Что такое pax romana

Pax Romana

Что такое pax romana. Смотреть фото Что такое pax romana. Смотреть картинку Что такое pax romana. Картинка про Что такое pax romana. Фото Что такое pax romana

Что такое pax romana. Смотреть фото Что такое pax romana. Смотреть картинку Что такое pax romana. Картинка про Что такое pax romana. Фото Что такое pax romana

Что такое pax romana. Смотреть фото Что такое pax romana. Смотреть картинку Что такое pax romana. Картинка про Что такое pax romana. Фото Что такое pax romana

Что такое pax romana. Смотреть фото Что такое pax romana. Смотреть картинку Что такое pax romana. Картинка про Что такое pax romana. Фото Что такое pax romana

Pax Romana («Пакс Рома́на», лат. Римский мир ) или «Августов мир» — длительный период мира и относительной стабильности в пределах Римской империи эпохи Принципата. В переводе с латыни термин означает «римский мир». Происхождение этого названия связано с тем, что жёстко централизованная администрация и римское право «утихомирили» регионы, которые ранее переживали беспрестанные вооружённые конфликты (например, перманентные войны греческих полисов между собою).

Чаще всего этот период определяется следующими временными рамками: 27 год до н. э. — 180 год н. э. Период открывает император Октавиан Август, который постарался свести к минимуму количество конфликтов в своей империи; в 180 году скончался последний из «пяти добрых императоров» — Марк Аврелий. Французский историк Морис Грифф считает, что этот период длился с 70 по 253 гг. н. э.

Это был период относительного затишья, во время которого не было ни серьёзных гражданских войн, сотрясавших Европу в I веке до н. э., ни крупных конфликтов с иностранными державами (вроде Пунических войн III—II вв. до н. э.). Август дважды, в 29 и 25 годах до н. э., закрывал двери храма Януса, символически провозглашая тем самым окончание гражданской войны в государстве. Состояние мира относилось только к территориям в пределах границ империи, в то время как на периферии продолжались боевые действия с германцами, парфянами, даками и другими народами.

В рассматриваемый период Римская империя подчинила себе всё Средиземноморье и часть Северной Европы. Изначально это был период равновесия (спокойствия, в общем — гармонии). Абсолютная власть императоров была ограничена сенатом и магистратурами (разумно осуществлялась). Безопасность дорог способствовала торговле. Экономический расцвет наблюдался в городах, которые украшались и обновлялись в ущерб сельскому хозяйству в качестве центров латинизации (романизации) и культуры.

Литература

Что такое pax romana. Смотреть фото Что такое pax romana. Смотреть картинку Что такое pax romana. Картинка про Что такое pax romana. Фото Что такое pax romana
Что такое pax romana. Смотреть фото Что такое pax romana. Смотреть картинку Что такое pax romana. Картинка про Что такое pax romana. Фото Что такое pax romana Гегемония
СовременныеPax Americana • Pax Germanica • Pax Sinica
ИсторическиеPax Britannica • Pax Assyriaca • Pax Chazarica • Pax Mongolica • Pax Ottomana • Pax Romana • Pax Sovietica

Полезное

Смотреть что такое «Pax Romana» в других словарях:

Pax romana — La Paix romaine ou Pax Romana en latin, désigne la longue période de paix imposée par l Empire romain sur les régions contrôlées. L expression provient du fait que l administration et le système légal romain pacifiaient les régions qui avaient… … Wikipédia en Français

Pax Romana — Pax Ro|ma|na die; <aus lat. pax Romana »römischer Friede«>: 1. in der röm. Kaiserzeit der befriedete Bereich röm. griech. Kultur. 2. 1921 gegründete internationale kath. Studentenbewegung … Das große Fremdwörterbuch

Pax Romana — [päks rō mä′nä, paks rō mā′nə] n. [L, Roman peace] 1. the comparative peace brought about by Roman rule over the Mediterranean world (27 B.C. A.D. 180) 2. any such relatively peaceful political condition resulting from the dominance of a large… … English World dictionary

