Чем отличается матадор и тореадор
Бой быков
Какое отношение коррида имеет к коридору? Правда ли, что пикадор – это кетчуп? Чем тореадор отличается от матадора? Могут ли дамы быть кавалерами? Сегодня ликбез даёт уроки испанского.
Вопреки распространённому мнению, «коррида» означает вовсе не бой быков, а просто бег. Испанское слово corrida переводится как «бег, быстрое движение», а выражение corrida de toros – бег быков.
Коридор хотя и пишется не со сдвоенной буквой «р», всё-таки имеет непосредственное отношение к корриде, поскольку они оба происходят от одного глагола correre – бежать, от латинского currere. Ну, а собственно бой быков в Испании называется lidia, и вероятно, что именно созвучие этого слова с нежным женским именем позволило ему уступить своё значение в нашем языке более агрессивно звучащему «коррида».
Люди, участвующие в корриде, называются тореро, или тореадорами (не тореодорами!) – от испанского torear – сражаться с быками, от латинского taurus – бык. Главная персона среди тореадоров – матадор (от испанского matar – убивать), он играет ключевую роль в зрелище и именно он убивает быка. Случается, правда, что всё происходит наоборот. Пикадор (от испанского picar – уколоть, проколоть) – конный всадник, тореро, раздражающий быка уколами пики.
Ну, а кто такие кабальеро? Испанское слово caballero происходит от латинского caballarius – наездник, конюх, в испанском языке у слова «кабальеро» несколько значений – всадник, рыцарь, дворянин. От того же латинского слова произошло более родное нам «кавалер» – мужчина, занимающий, развлекающий даму в обществе. Однако, учитывая то, что исконное значение «кавалера» – всадник, то им запросто может оказаться и любая любительница верховой езды, разве что называть её по правилам грамматики испанского языка следует «кабальера». (И всё же лучше так не делать, потому что caballera по-испански значит «удочка для скумбрии»).
Восславить тореро
Художник и профессиональный фотограф Оксана Шапиро, по собственному признанию, всегда возвращалась из поездок по Европе со спокойным сердцем. Разбудили его испанские страсти — рыцари света, бесстрашно выходящие на арену, чтобы сыграть в непредсказуемой драматической постановке, которую мы знаем под названием «коррида».
Публикации фотографий в зарубежных и отечественных журналах и тематических статей на интернет-порталах, лекции, проект «Рыцари света», подготовка фотоальбома о матадорах, поездки в уже родную Испанию — кто мог знать, что все это вырастет из знакомства с «чем-то типичным» для этой страны?
О том, как тавромахия покорила русскую душу в нашем интервью.
— Так все-таки, матадор, тореадор или тореро? Тавромахия или коррида? Для ценителя, наверное, есть разница?
— Безусловно, разница есть, и она весьма велика. Начать, думаю, стоит с того, что слово «тореадор» никогда не используется в самой Испании и в испаноязычных странах. Всех, кто выходит на песок торировать с быком, называют — тореро. Матадор же более узкое понятие — это тореро, вступающий в бой с быком и убивающий его. Чтобы стать матадором необходимо пройти особую процедуру посвящения, которую торжественно проводят старшие коллеги. Понятие тавромахии включает в себя все «игры» и всю «борьбу» с быком, все разновидности этого действа, распространенные на иберийском полуострове, во Франции и в латинской Америке. Бег от быков, прыжки через быка, конная и пешая коррида — все это тавромахия. Коррида — привычное для нас слово, под которым мы подразумеваем чаще всего бой пешего матадора и быка, заканчивающийся, как правило, смертью быка. В Испании также это действо может называться «коррида», но в разговорной речи часто можно услышать «лос торос» — быки. Выражение «лос торос», как собирательное понятие, часто подразумевает саму корриду.
— Кто чаще страдает в боях — быки или тореро? Часто ли побеждает бык?
Многие получают несколько травм в течение сезона, причем это не обязательно ранения рогом, некоторые травмируются от падений или нагрузок. Каждый тореро соглашается с тем, что ранения, больницы и шрамы — неотъемлемая часть профессии. На последней серии коррид, которую мы посетили в марте, было одно серьезное ранение, одно легкое и несколько случаев попаданий на рога, которые чудом не закончились травмами.
— На скольких боях вы побывали? Что особенного, помимо зрелища, нашли для себя в корриде?
— Мы ездим на корриду совместно с моей подругой и коллегой, вместе с которой занимаемся проектом «Рыцари света». Количество увиденных в живую боев назвать сложно — мы перестали вести подсчет после нескольких десятков. Пожалуй, сейчас личное присутствие на корридах приближается к пятидесяти. Для настоящего поклонника, живущего в Испании, это смешная цифра, но для русского человека, приезжающего в Испанию несколько раз в год, — это внушительное число. Боев, увиденных в трансляциях и записях, набралось на порядок больше. Что до второго вопроса — приведу один из тех примеров, который буквально вертится на языке — совсем недавно в другой беседе мы уже обсуждали его. Два года назад в астурийском городе Хихон нам посчастливилось наблюдать корриду «мано-а-мано» (разновидность выступления, когда в течение вечера выступают не три, а два матадора) двух прекрасных и именитых мастеров. Их стиль — это высокая классика корриды, и быки были в тот вечер просто великолепны. Выступление получилось в высшей степени эмоциональным, красивым, напряженным и полным особой элегантности, присущей обоим маэстро. После корриды к нам подошел наш коллега — испанский фотограф, и сказал: «Я наблюдал за вами со стороны весь вечер. Вы наслаждались, как дети!», — и это была чистая правда! Помимо зрелища в корриде присутствует бессчетное количество важных для меня вещей — философия, искусство, самопожертвование, красота, страсть, непредсказуемость, принципы и благородство.
— Почему матадоры называются рыцарями света? Какой урок они могут дать современному мужчине?
— Это название отражает сразу несколько понятий — во-первых, костюм матадора, расшитый золотом и пайетками, сверкает на солнце, рассеивая блики во все стороны. По-испански он так и называется «traje de luces», что означает «костюм света». Во-вторых, мужчины (впрочем, и женщины иногда), надевающие этот костюм, подчиняются определенным правилам поведения — как на площади для боя быков, так и вне ее. Это не значит, что они ведут себя абсолютно безупречно, но каждый матадор, если он хочет заниматься своей профессией, преуспеть, да и вообще остаться в живых, просто не может не соблюдать определенный кодекс поведения. Философия искусства, которым занимаются эти люди, полностью поглощает их, ведь никто не сможет удержаться в подобной профессии, если полностью не отдастся ей.
Рыцарственность поведения заложена в самом акте торирования — человек выступает против смертельной опасности, преодолевая страх, презирая боль, утверждая свою силу духа, исполняя определенные правила, оставаясь честным с самим собой, с публикой и уважая своего партнера и противника — быка. Что касается урока для современного мужчины, то многие матадоры являются «ролевой моделью» для молодого поколения, и уверяю вас, это прекрасная ролевая модель! Матадоры — целеустремленные люди, занимающиеся спортом, все до единого участвующие в благотворительности, любящие животных и природу (больше всего — быков!), успешные, идущие к своей цели, жертвующие ради искусства праздной жизнью, работающие от рассвета и до заката. Безусловно, это качества достойные подражания. Конечно, никто не идеален, бывают матадоры с неприятным характером или мухлюющие в бою. Но искусство корриды так устроено, что всякая фальшь, неискренность или обман тут видны, как на ладони, и в отличие от шоубизнеса не стыдливо прикрываются, а безжалостно изничтожаются. Публика не будет терпеть неуважения к себе, к быку, к профессии.
— С этими боями связан целый культурный пласт, что бы вы посоветовали послушать, почитать и посмотреть о корриде?
— Картины Гойи, Пикассо — это прекрасные и очень разные взгляды на корриду того времени. Хемингуэй писал о корриде важные вещи, которые надо прочесть каждому, кто интересуется вопросом, но все же, на мой взгляд, он привнес в описание корриды и матадоров слишком много американского стиля «не терпящего возражений». Пасодобли — музыка корриды, просто обязательны к прослушиванию для каждого поклонника. Лорка и его пронизанные трагической красотой стихи в переводе Гелескула, даже если не о корриде, все равно отражают дух, витающий на пласе.
— Многие фотолюбители мечтают зарабатывать фотографией, вы — профессионал и, как указываете в некоторых интервью, не хотите делать только коммерческие снимки. Почему?
