Что такое smm агентство
Что такое SMM и как это работает
Чем SMM отличается от других инструментов? Какие у него цели и задачи? Сколько ждать результата и как понять, что он есть? Отвечаем.
SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях. Цель SMM — привлекать клиентов из «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других социальных площадок. Другая важная задача SMM — повышение узнаваемости бренда и работа над репутацией.
По данным Hootsuite (платформа по управлению соцсетями), в 2020 году в мире 3,8 миллиарда активных пользователей социальных сетей. Это 49% всего населения. В России таких 70 миллионов, то есть 48% населения. Это значит, что SMM-специалисты способны достучаться до каждого второго жителя страны.
Коммерческий редактор, SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
На чём основывается SMM
Социальные сети знают многое о своих пользователях: возраст и пол, страну и город проживания, бренд и год выпуска мобильного устройства, интересы и особенности поведения. Например, Facebook в курсе, кто из миллионов пользователей относится к группе «мужчины 20–25 лет из Санкт-Петербурга, которые часто совершают покупки онлайн и состоят в браке».
Всю информацию пользователь отдает как заполняя свой профиль, так и через действия внутри сети: отметки «Нравится» на страницах, вход в сеть с мобильного устройства, клики на рекламу и так далее.
В итоге соцсеть может подобрать для вашей рекламы людей, которые, например, недавно купили смартфон, часто путешествуют или скоро будут отмечать день рождения. На Facebook нужная информация о вас как о пользователе хранится в разделе предпочтений.
Главное при рекламе в социальных сетях — определить свою целевую аудиторию как можно точнее и взаимодействовать с ней через таргетированную рекламу и качественный контент.
Чем SMM отличается от рекламы в Google и Яндексе
Представьте, что у вас магазин одежды. В интернете вы в том числе можете продвигаться в поисковых системах. Например, по запросу «одежда для фитнеса Москва»:
Таким образом ваше предложение покажется людям, которые его уже ищут. Но ваш круг ограничится пользователями, у которых уже есть эта потребность. «За бортом» остаются тысячи людей, которым ваш продукт может пригодиться, но они либо пока довольны тем, что есть, либо ничего не искали, а сразу пошли за одеждой в знакомый магазин.
Маркетинг и реклама в соцсетях работают по-другому. За редкими исключениями их задача — предложить потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях и на основании этого сделать покупку. Всё это не делает SMM и таргет лучше или хуже, чем та же контекстная реклама. Вы просто работаете с разными типами аудиторий и решаете разные задачи.
Какие цели и задачи у SMM
Основная цель SMM, как и любого маркетингового или рекламного инструмента, — увеличить продажи продуктов и услуг. Вообще с помощью соцсетей можно решить много задач; вот некоторые из них.
Увеличение посещаемости сайта. Используется как шаг в воронке продаж или способ привлечения трафика на сайт. Часто этим пользуются новостные порталы, чтобы цифры по сайту выглядели привлекательнее для рекламодателей. Так, например, «Лайфхакер» в Facebook размещает анонсы статей:
Информирование о скидках и новинках. Продвижение сезонных распродаж, рассылка специальных предложений через мессенджеры… Это всё особенно ценно для ваших действующих клиентов, ведь всегда приятно получить продукт любимой компании по выгодной цене.
Появление в поисковой выдаче. Соцсети индексируются поисковиками так же, как и официальный сайт. Если пользователь вбивает имя вашего бренда, то, помимо домашней страницы, в выдаче появятся и ваши соцсети. Пользователь может подписаться на них и следить за вами там, где ему удобно.
Расширение целевой аудитории, повышение узнаваемости бренда. В соцсетях вас могут заметить новые потенциальные клиенты из любой социальной группы. Это происходит благодаря репостам ваших подписчиков, рекламе в группах, таргету и попаданию в разные топы публикаций.
Популяризация взглядов и ценностей компании. Если вы участвуете в благотворительных акциях и делаете добрые дела, то стоит рассказывать об этом, чтобы располагать к себе людей.
Работа с негативом. Жалобы и негативный опыт клиента можно превратить в положительный, если правильно реагировать на это. Даже клиента, который настроен против вас, можно сделать своим самым лояльным покупателем.
А вот забавный случай с компанией Allen Solly, которая допустила ошибку на плакате:
Компания отвечает, что совет приняли и вся команда исправляется. Подписчики высоко оценили этот ход.