Pax Romana — it is sometimes called Pax Augustus. Its timing was approximately from 27 BC to 180 AD.The idea of Pax Romana was first presentedFact|date=April 2008 by Edward Gibbon. Gibbon proposed a period of moderation and peace under Augustus and his… … Wikipedia

Pax Romana — La Paix romaine ou Pax Romana en latin, désigne la longue période de paix imposée par l Empire romain sur les régions contrôlées. L expression provient du fait que l administration et le système légal romain pacifiaient les régions qui avaient… … Wikipédia en Français

Pax Romana — Pạx Romana [lateinisch »römischer Friede«], Bezeichnung für die durch Rechtsnormen und ethischen Grundwerte gesicherte Friedensordnung des Römischen Reiches besonders im 1. und 2. Jahrhundert n. Chr. Da die allgemeine Wohlfahrt dem Kaiser zu… … Universal-Lexikon

Pax Romana — Geltungsbereich des Pax Romana Das Römische Reich zur Zeit seiner größten Ausdehnung unter Kaiser Trajan 117 Der Ausdruck Pax Romana (lat.: römischer Friede) bezeichnet einen Aspekt der Herrschaftsideologie des römischen Reiches; der Begriff ist… … Deutsch Wikipedia

Pax romana — Der Ausdruck Pax Romana (lat.: römischer Friede) bezeichnet die Herrschaftsideologie des römischen Reiches; der Begriff ist deckungsgleich mit dem augusteischen Frieden (Pax Augusta). Basierend auf der Pax Augusta des Kaisers Augustus umfasste… … Deutsch Wikipedia

Источник

История культуры

Страницы

Ссылки

Пакс романа

Пакс романа

На смену цивитас (римской общине) приходит пакс романа. Как говорят, пакс романа – значит «римский мир». Огромная держава, основанная на бесконечных войнах, грабеже завоёванных земель, рабском труде, латифундиях и росте власти удачливых полководцев, которые бросают вызов уже самому сенату. Присоединённые к Риму в ходе войн территории получили название провинций. Первыми провинциями станут Сицилия и Сардиния, следом — Корсика, Галлия, Иллирия, Македония, Африка, Сирия, Киликия, Ахайя, Нумидия и другие.

Если Эллада, эллинские полисы вывозили в другие страны изделия ремёсел, а также свои культурные достижения, то отношения Рима с провинцией были практически игрой в одни ворота. Из Сицилии и Египта в Рим поступал дешёвый хлеб на раздачу плебеям, с Востока – предметы роскоши, а сам Рим вывозил в захваченные им земли только своих правителей и воинов, свои легионы. И, конечно же, это вело к коррупции.

Про одного римского наместника в провинции говорили так: он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции. Очень выразительно и по-римски. Какие уж тут виртус романус! Грабь всё, что плохо лежит. В провинциях полностью правили римские наместники и стояли римские легионы.

Но всё же власть в римском мире держалась не только на грубом насилии. Распространяется эллинская культура, распространяется и совершенствуется римское право. Напомню, что для римской цивилизации характерен абстрактный универсализм, рассудочный педантизм, систематичность. И всё это порождает право, лежащее в основе даже современных правовых систем. Чем больше разрывались связи между людьми, тем сильнее возникала необходимость в их регламентации посредством права. С этим когда-то столкнулись, например, в Китае, в эпоху Чжаньго, когда на смену конфуцианской общине пришли легисты с их культом права. Об этом говорил и апостол Павел в своих Евангелиях: «Кто преумножает закон, преумножает преступление, и право приходит там, где присутствует преступность» и т.д.

То есть, там, где нет живой жизни, живой связи, требуется буква, мёртвая буква, для которой нет живых людей, царят мёртвые принципы. Римляне первыми жёстко отделили право от неписаных обычаев, от морали; всё стремились регламентировать, всё стремились систематизировать, поставить рассудок — на место чувства, всеобщее – на место конкретного. И отсюда черты римского права: универсализм, систематичность, детализация.

