Что такое kpi в логистике
Топ 17 ключевых показателей эффективности в логистике предприятия
Управление складом включает в себя собственный мир сложных задач, и сегодня существуют десятки технологий, разработанных специально, чтобы сделать эти задачи проще и эффективнее. Но без корректного измерения производительности, любые способы оптимизации бизнес-процессов будут бесполезными. В этой статье мы поговорим про ключевые показатели эффективности логистики склада, которые должен отслеживать каждый менеджер.
Поступление грузов на склад
Логистические показатели, измеряющие эффективность поступления товара на склад, являются одними из наиболее важных. Складские операции начинаются с процесса приемки грузов, и любая неэффективность здесь будет накапливаться снежным комом на всех последующих процессах.
Основные показатели
1. Своевременность закрытия приходных накладных;
2. Количество допущенных ошибок. Обратная метрика — процент точных поступлений, то есть доля правильно полученных заказов по сравнению с заказами на покупку.
3. Время приема товара. Сколько времени работник склада уделяет на прием каждой отдельной позиции.
4. Количество принятых строк, упаковок, объем, вес.
Производительность на этапе приемки грузов на склад определяется объемом товара, принятого одним работником за час.
Эти KPI помогают менеджерам выявлять любые ошибки при принятии партии товара на склад и избегать цепной реакции неэффективности, на протяжении всей цепочки поставок. Устранение недостатков, таких как длительный цикл приема из-за загруженности дверей дока, может повысить эффективность уже на этапе приема.
KPI складской логистики для подсчета эффективности системы хранения
Независимо от используемой системы хранения, необходимо измерять ее эффективность. Вот несколько важных KPI:
5. Стоимость запасов: стоимость хранения в течение определенного периода времени, включая стоимость инвентаря, затраты на обслуживание, затраты на повреждение и устаревание.
Чем дольше товар находится на складе, тем выше затраты.
6. Загруженность системы: объем складских запасов на квадратный метр полезной площади хранения.
7. Эффективность использования складского пространства: процент пространства, используемого для полезного хранения грузов, от общего пространства помещения.
О том, как рассчитать эффективность склада, мы уже писали в этой статье.
8. Отношение запасов к продажам: измерение уровня запасов по сравнению с продажами. Это помогает менеджерам определять ежемесячный рост запасов на фоне падающих продаж.
Эти ключевые показатели логистики, эффективности хранения и управления запасами имеют огромное значение, когда речь идет о максимальном использовании хранилища и снижении стоимости запасов.
Например, низкая оборачиваемость побуждает вас искать причину этого и помогает улучшить управление запасами.
Ключевые показатели эффективности на этапе сборки и упаковки заказа
Процесс комплектации и упаковки напрямую влияет на время выполнения заказа. Повышенная точность комплектации означает сокращение времени выполнения заказа.
9. Стоимость комплектации и упаковки: затраты на каждую строку заказа, включая обработку, маркировку, повторную маркировку и упаковку.
10. Производительность комплектации: Количество строк заказа, собранных комплектовщиком за час.
11. Точность сбора: процент заказов, собранных и упакованных без ошибок.
12. Использование рабочей силы и оборудования: доля рабочей силы и оборудования для подбора/упаковки от общей рабочей силы и оборудования, используемых в процессе.
13. Время цикла комплектации: время, необходимое для комплектации каждого заказа.
Доставка товара заказчику, отгрузка
Скорость и точность доставки — важнейшие показатели во всей структуре KPI по логистике. Клиенты ожидают, что их заказ будет доставлен в целости и сохранности, да еще и в самые короткие сроки. И у всего этого также есть показатели эффективности, которые нужно отслеживать.
14. Количество коробок, разложенных по маршрутам.
15. Загруженность машины — важно чтобы транспорт не ходил полупустым по направлениям.
16. Процент боя грузов при перевозке.
Доставка заказа от склада до клиента — один из важнейших этапов логистической цепочки. Ошибки при доставке чаще всего влияют на процент возвратов, или обратную логистику.
KPI в логистике возвратов
В большинстве случаев постоянный склад подвергается возврату и обратной логистике. В результате правильные KPI также необходимы для измерения эффективности и этого процесса.
17. Главный показатель — процент возвратов: отношения количества товаров, вернувшихся на склад после продажи, к общему числу проданных товаров.
Это один из основных складских KPI, который может помочь менеджеру склада/операций диагностировать точные причины роста складских расходов и неудовлетворенности клиентов, поскольку он позволяет вам вникнуть в причины возврата.
Выявление, внедрение и отслеживание ключевых показателей производительности склада на постоянной основе — это первый шаг к повышению производительности, эффективности и удовлетворенности клиентов. Это даст стабильные положительные результаты и операционную предсказуемость.
К каждому сотруднику лучше всего применять не более 4 КПЭ
Слишком мало — будет недостаточно информации для анализа эффективности работы и качества оптимизации бизнес-процессов в целом. Слишком много — работник не будет понимать, что вообще ему нужно делать. Тем более, часто бывает так, что некоторые показатели могут противоречить другим. Или у работников нет стимула работать, тогда узнайте как внедрить систему мотивации на складе.
Выбирая, какие KPI будут использоваться в вашей цепочке поставок, важно понимать, как распределяются ресурсы компании, какие отделы отвечают за конкретные участки этой цепочки. Нужно выявить, что больше всего влияет на прибыль и эффективность работы и понять, какими показателями можно и нужно манипулировать, чтобы повышать производительность вашей логистической системы.
Это и будут ключевые показатели эффективности. У каждого бизнеса они свои. Но мы можем помочь вам разработать эффективную систему хранения, для которой работают универсальные и простые KPI. Обращайтесь в отдел продаж по контактам, указанным на этой странице. Мы умеем создавать эффективные складские системы!
KPI логистики
Виктор Сергеев, Международный центр логистики ГУ–ВШЭ
Основные измерители и состав показателей KPI эффективности логистических решений.
Измерители
Состав показателей (KPI)
в логистической инфраструктуре
Качество логистического сервиса для потребителей
Общие и операционные логистические
логистической инфраструктуры и персонала
Таблица 1
Примеры KPI логистики
Показатель
Цель
Определение
Формула
Пример/Комментарии
KPI «Надежность доставки в цепи поставок»
KPI «Затраты в цепи поставок»
Общие логистические издержки / продажи / %
Общие логистические затраты включают в себя все затраты на складирование, транспортировку, управление и администрирование, также затраты на тару и управление возвратными потоками.
Показатель рассчитывается за определенный период времени
Отношение общих затрат к общему объему продаж
Удельные затраты на складирование и транспортировку /Долл. США / тонна
Определить общие затраты на складирование и транспортировку на одну тонну проданного товара.
Это помогает отслеживать процессы по снижению и оптимизации затрат на логистику в операциях физического распределения
Определение соотношения общих затрат на складирование и транспортировку одной тонны. Затраты должны включать затраты на складирование, дистрибуцию и транспортировку
Удельные затраты на складирование и транспортировку / общее количество тонн проданных товаров
Общие затраты на складирование и транспортировку за месяц – 285 000 долл. США. 48 580 тонн доставлено клиентам.
Удельные затраты на складирование и транспортировку = 285 000 / 48 580 = 5,866 долл. США/тонна
KPI «Эффективность управления логистическими активами в цепи поставок»
Запас товарной продукции/Дни
Определение количества товара на складе, готового к продаже. Отражает уровень капитала, связанного в товарах, ассортимент, гибкость процедуры планирования. Если товарный запас большой, это свидетельствует о том, что компания не способна гибко реагировать на рыночные изменения, и в запасах могут храниться устаревшие товары
Показатель может быть рассчитан за неделю или за месяц; как общий показатель работы компании и также по SKU, товарным группам и т. д.
Запас (объем) = запас на конец периода / прогноз продаж на следующий период в штуках / количество дней в периоде.
Запас (стоимость) = стоимость запаса на конец периода / прогноз продаж на следующий период / количество дней в периоде (стоимость проданных товаров)
На конец месяца запас компании – 80 000 штук. Прогноз продаж на следующий месяц – 270 500 штук. В месяце 30 дней = 9017 штук за 1 день (270 500 / 30).
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ KPI ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОТ А ДО Я
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ KPI ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОТ А ДО Я
KPI должны быть внедрены во всех компаниях, которые переросли этап «малого бизнеса». Это – приборная доска, без которой управлять системой невозможно.
Этапы бизнес-планирования перед внедрением KPI
1. Определение основных процессов и подпроцессов, а также ответственных за них и исполнителей.
2. Определение ресурса на каждый процесс.
3. Определение IТ-обеспечения каждого процесса.
4. Определение взаимодействия между процессами.
5. Разделение функций исполнителя и контролинга над процессом (результат получается не совсем корректный, когда эти роли совмещены).
После выполнения этих процедур можно во главу каждого процесса начинать устанавливать KPI.
Условия формирования KPI
Организационная структура департамента логистики (по процессам)
Более детальнее информация подана в таблицах 1–4, где эксперт приводит наименования показателей эффективности и примеры методики их расчетов по трем основным группам – качеству, эффективности процессов, издержке.
Ключевые показатели эффективности управления ЗАПАСАМИ
Доля отказов по ассортиментным группам
Количество календарных дней при отсутствии товара по утвержденной группе / общее количество дней за данный период по утвержденной группе
Группа «Эффективность процессов»
Оборот товарного запаса
Кол-во дней в периоде. Среднее количество штук товара на складах / кол-во отгруженного товара
Доля сверх запасов от общего количества товаров
Количество товаров сверх запаса / общее количество товара на складах ГК
Выполнение плана закупок
Количество поставленного товара, шт. (факт) / количество товара по плану закупок, шт. (план)
Доля стоимости страхового запаса от общей стоимости товаров
Средняя стоимость страхового запаса / общая стоимость среднего ТЗ
Доля сверх запасов от общей стоимости ТЗ
Количество товаров сверх запаса / общее количество товара на складах ГК
Удельные затраты на один заказ
Затраты по отделу управления запасами / количество заказов за период
Ключевые показатели эффективности управления ПОСТАВКАМИ
Среднее отклонение от графика поставок
Общее количество дней отклонения от плановой даты поставок / количество поставок
Группа «Эффективность процессов»
Средняя продолжительность цикла доставки
Общая продолжительность доставки по всем поставкам за период / количество поставок
Средняя продолжительность цикла таможенного оформления
Общая продолжительность таможенного оформления грузов за период / количество поставок за период
Удельные затраты на доставку заказов
Затраты на доставку заказов / стоимость доставленных заказов
Ключевые показатели эффективности управления СКЛАДОМ
Доля выполненных заказов
Доля выполненных заказов без рекламаций по причине склада
Норматив на обработку рекламаций по товару
Среднее установленное время на отработку рекламаций по качеству складских операций
Группа «Эффективность процессов»
Производительность труда персонала склада
Среднее количество единиц товара, отгруженного складом, за единицу рабочего времени в отчетном периоде
Норматив на приемку товара
Среднее количество времени, затраченного на приемку нормативного количества товара
Себестоимость складских операций
Средняя себестоимость обработки единицы товара (по отгрузке)
Ключевые показатели эффективности управления ДОСТАВКОЙ
Пунктуальность (выполнение регламента доставки)
Количество заказов, доставленных клиенту в пределах установленных временных окон / общее количество доставленных заказов
Группа «Эффективность процессов»
Коэффициент наполнения транспорта
Среднее количество паллет, загруженных в транспортную единицу
Коэффициент использования собственного транспорта
Доля заказов, доставленных собственным транспортом от общего количества доставленных заказов
Средний цикл доставки
Среднее количество времени на доставку одного заказа
Средняя себестоимость доставки одной единицы товара
KPI управления Департаментом логистики
При создании и расчете KPI всего департамента логистики важно, чтобы каждый из этих показателей соответствовал тому менеджеру, который за него реально отвечает (таблица 5).
Ключевые показатели эффективности управления Департаментом логистики
Доля выполненного заказа
Количество заказов, выполненных без каких-либо претензий к подразделениям ДЛ / общее количество заказов клиентов
Группа «Эффективность процессов»
Полный логистический цикл
Цикл подготовки поставки + цикл поставки + оборот товарного запаса + цикл доставки заказа
Удельная себестоимость логистического цикла
Средняя себестоимость логистических операций / количество единиц отгруженного товара за период
Подытоживая разбор примеров KPI, эксперт отметил: «Показатели – это одна из самых простых задач. Дальше начинается реальная жизнь: их необходимо исполнять. Для того чтобы обеспечить реальное управление приведенными выше показателями, вам необходимо наладить очень четкое информационное обеспечение».
Информационное обеспечение директора логистики
1. Мониторинг исполнения графика поставок позволяет Вам видеть процесс физического движения товара и степень его соответствия графику. Момент получения товара на складе означает окончание ответственности отдела доставки по данной поставке.
Одним из главных показателей эффективности работы руководителя логистики есть снижение отклонений от графика. Также важно, кто вносит информацию, а кто мониторит ее внесение, ведь они должны беспрерывно проверять друг друга на предмет адекватности и правильности ее внесения.
2. Мониторинг выполнения плана поставок предназначен для контроля выполнения плана поставок по каждому наименованию товара. Чтоб реализовать этот мониторинг, в компании должна быть разработана методика расчета себестоимости, чтобы в каждой точке цепи видеть ее движение. Когда вы отнимите текущую себестоимость от маржинальной (цены прайсовой), то увидите маржинальную стоимость товара в текущий момент, в том числе в момент хранения на складе. Также сможете видеть, когда товар дешевле выбросить, чем продолжать хранить его на складе, поскольку на него уже накопились определенные издержки.
3. Отчет о себестоимости товарного запаса – сводный отчет для мониторинга управленческой себестоимости каждой товарной позиции по мере ее движения по реперным точкам цепочки поставок. Итоговый показатель – текущая расчетная маржинальная прибыль товарного запаса (ТЗ), которая показывает потенциал всего товара на всех складах компании с точки зрения получения оперативной (маржинальной) прибыли.
4. Отчет о себестоимости отгруженного товара.
5. Отчет о состоянии товарных запасов. Важнейший управленческий показатель логистики – оборот товарного запаса. Как правило, неликвидный товар предлагают мониторить именно логистам, поскольку продажникам «очень не хочется» заниматься неликвидом.
6. Анализ качества планирования поставок и продаж. Сопоставляется исполнение двух планов (поставок и продаж), что позволяет видеть согласованность действий начального и конечного звеньев цепочек поставок – подразделений закупок и продаж.
7. Анализ экономической эффективности продаж. Сопоставление параметров отгруженного товара в штуках, в гривнах по выручке и в гривнах по маржинальной (операционной) прибыли.
В заключение Евгений ПАНАСЕНКО отметил, что при организации информационного обеспечения департамента логистики, особое внимание следует уделять регламенту актуализации и адекватности вносимой информации.
дата: 17.02.2017 14:39:18 просмотров: 13813
6 важных KPI транспортной логистики, которые стоит отслеживать
Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).
Оглавление
Грамотное планирование и постоянный контроль необходимы в логистических операциях – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если раньше компании ориентировались только на финансы, то сегодня не менее важную роль играют ключевые показатели эффективности (KPI).
Выбрать нужные индикаторы и отталкиваться от них в работе, впрочем, не так просто. Если набор показателей слишком велик, на вычисление и анализ требуется много времени и сил.
Специалисты по транспортной, складской, закупочной и другим видам логистики пользуются разными показателями эффективности. В этой статье мы расскажем о шести KPI транспортной логистики, которые помогут отследить работу цепи поставок.
Какими бывают KPI транспортной логистики?
Универсальной классификации KPI транспортной логистики нет. Мы делим показатели на сервисные (имеющие отношение к логистическим операциям) и финансовые.
К сервисным KPI относятся:
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Совершенный заказ
Мы уже рассказывали про один из ключевых сервисных KPI транспортной логистики – совершенный заказ (perfect order). Кратко пройдемся по основным тезисам.
Заказ считается совершенным, если все логистические операции выполнены без ошибок и в строгом соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.
Обычно индекс рассчитывают, перемножая три показателя:
К примеру, если из 1000 заказов 64 прибыли с опозданием, 67 – в неполной комплектации, а 18 – с некорректно составленными документами, то совершенный заказ составит 85,8%.
Если линия Ганна направлена вверх, то имеем растущую тенденцию. Если цена располагается ниже линии Ганна, это означает, что рынок нисходящий, и нужно размещать позиции на продажу. И наоборот. В местах, где цена пробивает линию Ганна, можно ожидать смену рыночного тренда.
Своевременность доставки
Заграничные эксперты называют своевременность доставки on-time delivery (OTD). Этот сервисный показатель считается одним из наиболее важных KPI транспортной логистики, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.
В расчете OTD есть несколько нюансов. Во-первых, этот KPI транспортной логистики можно рассчитывать на двух разных уровнях: на уровне перевозки или на уровне накладной. Практика крупных сетевых ритейлеров российского рынка сводится к вычислению OTD для каждой накладной.
Второй нюанс: для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Так, прибытием в срок может считаться доставка:
На рынке есть крупные сетевые ритейлеры, которые настаивают на практике, где прибытие на выгрузку раньше времени засчитывается как несвоевременное прибытие. Так компании стараются избавиться от очередей из фур на подъезде к распределительным центрам.
Наконец, третий нюанс: отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).
Российское законодательство (а именно «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом») требует, чтобы грузополучатель отметил в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку. Временем прибытия считается момент, когда водитель передал документы на автомобиль первому представителю грузополучателя.
Ситуация осложняется, если отправитель и получатель пользуются разными программными решениями для отслеживания груза. Чтобы избежать разногласий, точный момент выдачи груза следует уточнить в договоре перевозки и убедиться, что во всех экземплярах товарно транспортной-накладной он описан верно.
Своевременность доставки рекомендуется держать на уровне не ниже 98% при расчете «день в день» и не ниже 95% при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.
Построение системы KPI подразделения логистики от А до Я
KPI должны быть внедрены во всех компаниях, которые переросли этап «малого бизнеса». Это – приборная доска, без которой управлять системой невозможно.
Прежде чем внедрить систему KPI, необходимо спланировать бизнес-процессы, чтобы избежать конфликтов между подразделениями, тем более что при складывании отдельных KPI в процессе, состоящем из подпроцессов, принцип «2 + 2 = 4» не соблюдается. «Когда процессы не совсем организованы, перекрещиваются, когда харизма и эмоции в управлении доминируют – это не лучший этап начинать построение KPI», – говорит эксперт Евгений ПАНАСЕНКО, экс-руководитель Центрального Распределительного Центра METRO GROUP (Россия), который был признан одним из лучших практиков логистики. Поэтому прежде, чем выйти на систему KPI, необходимо проделать достаточно большую работу по бизнес-планированию.
Этапы бизнес-планирования перед внедрением KPI
1. Определение основных процессов и подпроцессов, а также ответственных за них и исполнителей.
2. Определение ресурса на каждый процесс.
3. Определение IТ-обеспечения каждого процесса.
4. Определение взаимодействия между процессами.
5. Разделение функций исполнителя и контролинга над процессом (результат получается не совсем корректный, когда эти роли совмещены).
После выполнения этих процедур можно во главу каждого процесса начинать устанавливать KPI.
Условия формирования KPI
По словам Евгения ПАНАСЕНКО, ключевыми условиями при построении эффективной системы KPI есть отражение основных процессов (должны быть укрупнены), достижимость, измеримость (показатели KPI измерять необходимо в том режиме, который адекватен в управлении конкретным бизнес-процессом), объективность (KPI должны объективно отражать тот или иной процесс).
Организационная структура департамента логистики (по процессам)
Более детальнее информация подана в таблицах 1–4, где эксперт приводит наименования показателей эффективности и примеры методики их расчетов по трем основным группам – качеству, эффективности процессов, издержке.
Ключевые показатели эффективности управления ЗАПАСАМИ
Наименование
Методика расчета
Единицы измерения
Группа «Качество»
Доля отказов по ассортиментным группам
Количество календарных дней при отсутствии товара по утвержденной группе / общее количество дней за данный период по утвержденной группе
Группа «Эффективность процессов»
Оборот товарного запаса
Кол-во дней в периоде. Среднее количество штук товара на складах / кол-во отгруженного товара
Доля сверх запасов от общего количества товаров
Количество товаров сверх запаса / общее количество товара на складах ГК
Выполнение плана закупок
Количество поставленного товара, шт. (факт) / количество товара по плану закупок, шт. (план)
Группа «Издержки»
Доля стоимости страхового запаса от общей стоимости товаров
Средняя стоимость страхового запаса / общая стоимость среднего ТЗ
Доля сверх запасов от общей стоимости ТЗ
Количество товаров сверх запаса / общее количество товара на складах ГК
Удельные затраты на один заказ
Затраты по отделу управления запасами / количество заказов за период
Ключевые показатели эффективности управления ПОСТАВКАМИ
Наименование
Методика расчета
Единицы измерения
Группа «Качество»
Среднее отклонение от графика поставок
Общее количество дней отклонения от плановой даты поставок / количество поставок
Группа «Эффективность процессов»
Средняя продолжительность цикла доставки
Общая продолжительность доставки по всем поставкам за период / количество поставок
Средняя продолжительность цикла таможенного оформления
Общая продолжительность таможенного оформления грузов за период / количество поставок за период
Группа «Издержки»
Удельные затраты на доставку заказов
Затраты на доставку заказов / стоимость доставленных заказов
Ключевые показатели эффективности управления СКЛАДОМ
Наименование
Методика расчета
Единицы измерения
Группа «Качество»
Доля выполненных заказов
Доля выполненных заказов без рекламаций по причине склада
Норматив на обработку рекламаций по товару
Среднее установленное время на отработку рекламаций по качеству складских операций
Группа «Эффективность процессов»
Производительность труда персонала склада
Среднее количество единиц товара, отгруженного складом, за единицу рабочего времени в отчетном периоде
Норматив на приемку товара
Среднее количество времени, затраченного на приемку нормативного количества товара
Группа «Издержки»
Себестоимость складских операций
Средняя себестоимость обработки единицы товара (по отгрузке)
Ключевые показатели эффективности управления ДОСТАВКОЙ
Наименование
Методика расчета
Единицы измерения
Группа «Качество»
Пунктуальность (выполнение регламента доставки)
Количество заказов, доставленных клиенту в пределах установленных временных окон / общее количество доставленных заказов
Группа «Эффективность процессов»
Коэффициент наполнения транспорта
Среднее количество паллет, загруженных в транспортную единицу
Коэффициент использования собственного транспорта
Доля заказов, доставленных собственным транспортом от общего количества доставленных заказов
Средний цикл доставки
Среднее количество времени на доставку одного заказа
Группа «Издержки»
Средняя себестоимость доставки одной единицы товара
KPI управления Департаментом логистики
При создании и расчете KPI всего департамента логистики важно, чтобы каждый из этих показателей соответствовал тому менеджеру, который за него реально отвечает (таблица 5).
Ключевые показатели эффективности управления Департаментом логистики
Наименование
Методика расчета
Единицы измерения
Группа «Качество»
Доля выполненного заказа
Количество заказов, выполненных без каких-либо претензий к подразделениям ДЛ / общее количество заказов клиентов
Группа «Эффективность процессов»
Полный логистический цикл
Цикл подготовки поставки + цикл поставки + оборот товарного запаса + цикл доставки заказа
Группа «Издержки»
Удельная себестоимость логистического цикла
Средняя себестоимость логистических операций / количество единиц отгруженного товара за период
Подытоживая разбор примеров KPI, эксперт отметил: «Показатели – это одна из самых простых задач. Дальше начинается реальная жизнь: их необходимо исполнять. Для того чтобы обеспечить реальное управление приведенными выше показателями, вам необходимо наладить очень четкое информационное обеспечение».
Информационное обеспечение директора логистики
1. Мониторинг исполнения графика поставок позволяет Вам видеть процесс физического движения товара и степень его соответствия графику. Момент получения товара на складе означает окончание ответственности отдела доставки по данной поставке.
Одним из главных показателей эффективности работы руководителя логистики есть снижение отклонений от графика. Также важно, кто вносит информацию, а кто мониторит ее внесение, ведь они должны беспрерывно проверять друг друга на предмет адекватности и правильности ее внесения.
2. Мониторинг выполнения плана поставок предназначен для контроля выполнения плана поставок по каждому наименованию товара. Чтоб реализовать этот мониторинг, в компании должна быть разработана методика расчета себестоимости, чтобы в каждой точке цепи видеть ее движение. Когда вы отнимите текущую себестоимость от маржинальной (цены прайсовой), то увидите маржинальную стоимость товара в текущий момент, в том числе в момент хранения на складе. Также сможете видеть, когда товар дешевле выбросить, чем продолжать хранить его на складе, поскольку на него уже накопились определенные издержки.
3. Отчет о себестоимости товарного запаса – сводный отчет для мониторинга управленческой себестоимости каждой товарной позиции по мере ее движения по реперным точкам цепочки поставок. Итоговый показатель – текущая расчетная маржинальная прибыль товарного запаса (ТЗ), которая показывает потенциал всего товара на всех складах компании с точки зрения получения оперативной (маржинальной) прибыли.
4. Отчет о себестоимости отгруженного товара.
5. Отчет о состоянии товарных запасов. Важнейший управленческий показатель логистики – оборот товарного запаса. Как правило, неликвидный товар предлагают мониторить именно логистам, поскольку продажникам «очень не хочется» заниматься неликвидом.
6. Анализ качества планирования поставок и продаж. Сопоставляется исполнение двух планов (поставок и продаж), что позволяет видеть согласованность действий начального и конечного звеньев цепочек поставок – подразделений закупок и продаж.
7. Анализ экономической эффективности продаж. Сопоставление параметров отгруженного товара в штуках, в гривнах по выручке и в гривнах по маржинальной (операционной) прибыли.
В заключение Евгений ПАНАСЕНКО отметил, что при организации информационного обеспечения департамента логистики, особое внимание следует уделять регламенту актуализации и адекватности вносимой информации.