Что такое soft skills
Что такое soft skills для инженера в 2020 году, зачем и как компании их проверяют на собеседованиях
Недавно один из моих знакомых инженеров устраивался на работу в Facebook. Он успешно прошел несколько кругов собеседований, его позвали на собеседование в офис, и уже там на этапе leadership and drive что-то пошло не так. Как признавался знакомый позднее, отвечать на вопросы в виде «как вы сработались со сложным коллегой» или «как вы добивались целей в токсичной обстановке» он был не очень готов.
Именно подобные вопросы позволяют оценить так называемые гибкие навыки (soft skills) инженеров. История собеседования в Facebook меня сильно заинтересовала, поэтому я решил изучить тему soft skills, их проверки и тренировки поподробнее. Бонусом прикладываю список полезных ресурсов и статей, на которые наткнулся в процессе подготовки материала. Поехали!
Что такое soft skills
В русскоязычном интернете и особенно на Хабре многие как минимум слышали о таком понятии. Обычно в него вкладывается такой смысл: «Это все то, что напрямую не связано с кодом – умение общаться в коллективе и т.п.» Отчасти это верно, но такое понятие слишком обобщено.
Вот хорошее описание того, что на самом деле такое soft skills: мягкие навыки требуют межличностной адаптируемости к различным людям, проблемам и ситуациям. К примеру, лидерство и коммуникация – это межличностные навыки, которые помогают инженерам быть успешнее, потому что они дополняют их hard skills типа знания конкретного языка программирования.
Чтобы попасть на интервью в компании, где инженеры действительно проектируют масштабные системы, используйте бота @g-jobbot. Это сервис, который найдет и бесплатно пришлет вам прямо в Telegram вакансии, которые подходят вам лучше всего – в том числе удаленная работа, в том числе с релокацией.
Согласно исследованию, проведенному LinkedIn, в 2020 году работодатели больше всего ценят следующие мягкие навыки:
Как все это устроено
Компании анализируют мягкие навыки по-разному. К примеру, Amazon в том числе использует для этого свои знаменитые Leadership Principles, и некоторые из них к кандидату «примеряют» уже на телефонном собеседовании.
Некоторые, начинают проверку уже на этапе отклика на вакансию. К примеру, мы разработали бота @g_jobbot, который позволяет кандидатам получать вакансии релевантные их опыту, прямо в Telegram. Компании же иногда размещают вакансию не только в боте, но и на других площадках, но в итоге отдают предпочтение тем, кто пришел через g-mate – это достаточно новый способ поиска работы, те кандидаты, что им пользуются показывают себя как людей, которые не боятся экспериментов и открыты к новым технологиям.
Для многих проектов – например, стартапов – наличие таких качеств – критически важно. По отзывам компаний, выборка кандидатов пришедших через бота значительно превышает по качеству ту, что можно получить через обычные джоб-борды.
В крупных ИТ-компаниях, особенно в США, обычно поведенческие собеседования становятся частью так называемого onsite loop – серии разговоров в офисе компании для кандидата, прошедшего телефонные скрининги.
На таких интервью мягкие навыки проверяются с помощью вопросов вида:
Например, способности к коммуникации можно проверить с помощью вопроса: «Расскажите о ситуации, когда вам нужно было рассказать о какой-то сложной технической проблеме человеку, который далек от ИТ и не владеет сленгом? Как вы убедились, что собеседник вас понял?»
А о способности работать в команде многое скажет ответ на такой вопрос: «Случалось ли в вашей практике, что кто-то из членов команды не работал достаточно эффективно? Что вы делали в этой ситуации: обсудили ее с коллегой, руководителем, как прошла беседа, и каковы были результаты?»
Понятно, что для многих, если не большинства инженеров, такие вопросы не всегда кажутся комфортными и даже осмысленными. Но для компании ответы на них важны, потому что позволяют понять, насколько комфортно будет работать самому кандидату, и насколько быстро он притрется к команде. Это в конечном счете влияет на то, как быстро новый сотрудник выйдет на максимальную продуктивность и выйдет ли вообще.