— Потому что для меня в первую очередь важно творчество, искусство фотографии. Я не могу подчинить любимое дело воле постороннего человека или организации. С матадорами я работаю, как художник. Прошу их участвовать в фотосессиях не потому, что кто-то заказал эти фотографии, а потому что испытываю потребность сделать снимки людей, которые мне интересны, которых уважаю, которые вдохновляют меня. Это не значит, что я не продаю свои работы, но это означает, что у меня нет заказчика, который говорит «добавьте золота и бантик».
— Мечта типичного тревеллера — поехать в далекую страну, снять красивые и уникальные фотографии, написать интересный текст — и получить за это деньги в отечественных журналах и в сети, причем, чтобы хватило оплатить расходы. Это реальная мечта, так все и происходит, или же она далека от жизни? Во что обходится ваш один испанский вояж?
— Все наши испанские вояжи весьма затратны, поскольку подчиняются строгим правилам. К примеру, мы не можем позволить себе приехать в Испанию просто так, в любое время, когда найдем дешевые билеты.
Каждая поездка приурочена к какому-либо событию в мире корриды: к ферии, к определенной корриде определенного матадора, к конкретной фотосессии. Следовательно, нам нужно прилететь в Испанию в определенное число, поэтому выбрать самый дешевый билет «на недельку раньше» часто не имеем возможности. Практически всегда мы перемещаемся по стране самостоятельно. Благодаря корриде мы посетили десятки городов и небольших селений, в которые, будучи простыми туристами, даже не заглянули бы. Грамотная логистика в таких поездках просто необходима. Однако такие жесткие условия всегда влекут за собой траты. К тому же далеко не каждый раз получается аккредитоваться на места для фотографов — в этом случае добавляется необходимость купить билет на первый ряд, самый дорогой из возможных вариантов. К моему большому сожалению, подобные поездки невозможно окупить одной статьей. Скажу больше — я не знаю случаев, чтобы уже готовая, а не заказная статья, с оплаченной заранее командировкой, окупила бы себя, если написана по следам таких вот дальних и многосоставных путешествий. Тема корриды не так уж популярна в России, хотя мы работаем над тем, чтобы у наших соотечественников появился интерес к этому искусству. Поэтому частых публикаций в российской прессе мы и не ждем. Однако публиковать статьи все же удается. И всякий раз это уникальный материал, предоставить подобный пока не может никто, кроме нас. Возможно тревеллеры, занимающиеся другими темами, могут похвастаться легкими публикациями, которые высоко оплачиваются, но, к сожалению, это не наш случай.
— Насколько сложно человеку извне попасть в сообщество тех, кто живет корридой — для интервью, для фотографии? Ваши первые собеседники были очень удивлены, что в России этим кто-то интересуется?
— Попасть в закрытый мир тавромахии вообще дело непростое. Это ничуть не легче, чем попасть за кулисы престижных театров, на съемочные площадки фильмов или на аудиенцию к звезде шоу-бизнеса. Матадоры — те же звезды, что актеры или спортсмены, их популярность в корридных странах иногда даже выше, чем привычная нам звездность певцов или артистов. Тем не менее, существуют свои пути и способы работать в этой среде. За годы работы с испанцами я уяснила для себя одно важное правило — в Испании все точно так же, как и в России, держится на личном отношении. Если человек в вас заинтересован, ему нравится то, что вы делаете, у вас хорошая репутация профессионала — ваши шансы попасть за «закрытые двери» увеличиваются в разы. Многие тореро и корридные менеджеры удивляются, что россиян интересует их коррида. Но мы ни разу не сталкивались с негативом из-за того, что мы иностранцы.
— Кто сопровождает вас в путешествиях, помогает в России и в Испании?