Сбор отзывов о продукте и о самой компании. Соцсети помогают получать обратную связь, ведь люди заходят сюда ради общения. Пользователи могут ставить оценку и рекомендовать компанию, делиться своим мнением в комментариях и личных сообщениях.
Кроссмаркетинг с дружественными компаниями в рамках общей целевой группы. Можно делиться публикациями друг друга, устраивать совместные конкурсы и мероприятия.
Отслеживание трендов и конкурентов. Стоит подписаться на своих «врагов», чтобы отслеживать их акции, фишки и новинки. Хорошие идеи можно заимствовать, дорабатывать и запускать у себя.
Поиск новых сотрудников. Здорово, когда сотрудником становится ваш лояльный клиент. В соцсетях найти персонал зачастую проще, чем через платформы по поиску работы. Ведь обычно это люди, которым интересен ваш бизнес, которые разделяют ваши ценности.
«Голый энтузиазм», или как я создала SMM-агентство с нуля
Юлия Ломова, преподаватель курса «Head of SMM» в «Нетологии», основательница SMM-агентства InstFormation и тренер академии L’Oreal, рассказала, как она открыла SMM-агентство без крупных вложений и какими были её первые управленческие шаги.
Личная история, которая показывает, что не нужно бояться открывать новые горизонты.
Своё SMM-агентство я открыла, не строя бизнес-планов и финансовых моделей на старте. Я нигде не училась ведению бизнеса. У меня не было развитых управленческий компетенций. Всё это я освоила на практике уже в процессе работы агентства. Конечно, из-за этого было много ошибок и недочётов. Но это меня не останавливало, а только подогревало интерес.
Толчком для создания SMM-агентства стал момент, когда я, работая на фрилансе, вела шесть проектов одновременно и физически не успевала обслуживать их все. Перед этим у меня было два хороших кейса, и клиенты стали приходить один за другим. Это и стало предпосылкой для основания полноценного агентства.
Из основных рисков, с которыми я столкнулась на старте, были расчёт маржинальности SMM-агентства и финансовой модели бизнеса. Здесь нужно сесть и продумать вопросы:
Все эти вопросы лучше расписать на старте. Но я это делала спустя два года после создания агентства, когда у меня появился исполнительный директор. Самостоятельно мне было трудно описать рабочие процессы, составить инструкции, регламенты и расчёты. Поэтому я просто наняла человека, который это умеет. Я делала всё на голом энтузиазме, набивала шишки и решала проблемы по мере их поступления.
Что действительно важно иметь на старте ― клиенты, кейсы в портфолио и развитые хард-скиллы в SMM. Никакие бизнес-планы и финансовые модели вам не помогут, если не будет проектов. Любой потенциальный клиент в первую очередь смотрит на профессиональные компетенции, подтверждённые реализованными успешными проектами.
Решение об открытии ИП или ООО принимается, исходя из стратегии. ООО подойдет тем, кто начинает бизнес с партнёром или планирует партнёрство: в этом формате удобнее решить вопрос с долями в бизнесе и другими подобными вопросами. С ИП преимущество в том, что проще вести бухгалтерскую отчётность и управлять деньгами.
Я до сих пор работаю как ИП, хотя со мной сотрудничают большие бренды. Всю бухгалтерию я сначала вела через банк, а потом перевела в недорогой аутсорс ― это очень удобно.
Для ООО желательно сразу нанимать нормальный аутсорс или бухгалтера в штат. Это зависит от выбранной системы налогообложения, сложности ведения бухучета, найма сотрудников, по которым нужно вести кадровый учёт и платить налоги с зарплаты. Также штатный бухгалтер понадобится, если вы изначально планируете выводить свой бизнес в рост.
Организовать удалённую работу SMM-агентства несложно. К тому же это помогает экономить деньги, тем более на старте. С начала карантина в сети появилось множество гайдов и лайфхаков о том, как управлять удалённой командой, вести коммуникации, формировать KPI и контролировать выполнение работы каждым сотрудником. Тут вы можете сами выбирать, как удобнее организовывать работу и какими онлайн-сервисами пользоваться.
Для работы SMM-агентства не нужно закупать какое-либо оборудование. Стационарный компьютер нужен только для удобства работы в таблицах и программах. Мои сотрудники ведут работу через личные смартфоны и ноутбуки — от планирования задач в «Битрикс24» до обработки фото и видео.
Первых клиентов я искала на сайтах для фрилансеров (Freelance.ru, FL.ru), Telegram-каналах (@insta_workk), группах в Facebook («Работа в SMM») ― везде, где люди и компании ищут SMM-щиков. Ещё один хороший способ ― запуск таргета.
В поиске клиентов мне до сих пор помогает сарафанное радио, когда клиенты рекомендуют SMM-агентство друзьям и коллегам. Поэтому мне важно было развивать навыки клиентоориентированности. И здесь я и моя команда следуем принципу: клиентам нравится результат, а нам ― и процесс, и результат.
SMM-агентство ― история про соцсети. Поэтому в первую очередь клиент смотрит на то, как вы сами ведёте свои аккаунты в соцсетях. Будет смешно, если основатель агентства не знает, как его продвигать и рекламировать.
С самого начала я продвигалась через Facebook, потому что именно там сидят предприниматели, которые ищут услуги по SMM. В Facebook также удобно продвигать агентство через группы. Например, группы Websarafan и Startup Woman, где предприниматели часто пишут, что им нужен SMM-щик. Я стала откликаться на эти запросы.
Кроме того, в группах часто задают конкретные вопросы, наподобие «подскажите, как сделать то-то». Это возможность оставить в комментариях своё экспертное мнение, которое увидят потенциальные клиенты и обратятся ко мне. Это хороший способ безбюджетного продвижения SMM-агентства.
Логика такая: если вы компетентны в SMM, имеете опыт, то обязательно демонстрируйте это и прокачивайте через продвижение своих аккаунтов: таргетинг, работа с блогерами, «нативка», уникальные подписчики, реакции и так далее. А если не умеете с этим работать, то как вы собираетесь продвигать клиентов?
И речь не только о продвижении SMM-агентства через аккаунты компании в соцсетях, но и о продвижении себя ― основателя ― как личного бренда. Это особенно важно именно на старте: когда агентство станет крупным, возможно, будет уже не так важно, кто стоит у его истоков. Но до сих пор большой поток клиентов идёт в агентство через мой аккаунт в Facebook.
Кроме этого, я постоянно выступаю спикером на различных тематических конференциях, таких как «Суровый Питерский SMM». И активно продвигаю свою экспертность через Instagram. Потому что моё агентство специализируется на SMM-услугах именно в этой соцсети. И сейчас клиенты дополнительно приходят в агентство через каналы конференций и моего личного представительства в Instagram.
Продвижение и реклама через собственные аккаунты минимизируют расходы SMM-агентства и на старте, и в длительной перспективе. Я максимально старалась делать всё «руками» и тратилась только на то, в чём мне не хватало опыта.
Например, спустя год после старта агентства я обратилась к специалистам по созданию лендинга. Раньше я отправляла коммерческие предложения вручную. То есть каждому обратившемуся клиенту я делала отдельные расчёты, заново описывала перечень услуг ― это было жутко неудобно. И лендинг закрыл эту боль. Потому что я могла просто отправить ссылку, чтобы клиент сам ознакомился с коммерческим предложением. Дополнительно небольшая часть клиентов стала приходить в агентство через поисковые запросы.
Создать лендинг в Tilda можно самостоятельно, если есть навыки вёрстки и вы чётко представляете, какая информация на лендинге привлечёт клиентов. Это про ваши цели, преимущества, УТП.
Я же снова прибегнула к проверенной тактике: не умеешь сам ― обратись к специалисту. Стоимость такой услуги варьируется от 10 до 500 тысяч рублей в зависимости от того, обращаетесь вы к фрилансеру или в агентства разной степени крутости.
В любом случае на старте собственный сайт или лендинг не так важен для рекламы и продвижения, как собственные аккаунты в соцсетях.
Без первых клиентов не сложится бизнес ― это самый важный вопрос. Успех SMM-агентства состоит в том, насколько быстро вы оформляете кейсы, распространяете портфолио и насколько качественные у вас проекты. Параметры качества ― это выполнение KPI по проекту и удовлетворённость клиента.
С клиентами общаюсь мягко. SMM-агентству нужны хорошие рекомендации ― репутация в SMM крайне важна. Поэтому со спорными клиентами мне всегда проще вернуть деньги, чем затевать скандал и отстаивать права.
Например, был такой случай, когда агентство заключило договор с клиентом на рекламу у блогеров. Мы нашли блогеров и провели с ними рекламные кампании. Но клиент остался недоволен, потому что не увидел результата.
Мы не делали промокодов, и если продажи были, они никак не отслеживались. Если люди переходили на сайт, то мы не знали, покупали они что-то или нет. Из-за этого клиент не увидел конкретную цифру, сколько пришло продаж с кампаний. Тем более, что продажи не всегда приходят сразу после запуска рекламной кампании ― могут быть отложенные продажи.
Я могла отстаивать позицию, что реклама у блогеров не может давать стопроцентный результат. Но клиент посчитал, что мы должны отвечать за это и если от блогера нет толка, то агентство несёт за это ответственность. Моя ошибка в том, что я заранее не обговорила эти моменты с клиентом при заключении договора.
В итоге я вернула деньги клиенту, хотя мы выполнили работу в полном объёме: привели пять блогеров и провели с ними кампании. Так как мне важнее репутация, я решила не спорить с клиентом.
На старте моё SMM-агентство работало со всеми, кто обращался, и на любых условиях ― нужно собрать побольше кейсов. Со временем, когда мы встали на ноги и наработали репутацию, агентство отказывало клиентам, если не устраивали условия или предлагалась оплата ниже себестоимости услуг.
Себестоимость услуг и ценообразование прописываются в финансовой модели бизнеса. В SMM-агентстве достаточно посчитать все постоянные и переменные расходы и от этой суммы рассчитывать стоимость услуг. Если мы говорим про удалённое агентство, то это затраты на сотрудников, сервисы и оплату налогов.
В моём SMM-агентстве постоянные расходы:
Расходы на оплату остальных сотрудников зависят от выполнения работ по конкретным проектам. В моей команде четыре дизайнера, три копирайтера, пять проектных менеджеров ― все они распределены по проектам и получают зарплату за выполнение своей части работ по каждому проекту.
Поэтому это переменные расходы, так как они зависят от количества и объёма проектов. Также сюда относятся расходы на разовое привлечение специалиста, например, фотографа.
Цены на услуги я считаю попроектно. Минимальную стоимость по ведению и продвижению одного проекта рассчитываю, исходя из постоянных и переменных расходов. И дальше на эту стоимость накручиваю маржу, размер которой зависит от умения продавать услугу. Использую такую формулу:
Себестоимость проекта = (стоимость сотрудников + стоимость других расходов) / количество проектов.
Оптимальная маржа для SMM-агентства составляет 20–30%. А умение продавать услуги зависит от навыка продаж. Кто-то считает, что нужно собирать и раскачивать отдел продаж. В моём случае в качестве продавца выступает личный бренд: выступления на конференциях, написание экспертных статей, развитие личных аккаунтов в соцсетях.
Фишка личного бренда в том, что здесь нет прямых зависимостей: выпустил статью ― пришло десять лидов. Результат очень отложенный. Мои клиенты принимают решение о покупке услуг в несколько касаний:
И только после всех этих касаний люди обращаются ко мне за услугой. Поэтому я не могу спрогнозировать и посчитать точную конверсию со всех моих активностей. Но именно личный бренд помогает продавать услуги агентства. Это моя схема продаж, и каждый основатель бизнеса выбирает то, что удобнее ему.
В любом случае мой совет ― никогда не работать в минус: не соглашаться на оплату ниже себестоимости услуг. Максимум ― работать в ноль, если вы осваиваете новую нишу. Для меня в таких случаях важнее оформить новый кейс и привлечь других клиентов из новой ниши.
К каждому клиенту стараюсь найти свой подход, чтобы он оставался довольным, даже если результат может не получиться. Результат, ожидаемый бизнесом, не всегда зависит от продвижения SMM-агентством. Многое зависит от специфики самого бизнеса: как он построен, какой продукт предлагают ― это то, на что фактически SMM-агентство не может повлиять. То есть можно сделать всё на отлично с точки зрения SMM, но продажи у клиента так и не вырастут.
Например, у нас есть наработанные кейсы в нише салонов красоты. С каждым новым проектом мы делаем один и тот же комплекс работ. Но для окончательного результата это не имеет значения.
Например, мы работали с одним салоном, пригласили блогеров, запустили кампании ― пришёл поток клиентов, продажи выросли. А с другим салоном, делая ту же работу, такого успеха не добились. Потому что этот салон находился в другой локации, там работали другие мастера и владелец установил другие цены на услуги. А на такие вещи SMM никак не влияет.
На стадии переговоров поясняю клиентам, за какие SMM-услуги он платит, почему они столько стоят и почему нужно их использовать. При этом проговариваю, что SMM не гарантирует результатов по продажам и прибыли. И здесь намного важнее работать с клиентом так, чтобы ему было приятно и интересно в процессе оказания услуги.
