишет бизнес-модель проекта так, как они сами. Кроме того, white paper стоит перевести на несколько языков, включая английский и китайский. Для этого лучше всего привлечь профессиональных переводчиков или членов комьюнити, которым вы доверяете.
Чтобы вы лучше подошли к созданию собственной white paper, мы собрали и проанализировали для вас подобные документы семи разных проектов. В результате получился набор ключевых рекомендаций и выводов для каждого шага по написанию white paper.
Вступление занимает 1-2 страницы и не должно содержать какой-либо подробной технической информации. Задача вступления — заинтересовать потенциальных участников вашего ICO сутью проекта, вызвав у них желание более близко изучить предлагаемую вами идею.
В этом разделе также нужно дать общие характеристики таргетируемого рынка и его проблематику. Чтобы читатель лучше понял содержимое white paper, вступление может содержать определения терминов, действительно критичных для сферы вашего проекта.
Для примера возьмем вступление из white paper проекта Simdaq — платформы для обучения криптотрейдингу. В этой части бумаги кратко рассказывается о функциональности проекта — с использованием ретроспективных данных различных бирж, данных коммьюнити криптотрейдеров, также здесь затрагиваются ключевые тренды и практика использования ботов для трейдинга. Это пример хорошо написанного вступления с подробным описанием проблемных областей.
Этот раздел описывает техническую часть вашего проекта, рассказывает о компетенциях команды, а также демонстрирует открытость проекта по отношению к участникам ICO, давая им возможность оценить ваш проект. В этом разделе также приветствуется использование диаграмм и инфографики.
Если во вступлении не были раскрыты специфические для проекта термины, важно расшифровать их именно в этой части документа. Также в этой части важно объяснить концепцию проекта максимально понятным языком. Начните с общих принципов проекта, а затем уходите в более технические аспекты и расскажите, в чем состоят ваши преимущества перед конкурентами.
Например, Paytomat — это децентрализованная платформа, дающая возможность малому и среднему бизнесу принимать платежи в криптовалюте с использованием QR-кодов.
В своей white paper создатели платформы рассказывают о том, какая у нее целевая аудитория, раскрывают природу экосистему проекта, объясняют, каким образом в нее интегрирован PoS-алгоритм, а также объясняют, почему проект базируется именно на блокчейне. Раздел о продукте в данном случае дает исчерпывающее описание того, как функционирует проект.
В этом разделе авторам white paper нужно показать анализ рынка, на который нацелен проект. Важно: анализ вы должны провести самостоятельно. Также необходимо опередить ключевые тренды, для этого достаточно охватить период на ближайшие пять лет.
Добавление графиков и наглядных данных в данный раздел приветствуется, но ссылайтесь только на проверенные и авторитетные источники. Например, такими источниками могут быть отчеты «большой четверки»: PwC, Deloitte, KPMG и E&Y. Информация в данном разделе должна быть подана максимально объективно — так читатель поймет, насколько ваш проект перспективен.
В этом разделе идет описание проблем, характерных для индустрии проекта. Суть и важность проблемы нужно подкрепить проверенными цифрами. Ни в коем случае не преувеличивайте проблему, пытаясь добавить значимости вашему проекту. Ваш взгляд должен быть максимально нейтральным при анализе контекста, в котором действует проект, включая рыночную ситуацию.
Информация о проблемах индустрии и способах решениях, которые предлагает проект, показывает читателям потенциал проекта с объективной стороны, дает им понять, насколько хорошо вы осознаете глубину проблематики, а также, насколько един взгляд на рынок членов вашей команды.
В этом разделе нужно описать принцип работы токена, его роль в бизнес-модели проекта и схему дистрибуции токена среди участников ICO. Здесь также нужно использовать графики и диаграммы для большей наглядности.
Раздел также должен раскрывать читателю экономику проекта. После прочтения раздела у читателя не должно остаться вопросов, как будет производиться выпуск токена, когда и как его можно использовать, как проект будет распределять токены между участниками краудсейла и т.д.
Например, в white paper платформы Simdaq указано, что токен SMQ можно использовать в качестве средства оплаты за подписку на симулятор ретроспективных данных по трейдингу, а также с его помощью можно оплачивать контент, тестировать торговых роботов и производить взносы в призовой фонд децентрализованного турнира.
Для большей убедительности основатели Simdaq представили сводную таблицу, показывающую изначальную стоимость токена, объем его выпуска, показатели минимальной и максимальной рыночной капитализации, а также схему распределения токена.
В разделе о монетизации нужно описать планы проекта и ключевые показатели, которые команда намерена достигнуть. Эту информацию стоит подкрепить визуалом в виде графиков и таблиц, показав поэтапное развитие проекта.
План монетизации проекта интересен и будущим участникам вашего ICO, и экспертам. Эта часть обосновывает прогноз максимального объема рыночной капитализации проекта, а также то, насколько фиатные средства влияют на проект и его токен.
В этой части white paper нужно обозначить ключевые этапы реализации проекта и их сроки. Раздел можно графически оформить в виде диаграммы, чтобы читатель сразу мог получить представление о планах проекта и в дальнейшем следить за ходом их реализации, ссылаясь на роудмап. Кроме того, роудмап будет постоянно напоминать разработчикам о главной цели проекта.
Магазин торговых алгоритмов Tradingene посвятил две страницы роудмапу в своей white paper, раскрывая каждый шаг реализации проекта:
Здесь нужно представить членов команды, указав их достижения и компетенции. К профилю каждого участника нужно добавить фотографию в хорошем качестве и ссылку на его LinkedIn.
Эта часть white paper влияет на мнение коммьюнити о проекте. Задача данного раздела — показать, что над проектом работают лучшие специалисты. Участие в проекте известных людей из индустрии повышает уровень доверия к нему.
Киберспортивная платформа RewardMob указала в разделе «Наша команда» имя каждого участника своей команды, разместила их фотографии, актуальные места работы и послужные списки.
White paper — документ, обязательный для любого ICO. Он размещается на всех сервисах, отслеживающих ICO, и других сайтах. Одной только скучной текстовой информации недостаточно. Добавьте графики, изображения, инфографику, диаграммы для наглядности.
Важно не переборщить с количеством изображений, потому как white paper — документ, служащий деловым целям, а не развлечению пользователей в соцсетях. Помните, что журналисты будут пользоваться вашей white paper для написания материалов, а маркетологи и пиарщики — для подготовки презентаций и материалов для конференций. Тем не менее, используйте больше графиков, чтобы разнообразить текст и четко разъяснить техническую информацию.
CoinTelegraph советует начать с вводной информации без использования технических терминов во вступлении, а детали раскрывать ближе к концу документа. Технические подробности интересуют далеко не всех, и поэтому важно, чтобы обычный человек, который рассматривает инвестирование в ваше ICO, мог получить общую информацию о проекте и принять окончательное решение.
В своей статье по подготовке white paper CoSchedule рекомендует пользоваться профессиональной терминологией с приведением множества фактов и данных. В то же время документ повествование должны быть сфокусировано строго на проблемах рынка, которые проект собирается решать.
Наконец, white paper должен как давать ответы на самые каверзные вопросы участников ICO, так быть доступным для прессы, юристов и самих членов команды.
Изучая самые популярные запросы в различных поисковиках, достаточно часто можно встретить «white paper что это». Понятие новое, хотя его история достаточно давняя. Некоторые выделяют его, как официальное обращение, некоторые, как деловой строгий документ, некоторые указывают на обязательное наличие описания решения, а еще одни утверждают, что это специфическая форма документа, которая характерна исключительно для Великобритании и Ирландии.
Оглавление:
Что такое White Paper
Наиболее часто именно так white paper называют инструмент с улучшенной мощностью В2В-маркетинга, без которого продвижения проекта, особенно финансового, просто невозможно. Впервые о подобном термине заговорили в 1939 году, когда британское правительство выпустило свою первую белую книгу. В ней описывались нюансы иммиграционной политики, но название стало востребованным и популярным, что его стали отождествлять с официальными заявлениями, особенно в англоязычных странах.
Среди основных задач выделяют:
Достаточно редко в такой форме можно встретить иллюстрацию (вот как по мне, подобная практика абсолютно провальная для финрынка, поскольку сложно что-то представить потенциальному инвестору, ему надо это увидеть хоть на маломальском графике).
Специалисты также рекомендуют сразу помещать потенциального партнера в воронку дел. Наряду с этим сооснователь криптобанка Wirex Павел Матвеев утверждает, что инвестору порой сложно обработать всю информацию в документе.
Поэтому эксперт рекомендует дополнительно: «…обратиться непосредственно к представителям проекта, воспользоваться информацией с официальных страниц проекта в социальных сетях, в которых участники и потенциальные инвесторы разбирают все составляющие основного документа “на мелкие детали».
Это хороший способ найти ответы на все вопросы и не попасться на удочку недобросовестных ICO.
White Paper ICO
Формируя стратегически активный «вайтпейпер» ico криптовалют, специалисты разделяют их на 2 основных этапа: непосредственно «белая бумага» и «дорожная карта». Попробуем детально узнать о каждом из них.
Белая бумага
Касательно пункта «состав команды», считаю его абсолютно честным и крайне необходимым. И, разумеется, стоит остановиться на всяких моментах, которые могут заинтересовать инвесторов.
Дорожная карта
Это глобальный план действий, который устанавливается командой. На этапе выбора проекта, потенциальный инвестор может уже сразу отличить шлак-коин от адекватного проекта, поскольку грамотно составленная стратегия видна невооруженным глазом.
По собственному опыту могу сказать, что обращаю внимание не только на цифры, но еще на то, насколько корректно подается информация. Разумеется, что главная крипта планеты также имеет свои фирменные документы.
White Paper Bitcoin на русском
В это сложно поверить некоторым людям, но «white paper» биткоина была опубликована более 9 лет назад! Авторская работа Сатоши Накамото так и не открыла автора проекта криптовалюты.
9 страниц текста, написанного в академической манере, тогда мало кого заинтересовали. Непосредственно на старте указывалось, что работа осуществляется на основе алгоритма Proof-of-Work.