Что такое open call
Что такое арт-резиденции и как в них попасть?
Мой мир никогда не будет прежним! До этого года я вообще не знала, что такие штуки существуют!
ЧТО ТАКОЕ АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ?
Это организация, куда художник, куратор, искусствовед, арт-менеджер, продюсер приезжает на определенное время поработать, людей посмотреть и себя показать. Близкий советский пример — творческий отпуск.
Резиденция может быть резиденцией в прямом смысле слова: у культурной организации есть в собственности дом, квартира, мастерская, нечто вроде советской творческой дачи, куда регулярно приглашаются поработать люди искусства. Но суть программы — не место, а возможность для художника, искусствоведа, куратора провести некоторое время в работе над проектом или исследованием.
⠀
КАКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ХУДОЖНИКА?
Очень сильно различается финансовая сторона вопроса. Резиденция или резидентская программа может оплачивать участнику все расходы: дорогу, проживание, питание и прочие текущие. Может оплачивать только проживание, но не оплачивать дорогу, или наоборот. Может не оплачивать ничего. Могут предоставляться средства на реализацию проекта, над которым художник будет работать в резиденции, а могут не предоставляться. Есть и платные резиденции, то есть художник должен сам платить за право там работать, и суммы могут быть трех- и даже четырехзначными — в долларах и евро.
⠀
Большинство резиденций действуют по принципу open-call — открытого конкурса, на который художники (и прочие специалисты) присылают заявки сами.
Ниже пример условий арт-резиденции Арт-Коммуналка в г. Коломне*
Условия Конкурса и правила участия: отбор резидентов осуществляется на основе заявок. На рассмотрение принимаются ранее не реализованные проекты, отвечающие целям конкурса. Особо приветствуются художественные и драматургические проекты в духе «культуры участия», вовлекающие в творческую работу местное сообщество, различные группы горожан — реализованные, в том числе, в общественных пространствах Коломны. Также приветствуются проекты, предлагающие образовательные программы по искусству для детей и взрослых. Результатом литературных проектов должны быть тексты на русском языке.
Требования к заявкам: участникам необходимо заполнить и представить заявку по специальной форме.
Программа резиденции включает в себя:
— осуществление заявленного (не реализованного прежде) проекта на территории арт-резиденции в утвержденные сроки (от 2-х недель до 2-х месяцев);
— публичная встреча-презентация заявленного проекта с рассказом об уже реализованных проектах и планах на резиденцию;
— участие в социальной жизни музея-резиденции (дни открытых дверей, мастер-классы, лекции и т.п. — по согласованию с дирекцией резиденции, интервью СМИ);
— завершающее представление проекта в виде экспозиции, демонстрации, перформанса и т.д. (для художников) или в виде готового текста с презентацией его публике (для литераторов);
— для художников: передачу одной из осуществлённых в резиденции работ (на выбор экспертного совета «Арткоммуналки») в фонды музея-резиденции. Для писателей — обязательство при последующей публикации текстов, написанных в арт-резиденции, указывать музей-резиденцию «Арткоммуналки», как место написания текста.
для художников — 50000 + 20000* руб.
для литераторов — 35000 + 20000* руб.
Всего по конкурсу предоставляется 7 грантов: 5 — для художников и 2 — для литераторов.
В дополнительный бюджет каждого пребывания в резиденции входят:
— бесплатное проживание в оборудованной студии, совмещенной с мастерской для работы, оплата дороги от места проживания и обратно;
— оплата визы и страховки (для иностранных граждан).
Победители конкурса получают грант на реализацию проекта и право пребывания и работы в арт-резиденции. Художники получают право представления проекта в выставочном пространстве музея. В конце года арт-резиденция издает каталог всех реализованных проектов.
Порядок выплат гранта:
1. Первая часть гранта (25 000 руб. — художникам и 17 500 руб. — литераторам) выплачивается по прибытии в резиденцию и согласовании плана реализации проекта,
2. Остаток — по завершении программы резиденции.
ГДЕ ИСКАТЬ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ?
Где искать арт-резиденции*:
1.На сайте: h ttps://www.transartists.org. Много полезной информации, стоит уделить время и почитать статьи « Как выбрать резиденцию «, « Чек-лист подходит ли вам данная резиденция » и список open-call (тех резиденций, которые ведут прием заявок сейчас).
2. На сайте: h ttp://ww w.resartis.org. Здесь тоже есть список резиденций (которых оказалось так много в мире), фильтр по ним и отзывы участников.
3. Поиск в Яндексе «Арт-резиденции в России» — выдаются статьи, в которых есть названия хотя бы, и их уже искать самостоятельно. Либо воспользоваться фильтром на вышеназванных сайтах.
ЧТО ТАКОЕ OPEN-CALL?
Это «открытый призыв«, когда галереи, арт-резиденции, организаторы конкурсов объявляют: «Ты можешь подать заявку на участие, правила такие-то, сроки-такие-то, отправлять сюда.» Вот это все мероприятие и называется open-call. Самое сложное уследить за тем, когда и кто проводит такие призывы.
Вот несколько сайтов, которые могут помочь:
1. artnagrada.ru — конкурсы для иллюстраторов, фотографов, художников.
2. citycelebrity.ru ⠀
За пароли и явки спасибо @victorialetucheva и @daozedd
* 1. Источник статьи: artguide.com/posts/1185
* 1. Источник статьи: artguide.com/posts/1185
* 2. Данные взяты из статьи на Яндекс.дзен (написанной Roman Moshenskiy, который там побывал и описывает свой опыт)
* 3. В сумму каждого гранта входят 20 000 руб. на представление завершённого проекта [создание экспозиции, видео-, фотоматериалов, реклама, подготовка печатного издания и т.д.]
*4. Спонсор информации об источниках арт-резиденций @victorialetucheva и @daozedd
* 2. Данные взяты из статьи на Яндекс.дзен (написанной Roman Moshenskiy, который там побывал и описывает свой опыт)
Так же вам будут интересны эти статьи:
Когда Open Call — все, что тебе нужно
Расскажите, пожалуйста, с чего началась деятельность ЦНЭИ, и как получилось, что первая же выставка была организована на основе Open Call?
В Советском Союзе не было опыта работы в формате Open Call. В ЦНЭИ эту практику внедрили наши основатели Сониа и Эдуард Паласаняны, которые являются носителями американской культуры управления в сфере современного искусства. В конце концов, этот формат идеально соответствовал целям и задачам центра — поиск армянских художников, занимающихся современным искусством, обеспечение площадки, где эти новые имена смогут набраться опыта, с помощью обмена опытом утвердиться, укрепить свой образ мысли и двигаться вперед. Другими словами, в контексте наших внутренних приоритетов просто не было другого варианта. Особенно в первые годы, в начале 90-х нашим основателям важно было понять — кто есть кто, каков потенциал в сфере современного искусства в Армении и т. д. Конечно, до этого авангардное искусство присутствовало в Армении, существовал Музей современного искусства, но были также художники, которые не вписывались в принятую парадигму. В 1996 году был организован Первый ежегодный фестиваль альтернативного искусства ЦНЭИ, целью которого являлся поиск новых имен. С самых первых выставок у нас и утвердилась традиция организации художественных мероприятий на основе Open Call.
Основным требованием к этому формату является обеспечение его открытости, то есть существует проблема информирования как можно большего числа артистов. Как вы решали эту проблему тогда и как сейчас?
В 2000-х годах мы стали свидетелями значительных культурных изменений в сфере коммуникации. Интернет нам очень помог и продолжает помогать. До этого объявления распространяли по внутренним артистическим каналам. К сожалению, мы никогда не получали поддержки от властей.
Можно сказать, что культурная революция у нас не состоялась, и наши учебные заведения продолжали действовать в соответствии с советским менталитетом. Современное искусство, которое мы стараемся представить, осталось в андерграунде. Конечно, авангарду полагается там быть, но подход, согласно которому ЦНЭИ антинационально, является центром империалистических идей, местом для неудачного искусства — совсем не помогал. После социального реализма была создана фальшивая идея национальности, с помощью которой пытались объяснить и проанализировать содержание искусства. Эти ложные идеи до сих пор пытаются донести до молодых художников. То есть, например, композиция объясняется наличием национального орнамента или другого элемента, а если его нет, то это подозрительно. Мы всегда боролись за аналитический подход в искусстве, за его суверенитет и постепенно завоевывали репутацию. Если художник приходит сюда, он должен уметь общаться, быть готовым к самым изощренным дискуссиям и критике, находить ответы на вопросы.
Благодаря практике Open Call у нас появилась интересная возможность наблюдать, как наша молодежь представляет свободное общение, какие у нее страхи. Часто человек с высшим образованием не может просто изложить в свободной форме свою биографию, затрудняется заполнить заявку. По существу вся система — прямо или косвенно — работала против формата Open Call. Было сформировано общество, в котором все знали, что единственный способ добиться прогресса — это кумовство. При таких обстоятельствах, когда институт заявляет, что я открыл конкурс, обращайтесь, это пустые слова для потенциального кандидата. Ну он же знает, что необходимо найти знакомого, обходной путь, чтобы иметь возможность участвовать. Были проблемы и такого плана. До сих пор с нами пытаются связаться через разных знакомых, чтобы мы подтвердили тот или иной проект или самый простой Open Call. Решение этой проблемы в школах. Культура подачи заявок у нас все еще находится на начальной стадии развития.
Ввиду вышеизложенного, как вы обеспечиваете разнообразие, открытость, если уже на этапе регистрации у вас могут быть потери по техническим причинам?
Что мы делаем? Мы приглашаем куратора, который ведет весь проект. Он выбирает, кто из художников может участвовать в выставке, чьи работы соответствуют кураторскому тексту. И мы никогда не пытаемся повлиять на выбор куратора. Наша задача — помочь в установлении диалога между куратором и художником.
В конце концов, мы — институт современного искусства. Потребитель этого направления искусства всегда малочислен в любом обществе. В случае с предыдущим режимом мы были обязаны защищать и гарантировать жизнеспособность этого поля и предоставлять возможности для проявления любому актуальному художнику. Наша борьба была против систематического пренебрежения. В определенном смысле нам пришлось пожертвовать публичностью. Конечно, это привело к некоторой маргинализации. Сейчас ситуация изменилась, и мы начали пересматривать наши стратегии.
Насколько зависит продвижение современного искусства и внимание к нему от существования институтов, таких как Центр новаторского экспериментального искусства?
Мне кажется, что популяризация современного искусства — это не только функция институтов. Это должна делать власть, должен быть вектор государственной политики. Мы отметили 15-летие, 20-летие, 25-летие, и если за это время министр культуры страны ни разу не появился у нас, это что-то да значит.
Те, кто определяют культурное поле страны, всегда были осторожны с представленным здесь искусством. Потому что часто оно не только ново по форме, но и критично, затрагивает социально-политические проблемы, происходит из понимания свобод. Люди не понимали, что искусство не является чем-то отрезанным от общественной жизни, оно может быть политически мотивированным и критическим. Это не воспринималось. Гораздо легче судить об академическом, классическом искусстве, которое легче и понять, и оценить.
Я бы связал развитие любого общества с отношением правительства ко всем проявлениям современного искусства. Если оно в диалоге с современным искусством, то оно действительно чувствует время и требования времени. Отрицание аналитического взгляда актуального художника говорит о закостенелости. Современный художник — это не тот художник, который сидит в своей студии и пишет маслом. Это человек, который генерирует, анализирует, получает и передает идеи с помощью различных методов, и не прислушиваться к этому человеку — тупиковый путь для власти. А поскольку наше общество долгое время держали далеко от аналитического поля, то винить широкие слои общества тоже нельзя. Теперь, конечно, мы должны попытаться популяризировать этот язык, чтобы привлечь более широкие слои к общению с современным искусством.
Какую роль вы играете во взаимоотношениях куратора и художника?
Наши дела с куратором заканчиваются с утверждения кураторского текста. В отношениях куратора и художника у нас только консультативная позиция. Могут иметь место столкновения между двумя креативными людьми — идеологические, практические, относительно площадки, деталей и так далее. Мы можем только советовать. Как институт мы никогда не можем выступать в этих отношениях в качестве административного ресурса.
И как куратор координирует отношения с отсутствующим художником?
Это тоже очень индивидуально. Если куратор принимает работу для выставки, он обязан знать досконально, какие требования предъявляет художник к размещению своей работы — местоположение, освещение и прочее. Эта ответственность полностью лежит на кураторе. Если у него или у нее есть иное мнение о предмете или содержании, он должен обсудить все с автором работы. Они должны прийти к согласию, потому что в итоге оба они одинаково заинтересованы в том, чтобы представить работу и выставку в наиболее выгодном свете. Иными словами, бессмысленно преследовать какие-либо другие мотивы. Но право последнего слова принадлежит художнику. Если координатор или художник проявляют крайнюю принципиальность, то институт может сыграть свою роль и должен гарантировать соблюдения прав художника. Но мы не сталкивались с такими случаями. Проблема в основном связана с местом. В этом случае мы пытаемся договориться с другими артистами, и всегда находится компромиссное решение.
Чем для художника интересен формат Open Call?
Если это начинающий художник, то понятно — возможность выставиться. Во всех остальных случаях — это кураторский текст. Когда в предложенной концепции художник видит совпадения со своим подходом, со своим видением вопроса и он хочет прокомментировать текст, дать свою трактовку.
Что важно — работа была создана специально для конкретной выставки или это старая работа, которая, по мнению куратора, соответствует концепции?
Это не обязательно, но желательно, чтобы рождались новые работы. Куратор может построить концепцию выставки вокруг вдохновившей его конкретной работы и тем самым инициировать рождение новых работ. Произведения современного искусства универсальны, как правило, они не вписываются в какую-то одну концепцию и могут быть представлены на разных выставках. Мы призываем художника приносить новые вещи. Тем самым мы становимся богаче, да и сам художник должен быть заинтересован в создании новой работы. Но, конечно, это не обязательно.
Стартовал open call «ИЗОляция» для произведений современного искусства
К уратор InGallery Анастасия Никулина запустила Международный open call «ИЗОляция» для произведений современного искусства, созданных в период пандемии COVID-19. Прием заявок открыт до 22 апреля.
На open call принимаются произведения современного актуального искусства: живопись, графика, скульптура, инсталляции, медиа-, сайнс- и видеоарт, созданные с января 2020 года по настоящее время.
Отсканированные или отснятые в высоком разрешении и качестве файлы должны сопровождаться названием и именем художника, описанием, техникой и размерами работы.
«Тема исполнения свободна от рамок, но мы были бы признательны, если вы выскажетесь на остросоциальную тему, волнующую вас в состоянии изоляции», — отметила Анастасия Никулина.
По результатам open call будет создан электронный каталог из работ художников и проведена выставка в пространстве Cube.Moscow.
Подробная информация о проекте — на сайте.
Арт-платформа Cube — инновационная платформа, созданная для расширения культурного диалога между российским и международным арт-сообществами, более тесного взаимодействия участников арт-рынка и усиления влияния российского современного искусства на международной арене.
open call
Смотреть что такое «open call» в других словарях:
open call — an audition, esp. for actors or dancers, open to anyone wishing to try out. * * * … Universalium
open call — an audition, esp. for actors or dancers, open to anyone wishing to try out … Useful english dictionary
Call-of-Duty — (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Call of Duty: Finest Hour — Call of Duty (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Call of Duty: United Offensive — Call of Duty (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Call of Duty 2 — Call of Duty (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Call of Duty 2: Big Red One — Call of Duty (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Call of Duty 3 — Call of Duty (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Call of Duty 5 — Call of Duty (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Call of Duty World at War — Call of Duty (kurz CoD, deutsche Übersetzung: Ruf der Pflicht) und dessen Nachfolger sind Computerspiele der US amerikanischen Spieleentwickler Infinity Ward und Treyarch. Der erste Teil der Call of Duty Reihe wurde im Herbst 2003 von Activision… … Deutsch Wikipedia
Open (system call) — For most file systems, a program initializes access to a file in a filesystem using the open system call. This allocates resources associated to the file (the file descriptor), and returns a handle that the process will use to refer to that file … Wikipedia
Как провести опен-колл для арт-проекта?
Разбираемся с арт-менеджерами, для чего нужен опен-колл, как его организовать и в каких случаях делать этого точно не стоит.
Что такое опен-колл?
Опен-колл — это специальная отборочная программа для художников, фотографов, театральных коллективов и любых других деятелей искусства для участия в каком-либо арт-проекте.
Как правило, опен-колл проводится в виде конкурса. Кураторам и культурным площадкам такой формат позволяет привлечь внимание авторов к своему проекту, исследовать текущий художественный процесс или какую-либо проблематику в искусстве. Авторам и художественным коллективам — получить аудиторию, средства на создание своего художественного произведения.
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Зачем галереям, театрам и выставочным площадкам нужны опен-коллы?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Все выставочные площадки заинтересованы в проведении опен-коллов. Это неотъемлемая часть работы арт-институций — осуществление просветительской миссии, открытие новых имён, демократичность выбора художников. Если площадка выставляет одних и тех же художников, это дурной тон — она обязательно столкнётся с критикой со стороны арт-сообщества.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
Главная ценность опен-колла — возможность увидеть свежие имена. Если хочется эксперимента, непредсказуемости, свежести, это хорошая идея.
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Опен-колл — отлично работающий инструмент для регионов. Возможно, некоторые знают: на Севере плохое транспортное сообщение. Например, из Архангельска в Мурманск по морю всего 600 км. Но нет прямого авиасообщения. На машине ты должен добраться до Питера, потом ехать в Мурманск — это невозможно долго, а дороги где-то лучше, где-то хуже.
Такая разобщённость и транспортная недоступность, конечно, влияют на культурную жизнь. Люди просто не знают друг друга. Опен-колл в этом плане — серьёзный мотивационный инструмент. С его помощью гораздо проще и легче привлечь художников, арт-менеджеров, продюсеров, чем бегать с лупой по городам и весям.
Чем отличается опен-колл в разных сферах искусства?
Для выставочных проектов, напротив, важнее архитектурная концепция: то, как будут экспонироваться художественные объекты, как будет организовано пространство. Выставка — это некий ансамбль, который будет представлен зрителю единовременно. Поэтому важно, чтобы все его элементы были концептуально связаны между собой.
Есть ли строгие правила в проведении опен-колла?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Нет какого-то единого, принятого всеми регламента. Последний опен-колл на поступление в «Свободные мастерские» длился почти три месяца. Нам пришло более 300 заявок — часть уже после того, как дедлайн подачи официально истёк. И мы поняли, что не можем уравнять возможности тех, кто успел прислать заявку до дедлайна, и остальных. Мы предложили им участвовать в открытых образовательных программах Лектория MMOMA или поступать к нам на следующий год.
Поэтому при поступлении заявки соискателю нужно сразу сообщить, что она принята, и срок, в который вы вернётесь с решением по ней.
Все данные о художнике или — в нашем случае — кураторе, подавшем заявку на обучение, собираются в общей таблице. Если человек не прислал какой-то документ или к нему возникли дополнительные вопросы, мы уточняем недостающую информацию. Появляется общая информационная сетка обо всех участниках опен-колла.
А дальше осуществляется непосредственно отбор участников выставки. Как правило, он проходит в несколько этапов. На первом отсекаются участники, чьи заявка или опыт не соответствуют концепции проекта. Им сразу сообщают об отказе. И так несколько раз, пока не сформируется основной состав участников.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
Я курирую одно из направлений Фонда культурных проектов «Четверг», связанное с ольфакторным искусством. Ольфакторное искусство задействует в ткани произведения зрительское обоняние, ароматы и запахи. И здесь я впервые не представляю собственные художественные интересы, а помогаю другим художникам развить свои идеи в направлении, пока не очень популярном и даже эксклюзивном.
По итогам опен-колла художники, попавшие в шорт-лист, раз в неделю встречаются с куратором своего направления. В моём случае встречи проходят в формате воркшопа. Работа с запахами очень специфичная, и для меня важно в первую очередь поделиться практическими навыками этой работы. А уже потом помочь авторам с технической и концептуальной реализацией их проектов.
Как устроен отбор произведений искусства в опен-коллах?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Раз в два года «Свободные мастерские» MMOMA проводят среди русскоязычных художников опен-колл на участие в выставке «Мастерская». Заявки рассматривает кураторская группа выставки — обычно это координаторы и руководитель школы.
Я думаю, в составе жюри на опен-колле должны быть приглашённые эксперты. Иначе на сотрудников площадки, организующей опен-колл, ложится дополнительная ответственность. Например, когда наши эксперты рассматривают заявки студентов или выпускников «Свободных мастерских», может возникать личное отношение к работам. Они знают историю студентов: с чем они поступали, какие творческие вызовы у них были, как они их преодолевали. Эксперт знает, что художник очень старался, что участие в выставке ему внутренне необходимо. И если сейчас он по каким-то критериям не дотягивает, то к выставке точно сделает лучше! Возникает понятный соблазн пойти навстречу, сделать поблажку. Личного момента сложно избежать, поэтому ротация в жюри опен-колла — это важно.
Эксперт, который никогда не видел художника, оценивает его работу более объективно. Если ты — человек изнутри, требуется больше рефлексии. Но есть и преимущества: знание творческого стиля художника даёт возможность лучше представлять себе общую картину выставки.
Но часто бывает так, что присланные работы «сами выбирают», о чём будет выставка. То есть основой проекта в итоге становятся работы, пересекающиеся тематически и визуально.
Я проводила внутренний опен-колл для выставки работ выпускников «Свободных мастерских». По итогам опен-колла оказалось, что много работ фокусируются на конкретной предметной области. И сейчас я переделываю выставку под эти работы. Многим художникам пришлось отказать — к счастью, они тоже понимают, что отказ происходит из-за нюансов, которые не могут предугадать ни они сами, ни куратор выставки, ни организаторы.
Не стоит расстраиваться, если работа не прошла отбор. Часто бывает так, что работа с интересной идеей, правильно заполненной заявкой и прочим не подходит только потому, что другие оказались ближе друг к другу по какой-то внутренней пластике или легко объединяются в общую тему.
Заявки смотрит большое количество музейных сотрудников. Если даже в этот раз работа на выставку не прошла, есть вероятность, что художника заметят, запомнят, подпишутся на него в соцсетях, сохранят его портфолио в архиве и, возможно, пригласят к участию в других проектах.
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Экспертный совет нужно формировать так, чтобы художникам было комфортно заявлять свои работы перед людьми, которых они признают экспертами. Когда у арт-проекта есть заказчик или влиятельный партнёр — люди из бизнеса или государственной структуры, — возможно, стоит оградить художников от знания, что их будут судить люди, не связанные с искусством, не имеющие веса в арт-сообществе. Мне кажется, это выигрышная стратегия: чтобы и волки сыты, и овцы целы.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
У меня много сомнений вызывает категория экспертности как таковая. Экспертности не существует — эти границы размыты. Но если нужно производить отбор, люди, которые займутся этим, должны максимально различаться. Это могут быть и художники, и обычные зрители, которые не имеют специализации в области искусства. Не только кураторы, у которых есть символический капитал, статус и тому подобное. Это то, к чему сейчас стремится театр: горизонтальность и взаимодействие с аудиторией.
В искусстве нужно избегать вертикалей, они везде присутствуют в избыточном количестве. Эксперты в жюри художественных премий, опен-коллов — это люди с похожим статусом, похожей биографией. Почему экспертность выглядит так? Театральные проекты создаются исключительно для зрителей — и есть много прецедентов, когда в качестве экспертов собирается инклюзивная группа, куда входят не только профессионалы. В этом множестве голосов, точек зрения, различий в художественном и личном опыте кристаллизуются правильные и адекватные выводы.
В каких случаях опен-колл — это плохая идея?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Опен-колл вносит нестабильность в кураторский процесс. Часто работы, присланные художниками, меняют тему выставки и её изначальную концепцию. Если куратор не готов к этому — например, он точно представляет, какие работы должны быть представлены на выставке, — нужно просто звать тех художников, чьи работы складываются в голове у куратора в некое высказывание.
Не всегда опен-колл подходит и самим художникам. Чтобы создать работу специально для выставки, нужны дополнительные ресурсы. Встаёт вопрос реализации, продакшена. Часто итоговая версия отличается от поданного эскиза. В этом плане опен-колл для меня означает отсутствие контроля над содержанием выставки. А я за максимальную конкретику и ясность в работе.
Опен-колл — плохая идея, если у вас ограниченный бюджет на выставку. У любого куратора есть список хотя бы из нескольких имён — художников, которых он ценит и планирует открыть публике. Лучше организовать достойную выставку на несколько участников, чем на 30 человек, если у всех тридцати будет слабая реализация.
Связь художников и кураторов — интимная вещь: многое делается по любви. Поэтому важно, чтобы не было обманутых ожиданий. Если бюджет выставки ограничен, нужно заранее оговаривать все условия. Например, что создание произведения и доставка его на площадку, в выставочное пространство, будет происходить за счёт автора.
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Опен-колл — точно плохая идея, когда вы не знаете наверняка, что вам нужно. Когда вы не определили свои намерения и цели, не рассчитали возможности, подняли каких-то людей на уши, а получили мертворождённый проект. Я даже не знаю, что хуже: когда не получилось или получилось, но плохо. Хорошо получится, если разложить все карты и быть максимально честным с собой, заказчиком, художниками и партнёрами. Иначе ваша репутация куратора потеряет столько, сколько энергии будет затрачено этими людьми.
Если нужно просто чем-то занять стены, ничего плохого в этом нет. Можно позвать знакомых художников и перформеров и вместе обсудить, что вам нужно, подготовить общее техзадание на выставку или проект. Худший вариант провести опен-колл — когда куратор или арт-менеджер вообще не понимают, что им нужно, кого позвать на площадку.
Элина Куликова
Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»
Главное правило: опен-колл не должен стать эксплуатацией художественного труда. Часто региональные опен-коллы проходят в формате «Приезжайте в наш город, мы дадим вам три тысячи на материалы, вы внесёте неоценимый вклад в культуру нашего региона! Дорога за ваш счёт».
Концепция в таких случаях формулируется как очень внятный коммерческий заказ, а условия участия — как рассуждение о творческой свободе. И многие молодые художники на это соглашаются, потому что им важно набирать опыт взаимодействия с культурными институциями.
Но если финансовое вознаграждение не предполагается, организаторы опен-колла должны подумать о символическом обмене. Например, что вы можете сделать в плане инфоподдержки участников, пиара события.
Что нужно для успешной организации опен-колла?
Оксана Чвякина
Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA
Основное правило успешного опен-колла — продуманная методология и предельно внятная коммуникация с потенциальными участниками.
Вы должны ясно представлять:
Ответы на эти вопросы должны отражаться и в организации опен-колла, и в сопроводительных текстах — анонсе и заявке на участие. Нужно избавить и соискателей, и экспертов от воды: заранее подумать над списком документов, содержанием заявки — сузить и конкретизировать условия отбора, прописать каждое положение однозначно и конкретно.
Заранее найти платформы, где будет анонсироваться опен-колл. На Уральской индустриальной биеннале в 2020 году презентовали хороший агрегатор AiR of Russia Ассоциации российских арт-резиденций. Это полезная площадка с хорошим рубрикатором, где художники могут следить за программой арт-резиденций, образовательными и выставочными проектами в арт-среде.
Но нужно понимать, какие агрегаторы и онлайн-издания близки вашей аудитории. У «Свободных мастерских» есть своё комьюнити, и поскольку мы являемся частью MMOMA, нашей деятельностью интересуется и большое музейное сообщество. Поэтому обычно нам достаточно публикации в своих соцсетях и на сайте, чтобы информация стала расходиться по другим платформам. Но это возможно только потому, что у музея есть определённый статус в арт-сообществе. В большинстве случаев куратору опен-колла нужно позаботиться о партнёрских интеграциях со СМИ.
Как искать участников опен-колла в других странах?
Саша Кременец
Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome
Наша работа сосредоточена в Баренц-регионе, куда входят прибрежные регионы России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Партнёрами и донорами арт-проектов, которые мы реализуем, выступают культурные институты этих стран, крупные добывающие компании и региональные министерства. Например, норвежский Баренцев Секретариат и его программа приграничного сотрудничества в сфере культуры и искусства BarentsKult.
Но число российских кураторов, которые инициируют международные проекты в своих регионах, стремится к нулю. Здесь это абсолютно свободная ниша. Поэтому Баренцев Секретариат очень лоялен к заявкам от российских кураторов. Успех, по большому счёту, зависит от того, насколько верно заполнена формальная заявка на грант. И проект должен соответствовать определённым культурным стандартам: быть доступным людям без гендерных, расовых и религиозных ограничений, людям с ОВЗ и так далее.
В течение года есть 2 ступени, когда можно подать такую заявку: до 1 марта и до 1 сентября. В 2020 году, на фоне пандемии, у секретариата появились небольшие постковидные гранты — приблизительно на 50 тысяч крон, около 400 тысяч рублей. Подать заявку на них можно в любой период.
Российские учреждения культуры, НКО и бюджетные организации не могут получать финансирование в иностранной валюте. Мы берём эту функцию на себя.
Шандор Козлов
В первую очередь мы представляем венгерскую культуру в России. Но к нам часто обращаются и венгерские партнёры, чтобы помочь им с контактами здесь. Скажем, есть джазовый фестиваль в Венгрии — к нам обращаются, чтобы мы нашли российский джазовый коллектив по определённым критериям: музыкальный жанр, состав музыкантов и тому подобному.
Мы активно мониторим венгерскую культурную среду и, если запрос приходит от российских организаторов, в большинстве случаев знаем, что им предложить в разных культурных сферах. Что касается областей, где мы разбираемся меньше, обращаемся в компетентные венгерские институты.
Например, если нас попросят найти современного академического композитора, мы свяжемся с Budapest Music Center — крупным институтом современной академической музыки, который объединяет музыкальное издательство, концертную площадку и образовательный центр. Есть также Музыкальная академия Ференца Листа, будапештский Дворец искусств — как правило, мы отправляем им описание проекта, список его участников и указываем, от кого исходит запрос. По статусу участников там определяют, кого посоветовать с венгерской стороны.
Мы сотрудничаем с ЦСИ Винзавод в организации арт-резиденций. Они обратились к нам с предложением проводить арт-резиденции для молодых венгерских художников на Винзаводе. Мы в свою очередь обратились в Art Market Budapest, это крупнейшая ярмарка современного искусства в Венгрии. Те сформировали список из 20 молодых венгерских художников, из которых уже Винзавод выбирает, кого пригласить в свою арт-резиденцию.
В организационных и финансовых вопросах у разных культурных институтов свой подход. Мы придерживаемся позиции, что если российский партнёр заинтересован в проведении своего мероприятия, значит, расходы нужно делить. Как национальный культурный институт мы можем взять на себя визовую поддержку, перелёт участников, их гонорар. А российского партнёра просим обеспечить местный трансфер, исполнение технического райдера, проживание артистов, какие-то сопутствующие расходы.
В информационной поддержке российских опен-коллов нам сложно участвовать. Мы работаем в российском культурном пространстве, наш контент — на русском языке. Поэтому в Венгрии за нами следят только те институции и партнёры, с кем мы работаем давно и постоянно. Если и анонсировать опен-колл для венгерских участников, лучше сразу делать это на национальных платформах: через тот же Art Market Budapest, местные арт-галереи, фотоцентры.
Каждый год мы берём новую тематику — в 2020-м и 2021-м это были мода и дизайн, а 2022-й будет годом современного искусства. Планируем, что у новых проектов Венгерского культурного центра будет какое-то прикладное развитие. Скажем, если мы делаем проект с кем-то из венгерских дизайнеров, — что они потом будут представлены на российском рынке, что здесь у них будет какая-то дистрибуция. Не просто привезли, показали и разъехались по домам.
Из-за ограничений, связанных с пандемией, мы стали запускать больше гибридных проектов, которые имеют и физическую, и цифровую основу. И есть планы делать российско-венгерские проекты в формате совместного продакшена. Например, художественную выставку, для которой российские и венгерские художники создали бы совместную инсталляцию, некий арт-объект.
Где разместить информацию о проведении опен-колла для потенциальных участников?
Международная онлайн-платформа для художников и кураторов. Ей пользуются организаторы известных биеннале и художественных ярмарок, издатели в сфере искусства и команды многих знаменитых музеев мира.
Сайт Ассоциации арт-резиденций России с агрегатором текущих резиденциальных программ в разных регионах страны.
Telegram-канал, анонсирующий опен-коллы в рамках российских и международных выставок, конкурсы и гранты для художников.
Andrew Stripes / Alfator / Giuliano Del Moretto / Pixel-Shot / Krakenimages / dana moskvina / Skillbox
Перформативное искусство — любой вид сценического или исполнительского искусства, который разворачивается во времени и пространстве при участии живого исполнителя: актёра, танцовщика, инструменталиста, вокалиста, перформера-акциониста.