В некоторых, довольно редких случаях, проверка soft skills может носить и экстремальный характер. К примеру в этом треде на Quora один из отвечающих рассказал о своем опыте проведения поведенческих интервью инженеров. Перед этим этапом он давал непростое тестовое задание, а затем в ходе разговора с теми, кто его успешно выполнил, говорил что-то вроде «все отлично, только оно не компилируется» – и затем смотрел на реакцию. Если кандидат начинал сразу возмущаться и говорить, что такого не может быть – это считалось минусом. Те, кто смущался, но не пытался уточнить, что именно пошло не так, казались интервьюеру недостаточно инициативными, а больше всего нравились те, кто пытался разобраться в выдуманной им проблеме.
Как подготовиться к проверке soft skills на собеседовании
Если вы хотите подготовиться к поведенческому интервью, то необходимо проделать несколько шагов:
Заключение: ссылки и инструменты для подготовки к поведенческим интервью
В завершение, подборка полезных ссылок, которые помогут лучше понять устройство поведенческих интервью и лучше к ним подготовиться:
Что еще почитать
Чтобы попасть на интервью в компании, где инженеры действительно проектируют масштабные системы, используйте бота @g-jobbot. Это сервис, который найдет и бесплатно пришлет вам прямо в Telegram вакансии, которые подходят вам лучше всего – в том числе удаленная работа, в том числе с релокацией.
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Soft skills — новые hard skills: стратегия по развитию «гибких» навыков
Об эксперте: Александр Альперн, CEO и основатель Webinar.ru.
Ценность «гибких» навыков в современном мире догнала профессиональную экспертизу: об этом говорят опросы работодателей. Их эффективность уже научились измерять в конкретных KPI. После обучения soft skills производительность сотрудников вырастает на 12%, а возврат инвестиций составляет 250%, согласно оценкам Бостонского колледжа и ведущих вузов США. А по данным совместного исследования Гарварда, Стэнфорда и фонда Карнеги, 85% успеха в работе зависит от этого вида экспертизы.
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Автоматизация нуждается в soft skills
Казалось бы, soft skills уже настолько на слуху, что обучение можно было бы поставить на конвейер или вообще сделать обязательным компонентом государственной программы в школах и вузах. Частично это происходит в западном образовании, где широко используются форматы смешанного обучения, предполагающие самостоятельный анализ информации и работу в командах. Однако разрыв в навыках все увеличивается.
Согласно оценке McKinsey, потребность в soft skills непосредственно связана с автоматизацией, а она растет опережающими темпами. Никакая система образования, включая дополнительное, просто не успевает за спросом бизнеса. Рекрутерам сложнее всего найти кандидатов, которые обладают следующими навыками:
умение принимать решения в проблемных ситуациях;
критическое и инновационное мышление;
умение справляться со сложными и неоднозначными задачами;
Больше всего от нехватки нужных качеств страдают самые автоматизированные отрасли. HR-специалисты называют четыре сферы, для которых охота за гибкими навыками будет приоритетом в 2021 году:
Анализ данных, ИТ, мобайл, web-дизайн;
Продажи и маркетинг;
Снабжение и управление поставками; HR.
Как оценить глубину пробела в навыках
На западе рекрутеры борются с нехваткой гибких навыков, устанавливая равные пропорции между наймом подходящих кандидатов и переквалификацией действующих сотрудников. Дело в том, что такая гибридная экспертиза — редкость, и бизнесу трудно найти готовых специалистов на рынке труда, их приходится переманивать из других компаний. Поиск может растянуться на долгий период, а текущие задачи бизнеса нужно закрывать уже сейчас. Поэтому в ход идут корпоративные программы обучения.
Чтобы понять, как и чему учить сотрудников, нужно сначала оценить реальный уровень навыков. Это поможет сделать обучение более гибким и мобильным. Самый простой и доступный способ — тесты-опросы сотрудников по уже готовой методике. Например, измерить soft skills можно с помощью инструментов вроде MindTools (решения для профессионального образования с годовой аудиторией в 24 млн пользователей). Тест фокусируется на пяти навыках: лидерство и менеджмент, разрешение проблем и принятие решений, коммуникативность, тайм-менеджмент, личная осознанность.
