Что такое mobile payment
Мобильный платеж
Содержание
Список популярных товаров и услуг, оплачиваемых через мобильный телефон
Мобильные платежи в России
Количество услуг, которые можно оплатить с мобильного телефона, увеличивается, они становятся более разнообразны. Сейчас они осуществляются, в основном, с помощью премиальных SMS. Технология NFC также популярна: с 1 января 2009 года в Московском метрополитене пассажирам предоставляется возможность оплаты проезда с помощью мобильного телефона.
Оплата товаров и услуг с помощью Premium SMS
Отправка sms на специальный номер провайдера, который самостоятельно перечисляет деньги тому, кому они предназначаются, удерживая комиссионное вознаграждение. Стоимость Premium SMS несколько выше, чем у обычного текстового сообщения, так как в нее входит цена самой услуги. Максимальная стоимость такого сообщения около 250 рублей.
После завершения процесса оплаты, на телефон потребителя приходит уникальный код доступа, который необходимо ввести для получения услуги. В других случаях пользователь в ответном сообщении получает ссылку, перейдя по которой он может скачать файл прямиком на мобильный телефон.
Такой способ оплаты удобен человеку, совершающему спонтанную покупку, и выгоден оператору, которому причитается комиссия — 25-60% от стоимости покупки.
Преимущества данного способа оплаты:
Оплата через технологию NFC
Для использования сервиса NFC необходим встроенный в телефон специальный модуль. Телефон с чипом устанавливает соединение с платежным терминалом, который считывает необходимую информацию. В результате соединения со счета абонента списывается стоимость услуги.
Преимущества оплаты с помощью NFC:
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Мобильный платеж» в других словарях:
Мобильная коммерция — (другие названия M Commerce, mCommerce) общее название для различных коммерческих сервисов (кроме услуг связи), использующих мобильный телефон в качестве основного интерфейса пользователя[1]. Содержание 1 Описание 2 История … Википедия
Сервис «Альфа-Бизнес Мобайл» Альфа-Банка — Сервис «Альфа Бизнес Мобайл», мобильный банк для клиентов юридических лиц, реализованный в виде приложения для смартфонов (на платформе iOS и Android), Альфа Банк запустил в 2012 году. В сентябре 2013 года в приложение был добавлен платежный… … Банковская энциклопедия
Сотовый кобренд — Сотовые кобренды – партнерские программы банков с компаниями мобильной связи, а именно: операторами из «большой тройки» – МТС, «Билайном» и «Мегафоном».МТС выпускает совместные карты со Сбербанком, Райффайзенбанком, Ситибанком и «Русским… … Банковская энциклопедия
Электронные деньги — (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора
Гранд Капитал — (Grand Capital) Содержание Содержание Информация о О Для Гранд Капитал Для Гранд Капитал обучение и бонусы Ввод вывод средств Торговый терминал Grand Capital Партнерские программы Гранд Капитал Информация о брокере Гранд Капитал Находится на… … Энциклопедия инвестора
Платёжные карты — Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия
Банковская карта — Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия
Зарплатная карта — Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия
Зарплатная карточка — Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия
Кредитная карточка — Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но оно… … Википедия
Мобильные платежи: краткое описание
Совсем недавно мобильные платежи были новым и перспективным способом совершения моментальных платежей. Сейчас этот способ оплаты набирает популярность среди населения, но не с такой скоростью, с какой хотелось бы. Всему виной не достаточная законодательная база для данного вида оплаты товаров и услуг.
К мобильному платежу относится любой вид платежа совершенный с использованием денежных средств, со счета мобильного телефона плательщика. Основное преимущество данного вида платежей – это простота. Не смотря на то, что «на дворе» двадцать первый век, не у каждого человека есть собственный счет в банке и кредитная карта и еще меньше пользуются электронными деньгами. Чего не скажешь о мобильном телефоне, который имеется практически у 100% населения в нашей стране. Поэтому развиваясь в нужном направлении, мобильные платежи имеют все шансы потеснить все традиционные способы оплаты, включая оплату наличными. Достаточно пополнить счет мобильного телефона и в дальнейшем распоряжаться собственными деньгами на счету оператора связи по своему усмотрению, расплачиваясь за товары и услуги, как в интернете, так и в «продвинутых» магазинах.
Если вкратце «пробежаться» по истории мобильных платежей, можно вспомнить, что началось все с распространения и оплаты мобильного контента (мелодии, картинки и т.п.) с помощью SMS. Впоследствии последовало развитие данного вида платежей, и стала возможна оплата коммунальных услуг, штрафов, покупок в интернете.
Говоря обо всех преимуществах, нельзя не упомянуть о недостатках. Помимо не достаточной законодательной базы у мобильных платежей есть еще один существенный недостаток, препятствующий массовой популяризации – высокая комиссия за перевод денежных средств по сравнению с другими методами. Обвинять в этом операторов сотовой связи, наверное, не имеет смысла, т.к. мобильные микроплатежи не относятся к связи, а являются приятным бонусом, за который приходится платить комиссией. Остается только наедятся, что в будущем условия проведения транзакций станут менее жесткими, а мы получим действительно универсальное средство оплаты.
Мобильные платежи: какие они бывают и какие нужны вашему бизнесу
За 5 лет с 2013 года число россиян, выбирающих безналичную оплату покупок, увеличилось в 3 раза, и каждый десятый это делает с помощью смартфона, как сообщали в НАФИ. Пандемия усилила этот тренд: почти 80% всех транзакций в Европейском регионе происходят безналично, при этом уже треть россиян оплачивают покупки смартфоном. Возможность предоставления опции мобильных платежей сегодня одна из важных деталей любого бизнеса. И мы расскажем о четырех основных технологиях и о том, с какой из них лучше работать.
Под мобильными платежами подразумевают все финансовые транзакции, которые проводятся с помощью мобильного устройства: смартфона, умных часов, планшетов. Одна из первых подобных технологий — SMS+ или DCB (Direct Carrier Billing). Схема «отправьте сообщение с кодом XXX на короткий номер YYY, чтобы получить доступ к услуге» известна уже не один десяток лет. Платеж осуществляется через мобильного оператора или агрегаторов. Чем больше участников в этой цепочке, тем выше комиссия. Деньги списываются с мобильного счета, а не банковской карты.
Производной формой DCB, которая сегодня сменила SMS+, стали платежи через счет мобильного оператора. Иногда их называют «мобильными кошельками», но этот термин может внести путаницу в понятия, потому что под ним же значатся платежные системы Google и Apple (Google Wallet, Apple Wallet), а также сервисы WebMoney, PayPal, Яндекс.Деньги и пр.
Самая популярная технология в России — бесконтактные платежи через NFC (Near Field Communication): беспроводная передача данных на малом расстоянии, обычно в пределах 10 см. Сегодня она реализована в первую очередь в смартфонах, а также в умных часах (Apple Watch, Samsung Galaxy Watch и пр.), в планшетах. Небольшой радиус действия делает NFC безопасным, а мгновенное подключение — простым. Работает технология через привязку к банковской карте.
Также встречаются мобильные платежи, основанные на прямом доступе к банковским картам через данные от оператора связи. Они лежат в основе 3D-secure — обеспечение безопасности интернет-транзакций.
Для большинства пользователей «мобильные платежи» — это про смартфон, который можно приложить к терминалу. В этом процессе участвует технология NFC, которая возникла позже других методов e-payments и сейчас активно развивается. Сегодня это наиболее популярный метод электронной оплаты: согласно исследованию «Яндекс.Денег» за 5 месяцев, с января по май 2020, число NFC-платежей через смартфоны и умные часы выросло почти на 25% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. В целом около 36% россиян предпочитают платить не картой, а телефоном.
Преимущество NFC в простоте и высокой степени защиты денег. Не вдаваясь в технические детали, можно утверждать, что в среднем безопасность выше, чем у оплаты при помощи пластиковых карт. Пример на бытовом уровне: карты с бесконтактной технологией PayPass прикладываются к терминалу и при покупках на сумму меньше 1 тыс. рублей не требуют ввод пин-кода. Хотя VISA расширила коридор до 3 тыс., но решает это банк-эмитент. Если карта будет утеряна (или украдена), нашедший сможет без проблем ей воспользоваться. Платеж через смартфон требует подтверждать действие паролем или биометрическими данными: для Apple это лицо владельца или отпечаток пальца, в зависимости от модели iPhone. Утерянным смартфоном и привязанными к нему картами воспользоваться труднее, чем обычным «пластиком» — каждая операционная система сегодня позволяет удаленно заблокировать гаджет от несанкционированного доступа.
На рынке сегодня представлены три основных системы NFC платежей: Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, развивающиеся в России с 2016 года. По популярности Google Pay обходит остальные: им пользуются 29,1% россиян, а Apple Pay и Samsung Pay — 20,2% и 17,4%. Это связано с ограничением для таких систем — их можно использовать только с определенными гаджетами. Apple Pay работает лишь на одноименных устройствах, Google Pay требует наличия операционной системы Android, а Samsung Pay доступен даже не для всех смартфонов Samsung.
NFC-платежи применимы в двух сценариях: когда покупка производится через терминалы оплаты (POS-терминалы) и когда она осуществляется внутри магазинов AppStore и Google Play, в приложениях (Apps), на сайтах. Связанные с этим ограничения широко обсуждаются, во многом из-за комиссии для разработчиков приложений, обозначенной Apple и Google. Размер комиссий доходит до 30% от суммы платежа. Среди наших клиентов через NFC-платежи проходит всего 5% от общего числа выплат.
Несмотря на сложности, это достаточно популярный способ оплаты. Он повышает конверсию для любых сервисов по подписке, включая покупки, встроенные в игры, подписки на электронные библиотеки и лимитированный доступ к закрытым ресурсам. Но применим он только для продуктов, которые используются онлайн.
Способ удобен для ситуаций, когда невозможно воспользоваться Apple или Google Pay — например, если у клиента телефон не поддерживает эту технологию. Также не все россияне не готовы указывать в интернете данные банковской карты для оплаты напрямую. Платеж через DCB решает проблему: открытым становится только номер телефона.
Правда минусы все же есть: не все клиенты считают безопасным хранить на счете оператора большие суммы, поэтому покупка товаров, например, за 5 тыс. рублей, таким способом маловероятна.
Наименее известный и редко встречающийся способ платежа. Этот способ — гибрид банковских выплат и мобильных платежей, при котором для доступа к счету карты используется данные оператора связи. В России этот способ не получил широкого развития напрямую, но является основой обеспечения безопасного доступа в технологии 3D-secure. Через отправку SMS на номер мобильного телефона банки проводят идентификацию плательщика. Полученный код пользователь вводит в окне транзакции, подтверждая легитимность своих действий.
Вторая категория мобильных платежей, известная большинству владельцев телефонов — платежи SMS+ (или DCB). Этот платеж осуществляется напрямую через оператора мобильной связи и использует его инфраструктуру. Оператор выделяет определенный список коротких номеров для сдачи в аренду и берет процент от стоимости платежных SMS. В основном на базе SMS+ развиваются сервисы, предоставляемые самими операторами мобильной связи: дополнительные услуги, изменения тарифов, информационные приложения. У технологии есть ограничения по суммам платежей.
Этот способ оплат был особенно популярен в начале 00-х: его использовали магазины музыкальных рингтонов и сервисы знакомств, предлагая отправить короткий код или USSD-команду. Несмотря на очевидное преимущество в легкости платежа, для внедрения этого метода необходимо заключать прямое соглашение с поставщиком мобильных услуг. По причине сложности подключения и непрозрачных требований по настройке сервиса сейчас он практически не распространен в России.
Фактически, среди существующих сегодня технологий мобильных платежей нет универсальной. Несмотря на растущий спрос на NFC-решения и их внедрение как онлайн, так и оффлайн, карту к смартфону привязывает только треть россиян. А к Apple Pay и Google Pay до сих пор нельзя добавить карты МИР. В то же время, в мире Apple Pay пользуется уже каждый второй владелец айфона. С Google Pay ситуация сложнее: открытых данных нет, однако активных владельцев Android в мире в 2019 насчитывалось 2,5 млрд (у Apple — 2 млрд), поэтому даже потенциальный рынок больше. Хотя число установок сервиса Google меньше, чем у Apple — всего 100 млн против 440 млн.
Но при всей привлекательности NFC нельзя забывать о том, что смартфонами пользуется только часть населения. А вот платежи через мобильного оператора доступны практически всем, правда уступают NFC в скорости.
Возможно, все описанные способы будут применимы для вашего бизнеса. Скорее всего, один из них будет доминирующим для оплаты конкретного товара или услуги. Мы думаем, что доля мобильных платежей в структуре любого бизнеса будет расти.
Мобильные платежи принимаются во всем мире по-разному. Первый патент, определяемый исключительно как «Мобильная платежная система», был подан в 2000 году.
СОДЕРЖАНИЕ
Модели
Существует четыре основных модели мобильных платежей:
Также возможны комбинации двух моделей.
Мобильные кошельки
Как правило, это процесс:
Известно, что запрос PIN-кода снижает коэффициент успешности ( конверсии ) платежей. Эти системы могут быть интегрированы напрямую или могут быть объединены с платежами оператора и кредитной картой через единую платформу мобильных веб-платежей.
Кредитная карта
Простая система мобильных веб-платежей также может включать поток платежей по кредитной карте, позволяющий потребителю вводить данные своей карты для совершения покупок. Этот процесс знаком, но известно, что любой ввод данных на мобильный телефон снижает коэффициент успешности (конверсии) платежей.
Кроме того, если поставщик платежных услуг может автоматически и безопасно идентифицировать клиентов, то данные карты могут быть отозваны для будущих покупок, что превращает платежи по кредитной карте в простой способ покупки одним щелчком, что обеспечивает более высокие коэффициенты конверсии для дополнительных покупок.
Однако существуют опасения относительно конфиденциальности информации и платежей, когда карты используются во время онлайн-транзакций. Например, если веб-сайт небезопасен, в Интернете может просочиться информация о личной кредитной карте.
Биллинг оператора связи
Транзакционные платежи на основе SMS / USSD
Премиум SMS и премиум MMS
В преобладающей модели для SMS-платежей потребитель отправляет запрос на оплату с помощью текстового SMS-сообщения или USSD на короткий код, и на его телефонный счет или его онлайн-кошелек взимается дополнительная плата. Участвующий продавец информируется об успешном завершении платежа и затем может освободить оплаченный товар.
Поскольку надежный физический адрес доставки обычно не предоставляется, эти товары чаще всего являются цифровыми, и продавец отвечает с помощью службы обмена мультимедийными сообщениями, чтобы доставить купленную музыку, рингтоны, обои и т. Д.
Факторы, запрещающие Премиум SMS, включают:
Удаленная оплата по SMS и токенизация кредитной карты
На сегодняшний день решения для мобильных платежей в точках продаж не полагаются на аутентификацию на основе SMS в качестве механизма оплаты, но удаленные платежи, такие как оплата счетов, повышение категории мест на рейсах, а также продление членства или подписки, являются обычным явлением.
Мобильные веб-платежи (WAP)
Однако, если с мобильного счета не взимается прямая оплата через оператора мобильной сети, использование кредитной / дебетовой карты или предварительная регистрация в решении для онлайн-платежей, таком как PayPal, по-прежнему требуется, как и в среде настольного компьютера.
Биллинг прямого оператора
Прямой биллинг оператора, также известный как биллинг мобильного контента, биллинг WAP и биллинг оператора, требует интеграции с оператором мобильной сети. Он дает определенные преимущества:
Одним из недостатков является то, что ставка выплат часто будет намного ниже, чем при использовании других вариантов мобильных платежей. Примеры от популярного провайдера:
В последнее время прямой биллинг оператора развертывается в среде приложений, где разработчики мобильных приложений используют возможность оплаты в один клик, которую предоставляет прямой биллинг оператора для монетизации мобильных приложений. Это логическая альтернатива кредитной карте и SMS-биллингу Premium.
В 2012 году Эрикссон и Western Union объединились для расширения рынка прямого операторского биллинга, что позволило операторам мобильной связи включить мобильные денежные переводы Western Union в свои предложения мобильных финансовых услуг. Учитывая международный охват обеих компаний, партнерство призвано ускорить взаимосвязь между рынком мобильной коммерции и существующим финансовым миром.
Бесконтактная связь ближнего поля
Связь ближнего поля (NFC) используется в основном для оплаты покупок, сделанных в обычных магазинах, или транспортных услуг. Потребитель, использующий специальный мобильный телефон со смарт-картой, машет телефоном рядом с модулем считывания. Большинство транзакций не требуют аутентификации, но некоторые требуют аутентификации с использованием ПИН-кода до завершения транзакции. Платеж может быть списан со счета предоплаты или напрямую переведен на мобильный или банковский счет.
Эта технология, впервые задуманная в начале 2010-х годов, нашла также коммерческое применение в этом веке в Скандинавии и Эстонии. Конечные пользователи извлекают выгоду из того, что они могут оплачивать парковку, не выходя из машины, с помощью мобильного телефона, а операторы парковок не обязаны вкладывать средства ни в существующую, ни в новую инфраструктуру уличных парковок. Парковочные надзиратели поддерживают порядок в этих системах с помощью номерных знаков, транспондеров или наклеек со штрих-кодом, или они считывают цифровой дисплей так же, как они читают квитанцию об оплате и отображении.
Другие поставщики используют комбинацию NFC и штрих-кода на мобильном устройстве для мобильных платежей, потому что многие мобильные устройства на рынке еще не поддерживают NFC.
Другие
Платежи по QR-коду
QR-коды могут быть двух основных категорий:
Мобильная система самообслуживания позволяет сканировать QR-код или штрих-код продукта в обычном заведении, чтобы купить продукт на месте. Это теоретически исключает или снижает количество длинных очередей к кассе, даже в киосках самообслуживания.
Мобильные платежи в облаке
Google, PayPal, GlobalPay и GoPago используют облачный подход к мобильным платежам в магазинах. Облачный подход помещает поставщика мобильных платежей в середину транзакции, которая включает два отдельных этапа. Сначала выбирается связанный с облаком способ оплаты, и платеж авторизуется через NFC или альтернативный метод. На этом этапе поставщик платежей автоматически покрывает стоимость покупки за счет средств, связанных с эмитентом. Во-вторых, в отдельной транзакции поставщик платежей взимает плату с выбранной, привязанной к облаку учетной записи покупателя в среде без карты, чтобы возместить его убытки при первой транзакции.
Платежи на основе аудиосигнала
Прямое сотрудничество с оператором и банком
В модели T-Cash мобильный телефон и оператор сотовой связи являются интерфейсным интерфейсом для потребителей. Потребитель может покупать товары, переводить деньги партнеру, обналичивать и вносить наличные. Счет «мини-кошелек» можно открыть так же просто, как ввести * 700 # на мобильном телефоне, предположительно путем внесения денег в участвующий местный торговец и номер мобильного телефона. Предположительно, другие транзакции выполняются аналогичным образом путем ввода специальных кодов и номера телефона другой стороны на мобильном телефоне потребителя.
Магнитная безопасная передача
Системы банковских переводов
Шведская платежная компания Trustly также обеспечивает мобильные банковские переводы, но используется в основном для транзакций между бизнесом и потребителем, которые происходят исключительно в Интернете. Если интернет-магазин интегрируется с Trustly, его клиенты могут платить прямо со своего банковского счета. В отличие от Swish, пользователям не нужно регистрировать учетную запись Trustly или загружать программное обеспечение для оплаты.
Датский MobilePay и норвежский Vipps также популярны в своих странах. Они используют прямые и мгновенные банковские переводы, а также для пользователей, не подключенных к участвующему банку, выставление счетов по кредитной карте.
Модель поставщика услуг мобильных платежей
Есть четыре потенциальных модели мобильных платежей:
Сервисы мобильных платежей
Сервисы, позволяющие совершать покупки с помощью мобильных телефонов. Посредством мобильных платежей владельцы сотовых телефонов и планшетов могут оплачивать товары и услуги, используя как средства на счету своего мобильного устройства, так и средства на банковских счетах.
Содержание
Виды мобильных платежей
Варианты реализации мобильных платежей
Лидеры рынка мобильных кошельков
В 2017 году количество пользователей мобильных сервисов для оплаты покупок и денежных переводов в мире достигло 1,6 млрд. Об этом говорится в исследовании Juniper Research, в котором также называются имена лидеров этого рынка:
Какую долю имеет каждый из перечисленных сервисов, не уточняется. Также неизвестно, каковы позиции служб Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay, которые больше всего востребованы в России.
По сообщению Juniper Research, несмотря на растущее распространение мобильных кошельков, во многих странах эти сервисы реже используются для оплаты в магазинах, чем бесконтактные банковские карты. Однако операторы мобильных сервисов активно догоняют благодаря запуску различных онлайн- и офлайн-проектов. В некоторых странах такие компании (например, оператор Orange во Франции) значительно расширили свои предложения банковскими услугами, чтобы предлагать клиентам обширный портфель финансовых продуктов.
В развитых странах предпочтительным способом оплаты товаров и услуг является технология NFC, которая имеет высокий уровень защиты, дополняемой биометрической авторизацией. Поэтому сервисы с поддержкой NFC широко востребованы как среди потребителей, так и продавцов.
Платежи, при которых камера смартфона сканирует QR-код, распространены в развивающихся странах, вроде африканских и Индии, поскольку для внедрения такой технологии не нужны большие расходы. QR-система слабо защищена от вирусов и фишинговых атак, поэтому в других регионах ее применяют все реже, отмечает автор доклада Виндзор Холден (Windsor Holden) из Juniper Research.
PayPal: Россия в ТОП-20 стран по количеству мобильных платежей
Компания PayPal 20 декабря представила данные о мобильных платежах, которые были проведены через глобальную платежную платформу в первые три квартала 2017 года. Популярность такого способа оплаты покупок и перечисления денег растет во всем мире: только за последний год объем мобильных платежей через PayPal вырос на 54% и составил почти 40 млрд долл. (к третьему кварталу 2017-го).
2016: Китайский рынок мобильных платежей опередил американский в 90 раз
В 2016 году китайский рынок мобильных платежей опередил американский в 90 раз. Такие данные приводит газета The Wall Street Journal со ссылкой на аналитиков.
Объясняя такую тенденцию, аналитик IDC Шив Путча (Shiv Putcha) отметил, что американские компании «все еще очень сильно сосредоточены на внутреннем рынке». Кроме того, в КНР гораздо чаще используют QR-коды для оплаты счетов и покупок в магазинах.
Крупнейшие китайские платежные системы Alipay и Tenpay по мере достижения развитости местного рынка все активнее развиваются за рубежом, помогая региональным стартапам на развивающихся рынках запускать мобильные платежные системы, не требующие банковские пластиковые карты.
Один из стимулов к освоению международной арены китайскими платежными сервисами связан с большим количеством китайских туристов. По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям, с 2017 по 2027 годы китайский рынок туризма будет расти в среднем на 8% в год, что выше, чем в других странах. К примеру, рост индийского туристического рынка на этот же период прогнозируется на уровне 7%, ОАЭ — 5%, США — 3%.
В связи с этим Alibaba и Tencent Holdings стремятся к тому, что их платежные сервисы были доступным гражданам Китая в любой стране. [2]
2014: Прогноз о росте рынка в России к 2018 году в 5 раз
По прогнозам компании J’son & Partners, к 2018 году российский рынок электронных платежей вырастет в пять раз и достигнет 122 млрд рублей. При этом доля мобильных платежей в общем объеме электронных платежных систем увеличится более чем в два раза и достигнет 2,8%. Росту рынка способствует не только повышение проникновения интернета и популярности мобильных устройств, но и рост степени доверия к мобильным платежам со стороны населения. Кроме того, на рынок мобильных платежей положительно влияет рост популярности электронной торговли и значительное увеличение доли онлайн-покупок в общем товарообороте России.
По подсчетам UBank, в 2013 году объем российского рынка мобильных платежей составил около 35 млрд рублей. Основные платежи пришлись на Москву, Санкт-Петербург и другие города-миллионники.
По сравнению с 2012 годом рост оборота составил 42%, или более 10 млрд рублей. За этот период число мобильных платежных приложений возросло более чем в три раза. Опросы показывают, что порядка 9% россиян используют мобильные устройства для совершения финансовых операций. Это происходит на фоне роста доли безналичных платежей в целом: темпы роста составляют около 30% в год. При этом доля мобильных платежей относительно всех безналичных расчетов остается невысокой – 1,3%. Подавляющее большинство мобильных платежей приходится на Москву (29%) Санкт-Петербург (6%) и другие крупные города.
Прогноз о росте операторских платежей в 2013 году до 13,1 млрд руб
Объем мобильных операторских платежей в России увеличится в 2013 году на 40% и составит 13,1 миллиардов рублей, сообщается в исследовании компании J’son & Partners Consulting.
Объем мобильных операторских платежей, позволяющих пользователям оплачивать различные услуги посредством мобильного телефона с помощью средств на банковском счете, по данным отчета, в 2012 году составил в России 9,4 миллиардов рублей. При этом четверть оборота составили платежи за услуги мобильной связи. По итогам 2018 года, по оценке аналитиков, оборот мобильных платежей в России может превысить 50,6 миллиардов рублей.
Объем платежей, совершенных в России через мобильный банкинг в 2012 году, по данным отчета, составил 8 миллиардов рублей. При этом, наибольшую долю оборота составили денежные переводы — 31%. По прогнозу компании, в 2013 году оборот платежей через сервис увеличится на 35% и составит 10,9 миллиардов рублей. Наиболее перспективным направлением мобильного банкинга, считают аналитики, являются приложения для мобильных телефонов. По прогнозам J’son & Partners Consulting, по итогам 2018 года оборот платежей через сервис в России превысит 35 миллиардов рублей, а доля денежных переводов увеличится до 36,5%
Высокие темпы роста в России показал и sms-банкинг — услуги по управлению счетами и контролю их состояния. В 2012 году рынок платежей через сервис увеличился на 46% по сравнению с 2011 годом и составил 6,8 миллиардов рублей, при этом 83% оборота составили платежи за услуги мобильной связи. По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2013 году оборот мобильных операторских платежей увеличится на 54,5% и составит 10,4 миллиардов рублей.
По оценкам компании, в 2013 году в России 50 миллионов человек воспользуются sms-банкингом, при этом большинство из них будут пользоваться им исключительно в информационных целях. К концу 2018 года, по прогнозу, число пользователей sms-банкинга увеличится до 85 миллионов человек, а доля людей, оплачивающих товары и услуги, увеличится в 1,5 раза.
Оборот мобильных финсервисов 24,4 млрд руб
По оценкам J’son & Partners Consulting (февраль 2013 г), в 2012 году оборот рынка мобильных дистанционных финансовых сервисов составил 24,4 млрд рублей, увеличившись на 43% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. К концу 2017 года рынок превысит 100 млн рублей, при этом среднегодовой темп роста (CAGR) с 2012 по 2017 годы составит 33%.
В структуре оборота мобильных дистанционных финансовых сервисов с 2008 по 2012 годы произошли небольшие изменения. Так, в основном за счет уменьшения доли SMS-банкинга выросла доля мобильных операторских платежей с 34% до 39%.
Осенью 2012 года компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка мобильных операторских платежей, мобильного и SMS-банкинга.
Так, согласно отчету J&P, покупка товаров с использованием мобильных терминалов набирает популярность в России. По результатам опроса, проведенного компанией в октябре 2012 г., около 44% пользователей смартфонов и 60% пользователей планшетов оплачивали товары или услуги в предшествующем опросу месяце с помощью данных устройств.
Оборот сервисов типа мобильные платежи, также как и оборот таких сервисов, как банковские терминалы, небанковские терминалы, электронные деньги, относится к обороту рынка электронных платежных систем (ЭПС). По оценкам J’son & Partners Consulting, оборот рынка ЭПС в России в 2012 г. составит 1811 млрд руб., продемонстрировав рост на 24% по сравнению с аналогичным показателем 2011 г. Оборот мобильных платежей, являющихся частью рынка ЭПС, в 2012 г. превысит 24 млрд руб. и составит лишь 1,3% от предполагаемого оборота рынка ЭПС.
В 2011 г. объем операторских платежей составил 6,6 млрд руб., при этом он превысил объем платежей через мобильный банкинг по всем сегментам, кроме денежных переводов, оплаты штрафов ГИББД и электронной коммерции. Наибольшую долю в 27% оборота операторских платежей в 2011 г. составили платежи за услуги мобильной связи. В 2012 г. оборот мобильных операторских платежей увеличился на 44% и составил 9,5 млрд руб.
Как отмечается, новый этап в развитии рынка настал с появлением и распространением смартфонов, поддерживающих функциональные и удобные приложения. По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2017 г. рынок мобильных операторских платежей в России превысит 40 млрд руб.
Как отмечается в отчете J&P, рынок мобильного банкинга является быстрорастущим и перспективным сервисом во всем мире, позволяющим вывести уровень обслуживания клиентов на новый уровень. По данным comScore, в США за год количество пользователей, использующих мобильные финансовые сервисы, увеличилось на 30%. При этом наиболее перспективным направлением на данный момент являются приложения для мобильных телефонов. Рост числа пользователей приложений для мобильных финансовых сервисов в США за год составил 90%, и эта тенденция сохранится. В Европе банкиры также оптимистично смотрят на перспективы мобильного банкинга, а банки инвестируют в развитие мобильных направлений и созданий современных функциональных приложений.
По прогнозам экспертов J&P, Россия будет следовать мировым тенденциям в развитии мобильного банкинга, однако мобильные операторские платежи более динамично развиваются на российском рынке и данная тенденция сохранится. Так, объем платежей, совершенных через мобильный банкинг в 2011 г., составил 5,8 млрд руб., при этом наибольшую долю оборота платежей посредством мобильного банкинга составили денежные переводы (30%). В 2012 г. оборот платежей посредством мобильного банкинга увеличился на 39% и составил 8,1 млрд руб.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2017 г. оборот платежей через мобильный банкинг составит 29 млрд руб., а доля денежных переводов в структуре оборота платежей увеличится до 35%.
Среди российских банков наиболее функциональные приложения мобильного банкинга у платежной системы HandyBank и «Газпромбанка». «Среди рассмотренных приложений только эти приложения позволяли осуществлять банковские переводы по свободным реквизитам», — сообщили в J&P.
По результатам исследования, по количеству поддерживаемых платформ лидером является «Альфа-банк», приложения которого доступны для всех популярных платформ, включая набирающую популярность платформу Windows Phone.
По данным J’son & Partners Consulting, в 2012 г. в России 43,4 млн человек пользовались SMS-банкингом, при этом подавляющее большинство из них являлись клиентами исключительно информационного SMS-банкинга Товары и услуги оплачивали немногим более 5% пользователей, из них 94% платили за услуги мобильной связи.
В 2011 г. в России было 1,68 млн пользователей, оплачивавших услуги и сервисы с помощью SMS-банкинга, из них 95% оплачивали услуги мобильной связи. Оплата других услуг с помощью SMS-банкинга, помимо мобильной связи, не пользуется популярностью у российских пользователей. Так, услуги ШПД и услуги ЖКХ с помощью SMS-банкинга оплатили лишь 2,5% и 2,7% пользователей соответственно. К 2017 г. число пользователей SMS-банкинга увеличится до 84,5 млн человек, а доля людей, оплачивающих товары и услуги, увеличится в 1,5 раза.
По данным J&P, в 2012 г. объем рынка SMS-банкинга увеличился на 34% по сравнению с 2011 г. и составил чуть менее 21 млрд руб. В настоящее время объем рынка информационного SMS-банкинга более чем в 2 раза превышает оборот платежей через SMS-банкинг, темп роста платежей через SMS-банкинг значительно выше темпа роста рынка информационного банкинга, и к концу 2016 г. объемы этих рынков сравняются.
В ближайшие годы развитие NFC-технологий и мобильной коммерции позволит сократить использование наличных, считают в J&P. Основные усилия основных участников рынка бесконтактных платежей будут направлены на создание инфраструктуры по приему NFC-платежей. В целом, по данным компании, наблюдается тенденция конвергенции продуктов телекоммуникационной и банковской индустрии, что позволяет сотовым операторам создавать для абонентов удобные каналы доступа к финансовым услугам как в салонах связи, так и с телефона. Но на сегодняшний момент большинство NFC-сервисов нельзя отнести к мобильным операторским платежам, так как сама технология подразумевает проведение расчетов вне зависимости от оператора, пояснили в компании. Несмотря на это, операторы пытаются монетизировать использование этой технологии, создавая свои сервисы и SIM-карты с NFC-модулем.
Согласно прогнозу Gartner «Mobile Payment, Worldwide, 2013 Update», общее число пользователей мобильных платежей во всем мире достигнет 245,2 млн в 2013 году, по сравнению с 200,8 млн в 2012 году.
Согласно данным этого прогноза, на NFC будет приходиться лишь около 2% от общего объема мобильных транзакций в 2013 г. и 5% процентов в 2017 году, хотя рост, как ожидается, несколько ускорится с 2016 г., когда распространение мобильных NFC-телефонов и бесконтактных ридеров в устройствах, применяющихся в ритейле и банкинге должно увеличиться».
Gartner также сообщает, что Денежные переводы будут занимать около 71% от общего объема мобильных транзакций в 2013 году, а на оплату товаров будет приходиться еще 21% транзакций.
Объем денежных переводов в объеме мобильных транзакций продолжает увеличиваться, поскольку пользователи совершают подобные операции гораздо чаще (хотя и при меньших суммах) в связи с большей доступностью сервисов и тем, что комиссионные расходы потребителя оказываются ниже, чем при использовании традиционных банковских сервисов. Все эти факторы делают мобильные денежные переводы наиболее часто используемой операцией у многих пользователей. Gartner сообщает, что к 2017 году они будут занимать почти 69% от объема всех мобильных операций.
Рост объема мобильных операций по оплате счетов прогнозируется на уровне 44% в 2013 году. Gartner также сообщает о дальнейшем стабильном росте этого показателя в до 2017 г. Это связано и с ростом сумм транзакций, поскольку все больше потребителей в развитых странах оплачивают счета с помощью мобильного телефона. Рост также обусловлен тем, что потребители в развивающихся странах совершают операции на большие суммы, чем изначально прогнозировалось. Оплата счетов будет занимать около 5% от общего объема мобильных операций, прогнозируемого на 2017 год.
В результате к 2016 г. прогнозируется, что Азиатско-Тихоокеанский регион обгонит Африку и станет крупнейшим регионом по объему мобильных платежей, достигнув суммы в 165 млрд долл. Объем операций в Африке, по прогнозам, достигнет 160 млрд долл. в 2016 г.
По данным Gartner, в Северной Америке рост объема мобильных платежных операций прогнозируется на уровне 53% в 2013 г. с суммой в 37 млрд по сравнению с 24 млрд долл. в 2012 г. Внедрение NFC прошло почти без значимых последствий в виде роста транзакций в данном регионе из-за того, что многие торгово-сервисные предприятия запустили мобильные приложения «в дань моде» без четкого понимания выигрышной стратегии.
Отметим, что объем мобильных платежей в Западной Европе, как ожидается, достигнет 29 млрд долл. в 2013 г., по сравнению с 19 млрд долл. в 2012 г. Рынок будет стабильно расти в течение всего прогнозного периода до 2017 г., но скорость роста может быть подвержена влиянию фактора сокращения среднего количества операций, совершенных одним пользователем в 2012 году.
Ключевой сферой применения NFC специалисты считают бесконтактные платежи с помощью мобильных телефонов, которые легко превращаются в электронные кошельки путем добавления специального чипа и программного обеспечения.
Наконец, третьей категорией мобильных транзакций, с большим отрывом от первых двух, станут персональные переводы от одного пользователя/клиента к другому (P2P, Person-to-Person). Развитию этого направлению будет мешать недостаток общих стандартов для совершения денежных переводов с помощью мобильных телефонов между различными странами.
Чтобы история с NFC имела успех, необходимо выполнить ряд условий.
«В прогнозе есть ряд неопределенностей, связанных с тем, смогут ли финансовые компании, телеком-операторы и ритейлеры договорится о единых стандартах платежей. Если каждый пойдет своим путем, прогноз не будет выполнен. Если рынок выработает несколько ведущих схем для каждой страны, цифры могут оказаться намного выше», – говорится в пресс-релизе IDC.
По мнению аналитиков, мобильные платежи представляют хорошую возможность для развития бизнеса традиционных финансовых институтов. Большинство таких сервисов будут связаны с «карточными» продуктами банков. Но им необходимо действовать сейчас, чтобы не упустить зарождающийся рынок. Эксперты IDC рекомендуют проводить таргетированный маркетинг, разрабатывать бонусные программы и, конечно, интегрировать пластиковые карты в цифровые кошельки.