Что такое radeon wattman
Скачать бесплатно WattMan 17.9.1
WattMan – это официальная утилита от AMD для управления видеокартами. С помощью нее вы можете разгонять графический адаптер, регулировать скорость вращения вентиляторов и мониторить систему. Работает только с видеокартами линейки RX.
Интерфейс WattMan состоит из нескольких отдельных блоков, которые отвечают за настройку различных параметров. Например, вы можете увеличить или уменьшить тактовую частоту ядра. Делается это с помощью ползунка. При этом, на графике вы наглядно увидите, как изменится производительность.
Кроме того, вы можете регулировать частоту памяти видеокарты. Делается это по аналогии с ядром – вы просто перемещаете ползунок вправо или влево, а график вам показывает, как меняется производительность. Также вы можете включить автоматический контроль напряжения.
Еще одна полезная функция AMD WattMan – настройка скорости вращения вентиляторов. Вы можете установить минимальную и целевую скорость. Это поможет вам более гибко настраивать охлаждение видеокарты. Кроме того, вам доступна установка акустического предела. То есть вы сами регулируете, какой шум будет издавать вентилятор.
Также WattMan Radeon позволяет настроить температуру. Аналогично скорости вращения вентиляторов, вы сами можете установить максимальную и целевую температуру.
Особенности программы
• Изменение различных параметров видеокарты (частота, скорость вращения кулера, температура и т. д.).
• Мониторинг состояния графического адаптера в реальном времени.
• Работает только с устройствами AMD линейки RX.
• Интерфейс на русском языке.
• Поддержка Windows 7 и выше.
Программа WattMan по умолчанию устанавливается вместе с драйверами AMD. Но при необходимости вы можете скачать ее совершенно бесплатно.
Как исправить «Настройки Radeon WattMan по умолчанию были восстановлены…»?
На компьютерах, где установлены видеокарты от AMD, может появляться сообщение «Настройки Radeon WattMan по умолчанию были восстановлены из за непредвиденной системной ошибки». Зачастую пользователи видят это сообщение после неожиданной перезагрузки компьютера либо при таком же неожиданном вылете какой-то требовательной (или не очень) игрушки.
Как правило, причина за этим сообщением — некорректно работающий драйвер видеокарты, который при появлении нагрузки на графический ускоритель внезапно завершил свою работу. Примерно такое же сообщение может появиться и на компьютерах, где установлены видеокарты от nVidia.
Ну а почему драйвер видеокарты «закрашился»? На это есть небольшой список своих причин:
Ниже вы сможете найти несколько проверенных решений, которые помогут вам избавиться от вылетов драйвера AMD-видеокарты. Следственно, и от сообщения «Настройки Radeon WattMan по умолчанию были восстановлены…» вы тоже избавитесь.
Решение №1 Отключение быстрого запуска Windows
Функция быстрого запуска позволяет пользователю намного быстрее загружаться в ОС на своем компьютере. Однако данная функция также может препятствовать нормальной загрузке видеодрайвера при запуске ПК. Достаточно отключить данную функцию, дабы проверить, заключается ли в этом проблема или нет. Попробуйте сделать следующее:
Решение №2 Установка последней версии драйвера AMD
Появилась проблема с видеокартой? Тогда давайте попробуем установить последнюю версию видеодрайвера. Огромное множество проблем, включая и сообщение «Настройки Radeon WattMan по умолчанию были восстановлены…», могут возникать из-за устаревшего видеодрайвера. Для обновления драйвера сделайте следующее:
Выполнив обновление, никакие вылеты драйвера для видеокарты беспокоить вас не должны.
Решение №3 Сброс разгона видеокарты
Частенько подобные «краши» видеодрайвера происходят из-за не самого стабильного разгона видеокарты. Если вы не так давно пытались разогнать свой графический ускоритель, то мы настоятельно рекомендуем вам сбросить его настройки до заводских значений. Убрав разгон, протестируйте свою видеокарту и посмотрите, появится ли ошибка.
Решение №4 Удаление всех программ для разгона
Radeon WattMan — это официальная утилита для разгона видеокарты от разработчиков из AMD, которая не очень-то и любит другие утилиты в системе пользователя с похожим функционалом. Мы рекомендуем вам удалить все утилиты для разгона своего графического ускорителя и оставить в системе только Radeon WattMan.
Удалить различное ПО со своего компьютера можно из таких компонентов системы, как «Программы и компоненты» и «Приложения и возможности». После удаления программ для разгона перезагрузите компьютер и протестируйте видеокарту на стабильность в какой-то игрушке. Скорее всего, сообщение «Настройки Radeon WattMan по умолчанию были восстановлены…» больше не будет вам докучать.
