Что такое mobile payments
9 секретов онлайн-платежей. Часть 5: мобильные платежи
Исследование PayPal показало, что мобильные платежи набирают популярность: 19% пользователей совершают оплаты онлайн с планшетов, еще 32% – со смартфонов. В России 38% мобильных устройств использовались для оплаты в Интернете, а 5% пользователей Интернета платят онлайн только со смартфона или планшета. Любовь к мобильным платежам ярче выражена у молодого поколения — 61% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет уже совершали оплату в Сети со своих смартфонов и других мобильных гаджетов. Пользуются популярностью и мобильные приложения для оплаты – их на свое устройство установили 43% опрошенных. В пятой части серии «9 секретов онлайн-платежей», содержащей восьмилетний опыт работы команды PayOnline, мы расскажем о том, как взаимодействовать с мобильной аудиторией, как она изменилась в России за последние годы и, конечно, расскажем, как эффективно принимать платежи.
Согласно исследованию PayPal за 2015 год, рост аудитории онлайн-плательщиков в России происходит сейчас за счет новых пользователей Интернета (+55% за год), потребителей в возрасте старше 55 лет (+17%) и жителей российской провинции (+13%). Россия прошла критическую точку в освоении электронной и мобильной коммерции. Пока кто-то думает, нужно ли разрабатывать мобильное решение для своего бизнеса, покупатели идут дальше: 79% респондентов считают, что в будущем станет привычным использовать мобильные устройства для оплаты покупок в обычных магазинах, 63% — что мы будем платить с помощью носимых устройств. По мнению россиян, эти идеи станут реальностью в России в ближайшие годы.
По данным PayOnline, в I квартале 2015 года уже 19,3% онлайн платежей совершались с мобильных устройств, 59% из них – с устройств на платформе iOS. Доля платежей с мобильных устройств выросла в 2015 году по отношению к 2014 году на 157% и составила 19,3% от всего объема платежей, совершаемых через систему электронных платежей PayOnline.
К сожалению, тренд шоппинга через мобильные устройства в Рунете уловили пока считанные единицы сайтов.
В большинстве случаев совершать покупки с помощью мобильных устройств на сайте, предназначенном для десктопов, очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Фотографии товаров не открываются должным образом, элементы дизайна слишком мелкие, сложно попасть по кнопкам «выбрать размер», «указать количество», и что самое плохое, кнопке «оплатить». Ведь именно оплата – финальный и ключевой шаг на пути к превращению посетителя сайта в покупателя.
С платежной формой, не адаптированной для мобильных устройств, также возникает множество проблем: поля для ввода реквизитов не помещаются на экране мобильного устройства, страница с формой загружается слишком долго, безопасность платежа ставится под сомнение. Не удивительно, что многие потенциальные покупатели, которые хотели «по-быстрому» купить что-то со смартфона, отказываются от этой идеи.
Что можно сделать, чтобы упростить процесс оплаты для мобильных пользователей и не потерять прибыль?
В первую очередь, нужно дать клиенту возможность свободно пользоваться онлайн-сервисом с помощью мобильного устройства, то есть планшета или смартфона (иногда к этой группе добавляют телевизоры нового поколения с выходом в интернет, но пока их доля в объеме продаж крайне мала, хотя и показывает высокую динамику роста). Это можно сделать с помощью мобильного сайта или приложений для популярных мобильных платформ (iOS, Android, Windows). Переход на мобильную версию или в приложение должно совершаться в тот момент, когда пользователь пытается зайти на сайт с мобильного устройства.
Что выбрать – мобильную версию сайта или мобильное приложение – каждый решает сам. В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы: например, приложения зачастую более удобны, дают возможность получить доступ к личной информации пользователя (контакты, фотографии и т.д.), но добиться установки приложения добиться значительно сложнее, чем привлечения аудитории на мобильную версию сайта. Зато приложение позволяет сохранить привлеченную аудиторию – и поселиться в мобильном устройстве, «общаясь» с пользователем с помощью push уведомлений.
Здесь же встает вопрос платежных систем – как пользователь будет платить за покупки? С мобильными версиями все очевидно – при определении мобильного устройства пользователь автоматически перенаправляется на мобильную версию сайта, а для оплаты – на мобильную версию платежной формы. А вот при настройке приема платежей есть ряд аспектов, на которые необходимо обратить внимание.
Выбирайте с умом: не надо переплачивать за прием платежей
Предлагаемые платформами iOS и Android «родные» платежные сервисы берут с владельца приложения очень высокую комиссию за обработку платежей: от 20% до 40%. Такая ставка комиссии закрывает мобильный канал продаж для низко- и средне- маржинального бизнеса. Поэтому первый совет – изучить рынок и найти подходящее платежное решение.
На российском рынке пока считанные единицы независимых платежных сервисов (в том числе PayOnline), предлагают владельцам мобильных приложений конкурентную комиссию за обработку платежей. К сожалению, не все знают об этой возможности и встраивают «родную» платформенную платежную систему, впоследствии сталкиваясь с непомерно высокими тарифами.
Существует множество нюансов относительно платежных систем в приложениях: многое зависит от того, что продается (реальные товары или атрибуты игрового мира, такие как монеты, доспехи, оружие), в какой стране публикуется приложение, какие в нём обороты. Для «воображаемых» артефактов и премиум доступа зачастую используется исключительно внутренняя валюта мобильной платформы и прием платежей через сторонние системы запрещен. Если же мы говорим о физических товарах (одежда, авиаперелеты, билеты в кино), то здесь возможностей для интеграции стороннего процессинга с выгодными тарифами гораздо больше.
Больше деталей можно узнать из нашей статьи, в которой мы рассказывали о приеме платежей из мобильных устройств на iOS.
Платежная страница должна быть органичной частью приложения
Что касается непосредственно платежной страницы, то здесь важно придерживаться единого дизайна, соответствующего приложению. Самый простой и безопасный способ интеграции приема платежей в приложении – кастомизировать платежную форму для мобильных устройств и интегрировать ее через встроенный браузер. Возможно еще и внедрение платежной формы напрямую в приложение, но это заметно повышает уровень рисков, а значит – влечет к росту комиссии.
Дизайн платежной формы, кастомизированный под остальные экраны приложения, положительно воспринимается покупателем: он спокоен и знает, что всё ещё находится в том же приложении, где оформлял заказ.
Пример – мобильное приложение Уральских Авиалиний, для которого PayOnline реализовал прием платежей. Как видно из скриншотов, дизайн платежной формы выдержан в едином со всеми экранами приложения стиле и органично вписывается в приложение.
Нужно учитывать отличия мобильных устройств от десктопов
Разработчик должен понимать не только психологию, но и физиологию покупателя: когда человек держит смартфон в одной руке, ему должно быть удобно оперировать всего одним большим пальцем.
Поля платежной формы должны быть максимально сокращены и упрощены, это касается и мобильного сайта, и приложения. Запрашивать нужно только те данные, которые действительно необходимы для проведения платежа. Сведите ручной набор цифр и букв к минимуму – печатать на клавиатуре мобильного устройства не очень удобно, велик шанс опечататься или пострадать от замен автокорректора. При возможности пользуйтесь выпадающими списками, которые удобно «скроллить» с помощью одного пальца на сенсорном экране.
Не перегружайте
Большую роль играет скорость загрузки страницы в мобильном браузере. Если платежная страница оказывается слишком «тяжеловесной», пользователь может не дождаться её полной загрузки и уйти на другой ресурс.
Но, вместе с тем, на платежной форме пользователь должен видеть информацию о заказе. Часто бывает, что во время оплаты покупки (особенно дорогостоящей, такой как авиаперелет, например), уже на стадии оплаты покупатель хочет еще раз проверить детали заказа. В случае с билетами на самолет это может быть время, аэропорт, дата полета. Чтобы уменьшить количество отказов с платежной формы, рекомендуется выносить всю важную информацию на страницу оплаты, не перегружая её.
Предоставьте покупателю необходимую информацию
Не забывайте сообщать покупателю о том, на какой стадии находится обработка платежа, так как процесс проверки и авторизации платежа занимает время.
Так у пользователя не возникнет ощущения, что его устройство зависло, или «что-то пошло не так» и платеж не был совершен.
В случае возникновения ошибки во время оплаты, сообщайте покупателю о её причинах, будь то неправильно заполненная платежная форма, отсутствие денежных средств на карте, или любая другая проблема. Кроме того, желательно также порекомендовать пути её решения – выбрать другой платежный инструмент, попробовать оплатить позже, обратиться в службу поддержки.
Информация о безопасности – это важно
Сегодня практически каждый смартфон – это хранилище жизненно важной информации его владельца. Все фотографии, контакты, сообщения, доступ к почте и социальным сетям, платежные данные и конфиденциальная информация – по сути, имея свободный доступ к мобильному устройству, вы можете узнать о человеке практически всё. Это понимают и сами владельцы, поэтому зачастую с неохотой оставляют свои данные при регистрации и оплате. Чтобы убедить их в защите реквизитов их банковских карт, используйте соответствующую информацию на платежной форме (например, как это делает сайт Вконтакте, указывая «Защищенное соединение. Ваши данные в безопасности»):
Если ваш сервис предлагает частое совершение покупок, вы можете привязать карту пользователя к устройству. Постоянные покупателя скажут вам спасибо, ведь для совершения покупки достаточно ввести минимум данных – например, только CVV код с обратной стороны карты. Именно о привязке карты и функционале платежей «в один клик» мы расскажем в следующей статье из цикла «9 секретов онлайн-платежей». Чтобы не пропустить свежие выпуски, подписывайтесь на наш блог. А если вам нужно организовать прием платежей на сайте или в мобильном приложении, смело обращайтесь.
Сервисы мобильных платежей
Сервисы, позволяющие совершать покупки с помощью мобильных телефонов. Посредством мобильных платежей владельцы сотовых телефонов и планшетов могут оплачивать товары и услуги, используя как средства на счету своего мобильного устройства, так и средства на банковских счетах.
Содержание
Виды мобильных платежей
Варианты реализации мобильных платежей
Лидеры рынка мобильных кошельков
В 2017 году количество пользователей мобильных сервисов для оплаты покупок и денежных переводов в мире достигло 1,6 млрд. Об этом говорится в исследовании Juniper Research, в котором также называются имена лидеров этого рынка:
Какую долю имеет каждый из перечисленных сервисов, не уточняется. Также неизвестно, каковы позиции служб Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay, которые больше всего востребованы в России.
По сообщению Juniper Research, несмотря на растущее распространение мобильных кошельков, во многих странах эти сервисы реже используются для оплаты в магазинах, чем бесконтактные банковские карты. Однако операторы мобильных сервисов активно догоняют благодаря запуску различных онлайн- и офлайн-проектов. В некоторых странах такие компании (например, оператор Orange во Франции) значительно расширили свои предложения банковскими услугами, чтобы предлагать клиентам обширный портфель финансовых продуктов.
В развитых странах предпочтительным способом оплаты товаров и услуг является технология NFC, которая имеет высокий уровень защиты, дополняемой биометрической авторизацией. Поэтому сервисы с поддержкой NFC широко востребованы как среди потребителей, так и продавцов.
Платежи, при которых камера смартфона сканирует QR-код, распространены в развивающихся странах, вроде африканских и Индии, поскольку для внедрения такой технологии не нужны большие расходы. QR-система слабо защищена от вирусов и фишинговых атак, поэтому в других регионах ее применяют все реже, отмечает автор доклада Виндзор Холден (Windsor Holden) из Juniper Research.
PayPal: Россия в ТОП-20 стран по количеству мобильных платежей
Компания PayPal 20 декабря представила данные о мобильных платежах, которые были проведены через глобальную платежную платформу в первые три квартала 2017 года. Популярность такого способа оплаты покупок и перечисления денег растет во всем мире: только за последний год объем мобильных платежей через PayPal вырос на 54% и составил почти 40 млрд долл. (к третьему кварталу 2017-го).
2016: Китайский рынок мобильных платежей опередил американский в 90 раз
В 2016 году китайский рынок мобильных платежей опередил американский в 90 раз. Такие данные приводит газета The Wall Street Journal со ссылкой на аналитиков.
Объясняя такую тенденцию, аналитик IDC Шив Путча (Shiv Putcha) отметил, что американские компании «все еще очень сильно сосредоточены на внутреннем рынке». Кроме того, в КНР гораздо чаще используют QR-коды для оплаты счетов и покупок в магазинах.
Крупнейшие китайские платежные системы Alipay и Tenpay по мере достижения развитости местного рынка все активнее развиваются за рубежом, помогая региональным стартапам на развивающихся рынках запускать мобильные платежные системы, не требующие банковские пластиковые карты.
Один из стимулов к освоению международной арены китайскими платежными сервисами связан с большим количеством китайских туристов. По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям, с 2017 по 2027 годы китайский рынок туризма будет расти в среднем на 8% в год, что выше, чем в других странах. К примеру, рост индийского туристического рынка на этот же период прогнозируется на уровне 7%, ОАЭ — 5%, США — 3%.
В связи с этим Alibaba и Tencent Holdings стремятся к тому, что их платежные сервисы были доступным гражданам Китая в любой стране. [2]
2014: Прогноз о росте рынка в России к 2018 году в 5 раз
По прогнозам компании J’son & Partners, к 2018 году российский рынок электронных платежей вырастет в пять раз и достигнет 122 млрд рублей. При этом доля мобильных платежей в общем объеме электронных платежных систем увеличится более чем в два раза и достигнет 2,8%. Росту рынка способствует не только повышение проникновения интернета и популярности мобильных устройств, но и рост степени доверия к мобильным платежам со стороны населения. Кроме того, на рынок мобильных платежей положительно влияет рост популярности электронной торговли и значительное увеличение доли онлайн-покупок в общем товарообороте России.
По подсчетам UBank, в 2013 году объем российского рынка мобильных платежей составил около 35 млрд рублей. Основные платежи пришлись на Москву, Санкт-Петербург и другие города-миллионники.
По сравнению с 2012 годом рост оборота составил 42%, или более 10 млрд рублей. За этот период число мобильных платежных приложений возросло более чем в три раза. Опросы показывают, что порядка 9% россиян используют мобильные устройства для совершения финансовых операций. Это происходит на фоне роста доли безналичных платежей в целом: темпы роста составляют около 30% в год. При этом доля мобильных платежей относительно всех безналичных расчетов остается невысокой – 1,3%. Подавляющее большинство мобильных платежей приходится на Москву (29%) Санкт-Петербург (6%) и другие крупные города.
Прогноз о росте операторских платежей в 2013 году до 13,1 млрд руб
Объем мобильных операторских платежей в России увеличится в 2013 году на 40% и составит 13,1 миллиардов рублей, сообщается в исследовании компании J’son & Partners Consulting.
Объем мобильных операторских платежей, позволяющих пользователям оплачивать различные услуги посредством мобильного телефона с помощью средств на банковском счете, по данным отчета, в 2012 году составил в России 9,4 миллиардов рублей. При этом четверть оборота составили платежи за услуги мобильной связи. По итогам 2018 года, по оценке аналитиков, оборот мобильных платежей в России может превысить 50,6 миллиардов рублей.
Объем платежей, совершенных в России через мобильный банкинг в 2012 году, по данным отчета, составил 8 миллиардов рублей. При этом, наибольшую долю оборота составили денежные переводы — 31%. По прогнозу компании, в 2013 году оборот платежей через сервис увеличится на 35% и составит 10,9 миллиардов рублей. Наиболее перспективным направлением мобильного банкинга, считают аналитики, являются приложения для мобильных телефонов. По прогнозам J’son & Partners Consulting, по итогам 2018 года оборот платежей через сервис в России превысит 35 миллиардов рублей, а доля денежных переводов увеличится до 36,5%
Высокие темпы роста в России показал и sms-банкинг — услуги по управлению счетами и контролю их состояния. В 2012 году рынок платежей через сервис увеличился на 46% по сравнению с 2011 годом и составил 6,8 миллиардов рублей, при этом 83% оборота составили платежи за услуги мобильной связи. По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2013 году оборот мобильных операторских платежей увеличится на 54,5% и составит 10,4 миллиардов рублей.
По оценкам компании, в 2013 году в России 50 миллионов человек воспользуются sms-банкингом, при этом большинство из них будут пользоваться им исключительно в информационных целях. К концу 2018 года, по прогнозу, число пользователей sms-банкинга увеличится до 85 миллионов человек, а доля людей, оплачивающих товары и услуги, увеличится в 1,5 раза.
Оборот мобильных финсервисов 24,4 млрд руб
По оценкам J’son & Partners Consulting (февраль 2013 г), в 2012 году оборот рынка мобильных дистанционных финансовых сервисов составил 24,4 млрд рублей, увеличившись на 43% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. К концу 2017 года рынок превысит 100 млн рублей, при этом среднегодовой темп роста (CAGR) с 2012 по 2017 годы составит 33%.
В структуре оборота мобильных дистанционных финансовых сервисов с 2008 по 2012 годы произошли небольшие изменения. Так, в основном за счет уменьшения доли SMS-банкинга выросла доля мобильных операторских платежей с 34% до 39%.
Осенью 2012 года компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка мобильных операторских платежей, мобильного и SMS-банкинга.
Так, согласно отчету J&P, покупка товаров с использованием мобильных терминалов набирает популярность в России. По результатам опроса, проведенного компанией в октябре 2012 г., около 44% пользователей смартфонов и 60% пользователей планшетов оплачивали товары или услуги в предшествующем опросу месяце с помощью данных устройств.
Оборот сервисов типа мобильные платежи, также как и оборот таких сервисов, как банковские терминалы, небанковские терминалы, электронные деньги, относится к обороту рынка электронных платежных систем (ЭПС). По оценкам J’son & Partners Consulting, оборот рынка ЭПС в России в 2012 г. составит 1811 млрд руб., продемонстрировав рост на 24% по сравнению с аналогичным показателем 2011 г. Оборот мобильных платежей, являющихся частью рынка ЭПС, в 2012 г. превысит 24 млрд руб. и составит лишь 1,3% от предполагаемого оборота рынка ЭПС.
В 2011 г. объем операторских платежей составил 6,6 млрд руб., при этом он превысил объем платежей через мобильный банкинг по всем сегментам, кроме денежных переводов, оплаты штрафов ГИББД и электронной коммерции. Наибольшую долю в 27% оборота операторских платежей в 2011 г. составили платежи за услуги мобильной связи. В 2012 г. оборот мобильных операторских платежей увеличился на 44% и составил 9,5 млрд руб.
Как отмечается, новый этап в развитии рынка настал с появлением и распространением смартфонов, поддерживающих функциональные и удобные приложения. По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2017 г. рынок мобильных операторских платежей в России превысит 40 млрд руб.
Как отмечается в отчете J&P, рынок мобильного банкинга является быстрорастущим и перспективным сервисом во всем мире, позволяющим вывести уровень обслуживания клиентов на новый уровень. По данным comScore, в США за год количество пользователей, использующих мобильные финансовые сервисы, увеличилось на 30%. При этом наиболее перспективным направлением на данный момент являются приложения для мобильных телефонов. Рост числа пользователей приложений для мобильных финансовых сервисов в США за год составил 90%, и эта тенденция сохранится. В Европе банкиры также оптимистично смотрят на перспективы мобильного банкинга, а банки инвестируют в развитие мобильных направлений и созданий современных функциональных приложений.
По прогнозам экспертов J&P, Россия будет следовать мировым тенденциям в развитии мобильного банкинга, однако мобильные операторские платежи более динамично развиваются на российском рынке и данная тенденция сохранится. Так, объем платежей, совершенных через мобильный банкинг в 2011 г., составил 5,8 млрд руб., при этом наибольшую долю оборота платежей посредством мобильного банкинга составили денежные переводы (30%). В 2012 г. оборот платежей посредством мобильного банкинга увеличился на 39% и составил 8,1 млрд руб.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2017 г. оборот платежей через мобильный банкинг составит 29 млрд руб., а доля денежных переводов в структуре оборота платежей увеличится до 35%.
Среди российских банков наиболее функциональные приложения мобильного банкинга у платежной системы HandyBank и «Газпромбанка». «Среди рассмотренных приложений только эти приложения позволяли осуществлять банковские переводы по свободным реквизитам», — сообщили в J&P.
По результатам исследования, по количеству поддерживаемых платформ лидером является «Альфа-банк», приложения которого доступны для всех популярных платформ, включая набирающую популярность платформу Windows Phone.
По данным J’son & Partners Consulting, в 2012 г. в России 43,4 млн человек пользовались SMS-банкингом, при этом подавляющее большинство из них являлись клиентами исключительно информационного SMS-банкинга Товары и услуги оплачивали немногим более 5% пользователей, из них 94% платили за услуги мобильной связи.
В 2011 г. в России было 1,68 млн пользователей, оплачивавших услуги и сервисы с помощью SMS-банкинга, из них 95% оплачивали услуги мобильной связи. Оплата других услуг с помощью SMS-банкинга, помимо мобильной связи, не пользуется популярностью у российских пользователей. Так, услуги ШПД и услуги ЖКХ с помощью SMS-банкинга оплатили лишь 2,5% и 2,7% пользователей соответственно. К 2017 г. число пользователей SMS-банкинга увеличится до 84,5 млн человек, а доля людей, оплачивающих товары и услуги, увеличится в 1,5 раза.
По данным J&P, в 2012 г. объем рынка SMS-банкинга увеличился на 34% по сравнению с 2011 г. и составил чуть менее 21 млрд руб. В настоящее время объем рынка информационного SMS-банкинга более чем в 2 раза превышает оборот платежей через SMS-банкинг, темп роста платежей через SMS-банкинг значительно выше темпа роста рынка информационного банкинга, и к концу 2016 г. объемы этих рынков сравняются.
В ближайшие годы развитие NFC-технологий и мобильной коммерции позволит сократить использование наличных, считают в J&P. Основные усилия основных участников рынка бесконтактных платежей будут направлены на создание инфраструктуры по приему NFC-платежей. В целом, по данным компании, наблюдается тенденция конвергенции продуктов телекоммуникационной и банковской индустрии, что позволяет сотовым операторам создавать для абонентов удобные каналы доступа к финансовым услугам как в салонах связи, так и с телефона. Но на сегодняшний момент большинство NFC-сервисов нельзя отнести к мобильным операторским платежам, так как сама технология подразумевает проведение расчетов вне зависимости от оператора, пояснили в компании. Несмотря на это, операторы пытаются монетизировать использование этой технологии, создавая свои сервисы и SIM-карты с NFC-модулем.
Согласно прогнозу Gartner «Mobile Payment, Worldwide, 2013 Update», общее число пользователей мобильных платежей во всем мире достигнет 245,2 млн в 2013 году, по сравнению с 200,8 млн в 2012 году.
Согласно данным этого прогноза, на NFC будет приходиться лишь около 2% от общего объема мобильных транзакций в 2013 г. и 5% процентов в 2017 году, хотя рост, как ожидается, несколько ускорится с 2016 г., когда распространение мобильных NFC-телефонов и бесконтактных ридеров в устройствах, применяющихся в ритейле и банкинге должно увеличиться».
Gartner также сообщает, что Денежные переводы будут занимать около 71% от общего объема мобильных транзакций в 2013 году, а на оплату товаров будет приходиться еще 21% транзакций.
Объем денежных переводов в объеме мобильных транзакций продолжает увеличиваться, поскольку пользователи совершают подобные операции гораздо чаще (хотя и при меньших суммах) в связи с большей доступностью сервисов и тем, что комиссионные расходы потребителя оказываются ниже, чем при использовании традиционных банковских сервисов. Все эти факторы делают мобильные денежные переводы наиболее часто используемой операцией у многих пользователей. Gartner сообщает, что к 2017 году они будут занимать почти 69% от объема всех мобильных операций.
Рост объема мобильных операций по оплате счетов прогнозируется на уровне 44% в 2013 году. Gartner также сообщает о дальнейшем стабильном росте этого показателя в до 2017 г. Это связано и с ростом сумм транзакций, поскольку все больше потребителей в развитых странах оплачивают счета с помощью мобильного телефона. Рост также обусловлен тем, что потребители в развивающихся странах совершают операции на большие суммы, чем изначально прогнозировалось. Оплата счетов будет занимать около 5% от общего объема мобильных операций, прогнозируемого на 2017 год.
В результате к 2016 г. прогнозируется, что Азиатско-Тихоокеанский регион обгонит Африку и станет крупнейшим регионом по объему мобильных платежей, достигнув суммы в 165 млрд долл. Объем операций в Африке, по прогнозам, достигнет 160 млрд долл. в 2016 г.
По данным Gartner, в Северной Америке рост объема мобильных платежных операций прогнозируется на уровне 53% в 2013 г. с суммой в 37 млрд по сравнению с 24 млрд долл. в 2012 г. Внедрение NFC прошло почти без значимых последствий в виде роста транзакций в данном регионе из-за того, что многие торгово-сервисные предприятия запустили мобильные приложения «в дань моде» без четкого понимания выигрышной стратегии.
Отметим, что объем мобильных платежей в Западной Европе, как ожидается, достигнет 29 млрд долл. в 2013 г., по сравнению с 19 млрд долл. в 2012 г. Рынок будет стабильно расти в течение всего прогнозного периода до 2017 г., но скорость роста может быть подвержена влиянию фактора сокращения среднего количества операций, совершенных одним пользователем в 2012 году.
Ключевой сферой применения NFC специалисты считают бесконтактные платежи с помощью мобильных телефонов, которые легко превращаются в электронные кошельки путем добавления специального чипа и программного обеспечения.
Наконец, третьей категорией мобильных транзакций, с большим отрывом от первых двух, станут персональные переводы от одного пользователя/клиента к другому (P2P, Person-to-Person). Развитию этого направлению будет мешать недостаток общих стандартов для совершения денежных переводов с помощью мобильных телефонов между различными странами.
Чтобы история с NFC имела успех, необходимо выполнить ряд условий.
«В прогнозе есть ряд неопределенностей, связанных с тем, смогут ли финансовые компании, телеком-операторы и ритейлеры договорится о единых стандартах платежей. Если каждый пойдет своим путем, прогноз не будет выполнен. Если рынок выработает несколько ведущих схем для каждой страны, цифры могут оказаться намного выше», – говорится в пресс-релизе IDC.
По мнению аналитиков, мобильные платежи представляют хорошую возможность для развития бизнеса традиционных финансовых институтов. Большинство таких сервисов будут связаны с «карточными» продуктами банков. Но им необходимо действовать сейчас, чтобы не упустить зарождающийся рынок. Эксперты IDC рекомендуют проводить таргетированный маркетинг, разрабатывать бонусные программы и, конечно, интегрировать пластиковые карты в цифровые кошельки.