— Как я уже говорила — мои снимки это результат совместного творчества с моей подругой, вместе с которой мы когда-то и загорелись идеей фотографировать матадоров. Я фотограф, но наш проект «Рыцари света» это нечто большее. Придумать фотосессию, разработать идею, найти контакты тореро и способ с ним связаться, спланировать поездку, провести фотосессию — все эти задачи мы решаем совместно с Екатериной. За всеми фотографиями, которые я когда-либо снимала в Испании, стоит наш с ней творческий тандем. И особенно хочу подчеркнуть, что без помощи наших друзей в Испании многие съемки вообще бы не случились, а многие аккредитации не были бы получены. Наша подруга, живущая в Испании, является, как мы шутим, «полудобровольным» нашим помощником. Полу- потому что когда к тебе пристают подружки с просьбой «позвони, попроси, скажи это и то, а если тебе не ответят, перезвони через полчасика» — скорее всего ты не будешь особенно рад, но ты же друг, куда деваться! В общем, шутки шутками, а наша подруга — это наш голос и лицо в Испании, официальный представитель в тот момент, пока мы находимся тут, в России. Также, нам помогает друг, работающий в Испании гидом. Он один из лучших профессионалов в Андалусии, поэтому нам удивительно повезло, что мы можем пользоваться его услугами. Мы работаем с несколькими замечательными гидами-переводчиками, у которых есть свои машины и они соглашаются совершить переезд, скажем, из Малаги в Севилью, затем в Уэльву и после этого обратно в Малагу, или, скажем, из Валенсии в Гвадалахару. И, разумеется, без испанцев, с которыми мы успели подружиться за эти годы — ничего бы не получалось. Журналисты, фотографы, афисьонадо (страстные поклонники корриды), пресс-агенты — нам многие оказывают свою поддержку, за которую мы очень благодарны. Посольство Испании в России также не осталось в стороне от наших нужд. А еще — моя семья, полностью разделившая мою страсть к корриде — тут уж даже обычное теплое слово поддержки способно зажечь и зарядить энергией, чтобы творить дальше.
— Расскажите какой-нибудь любопытный или забавный случай из числа «испанских приключений»?
— Каждую нашу поездку хочется записывать, что называется «от» и «до», потому что мы встречаемся с удивительными людьми, попадаем в интересные или забавные ситуации, видим великолепные места. Однажды мы задумали съемку матадора на живописной железнодорожной станции в горах. Старинное здание вокзала, рельсы, навевающие мысли о дороге, переменах и самопознании. В моем представлении складывалась весьма удачная картинка. Матадору идея тоже понравилась. Фотосессия должна была состояться в марте. В тот мартовский день, когда была назначена съемка, в Мадриде выпал снег. Станцию, которая находилась севернее Мадрида в горной местности, занесло. Перевал, по которому можно было к ней подъехать, перекрыли. А узнали мы об этом в тот момент, когда ехали на электричке к месту встречи. То есть где-то за 20 минут до назначенного времени. Матадор просто позвонил и сказал, что в новостях сообщили, что туда проехать невозможно, пожалуй, стоит отказаться от нашей фотосессии. Но отказаться от этой встречи означало упустить случай, который, скорее всего, уже никогда не повторился бы. Поэтому мы упросили маэстро подождать 5 минут, пока мы решим проблему. И вот, сидя в электричке, мы стали внимательно вглядываться в те железнодорожные станции, мимо которых проезжали. Проехав одну более-менее симпатичную, мы вышли на следующей, вернулись и позвонили ему: «Приезжайте туда-то». Он оказался человеком обязательным и отзывчивым, поэтому согласился.
Во время ожидания мы нашли закрытый привокзальный ресторан, в котором отключили электричество из-за снегопада. Гостеприимный хозяин налил нам бренди, чтобы мы могли немного согреться. В темном пустом зале мы подняли наши бокалы за то, чтобы сессия все же состоялась и была удачной. Через полчаса приехал наш матадор. Съемка прошла в теплой и дружественной обстановке несмотря на то, что у нас у всех зуб на зуб не попадал. В конце мы зашли в приютивший нас ранее ресторан. Хозяин был в легком шоке: «Если бы вы предупредили, кого будете снимать — мы бы подготовились!» После небольшого сеанса съемки в интерьере я спросила замерзшего матадора: «Наверное, ты меня будешь ненавидеть, если заболеешь после этого». Он засмеялся и возразил: «Ну, почему же? Я тебя уже немножко ненавижу!» Расстались мы друзьями.
Матадоры, с которыми мы договаривались, приезжали к нам на съемки сразу после ранений, несмотря на занятость и проблемы, несмотря на плохую погоду или скверное настроение. За это мы особенно им благодарны, нам очень приятно осознавать, что слово настоящего кабальеро де ла лус — дорогого стоит.
Чем отличается матадор и тореадор
Матадор (исп. matador de toros, букв. «тот, кто убивает» ) — в испанском бое быков главный участник, убивающий быка. Матадором называется персонаж пешей корриды, в конной он называется рехонеадором. Матадор, убивающий молодых быков, называется новильеро.
Коррида популярна во многих странах, я недавно узнала, что ее проводят даже во Вьетнаме:
Во Вьетнаме состоялось самое крупное событие года для фермеров местечка До Сон. Это бои быков. Коррида по-вьетнамски — не только красочное, но и хлопотное мероприятие.
(статья в инете за 2007 год)
Бой быков пользуется огромной популярностью на юге Франции. Корриды организуются во многих городах региона, но главные их центры сегодня Арль, где коррида проходит во время Пасхальных праздников, и Ним, собирающий любителей этого зрелища на Троицу.
В «Труде» нашла вопрос, аналогичный вашему, и ответ на него:
В конце представления зрители просят отрезать ухо быка и наградить им тореро в качестве боевого трофея. В некоторых случаях бык настолько великолепен, что зрители просто умоляют оставить ему жизнь.
ещё
Коррида (исп. corrida (de toros)) — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой иберийской породы, обычно завершающееся убийством быка.
История корриды, скорее всего, восходит к бронзовому веку, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным. Подобные церемонии существовали и у других средиземноморских народов Старой Европы, в частности, у древних греков (см. таврокатапсия).
Корридой наслаждались еще древние люди.
Конечно, в доисторическую эпоху это зрелище совсем не было похоже на то, что мы видим сейчас. Бой быков носил чисто ритуальных характер.
На острове Крит археологами были замечены рисунки, на которых изображается один из таких древних боев. Быку противостоят ничем невооруженные акробаты, которые, рискуя собственной жизнью, перескакивают через быка…
Традиция боя быков развивалась в дальнейшем на территории Пиренейского полуострова. Известно, что уже в восьмом веке нашей эры эта «забава» была широко распространена у местного населения.
Новое дыхание и широкое распространение бой быков получил в пятнадцатом веке. Рыцари, участвовавшие в реконкисте, искали новой славы, новых побед. Их взоры обратились на одну из древнейших народных забав – корриду. Именно в бое с быками они могли показать свою отвагу и мужество. В это время коррида становится забавой привилегированного сословия. На бой с быком выходит конный рыцарь – смелый кабальеро.
Через сто лет коррида уже является частью национальной культуры Испании, без боя быков не может пройти ни один грандиозный праздник. Появляется определенная эстетика корриды. Об этом явлении пишут знаменитые писатели, его переносят на свои холсты великие художники. В это же время церковь пытается ввести запрет на это развлечение, однако отмены строгих церковных санкций добивается сам испанский монарх. Для испанского дворянства коррида в то время было явлением, которое лучше всего закаляла характер мужчины.
В семнадцатом веке выделяется каста профессиональных тореро, для которых единственным занятием является бой с быками. Еще через сто лет коррида начинает приобретать тот вид, в котором она дошла до нас. Пеший тореадор, пикадор и бандерильеро. Все – профессионалы, для которых коррида – это образ жизни.
Настоящую славу во всем мире коррида получила в двадцатом веке. Именно тогда по всей планете узнали о ремесле истинных мужчин, каждый день встречающихся лицом к лицу со смертью. Начало и середина двадцатого века стал временем, когда про корриду было написано огромное количество книг, пьес, снято большое количество фильмов. На сегодняшний день ведется много споров по поводу боя быков. Кто-то говорит о чрезмерной жестокости и кровавости данного шоу. Но все же за корридой остается статус ремесла настоящих мужчин.
Кровь пролилась на песок. Кровь быка. Нет, он еще не мертв. То работают пикадоры, то бандерильеро вонзают свои яркие копья. Бык чувствует уколы, он чувствует,как покидает его тело кровь, как вместе с ней уходят силы. Нет, он не отдаст свою жизнь так просто. Этому человеку придется сражаться. Сражаться за право уйти сегодня с арены невредимым…
Коррида – запрещённое искусство
Жарким вечером 25 сентября 2011 года в центре Барселоны возле арены Торро Монументаль гудела толпа. Около древних каменных стен останавливались автобусы с туристами, местные жители спешили занять места на каменных ярусах, активисты борьбы с корридой по уже сложившейся традиции били в металлические крышки в знак протеста. На последнюю корриду собралось более 18 тысяч человек. Не последнюю в сезоне, как обычно, а последнюю в нынешней истории Барселоны…
Искусство тавромахии, т.е. боя с быком – древний вид борьбы, состязания и развлечения не только на Иберийском полуострове. Бои с быком проводились ещё в Древней Греции, они и сейчас популярны на территории Франции, Латинской Америки и даже на Филиппинах. В средние века на территории нынешней Испании бои с быком были частью свадебного ритуала, когда жених вонзал в холку быка дротик с лентами невесты. Слово «коррида» происходит от испанского глагола correr — бежать. Бег от быка в прямом смысле слова — до сих пор ежегодное национальное развлечение в Памплоне.
С 15 в. коррида обретает популярность среди благородных рыцарей. После изгнания мавров на некоторое время наступили спокойные времена. От скуки вояки отправлялись испытывать судьбу на арену. В качестве места для битв использовались городские площади, например, Пласа Майор в Мадриде. Однако площади имели прямоугольную форму, и бык мог забиться в угол, с тех пор строили арены круглой формы. Уже тогда, в Средние века, корриду пытались запретить. Папа Пий V издал специальный эдикт, который, впрочем, был отменен волею короля. К 18 веку коррида распространяется среди низших слоев и опять становится пешей. Бедняки либо не имели лошадей, либо боялись ими рисковать, и «соперник» быка снова спускается на землю.
В современном виде коррида развивается последние лет сто. Пик популярности пришёлся на конец 30-ых — конец Гражданской войны. Вместе с популярностью стал расти и голос протестующих. Несогласные со столь жестоким зрелищем стояли под стенами арены и стучали в металлические предметы перед началом и во время корриды. Шум несогласных слышно даже на арене. Особый грохот стоял, когда по музыке и крикам публики тем, кто снаружи, становилось понятно, что бык убит. Канарские острова запретили корриду ещё в 1991 г. В июле 2010 года парламент Каталонии принял решение о запрете корриды на территории Каталонии с 1 января 2012 года. 25 сентября 2011 года на последнюю корриду на стадионе Монументаль в Барселоне собралось по разным данным от 18 до 20 тысяч зрителей. Впрочем, далее Канар и Каталонии запрет пока не продвинулся, и увидеть бои можно до сих пор в Мадриде, Севилье или Гранаде.
Настоящая коррида – зрелище не для слабонервных, и если туристам предлагают организованные экскурсии на данное представление, то им обычно достаются самые верхние, дальние места. Что имеет смысл, т.к. даже не все бравые мужчины выносят вид корриды.
Место проведения
Арена – это круглый стадион с песчаной ареной и ярусами по типу древнего амфитеатра. Имеет две стороны: Sombre (тень) и Sol (солнце). Сидеть на каменных или бетонных ярусах не очень удобно, поэтому перед представлением на входе раздаются малиновые подушки.
Самая большая арена Plaza Monumental находится в Мехико и вмещает 55 000 зрителей. В дни, когда корриды нет, на аренах проводятся концерты.
В Барселоне две арены: Toros Monumental и Arenas de Barcelona. Последнюю сразу после запрета на корриду перестроили в торговый центр, сохранив исторический фасад, а в Toros Monumental работает музей тавромахии с коллекцией включающую в себя афиши, головы самых яростных и знаменитых быков, виньетки из лент «фирменных» цветов племенных заводов, расшитые шелковые костюмы известных матадоров, пикадоров и конных тореро, тавра для клеймения племенных животных. Также можно увидеть загоны, в которых быки ожидали своего выхода.
Выделяют следующие породы toro bravo: Моруча Кастельяно (Боэсилья), Наваррская, Хихона, Какбрера и Гальярдо, Васкеньо, Вега-Вильяр и Вистаэрмоса. К последней касте относится около 90% всех боевых быков.
Самая знаменитая ганадерия – Миура, где разводят самых агрессивных представителей этой породы. Именно в честь питомцев этой фермы написан пасадобль Los Miuras. Пасадобль может звучать на корриде как в честь матадора, так и в честь его соперника – быка.
Откуда родом бык можно узнать по цветному вымпелу по холке животного и из плаката, который показывают перед выходом быка. Если бык в процессе представления выступает достойно и помилован, то он отправляется обратно на ферму и используется только для разведения, но более никогда не выходит на арену. Если бык отказывается драться, то его могут заменить запасным.
Именно торо браво изображен на знаменитых рекламных плакатах Osborne, расставленных по всей Испании.
Тореадор
Тореро, тореадор, он же матадор (убивающий). Быть тореадором – почётное и опасное занятие. Учиться искусству тавромахии тореадоры начинают с 10 лет, к 18 — выходят на арену, а к 40 — уже завершают свою карьеру. В Испании тореадоры – знаменитости наравне с футболистами, и наследнице аристократического рода вовсе не зазорно выйти замуж за тореро.
За свою карьеру тореро получают около 20 ударов рогом. Один выход знаменитого тореадора стоит от 100 000 евро. За вечер он может заработать и миллион или отдать свою жизнь в бою с противником. Последний печальный случай произошёл в июле этого года, когда в городе Теруэль в схватке с быком погиб 28-летний тореро.
Есть среди тореро и дамы. Грациозность и ловкость – основные козыри женщин перед мужчинами-тореро. Только дамам позволено выбирать быка для схватки самим, а не путем жеребьёвки.
Костюм тореадора
Traje de luces, или костюм огней – официальное название одежды тореро. Костюм всегда ручной работы весит около 6 килограммов и служит владельцу в среднем 4 сезона. Стоимость — около 3000 евро.
Костюм тореадора яркий со множеством золотых и серебряных вышивок. Однако все эти позументы, шнуры и подвески тщательно продуманы и служат дополнительной защитой от ударов в бою. Костюм узкий, все детали облегают корпус во избежание случайной зацепки краем платья за рог быка. Для удобства движения существуют прорези в районе подмышек. Костюм составной, сложный, одеваться приходится не меньше часа, и порой для облачения матадору требуется помощник.
Наведите курсор на изображение ниже — появятся интерактивные ссылки.
Montera — шапочка с ушками из каракуля. В последней части корриды тореадор снимает её перед соперником. В нынешние времена тореро редко носят длинные волосы и необходимость собирать их в сетку в качестве защиты отпала. Но, отдавая дань традиции, каждый тореадор имеет накладную косичку, которую прикрепляют к голове. На этой же косичке держится шапочка. Без косички тореро – не тореро, существует даже такая пословица: cortarse la coleta («обрезать косичку», т.е. уйти на покой, покинуть арену навсегда).
На батистовую рубаху обязательно белого цвета надевается chaleco – твёрдая, стёганная жилетка из специальной негнущейся ткани. Поверх неё одевается chaquetilla — короткий толстый камзол с нашитыми сверху надплечниками и с прорезями под руками. Камзол украшается кисточками из золота и серебра.
На талии тореро носят fajin — широкий многометровый пояс, который также образует своеобразный корсет. На шее — сorbatín — галстук.
Taleguilla — узкие брюки до щиколоток с подтяжками. Внизу брюки завязываются специальными шнурками с подтяжками, на конце которых тоже кисточки – machos. С помощью этих шнурков с кисточками брюки окончательно подгоняются к щиколотке.
Medias — дословно «длинные» шёлковые чулки. Они доходят до колена и всегда розового цвета. Однако под ними есть ещё одни чулки из хлопка и всегда белого цвета.
Zapatillas — тореадорские туфли, второе название «манолетинас» (manoletinas).
Есть еще 4 элемента костюма, которые не одеваются, а выносятся на руках:
Capote de paseo — парадный плащ. Самая красивая, роскошная часть одеяния, в которой тореадор выходит на арену в церемонии открытия корриды.
Capote de brega — основной рабочий плащ, розовый с одной стороны, жёлтый — с другой. Этим плащом дразнят быка. Обычно к быку развернута розовая сторона капоте. Но вопреки распространенному мнению, бык реагирует не на цвет плаща, а на резкие движения им.
Muleta – небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной около 50 см.
Estoque — шпага, которая вместе с мулетой завершают схватку. В Испании говорят — echar un capote — «протянуть плащ», что означает протянуть руку помощи, как это делают помощники тореадора. Случается, что бык опрокидывает тореадора и закалывает рогами. В этот момент помощники начинают размахивать своими капоте, отвлекая внимание быка на себя и спасая жизнь тореадору. Это и обозначает echar un capote — протянуть руку помощи.
Порядок корриды
Афиши корриды всегда содержат стандартную формулировку: «представление состоится такого-то числа, если тому не воспрепятствует погода, с разрешения властей и под их председательством».
Председатель (мэр города или представитель гражданских властей) подаёт сигналы к началу каждой фазы корриды и отдаёт распоряжения о награждении матадора.
В день боя, обычно в полдень, производится sorteo – жеребьёвка: представители матадоров посещают загон арены, где и производится жеребьёвка быков. В шляпу кладут номера быков, и представители тореадоров вынимают бумажку по очереди. После сортео быков разделяют по индивидуальным загонам до вечера. Женщины-тореро имеют право выбрать быка самостоятельно.
Коррида начинается обычно в 5 часов вечера. Начинается действо с парада участников – paseo. Арена, шествие участников под звуки духового оркестра, блистательные костюмы – при первом посещении корриды это даёт ощущение радости, цирка, развлечения. Но только не самим испанцам и не тем, кто отважился пойти на корриду во второй раз.
Коррида делится на 3 части – терция или suerte, т.е. удача. О начале каждой части возвещает звук трубы.
Первая терция
«Терция пик» (tercio de varas). Из загона выпускают быка, которого сначала встречают помощники тореро с плащами. Капоте, большой розово-жёлтый плащ для встречи быка, используют как матадор, так и его подчинённые. Плащ тяжёлый и держится двумя руками. Используется как в артистических приёмах, так и собственно в бою. Бой с капоте особо ценится в Латинской Америке.
Вторая терция
«Терция бандерилий». Целью этой терции является измерение ярости быка, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» быка. Поэтому бандерильи, т.е. короткие украшенные копья, также называют «увеселителями».
Третья терция
Тореадор находится в непосредственной близости от быка и проводит ряд классических пассов, которые выматывают животное. Затем он вонзает шпагу в сердце быка. Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт.
Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты — второе. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы отправить на ферму. Такое развитие событий является позором для тореадора.
Награды
Если бык проявляет особую смелость, публика может попросить председателя сохранить быку жизнь. И тогда животное отправляется на ферму. Даровать прощение, показав возможности быка, и есть наивысшее искусство. Но если в бою с быком погиб матадор, то бык в любом случае подлежит убийству. Почести могут быть оказаны и уже убитому животному. Если бык дрался достойно, то мулы, которые утаскивают тушу быка, делают круг почета по арене, провозя тушу повергнутого перед всей публикой под аплодисменты и музыку.
Матадор может сделать круг почёта по арене. Если большая часть публики размахивает белыми платочками, то председатель присуждает одно или два уха поверженного быка. Два уха и хвост – высшая награда. Если матадор получил два уха, то он уже имеет права быть вынесенным с арены на плечах зрителей. Мясо быков отдается в больницы или продается на следующее утро на определенном рынке.
Публика может высказать неодобрение в форме молчания, свиста и даже выбрасывания на арену подушек, которые зритель получает при входе, дабы удобнее сидеть на каменных ярусах. Впрочем, подушки – это уже крайняя мера и скорее характеризуют невоспитанность зрителя, чем его недовольство.
Музыка
На каждой корриде есть духовой оркестр. В составе его духовые медные и деревянные трескучие инструменты. Стройность в исполнении такого оркестра — не главное. Главное – громко и от души. Профессиональные оркестры, работающие на корридах, называются bandas taurinas. Духовой оркестр обычно трогает душу и сердце. А в сочетании с таким зрелищем как коррида – особенно.
Оркестр играет не все время. Особых правил нет, но музыка обязательно сопровождает парад участников (в Мадриде всегда звучит España cañí, самый известный пасадобль), время между выходами быков, вторую терцию. Музыку может попросить публика или сам матадор, но решение за председателем. Он на корриде – главное лицо. Матадор ожидает одобрения от председателя, даже желая перейти к следующей терции боя. Матадор может попросить остановить музыку.
Музыка может звучать в фаэне, последней терции, когда решается кто кого, в момент артистических пассов. Некоторые тореадоры стараются двигаться и координировать движения быка в такт музыки. В момент решающего удара оркестр молчит. Умирает бык в тишине. А вот утаскивают тушу животного с арены на тройке мулов под аплодисменты, оглушительный звук оркестра и бубенцов.
Коррида, как искусство, занимает огромный пласт в испанской культуре. И спор о том, существовать ли корриде или попасть под запрет, как в Каталонии, будет открыт ещё долго. Посетив корриду даже раз в своей жизни, вы будете удивлены, расстроены или захвачены этим поединком жизни и смерти, но остаться равнодушным не сможете уже никогда.