Я работаю с клиентами по принципу «ожидание — реальность», когда у клиента свои представления (или их отсутствие) о возможностях SMM, а моя задача донести до них, что конкретно входит в ведение и продвижение аккаунта в соцсетях. Клиент платит за экспертность моего SMM-агентства и ежедневный большой объём работы.
То, сколько и каких сотрудников нанимать и какую оплату предлагать, зависит от бизнес-модели. Количество сотрудников зависит от количества текущих проектов.
Например, один SMM-щик ведёт один проект. Тогда рассчитывается размер оплаты за эту нагрузку. Если один SMM-щик готов одновременно отвечать за 5 проектов, то оплата рассчитывается либо за все 5 проектов, либо за каждый в отдельности. При этом руководитель самостоятельно решает, сколько он готов платить.
В этом случае имеет значение степень погруженности сотрудника в каждый проект. Допустим, он ведёт только один проект и посвящает ему всё свое время и силы. Это отражается на качестве результатов работы, и за такой проект логично заплатить больше. Более качественный проект продаётся клиенту по более высокой цене.
Зарплаты на рынке SMM самые разные ― от 5000 до 100 000 рублей в зависимости от цены, по которой агентство-новичок сможет продать услуги. Будьте готовы к тому, что на старте вы вряд ли продадите услуги за 500 000 или даже за 100 000 рублей. Поэтому отталкивайтесь от минимума: минимальные цены в продажах ― минимальные зарплаты сотрудникам.
SMM стал более профессиональным и комплексным. Хороший кейс можно сделать только при чётком разделении ролей, когда каждый специалист делает строго одну задачу, но делает её качественно. Один человек не может одинаково хорошо делать и таргет, и дизайн, и тексты. Поэтому в моём SMM-агентстве один проект ведут минимум три-пять человек:
От характера и комплекса ваших услуг зависит то, какие специалисты нужны агентству. Комплекс работ включает услуги от анализа ЦА и конкурентов до работы с блогерами, конкурсами и прочими активностями. Для этого я нанимаю людей, которые либо прошли обучение на курсах по комплексному SMM, либо имеют в портфолио небольшие реализованные кейсы. Способов найти сотрудников несколько:
На старте вы ― как основатель SMM-агентства ― можете часть работ вести сами. И нанимаете сотрудников по тем задачам, которые готовы делегировать. Но не стоит забывать, что помимо работы «руками» на руководителе лежат еще и управленческие обязанности. Например, я отвечаю за:
С развитием агентства привлекаются новые специалисты в зависимости от новых задач и потребностей. Так, на определённом этапе развития агентства я наняла исполнительного директора и HR-менеджера, чтобы разгрузить себя и сосредоточиться на бизнес-задачах.
Исполнительный директор отвечает за управление командой и мотивацию сотрудников, настройку рабочих процессов и регламентов. Сейчас она мой бизнес-партнёр. HR-менеджер помогает агентству с подбором персонала.
Пройдя путь с нуля до полноценного и стабильного бизнеса, я могу сказать, что основателю или руководителю SMM-агентства важно фокусироваться на развитии управленческих знаний, умении делегировать задачи и доверии к команде.
СММ специалист — кто это, какие у него обязанности и сколько он зарабатывает?
СММ специалист кто это и как им стать? В этой статье собрана актуальная информация по профессии СММ специалист. Рассмотрим, что должен уметь специалист, сколько можно на этом зарабатывать (спойлер от 70.000 рублей) и где найти горячие вакансии удаленно или в офис. Из статьи вы узнаете, какие навыки нужно освоить, чтобы стать высокооплачиваемым сммщиком.
Содержание записи:
СММ специалист — кто это
Резюме СММ специалиста
Давайте сначала разберем что такое SMM, а потом уже, кто такой SMM специалист.
Social Media Marketing (Маркетинг в социальных сетях) — это комплекс действий нацеленный на взаимодействие с людьми, через социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, YouTube, FaceBook и т.д.). СММ помогает донести информацию о товаре или услуге до потенциальных клиентов с помощью рекламы, вовлекающего контента и прямого общения с аудиторией.
СММ специалист — это человек, который занимается развитием аккаунта работодателя в социальных сетях (в одной или в нескольких сразу) и отвечает за привлечение подписчиков, за общение с ними и формирование у них положительных ассоциаций с брендом.
Грубо говоря задача сммщик ненавязчиво направить подписчиков на выполнение необходимого для работодателя целевого действия (купить продукт, проголосовать за кандидата, перейти на сайт и т.д. Задач, которые можно решить с помощью СММ много).