Второй вариант более сложный и подходит тем организациям, которые собираются внедрять полноценные цифровые профили сотрудников, которые охватывают всю экспертизу. Существуют специальные сервисы (например, Avilar), которые анализирует производительность сотрудников и на основе полученных данных создают портреты компетентности. Их можно сравнивать, выявляя зависимость между уровнем навыков у разных специалистов и показателями их производительности.
После того как пробелы выявлены, нужно подобрать соответствующие материалы и методики обучения. MindTools, например, предлагает готовые техники и инструменты для улучшения каждого из пяти ключевых гибких навыков. В любом случае, программа должны быть индивидуальной. Вместо традиционного подхода, когда «все учатся всему», отрываясь от рабочих задач, лучше разбивать обучение на блоки по группам навыков и уровню сложности. Каждый сотрудник, исходя из его профиля soft skills, получает индивидуальную программу, состоящую только из тех блоков, которые нужны именно ему.
Какие форматы подходят для обучения soft skills
Вебинары стали удобной альтернативой офлайн-тренингам. Этот формат позволяет нанять для проведения тренингов индустриальных экспертов из любой точки земного шара или задействовать собственных спикеров. Вебинары подходят для отработки навыков ведения переговоров, выступления на публике, работы в команде. Компания, специализирующаяся на корпоративных программах в области soft skills, SkillsCamp, использует вебинары для обучения клиентов, среди которых, например, Bank of Canada и международная организация «Армия спасения». Другой представитель образовательной ниши в области обучения soft skills, HRDG, который предоставляет тренировочные материалы по теме уже более сорока лет, разместил целую коллекцию вебинаров на сайте. Это записи регулярных онлайн-трансляций по таким темам, как навыки для успешного ведения переговоров, эмоциональный интеллект, конфликты и стресс, личностное развитие.
ИИ-помощники (чат-боты, голосовые боты). Они используются для оттачивания коммуникации, командного взаимодействия и даже эмпатии. Например, Skilly позволяет тренировать активное слушание, постановку вопросов, ненавязчивость. С помощью ИИ и технологии распознавания речи Барри (решение от Talespin) сотрудники компаний практикуют сложные реалистичные диалоги. Виртуальные помощники полезны еще и тем, что могут анализировать результаты и предлагать решения по их улучшению. Так, например, сервис Rocky, который помогает оттачивать лидерские навыки каждый день, суммирует показатели за неделю, чтобы оценить прогресс. Помимо этого, он подводит ежедневные итоги на основании достижения целей, поставленных на день.
VR отвечает за иммерсивное обучение, позволяет моделировать реальные ситуации и отрабатывать навык нужное количество раз. Ритейлер Walmart активно применяет виртуальную реальность для тренировки службы клиентской поддержки. В России технологию использует Сбербанк для развития эмпатии. С помощью VR сотрудники, которые работают с клиентами, меняются с ними местами. Так они могут понять, с какими проблемами сталкиваются посетители, учатся понимать их потребности, находить подход к инвалидам и пожилым людям. Компания также углубила проникновение VR в обучающую корпоративную среду на фоне сложной эпидемиологической ситуации в мире. Сбербанк Лизинг использует виртуальную реальность для обучения работников ключевым для бизнеса навыкам с помощью интерактивных голосовых симуляций от hrvr.Academy. VR-симуляции проходят сотрудники разных рангов, включая линейный персонал и руководителей. Это позволяет оттачивать навык продаж сложных продуктов и услуг, а также развивать управленческие качества. Симуляция максимально приближена к реальным условиям, так как запрограммирована на несколько вариантов развития событий. Виртуальный наставник, дающий обратную связь во время выполнения задания, помогает понять как то или иное действие влияет на ситуацию.
Как измерять эффективность обучения
Чтобы понять, было ли эффективным обучение, лучше всего прибегать к конкретным метрикам, для каждого бизнес-процесса они свои. Так, например, азиатский e-com гигант Zalora, обучая новых сотрудников отдела службы поддержки, столкнулся с рядом сложностей. Во-первых, было трудно измерить уровень их компетенций, во-вторых, то, как он коррелирует с метриками: степенью удовлетворенности пользователей, средним временем обработки клиента и количеством пройденных курсов. Настроить сквозную аналитику помогла платформа TalentLMS.
Ретейлер запустил на платформе восемь разных курсов и настроил по ним тесты с проходными порогами. Для тех, кто не сдал с первого раза, пороги увеличивали — это помогло удержать вовлеченность. Благодаря аналитике компания могла оценивать прогресс новичков в режиме реального времени, а главное — понимать как учеба каждого из них влияет на рост удовлетворенности клиентов и сокращение времени на обработку одного запроса.
В ситуации, когда отрицать важность гибких навыков бессмысленно, бизнесу остается лишь выработать эффективную стратегию по их развитию. Найм новых сотрудников не всегда является самым удачным решением. Компаниям все равно придется потратить ресурсы на обучение. Современные технологии помогают быстро и эффективно оптимизировать набор компетенций уже имеющихся работников, а также адаптировать новых с меньшими издержками. Более того, некоторые системы снимают организаторские задачи с HR, оставляя больше времени на другие важные задания.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Вся правда о Soft skills
Хорошим программистом быть нетрудно — надо всего лишь постоянно учиться. Фреймворки обновляются ежегодно, а популярные языки программирования рождаются каждые пять лет. Вместе с ними нужно изучать инструментарий, лучшие практики, паттерны проектирования и бог знает, что ещё.
Двадцать лет назад все изучали Delphi. Сейчас проекты на Delphi — это глубокое legacy, и все изучают Go. Десять лет назад каждый фронтендер использовал jQuery, а современные фрондендеры могут даже не знать, что это такое.
Так что, правда, учиться надо постоянно.
Но в последние годы мы слышим, что наши технические навыки — так называемые hard skills — далеко не всё, что нам нужно. Помимо фреймворков и языков надо осваивать soft skills. Это нетехнические навыки, которые очень нужны в работе.
Нужны ли soft skills программистам?
Среди программистов гибкие навыки пользуются дурной славой. Разберёмся, почему.
Мы, инженеры, долго учимся тому, что умеем. Нам нужны и теория, и практика, чтобы делать свою работу. Некоторые из решённых нами задач можно назвать неразрешимыми, но мы справились даже с ними. У нас есть чёткий критерий профессионализма: не рассказывай мне, какой ты умный, вместо этого реши нетривиальную задачу.
Рядом с нами работают менеджеры, которые не умеют решать инженерные задачи. Они умеют разговаривать. И — чего греха таить — им трудно работать в индустрии. Мы нетерпимы, когда речь идёт об инженерных дисциплинах.
Мы учились своей работе, они — своей. Всё, точка, гибкие навыки нам не нужны. Логично?
Почти. Для полноты картины надо всё-таки убедиться, что технические навыки для инженера важнее социальных.
И это можно проверить. Соответствующие исследование провели Хекман и Кауц в 2012 году. Посмотрите на результаты в таблице 2, где отражено влияние интеллекта и характера на достижения к 35-ти годам.
Если вы умный, вы больше зарабатываете. Но, если вы общительный, вы меньше работаете и меньше выгораете. Мы видим, что влияние интеллекта и характера невелико и соизмеримо.
Ни интеллект, ни характер сами по себе не являются достаточными для жизненного успеха. Но, если уж вы решили развивать интеллект, не стоит сбрасывать со счетов и характер. Если вы работаете в обоих направлениях, вы практически удваиваете свои шансы. Мы видим, что влияние двух факторов вместе почти равно их сумме.
Как это по-русски?
Что же это такое — soft skills? Откуда они появились?
А появились они из большой работы, которую армия США проводила в 50-60 годы прошлого века.
Военные исследовали разные методы обучения, чтобы выбрать самые эффективные из них. Результатом десятилетнего исследования стала Системная инженерия обучения (System Engineering of Training). Исследователи обнаружили, что некоторые навыки легко поддаются измерению. Например, в работе радиста важны скорость передачи и количество ошибок, которые мы можем посчитать без особого труда.
Если мы можем их посчитать мы можем оценить развитие навыка и можем сравнить эффективность методов обучения.
С другой стороны, такой навык, как дружелюбие измерить трудно. Значит, и развитие навыка, и эффективность обучения оценить тоже трудно.
Понятия hard и soft skills ввёл Уитмор в докладе 72-го года. С hard всё понятно — это старые добрые профессиональные или технические навыки. А вот гибкие навыки — это важные рабочие навыки, которые не относятся к техническим, и не зависят от вида деятельности.
У нас в России всё ещё нет устоявшегося перевода. Мне кажется, что прилагательное гибкие не раскрывает понятия. Я предлагаю называть эти навыки социальными или навыками общения.
Дав определение, Уитмор уточняет: если мы можем описать навык и измерить его, он профессиональный. Если не можем, он социальный.
Это замечание усложняет нам задачу. Действительно, что именно нам развивать и как измерять результаты, если социальные навыки так неуловимы?
Какими бывают навыки общения
Марсель Робле из Университета Восточного Кентукки в 2012 году проделал большую работу. Теперь мы точно знаем, что такое навыки общения.
Робле дал своим студентам задание. Молодые люди должны были опросить двух руководителей каждый. Опросы проводились в течение учебного года и касались разных тем. В одном из интервью руководителей просили назвать десять социальных навыков, которые они считали важными.
Всего в списке оказалось 517 навыков. После группировки и фильтрации их осталось 26. Профессор отобрал десять, которые чаще других встречались в ответах.
Общение. Устная и письменная речь, умение выступать и слушать.
Хорошие манеры. Обходительность, уважительность.
Гибкость. Способность к адаптации, готовность к изменениям, непрерывное обучение, принятие нового.
Этичность. Честность, моральность, наличие ценностей, правильность.
Дружелюбие. Приятность, чувство юмора, заботливость, чуткость, терпимость.
Позитивность. Оптимизм, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, уверенность в себе.
Представительность. Деловой вид, хорошая одежда, приятная внешность, уравновешенность.
Добросовестность. Предсказуемость, надёжность, ответственность, дисциплинированность, желание преуспеть, здравомыслие.
Коллективизм. Совместная деятельность, умение ладить с людьми, умение соглашаться, готовность оказать поддержку, сотрудничество.
Деловая этика. Трудолюбие, готовность к работе, лояльность, инициативность, мотивированность, соблюдение сроков, присутствие на рабочем месте.
Большая пятёрка
Часть этих навыков не предполагает больших усилий. Деловой вид, хорошая одежда для программистов означают что-то вроде ежедневно принимать душ и менять футболки. Другое дело энтузиазм или честность. Как их измерить и можно ли их изменить?
Ответы на эти вопросы психологи начали искать ещё в первой половине XX века. В 1936 году Олпорт и Одберт выдвинули лексическую гипотезу, предположив, что все черты характера так или иначе представлены в языке. Они проработали словари английского языка и составили список из 4500 прилагательных, описывающих личность.
Через десять лет Реймонд Кеттелл, используя факторный анализ, выделил 16 черт личности и составил первый вариант теста Кеттелла.
Позднее психологи установили, что многие шкалы из теста Кеттелла коррелируют между собой, а, значит, их можно слить. В конечном итоге факторов осталось только пять.
Сейчас они известны, как Большая пятёрка.
Экстраверсия. Разговорчивое энергичное поведение у экстравертов, замкнутое уединённое поведение у интровертов.
Доброжелательность. Дружелюбие, способность прийти к согласию или желание доказать свою правоту.
Добросовестность. Сознательность, честность или склонность к обману.
Невротизм. Тревожность, эмоциональная нестабильность или спокойствие и эмоциональная стабильность.
Открытость опыту. Любопытство, креативность или консерватизм.
Эти черты характера можно измерить, воспользовавшись, например, опросником 5PFQ, адаптированном для России А. Б. Хромовым. Он есть и в онлайн-варианте. Ответы на 75 вопросов отнимут у вас приблизительно десять минут.
Шкалы большой пятёрки хорошо соотносятся с чертами характера из первого списка, такими, как честность, ответственность, жизнерадостность, терпеливость.
Теперь у нас есть инструмент для оценки, но можем ли мы изменить наш характер? Одним из подтверждений корректности большой пятёрки является устойчивость модели. Измерив наши параметры несколько раз с большими интервалами времени мы получим близкие результаты.
Значит ли это, что характер нельзя изменить?
Можно ли стать добрее?
Хадсон и Фрейли попытались выяснить, можно ли влиять на характер и на какую скорость изменений мы можем рассчитывать. Оно называется Volitional personality trait change: Can people choose to change their personality traits? и датируется 2015 годом.
Я видел его пару лет назад, но сейчас оно исчезло из интернета и доступно только за деньги.
В открытом доступе есть похожий материал тех же авторов от 2018 года, но там нет цифр, которые я сейчас приведу. Придётся поверить на слово.
Для оценки изменений Хадсон и Фейли брали тест большой пятёрки. Они не предлагали конкретных методов коррекции — студенты сами решали, как именно они будут работать над собой.
Лучший результат изменений составил 0,05 сигмы в месяц, средний — 0,02. Это не очень быстро. Впрочем, знание этих цифр, поможет нам адекватно оценивать свои цели.
Сигма — это стандартное отклонение из теорвера. Представим, что наш тест показывает положение человека на шкале интроверсии-эсктраверсии, как число от 0 до 60.
В теорвере формула нормального распределения подобрана так, чтобы всю выборку можно было разделить на шесть сигм. В диапазоне 0–10 окажутся экстремальные интроверты, а в диапазоне 50–60 — такие же экстремальные экстраверты.
Середина нашей шкалы это 30. Середина минус сигма это нижняя граница условной нормы, в нашем случае это 20. Середина плюс сигма — верхняя граница, в нашем случае 40. Нормальные люди (люди в границах нормы) по шкале интроверсии-экстраверсии попадают в интервал от 20 до 40.
Сколько времени потребуется, чтобы добраться от нижней границы нормы до середины, то есть пройти путь в одну сигму? Двигаясь со средней скоростью — 0,02 сигмы в месяц — мы достигнем цели за 50 месяцев. Если мы везунчики, и наша скорость максимальна — 0,05 сигмы в месяц — мы можем рассчитывать на 20 месяцев.
Стоит ли тратить так много времени? Обратимся к исследованиям. Граве, изучая эффективность разных методов, в книге 1994 года показал, что положительных показаний для долговременного анализа нет, а отрицательные есть. Отрицательные показания — это так называемые ятрогенные эффекты, то есть неблагополучные побочные эффекты лечения. Целесообразность длительной работы исследователями не подтверждается.
Граве сравнивал психотерапевтические практики, но подходят ли они нам? Неужели единственный способ изменить свой характер — записаться на полгода к психотерапевту?
Психотерапия как метод работы
Почему эта идея нам не нравится? Возможно, потому, что представление о терапии мы получили из массовой культуры. Или потому, что мы сомневаемся в её эффективности.
Кто вообще проверял эффективность терапии?
Оказывается, много кто, в том числе и Граве, на которого мы ссылались. В 70-е годы терапевты начали применять научные методы для оценки своей работы.
Чтобы повысить объективность измерений, нельзя полагаться на самодиагностику. Пациент может считать, что ему стало лучше, но так ли это?
Уэкслер, Келли, и другие получили интересные результаты в исследовании 2011 года. Они собирали субъективную оценку после применения лекарств против астмы и сравнивали её с объективными результатами. Первое лекарство было настоящим, второе — ингалятор-пустышка, третье — фейковая акупунктура. Четвёртая группа была контрольной, больных не лечили.
Субъективно, улучшения заметили больные из всех групп, кроме четвёртой. Астматики оценивали эффективность пустышки так же высоко, как и эффективность реального лекарства. Но объективно никакого улучшения не было.
Следующий шаг на пути к объективности — наличие контрольной группы. В книге Думай медленно, решай быстро, посвящённой когнитивным искажениям, Даниел Канеман рассказывает о регрессии к среднему. Многое в нашей жизни имеет естественную тягу к нормальному состоянию. Если вы заболели чем то не очень серьёзным, вы выздоровеете безо всяких лекарств через несколько дней.
Другой пример. Люди в течение жизни становятся более конформными, учатся избегать конфликтов. Это естественный ход вещей. Вы можете считать, что изменения связаны с тем, как вы работали над собой, если работали. Например, на основании «опыта» вы утверждаете, что чтение художественной литературы смягчает характер. Есть ли этому объективное подтверждение?
Ваши результаты надо сравнивать с результатами других людей, которые не подвергались воздействию, и с теми, кто подвергался другим воздействиям. Возможно, кто-то читал научно-техническую литературу и стал гораздо более доброжелательным.
Важное значение имеет и размер выборки. Чем меньше людей принимают участие в исследовании, тем выше вероятность флуктуаций. Учёные решают эту проблему с помощью метаанализа — объединения результатов нескольких исследований.
Эффективные методы
Исследователи давно сравнивают эффективность методов терапии, и эти результаты открыты. Традиционно, самой известной практикой является CBT (КПТ, когнитивно-поведенческая терапия). Последние несколько лет не менее популярна ACT (ТПО, терапия принятия и обязательств).
Эффективных методов немало, помимо перечисленных можно практиковать CFT, DBT, EFT, гештальт-терапией и ещё десятком других.
Важный вопрос: стоит ли посещать терапевта? Можно, но не обязательно. Работа со специалистом может оказаться эффективной в первое время, если у вас небольшой опыт самотерапии.
Но, в нашем случае речь идёт не о лечении, а о небольшой коррекции характера, поэтому самостоятельная работа нам вполне подходит. Нужна лишь подходящая литература, чтобы разобраться.
Поэтому пара книг для начала.
Книга Д. Гринбергера и К. А. Падески описывает методы когнитивно-поведенческой самотерапии. Мне её рекомендовали, как трудную и скучную, но оказалась, что практики, описанные в книге, очень нравятся программистам. Вам предстоит много писать, заполнять анкеты и отслеживать результаты. Очень похоже на работу программиста.
КПТ предполагает, что многие черты нашего характера сформировались под влиянием убеждений, которые далеко не всегда нами критически осмыслены. Их даже можно считать случайными. Чтобы скорректировать поведение, надо выявлять свои убеждения и подвергать их критическому анализу. Это когнитивная часть работы.
Затем убеждения надо изменить. Здесь нам помогают поведенческие (бихевиоральные) практики, простые и надёжные, как молоток.
Так работает когнитивно-поведенческая терапия.
Книга Р. Хэрриса описывает самотерапию принятия и ответственности. Она дополняет КПТ вот в каком отношении.
Разумом мы можем понимать, насколько правильны и хороши наши новые убеждения, но мы не всегда принимаем их на эмоциональном плане. Трудно отказываться от собственной инфантильности в пользу ответственности, или агрессивности в пользу терпимости.
Быть ответственным трудно, ещё труднее быть терпимым. Как изменить своё эмоциональное отношение? С помощью ТПО. Этот метод помогает принимать неприятные эмоции, которые неизбежно сопровождают нашу жизнь.
Заключение
Время приступить к практической работе. Перечитайте перечень социальных навыков из работы Марселя Робле. Пройдите тест 5PFQ и подумайте, какую черту характера вам бы хотелось изменить.
Выбирайте такую, где у вас всё более-менее хорошо, но хотелось бы чуть лучше. Не беритесь сразу за сложную задачу.
Поищите в Google, что нужно делать, чтобы стать доброжелательнее, общительнее, или добросовестнее. Составьте план на месяц или два.
Каждую неделю анализируйте, как идут дела — что получается, а что нет. Студенты из исследования Хадсона и Фейли, которые еженедельно проводили подобную ретроспективу, показывали лучшие результаты.
И, когда у вас всё получится, напишите об этом статью на Хабр.