Идея статьи родилась из обсуждений в теме «Всё о видеокартах Vega 56/64» в разделе «Видеокарты» форума overclockers.ru. Были мнения, что разгон памяти не так важен, что видеокарта упирается в чип, и серьёзного прироста разгон памяти дать не может по сравнению с разгоном по чипу. Я тогда провёл кое-какие тесты, выложил скриншоты в теме, но дело было вечером, после работы, я был недоволен результатами, и решил более подробно заняться вопросом на выходных.
реклама
Она уже разогнана. я её купил почти год назад, и уже давным-давно знаю её максимальные частоты, на что она способна. вот они:
реклама
Что мы видим из скриншота GPU-Z?
Частоты 1750 по чипу, 1125 по памяти.
Биос видеокарты Vega 64 LC.
реклама
Версия биоса 016.001.001.000.008774, соответстующая стандартной AMD Radeon RX Vega 64 Liquid Cooled
Вот отсюда например можно его скачать:
Но прежде чем бежать шить этот биос на вашу вегу, желая получить больший разгон, имейте ввиду:
1) это биос для веги с водяным охлаждением, и рассчитан на критическую температуру чипа чуть выше 70 градусов!
реклама
Убедитесь, что ваша система охлаждения готова обеспечить такой температурный режим, в том числе и в разгоне, а также в расширенном на +50% power limit (конкретно про этот биос речь идёт о 400 ваттах. )
2) моя вега видимо раннего выпуска и/или имеет свои нюансы, скорее всего биос сделан именно под эти нюансы.
Например, она не умеет в даунвольт. вообще (в отличии от многих вег, особенно, что касается Vega 56, имеющихся у многих форумчан).
1600 по чипу не берёт даже на 1.15В (на 1.2В берёт)
Более того, наоборот, я поднимаю напругу на чипе до 1.25В, чтобы добиться большей стабильности на 1750 MHz частоте чипа.
Я думаю на этом надо перейти к настройкам Wattman, чтобы было всё более понятно в деталях.
Результаты Far Cry 5 в разгоне на частотах 1750/1125.
Для тех, кто любит полосочки:
Как мы видим, видеокарта обеспечивает уровень комфортного гаминга в 2560×1440 в Far Cry 5.
Технические характеристики моего компа.
Программное обеспечение.
Настройки Wattman.
Я здесь решил пойти немножко шире, и рассмотреть не только Wattman, но и другие интересные места Radeon Software, которые могут нам пригодиться при разгоне и мониторинге.
Рассмотрим каждый блок по отдельности.
Настройки Wattman GPU.
То есть, по идее, такие современные игры, как Far Cry 5, должны загружать видеокарту полностью, и она должна находится постоянно в «STATE 7» во время игры. (по факту, она болтается между STATE 6 и STATE 7 к сожалению, но об этом позже)
В моём случае, для 1666MHz хватает 1.2В, а 1750MHz по чипу уже требует повышенного напряжения 1.25В
Настройки Wattman Memory.
Тут аналогично, но всё гораздо проще.
В играх используется только STATE 3, и строго держится именно эта частота (и соответствующее ей напряжение памяти). Напряжение памяти постоянное для Vega 64 и составляет 1.35В. Его поменять нигде нельзя.
Настройки Wattman Cooling.
Начиная с определённой версии драйверов (где-то в районе нового года 2019), AMD решила нас порадовать настройкой графика оборотов вентилятора по пяти точкам (как например давно сделано в биосе моей матери ASRock Z370 Taichi, и настроены и успешно работают вентиляторы как на процессор, так и корпусные)
Тут на что надо обратить внимание. Несмотря на то, что критическая температура по чипу немного выше 70 градусов, я настроил, чтобы 100% оборотов вентилятора начинали работать аж с 49 градусов.
Дело вот в чём. Вентилятору для раскручивания до таких оборотов (3000RPM) требуется некоторое время, а температура на видеокарте может подниматься достаточно быстро при запуске игры. Поэтому я и выставил такие настройки, чтобы вентилятор начинал раскручиваться заранее и смог обеспечить требуемое охлаждение на видеокарте.
Тут нет настройки частоты сокращений помпы, но так как она находится в одном блоке с радиатором и вентилятором видеокарты, есть мнение, что частота сокращения помпы также завязана на процент от макс оборотов.
Видеокарта имеет очень большой запас по потреблению, который нам пригодится в разгоне.
Хочу сделать небольшое отступление, по смыслу связанное с настройками охлаждения.
Организация воздушных потоков в корпусе (Thermaltake Core V71).
Я специально снял его снизу, чтобы лучше было видно верхние вентиляторы
Видеокарта, радиатор видеокарты прикреплён таким образом, чтобы выдувать воздух наверх (корпус это позволяет).
Кулер процессора расположен стандартным образом и выдувает воздух спереди назад в вентилятор на задней крышке.
Под видеокартой расположен SSD (синий радиатор). Справа, мы видим RAID-массив из двух HDD, за ним нижний корпусный вентилятор передней стенки.
Это два мощных 200-мм вентилятора, которые отлично справляются с задачей нагнетания свежего холодного воздуха в корпус.
Над кулером процессора расположен такой же 200-мм вентилятор на выдув вверх.
Кабели все уложены, воздушным потокам не мешают.
Блок питания берёт воздух снизу и выдувает в своё вентиляционное отверстие сзади, не участвуя во внутрикорпусных воздушных потоках.
Воздушные потоки внутри корпуса выглядят так:
В принципе, воздушные потоки организованы оптимальным образом.
Соблюдаются два правила «спереди назад», «снизу вверх».
Но, честно говоря, я не вижу возможности лучше организовать воздушные потоки, кроме как вынести радиатор видеокарты наружу корпуса.
(это можно сделать либо выломав слоты задней стенки под видеокартой, либо разобрав систему охдаждения видеокарты, тогда можно продеть шланги в соответствующие отверстия корпуса)
Я так подробно расписал этот момент, потому что сталкивался в конференции с незнанием азов об организации воздушных потоков. Люди просто не знали, куда деть этот радиатор от Vega 64 LC внутри своего корпуса, и прикручивали его туда, куда не в коем случае нельзя было прикручивать.
Кстати, небольшое лирическое отступление.
В своё время я выбрал воздушное охлаждение на процессор и водяное на видеокарту неспроста.
Я не увидел каких-то серьёзных преимуществ в охлаждении у серийных неразборных водянок для процессоров перед суперкулерами класса Noctua NH-D15 или Phanteks PH-TC14PE.
А в случае видеокарты, наоборот, я видел, как люди достигают существенно более высокого разгона в случае применения водяной системы охлаждения по сравнению с воздухом.
И, в том случае если воздушное охлаждение видеокарты выполнено не в виде закрытой турбины, то весь горячий воздух с видеокарты идёт внутрь корпуса и сильно повышает температуру воздуха внутри корпуса. Не менее, чем на 10-15 градусов, требуя дополнительные меры по охлаждению прочих критичных к охлаждению компонент.
И наконец, выход такого ультимативного решения, как Vega 64 Liquid Cooled с частотами 1750/945 «из коробки», что подразумевало возможность отбора лучших чипов для этих видеокарт, однозначно склонил меня в сторону водяного охлаждения на видеокарте.
Тем более, у меня было раньше много видеокарт Radeon, в том числе ATi Radeon 32M DDR, Sapphire Radeon X800 GTO, Sapphire Radeon HD 4870 Vapor-X, так что я был более, чем лоялен к AMD в плане видеокарт.
И я скажу, что я не разочарован. Более того, я больше не хочу видеокарту с воздушной системой охлаждения. :))))
Вернёмся к Radeon Settings.
Настройки Global Graphics.
Про сами эти пункты подробно расписано сверху, вы можете сменить язык на русский на своей системе в Radeon Settings, если по-английски непонятно.
Мы же разберём каждый каждый пункт в плане бенчмаркинга, насколько нам это поможет увеличить fps.
Wait for Vertical Refresh.
Рекомендуется для бенчей ставить в Always off.
Для комфортного гаминга, если вдруг встречается тиринг, лучше вместо Vsync использовать новый Enhanced Sync, который даёт маленький инпутлаг приближенный к VSync off.
Chill и Frame Rate Target Control, для бенчей вредны, так как ограничивают fps, а для повседневки. на мой взгляд тоже не нужны.
Eсли я стою спокойно в игре, зачем снижать fps? По-моему, бред какой-то.
Настройки Performance Monitoring.
Здесь нам нужно обратить внимание на то, что комбинация клавиш Ctrl-Shift-O включает OSD прямо во время игры в правом верхнем углу, и не забыть включить все галочки, чтобы все показатели отображались.
Также вы можете в разделе AMD Link настроить синхронизацию с мобильным устройством, чтоб мониторить показатели на мобиле с помощью приложения AMD Link. Очень удобно, я временами пользуюсь.
Но раз уж заговорили о мониторинге, давайте проведём мониторинг сторонними средствами, например, таким серьёзным софтом, как HWINFO64.
Мониторинг прогона Far Cry 5, Ultra частоты 1750/1125, 2560×1440 в HWINFO64.
В принципе, тут можно на многое смотреть и много различных выводов делать, но мы обратим внимание на несколько моментов:
1) температура и скорость вентилятора видеокарты:
Значит, наши настройки Wattman cooling правильные.
2) частоты и напряжения чипа и памяти:
GPU Clock болтается в диапазоне 1700-1720, иногда подскакивая до 1750MHz.
GPU Voltage в целом держится находится на 1.2В, но есть флюктуации.
Memory Clock стоит строго в 1125MHz.
Memory Voltage вообще стоит как танк ровно на 1.356В (то есть небольшое превышение над 1.35В, можно списать на погрешность датчиков).
То есть видно, что видеокарта «много себе позволяет» как в частотах, так и в вольтаже чипа (хотя, как мы увидим ниже, до TDP ещё очень далеко), а память как частоты так и напряжение держит чётко, несмотря ни на что.
3) всеми любимые ватты :))))
GPU Power болтается около 300-320 Ватт, до макс TDP ещё очень далеко.
Но, к сожалению, несмотря на это, 1800MHz по чипу видеокарта уже не берёт.
Ещё один момент, на который я хочу обратить внимание:
4) частота, температура и использование CPU
На примере одного ядра (другие также это показывают) мы видим, что частота регулярно сбрасывается с 5200MHz до 5000MHz, при том, что температура едва-едва доходит до 60 градусов в пике теста, что очень далеко до TJmax = 100 градусов для 8700K.
То есть речь явно не о троттлинге, а о срабатывании AVX оффсет.
Какая-то софтина видимо начинает использовать AVX инструкции во время теста Far Cry 5, и возникают такие небольшие «мини-провалы» частоты.
На fps это не сказывается, в 2560×1440 (да и в 1920×1080) нет упора в CPU, но всё равно неприятно.
Раз уж речь зашла о процессоре, давайте уделим немного внимания процессору, а заодно и памяти.
CPU и память.
Достаточно высокопроизводительный процессор intel 8700K был проскальпирован, и, в дальнейшем разогнан до 5200MHz, что до сих пор ставит его на лидирующие по производительности места по сравнению с любыми другими процессорами.
Память (комплект из 2х 16гиговых планок G-SKILL F4-3000C14-32GTZR) разогнана вручную до 3600CL17, настроены вторичные и частично третичные тайминги, 400 Gflops в linx есть.
В общем-то думаю хватит про проц и про память, статья ведь про видеокарту.
Прочие полезные настройки Radeon Settings.
В настройках Radeon Relive, если вы включите Relive и Record Desktop, то вы сможете сделать скриншот средствами драйвера видеокарты в любом месте игры по комбинации клавиш Ctrl-Shift-E. Очень удобно. Можно даже настроить папочку, куда они будут сохраняться.
Тут также можно записывать видео, стримить, возможности достаточно широкие, но мне это совершенно неинтересно, если вам нужно, предоставляю возможность изучить самостоятельно.
В настройках Display можно, например, включить FreeSync. Для этого его надо сначала включить в мониторе. Мой монитор поддерживает FreeSync в диапазоне 35-90fps, что не совпадает с диапанозом комфортного гаминга, к которому я стремлюсь, и который имею почти во всех играх в 2560×1440. На мой взгляд, это 100+ fps. Также мой монитор имеет родное разрешение 2560×1440@144Hz, что лично для меня делает ненужным такие ухищрения, как FreeSync.
Но опять же, у вас может быть другое мнение насчёт FreeSync, и вот здесь его можно включить.
а GPU Scaling почему-то не получилось включить 4K в настройках Far Cry 5. Поэтому,
Тесты разгона Vega 64 по памяти и по чипу в Far Cry 5 в 2560×1440.
Почему именно 2560×1440?
Дело в том, что с одной стороны, видеокарта обеспечивает высокий фпс в этом разрешении,
С другой стороны абсолютно, 100% нет упора в процессор (конкретно в мой 8700K@5.2)
В 1920×1080 фпсы конечно ещё выше, но о том или ином влиянии процессора мы можем говорить.
В общем-то, со всех сторон, тесты в 2560×1440 будут статистически «чище».
1) тесты разгона по памяти 900-1125 MHz. чип 1750 MHz.
Память чётко стоит на заданных частотах на протяжении всего теста.
2) тесты разгона по чипу 1500-1750MHz. память 1125 MHz.
Частоты также болтались на 10-30MHz ниже STATE7, например при 1500MHz около 1480MHz и так далее аналогично.
1500MHz | 1600MHz | 1700MHz | 1750MHz |
Что мы видим из этих таблиц и графиков.
Как разгон чипа на 200MHz с 1500 до 1700, так и разгон памяти на 200MHz c 900 до 1100 дают прирост на 8% с 90 до 97 фпс.
Также мы видим, что фпс растёт равномерно с ростом частоты чипа или памяти, у видеокарты нет никаких узких мест, ничто никуда не упирается ни в чип ни в память.
Это значит, что архитектура Graphic Core Next очень продуманная, и имеет большой потенциал.
Например, если на новую видеокарту Radeon VII сделать водяное охлаждение и повысить максимальный TDP, то ней на ней можно добиться пропроционально более высоких частот по чипу и по памяти, и также добиться пропорционального роста fps.
Выводы.
1. Одинаково полезно гнать как память, так и чип. Всегда это будет давать пользу и прибавлять fps, нет никаких узких мест у веги!
2. Видеокарта очень мощна, и позволяет большинству свежих игр давать комфортный гаминг. Сотка в 2560×1440 реальна.
3. Тем, кто надумал покупать Vega 64 LC
Безусловно, это более предпочтительный вариант, чем например 1080 или 2070, и в принципе, с оговорками, может рассматриваться как соперник 1080ti.
4. Тем, кто думает сменить охлаждение на веге на водяное.
В целом, это лучшее, что можно сделать с вегой.
Требуется предельная аккуратность и пряморукость при замене охлаждения на веге, были случаи скола чипа и просто ситуаций «видеокарта перестала включаться», даже у нас в ветке по Веге на форуме.
Всё-таки даже сейчас это недешёвая видеокарта, взвесьте все за и против.
Есть ещё момент с прошивкой биоса от водяной веги. Тщательно оцените, сможет ли ваша вега работать в таком температурном, частотном режиме, и при тех напряжениях, что и Vega 64 LC.
Вот это уже можно сделать на основе этой статьи.
Бонус. Сравнение fps в Far Cry 5 и Far Cry New Dawn в 2560×1440 и 1920×1080.
Бонус получился несколько смазанным. Far Cry New Dawn отказался работать на частоте памяти 1125MHz, пришлось тестировать на 1100MHz.
Есть ещё один, гораздо более неприятный момент, который вы сейчас сами увидите.
В общем-то, тут невооружённым взглядом видно, что произошла какая-то лажа с Far Cry New Dawn.
Я настойчиво тестировал в различных режимах, пробовал разные частоты, но скорее всего дело в том, что пока игра только вышла и может быть немножко сыроватой.
Может быть или патчи к Far Cry New Dawn или новые драйвера Radeon исправят эту проблему. Будем надеяться.
UPD. Тут на форуме мне подсказали, что проблема встречается на Windows 10 LTSB 1607 и на других видеокартах.
В общем, как только проблема решится, я перетестирую бонусную часть.
WattMan
WattMan — один из компонентов программного комплекса Radeon Software Crimson, который заменяет собой несколько устаревшее в техническом плане приложение AMD Overdrive. Данная программа предоставляет обладателям видеокарт от AMD гибкие инструменты управления напряжениями и энергопотреблением GPU. Кроме того, с ее помощью можно изменять частоту работы графического процессора и памяти, а также управлять скоростью вращения штатного кулера. В общем, это фирменный инструмент оверлокинга, который помогает выжать максимум мощности от вашего графического адаптера.
Совместимость
AMD WattMan работает исключительно с видеокартами Radeon серии RX 400 и выше (на более ранних моделях GPU следует использовать ранее упомянутое приложение Overdrive). Для свежих линеек адаптеров RX в данной программы предусмотрены дополнительные функции и инструменты.
Назначение
При помощи инструмента AMD WattMan можно поднять кадровую частоту в играх или же снизить расход электроэнергии, при это незначительно потеряв в производительности. Первая возможность будет полезна геймерам, а вторая — обладателями майнинг-ферм. Кроме того, приложение можно использоваться для мониторинга текущего состояния GPU. Наглядные графики и диаграммы помогут вам выявить зависимости между нагрузкой на графический процессор, температурой и частотой оборотов кулера. При необходимости можно создать отдельные профили настроек — «состояния» и переключаться между ними в зависимости от выполняемых на ПК операций. Также разрешается выбрать «глобальный» набор настроек, который используется по умолчанию.
Интерфейс
Графическая оболочка программы выполнена в «плоском» современном стиле. Она полностью переведена на русский язык и интуитивна, хотя сильно нагружена различной информацией и элементами управления. Разработчики решили уместить все необходимое на одном экране, не разбивая интерфейс AMD WattMan на разделы.