Список обязанностей СММ специалиста:
Задачи СММ специалиста могут быть разные в зависимости от требований работодателя. Чтобы было понятно, давайте разберем список требований, который выдвигают работодатели, а потом разберем реальные обязанности СММ маркетолога. Как ни странно у нас получится два разных списка.
Список обязанностей по версии работодателя:
Сначала рассмотрим, какие требования предъявляют работодатели. Ниже я выписал список пунктов, взятый с 25 разных вакансий. Сразу скажу, чтобы вы не пугались, не все эти пункты должен выполнять СММ специалист:
Вас уже напугал весь это список обязанностей? Не переживайте, работодатели сами не знают, что именно должен делать СММ специалист и пытаются впихнуть 3 разные профессии в одну. Давайте разберем конкретно, что именно должен делать СММ менеджер, а что нет.
Реальный список обязанностей SMM-щика:
Реальные обязанности СММ специалиста
Привет. Я тут записал небольшой курс про то, как я создаю свои проекты с нуля, продвигаю их и зарабатываю. Будешь участвовать?
Чтобы было легче понять список обязанностей СММ-маркетолога, давайте разделим их на 5 логических групп: планирование, работа с контентом, привлечение подписчиков, взаимодействие с подписчиками и аналитика.
Группа обязанностей 1: Планирование
В первую очередь СММ специалист должен уметь выстраивать правильную стратегию взаимодействия с подписчиками. В этой стратегии должно быть четко отображено, какие именно действия нужно сделать, чтобы подписчики стали доверять больше, становились лояльнее и начали выполнять необходимое для работодателя целевое действие (к примеру целевое действие это продажа товара или услуги). В эту группу входят следующие пункты:
Пункт 1: Сбор информации:
Задача сммщика собрать все возможные данные про свою целевую аудиторию и провести анализ конкурентов. Маркетолог должен узнать, что волнует аудиторию, чего она боится, в каких местах она находится, какие «крючки» на нее действуют и т.д. Сммщик должен знать, на что давить, чтобы вовлечь пользователей в общение. В этом ему поможет следующий пункт.
Пункт 2. Составление контент плана:
Контент план — это календарь публикации постов. Он нужен для того, чтобы не впасть в творческий кризис. В отличие от сайта, в соц. сетях нужно размещать контент каждый день, причем по несколько раз и контент план поможет вам в этом. В плане отображены темы постов, дата и время публикации и полученный результат от этого (лайки, расшаривания, комментарии).
Пример контент плана для соц. сетей
Группа обязанностей 2: Работа с контентом
Пункт 1. Умение писать хороший текст:
Контент в соц. сетях — это в большинстве своем текст. Умение написать вовлекающий аудиторию в диалог текст, это главный и самый необходимый навык смм специалиста. При этом никто не запрещает работать в паре с профессиональным копирайтером.
Пункт 2. Поиск или создание фото/видео/аудио дополнений к посту:
Помимо текста, специалист должен подбирать правильные изображения и видео материалы, которые зацепят целевую аудиторию. В создании изображений и видео помогут простые фото, видео редакторы такие как Adobe Photoshop и Sony Vegas (благо бесплатных обучающих материалов по этим программам огромное количество).
Группа обязанностей 3: Привлечение подписчиков
После того, как стратегия продвижения, контент план и сам контент готовы, SMM специалист начинает привлекать целевую аудиторию. Для этого маркетолог должен знать, какие рекламные инструменты предлагает соц. сеть и какие еще способы привлечения подписчиков есть. Разберем основные способы привлечения с которыми работает СММ специалист.
Пункт 1. Таргетированная реклама:
Первый рекламный инструмент с которым сталкивается любой сммщик — это таргетированная реклама.
Таргетированная реклама — это точечная реклама по группам пользователей объединенным общими признаками. Например, можно старгетироваться на мужчин, 25-35 лет, которые интересуются авто тематикой или состоят в определенных автомобильных группах. Точно также можно настроить рекламу на любую другую аудиторию выбрав нужные характеристики (пол, возраст, интересы, уровень достатка, образование, группы и т.д.).
Таргет — очень гибкий рекламный инструмент, но к сожалению он позволяет собирать не все аудитории. Дополнительно Smm менеджеры используют сторонние программы/сервисы по парсингу аудиторий, на которых нет возможности настроить рекламу, через стандартный рекламный кабинет (пример сервисов: Церебро Таргет, Таргет Хантер и т.д.). Работодатели, к слову, рассматривают тех кандидатов, которые умеют работать со сторонними парсерами.
Пункт 2. Поиск аккаунтов для размещения рекламы:
Другой способ привлечь подписчиков, это найти аккаунты (группы или паблики) в которых обитает целевая аудитория и выкупить там рекламное место. Это так называемый «посев контента». Задача СММ специалиста с помощью «посевов» привлечь из таких аккаунтов, целевых подписчиков по минимально возможной цене.
Пункт 3. Работа с лидерами мнений и блогерами:
Еще один способ привлечения подписчиков, которым должен владеть СММ специалист — это работа с лидерами мнений и блогерами. У блогеров и лидеров мнений очень лояльная аудитория. Если такой лидер скажет, что ваш сервис очень полезен и он им пользуется, то его подписчики послушаются и вступят в рекламируемую группу, попутно выполняя необходимое целевое действие.
Пункт 4. Взаимные публикации (партнерство):
Примерно то же самое, что и пункт 2, но с оговоркой. СММ специалист ищет аккаунт косвенных конкурентов, которые работают с той же целевой аудиторией и заключает соглашение о взаимном обмене постами. Также он может договариваться о партнерстве и создании общих конкурсов, акций и розыгрышей. Таким образом оба участника обменяются подписчиками и получат условно бесплатный прирост пользователей.
Пункт 5. Привлечение за счет расшариваний:
Это так называемый вирусный эффект. Смм специалист стремится создать такой контент, которым подписчики с радостью будут делиться у себя на стене, показывая тем самым пост своим друзьям и увеличивая охват публикации. К этому способу также относятся конкурсы и акции, в которых могут участвовать подписчики, взамен на репост к себе на страницу.
Пример вирусного контента
Группа обязанностей 4: Взаимодействие с подписчиками
На самом деле взаимодействие с подписчиками, это скорее задача менеджеров по работе с клиентами, но часто эти обязанности выполняют СММ специалисты, поэтому рассмотрим, что именно входит в эту группу.
Пункт 1. Общение с подписчиками:
Оперативные ответы подписчикам в комментариях, обсуждениях, сообщениях сообщества и прочих каналов связи в выбранной социальной сети. Консультирование пользователей касательно стоимости продукта, характеристик, доставки, упаковки, доп. услуг и прочего. При необходимости сммщик может подключать менеджера по продажам.
Пункт 2. Модерация аккаунта:
Модерация — это чистка группы от ненужных комментариев и подписчиков. Сюда попадает удаление спама, мата, излишне агрессивных (не конструктивных) комментариев и комментаторов. Задача СММ специалиста держать площадку работодателя в чистоте, чтобы доверие новых подписчиков не было подорвано большим количеством спама или нецензурщины.
Пункт 3. Отработка негативной реакции:
Сложный, но очень важный момент, это контролировать негативную ситуацию и переводить ее в нужное русло. Рано или поздно возникает негативный отклик на действие работодателя, например кому-нибудь доставили бракованный товар. Недовольный клиент на эмоциях начнет писать в соц. сети, какая фирма плохая. Сммщик должен уметь выслушать и успокоить этого клиента, в идеале решив его проблему или передав ее соответствующему менеджеру.
Группа обязанностей 5: Аналитика
Маркетолог работающий с соц. сетями должен уметь анализировать, как входные данные, так и результаты своей работы. В эту группу попадают следующие пункты:
Пункт 1. Анализ первичных результатов и корректировка контент плана:
После 1-2 недель работы, будут видны первые результаты от выбранной стратегии продвижения. Задача сммщика отследить темы, комментарии, посты и предложения, на которые подписчики лучше реагируют. А затем скорректировать контент план согласно полученным данным, убрав то, что людям не интересно.
Пункт 2. Анализ рекламы и корректировка плана продвижения:
Специалист не может себе позволить один раз настроить рекламу и забыть про нее. Выбор рекламных площадок, тестирование новых идей и аудиторий, это процесс постоянно повторяющийся. Сммщик должен уметь анализировать результаты рекламных кампаний и вносить соответствующие изменения в план продвижения, стараясь найти канал, через который работодатель будет получать дешевых подписчиков в большом количестве.
Пункт 3. Предоставление отчетов:
Работодатель должен понимать, что именно сделал специалист и какой результат от этого получился. Чаще всего SMM менеджер предоставляет работодателю отчет в excel таблице о проделанных работах, потраченном бюджете, результате по дням/неделям и прочей аналитической информации. Задача тут простая — научиться составлять отчеты (пример отчета ниже).
Как стать SMM специалистом с нуля
Есть три способа стать сммщиком это: платные курсы, самостоятельно обучение и стажировка в агентствах с нуля. Платных курсов огромное количество и рекламировать их, я не собираюсь, кто хочет платить за обучение, быстро найдет подходящий курс. Ниже мы рассмотрим вариант с самостоятельным обучением, а затем посмотрим, как искать рекламные агентства в которых можно осваивать СММ с нуля (еще и зарабатывать на этом).
Как стать СММ специалистом бесплатно:
Как стать SMM специалистом
Начните изучать информацию из открытых источников и блогов. Сейчас по теме СММ очень много бесплатных курсов, которые введут вас в тему и позволят начать разбираться в основах. Также начните посещать бесплатные вебинары посвященные СММ профессии.
Чтобы оттачивать практические навыки, заведите свой паблик или блог по интересам — это будет ваше поле для тестирования идей. В дальнейшем ваш блог начнет приносить заказы на СММ продвижение, но об этом пока рано думать.
Можете поискать среди своих друзей, родственников и знакомых тех, кто занимается бизнесом и предложить им свою бесплатную (или за умеренные деньги) помощь. Так вы сможете на реальном примере понять, как работать с заказчиками и возможно у вас получится упаковать свой первый результат в кейс, который в будущем будет приносить новых клиентов. Как минимум сможете набить руку с минимумом стресса.
Книги про основы СММ продвижения:
Есть очень много хороших книг посвященных СММ продвижению. Привожу тут пример книг с Озона, чтобы вы могли почитать отзывы и решить, стоит ли ее читать. Также некоторые книги есть в открытом доступе.
Этих пяти книг вам хватит, чтобы разобрать все основы и понять, как работает СММ сфера. После чего можно будет идти на биржи фриланса и начинать брать недорогие заказы, набираясь опыта и набирая себе портфолио. Это конечно логично, но старайтесь выполнять проекты качественно. Если в вас увидят полезного исполнителя, вас начнут рекомендовать другим заказчикам.
Вакансии в СММ сфере без опыта
У вас нет опыта, но вы сразу хотите идти в бой и пробивать себе путь наверх? Ну, тогда вам повезло, в этой сфере есть множество фирм, которые хотят вырастить своего СММ специалиста. Открывайте любой сайт вакансий и вбивайте в поиск «SMM». Затем ставьте фильтр «без опыта» и выбирайте подходящую фирму. Например на одном только HeadHunter на момент написания статьи красуется 61 вакансия в СММ сфере. Причем оплата специалиста без опыта варьируется от 20 до 60 тысяч рублей.
SMM специалист вакансии без опыта
Также есть множество групп в соц. сетях, в которых владельцы пабликов выкладывают «вакансии» (в большинстве своем хотят бесплатных специалистов). Можете найти такие группы по ключевому слову «администратор групп» или «поиск админов». Но сразу готовьтесь к тому, что платить вам не будут или будут совсем мало. Размещу тут пример одной такой «вакансии», чтобы вы поняли, на что именно рассчитывают владельцы пабликов.
Пример «чудо» вакансии
А сколько можно зарабатывать, если набраться опыта?
Вот это хороший вопрос, максимальную зарплату, которую я смог найти варьируется от 100 до 150 тысяч рублей. Но при этом опыт работы должен быть от трех лет. Тут уже вам решать, насколько сильно вы хотите продвинуться в этой сфере. Просто помните, что денежный потолок у СММ специалиста достаточно высоко.
Подведем итоги
Я думаю у вас отпал вопрос «кто это — СММ специалист». Теперь вы знаете, какие требования предъявляют работодатели и что конкретно вам нужно освоить. Буду честным, в этой сфере большая конкуренция, но действительно хороших специалистов не так много. При этом большинство специалистов предпочитают работать в качестве фрилансеров и вести за раз несколько проектов.
Также не стоит забывать, что многие фирмы заинтересованы в выращивание своих собственных СММ специалистов и это также играет вам на руку. Вы можете быстро набраться опыта в каком-нибудь рекламном агентстве и постоянно повышать свои навыки. Так со временем у вас получится выйти на доход в 100-150 тысяч рублей в месяц и стать известным специалистом в этой сфере. Главное продолжайте учиться и пробовать новое.
На этом все. Если вы дочитали до сюда, оцените статью, мне важно ваше мнение по поводу публикации такого контента. Успехов в обучении.