Что такое rex на bmw i3
«Мой рекорд — 1100 км за 18 рублей». Отзыв на недорогой электромобиль BMW i3 REX
Когда массовые электрокары только начали появляться в продаже, они были либо очень дорогими, как Tesla, либо абсолютно безликими (и тоже дорогими), как Nissan Leaf. Но с момента возрождения сегмента EV прошло уже десятилетие, и сегодня можно подобрать электромобиль практически под любой кошелек. В прошлом году у Сергея из Гродно сломался его Infiniti FX35. Пока машина была в ремонте, на семейном совете было выдвинуто предложение приобрести электрокар. Выбор в итоге пал на BMW i3. На Onlíner еще не было ни одного отзыва на «ай-третий», поэтому мы с радостью пообщались с Сергеем и узнали нюансы покупки и владения данным автомобилем. Продолжаем рубрику «Заряжено»!
Какие еще машины рассматривались?
Что такое REX?
— Учитывая, что в Беларуси сеть зарядных станций хорошо развита только в Минске и областных центрах, мы решили взять BMW i3 REX с маленьким ДВС-генератором. Этот бензиновый моторчик позволяет проехать до 120 км с севшим аккумулятором, поэтому можно не бояться застрять на трассе. Когда я перегонял только что купленную машину из Минска в Гродно, пришлось заправляться по 4—5 литров на каждой заправке, — рассказал Сергей, который считает BMW i3 сугубо городским автомобилем.
На покупку электрокара Сергей с супругой решились в феврале 2020 года. Они обратились в компанию, которая занимается покупкой автомобилей на аукционах в США. Из-за начинавшейся пандемии ажиотаж вокруг машин тогда спал, поэтому гродненская семья без проблем нашла и доставила в Беларусь BMW. Как это часто бывает, «электричку» покупали жене. Но и Сергей периодически ездит по делам не на своем бензиновом автомобиле, а на i3. И даже не исключает вариант покупки второго электрокара в семью.
Данный i3 сошел с конвейера в августе 2015 года. В нижней части кузова расположена батарея емкостью 22 кВт·ч. Сзади вмонтирован крохотный ДВС, такой же, как на мотороллерах BMW. Этот мотор вращает генератор и находится в районе электродвигателя. На объем багажника ДВС не повлиял. Такой «удлинитель хода» официально называется Range Extender. Поклонники BMW чаще используют сокращенное название — REX. В Европе опция Range Extender уже несколько лет недоступна.
А вот в США она — неотъемлемая опция большинства i3. Машина поедет и с пустым бензобаком, но тогда запас хода будет ограничен 22-киловаттной батареей. Если же в баке есть топливо (заливается 95-й бензин), то дополнительный мотор начнет работать автоматически, когда заряд аккумулятора упадет до 7%. Чтобы запустить ДВС принудительно, нужно совершить ряд определенных действий (указаны в инструкции). Однако если тяговая батарея полностью заряжена, бензиновый двигатель не заведется.
Если долго ездить чисто на электроэнергии и не допускать падения заряда до 7%, то ДВС периодически будет включаться самостоятельно — для профилактики. Водитель узнает об этом по сообщению на бортовом компьютере и тарахтению сзади. Само собой, у BMW i3 REX имеется выхлопная система. Труба спрятана сзади и смотрит вниз. Раз в два года в моторе необходимо менять масло (там его три литра) и воздушный фильтр.
Пробег 51 тыс. км
Сейчас на одометре — 62 тыс. км. На «дальняк» электромобиль не гоняли (да и куда тут погоняешь?), но, как видите, машина на месте не стоит.
Что пришлось ремонтировать и сколько это стоило?
Когда забрал машину, запас хода был 14 миль
Когда Сергей забрал автомобиль со склада СВХ в Минске, запас хода составлял 14 миль (чуть более 22 км), что не вселяло уверенности перед поездкой домой. В столице найти зарядную станцию не составило труда, и мужчина зарядил машину на 60%, зная, что по пути в Гродно, под Воложином, есть еще одна зарядная станция. Но там оказалась только быстрая зарядка, а переходника для нее не было. Безвыходная ситуация? Не в случае с BMW i3 REX.
— Здесь весьма кстати оказался этот ДВС-генератор. Я решил, что доеду до Гродно своим ходом, просто останавливаясь каждые 50—60 км на заправках, чтобы мотор всегда работал. Бак у i3 REX всего 9 литров, поэтому далеко не уедешь. Благо АЗС у нас хватает, — рассказал о первой поездке Сергей.
Летом на одной электроэнергии BMW c батареей на 22 кВт·ч может проехать до 140 км. Это по городу, без выездов на трассу. Зимой, при минус 20, запас хода падает до 80 км.
После пригона из Минска машина заправлялась бензином только один раз — два месяца назад. Генератор за год включался раз 10, когда чуть-чуть (до 2—3 км) не хватало доехать до розетки. Сергей обычно планирует поездки и не остается один на один с разряженной батареей.
Исключительно городская машина
— Да, запас хода небольшой, но я считаю, что i3 — это исключительно городской автомобиль. Дом, работа, детский сад, магазин — вот основной маршрут этого BMW. Машина компактная, но места для двоих взрослых хватает. Сзади без труда помещаются дети. Единственное неудобство — это задние боковые двери. Они открываются только тогда, когда открыты передние, поэтому чтобы выпустить ребенка, приходится вылезать самому, — поделился Сергей.
