Что такое spl в автозвуке
Это виды соревнований по автозвуку.
SPL — Sound Pressure Level — уровень звукового давления.
SPL — соревнования на максимальное звуковое давление. В ходе соревнований судьи замеряют пиковое звуковое давление внутри салона автомобиля, либо в непосредственной близости от автомобиля, зависит это от моральной устойчивости судей. ))
Замеры осуществляются с помощью цифрового анализатора используемого в конкретном формате. Соревнования проводятся в нескольких классах. Разделение на классы преимущественно происходит по числу установленных в автомобиле сабвуферов, по размеру короба и т. д. В своем классе побеждают показавшие наиболее высокие результаты автомобили. Замеры традиционно производятся в децибелах.
Все это зародилось в Америке около двадцати лет назад и бысторо завоевало популярность за счет эффектной формы проведения и легкой возможности превращать соревнования в яркое шоу, что привлекает множество болельщиков и зрителей.
При этом, соревнования по SPL – не просто захватывающее зрелище. В них так же определяют правильность выбора усилителей и динамиков, проверяют запас их прочности и качество работы в экстремальных условиях.
Нужно учесть, что создание мощного баса в машине – непростая задача, для ее решения используют специальные комбинации из усилителей огромной мощности и набора самых больших сабвуферов, так же в SPL задействованы точные науки, в основном физика и математика, хотя немало задач решается с помощью геометрии и сопромата.
На самом простом примере, для повышения звукового давления даже на 3 дБ мощность усилителя нужно увеличить в два раза. Каждый новый децибел за гранью 150дБ достигается большим трудом – простым увеличением мощности усилителей уже не обойтись. Процесс расчета и сборки спортивной системы напоминает создание гоночных автомобилей «Формулы-1», в которых все решают самые мелкие моменты сборки.
Демонстрируется все это на соревнованиях различного формата.
Вид автозвуковых состязаний, на которых участник должен показать максимальное звуковое давление внутри транспортного средства.
Транспортное средство и установка участника должны соответствовать требованиям Правил данного формата.
В случаях, когда определенная система или установка будут выходить за рамки настоящих Правил, право принятия решения по данному участнику передается на рассмотрение Главному Судье для определения, соответствия установки духу и целям соревнований.
В качестве источника сигнала должно использоваться стандартное автомобильное устройство воспроизведения CD/DVD.
Звуковые генераторы, умножители частот и любые другие приборы и устройства, имитирующие реальный звуковой сигнал запрещены.
Весь звуковой материал должен воспроизводиться через громкоговорители.
Использование механических и/или иных устройств, для воспроизведения звука не допускается.
Все оборудование располагается внутри автомобиля
Питание аудиосистемы должно осуществляться от бортовой сети автомобиля участника.
Сквозные отверстия в полу (кузове) запрещены. Запрещено выводить наружу порты фазоинверторов.
Любое оборудование не должно выступать за проем передних дверей. Это правило относится как к корпусу сабвуфера, так и касается усилителей, конденсаторов, АКБ.
Запрещается выставлять одно и то же транспортное средство более, чем в одном классе (категории).
Участник имеет право соревноваться только в одном классе (категории).
Все правила трактуются в соответствии с их целями и духом.
В спорных случаях решения главного судьи являются окончательными.
Участник обязуется соблюдать настоящие правила и следовать решениям Главного Судьи.
Формат соревнований максимальной зрелищности!
На данных соревнованиях учавствуют машины с установками для низкого и очень низкого повседневного баса. Все это собирает многочисленные аудитории любителей флекса, хеиртрика и трескающихся лобовы
Звуковое давление и его уровни (spl)
В настоящее статье поговорим о том, что такое звуковое давление, рассмотрим понятие (импеданс) — удельное акустическое сопротивление среды. Также поговорим об уровнях звукового давления и интенсивности звука.
Чтобы лучше понимать о чём сегодня пойдёт речь, советую прочитать предыдущую статью по этой теме ( звуковые волны, виды, длина волны и скорость звука ).
Звуковое давление
Звуковая волна, как мы уже рассматривали в прошлой статье, распространяется в среде в виде волн сжатия и разряжения плотности.
В газах (в том числе и воздухе) плотность и давление связаны между собой:
p = RTp
А поскольку у волны имеются области сжатия и разряжения, то в первой области давление будут выше статического атмосферного. А в случае разряжения – ниже.
Вот как это выглядит:
Разность между мгновенным значением давления в данной точке среды и атмосферным давлением называется звуковым давлением.
Звуковое давление измеряется в паскалях (Па): 1 Па = 1 Н/м².
Наша слуховая система может определять очень большой диапазон разностей между мгновенным значением звукового давления и атмосферным.
На рисунке ниже представлено, различное звуковое давление от звуковых источников в децибелах (про децибелы подробнее читай далее):
Импеданс
Рассматривая звук, в прошлой статье ( читать ) мы выяснили, что звуковая волна зависит от частоты и амплитуды звукового давления. Если тело оказывает большое сопротивление приложенному звуковому давлению, то частицы приобретают малую скорость.
Поэтому импеданс – это удельное акустическое сопротивление среды. Представляет из себя отношение звукового давления к скорости колебаний частиц среды:
Z = p/v
Измеряется в (Па · с)/м или кг/(с · м²).
Удельное акустическое сопротивление для воздуха составляет (при температуре 20 С°) 413 кг/(с · м²). В металле, к примеру, оно составляет 47,7 × 10 кг/(с · м²). Так как в воздухе импеданс достаточно мал, то и излучаемая полезная энергия также мала.
Если рассматривать КПД (коэффициент полезного действия) музыкальных инструментов, голосового аппарата, громкоговорителей и т. п., то оно в воздухе находится в пределах 0,2-1%.
Энергетические параметры
Звуковая волна переносит энергию механических колебаний, значит она имеет энергетические параметры. Среди которых: акустическая энергия P (Дж); мощность W – энергия, переносимая в единицу времени (Вт); интенсивность I – количество энергии, проходящее в единицу времени через единицу площади, перпендикулярной к направлению распространения волны (Вт/м²); плотность – количество звуковой энергии в единице объёма (Дж/м²).
Уровни звукового давления (анг. SPL, sound pressure level)
Восприятие громкости человеком происходит не по линейному закону, пропорционально амплитуде колебаний, а по логарифмическому. Поэтому для определения параметров звука применяют логарифмические шкалы.
Человек различает огромный диапазон изменения звукового давления от тихого 2 × 10 ⁻⁵ Па до очень громкого 20 Па. Разница составляет 10⁶.
Использовать такую школу очень неудобно. Поэтому в измерительных приборах пользуются логарифмическими единицами – децибелами (дБ). Эта единица происходит от другой – бел, который равен десятикратному изменению интенсивности звука. Однако бел – единица крупная и неудобная для измерений. Поэтому применяется её десятая часть – децибел.
Уровень звукового давления определяется как:
L = 20 lg p/p₀
Например, если звуковое давление p = 2 Па, то уровень звукового давления равен: L = 20 lg (2 Па/(2 × 10 ⁻⁵) Па) = 20 lg (1 × 10⁺⁵) = 20 × 5 = 100 дБ.
Один децибел – примерно та наименьшая разница в громкости, которую человеческое ухо может почувствовать.
Полезно запомнить следующее. Изменение громкости в 3 дБ равно отношению 2:1. Поэтому если мы берем два одинаковых источника звука, т. е. удваиваем мощность, то громкость увеличиться на 3 дБ. Например, если к голосу присоединяется ещё один, равный по громкости, то уровень звука увеличится на 3 дБ. Если нужно ещё увеличить на 3 дБ, потребуется вдвое увеличить имеющийся состав.
Также можно обратиться к следующей таблице (в ней показано на сколько дБ нужно убавить, чтобы получить звучание в 2 раза тише, в 3 и т. д.):
1% | 10% | 25% | 33% | 50% | 100% |
1/100 (в 100 раз тише) | 1/10 (в 2 раза тише) | 1/1 | |||
-40дБ | -20дБ | -12 дБ | -10 дБ | — 6 дБ | 0 дБ |
Для определения суммарного уровня давления нескольких инструментов их никогда не складывают. Вначале необходимо рассчитать значение звукового давления каждого инструмента. Допустим играют две скрипки. Одна с уровнем 80 дБ, другая 86 дБ. У первой звуковое давление равно — 0,2 Па, второй — 0,4 Па.
Рассчитывается так: L = 20 lg p/p₀, значит 80 дБ = 20 lg p / (2 × 10 ⁻⁵), далее lg p / (2 × 10 ⁻⁵) = 4. Следовательно 10⁴ = p / (2 × 10 ⁻⁵), отсюда значение звукового давления будет p = 0,2 Па.
После этого определяется суммарное звуковое давление
В нашем случае суммарное давление равно p = 0, 447 Па. Затем определяется суммарный уровень звукового давления. Который равен 86,98 дБ.
Уровень интенсивности звука
Уровень интенсивности звука также измеряется в децибелах по формуле:
L₁ = 10 lg I/I₀
I₀ – нулевой уровень, равный 10⁻¹² Вт/м².
Мощность, напряжение, ток
Перечисленные электрические характеристики также часто приводятся в децибелах и имеют свои специальные обозначения. Приведём несколько примеров:
L dBm = 10 lg WВт/ 1мВт – уровень мощности отнесённый к 1 мВт
L dBv = 20 lg UB/1B – уровень напряжения, отнесённый к 1 В (Америка)
L dBv = 20 lg UB/0,775 B – уровень напряжения, отнесённый к 0,775 В (Европа)
Спасибо, что читаете New Style Sound ( подписаться на новости )
990x.top
Простой компьютерный блог для души)
SPL — что это такое в автозвуке?
SPL (Sound Pressure Level) — соревнования по звуковому давлению. Задача — воспроизвести максимум звука/децибел (дБ, чувствительность) из автомобиля. Замеры количества дБ производятся специальным устройством — цифровым анализатором, используемом в конкретном формате. Качество, оформление, эргономика — не играет особой роли. Главное — громкость, децибелы.
Перевод Sound Pressure Level (SPL) — уровень звукового давления.
На соревнованиях SPL не редкость встретить дребезжащих машин от звука, шевелящиеся волосы участников, подпрыгивающие предметы в авто, звук вибрации дверей салона.
SPL — важные моменты
Помимо SPL существует обозначение SQ, которое предположительно расшифровывается Sound Quality — также вид состязаний, где ставка сделана на качество воспроизведения.
Значительные низкие частоты на высокой громкости — задача непростая. Необходимо подобрать правильные усилители/компоненты/нч-динамики, проверить их совместимость, поведение на пиковых нагрузках.
Например повышение звукового давления на 3 дБ требует увеличение мощности усилителя в 2 раза. Граница 150 дБ труднопреодолима, после которой каждый децибел будет на вес золота.
Превращение машины в SPL-систему для будущих состязаний. Требуется не только установить мощную аудиосистему, но и укрепить кузов/стыки дверей/капота для будущих вибраций низкочастотных динамиков. PS на фото выше кажется Лада Приора.
SQ и SPL — два разных лагеря
Важно понимать — SQ и SPL-системы будут разные по цене, а также по предназначению:
На соревнованиях по SQ оценивается:
Как видим — эстетика, внешний вид не на последнем месте.
В SPL-системах часто можно встретить:
Заключение
Все о терминологии в автозвуке
На сайте уже есть статья об основных терминах используемых в автозвуке, но я решил пусть будет еще одна в качестве дополнения к уже имеющейся. Сейчас объясню почему.
Дело в том, что в первой версии достаточно много текста и получилось рассказать только об основных используемых понятиях. Во второй версии статьи я постарался собрать и более-менее упорядочить вообще всю (ну или почти всю) терминологию автозвука. Информации очень много, но ее значимость соизмерима с азбукой в школе.
Я прекрасно понимаю, что читать огромную «простыню» текста просто не возможно, именно поэтому я добавил в статью картинки с сексуальными девушками на фоне авто 🙂
Задержка – она и есть – задержка звука с момента воспроизведения динамиком до момента, когда звук улавливается слушателем. Заметно при неудачно настроенной системе фронт-сабвуфер, когда сначала слышен спереди щелчок барабана, а потом до ушей «добегает» низкий гул из сабвуфера.
Чувствительность:
1) способность громкоговорителя развивать высокую амплитуду качения (громкость) при относительно малой подаваемой мощности.
Материал взят из разных источников, находящихся в свободном доступе в интернете. Если Вы нашли какие-либо ошибки или упущения напишите пожалуйста об этом в комментариях.
Читайте также:
33 трека красивой инструментальной музыки для души скачать бесплатно
Привет всем любителям красивой живой инструментальной музыки. Предлагаем скачать 33 трека красивейшей инструментальной музыки. Музыка с живыми инструментами и музыкантами она действительно обладает.
Рейтинг автомобильной акустики
Всем привет! В этом рейтинге автоакустики мы рассмотрим 10 популярных моделей, познакомимся с их техническими характеристиками, оценим достоинства и недостатки ну и конечно же изучим несколько.
Как подключить сабвуфер
Всем привет 🙂 Продолжаем говорить о автозвуке и все что с ним связано. В этой статье как Вы догадались из заголовка речь пойдет о том, как подключить сабвуфер в машине он же саб, он же буфер, он.
Накопитель для сабвуфера, мифы и реальность
Всем привет 🙂 Не буду Вас сильно грузить техническими понятиями и терминами напишу обобщенную полезную информацию из интернета + знания из личного опыта. Итак, поехали. У кого есть сабвуфер в.
Схемы подключения сабвуферов
Здравствуйте! Ранее я уже рассказывал вам немного о сабвуферах: Что такое сабвуфер и для чего он нужен В чем отличие активного сабвуфера от пассивного Как подключить.
Схема подключения 4-х канального усилителя
Приветствую 🙂 Продолжаем изучение самых простейших основ автозвука, а именно в этой статье я Вам расскажу как подключить 4-х канальный автомобильный усилитель в машине самостоятельно, вместе с.
Автозвук. Тернистый путь от SPL в SQ. Часть 1.
Были сняты дверные карты для последующей переделки и припертв домой. Ну, не могут же они просто дома же лежать? Их надо было обезжирить и заклеить малчрным скотчем, чтобы сделать первоначальные щиты из полиэфирной смолы и стекловолокна
Затем были куплены и расположены деревянные кольца под крепление динамиков. Было решено лепить в карту 6 динамиков и две пищалки. Сначала кольца были премерены к самой карте, необходимо было их расположить так, чтобы функциональность двери была сохранена (некоторые проекты делаются так, что даже, например, стекло опустить невозможно или ручку открывания двери выводят на кнопку и тому подобное). А затем кольца были закреплены на щитах и обтянуты лайкрой, поверх короторой наносится стекло волокно и полиэфирная смола.
Далее после высыхания все было отшлифовано и нанесён шпакля для выравнивания поверхности. Затем щиты были закреплены на дверные карту и задуты в раптор.
Что касаемо компонентов, был приобретён саб на 18 дюймов, вот такая дура
И вот такая ещё куча всякого железа: динамики, пищалки, усилители
Под саб был собран короб, по всем расчётам и параметрам, с трубой с раскрывом и т.д. Из-за трубы пришлось ставить саб катушкой наружу. Вот, собственно, весь результат месяцев сборки, пилежки, вони, бессонных ночей. Весь инстал в сборе
А вот и сам контуженый)
Вот такой проект у нас получился, да, я тоже немного помогала (в основном гундела, конечно). К сожалению, с этим инсталлом и этой машиной удалось поучаствовать только в двух этапах ЕММА и DB-Battle из-за серьёзной болезни.
В ээтом году новый проект, новый формат, про который я расскажу во второй части, если пост зайдет.
Муж мой, тег моё.
P.s. Эх, лучше бы с мужиками на рыбалку ездил!)
Автозвук
17 постов 279 подписчиков
Правила сообщества
Не используйте возможности сообщества для графической или текстовой рекламы чего-либо, не размещайте рекламные ссылки на сторонние ресурсы.
Пост не по теме тоже бан!
Машина классно сделана) А до SQ дошли?
Всегда желаю скорейшей смерти всем представителям семейства упопотых ублюдков, врубающих свои шарманки на колёсах среди ночи.
Ответ на пост «Про громкую музыку в автомобилях…»
Эх, вы, любитель «хорошего звука». Были бы вы настоящим аудиофилом, вы бы знали, что подстроенная под определенную форму помещения аудиосистема перестает быть такой уж хорошей как только в этом помещении меняется хоть что-нибудь. Чего уж говорить про настройку звука для авто и открытие окон и дверей. За пределами машины в лучшем случае не будет какафонии от:
1) эха вашего же звука от соседних автомобилей, стен и дорожных построек(отбойников/заборов/знаков)
2) смена помещения с закрытого на открытое сильно меняет импеданс помещения, что ОЧЕНЬ сильно меняет кривую поглощения звуковых волн, что очень сильно меняет характерную кривую частот, спрямления которой так вы добивались, но которую так знатно похерили как только открыли дверь
3) ВСЕ автомобильные динамики спроектированы на работу на короткой дистанции (это вам не уличные системы, которых отлично слышно и в 10 и в 100 метрах, я сейчас не про громкость), уже на дистанции в десяток метров звук меняется очень сильно
Оправдание, что это болезнь смехотворно. Я, например, скалеотик, и чо? Могу дать пощупать горб, если очень интересно, но сам никогда его в лицо людям тыкать не буду, ибо это, как минимум, неприлично
Понятия не имею, зачем отвечаю постом, мб привлечет внимание мамкиных автозвукарей
Дико извиняюсь, если кого то оскорбил. С большим уважением отношусь к хорошим автомобильным аудиосистемам, но ездить с ними на всю катушку под, прости господи, «кадиллак» а) небезопасно б) по-дебильному