Первые римские законы (я уже говорил) – это двенадцать таблиц, которые были записаны ещё в 451- 449 году до н.э. И потом последовали другие законы. Записью и толкованием правовых норм занимались преторы. Претор – судья. Известный консул и претор Публий Муций Сцевола, живший во II веке до н.э., произнёс знаменитые показательные изречения. В нём вся римская несгибаемость, абстрактность и категоричность. «Пусть мир погибнет, но закон должен торжествовать». Конечно, неподкупность римских судей и справедливость римских администраторов не выдержали испытания роскошью и всемогуществом. Точно так же, как за три века до этого случилось со спартанцами. Правда, со спартанцами совсем в иных масштабах: когда они вдруг оказались во главе Эллады после Пелопоннесской войны. Роскошь из Азии, индивидуализм из Греции проникает в Рим и начинается разложение.

И поскольку в основе римского государства — грабёж провинций, то борьба, политическая борьба в этом государстве идёт вокруг распределения добычи, распределения богатства. Плебеи и пролетарии говорят: «Хлеба и зрелищ давайте». Бедняки требуют: «Дайте нам землю, мы тоже люди, мы тоже римляне». Воины разоряются, землю скупают, и эти воины становятся опасными для сената. У этих воинов становятся популярны вожди и командиры, которые обещают раздать им землю из агер публикус. За кусок добычи бьются и жители провинций, которые тоже требуют предоставления им прав римского гражданства. Сначала это союзники — италийцы, а затем и жители других провинций Рима.

Источник

Pax Romana

Все сказанное выше составляло лишь одну сторону дела. Непосредственной предпосылкой возникновения принципата явился кризис полиса, вызванный несоответствием его политического механизма изменившемуся характеру Римской державы. Главной целью политики принцепсов было устранение такого несоответствия. Суть ее выражалась в формуле pax Romana.

В первом своем значении слово рах выражает «мир» как противоположность bellum — «войне». Императоры с самого начала подчеркивали, что целью их политики является не столько покорение новых территорий, сколько освоение и романизация уже занятых, отказ от грандиозных и непрерывных завоевательных походов республиканского времени. Двери храма Януса, которые по римскому обряду полагалось держать открытыми, пока государство находится в состоянии войны, и которые стояли распахнутыми более двухсот лет, при Августе закрывались трижды. Август отстроил грандиозный Алтарь Мира, и, явно подражая ему, соорудил свой Форум Мира Веспасиан. Монеты с легендой «мир», «Августов мир», «мир во всем мире» представлены многочисленными сериями на протяжении всего I века. Связь принципата с идеей мира подчеркивали римские историки самых разных направлений — от Веллея Патеркула до Тацита.

Политика отказа от новых широких завоеваний была обусловлена объективно: захват новых рабов и богатств перестал быть условием развития римской экономики; империя достигла предельных размеров, и дальнейшее ее расширение могло оказаться несовместимым с самим принципом управления из единого центра; рост завоеваний предполагал рост и усиление армии, которые империя могла не выдержать ни экономически, ни политически; между римским и внеримским миром установилось то равновесие сил, нарушать которое было нецелесообразно и — как показал парфянский поход Траяна — чрезвычайно опасно. Поэтому политика pax Romana, несмотря на ряд более или менее значительных походов и почти непрерывные боевые действия на границах, в общем оставалась стабильной и осуществлялась успешно — для большинства областей Римской державы период от рубежа нашей эры до середины II в. действительно представляется эпохой мира.

Но кроме «войны» понятию рах могло противополагаться и еще одно — discordia — «вражда, распря, смута». В эпоху кризиса республики социальные и общественно-политические противоречия в, Риме обострились до предела и превратили государство в арену борьбы знатных родов, соперничества сенатских клик, междоусобных войн. Обеспечение «гражданского мира» было главным лозунгом Августа в его борьбе за власть, и созданный им строй оказался столь прочен еще и потому, что он удовлетворил эту общую потребность. В основе Августова «умиротворения» лежал принцип личной диктатуры императора, призванного не столько учитывать интересы той или иной местной группы, сколько обеспечивать развитие империи в целом. На практике такое «умиротворение» означало широко и глубоко проведенную монополизацию политических решений принцепсом и его ближайшим окружением и соответственно отделение народа от политики, переставшей быть близким и жизненно важным для него делом. Как следствие этого центром сопротивления императорскому «умиротворению» явились общественные группы, сам смысл существования которых состоял в политическом руководстве, т. е. раньше всего сенаторы; и реализация политики pax Romana потребовала осторожного, но неуклонного ограничения роли сената и постепенного создания внесенатского аппарата управления империей.

На первых порах императоры пытались создать такой аппарат из своих вольноотпущенников. При Тиберии, а особенно при Клавдии и Нероне эти люди много сделали для налаживания имперской администрации, независимой от сенатских страстей и интриг. Из них состоял своеобразный «кабинет министров» при императоре, где каждый отпущенник руководил отдельным ведомством — финансами, прошениями, деловой перепиской и пр., из них же комплектовался штат каждого такого ведомства — помощники, поверенные, писцы, счетоводы. Уже очень рано, однако, рядом с внесенатской отпущеннической администрацией начинает складываться внесенатская администрация из всадников. Август назначил в каждую провинцию помимо наместника из сенаторов так называемого прокуратора из всадников. Задача его состояла в сборе налогов в императорскую казну — фиск, но в не меньшей степени и в наблюдении за наместником вплоть до — если понадобится — его устранения. Соответственно прокураторы чаще всего находились с наместниками в лютой вражде, которая вызывалась разницей в их происхождении, традициях, психологическом облике. Наместником, как правило, был пожилой или средних лет сенатор, в I в. н. э. еще обычно из старого римского рода, относившийся к императору опасливо и настороженно, выше всего ставивший свои привилегии и независимость и ненавидящий самую мысль о том, чтобы стать винтиком в безликой государственной машине. Прокуратором почти всегда — провинциал, десятилетиями тянувший лямку в легионах, дослужившийся до средних командных должностей, после демобилизации, уже старым человеком, получивший прокуратуру (и солидное жалованье) прямо от императора и ответственный только перед ним, не привыкший иметь собственное мнение по вопросам, его не касающимся, готовый выполнить любой приказ своего государя. Люди этого последнего типа столь же явно подходили для создания единого, чуждого всему местному и традиционному аппарата управления империей, сколь люди первого типа были для него малопригодны.

На протяжении I и начала II в. прокураторская администрация складывается, упорядочивается, растет вширь и вглубь. При Августе прокураторов было 25, при Веспасиане уже 55. В 53 г. Клавдий приравнял прокураторов к магистратам и дал им право юрисдикции и военного командования. В 69 г. Вителлий(Вителлий — один из недолго правивших императоров периода гражданской войны 68–69 гг.) стал замещать всадниками также и те посты в имперской администрации, которые до тех пор занимали отпущенники. Полувеком позже Адриан дополнил и развил эти меры. Внесенатская администрация становилась единой системой государственного управления.

В главную политическую формулу ранней империи входило кроме слова рах и другое — Romana. Оно означало прежде всего, что земли, образующие империю, — «римские», т. е. находятся в прямом подчинении Риму, управляющему ими на основе военной силы. Но вместе с тем слово Romana передавало и то общее качество, которое на протяжении эпохи принципата постепенно приобретали все земли империи в результате романизации.

Забота о превращении империи в единообразную систему пронизывает деятельность римской администрации на протяжении всей эпохи. Империя организована вокруг единого центра — Рима. Рим разделен на 14 районов; во главе каждого — свой прокуратор; все прокураторы подчинены префекту столицы; в его руках когорты городской стражи, пожарники, тайные агенты, которые вместе обеспечивают беспрекословное выполнение его указаний. В империи множество городов, каждому из которых подчинена определенная территория с определенным населением — как Риму вся империя.

Города делятся на разряды. Есть колонии, с самого начала заселенные полноправными римскими гражданами; есть муниципии, в провинциях обычно существовавшие до прихода римлян и лишь постепенно добивавшиеся гражданского полноправия. Повторяя деление Рима на районы, империя делится на провинции. Во главе каждой из них стоит римская администрация, которая обеспечивает сбор налогов, контролирует выполнение законов, следит за денежно-финансовым положением, строит дороги и города. Деньги, дороги, градостроительство — все направлено к единой цели: созданию механизма, стирающего местную самостоятельность и подчиняющего жизнь, господству римлян.

Трудно представить себе то бесконечное многообразие монет и денежных систем, которое царило в отдельных областях средиземноморского мира в доримскую эпоху. С установлением империи города и области, сохранившие право на собственные эмиссии, чеканят только медную монету местного обращения. Над этими многообразными, Местными и потому в массовом сознании не совсем полноценными деньгами стоят единственные подлинные, всеобщие деньги: римский серебряный сестерций, серебряный денарий (4 сестерция), золотой аурес (100 сестерциев).

Право на их чеканку — монополия императора, и его изображение всегда и всюду украшает их лицевую сторону. Содержание благородных металлов в них на протяжении описываемого периода до середины II в. меняется мало, и люди воспринимают их как единый и неизменный эталон ценности. Зримо и конкретно воплощают они единство жизни в империи — сделки с уплатой в денариях засвидетельствованы документами из самых отдаленных уголков Сирии и Испании, Италии и Дакии.

Столь же простым и непреложным выражением единства империи и постоянной взаимосвязи всех ее частей были знаменитые римские дороги. Общая протяженность их составляет 150 тыс. км (при расстоянии между крайними точками империи 5 тыс. км), и все они как бы расходятся от единого центра— позолоченного дорожного столба, расположенного в северо-западном углу, римского форума. Построены дороги одинаково — на. основании из больших каменных плит лежит толстый слой гравия, косо поставленные боковые плиты образуют кювет. Они имеют примерно одинаковую ширину — 4–5 м; одинаково оформлены — дорожными столбами с указанием имени императора, года его правления, в который столб был установлен, расстояния до ближайшего города; служат единой цели — максимально быстрой переброске войск, товаров, почты; подчинены единому режиму эксплуатации — размещенные вдоль них станции по стандартно оформленным подорожным предоставляют государственным чиновникам и курьерам лошадей и носилки. Такие дороги вызваны практической необходимостью, но есть в них и некоторое символическое значение: проложенные раз и навсегда, неподвластные времени (многие из них используются до сих пор), идущие через горы, реки, болота, пустыни, они завершают и скрепляют завоевание, накладывают на пеструю аморфность этнографии и природы каркас и контур империи. Римляне долго пытались покорить воинственные племена лигуров, населявших приальпийские территории на северо-западе Италии и востоке Галлии; сочтя, что покорение лигуров наконец завершено, Август в 7 г. н. э. проложил через их земли дорогу, которую назвал «Юлиевой — Августовой» и где установил трофей — символ завоевания. Юго-восточная граница римских владений стала считаться окончательной лишь со 137 г., когда по северному берегу Красного моря прошла 800-километровая Адрианова дорога.

Основание новых городов было самой массовой и самой радикальной формой романизации. Число городов в империи составляло несколько десятков тысяч, в одной Италии при Флавиях их было 1200. Непрерывно возраставшее городское население достигало цифр по античным масштабам огромных: в Риме жило никак не менее миллиона человек, в Карфагене к концу II в. — 700 тыс., в Александрии — 300 тыс. уже на рубеже нашей эры, в Антиохии эта последняя цифра должна была быть превзойдена к концу I в., население Эфеса составляло 225 тыс. человек, Пергама — 200 тыс., в Великой Галлии существовало не менее 15 городов с населением от 40 тыс. до 200 тыс. человек.

Формы урбанизации отличались значительным многообразием. Одной из самых распространенных во все времена было выведение колоний ветеранов, превращавшихся позже в такие значительные города, как Лугдунум (Лион), Агриппинова колония (Кельн), Колония тревиров (Трир), Эмерита Августа (Мерида). Наряду с этими новыми городами бурно развивались, притягивая массы пришлого населения, древние, культурные центры, сложившиеся задолго до римского завоевания, вроде Массилии в Галлии (Марсель), Гадеса в Испании (Кадис), Милета в Малой Азии. Города возникали естественно, из разросшихся небольших селений или из поселков, складывавшихся вокруг лагерей легионов, а также создавались искусственно — закладывались наместниками и полководцами в честь императора. Достаточно взглянуть на карту империи и обратить внимание на многочисленные города, в названиях которых фигурируют слова Августа, Флавия, Ульпия, Элия, чтобы в этом убедиться.

Формы муниципализации были многообразны, сущность ее одна. В городах концентрировались наиболее зажиточные и влиятельные люди из местных народов и племен. Раздача прав римского гражданства и других привилегий привлекала их на сторону империи, открывала пути продвижения и карьеры, сливала с местными римлянами. В силу своего положения эти люди образовывали социальную базу раннего принципата, резерв местной администрации, низших и средних командных кадров армии. Город представлял собой четко организованную местную общественную структуру, включенную в столь же четкую всеобщую структуру империи. Если в городах Востока с их вековыми традициями положение это осложнялось многими обстоятельствами, то в западной половине империи оно реализовалось совершенно ясно. Во главе города стоял сенат, избиравшийся из местных богачей собранием граждан, воспроизводивший в местном масштабе сенат римский. Подобием римских консулов были два дуовира, возглавлявшие исполнительную власть в городе, тогда как местные эдилы, ответственные за порядок и снабжение, и местные квесторы, ведавшие хозяйственными вопросами и сбором налогов, копировали соответствующих римских магистратов.

Завершением и самым непосредственным воплощением муниципального единства огромной империи были те специфические для этой эпохи общие формы, которые принимали градостроительство, быт, повседневная жизнь. Здесь опять-таки города, сосредоточенные в Греции и на востоке империи, нередко сохраняли свою индивидуальность, до подавляющее большинство их в западных провинциях, как и в Италии, обнаруживает множество общих черт. План города в целом совпадает с планом римского военного лагеря: одна главная магистраль пересекает его с севера на юг, другая — с запада на восток; в пределах образованных ими квадратов — более мелкие квадраты кварталов; у перекрестка основных магистралей расположена центральная площадь — форум. По периметру прямоугольного форума почти всегда размещаются общественные здания — базилика, курия, храмы, вся площадь окружена портиком, проход на нее оформлен одними или несколькими воротами. Неподалеку от форума возведены сооружения, предназначенные для зрелищ, — амфитеатр для гладиаторских боев и травли диких зверей, цирк, где происходят ристания, театр. Близ форума находятся и бани, без которых римляне, а вслед за ними и провинциалы не мыслили себе жизни. «В банях жизнь тратится, да без них ее и нет», — говорилось в одном популярном стишке. Наконец, жилые кварталы, занятые многоквартирными инсулами или особняками, которые при всех местных отличиях также обнаруживают множество общих черт. Больше всего поражает массовость, вездесущность этого римского уклада жизни. Между современными Тулузой и Бордо, например, лежит группа мелких городков, сравнительно недавно раскопанных французскими археологами. В римские времена то было глухое галльское захолустье, и тем не менее почти в каждом из них обнаруживаются водопроводы, бани, базилики и форумы, декоративные мозаики, статуи на площадях и произведения местного искусства в жилых домах.

Отсутствие опустошительных войн на протяжении жизни многих поколений, постепенное укрепление правовых норм, налаживание ответственного аппарата управления, установление торговых связей между отдаленными районами империи, интенсификация и изощрение ремесленного производства, распространение цивилизации — все это сообщало ранней римской империи определенное положительное историческое содержание. Pax Romana была жизненной реальностью, оправдывала себя, приносила плоды — по крайней мере до середины II в.

Читайте также

Глава 1. Ecclesia Catholica Romana

Глава 1. Ecclesia Catholica Romana Римско-католическая Церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) – крупнейшая по численности своих приверженцев, а так же по охвату территорий распространения своего учения ветвь христианства на нашей планете. Вот что говорят о своей Церкви сами католики (цитирую

PAX ROMANA

Pax Romana

Pax Romana Все сказанное выше составляло лишь одну сторону дела. Непосредственной предпосылкой возникновения принципата явился кризис полиса, вызванный несоответствием его политического механизма изменившемуся характеру Римской державы. Главной целью политики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *