Что такое open call для художников
6 конкурсов сентября для дизайнеров
Гранты, open calls и другие творческие активности.
Dana Moskvina / Skillbox Media
CA Communication Arts Typography Competition 2021
Ежегодный конкурс типографики Communication Arts 2022 Typography Competition принимает работы участников по всему миру. В этом году подать заявку можно в одной из 13 категорий: от брошюр, постеров и упаковки до сайтов, моушн-дизайна и каллиграфии. Главное условие — проект должен быть создан в период с сентября 2020 года по сентябрь 2021-го.
Дедлайн: до 24 сентября.
Open call для художников декоративного искусства
Выставка декоративного искусства «Житейское море» проводит конкурс среди художников. Принять участие в проекте можно с работой в одной из заданных техник: керамика, горячая эмаль, авторский текстиль (батик, гобелен, смешанные техники). Сама выставка пройдёт с 28 сентября по 21 октября в пространстве «Открытых мастерских» в Санкт-Петербурге.
Дедлайн: до 24 сентября.
Конкурс по разметке карт
Урбанист Алексей Радченко и его команда проводят марафон по картографированию городов России с помощью программы OpenStreetMap. В течение всего сентября организаторы будут принимать данные по девяти факторам, влияющим на аварийность на дорогах. Первым трём победителям вручат денежные призы, остальные участники получат ценные подарки.
Дедлайн: до 30 сентября.
Грант Музея современного искусства «Гараж»
Музей «Гараж» открывает приём заявок для молодых художников, работающих в сфере актуального искусства. Грантовая программа нацелена на развитие профессиональных навыков и расширение исследовательских интересов. Экспертное жюри отберёт 15 победителей, которые в течение года будут получать ежемесячную выплату на реализацию проектов.
Дедлайн: до 30 сентября.
Конкурс на создание ювелирных украшений
Молодые дизайнеры ювелирных украшений смогут попробовать свои силы в новом проекте от компании «Наше золото». Участникам предлагают создать эскиз одного изделия, сета из трёх предметов или целой коллекции. К заявке нужно приложить описание концепции с указанием материалов, которые будут использованы. Количество эскизов от одного участника не ограничено.
Дедлайн: до 30 сентября.
Конкурс социальной рекламы «Твой взгляд»
ЦСИ «Винзавод» проводит конкурс для художников, иллюстраторов и дизайнеров. В этом году работы принимают по темам «Город и Ты» и «Соцсети: быть, а не казаться». Кроме того, участники могут предложить свои варианты тем для наружной рекламы социальных проектов. Победители получат денежные призы и возможность разместить свои работы на медиафасаде Центрального телеграфа на Тверской.
Дедлайн: до 30 ноября.
Журналистка. Пишет про дизайн во всех его проявлениях. В свободное от работы время ведёт Telegram-канал о кино «Нарушевич смотрит».
Центр творческих индустрий «Фабрика» запустил open call для художников
Ц ентр творческих индустрий «Фабрика» открывает прием заявок на восьмую сессию программы «Фабричные мастерские». Подать заявку на получение мастерской или показ своего проекта можно до 10 января 2022 года.
Участвовать в конкурсе могут художники старше 35 лет с опытом работы не менее пяти лет. В этом году предпочтение будут отдавать только персональным проектам — междисциплинарным или выполненным в одном жанре. Участники также могут претендовать на специальный грант от мастерской «Пиранези LAB». В этой номинации будут представлены оригинальные проекты в техниках шелкографии, глубокой или высокой печати, альтернативных фотопроцессов.
Заявка должна включать в себя резюме, портфолио, мотивационное письмо, описание или план проекта с указанием номинации. Лидерам конкурса организаторы предоставят студию или выделят до 30 тысяч рублей на воплощение проектов в пространствах «Фабрики» в 2022 году. Имена победителей станут известны 28 января. Работу над проектами они смогут начать с 15 февраля.
В состав жюри восьмой сессии «Фабричных мастерских» вошли основатель печатной мастерской «Пиранези LAB» Алексей Веселовский, галерист и куратор Елена Куприна-Ляхович, директор «Фабрики» Ася Филиппова, художники Станислав Шурипа и Марина Звягинцева.
Центр творческих индустрий «Фабрика» открыл «Фабричные мастерские» в 2014 году. Программа направлена на поддержку современных художников разных направлений. За шесть лет в рамках мастерских было реализовано более 50 экспериментальных и новаторских художественных проектов.
Подробнее о восьмой сессии «Фабричных мастерских» читайте на официальном сайте.
БЫТЬ ЗАМЕТНЫМ: КАК ФОРМАТ OPEN-CALL В РОССИИ СВЯЗЫВАЕТ ХУДОЖНИКА И ИНСТИТУЦИЮ
Быть востребованным современным художником в условиях жесткой конкуренции — задача непростая, и множество российских выпускников художественных вузов, работающих не по специальности, тому наглядное подтверждение. Формат Open call, однако, с успехом решает эту задачу, причем не только за рубежом, но и в России. О том, как Open call прокладывает важнейший мост между молодым художником и институцией — в нашей новой статье.
Формат Open call пришел в Россию из американской культуры. Это одновременно отличный старт для художника и обеспечение площадки приливом новой творческой энергии, где молодые люди набираются опыта, находят собственный стиль, идут вперед, утверждая свою особую точку зрения.
После распада Советского Союза страны бывших Союзных Республик часто прибегали к этому формату, чтобы создать свою собственную историю искусства. Сегодня российские институции также активно использует Open Call для привлечения новых имен. В рамках этого формата большинство резиденций действуют по принципу открытого конкурса, на который художники присылают заявки сами.
Open Call — выставка, где размещение работ допустимо лишь только после предварительного конкурса. Полное соответствие идее куратора и техническому заданию задача не из легких, и вряд ли найдется готовая работа, которая идеально подойдет по тематике. Как правило, после объявления Open Call-а художнику дается время на создание той самой работы. Часто заявка принимается в форме “описания задуманного”, и в случае, если она утверждается, институция выплачивает художнику грант на изготовление проекта. Единоразовое мероприятие с одной или несколькими работами, или персональная выставка — итог формата Open Call.
Конкурсы и премии — тоже своего рода соревнование, вот только в отличие от Open Call-а выбор победителя осуществляется во время выставки, а не на предварительном этапе. Здесь могут появиться совершенно любые работы. Часто на выставках, объединенных какой-либо тематикой, представлены не только живописные полотна, но и работы в технике декоративно-прикладного искусства, стеклянные и деревянные скульптуры, мозаичные полотна и эмали.
Все форматы взаимодействия художника с выставочными площадками в основе своей одинаковы — где-то меньше конкуренции, где-то выше премии и гранты — но все эти мероприятия нацелены на развитие арт-среды и появление новых имен и работ. При этом чем больше фестиваль или престижнее премия, тем меньше шансов у художника быть замеченным. Увы, часто это становится решающим фактором для молодого художника. Руки опускаются, нет уверенности в своих силах, а мысль о том, что места в первом ряду давно заняты, становится трагическим лейтмотивом творческой жизни. И все же, это не повод отказываться от возможностей, которые предоставляют Open Call-ы в России — шанс есть у каждого.
Ближайшие Open Call-ы в России
Open Call для молодых художников от пространства Склад 17 // Литейный проспект, 18, Санкт-Петербург
Тема проекта: общение. Техника выставляемых работ: скульптура, коллаж, графика, видео, инсталляция и другое. Заявки принимают до 25 ноября 2020 года на электронный адрес sklad17.spb@gmail.com (в теме письма укажите «заявка на Open Call»). Приложите к письму CV (резюме), портфолио (в формате PDF), и идеи проекта. От каждого участника конкурса принимается только один проект.⠀Выставку планируют провести зимой 2021 года.
Open Call от TZVETNIK куратора выставочного сезона 2020/21 в галерее ISSMAG // Малый Каретный переулок, 9, Москва
Выбранным художникам предоставят возможность участия в сольной или групповой выставке в галерее ISSMAG. Заявки принимают до 6 ноября 2020 года на электронный адрес opencall@tzvetnik.online. Приложите к письму портфолио, напишите несколько слов о себе, оставьте ссылки на социальные сети.
Стартовал open call «ИЗОляция» для произведений современного искусства
К уратор InGallery Анастасия Никулина запустила Международный open call «ИЗОляция» для произведений современного искусства, созданных в период пандемии COVID-19. Прием заявок открыт до 22 апреля.
На open call принимаются произведения современного актуального искусства: живопись, графика, скульптура, инсталляции, медиа-, сайнс- и видеоарт, созданные с января 2020 года по настоящее время.
Отсканированные или отснятые в высоком разрешении и качестве файлы должны сопровождаться названием и именем художника, описанием, техникой и размерами работы.
«Тема исполнения свободна от рамок, но мы были бы признательны, если вы выскажетесь на остросоциальную тему, волнующую вас в состоянии изоляции», — отметила Анастасия Никулина.
По результатам open call будет создан электронный каталог из работ художников и проведена выставка в пространстве Cube.Moscow.
Подробная информация о проекте — на сайте.
Арт-платформа Cube — инновационная платформа, созданная для расширения культурного диалога между российским и международным арт-сообществами, более тесного взаимодействия участников арт-рынка и усиления влияния российского современного искусства на международной арене.
Как провести опен-колл для арт-проекта?
Разбираемся с арт-менеджерами, для чего нужен опен-колл, как его организовать и в каких случаях делать этого точно не стоит.
Что такое опен-колл?
Опен-колл — это специальная отборочная программа для художников, фотографов, театральных коллективов и любых других деятелей искусства для участия в каком-либо арт-проекте.
Как правило, опен-колл проводится в виде конкурса. Кураторам и культурным площадкам такой формат позволяет привлечь внимание авторов к своему проекту, исследовать текущий художественный процесс или какую-либо проблематику в искусстве. Авторам и художественным коллективам — получить аудиторию, средства на создание своего художественного произведения.
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Зачем галереям, театрам и выставочным площадкам нужны опен-коллы?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Все выставочные площадки заинтересованы в проведении опен-коллов. Это неотъемлемая часть работы арт-институций — осуществление просветительской миссии, открытие новых имён, демократичность выбора художников. Если площадка выставляет одних и тех же художников, это дурной тон — она обязательно столкнётся с критикой со стороны арт-сообщества.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
Главная ценность опен-колла — возможность увидеть свежие имена. Если хочется эксперимента, непредсказуемости, свежести, это хорошая идея.
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Опен-колл — отлично работающий инструмент для регионов. Возможно, некоторые знают: на Севере плохое транспортное сообщение. Например, из Архангельска в Мурманск по морю всего 600 км. Но нет прямого авиасообщения. На машине ты должен добраться до Питера, потом ехать в Мурманск — это невозможно долго, а дороги где-то лучше, где-то хуже.
Такая разобщённость и транспортная недоступность, конечно, влияют на культурную жизнь. Люди просто не знают друг друга. Опен-колл в этом плане — серьёзный мотивационный инструмент. С его помощью гораздо проще и легче привлечь художников, арт-менеджеров, продюсеров, чем бегать с лупой по городам и весям.
Чем отличается опен-колл в разных сферах искусства?
Для выставочных проектов, напротив, важнее архитектурная концепция: то, как будут экспонироваться художественные объекты, как будет организовано пространство. Выставка — это некий ансамбль, который будет представлен зрителю единовременно. Поэтому важно, чтобы все его элементы были концептуально связаны между собой.
Есть ли строгие правила в проведении опен-колла?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Нет какого-то единого, принятого всеми регламента. Последний опен-колл на поступление в «Свободные мастерские» длился почти три месяца. Нам пришло более 300 заявок — часть уже после того, как дедлайн подачи официально истёк. И мы поняли, что не можем уравнять возможности тех, кто успел прислать заявку до дедлайна, и остальных. Мы предложили им участвовать в открытых образовательных программах Лектория MMOMA или поступать к нам на следующий год.
Поэтому при поступлении заявки соискателю нужно сразу сообщить, что она принята, и срок, в который вы вернётесь с решением по ней.
Все данные о художнике или — в нашем случае — кураторе, подавшем заявку на обучение, собираются в общей таблице. Если человек не прислал какой-то документ или к нему возникли дополнительные вопросы, мы уточняем недостающую информацию. Появляется общая информационная сетка обо всех участниках опен-колла.
А дальше осуществляется непосредственно отбор участников выставки. Как правило, он проходит в несколько этапов. На первом отсекаются участники, чьи заявка или опыт не соответствуют концепции проекта. Им сразу сообщают об отказе. И так несколько раз, пока не сформируется основной состав участников.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
Я курирую одно из направлений Фонда культурных проектов «Четверг», связанное с ольфакторным искусством. Ольфакторное искусство задействует в ткани произведения зрительское обоняние, ароматы и запахи. И здесь я впервые не представляю собственные художественные интересы, а помогаю другим художникам развить свои идеи в направлении, пока не очень популярном и даже эксклюзивном.
По итогам опен-колла художники, попавшие в шорт-лист, раз в неделю встречаются с куратором своего направления. В моём случае встречи проходят в формате воркшопа. Работа с запахами очень специфичная, и для меня важно в первую очередь поделиться практическими навыками этой работы. А уже потом помочь авторам с технической и концептуальной реализацией их проектов.
Как устроен отбор произведений искусства в опен-коллах?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Раз в два года «Свободные мастерские» MMOMA проводят среди русскоязычных художников опен-колл на участие в выставке «Мастерская». Заявки рассматривает кураторская группа выставки — обычно это координаторы и руководитель школы.
Я думаю, в составе жюри на опен-колле должны быть приглашённые эксперты. Иначе на сотрудников площадки, организующей опен-колл, ложится дополнительная ответственность. Например, когда наши эксперты рассматривают заявки студентов или выпускников «Свободных мастерских», может возникать личное отношение к работам. Они знают историю студентов: с чем они поступали, какие творческие вызовы у них были, как они их преодолевали. Эксперт знает, что художник очень старался, что участие в выставке ему внутренне необходимо. И если сейчас он по каким-то критериям не дотягивает, то к выставке точно сделает лучше! Возникает понятный соблазн пойти навстречу, сделать поблажку. Личного момента сложно избежать, поэтому ротация в жюри опен-колла — это важно.
Эксперт, который никогда не видел художника, оценивает его работу более объективно. Если ты — человек изнутри, требуется больше рефлексии. Но есть и преимущества: знание творческого стиля художника даёт возможность лучше представлять себе общую картину выставки.
Но часто бывает так, что присланные работы «сами выбирают», о чём будет выставка. То есть основой проекта в итоге становятся работы, пересекающиеся тематически и визуально.
Я проводила внутренний опен-колл для выставки работ выпускников «Свободных мастерских». По итогам опен-колла оказалось, что много работ фокусируются на конкретной предметной области. И сейчас я переделываю выставку под эти работы. Многим художникам пришлось отказать — к счастью, они тоже понимают, что отказ происходит из-за нюансов, которые не могут предугадать ни они сами, ни куратор выставки, ни организаторы.
Не стоит расстраиваться, если работа не прошла отбор. Часто бывает так, что работа с интересной идеей, правильно заполненной заявкой и прочим не подходит только потому, что другие оказались ближе друг к другу по какой-то внутренней пластике или легко объединяются в общую тему.
Заявки смотрит большое количество музейных сотрудников. Если даже в этот раз работа на выставку не прошла, есть вероятность, что художника заметят, запомнят, подпишутся на него в соцсетях, сохранят его портфолио в архиве и, возможно, пригласят к участию в других проектах.
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Экспертный совет нужно формировать так, чтобы художникам было комфортно заявлять свои работы перед людьми, которых они признают экспертами. Когда у арт-проекта есть заказчик или влиятельный партнёр — люди из бизнеса или государственной структуры, — возможно, стоит оградить художников от знания, что их будут судить люди, не связанные с искусством, не имеющие веса в арт-сообществе. Мне кажется, это выигрышная стратегия: чтобы и волки сыты, и овцы целы.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
У меня много сомнений вызывает категория экспертности как таковая. Экспертности не существует — эти границы размыты. Но если нужно производить отбор, люди, которые займутся этим, должны максимально различаться. Это могут быть и художники, и обычные зрители, которые не имеют специализации в области искусства. Не только кураторы, у которых есть символический капитал, статус и тому подобное. Это то, к чему сейчас стремится театр: горизонтальность и взаимодействие с аудиторией.
В искусстве нужно избегать вертикалей, они везде присутствуют в избыточном количестве. Эксперты в жюри художественных премий, опен-коллов — это люди с похожим статусом, похожей биографией. Почему экспертность выглядит так? Театральные проекты создаются исключительно для зрителей — и есть много прецедентов, когда в качестве экспертов собирается инклюзивная группа, куда входят не только профессионалы. В этом множестве голосов, точек зрения, различий в художественном и личном опыте кристаллизуются правильные и адекватные выводы.
В каких случаях опен-колл — это плохая идея?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Опен-колл вносит нестабильность в кураторский процесс. Часто работы, присланные художниками, меняют тему выставки и её изначальную концепцию. Если куратор не готов к этому — например, он точно представляет, какие работы должны быть представлены на выставке, — нужно просто звать тех художников, чьи работы складываются в голове у куратора в некое высказывание.
Не всегда опен-колл подходит и самим художникам. Чтобы создать работу специально для выставки, нужны дополнительные ресурсы. Встаёт вопрос реализации, продакшена. Часто итоговая версия отличается от поданного эскиза. В этом плане опен-колл для меня означает отсутствие контроля над содержанием выставки. А я за максимальную конкретику и ясность в работе.
Опен-колл — плохая идея, если у вас ограниченный бюджет на выставку. У любого куратора есть список хотя бы из нескольких имён — художников, которых он ценит и планирует открыть публике. Лучше организовать достойную выставку на несколько участников, чем на 30 человек, если у всех тридцати будет слабая реализация.
Связь художников и кураторов — интимная вещь: многое делается по любви. Поэтому важно, чтобы не было обманутых ожиданий. Если бюджет выставки ограничен, нужно заранее оговаривать все условия. Например, что создание произведения и доставка его на площадку, в выставочное пространство, будет происходить за счёт автора.
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Опен-колл — точно плохая идея, когда вы не знаете наверняка, что вам нужно. Когда вы не определили свои намерения и цели, не рассчитали возможности, подняли каких-то людей на уши, а получили мертворождённый проект. Я даже не знаю, что хуже: когда не получилось или получилось, но плохо. Хорошо получится, если разложить все карты и быть максимально честным с собой, заказчиком, художниками и партнёрами. Иначе ваша репутация куратора потеряет столько, сколько энергии будет затрачено этими людьми.
Если нужно просто чем-то занять стены, ничего плохого в этом нет. Можно позвать знакомых художников и перформеров и вместе обсудить, что вам нужно, подготовить общее техзадание на выставку или проект. Худший вариант провести опен-колл — когда куратор или арт-менеджер вообще не понимают, что им нужно, кого позвать на площадку.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
Главное правило: опен-колл не должен стать эксплуатацией художественного труда. Часто региональные опен-коллы проходят в формате «Приезжайте в наш город, мы дадим вам три тысячи на материалы, вы внесёте неоценимый вклад в культуру нашего региона! Дорога за ваш счёт».
Концепция в таких случаях формулируется как очень внятный коммерческий заказ, а условия участия — как рассуждение о творческой свободе. И многие молодые художники на это соглашаются, потому что им важно набирать опыт взаимодействия с культурными институциями.
Но если финансовое вознаграждение не предполагается, организаторы опен-колла должны подумать о символическом обмене. Например, что вы можете сделать в плане инфоподдержки участников, пиара события.
Что нужно для успешной организации опен-колла?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Основное правило успешного опен-колла — продуманная методология и предельно внятная коммуникация с потенциальными участниками.
Вы должны ясно представлять:
Ответы на эти вопросы должны отражаться и в организации опен-колла, и в сопроводительных текстах — анонсе и заявке на участие. Нужно избавить и соискателей, и экспертов от воды: заранее подумать над списком документов, содержанием заявки — сузить и конкретизировать условия отбора, прописать каждое положение однозначно и конкретно.
Заранее найти платформы, где будет анонсироваться опен-колл. На Уральской индустриальной биеннале в 2020 году презентовали хороший агрегатор AiR of Russia Ассоциации российских арт-резиденций. Это полезная площадка с хорошим рубрикатором, где художники могут следить за программой арт-резиденций, образовательными и выставочными проектами в арт-среде.
Но нужно понимать, какие агрегаторы и онлайн-издания близки вашей аудитории. У «Свободных мастерских» есть своё комьюнити, и поскольку мы являемся частью MMOMA, нашей деятельностью интересуется и большое музейное сообщество. Поэтому обычно нам достаточно публикации в своих соцсетях и на сайте, чтобы информация стала расходиться по другим платформам. Но это возможно только потому, что у музея есть определённый статус в арт-сообществе. В большинстве случаев куратору опен-колла нужно позаботиться о партнёрских интеграциях со СМИ.
Как искать участников опен-колла в других странах?
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Наша работа сосредоточена в Баренц-регионе, куда входят прибрежные регионы России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Партнёрами и донорами арт-проектов, которые мы реализуем, выступают культурные институты этих стран, крупные добывающие компании и региональные министерства. Например, норвежский Баренцев Секретариат и его программа приграничного сотрудничества в сфере культуры и искусства BarentsKult.
Но число российских кураторов, которые инициируют международные проекты в своих регионах, стремится к нулю. Здесь это абсолютно свободная ниша. Поэтому Баренцев Секретариат очень лоялен к заявкам от российских кураторов. Успех, по большому счёту, зависит от того, насколько верно заполнена формальная заявка на грант. И проект должен соответствовать определённым культурным стандартам: быть доступным людям без гендерных, расовых и религиозных ограничений, людям с ОВЗ и так далее.
В течение года есть 2 ступени, когда можно подать такую заявку: до 1 марта и до 1 сентября. В 2020 году, на фоне пандемии, у секретариата появились небольшие постковидные гранты — приблизительно на 50 тысяч крон, около 400 тысяч рублей. Подать заявку на них можно в любой период.
Российские учреждения культуры, НКО и бюджетные организации не могут получать финансирование в иностранной валюте. Мы берём эту функцию на себя.
Шандор Козлов
В первую очередь мы представляем венгерскую культуру в России. Но к нам часто обращаются и венгерские партнёры, чтобы помочь им с контактами здесь. Скажем, есть джазовый фестиваль в Венгрии — к нам обращаются, чтобы мы нашли российский джазовый коллектив по определённым критериям: музыкальный жанр, состав музыкантов и тому подобному.
Мы активно мониторим венгерскую культурную среду и, если запрос приходит от российских организаторов, в большинстве случаев знаем, что им предложить в разных культурных сферах. Что касается областей, где мы разбираемся меньше, обращаемся в компетентные венгерские институты.
Например, если нас попросят найти современного академического композитора, мы свяжемся с Budapest Music Center — крупным институтом современной академической музыки, который объединяет музыкальное издательство, концертную площадку и образовательный центр. Есть также Музыкальная академия Ференца Листа, будапештский Дворец искусств — как правило, мы отправляем им описание проекта, список его участников и указываем, от кого исходит запрос. По статусу участников там определяют, кого посоветовать с венгерской стороны.
Мы сотрудничаем с ЦСИ Винзавод в организации арт-резиденций. Они обратились к нам с предложением проводить арт-резиденции для молодых венгерских художников на Винзаводе. Мы в свою очередь обратились в Art Market Budapest, это крупнейшая ярмарка современного искусства в Венгрии. Те сформировали список из 20 молодых венгерских художников, из которых уже Винзавод выбирает, кого пригласить в свою арт-резиденцию.
В организационных и финансовых вопросах у разных культурных институтов свой подход. Мы придерживаемся позиции, что если российский партнёр заинтересован в проведении своего мероприятия, значит, расходы нужно делить. Как национальный культурный институт мы можем взять на себя визовую поддержку, перелёт участников, их гонорар. А российского партнёра просим обеспечить местный трансфер, исполнение технического райдера, проживание артистов, какие-то сопутствующие расходы.
В информационной поддержке российских опен-коллов нам сложно участвовать. Мы работаем в российском культурном пространстве, наш контент — на русском языке. Поэтому в Венгрии за нами следят только те институции и партнёры, с кем мы работаем давно и постоянно. Если и анонсировать опен-колл для венгерских участников, лучше сразу делать это на национальных платформах: через тот же Art Market Budapest, местные арт-галереи, фотоцентры.
Каждый год мы берём новую тематику — в 2020-м и 2021-м это были мода и дизайн, а 2022-й будет годом современного искусства. Планируем, что у новых проектов Венгерского культурного центра будет какое-то прикладное развитие. Скажем, если мы делаем проект с кем-то из венгерских дизайнеров, — что они потом будут представлены на российском рынке, что здесь у них будет какая-то дистрибуция. Не просто привезли, показали и разъехались по домам.
Из-за ограничений, связанных с пандемией, мы стали запускать больше гибридных проектов, которые имеют и физическую, и цифровую основу. И есть планы делать российско-венгерские проекты в формате совместного продакшена. Например, художественную выставку, для которой российские и венгерские художники создали бы совместную инсталляцию, некий арт-объект.
Где разместить информацию о проведении опен-колла для потенциальных участников?
Международная онлайн-платформа для художников и кураторов. Ей пользуются организаторы известных биеннале и художественных ярмарок, издатели в сфере искусства и команды многих знаменитых музеев мира.
Сайт Ассоциации арт-резиденций России с агрегатором текущих резиденциальных программ в разных регионах страны.
Telegram-канал, анонсирующий опен-коллы в рамках российских и международных выставок, конкурсы и гранты для художников.
Andrew Stripes / Alfator / Giuliano Del Moretto / Pixel-Shot / Krakenimages / dana moskvina / Skillbox
Перформативное искусство — любой вид сценического или исполнительского искусства, который разворачивается во времени и пространстве при участии живого исполнителя: актёра, танцовщика, инструменталиста, вокалиста, перформера-акциониста.