— Когда электромобилем пользуюсь я, стараюсь заряжать его возле «Евроопта». Там бесплатная зарядка, которая, кстати, пользуется большим спросом у жителей Гродно. Когда ты становишься владельцем электрокара, в тебе просыпается азарт. Постоянно хочется сэкономить и установить новый рекорд по затратам на электроэнергию. Мой рекорд — за месяц проехал 1100 км, потратив на это 18 рублей. Все это благодаря тому, что заряжать EV сейчас можно очень дешево, а иногда вообще бесплатно, — похвастался Сергей.
По словам собеседника, при обычной эксплуатации машина вытягивает из семейного бюджета не более 20 рублей в месяц.
Недостатки автомобиля
К недостаткам этого BMW Сергей относит небольшой багажник и отсутствие запасного колеса. Упомянутые выше боковые двери, открывающиеся против хода, тоже скорее относятся к минусам i3. Особенно когда приходится часто развозить детей по «кружкам, бабушкам, дедушкам». Еще не всем понравится «экоотделка» дверных карт и передней части салона, но к этому можно привыкнуть. При маневрировании во дворе обзорности могут мешать передние стойки — приходится чаще наклоняться и крутить головой.
Приключение со вторым ключом
В США при авариях владельцы машин часто забирают свои вещи и оставляют авто страховым компаниям. Буквально на месте ДТП. Поэтому иногда с аукционов приезжают лоты с картошкой фри в бардачке. О втором комплекте ключей бывшие владельцы обычно даже не думают, хватает других забот. Этот BMW тоже приехал в Минск с одним ключом. В таких случаях раздобыть второй комплект почти невозможно, но Сергею это удалось.
Что такое rex на bmw i3
Тест-драйв BMW i3
У меня уже был опыт езды на электрическом BMW i3. Около года назад мне досталась полностью электрическая версия авто. Когда прошла эйфория от динамических качеств, встал вопрос где же заряжаться? Ведь за время съемок батарея разрядилась как-то слишком быстро.
Исследовав с десяток киевских зарядок, я пришел к выводу, что на большинстве из них разъемы для американских авто. Чтобы заправить официально ввезенный электромобиль с европейским разъемом, такой как BMW i3, нужно еще поискать зарядку. Однако они есть, стоит воспользоваться специальным приложением на смартфоне.
Обновленный i3 получил мощную 33-киловаттную батарею, которая обеспечивает запас хода до 300 км. Это значительно больше, чем 190 км, которые были у старого 22-киловаттного аккумулятора. Однако это в идеале.
На фоне отсутствия звуков бензинового мотора начинаешь обращать больше внимания на аэродинамические шумы, которые иногда хотелось бы приглушить. К тому же украинские дороги иногда кажутся слишком неровными для жестковатой подвески. Зато BMW обеспечивает безупречный обзор за счет большой площади стекла.
BMW i3 Range Extender (22 кВт•ч)
BMW i3 Range Extender (22 кВт•ч)
Для длительных поездок вне города с минимальным уровнем выбросов немецкий производитель BMW выпустил в 2014 году электромобиль с увеличенным запасом хода i3 REX (60 Ah), оснастив его 2-цилиндровым 650-кубовым бензиновым двигателем мощностью 34 лошадиных сил, который заряжает батарею емкостью в 22 кВт•ч, увеличивая тем самым запас хода автомобиля со 150–160 км до 300 км, выхлопной трубой под бампером и масляным щупом.
В электромобиле с увеличенный запасом хода BMW i3 REX 2014 присутствуют все элементы дизайна и комплектации полностью электрического хэтчбека i3 того же года выпуска: электродвигатель 125 кВт (170 л.с.) с крутящим моментом в 250 Нм, за счет которого разгон от 0 до 100 км/ч происходит за 7,2 секунд, литий-ионная батарея емкостью 22 кВт•ч, обеспечивающая хорошее распределение веса и динамику движения, небольшой кузов с габаритами 3999Х1775Х1578 из алюминиевого каркаса и углепластиковых вставок. Электрокар отличается 2-х цветной гаммой, распашными дверьми, просторным салоном на четыре места, контрастной отделкой из кожи и пластика, навигационной панелью с 2 дисплеями разных дюймов для контроля состояния автомобиля.
BMW i3 REX работает как электромобиль с удлиненным запасом хода от ДВС, которая не имеет связи с колесами. Бензиновый мотор вращает генератор, который вырабатывает электроэнергию, направляя ее в основной аккумулятор, а уже оттуда электричество идет к электромотору, который и вращает колеса. Схема работы гибрида выглядит так:
ДВС → генератор → АКБ → электромотор
Система BMW i3 REX учитывает нагрузку на аккумулятор при разной манере езды: при низкой скорости, когда затраты электроэнергии небольшие — ДВС работает на меньших оборотах, при высокой скорости с большим потреблением энергии — на более высоких оборотах, при остановках на светофоре — ДВС отключается. ДВС-генератор установлен рядом с электромотором в правой задней части автомобиля.
На навигационной панели кроме основной шкалы запаса энергии в АКБ показывается шкала запаса хода на топливе и ДВС-генераторе. Система на панели позволяет выбрать режим питания — принудительно включить режим поддержания заряда АКБ или же позволить ДВС-генератору включается автоматически при падении заряда АКБ до уровня 6%.
Показатели запаса хода меняются в зависимости от стиля езды и погодных условий: зимой автомобиль проезжает 100-110 км, летом — 160-170 км. Топливный бак вмещает 9 литров бензина, которого хватит более чем на 100 км.
