Что такое mystery shopping

Тайный покупатель

Что такое mystery shopping. Смотреть фото Что такое mystery shopping. Смотреть картинку Что такое mystery shopping. Картинка про Что такое mystery shopping. Фото Что такое mystery shopping

1. Кто такой тайный покупатель?

Вы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда на собеседовании менеджер великолепно рассказывает о технике продаж, а на деле оказывается, что его переговоры с трудом годятся даже для ларька с газировкой. Менеджер, много знающий о продажах — это здорово! Но его успешность определяет умение использовать эти знания на практике. Чтобы понимать, насколько продавец использует знания в работе, применяют технологию «тайный покупатель».

Тайный покупатель — это человек, задачей которого является оценка применения менеджером навыков продаж и сервисного обслуживания.

Технология проверки умений методом тайного покупателя эффективна тогда, когда она встроена в систему обучения и тестирования. Например, вы набираете менеджеров по продажам для горячих звонков, обучаете их, тестируете и отправляете в компанию на стажировку. Тайный покупатель делает звонок, задает заранее подготовленные вопросы и оценивает менеджера, в соответствии с критериями. Таким образом, четко сложится картина того, насколько менеджер усвоил материал и готов к работе.

2. Обязанности и навыки тайного покупателя

Работа тайного покупателя заключается в посещении торговых точек, под видом обычного посетителя, заполнения формуляров и выставления оценки по определенным критериям. Порой, тайному покупателю приходится проявлять весь свой актерский талант и играть роль злого монстра, с уймой претензий и полной неудовлетворенностью отношения работников к своей персоне. Так же, в обязанности таинственного покупателя может входить запись разговора на диктофон или камеру, попытка возврата товара, создание провокационной ситуации, и даже обнюхивание персонала — все зависит от сценария, предоставленного заказчиком.

Черты и знания человека, лучше всего подходящего на роль тайного покупателя:

3. В чем суть работы тайного покупателя?

Технология «тайный покупатель» является одним из эффективных инструментов для улучшения качества обслуживания и проверки персонала.

Для внедрения этой технологии используют следующий алгоритм:

Целями исследования могут быть:

Перед визитом тайный покупатель получает подробную инструкцию, как должна выглядеть точка, как должен вести себя персонал и сам тайный покупатель. Задача разведчика — хорошо изучить эту инструкцию, если он будет подглядывать в шпаргалку — его легко вычислят. В ходе проверки тайный покупатель должен все запомнить и незаметно записать, затем предоставить материал заказчику.

В рамках проверки могут использоваться следующие критерии оценки тайным покупателем:

После визита формируется отчет со всей полученной информацией: оценочный лист, аудио, видеозапись разговора, чек, иногда заказчики требуют фото точек, которые посещал тайный покупатель.

Ниже приведен реальный лист оценки торговой точки одного из наших клиентов, занимающийся продажей эксклюзивных отделочных материалов. Продажа с одного посещения практически никогда не заканчивается и поэтому обязательным условием для работы менеджера является получение контакта клиента для дальнейшего обсуждения заказа. Для торговых точек, продающих простые продукты, этот лист оценки не подойдет.

1.Внешний вид точкиТочка оформлена в соответствии со стандартами. Товар расставлен по местам.5
2.Внешний вид продавцаПрезентабельный, опрятный внешний вид, соответствующий дресс-коду.5
3.Реакция на посетителяБыла сделана пауза в соответствии со стандартами обслуживания и осуществлен подход в установленном порядке.5
4.Вступление в контактКонтакт был начат с фразы, не рекомендованной для вступления в диалог «Вам чем-нибудь помочь?»1
5.Выявление потребностейВыявление потребностей было сделано лишь частично после вопросов клиента о скидке и сроках поставки.2
6.Презентация сильных сторонБыли презентованы материалы, не были презентованы сильные стороны компании, из 5 базовых преимуществ было указано только собственное производство.2
7.Отработка возраженийВозражения не были выявлены и соответственно не обработаны.1
8.Получение контактаИмя и телефон не был получен.1
9.Отношения в итогеЛичные отношения не установлены.1
10.РезультативностьОбщая результативность низкая. Менеджер выполнил консультационную работу, но не произвел выявление потребности и установку контакта.2

К содержанию

4. Алгоритм работы тайного покупателя

Тайный покупатель должен быть сторонним человеком для компании. Встречаются ситуации, когда персонал заранее знает о визите тайного покупателя, в этом случае этот инструмент совершенно бесполезен. Для повышения эффективности и однозначности оценки менеджеров по продажам, тайный покупатель может производить аудиозапись своего диалога.

5. Как стать тайным покупателем?

Работать тайным покупателем может кто угодно, все зависит от требований заказчика и объема работы. Например, если нужно посетить сеть магазинов женской косметики, то придирчивый мужчина будет выглядеть крайне подозрительно. Если, допустим, нужно проверить сервисный центр по ремонту ноутбуков, специалисты в этой сфере будут отличной кандидатурой, и такая работа будет более оплачиваемая. Так же необходимо иметь навыки, о которых мы говорили ранее.

Работу тайным покупателем нельзя назвать стабильной. Это может быть связано с разной затратой времени (проверяемый сотрудник может быть занят другим клиентом, а значит придется посетить точку еще раз), а так же нестабильностью заработка (иногда тайному покупателю приходится ждать заказ неделями). Поэтому такая работа больше подойдет для тех, кому нужен дополнительный заработок со свободным графиком.

6. Как вычислить тайного покупателя?

Тайный покупатель это один из наших инструментов на проектах по развитию продаж. Он применяется наряду с записью разговоров менеджеров, обыгрыванием ситуаций на тренинге и является одним из элементов системы обучения и тестирования менеджеров по продажам

Источник

Таинственный покупатель

Тайный покупатель (таинственный покупатель, от англ. Mystery shopper ) — вид маркетингового исследования, направленного на оценку процесса обслуживания клиента с использованием специально подготовленных людей (тайных покупателей), осуществляющих проверки от лица потенциальных/реальных клиентов, и детально докладывающих о результатах проверок.

Существуют различные термины для обозначения исследования mystery shopping на русском языке: тайный покупатель, таинственный покупатель, мистери шоппинг, тайный клиент, фальш-клиент, секретный покупатель, скрытый покупатель, контрольный клиент, анонимный покупатель, аудит служб заказчика и др. Наибольшее распространение на российском рынке получили термины: тайный покупатель и таинственный покупатель.

Содержание

Организация исследования

Цели исследования

В отличие от контрольной закупки, применяемой в СССР сотрудниками ОБХСС, данные, полученные в результате проверок тайных покупателей, используются для улучшения качества обслуживания и повышения удовлетворенности клиентов в проверяемой организации, для повышения профессионализма работы сотрудников, а также в качестве аудита торговых точек.

Исследование «Тайный покупатель» может применяться:

В ходе оценки качества сервиса методом «Тайный покупатель» оценивается, прежде всего, соблюдение стандартов компании, в торговых точках которой проходят проверки. Мистери шоппинг не является методом разведки и не может применяться в целях конкурентной разведки. Мистери шоппинг при проверке конкурентов должен проводиться по сценариям, которые не наносят вреда коммерческой деятельности проверяемых организаций.

Параметры исследования

Мониторинг «Тайный покупатель» можно делать самостоятельно или отдавать в аутсорсинг, то есть привлекать к работе профессиональную организацию-провайдера. Бюджет и объём работы зависят от следующих заранее определенных параметров.

Объекты исследования

Проверки «Тайный покупатель» могут осуществляться не только посредством визитов на проверяемые объекты, но и посредством телефонных звонков, обращений по электронной почте и т. д. в зависимости от проверяемых процедур обслуживания. В качестве объектов исследования выступают:

Критерии оценки

В рамках проверок, как правило, оцениваются следующие параметры:

В ходе проверок также может оцениваться знание продукта и навыки продаж. Тем не менее необходимо понимать, что данный метод не заменяет, а является дополнительным к другим процедурам оценки деятельности персонала, таким как аттестации, экспертные оценки, тестирование, наблюдение и т. п.

Дополнительные возможности при проверках

Контрольная покупка. В ходе проверки может совершаться контрольная покупка. В этом случае дополнительным документом, позволяющим контролировать работу тайного покупателя является кассовый чек.

Диктофонная запись разговора. В ряде случаев, когда визит тайного покупателя проводится лично или по телефону, с целью последующего анализа используется диктофонная запись общения с проверяемым сотрудником. Запись применяется при оценке сотрудников в сегменте дорогих товаров с целью проведения последующего индивидуального обучения сотрудника и коррекции навыков его работы с клиентом. В данном случае сотрудник, в отношении которого совершалась проверка, будет ознакомлен с записями.

Диктофоннная запись не может являться инструментом контроля таинственного клиента, так как она раскрывает личность сотрудника и личность тайного покупателя. Так как тайный покупатель может являться или впоследствии стать реальным клиентом компании, необходимо сохранять конфиденциальность в данном вопросе.

Фото и видео-записи. Некоторые компании — провайдеры услуги «Тайный покупатель» дополнительно предлагают видео-запись посещения торговой точки, а также, фотоотчеты, в зависимости от целей проекта. Как правило, это существенно повышает бюджет мероприятия.

Этика

Нормы, стандарты и этика проведения исследований «Тайный покупатель» разрабатываются и регламентируются Международной ассоциацией провайдеров услуг «Тайный покупатель» (Mystery Shopping Providers Association MSPA). Так, например, по стандартам MSPA сотрудники проверяемых объектов должны быть заранее предупреждены о том, в течение определенного периода их будут периодически проверять тайные покупатели, а результаты проверок «Тайный покупатель» не должны служить основанием для наказания и увольнения сотрудников.

В РФ деятельность провайдеров услуги «Тайный покупатель» фактически ничем не регламентирована. MSPA не имеет действенных механизмов контроля качества предоставляемых услуг на территории РФ и СНГ, поэтому на Российском рынке пользователям услуги «Тайный покупатель» приходится самостоятельно проверять качество услуг, как правило, ориентируясь на рекомендации коллег, посредством проведения конкурсов при выборе подрядчика, проверяя является ли компания-подрядчик членом MSPA.

Рынок предоставления услуг «Тайного покупателя»

Заказчиками данного исследования выступают:

В России на данный момент основными провайдерами услуг Тайный покупатель являются компании TNS, Ромир, NEXTEP, Gfk и Sinnovate. Компании используют собственное ПО сбора и анализа данных, а также ПО компаний Shopmetrics, Checkers, Sassie, Prophet. NEXTEP является официальным представителем Prophet в России.

На Украине основными провайдерами услуг Тайный покупатель являются компании 4Service™ и NEXTEP. Казахстане — NEXTEP и Розница, в Азербайджане компания SIAR research and consulting Group.

На рынке России существует обширное предложение услуги мистери шоппинг от компаний, которые изначально работают в области ПР, рекрутинг, промоушен. Как правило технология применения отличается от той, которая предлагается специализированными провайдерами. Компании, предлагающие услуги, могут значительно отличаться по размерам организаций, своих возможностей и количества выполняемых визитов. Самые маленькие могут состоять из одного — двух человек, а крупные — более сорока. Чем крупнее провайдер, тем шире спектр услуг: от полевых работ до анализа среды и разработки стандартов работы персонала.»

Примечание

Ссылки

Источник

Несложная подработка: тайные покупатели рассказывают о своей профессии

Что такое mystery shopping. Смотреть фото Что такое mystery shopping. Смотреть картинку Что такое mystery shopping. Картинка про Что такое mystery shopping. Фото Что такое mystery shopping

Тайных покупателей нанимают как массовые торговые сети, так и бутики, салоны по продаже товаров премиум-класса, банки, кафе и рестораны, салоны красоты и другие организации сферы обслуживания. Иногда они размещают вакансии тайных покупателей напрямую, иногда нанимают через агентства, у которых сразу несколько таких заказчиков.

Суть работы в том, что нужно:

За свои услуги тайный покупатель получает оплату — как правило, сдельную (в зависимости от количества точек, которые он посетил).

Чаще всего к тайным покупателям не предъявляют никаких особых требований (актерских навыков, например, не требуется). Но если у места, где нужно выступить в роли клиента, есть специфика, важно ей соответствовать. Например, в вакансии по проверке продаж квартир в жилищных комплексах премиум-класса можно увидеть такое пожелание: «Возможность создать образ финансово состоятельного покупателя: стиль, одежда, аксессуары, уверенная речь».

Поговорили с двумя девушками, одна из которых долго работала тайным покупателем в рамках одной и той же сети, другая часто берется за разовые проверки в совершенно разных местах (в основном через агентства).

«Это неплохая подработка, когда ты студент или пенсионер»

О работе тайного покупателя я в 2016 году узнала от своего знакомого, до этого даже не подозревала, что бывают такие подработки. Он дал мне телефон компании, которая набирала тайных покупателей для проверки своей сети. Я позвонила, и вскоре меня пригласили на собеседование.

Там меня спросили, где я работала до этого, где живу и где учусь. Как мне показалось, к кандидатам не было никаких особых требований, кроме возраста (от 18 лет) и наличия российского гражданства. В основном брали студентов и пенсионеров.

Нам провели инструктаж, это заняло около 40 минут. Рассказали о процедуре проверки, показали, как потом заполнять отчеты, познакомили с маршрутами проверок — так как сеть крупная, маршрутов было несколько и можно было выбрать удобные именно мне. Предлагали взять диктофон для записи, но я решила, что буду пользоваться своим диктофоном в телефоне.

Как проходили проверки

Маршруты нам выдавали на две недели. Количество проверяемых точек в одном маршруте бывало разным — от 25 до 40. Их можно было посетить в удобное мне время. Я обычно откладывала всё на потом, поэтому бегала по своим точкам в последние дни срока. Бывало, что я проверяла по 5–7 точек за день, а как-то раз посетила 9 подряд. Насколько я поняла, каждую точку проверяют два раза в месяц.

Во время проверки мне необходимо было отметить, улыбнулись ли мне, насколько были доброжелательны и внимательны, оценить обслуживание в целом. Важно было записывать всё происходящее на диктофон, а потом внести в отчет.

Главная цель тайного покупателя — проследить, соблюдают ли сотрудники сети регламент. Там принято особое, «фирменное» обращение к посетителям, и за его несоблюдение наказывают рублем.

Мне надо было сделать заказ в пределах лимита определенной суммы (тогда это было 300–350 рублей). Причем нужно было заказать одно обязательное блюдо, а остальное — по своему выбору. В общем, стандартная процедура заказа, никаких особых сценок разыгрывать не надо было. Съедать заказанную еду было не обязательно, я чаще всего отдавала ее кому-нибудь в торговом центре (уборщицам, например), иногда забирала домой.

Сколько платили

Оплата за работу получалась порядка 7–14 тысяч за маршрут, плюс деньги на заказ проверяемой точки (они выдавались перед проверкой). А еще нам компенсировали проезд наземным транспортом, но не на метро (потому что точки маршрута недалеко друг от друга, можно было дойти или доехать на автобусе, троллейбусе). Платили всегда вовремя и честно.

В общем, это неплохая подработка, когда ты студент или пенсионер, но как постоянная работа — точно нет.

Если «агента» вычисляли

В компании нам советовали не ходить на проверки в одной и той же одежде, чтобы не примелькаться на точках. Но это не очень помогало. Так как я работала долго, на многих точках сотрудники уже поняли, что я тайный покупатель, и в моем присутствии вели себя скованно и нервно. Пытались выслужиться и пустить пыль в глаза. Меня это раздражало.

Что нравилось, а что нет

Мне очень нравилось, что все зависит от меня: есть ли у меня желание и свободное время, чтобы поездить по точкам.

Я работала с перерывами, но знаю, что среди нас были и «трудоголики», которые не пропускали ни одного маршрута и даже брали иногда чужие маршруты параллельно. Но таких людей было немного.

Вообще, такая работа многим кажется мечтой: ходишь, ешь, еще и деньги за это получаешь. Так и есть, но везде свои минусы. Для меня самым сложным была дорога. Ты можешь до точки ехать час-два, а проверяешь ее 2–3 минуты, потом едешь или идешь до следующей точки, и так несколько раз. Я часто ходила пешком, а к концу дня не чувствовала ног. Хотя благодаря такой подработке я неплохо узнала Москву (я из Подмосковья).

Меня очень смущало, что от моих отчетов зависят зарплаты сотрудников. Я не всегда поэтому ставила плохие оценки, когда должна была. Иногда даже резала диктофонные записи, на которых были слышны нарушения, чтобы у людей не случалось проблем. У них и так зарплата «три копейки», они стоят у печей целый день на ногах — по-человечески понятно, если кто-то присел на минуту, несмотря на запрет, или не нашел сил улыбнуться.

Сложно назвать это полноценной работой. У меня не было ощущения, что я часть компании, в которой работаю. Скорее, я чувствовала себя наемником, который сегодня есть, а завтра, может, и нет. Я приходила в офис только за зарплатой и общалась только с курирующим менеджером. Она, кстати, никогда не ругала меня за ошибки в отчетах (я чаще всего писала их по памяти, не переслушивая запись).

В целом мне нравилось сотрудничать с компанией, я даже задумывалась, что неплохо бы устроиться к ним кем-нибудь в офис. Но я поступила на очное отделение и поняла, что не потяну совмещение учебы с работой в стандартном режиме 5/2.

Я проработала так около 2,5 года. Как-то у меня случился долгий перерыв, после него я написала своему менеджеру, но оказалось, что она уже уволилась и вместо нее другой человек. Я проверила два маршрута и поняла, что этот менеджер мне совершенно не нравится, работа не складывается. Так и закончилась моя «карьера» тайного покупателя.

«Мне приятно осознавать, что я помогаю улучшать сервис»

Тайным покупателем я стала, еще когда была студенткой. Искала в разных группах в социальных сетях подработку промоутера или официанта, и вдруг получила предложение разовой работы тайным покупателем. Нужно было проверить фирму, которая организует различные квесты. Так что мое задание: заказать квест на дом, якобы на день рождения, собрать 10 друзей и, когда придет ведущий, записать на диктофон, как он объясняет правила, оценить его манеру общения. Мы целый вечер весело играли, потом мне компенсировали стоимость квеста (10 тысяч рублей) и выдали 1 тысячу рублей за работу.

После этого я стала искать предложения такой подработки целенаправленно. Кого только не проверяла! Магазины одежды, сумок, косметики, медицинские центры (где-то нужно было, например, сдать кровь, а где-то и на прием к врачу сходить). Мне это кажется очень интересным, чувствуешь себя детективом. Сейчас у меня есть постоянная работа в офисе, а я все равно периодически откликаюсь на объявления о поиске тайного покупателя. У меня несколько друзей тоже «подсели» на проверки. Мой молодой человек, например, любит проверять всякие бургерные и пиццерии, а подруга ходит как «тайник» на маникюр или эпиляцию.

Думаю, постоянно и в качестве основной занятости «тайником» никто не работает — вряд ли можно жить на эти деньги.

Сколько платят

Я стараюсь брать проверки с высокой оплатой, хотя бы за 600–1000 рублей. А то бывает, что предлагают всего 200–300 рублей, и это прямо обидно. Но и такие проверки могу иногда взять, если задание интересное или есть выгода не в деньгах. Например, несколько месяцев назад я проверяла ювелирный магазин, там нужно было купить цепочку с кулоном, и потом ее цену мне компенсировали. Получился приятный подарок самой себе. Если покупаешь товар по цене выше оговоренного лимита, который тебе компенсируют, то как будто получаешь скидку.

Но вообще с покупками бывает по-разному. Иногда нужно купить вещь и сделать возврат через полчаса или на следующий день. Иногда товар надо вернуть не в магазин, а в офис. Условия, когда покупка остается тайному покупателю, бывают реже. Тогда компенсируют определенную сумму. Обычно не более 1500 рублей.

Больше всего платят, как я заметила, за проверки автосалонов, но тогда у тайного покупателя должны быть права, а иногда и свой автомобиль. Из неприятных наблюдений: мужчинам — тайным покупателям, как правило, предлагают больше, чем женщинам. Даже если всего на каких-то 100–200 рублей, всё равно это несправедливо.

Как проходят проверки

Для каждой проверки координатор присылает инструкцию, в ней прописано, на что обратить внимание, какие обязательные вопросы задать. Обычно нужно оценить, чистые ли в магазине пол и витрины, аккуратно ли разложен товар, через какое время после того, как вы вошли в магазин, продавец с вами поздоровался, не сидел ли он в присутствии покупателя, рассказал ли об акциях, которые сейчас проходят. После проверки я заполняю анкету и отправляю нанимателю (по электронной почте или заполняю анкету сразу на сайте).

В процессе проверки я стараюсь не придираться. Например, если пол в магазине не совсем чистый, потому что на улице идет дождь, могу про это не написать. Но если продавец грубый или совсем безразличный, напишу. Хотя я считаю, в некоторых магазинах много перегибов. Например, где-то продавцам нельзя принимать «закрытую позу» в присутствии покупателя, поворачиваться к нему спиной.

К каким результатам приводят мои проверки, я не знаю. Но прямо совсем ужасные магазины и продавцы мне не попадались. Возможно, о качестве сервиса думают как раз те компании, где и так с ним все хорошо, поэтому и нанимают «тайников», чтобы его бесконечно улучшать.

Если «агента» раскрыли

Меня ни разу не раскрывали в процессе проверки, но однажды вычислили еще до ее начала. Мне нужно было провести проверку в одном и том же магазине нижнего белья, но в разные смены продавцов. Когда я пришла в первый раз, продавец была без формы, не помогала мне с выбором, и я честно написала про это в отчете. А когда вскоре пришла туда во второй раз, увидела того же продавца — видимо, она поменялась с коллегой сменами. Она меня тоже сразу узнала и отреагировала очень негативно: «А, вы тайный покупатель! Читала я, что вы про меня понаписали».

Мне стало очень неудобно, я зачем-то купила трусы, которые мне вообще были не нужны, и сбежала.

Что нравится, а что нет

Мне иногда кажется, что работа тайным покупателем помогает мне унять собственный потребительский зуд. Я люблю покупать вещи, получаю от этого удовольствие, но на одежду, например, уходит много денег. А так погуляешь по торговому центру, пообщаешься с продавцами — и оказывается, что на самом деле и покупать ничего не нужно.

Как-то коллега с основной работы меня спросила: «Ты для этого получала высшее образование, чтобы вот так вещи покупать и возвращать?». А я поняла, что мне нравится. На основной работе я много сижу за компьютером, а тут можно вживую с людьми пообщаться. Плюс у каждого бывают случаи, когда его в магазине некачественно обслужили, нагрубили. Мне приятно осознавать, что я помогаю улучшать сервис, чтобы таких случаев было меньше.

Но мне не нравится, когда при проверке приходится много врать. Когда просто покупаешь вещь, которая тебе не нужна, долго разговариваешь с продавцом, а через полчаса возвращаешь ее, это одно дело. А вот бывают, например, предложения для «тайных соискателей» — с их помощью некоторые компании проверяют свои отделы по работе с персоналом. Это совершенно другое дело. У меня был один такой случай. Нужно было сделать вид, что я устраиваюсь на работу продавцом, и пройти собеседование. Получается, люди тратят на тебя время, и, если тебя в итоге «берут», приходится придумывать отговорки — передумала, срочно переезжаю. Не очень приятно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *