Что такое pisa в образовании

Это не ЕГЭ. Что измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники

С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование». В 2022 году в России пройдет очередное крупное исследование — PISA. Разбираемся, в чем особенность этого раунда и как его будут проводить.

Что такое международные исследования качества образования

С конца ХХ века — времени развития международных организаций и институций и появления мировых сопоставительных исследований — Россия участвует в измерениях качества образования. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах и для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации, в России их локализует Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

В каких международных исследованиях участвует Россия

Разные программы исследований посвящены разным предметам и проверяют различные навыки у учеников разных возрастов, учителей и взрослых. TIMSS («Тренды в математике»), например, исследует уровень знаний детей 4-х и 8-х классов по математике и естественно-научным предметам, а еще одиннадцатиклассников — по углубленным курсам математики и физики. Проводят его раз в четыре года — следующий этап будет в 2023-м.

А в 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).

Каждые три года оно тестирует у школьников и студентов колледжей старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.

Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.

Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.

Скажем, в тесте на естественно-научную грамотность студентам предлагалось показать, что они знают о беге в жаркую погоду. Надо было проложить пеший маршрут через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и темпе движения и так далее. Для решения нужны знания анатомии человека, климатических особенностей пустыни, навыки применять географические сведения, умение пользоваться картой и вести простейшие расчеты.

В других тестах нужно было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в нескольких областях.

Неудивительно, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.

Конечно, исследования исследованиями, но результаты PISA принимают во внимание во всем мире, они служат данными для рейтингования стран.

Например, по суммарным данным за 2000–2015 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.

А что же Россия

Мы привыкли считать российское образование одним из лучших в мире, поэтому первое участие России в исследованиях PISA многих не впечатлило: мы оказались в третьей десятке стран по умению применять теоретические знания на практике.

С 2000-го в рейтингах PISA Россия занимает места около 30-го: выше — по математике, чуть ниже — по чтению, и еще ниже — по естественно-научной грамотности. Правда, в исследовании PISA в 2015 году по финансовой грамотности Россия стала 4-й в мире. По количеству же баллов, набираемому школьниками в каждом цикле, показатели России растут, но все еще остаются в третьем и четвертом десятке.

PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах-миллионниках, в сельской школе. Результаты Москвы значительно опережают провинцию — по всем компетенциям школьники столицы попали в десятку лучших результатов мира.

На конференции в апреле 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов указывал, что по показателям исследований читательской и математической грамотности PIRLS и TIMSS Россия регулярно занимает место среди стран с лучшими показателями качества образования, а результат России в PISA хоть и выше среднего показателя и растет от года к году, но его нельзя назвать лидирующим. Очевидно, что российским школьникам надо учиться применять знания на практике, и это вызов для всей образовательной системы страны.

«PISA — самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», — отмечал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции в ноябре 2020 года.

PISA-2022

Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя — как и обычно — будут проверены все грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая. Еще в этом раунде впервые будут изучать оценку личного благополучия учащихся и учителей.

Математическая грамотность — способность человека применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических условиях.

Она предусматривает знание понятий, фактов и предполагает свободное применение математических инструментов и процедур. Особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

В концепции по математике исследования PISA-2021 обещают, что исследование сосредоточится на математическом рассуждении — способности рассуждать логически и формулировать аргументы. Это навык, который все больше ценится в современном мире.

Обещают проверить умение школьников делать д едуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике.

Анонсировано, что м атематические знания будут проверять по четырем категориям (см. стр. 10) : количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма.

Каков формат? Школьникам предложат компьютерное тестирование и заполнение анкеты. На тесты дают два часа, на анкеты — чуть меньше часа. Предложат анкетирование и учителям.

Если вы заинтересовались, мы с вами! Правда, итогов придется подождать: результаты PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.

Когда будем исследоваться

Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года — ровно через полгода. Исследование пройдет во всей России, затронет учащихся старше 15 лет и трех месяцев и 16 лет и двух месяцев, в прошлом исследовании ребята представляли 42 региона РФ, видимо, и в 2022-м будет так же.

В апреле 2021-го в России прошел подготовительный (региональный) этап исследования PISA-2022. В нем участвовали три тысячи школьников из 58 образовательных организаций пяти регионов страны — Москвы, Вологодской, Рязанской, Московской и Орловской областей. В рамках «PISA для школ» инструментарий PISA используется вне цикла международного исследования для получения данных о состоянии системы образования России.

В 2021 году исследование «PISA для школ» пройдет масштабно — на общероссийском уровне — и затронет Амурскую, Кировскую, Мурманскую, Новосибирскую, Свердловскую, Калужскую, Орловскую области, Пермский и Красноярский край, Республики Марий Эл, Дагестан, Алтай, Адыгею и Удмуртию.

Читать результаты региональной оценки предыдущего исследования очень любопытно — к примеру, такое исследование опубликовано для Московской области. Оно продолжает демонстрировать образовательное неравенство в России — показатели Московской области в нем высоки, как и показатели Москвы в международном исследовании.

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

В общем, есть о чем подумать — о том, как у нас преподают физику, химию, биологию и географию, какие результаты покажут наши школьники по креативности и по уровню критического мышления, какими будут результаты по математике и что именно укажут школьники в графе «Удовлетворенность образовательным процессом».

Источник

PISA — тест на компетентность

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Читайте другие материалы по теме:

К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Источник

Что оценивают международные исследования PISA?

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Всем нам не раз случалось слышать о том, что «советская система общего образования была лучшей в мире». А российскую систему, наоборот, больше ругают, чем хвалят. Однако во всех подобных заявлениях больше политики, чем реальных оценок. Да и как измерить качество образования в стране, как сравнить с другими?

Эти проблемы решают различные программы, в рамках которых проводится исследование качества образования — PISA и другие.

Что такое PISA?

PISA (в буквальном переводе с английского) — это Международная программа оценки образовательных достижений учащихся.

Она разработана ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), но в исследованиях принимают участие не только страны, входящие в Организацию, но и государства, сотрудничающие с ней (в том числе Россия).

Число стран-участников мониторинга постоянно растет. В первый раз их было чуть более 30, сейчас – почти 80.

Оценка проводится по результатам тестирования 15-летних школьников. Почему для анализа выбраны знания именно 15-летних подростков? Разработчики программы объясняют это просто: многие страны именно к этому возрасту завершают программы обязательного (среднего) образования, поэтому можно условно считать приблизительно одинаковым объем полученных учениками знаний.

Впервые испытания PISA проводились в 2000 г. С этого времени периодически, 1 раз в 3 года, проводится мониторинг по 4 направлениям:

PISA — не единственная программа, тестирующая образование в разных странах, но она считается самой универсальной. Другие исследования, по оценкам специалистов, имеют более узконаправленный характер (PIRLS, ICCS, TALIS и т. п.)

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Источник фото lookstudio/freepik

На оценку чего направлено международное исследование PISA

Тесты PISA существенно отличаются от систем проверки знаний школьников, принятых в России — ЕГЭ, ОГЭ и др.

Главным образом тем, что в PISA оценивается не объем знаний, а их качество.

На деле это означает, что от испытуемого требуется продемонстрировать не заученный набор фактов по отдельным предметам, а способность ими оперировать, решать нестандартные задачи, быстро находить нужную информацию и анализировать ее, работать в команде.

Высоко ценится также способность ученика представить вариант решения задания, не имея необходимой информации и только опираясь на логику и здравый смысл.

При тестировании используются различные формы заданий: от выбора правильного ответа из предложенных вариантов – до решения интерактивных задач, предполагающих аналитическую работу.

В 2015 году появились и задания, в которых изучается способность учеников к коллективной работе. Для этого им предоставляется возможность «общения» с виртуальным помощником.

Эксперты часто высказываются о том, что PISA оценивает не знания отдельных школьников и даже не качество образования в стране, а потенциал подрастающего поколения. А по большому счету — конкурентоспособность государства в будущем.

Участие России в мониторинговых исследованиях PISA

Российская Федерация участвует во всех исследованиях, начиная с 2000 года – тогда наша страна была представлена 6701 подростком из 46 регионов, а всего исследования прошли в 32 странах мира.

В 2018 году тестировались 10 153 российских школьника из 43 регионов

К сожалению, можно констатировать, что наша страна последовательно ухудшает свои позиции в общем рейтинге PISA.

Чем это объяснить?

Не последнюю роль в снижении показателей, естественно, играет увеличение количества соперников, стран-участниц. Но не только это.

Совершенно очевидно, что система российского образования ориентирована на передачу большого массива знаний (что востребовано на ЕГЭ), а PISA проверяет в первую очередь способность к самостоятельному мышлению вне рамок отдельных предметов и алгоритмов.

«Если тестовое задание похоже на то, что есть в учебнике – с ним справляются хорошо, но если оно отличается — тут же «плывут», — сетуют российские педагоги. Отмечая при этом, что задания, с которыми не справились наши школьники, зачастую много проще тех, которые им удалось решить.

Однако не все так плохо.

На фоне падения РФ в общем рейтинге стран, балльные показатели российских школьников улучшаются.

К примеру, показатели по читательской грамотности улучшились на 17 пунктов с 2000 года, а баллы по математической грамотности стали выше на 20. Результаты тестирования по естественнонаучной грамотности сохраняются на одном уровне.

Исходя из этого, эксперты PISA посчитали, что в образовании России происходят позитивные изменения, и отнести страну к группе успешных стран.

Задача повышения рейтинга PISA крайне актуальна. Даже нацпроект «Образование» одной из своих целей ставит вхождение России в 10-ку лучших стран мира к 2024 году.

Пока же в рейтингах PISA самые высокие позиции из года в год занимают страны Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония, Южная Корея); из Европейских стран хорошие результаты показывают Эстония, Ирландия, Польша, Финляндия. Можно отметить также успехи Канады и Новой Зеландии.

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Источник фото mindandi/freepik

Рейтинг PISA 2019 года

Следующее исследование пройдет в 2021 году. В 2019 международное исследование PISA не проводились.

Однако существуют методические разработки «PISA-for-Schools» (PISA для школ), которые дают возможность использовать инструментарий PISA для проведения испытаний в трехлетний период между циклами мирового тестирования. Такой мониторинг не только помогает подготовиться к следующему тестированию, но и дает важную информацию для анализа.

Такие исследования в России планируют проводить ежегодно.

В конце 2019 года тестирование прошли почти 60 тыс. школьников из 14 регионов:

Также было проведено общероссийское исследование – в нем приняли участие 9070 учащихся из 200 образовательных организаций 42 регионов

Планируется, что до 2024 года в подобных исследованиях будут задействованы все регионы страны.

Результаты исследования по модели PISA 2019 пока не известны. Они будут обнародованы не ранее апреля 2020 года.

Но уже сейчас специалисты отмечают, что исследование дает им в руки огромный массив информации, из которого можно получить данные о школах, реализуемых в них образовательных и управленческих новациях, зависимости результатов тестов от региона, инфраструктуры других факторов.

А то, что эта зависимость есть – уже очевидно. К примеру, московские школьники традиционно показывают лучшие результаты, чем ребята из других регионов. По итогам PISA 2018 они заняли третье место в мировом рейтингу по уровню читательской грамотности и пятое — по математической.

Возможно, результаты проведенной аналитической работы помогут оценить или даже (кто знает?) изменить систему ценностей и критериев оценки знаний в российском образовании. Ведь получить необходимую информацию в эпоху Интернета несложно, а вот грамотно воспользоваться ею может не каждый.

Источник

PISA – приговор для российских школ?

Каждые три года по результатам PISA Россия опускается всё ниже в общем списке стран по качеству образования. Почему так происходит и стоит ли переживать по этому поводу? Мы сравнили мнения экспертов.

PISA – международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия принимает участие с самого первого экзамена в 2000 году. Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34-е.

Во всём виновата бедность?

В начале октября в Институте образования НИУ ВШЭ выступил почётный профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер – психолог по образованию, автор более двухсот книг и статей, много лет занимающийся изучением американского образования.

В интервью ВШЭ он заявил, что не нужно полагаться на результаты PISA. По его мнению, эти показатели зависят не от качества образования, а от качества жизни в стране. В США, как и в России, тесты PISA решают не слишком успешно:

Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся примерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников.

Проведённый Берлинером анализ результатов PISA показал, что если большая часть американских школьников действительно решает задания очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Такой разброс, по его мнению, зависит от ярко выраженного расслоения общества на бедных и богатых.

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Если верить Берлинеру, PISA показывает, что в России все плохо с социальным положением, а не со школьным образованием. И что для того, чтобы улучшить наше положение в списках, нужно думать не об учебных программах, а о социальной политике государства. Но немного сомнительно, что бедность – единственная причина плохих результатов.

Разумеется, социальные проблемы вроде недостаточного дохода семьи, неблагополучных отношений в семье или издевательства в школе влияют на способность ученика получать знания. Но с этим можно и нужно бороться, причём не только на государственном уровне, но и на уровне школ. Например, Дуг Лемов в своей книге «Мастерство учителя» пишет, что демография (место рождения и положение семьи) – это не приговор, и что многое зависит от таланта преподавателя. Он доказывает, что гениальный учитель с доской и мелом добьётся того, чего не добьются и 100 учителей с планшетами и компьютерными играми.

PISA – это вам не ЕГЭ

В ходе исследования изучается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизни. Галина Ковалёва, координатор PISA в России, рассказывает, что международные тесты отличаются от знакомых нам ЕГЭ, и потому дети не всегда их понимают.

Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они её решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ.

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Как отмечает Ковалёва, наша проблема с PISA ещё и в том, что учителя отлично учат предмету, но не обращают внимания на то, как этот предмет понимают отдельные ученики. Кроме того, наша система образования противоположна финской (Финляндия традиционно входит в тройку лидеров PISA) – есть школы для одарённых, но почти никто не занимается с отстающими учениками. Финны, наоборот, позволяют способным ученикам заниматься самостоятельно, а отстающим стараются помочь.

Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях. Это подтверждают результаты тестирования TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования среди учеников 4–8-х классов) и PIRLS (международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для 4-го класса), где анализируется именно то, как ученик изучил школьную программу, и, исходя из результатов, оценивается система образования страны. Но именно PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.

Всё это Галина Ковалёва рассказывала перед проведением PISA-2012. Вопреки ожиданиям, мы не скатились в шестой десяток стран, а наоборот, немного улучшили показатели. Но до китайцев или финнов нам ещё далеко.

Учебники меняются, но долго

Министерство образования всё же реагирует на результаты PISA. Как рассказал заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации работников образования Александр Пентин в интервью Edutainme, в новом учебном стандарте прописано, что во главу угла должны ставиться навыки: коммуникация, совместная работа, умение выстраивать свою деятельность.

Что такое pisa в образовании. Смотреть фото Что такое pisa в образовании. Смотреть картинку Что такое pisa в образовании. Картинка про Что такое pisa в образовании. Фото Что такое pisa в образовании

Но эти изменения, как бы полезны они не были, немного запоздали – задания PISA-2015 требуют от школьников других навыков. Задания предполагается решать на компьютере, причём не только вбивать туда ответы к тесту, но и, например, рассматривать интерактивную модель и отвечать на вопросы по ней. Пентин комментирует ситуацию следующим образом:

Больше всего поразили задания нового типа, которые относятся к новому направлению в PISA — коллективное решение проблем. Там вам предлагают в общении с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т.д. То есть, там решается довольно сложная методическая и технологическая задача: смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать.

Исследования PISA-2015 пройдут уже этой весной, меньше, чем через полгода. Они будут фокусироваться, в основном, на естественнонаучном направлении. Успеют ли наши школьники подготовиться к экзаменам? Смогут ли понять, что от них требуется? И, главное, кого мы будем винить и почему, если показатели опять упадут?

Показывают ли результаты PISA качество школьного образования или качество жизни? Вероятно, что истина лежит где-то посередине. Каждый школьник ежедневно сталкивается и со школой, и с собственной семьёй, и оба этих института, что несомненно, влияют на него. Поэтому, если мы хотим улучшить результаты в международных тестах, нужно работать на всех фронтах, а не только со школьными учителями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *