Что такое nlgi в смазках
Система
дистанционного
обучения
К списку
всех уроков
Перейти на сайт
Liqui Moly
ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ
Смазки, подобные пластичным, были известны еще шумерам, применявшим их для смазывания колесных повозок с 3500 до 2500 гг. до н. э.; установлено также, что еще в 1400 г. до н. э. египтяне применяли смазки, изготовленные из оливкового масла или таллового жира, смешанного с известью, для смазки осей колесниц; однако такие античные авторы, как Диоскурид и Плиний Второй, сообщают лишь о применении свиного жира с подобной целью. По-видимому, первый патент на смазочный материал индустриальной эпохи был выдан Партриджу в 1835 г.; он запатентовал кальциевую смазку, также изготовленную из оливкового масла или таллового жира. Пластичные смазки на основе минеральных масел, загущенные мылами, были, вероятно, первыми смазками — их, ориентировочно в 1845 г., предложил Раес, натриевую смазку с использованием таллового жира запатентовал Литтлом в 1849 г.
Пластичные смазки с высокими эксплуатационными характеристиками находят широкое применение в тех случаях, когда условия работы исключают использование обычных масел. Между тем, прогресс во многих областях техники неразрывно связан с увеличением производительности оборудования, что, как правило, ведет и к ужесточению условий его эксплуатации. Именно поэтому в последнее время столь существенно возрастает роль специальных смазочных материалов, которые, с одной стороны, позволяют обеспечить высокопроизводительную работу современного и подчас весьма дорогостоящего оборудования, а с другой стороны, надежно защищают его от износа и преждевременного выхода из строя.
Существуют два основных пути снижения трения и износа. Первый путь это использование химически активных присадок, которые либо повышают способность смазочного материала выдерживать большие нагрузки, либо, воздействуя непосредственно на металл, сглаживают его микрошероховатость. Второй путь это применение пластичных смазок с плакирующими присадками, содержащих в своем составе мелкодисперсные частицы специального вещества или соединения (в виде тончайших пластинчатых включений) дисульфид молибдена, графит или керамику. Эти включения, осаждаясь на поверхности металла, делают ее более гладкой.
При разработке современных смазочных материалов с супервысокими эксплуатационными характеристиками в Liqui Moly успешно применяют оба эти метода. При этом возникает синергетический эффект, когда два используемых способа снижения трения и изнашивания взаимно усиливают действие друг друга. В результате достигается качественно иной, существенно более высокий результат, нежели простое «арифметическое» сложение эффективности воздействия каждого в отдельности взятого метода. В конечном итоге, все это позволяет получать качественно новые смазочные материалы, с более высокими эксплуатационными характеристиками и пролонгированным сроком сменности, а также в большей степени и полнее удовлетворять потребности потребителя.
Достоинства и недостатки смазок
К достоинствам следует отнести способность удерживаться, не вытекать и не выдавливаться из негерметизированных узлов трения, более широкий, чем у масел, температурный диапазон применения. Перечисленные достоинства позволяют упростить конструкцию узлов трения, следовательно, уменьшить их металлоемкость и стоимость. Некоторые смазки обладают хорошей герметизирующей способностью и хорошими консервационными свойствами. Основными недостатками являются удержание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, и плохой отвод тепла от смазываемых деталей.
Состав пластичных смазок
Масло является основой смазки (см. ниже), и на него приходится 70-90% от ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки.
Загуститель создает пространственный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 8-20% от массы смазки.
Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств. К ним относятся:
1 Присадки преимущественно те же, что используются в товарных маслах (моторных, трансмиссионных и т. п.). Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 0,1-5% от массы смазки;
2 Наполнители улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1-20% от массы смазки;
3 Модификаторы структуры способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.), составляют 0,11% от массы смазки.
Основные показатели качества смазок:
Классификация смазок по консистенции (густоте) Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США), Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 1 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN Институт стандартов Германии). Реологические свойства смазок (структурная вязкость) гораздо меньше зависят от температуры, чем у масел. Самыми распространенными являются мылозагущенные смазки, где в качестве загустителя используются литиевые, натриевые, кальциевые и другие соли жирных кислот (мыла). Такие смазки становятся жидкими, когда температура каплепадания превышена. Отлично от совместимости базовых масел, загустители должны рассматриваться на совместимость для совместного использования. Любая несовместимость отрицательно влияет на производительность смазок. Современные смазки сформированы таким образом, что во время критических нагрузок их присадки создают смазывающую пленку, которая обеспечивает надежность функционирования. Определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.
Число пенетрации (вязкость для консистентных смазок) определяется по глубине проникновения конуса в слой смазки под действием силы тяжести. Так определяется принадлежность смазки к определенному классу NLGI.
МАРКИРОВКА СМАЗОК
1 Буквенное обозначение (тип смазки)
* по стандарту ISO/TR3498 используется XM вместо характерной буквы K
** более легкие требования, чем для пластичных смазок K
2 Типы присадок и основы.
Если в обозначении отсутствуют буквенные коды,означающие, что в основе смазки синтетическое базовое масло, значит, используется минеральное.
3 Класс консистенции по NLGI
4 Дополнительное буквенное обозначение (максимальная температура применения, водостойкость)
5 Дополнительный индекс (минимальная температура применения)
КАК РАСШИФРОВАТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ СМАЗКИ
Смазка ШРУС с дисульфидом молибдена LM 47 Langzeitfett + MoS2
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502:
Смазка для карданных крестовин и подшипников Mehrzweckfett
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502:
Высокотемпературная смазка для ступиц подшипников LM 50 Litho HT
Соответствует немецкому индустриальному стандарту
DIN 51502 KР 2 Р-30
Белая универсальная смазка Weisses Universal-Fett
Соответствует немецкому индустриальному стандарту
Жидкая консистентная смазка для центральных систем Fliessfett ZS KOOK-40
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502:
Универсальная смазка Schmierfix
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502
Силиконовая смазка Silicon-Fett
Обозначение в соответствии с DIN 51502:
Без регистрации вы можете ознакомиться с материалом,но для прохождения тестирования вам необходимо авторизоваться
LIQUI MOLY
Моторные масла, автохимия и автокосметика.
Все права защищены.
Консистенция смазки
Консистентные смазки образуются путем смешивания базового масла с загустителем. Загуститель в консистентной смазке является компонентом, который выделяет смазку от жидких смазочных материалов.
Значение показателя консистенции для смазок является мерой их относительной твердости или мягкости, а также связано с их способностью к прокачиванию.
Важно, что консистенция смазки связанна напрямую с ее загустителем и является характеристикой пластичности, поэтому не имеет ничего общего с вязкостью базового масла, которая является мерой внутреннего трения жидкости и определяется характеристикой текучести.
Консистенция смазок обычно обозначается соответствующим классом NLGI*
Обычно, меньшее количество загустителя образует мягкую или более жидкостную консистенцию смазки, а добавление более плотного загустителя приводит к образованию смазок высокой консистенции.
Базовые масла высокой вязкости используются в консистентных смазках для применения при высоких температурах, тяжелых нагрузках или в низкоскоростных приложениях. Масла низкой вязкости используются в смазках, где важны низкотемпературные свойства или в приложениях с высокой скоростью.
* Национальный институт пластичных смазок.
Таблица классификации (фрагмент) консистенции NLGI пластичных смазок
Классификация смазок по NLGI
Категория качества автомобильных смазок NLGI
Обозначения
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
Классификации NLGI
Категория качества автомобильных смазок NLGI
NLGI LA • NLGI LB • NLGI GA • NLGI GB • NLGI GC
Смазки категории NLGI LA
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак – символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании обычно указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, пользуется редко, а аналогичной европейской системы нет.
Рис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
Типы смазок по NLGI
Hight-Performance Multiuse (HPM)
высокопроизводительные смазки для многоцелевого использования
NLGI LA
Эти составы предназначены для использования в легких рабочих режимах (легковые автомобили и аналогичные по рабочим нагрузкам транспортные средства). Применяются для обработки шарнирных узлов и узлов ходовой части.
Требуемое качество:
При систематической замене (для легковых ТС – максимум через 3,2 тыс.км) смазочные составы должны обеспечивать удовлетворительную обработку всех шарнирных сочленений и узлов ходовой. Также необходима полноценная защита от коррозии при малых рабочих нагрузках. Консистенция смазок не должна меняться, окисление недопустимо. Чаще всего применяются составы консистенцией NLGI-2, но возможно использование и иных степеней NLGI-классификации.
NLGI LB
NLGI GA
NLGI GB
NLGI GC
Маркировка смазочных составов
Категории маркируют символьным обозначением «NLGI». Оно выдается лишь составам высших классов, таких как «LB», «GC», «GC-LB» (рис.1). Иные типы смазок этим знаком не маркируются, допустимо только указание на этикетке обозначение классов «GA, «GB» либо «LA». Это система маркировки, созданная в США, в ее основу положено назначение смазок. В Европе подобная классификация применяется достаточно редко, при этом ее европейский аналог отсутствует.
Рис.1 Знаки соответствия категорий NLGI
Тесты для выявления категории (обязательные)
ASTM | Испытания | LA | LB | GA | GB | GC |
---|---|---|---|---|---|---|
D 217 | Пенетрация | + | + | + | + | + |
D 566 | Температура каплепадения | + | + | + | + | + |
D 1264 | Вымывание водой | — | — | — | + | + |
D 1742 | Температура выделения масла | — | + | — | + | + |
D 1743 | Предохранение от ржавления | — | + | — | + | + |
D 2266 | Износ на ЧМШТ | + | + | — | + | + |
D 2596 | Предельное давление на ЧМШТ | — | + | — | — | + |
D 3527 | Стойкость к высокой температуре | — | — | — | + | + |
D 4170 | Питтинговый износ | — | + | — | + | + |
D 4289 | Совместимость с эластомерами | + | + | — | + | + |
D 4290 | Текучесть | — | — | — | + | + |
D 4693 | Низкотемпературный момент вращения | — | + | + | + | + |
NLGI-классификация
В данной системе тип смазки определяется пенетрацией. Чем выше пенетрационное число, тем мягче смазочный состав. Подразделение смазок на типы по консистенции приведено в табл.2. (аналогично сортаменту по DIN51818).
Используется 9 типов смазок («000»-«6»):
Стоит отметить, что пластичные смазочные составы для легковых ТС, как правило, относятся типу «2».
Новости компании
Описание категорий смазок по системе NLGI
Одной из классификаций смазочных средств, используемой во всем мире, является классификация, разработанная американским Национальным институтом пластичных смазок (National Lubricating Grease Institute (NLGI)). Она состоит из отдельных категорий, зависящих от качества смазки.
Категория NLGI LA
Область применения: ходовая часть и шарниры преимущественно легкового транспорта, эксплуатируемого в простых условиях.
Лучше всего для указанных целей подходят смазки консистенции NLGI 2, однако применимы и иные образцы.
Категория NLGI LB
Область применения: ходовая часть и шарниры различных автотранспортных средств, эксплуатируемых в простых и тяжелых условиях. Под тяжелыми подразумеваются те условия, которые характеризуются увеличенным периодом между проведением замены смазки, повышенными нагрузками, возможностью сильного загрязнения точек смазки. Для ходовой части авто данная категория — это наиболее качественные смазочные средства.
Лучше всего для указанных целей подходят смазки консистенции NLGI 2, однако применимы и иные образцы.
Категория NLGI GA
Область применения: колесные подшипники автотранспортных средств разных типов, используемых в простых условиях с высокой частотой замены смазок.
Категория NLGI GB
Область применения: колесные подшипники автотранспортных средств разных типов, используемых в простых и обычных условиях. Под обычными подразумеваются каждодневные условия работы транспортных средств.
Лучше всего для указанных целей подходят смазки консистенции NLGI 2, однако возможно применение и иных видов: NLGI 1 и NLGI 3.
Категория NLGI GC
Область применения: колесные подшипники автотранспортных средств разных типов, используемых в любых условиях, в том числе и сложных. Для данной категории сложными считаются условия, при которых подшипники нагреваются до высоких температур. Такое наблюдается у некоторых видов городского транспорта (автобусы, такси, полицейские авто). Также такие смазочные средства применимы для транспорта, используемого в горных условиях и для буксировки. Для колесных подшипников смазочные материалы этой категории будут наилучшими.
Оптимальными для таких целей будут смазки консистенции NLGI 2, однако возможно применение и иных видов: NLGI 1 и NLGI 3.
Маркировка
Смазки наиболее высоких категорий маркируются специальным знаком NLGI. На других же указывается только буквенная маркировка. В Европе такая система обозначений встречается нечасто. При этом аналогичной собственной европейской системы не существует.
Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!