Экономим по-богатому или знакомство с BMW i3
Если кто-то где-то заспойлерил фильм или целый сезон сериала, то смотреть его будет уже не так интересно. То же самое с тест-драйвом «нестандартных» автомобилей — если заранее посмотреть подробный обзор на YouTube и изучить все характеристики, то wow-эффект будет не таким, каким бы мог быть. Именно поэтому я решил ничего не смотреть и не читать перед знакомством с BMW i3. И не пожалел. А вот вам испорчу всю малину — добро пожаловать под кат.
Считается, что первое впечатление о человеке складывается всего за 10-20 секунд после знакомства, а степень привлекательности и отношение к нему формируется за 2-4 минуты. С автомобилями чуть сложнее — несколько минут можно залипать на один только экстерьер и всё равно в итоге не понять, нравится он или нет. А ведь впечатление создают ещё интерьер и эксплуатация, отношение окружающих и многое другое — даже для первого впечатления 5 минут будет маловато. Мало и проехаться с менеджером вокруг автосалона. У меня же BMW i3 оказался на несколько дней и за это время подарил немало эмоций, которые мне оказалось сложновато описать. В моей голове они рисовались в виде графика, который я почему-то называл синусоидой, хотя к третьему дню она у меня вышла на стабильную прямую 🙂 Без претензий на точные науки, постараюсь объяснить, что это были за колебания — сперва немного эмоций, а потом ТТХ и прочее.
Пользуясь случаем
Откуда берутся тест-драйвовые автомобили для журналистов и блогеров? Капуста и аисты тут ни при чём — в большинстве случаев их предоставляет сам автомобильный бренд, у которого под эти цели есть свой небольшой пресс-парк. Обычно в нём только актуальные для данного региона модели.
Автомобиль для теста был предоставлен партнёром компании — каршеринговым сервисом YouDrive, в арсенале которого есть целых семь BMW i3 и о котором я ещё расскажу чуть ниже. А пока — просто благодарность за предоставленную возможность, без которой эта публикация не появилась.
День 1. Первое знакомство
Как и полагается синусоиде, она исходит из 0. В моей истории это был вечер рабочего дня, в конце которого вдруг поступило предложение взять i3 на выходные, для чего нужно было просто выбрать на карте приложения YouDrive наиболее удобный вариант и «забронировать» его (чтобы другие пользователи сервиса не могли «угнать» автомобиль). Стоит отметить, что для меня это было первое знакомство с каршеринговыми сервисами — как-то руки не доходили, так как большую часть времени езжу на своём авто, такси или общественном транспорте. BMW i3 в YouDrive доступна начиная с пятого уровня, поэтому чтобы всё получилось, мне был предоставлен тестовый системный аккаунт.
Автомобиль находился не очень далеко от работы и был на 100% заряжен. Подхожу к автомобилю, в приложении жму «Открыть двери» — они открываются не сразу, так как сначала надо пройти формальную процедуру проверки автомобиля. А именно, провести осмотр на предмет физических повреждений — если они есть до открытия дверей, значит они на совести предыдущего водителя; после открытия — на вашей. В случае с i3 вылезает дополнительный попап: «Проверьте наличие зарядного кабеля в багажнике». Открываю багажник, вижу провод и жму «Далее». Водительская дверь открывается — синусоида впечатлений вся в предвкушении, хотя пока ещё не совсем понимает, куда ей двигаться дальше.
Закидывая рюкзак на пассажирское место, я невольно пробежался взглядом по центральной консоли… и в этот момент мне было сложно поверить, что я оказался в автомобиле марки BMW. Кроме логотипа на руле и «шайбы» iDrive ничего не говорило о том, что это серийный автомобиль, а не какой-то концепт-кар, над интерьером которого только начали работать.
Непривычным оказалось вообще всё. Габариты снаружи, кубометр свободного пространства внутри — огромное лобовое стекло, начинающееся чуть ли не в метре от глаз. Двухспицевый руль. Отсутствие циферблатов приборов там, где их ожидаешь увидеть. Отсутствие селектора передач на привычном месте — вместо него пустое пространство. Какое-то невероятное и на первый взгляд нелогичное исполнение «торпеды». Материалы приборной панели, дверей и сидений.
Было темно и не всё можно было разглядеть, но уже тогда уровень эмоций привстал — наконец-то встретилось что-то новое и нестандартное, что можно поизучать, посравнивать итд. Это как переход с iOS 6 на iOS7 — телефон и приложения остались прежними, но вот дизайн поменялся полностью. И нужно время, чтобы понять, нравятся такие изменения или нет.
Настраиваю сиденье (а у i3 есть только механическая регулировка, что также немного удивило на фоне многочисленных электрических регулировок во всём модельном ряду BMW) и зеркала, жму кнопку «START».
Наконец-то загорается приборная панель и можно начать привыкать к разнообразию показаний приборов… которое тут отсутствует. Из доступного — небольшой плоский дисплейчик за рулём, на котором ни тахометров, ни каких-либо намёков на аналоговые стрелки — лишь цифровой спидометр, прогресс-бар заряда автомобиля и прочие «хлебные крошки». 100% заряда, ура, сейчас будет пати! Синусоида готова открывать шампанское.
Селектор работы силового агрегата находится справа за рулём, на рулевой колонке — массивный рычаг, как на КамАЗе )
Нужно время, чтобы привыкнуть к нему (первое время хочется переключать скорости справа от сиденья) и к тому, что у регулятора работы дворников появился сосед.
Переключаюсь в режим R, чтобы развернуться — загорается экран с изображением камеры заднего вида (не такое навороченное, как в новых BMW, но лучше, чем никакого). Останавливаюсь, включаю поворотник, переключаю на Drive иии… испытываю те самые ощущения, которых на автомобилях с ДВС попросту не бывает. Отсутствие шума двигателя и невероятная тяга с первых мгновений нажатия на педаль акселератора… Это как играть в NFS без звука: автомобиль просто рррраз и поехал, в полной тишине. Непривычно, но очень круто. Нет, я ездил на гибридных авто и они тоже были беззвучными, тоже ускорялись, но там всегда было ощущение, что электродвигатель был навязанным бонусом к двигателю ДВС, чтобы было комфортней и экономичней толкаться в пробках. А как только загорался зелёный свет светофора, «главный герой» под капотом нарушал тишину и умножал всю экономию на 0.
В тот вечер был снегопад, поэтому сильно не гнал. Но всё равно ехал чуть быстрее потока, в удобном для себя режиме. На одном из светофоров подключил телефон, включил музыку, посмотрел на запас хода — хм, проехал около 30 км и уже почти доехал до дома, а там вроде и не особо убыло. Возможно даже на все выходные хватит. Синусоида не просто зашкаливает, а прям хлопает в ладоши — не терпится кого-нибудь покатать, чтобы кто-то ещё испытал эти необычные эмоции.
Приехал домой, охранник в гараже не узнаёт по номеру автомобиля и выходит посмотреть, что за зверь. Паркуюсь, собираюсь поставить заряжаться на ночь, достаю провод из багажника… и с удивлением замечаю, что он не для зарядки от 220.
К такому я был не готов — на утро хотелось покататься и пофотографировать автомобиль, а вместо этого пришлось изучать карту зарядных станций (живу в Подмосковье и ближайшая ко мне была примерно в 15 км) и перепланировать следующий день, чтобы как-то заложить в него внеплановую зарядку. И перспектива «потратить полдня на зарядку» не очень воодушевляла.
Пришёл озадаченный домой, читаю официальную документацию — пишут, что провод для зарядки от 220 должен быть в комплекте. Да и 740Le xDrive я до этого заряжал от розетки — неужели BMW решили наплодить кучу переходников, как Apple с миниджеком? С мыслью, что утром всё же обнаружу нужный провод под капотом, лёг спать. В приложении YouDrive накапала пара тысяч, тучи сгустиились. Начало попахивать разочарованием, синусоида поползла вниз.
День 2
На утро первым удивлением стало то, что у автомобиля внутри нет кнопки для открытия капота. По крайней мере на привычных местах я её не нашёл. Беглое изучение инструкции в автомобиле (а у BMW на этот случай есть совершенно шикарная иллюстрированная инструкция прямо на главном экране) сообщило о том, что кнопка должна быть на ключе. Но ключа у меня нет, ведь автомобиль каршеринговый и открывается с телефона. Смекалка подсказала залезть под пластиковую заглушку в районе педального узла, под которой ожидаемо оказался нужный мне тросик — дёрнул за него и сим-сим открылся. Но искомых сокровищ под капотом не оказалось — вместо провода там была то ли аптечка, то ли ремкомплект для колеса, аварийный знак и бутылка омывайки.
Примерно так я себе всё и представлял
Понимаю, что тест-драйв опасносте. Нет, покататься-то я успею, но хотелось бы и фоток красивых наделать. А для этого сначала надо помыть машину, иначе нет смысла даже снимать крышечку с объектива. Зима, темнеет рано — зарядиться бы не успел, поэтому принял решение пофоткать разряженный i3 у себя в городе, а в понедельник поехать в Москву на эвакуаторе. С горя залил всю омывайку, чтобы бутылка не каталась под капотом.
Попутно решил позвонить в YouDrive — там сообщили, что «да, проводок на 220 идёт в комплекте, но его убирают из автомобиля, так как каршеринговые BMW i3 в Москве могут ездить только в пределах зелёной зоны (которая не доходит даже до МКАДа) и там свободных розеток 220 на улице не так-то много». Так что мой недокументированный выезд из зелёной зоны стал своего рода ловушкой для меня. Однако стоит отдать должное — через несколько часов в моё дремучее подмосковье приехал сотрудник YouDrive и положил проводок на 220 в багажник. Он прям так и сказал по телефону: «Алексей, я вам привёз провод и положил его в багажник». Тут синусоида немного содрогнулась — не очень комфортно от мысли, что кто-то может приехать и получить доступ к автомобилю, который вроде как пока «мой». Но потом вспомнил, что приезжал не курьер, а именно сотрудник компании с админскими правами, которыми вряд ли кто-то злоупотребляет. Более того, позже мне сказали, что такой сервисный доступ используется сотрудниками для того, чтобы поставить автомобиль на ближайшую зарядку, если вдруг водитель бросил его в разряженном состоянии — обычно это делают ночью, чтобы к утру все i3 в городе были заряжены. Вот бы мне так кто-то ночью смартфон ставил на зарядку.
Синусоида снова пошла вверх — на остатки заряда покатал друзей, в поисках красивых кадров даже успел застрять на границе нарушения, еле выдернули.
Вечером ставлю телефон автомобиль на зарядку, запоминаю показания счётчиков, чтобы утром…
День 3
В общем, утром синусоида пробила дно: я с удивлением обнаружил, что показания счётчика почти не изменилось, а ещё через секунду я понял, что у меня в гараже стоит почти полностью разряженный автомобиль, у которого заряда хватит как раз вскарабкаться на эвакуатор. Оказывается, я забыл нажать кнопку (в 740Le такого не было) на зарядном адаптере — инструкции ж надо читать только когда что-то сломалось, а пока ещё ничего не cломалось. Ну или не работает адаптер/провод/розетка, но это не точно. Пронеслась мысль: «сэкономил на бензине для себя — потратился на бензин для эвакуатора».
Интересный факт: свой первый полностью электрический автомобиль компания BMW выпустила в 1972 году — когда Элон Маск ещё только-только родился. В честь олимпийских игр в Мюнхене компания выпустила два экземпляра BMW 1602-e, которые предназначались для перевозки членов оргкомитета игр; также автомобили были оборудованы камерами для съёмки забегов спортсменов на длинных дистанциях. Сейчас один из автомобилей находится в музее, судьба второго неизвестна. Технические характеристики BMW 1602-e: |
⬝ Мощность электромотора — 32 кВт (43 л.с.)
⬝ Ёмкость аккумуляторов — 12 кВт*ч
⬝ Разгон до 50 км/ч — 8 с
⬝ Максимальная скорость — 100 км/ч
⬝ Запас хода — 30-60 км
Электромотор (Bosch) питался от двенадцати обычных (12 В) свинцово-кислотных аккумуляторов (Varta) весом в 350 кг (примерно треть всей массы автомобиля). Конструкция подразумевала быструю замену разряженных батарей на комплект заряженных.
Уже тогда был обогрев стёкл (в том числе водительского)
Интерьер 🙂
А на приборной панели тем временем к запасу хода добавилось
150 км. И тут синусоида прям зааплодировала стоя, попёрла вверх, на ней прям цветы почти начали распускаться. А всё потому, что мозг сложил 150 км (на бензине) и
150 км (от аккумулятора) и получилось 300+ км — максимальный запас хода, который можно получить, потратив всего 350 рублей. Для понимания, такой же запас хода на моём двухлитровом цивике, но там полный бак обходится в 2000 рублей.
Я поехал в диаметрально противоположный подмосковный город, в Зеленоград — на бензине туда-обратно, не испытывая какого-либо дискомфорта. Динамика неплохая, разве что автомобиль стал слегка «шумным» — за счёт работы бензинового двигателя в багажнике, звук которого больше напоминал приглушённый звук компрессора от краскопульта.
Вечером я поставил автомобиль на зарядку и проверил, чтобы он заряжался.
Два люка — не глюки )
На утро счётчик намотал +30 кВт (в ночном тарифе это 1.26 ₽/кВт•ч, в дневном
4 ₽), то есть полный заряд стоит 38 ₽ в ночное время и где-то 120 — днём (это если заряжаться от своей розетки). Более того — зарядные станции МОЭСК и Мосэнерго полностью бесплатные (хотя халява рано или поздно закончится). На частных заправках (типа EMI) стоимость около 10 ₽ за кВт•ч — это дороже, чем дома, но и заряжается автомобиль 4-5 часов вместо 10 (от 220 В). А на Садовнической улице в центре есть заправка (50 кВт), которая и вовсе заряжает автомобиль примерно за час. Час зарядки и запас хода в 300+ км — это ли не чудо? )
Время зарядки
Автомобили с опциями «Быстрая зарядка постоянным током» (4U7) и «Быстрая зарядка переменным током» (4U6) поддерживают различные возможности для зарядки.
Самый простой, но долгий способ — от бытовой розетки через стандартный кабель из базовой комплектации, время зарядки будет около 10 часов.
Можно использовать оригинальное зарядное устройство — BMW Wallbox Pure (мощность — 3,7 кВт, 1 фаза, 230 В, 16 А), с которым время зарядки с 0% до 80% составит 7,5 часов. Либо BMW Wallbox Pro (7,4 кВт, 1 фаза, 230 В, 32 А) — с ним зарядка пройдёт за 3,5 часа. При быстрой зарядке переменным током до 11 кВт, время зарядки до 80% составит менее 4 часов.
Ещё есть BMW i Wallbox — самая новая зарядная станция с кучей дополнительных фишек, включая встроенный Wi-Fi и управление со смартфона, ведение журнала, возможность подключения солнечных панелей, организации доступа через RFID-карты и т.д.
Самый быстрый способ зарядки — постоянным током (Mode 4, максимальная мощность до 100 кВт, однако, практически используются зарядки с мощностью до 50 кВт; с 0% до 80% — менее 40 минут). Они бывают двух тимов: CHAdeMO и CSS, в BMW i3 используется CCS.
Начал считать. Если в год я проезжаю в среднем 20000 км, а запаса хода моего автомобиля составляет в среднем 350 км, то за год я заправляюсь примерно 57 раз, каждый раз на 2000 ₽ — итого 114000 ₽ в год уходит только на бензин. Если бы у меня был i3 и я ездил только на электричестве, заряжаясь по ночам в гараже, то тот же самый пробег мне обошёлся бы в: 20000 / 150 (примерный реальный запас хода у меня) = 133 зарядки. 133 зарядки * 38 ₽ = 5054 ₽. Так, всё, убираю калькулятор, чтобы не расстраиваться.
Всего за пару дней у меня появилось понимание аппетитов BMW i3 и они меня приятно удивили. Синусоида вопреки всем правилам поведения приличной синусоиды вылезла чуть выше единицы и выпрямилась параллельно оси X. Я кайфанул от i3 и даже немного расстроился, что у BMW нет программы замены битых цивиков на i3 🙂
На следующее утро я беззвучно поехал на работу — в трёх минутах ходьбы от нашего офиса находится здание МОЭСК с бесплатной «заправкой», где я и закончил аренду автомобиля.
Без эмоций
Выше я поделился эмоциями, которые испытывал в течение нескольких дней теста и надеюсь, что мой настрой вам передался. Но допускаю, что не всем это было интересно и хотелось бы почитать что-то помимо эмоций.
Подобная история есть в портфолио многих брендов, но во многих случаях это выглядит лишь как формальное заигрывание с «зелёными», в то время как у компании BMW давно была глобальная идея сделать максимально экологичный и экономичный автомобиль. И, похоже, одним из первых результатов инженерных трудов как раз стал BMW i3 — спроектированный с нуля, не побоюсь этого слова, инновационный электромобиль.
Если уж начали за экологию, то просто несколько сухих фактов:
BMW i3 имеет модульную рамную конструкцию из алюминия, в основании которой расположен аккумуляторный отсек. Сверху крепится карбоновый кузов — сверхлёгкий (поднять его можно вдвоём), прочный (даже в сравнении со сталью) и коррозионностойкий.
Не могу поделиться информацией о том, как автомобиль ведёт себя в морозы — не удалось застать ощутимых минусовых температур, поэтому каких-либо нареканий не было. Зато есть большой плюс, который заключается в том, что климатическая система также запитана от аккумулятора и начинает греть сразу, как только её включаешь — не надо ждать, пока автомобиль прогреется.
Забавно, что шаг регулировки температуры сделали в 1 градус, а не привычные 0.5
А ещё всем официальным владельцам BMW i3 предоставляется услуга помощи в дороге — часть системы Connected Drive, о которой поговорим в следующей публикации.
Под капотом
Под капотом находится небольшой отсек для хранения вещей — всё самое интересное находится сзади.
BMW i3 выпускается в двух модификациях — продаваемая в России i3, а также i3S, которой легендарных ям увидеть пока не суждено. Опыт подсказывает, что буква «S» в названии намекает на некую «заряженность» (в контексте автомобилей это звучит немного двояко) и спортивный характер автомобиля (например, как у родственных мини-куперов), но нет — в данном случае модификации имеют одинаковое «железо» электромотора, практически идентичную начинку и совсем немного различий. Мощность штатного синхронного электродвигателя составляет 170 л.с. (250 Н•м), время разгона до сотни — 7.3 с. Мощность i3S-версии чуть выше — 184 л.с. (270 Н•м) и 6.9 с до сотни. Когда я был маленьким, мы прислонялись на улице к водительскому стеклу автомобилей и смотрели на спидометр — крутость тачки определялась максимальным значением. С BMW i3 так не получилось бы из-за отсутствия аналогового спидометра, однако, максимальная скорость на электротяге ограничена планкой в 150 км/ч, до которой автомобиль разгоняется очень шустро. Ну а что, тише едешь — дольше будешь.
В обоих случаях под полом салона установлена тяговая 360-вольтовая батарея весом в 230 кг, состоящая из восьми модулей (по 12 элементов SB LiMotive в каждом). Номинальная ёмкость составляет 94 А•ч, или 33 кВт•ч (эффективность — 11,3 кВт•ч на 100 км). В 2018 году должен появиться аккумулятор на 120 А•ч.
При этом обе модификации могут быть в REx-исполнении, то есть со встроенным (поперечным) бензиновым двигателем, который при подключении генерирует энергию и поддерживает уровень заряда батареи — отсюда и название, Range Extender. REx включается автоматически при разряде батареи до 6,5%, после чего он поддерживает этот уровень заряда (но не заряжает). Опционально его можно подключить вручную, если уровень заряда опустился ниже 75%.
«Павербанк» двухцилиндровый, объёмом 647 см³ и мощностью 38 л.с. (момент 56 Н•м), без привода к колёсам. В комплекте к такому игрушечному моторчику идёт не менее игрушечный бензобак объёмом 9 литров. Однако именно эта опция может сделать i3 пригодным для длительных поездок по нашим бескрайним просторам, добавляя
150 км к запасу хода. Отсюда и разница в запасе хода: у обычного BMW i3 она составляет в среднем 150-200 км, у BMW i3/i3S REx — около 330. А если ехать на круиз-контроле, то в обоих случаях можно выжать ещё больше. Примечательно, что даже при езде на бензине автомобиль показывает запас хода в километрах, а не расход в литрах.
Рекуперация в BMW i3
Многие читатели слышали это слово, но многие мои друзья — нет. Поэтому они удивлялись, когда впервые сталкивались с этим явлением.
Как гласит Википедия, рекупера́ция (от лат. recuperatio — «обратное получение») — возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе.
Рекуперативное торможение (возврат энергии обратно в батарею) в BMW i3 настроено довольно специфично — автомобиль тормозит всегда, когда вы не жмёте педаль акселератора. Видимо, считается, что если вы убрали ногу с педали газа, то собрались тормозить, а раз собрались тормозить — давайте выжимать из этого процесса максимум пользы. Поэтому в BMW i3 не существует «наката» — его можно «имитировать» лёгким поддавливанием педальки, но стоит её отпустить, как сразу загораются стоп-сигналы: замедление может достигать 1,5 м/с². Педаль тормоза есть, но если привыкнуть к рекуперативному торможению, то ей можно практически не пользоваться — так и тормозные колодки прослужат дольше (один комплект может прокататься 60-100 тысяч), и батарея будет заряжаться больше.
Вообще, BMW i3 очень напоминает смартфон ) Тут и «весёлые сменные цветные панельки», и «чехол со встроенным аккумулятором» в лице REx-модуля, но даже с ним иногда надо вставать на зарядку. Однако есть и «программные» сходства: например, смартфон проработает дольше в энергосберегающем режиме, но стоит включить фонарик или запустить ресурсоёмкую игрушку, как тут же заряд аккумулятора начнёт таять на глазах. Примерно так и в BMW i3 — можно долго ездить на круиз-контроле в режиме ECO PRO, но если втопить «на все деньги», то запас хода начнёт резко уменьшаться. Прогресс-бар на приборной панели довольно динамичный и сразу показывает, какой «потребитель» сколько кушает: включение кондея или подогрева сокращает дальность поездки где-то на 15 км, открытие окон или включение радио — на пару километров. Нет, подключение смартфона по проводу ничего не меняет ) При этом дисплей показывает самый пессимистичный расклад — может оказаться так, что вы проедете 10 км, а запас хода не изменится.
Что удивило
— Простор внутри. Есть мнение, что этот автомобиль изначально задумывался для двух человек, которые могли бы иногда складывать задние сиденья и перевозить вейкборды, стиральные машинки и прочий крупногабарит )
Но на деле получилось, что на задних сиденьях этого компакт-класса полноценно умещаются ещё два взрослых человека. Правда, автомобиль уже не перекраивался под них — у них не будет ни стеклоподъёмников, ни отдельного климата (он и спереди-то однозонный), ни прочих бонусов.
Как бы там ни было, места много: лобовое стекло находится довольно далеко и оно ощущается очень большим, прямо на «торпеде» есть большая ниша под всякое барахлишко, потолок высоко, место в ногах есть как спереди, так и сзади. Очень светло и просторно, посадка высокая. А если бы был люк (такая опция есть), то вообще было бы как в аквариуме.
— Экономичность. Когда я увидел в ТТХ запас хода электродвигателя в 200км, я расстроился — мой опыт подсказал, что это не 200, а где-то 140-150 (в реальных условиях и с моей манерой езды), то есть вроде как даже несерьёзно. Однако вряд ли бы такая компаниям как BMW стала выпускать что-то ненужное, ведь там же тоже не дураки работают ) Исследования компании показали, что основная масса людей проезжает в день в среднем 50 км (на работу и обратно), часто меньше — то есть запаса хода в 150-200 км хватит на несколько дней. Во-вторых оказалось, что в версии с бензиновым двигателем запас хода вдвое больше, а это уже меняет дело. Посчитайте сами, в чём хотите — в рублях, в литрах, в киловаттах — везде стоимость километра езды получается в разы дешевле, чем с ДВС. Стоимость сервисных работ также вряд ли будет большой: колодки менять надо очень редко (за счёт рекуперации), коробки нет, масло подливать особо некуда, мойки и шиномонтаж по самому скромному прайсу и тд. Для европейцев — то, что доктор прописал.
— Манёвренность. Несмотря на задний привод, автомобиль на удивление оказался довольно предсказуемым в плане управления. Нет ощущения, что автомобиль опрокинется на дуге поворота — центр тяжести находится в самом внизу, что уменьшает количество кренов и позволяет комфортно чувствовать себя при различных манёврах. Малый радиус разворота, возможность припарковаться даже в маленьких пробелах — то, чем не могут похвастаться пятиметровые автомобили. Масса составляет 1440 кг, ветром не сдувает.
— Динамика. Помните загадку из детства, «что тяжелее — килограмм железа или килограмм пуха?» с разочаровывающим ответом «и там и там килограмм»? Несмотря на то, что в технических характеристиках BMW i3 довольно стандартные цифры в плане разгона, 7 секунд до сотни в нём ощущаются гораздо более драйвовыми, чем 7 секунд на других авто, хотя и там и там 7 секунд. Всё дело в электродвигателе, который «тащит» сразу на всю катушку, в отличие от ДВС с его переключением скоростей и прочими турбоямами. Большинство автомобилей имеют ограничение скорости — обычные автомобили очень неохотно подкрадываются к этому пределу, в то время как BMW i3 легко набирает скорость всё по тем же причинам. И да, этот автомобиль резвее 90% автомобилей в городе на старте со светофоре.
— Экологичность. Может быть я эгоист и, живя в России, не считаю это преимущество ключевым для автомобиля, но если говорить про то, что удивило, то эко-подход в i3 меня удивил.
— Двери. Давненько меня двери не удивляли ) В BMW i3 они открываются как у кареты, нараспашку — за счёт заднепетельных задних дверей. При этом средней стойки нет — её образует стык дверей, причём, не в ущерб безопасности (судя по краш-тестам). Это необычно и опять же добавляет простора (когда двери открыты), правда, не очень удобно — задние двери можно открыть только после открытия передних.
Я пытался найти минусы у данного автомобиля и это было жоско непросто. Единственное, с чем не поспоришь, это цена — в России она составляет 4.360.000 ₽, что в моём понимании дороговато для ситикара, даже если он с крошечным бензиновым двигателем на борту. За эти деньги 9 из 10 опрошенных друзей предпочли бы взять тот же BMW X5 или какой-нибудь седан. Десятым оказался мой брат, который не меряет автомобиль количеством лошадиных сил, объёмом двигателя и размером дисков — ему i3 очень понравился.
В Европе побольше зарядок и много i3, в том числе каршеринговых
Понимают это и другие покупатели, поэтому продажи BMW i3 в России очень скромные. Я могу озвучить их ребусом: когда вы едете на каршеринговом i3, вы управляете 10% всех i3 в России, проданных за 2017 год ) При том, что 70% принадлежат как раз YouDrive. Вот так и получается: в Европе это отличный семейный ситикар (недавно я был в их краях и лично убедился в этом), а у нас он идеально подходит разве что для каршеринга (и вот тут ему по большому счёту просто нет равных).
Изначально я хотел вписать в минусы запас хода, но даже двухдневный опыт владения этим автомобилем поменял моё отношение к этому вопросу. Я посчитал на своём примере и пришёл к выводу, что в течение недели мне вполне хватало бы запаса в 150-200 км, а запаса в 350-400 км мне было бы даже с избытком. Но кому-то и этого мало — диванным дальнобойщикам, которых хлебом не корми, а дай куда-то уехать на 400+ км ) Но как уже выяснилось, проблема вполне решается за счёт бензинового двигателя, с которым можно доехать хоть куда. Если бы мне YouDrive предложили сейчас поехать на i3 куда-нибудь в Питер или Самару, то уже на следующий день я был бы в Питере. Ну или в Самаре соответственно ) Кстати, в некоторых странах (например, в Германии) компания BMW и вовсе готова владельцам i3 бесплатно давать подменный автомобиль, на случай если им нужно съездить в дальнюю поездку.
Ну и последнее, дизайн. Рассуждения о дизайне всегда субъективны, но в целом никто не спорит с утверждением, что внешний вид BMW i3 получился несколько спорным, причём сразу со всех сторон.
— У чувака кровь пошла из носа и он хочет за это тридцатку? Я щас куплю красок на полтинник и наслежу на полную катушку, ещё синий добавлю бесплатно.
Но именно этой своей необычностью данный автомобиль и притягивает к себе внимание, в чём легко убедиться просто сев за руль. На каждом светофоре придётся наблюдать взгляды людей, будь то другие водители или пешеходы. Соседка сказала: «настолько страшненькая, что аж нравится!» 🙂
Впервые BMW i3 я увидел в 2012 году на Московском автосалоне — тогда она была концептом со стеклянными дверками. Как видно, серийная модель не сильно отличается от концепта, что случается довольно редко.
Лично я не могу назвать дизайн плохим — он интересный и необычный, а из-за редких встреч на дорогах просто кажется «инородным», по крайней мере в модельном ряду BMW. Как фанат марки я воспринимаю данный авто скорее как экспериментальный экспонат из обозримого будущего, в котором компания постаралась сделать необычным всё — дизайн, интерьер, управление, характеристики и всё остальное. Потому что цена ошибки внедрения подобных экспериментов на тот же X5 могла бы быть слишком высокой. И вот с этого ракурса эксперимент с BMW i3 мне кажется весьма удачным.
Сколько стоит покататься на BMW i3?
В первый же день теста меня остановил инспектор и у нас получился смешной разговор. Он посмотрел документы, сверил данные в моём ВУ с данными в приложении каршеринга. Вместо ФИО в приложении было написано «Тест-драйв» — пришлось объяснять, что это не угон, а тест-драйв. Начал расспрашивать для какого издания пишу, про автомобиль и в конце спросил, «сколько стоит покататься». Ответил, что он уже меня отвлёк рублей на 50 🙂
BMW i3 является самым дорогим в YouDrive и стоимость его аренды составляет 17 рублей за минуту (но не более 12000 в сутки). Дорого это или нет? Это в среднем вдвое дороже минуты аренды других машинок, а если сравнивать поминутную тарификацию с такси, то примерно во столько же обходятся автомобили класса «комфорт». При этом эта цена получается всё равно ниже, чем у каршеринг-сервисов в Европе.
Трёхкратное «Спасибо» компании YouDrive: за предоставленный автомобиль, за привезённый зарядник и за погружение в каршеринг-тему — увидел в ней весомые плюсы и буду иногда пользоваться. Отдельное спасибо, что не списали накопленные за время теста бонусные баллы, благодаря которым BMW i3 стала доступна в любое время — обязательно ещё повторю. Просто хотя бы для того, чтобы покатать друзей и рассказать, что это за зверь 🙂
Итого
Загибайте пальцы: маленькая, тихая, быстрая, маневренная, технологичная, безопасная, необычная, экономичная, экологичная, «породистая». На этом мои пальцы закончились, хотя какие-то эпитеты ещё можно было бы подобрать. Но вместо этого просто запомню данный автомобиль как идеальный ситикар, на котором в некоторых странах люди уже вовсю гоняют.
В виде «вишенки на торте» предлагаю вашему вниманию 1.5-часовой видеоролик, в котором показаны все этапы создания BMW i3 на фабрике в Лейпциге. Перейдите по ссылке и посмотрите хотя бы на 2x-скорости или просто добавьте в избранное, чтобы посмотреть на досуге. В комментариях пишут «A fine piece of german engineering», но по-моему это прям отличное гик-порно: