Что такое growth hacking
Growth Hacking — зачем оно, с чем его едят или «как умерла SEO»
Сегодня (смотрите дату этого поста) модно пугать кого бы то ни было всякими там скрипт-киддисами или матёрыми хакерами, срывающими большой куш (хотя в отдельных комьюнити, форумах или irc каналах это распространено уже очень давно, но это отдельная тема), и вот он, наконец-таки (!), дополз до маркетинга! «Он» — вирус, болезнь, паразитирующая натура человека или, проще, — хак (в глобальном смысле).
Маркетинговый хак?
Имплицировав в продукт идеи будущего, вероятно, можно получить его т.н. самовоспроизводимость и удлинить срок валидности. Скорей всего это даже можно как-то просчитать, но не буду вдаваться в глубокую аналитику или статистику. Конечно, бывает так, что продукт изначально задуман как life-time-long валидный, т.е. на него есть спрос на протяжении всей жизни клиента, пользователя. А вот как раскрутить сам продукт? Как, раскрутив его, не лишиться пользователей или покупателей и удержать уровень графика спроса?
Так что же это такое?
Growth Hacking — взлом роста спроса (на продукт, сервис и т.д.). Новомодный подход к раскрутке и маркетингу юных (а иногда и всегда опытных) стартаперов. Причём от классического маркетинга как такового в нём уже мало чего осталось…
Здесь вступают в силу такие техники как:
В общем и целом — игра на технологиях, аналитика и скорее инженерские, нежели маркетинговые приёмы.
Кому стало интересно, рекомендую, книгу Райана Холидeя (Ryan Holiday) Growth Hacker Marketing или книгу Эрика Риса (Eric Ries): The Lean Startup.
Вышеописанные идеи в основном оттуда. Кстати, бывает, цифровой октябрь радует неплохими (видео-)лекциями на эти темы.
Ресурсы
Если будет спрос, возьмусь за перевод этой статьи: What is a growth hacker?
По словам Райана Холидeя ‘Growth Hacking’ — прежде всего новый непривычный тип мышления (если дословно: new mind-set — новый образ мыслей).
Кстати, думаю, ‘Growth Hacking’ тесно граничит или, по крайней мере, может зависеть от (хорошего) storytelling’а.
Но об этом в другой раз…
Что такое Growth Hacking: главный стартап-термин 2021 года
Взлом роста (англ. growth hacking) — это общий термин, охватывающий ресурсоемкие и рентабельные тактики цифрового маркетинга, которые фокусируются исключительно на росте предприятия. Основные цели:
Такие тактики наиболее актуальны в отношении стартапов на ранней стадии, которым нужен быстрый кратный рост в условиях небольшого бюджета. Однако сегодня Growth Hacking используется и в крупных цифровых предприятиях.
Термин «взлом роста» появился в 2010 году, его придумал основатель и CEO GrowthHackers Шон Эллис. С тех пор популярность таких стратегий резко возросла. Особенно в 2021 году, когда хакеры роста широко делятся своим опытом и поднимают разговор о тактиках на каждом стартап-мероприятии. Директора и/или особые команды по развитию появились даже у таких крупных компаний, как Uber, TikTok и Shopify.
Преимущества и недостатки Growth Hacking
Среди преимуществ можно назвать следующие факторы:
Однако в последние годы практика взлома роста подвергалась критике за акцент на быстрых решениях вместо разработки углубленной маркетинговой стратегии. Некоторые полагают, что Growth Hacking — всего лишь традиционный маркетинг, получивший новомодное название.
Из-за этих и других критических замечаний некоторые специалисты начали называть себя «маркетологами роста». Это помогло им дистанцироваться от негативных коннотаций термина «хакер», который закрепился за кибермошенниками и сферой IT.
При этом термин «взлом роста» может вводить в заблуждение. Специалисты по развитию чаще настроены на глубокое понимание данных воронки продаж, определение ее слабых мест и оптимизацию каждого шага для повышения коэффициента конверсии. Словом, обычно Growth Hacking связан с умением анализировать пользователей и шаг за шагом тестировать способы сделать так, чтобы они получили безупречный опыт во всех точках взаимодействия.
Наконец, успешная стратегия роста требует соответствия продукта рынку. Если стартап пытается развить и оптимизировать продукт, который еще не нашел заветный product-market-fit, то он все равно что бежит впереди паровоза.
Маркетинг и взлом роста: в чем разница
Взлом роста и маркетинг — очень похожие понятия, и многие путают их между собой или не видят смысла выделять отдельный новый термин. Ведь разве маркетинг не про развитие? Однако есть несколько тонких, но важных различий.
Growth Hacking похож на маркетинг в том смысле, что его конечной целью является привлечение большего числа клиентов к покупке продукта или услуги. Однако из-за того, что термин активно раскрутился в стартап-сообществе, взлом роста больше полагается на тактики, которые не требуют расходования огромных бюджетов.
Как правило, взлом роста сочетает в себе маркетинг, оптимизацию и инновационные методы разработки, чтобы автоматизировать развитие при небольшом бюджете. Например, в стиле Growth Hacking было бы настроить автоматические электронные письма с уведомлениями или создать на сайте простые формы регистрации, которые легко запомнить.
Рассмотрим различия между взломом роста и маркетингом в таблице.
Growth Hacking
Маркетинг
Сосредоточенность на новых возможностях роста
Занятость преимущественно текущим повседневным маркетингом и брендингом
Используется вся «пиратская» воронка, включая удержание (Retention) и рекомендации (Referral)
Из всех AAARRR-метрик чаще всего используются осведомленность (Awareness) и привлечение (Acquisition)
Небольшие эксперименты и тестирование отдельных гипотез
Крупные, долгосрочные проекты
Процессы всегда основываются на данных
Процессы не обязательно основываются на данных
Требуется подключение технических навыков: программирование, автоматизация, различные инструменты
Техническими вопросами занимается отдел разработки, который мало перекликается с отделом маркетинга
Необходимо прямое участие в продукте для эффективного удержания активных клиентов
Маркетинговый отдел не участвует в продукте напрямую и занимается только его продвижением
Осведомленность (Awareness) и привлечение (Acquisition) — основная часть работы маркетолога. Специалист по Growth Hacking занимается не только этими шагами воронки, но и активацией (Activation), удержанием (Retention), рекомендациями (Referral) и доходом (Revenue).
Кто такие хакеры роста
В англоязычном пространстве специалисты по взлому роста называются growth hacker. В русском языке наиболее закрепились термины «хакер роста» и «гроуз-хакер», но последний вариант некорректен в связи с прочтением слова growth (правильнее «гроус-хакер», хотя эта версия менее популярна).
Иногда хакеров роста также называют маркетологами роста, но гроус-хакеры — это не просто маркетологи. Заниматься ростом продукта может любой участник процесса, включая продакт-менеджеров и разработчиков. Хакер роста устанавливает приоритеты развития, определяет каналы для привлечения клиентов, измеряет успех и масштабирует рост.
Термин growth hacker был также введен Шоном Эллисом. В своем блоге от 2010 года он написал: «Хакер роста — это тот, для кого путеводная звезда — рост компании. Все их действия прежде всего тщательно изучаются на предмет потенциального воздействия на масштабируемое развитие».
«Эффективный хакер роста должен быть достаточно дисциплинированным, чтобы следить за Growth Hacking-процессами по приоритизации и тестированию идей (как собственных, так и поступивших от коллег). Но также он должен обладать достаточно аналитическим складом ума, чтобы определять, какие драйверы роста следует сохранить, а какие сократить. Чем быстрее может повторяться этот процесс, тем больше шансов для хакера роста найти масштабируемые, копируемые способы развития бизнеса». — Шон Эллис, 2020
Цитата прозрачно раскрывает внутреннюю связь между Growth Hacking, A/B-тестированием и оптимизацией. В основе взлома роста лежат эмпирические и иные данные, поэтому любые «хаки» нужно тестировать, чтобы определить, что эффективно, а что нет.
Важнейшие навыки Growth Hacking
Хакер роста должен работать быстро и максимально независимо. Поэтому важно иметь хотя бы базовые навыки программирования, проектирования и обработки данных. Разумеется, не обязательно быть экспертом во всем, но специалисты по Growth Hacking должны понимать основы, чтобы иметь возможность выполнить большую часть работы самостоятельно.
Следовательно, хакеру роста нужен широкий набор навыков — не только общих, но и узкоспециализированных. В этой таблице отражены все группы скиллов эффективного профессионала:
Основные навыки
Навыки широкого профиля
Специальные навыки
Технические навыки
Примеры взлома роста: Dropbox, Airbnb, Hotmail, Paypal
Рассмотрим примеры Growth Hacking на наиболее известных компаниях.
Реферальная программа Dropbox
Dropbox стала одной из первых компаний, которые превратили своих клиентов в канал привлечения новых пользователей. Так, команда Dropbox предложила 250 МБ дополнительного места за каждого друга, приведенного в качестве нового пользователя. При этом она облегчила процесс рассылки реферальных приглашений. Так, послать ссылку другу можно было через Facebook или Twitter. Пользователи электронной почты могли импортировать контакты и отправить им автоматическое приглашение.
Успех был колоссален. Dropbox вырос со 100 тысяч пользователей на конец 2008 года до 4 миллионов пользователей на начало 2010-го. На пике реферальной программы пользователи ежемесячно рассылали до 2,8 миллиона приглашений. В итоге такая стратегия вирусного маркетинга решительно превзошла большинство каналов распространения.
Airbnb и интеграция с Craigslist
В первые годы своего существования сервис Airbnb воспользовался сотрудничеством с Craigslist — в то время это был крупнейший форум, где люди выкладывали различные объявления, в том числе об аренде жилья. Таким образом, целевая группа Airbnb проявляла на Craigslist наибольшую активность.
Airbnb начал размещать на Craigslist предложения со ссылкой на свою платформу, приглашая потенциальных арендаторов перейти на сайт за дополнительной информацией. Это помогло команде привлечь новых пользователей, которые продолжили пользоваться услугами Airbnb.
Причем сперва размещение объявлений осуществлялось вручную. Но затем команда создала бота, который мог автоматически формировать предложения в Craigslist и тем самым безостановочно привлекать клиентов.
Hotmail и подпись «P. s. I love you»
Hotmail — первый бесплатный провайдер электронной почты. Чтобы расширить базу пользователей, они добавили вниз каждого письма фразу-постскриптум «P. s. Я люблю тебя» со ссылкой на сайт. Заинтересованные получатели заходили на сайт и переключались на Hotmail, так как провайдер обслуживал почтовый ящик бесплатно. За 18 месяцев Hotmail завирусился среди 12 миллионов пользователей, при том что всего интернетом на тот момент пользовались 70 миллионов юзеров.
Paypal и интеграция с Ebay
Платежный сервис Paypal хотел разместить на Ebay интеграцию с возможностью оплаты, чтобы получать комиссию за транзакции. Однако Ebay не заинтересовался предложением.
Тогда команда Paypal вручную стала обрабатывать крупных продавцов на Ebay. Сотрудники покупали у них товар, но посреди сделки спрашивали: «Я могу заплатить через Paypal?» На тот момент продавцы не были знакомы с сервисом, но за неимением этого вида оплаты упускали выгодную покупку.
Каждый из них требовал от Ebay ввести интеграцию с Paypal. Наконец, когда набралось достаточное количество обращений, Ebay заметил растущий спрос и сам обратился к команде Paypal с встречным предложением.
Выводы
Взлом роста (Growth Marketing) — это относительно новая сфера, которая ориентирована на развитие бизнеса и использует преимущественно эмпирические данные.
Практика взлома роста чаще ассоциируется со стартапами и малым бизнесом, то есть с финансово ограниченными организациями, которые нуждаются в быстрых результатах. Однако в действительности эта масштабируемая концепция может быть применима к любому онлайн-бизнесу, который стремится привлекать и удерживать активную пользовательскую базу.
Специалисты по Growth Marketing называются «хакеры роста». Они систематически исследуют новые возможности развития для любого этапа воронки — от повышения осведомленности через маркетинг до оптимизации продукта.
P. S. Если у вас есть вопросы по данной теме или предложения, то всегда можно задать их в чате Admitad Projects в Telegram.
Как growth hacking помогает взлетать стартапам за несколько месяцев?
Мы регулярно слышим истории о том, как, например, какой-то компании удалось получить 100 тысяч новых пользователей за месяц. Возникают мысли, что ребятам повезло или они придумали инновационный продукт. Но в большинстве случае причиной стремительного роста становится применение стратегии growth hacking, о которой подробно поговорим в этой статье.
Что такое growth hacking
В 2014 году среди интернет-предпринимателей начал набирать популярность Growth Hacking. О нем говорили везде: в личных беседах, на форумах, сайтах, конференциях, отраслевых мероприятиях и т.п. Если попытаться перевести термин на русский буквально, получится «взламывание роста». Не очень понятно, правда?
Growth Hacking — это тенденция в современном маркетинге, отвечающая за рост (growth), расширение и продвижение компании. Для этого используют нестандартные маркетинговые инструменты, а необычные и инновационные решения и подходы (hack).
На самом деле определений у термина много. Так как метод относительно молодой, эксперты пока что не сошлись на единой трактовке. Например, Growth Devil считают так:
Growth hacking предоставляет аналитические инструменты маленьким или недавно основанным компаниям, чтобы следить за тем, кто использует продукт и как его использует, давая возможность постоянно следовать по пути расширения бизнеса.
А у The Beach другое понимание:
Маркетинговый прием, поначалу применявшийся в технических стартапах, который использует творческий подход, социальные показатели и аналитическое мышление наравне с инструментальными средствами для продажи продуктов и приобретения влияния на рынке.
Если обобщить все мнения, получается простое и понятное определение стратегии growth hacking — поиск и применение уникальных связок маркетинговых инструментов, которые обеспечивают компании быстрый рост за короткое время и дальнейшее стимулирование спроса.
Кто такой хакер роста
Хакер роста (гроузхакер) — специалист по growth hacking. Он дисциплинирован и следует процессу достижения резкого роста. В обязанности хакера входит приоритизация идей, проверка наиболее значимых и анализ проведенных тестов для отсеивания неэффективных методов. Специалист проводит много рутинной работы, которая впоследствии приводит к творческому прорыву и опережению традиционных рекламных кампаний.
Анализ — одна из важнейших частей работы хакеров роста. Наверно, с нее начинается каждое утро специалиста. Ведь какая перед ним стоит задача? Достижение поставленной задачи — стремительный рост за короткое время. Без аналитики определять степень и уровни достижения целей невозможно.
Взломщик — это такой маркетолог, который владеет кучей инструментов (SEO, SMM, контекстная реклама, email-маркетинг и многое другое), постоянно пробует разные связки и всегда остается недовольным текущим уровнем конверсии. Поэтому он проводит десятки A/B-тестов с разными элементами продукта. Аналитика в этой цепочке — важнейший элемент, ведь с помощью нее гроузхакер понимает, какие решения эффективны, а какие нет.
Эта работа циклична. После отсеивания ряда идей придумываются новые, снова тестируются и анализируются. Это осуществляется до тех пор, пока не выполнена поставленная задача.
Один из самых крутых хакеров — Шон Эллис. Он первым озвучил термин growth hacking в 2010 году, когда работал в Dropbox. К этому времени компания перестала расти и Шону пришлось придумывать нестандартный подход к раскрутке для достижения высокого роста за короткий промежуток времени. Результатом работы стал запуск реферальной программы — бесплатные гигабайты за приглашенных друзей. В то время это было прорывом и принесло Dropbox много новых клиентов за пару месяцев.
Кто использует growth hacking
В профессиональной среде до сих пор не утихают споры о том, кому стоит применять growth hacking, а кому нет. Мы считаем, что эта стратегия полезна для любого бизнеса, но больше всего выигрывают:
Стартапы. Первые месяцы жизни стартапа очень важны для будущего компании. В это время первая аудитория оценивает продукт. От того, какой будет оценка, зависит дальнейшая судьба продукта. Если клиенты доверяют, то будут делать покупки, пользоваться услугами и рекомендовать вас своим друзьям. Growth hacking помогает произвести правильное первое впечатление на потребителей в начале жизни стартапа.
Маркетологи из B2B-компаний. «Взламывание роста» помогает быстрее искать другие компании, готовые купить ваш товар или воспользоваться услугами. Построение правильной стратегии обеспечивает заключение большого количества выгодных контрактов за несколько месяцев. Стандартный маркетинг таких результатов не дает.
Маркетологи из B2C-компаний. Маркетологи из b2c-сектора часто сталкиваются с проблемой: как понять, кто идеальный клиент для компании, готовый совершать покупки регулярно? Определить это сложно, но упростить с помощью growth hacking вполне реально.
Специалисты по контент-маркетингу. Контент-маркетинг сегодня — мощный инструмент для привлечения новых клиентов. Он подразумевает написание статей, ведение блогов, проведение коротких репортажей и многое другое. Результат получается хорошим, но если интегрируете в работу стратегию growth hacking, привлечете еще больше потребителей.
Эксперты по социальным медиа. Об эффективности SMM уже никто не спорит, поэтому весь современный бизнес так или иначе присутствует в социальных сетях. Работа СММщика — непростая и занимает много времени. Иногда из-за обилия задач ему сложно выстроить правильную последовательность действий, из-за чего многие социальные контакты так и не становятся клиентами. Growth hacking поможет исправить это и привлечь еще больше клиентов.
Это список тех (по нашему мнению), кто получает максимум пользы от «взламывания роста». Но как уже было сказано ранее, стратегию стоит использовать любому бизнесу, который хочет существенно увеличить прибыль за короткий промежуток времени.
Что попробовать в первую очередь
Несмотря на то, что growth hacking — это постоянный поиск новых идей для взрывного роста, есть несколько проверенных временем техник. Они подойдут уже работающим проектам, которые хотят увеличить поток новых клиентов:
Продвижение компании через отзывы, статьи на популярных порталах, интервью, тематические обзоры и т.п. Например, интернет-магазины размещают положительные отзывы под своими товарами, чтобы повысить вовлеченность потенциальных покупателей и подтолкнуть их к совершению целевого действия.
Иногда сервисы делают сложные интерфейсы, непонятные простому обывателю. В результате потребители уходят, так и не разобравшись, как работать с продуктом. Осознанное упрощение интерфейса приводит к стремительному притоку новых потребителей. Например, Facebook недавно «облегчил» дизайн сайта, так как приток новых пользователей снизился, люди отдавали предпочтение более приятным по внешнему виду продуктам. Вполне возможно, что теперь социальная сеть получит новый виток популярности.
Тестирование новых call-to-action, заголовков и подзаголовков, обновление текстов на посадочных страницах и т.п. Ни для кого не секрет, что часто простая смена нескольких фраз приводит к многократному повышению конверсии.
Создание единой платформы для партнеров. Яркий пример — платежные системы.
Интеграция продуктов на других площадки. Такой путь в свое время выбрал YouTube, дав пользователям возможность вставлять видео на сайтах, в социальных сетях и т.п.
Бесплатные преимущества за привлечение новых пользователей. Ранее описывали историю Dropbox, когда сервис раздавал бесплатные гигабайты.
Вирусное распространение продукта. Для этого используют геймификацию или интерактивные видео. Эти форматы обеспечивают максимальную вовлеченность целевой аудитории, после чего подталкивать ее к совершению целевых действий проще.
Развитие за счет других, менее технологичных сервисов заслуживает отдельного внимания. Этот «хак» на этапе раннего развития использовали в Airbnb. Первым пользователям компания предлагала автоматически и бесплатно размещать красиво оформленные объявления на Craiglist — самом популярном на тот момент портале частных объявлений.
Владельцы недвижимости получили огромный доступ к заинтересованной аудитории. При этом им не надо было работать в Craiglist с устаревшим дизайном и непонятным интерфейсом. Взаимодействие с потенциальными клиентами проходило в удобном сервисе Airbnb.
Предложение обеспечило компании стремительный рост и приток новой аудитории. Конечно, через некоторое время владельцы Craiglist обнаружили это, но было поздно: часть аудитории уже перешла в Airbnb.
Этот пример подтверждает теорию о том, что стартапы должны регулярно отслеживать product market fit. Если бы основатели Craiglist следовали рекомендации, Airbnb не смогли бы «перетянуть» к себе часть пользователей.
Секреты идеального взлома роста
Дойдя до этого раздела, вы, возможно, начали потирать руки в ожидании идеального рецепта, применение которого приведет к взрывному росту. Увы, такого не будет. И это невозможно в принципе, потому что противоречит основам «взламывания роста».
То, что сработало в одном проекте, не сработает в другом. Это проверено на практике. Дело в том, что «хак» не работает сам по себе. На него влияют другие маркетинговые и продуктовые инструменты. То есть все зависит от используемого арсенала.
Если в Dropbox раздача бесплатных гигабайт способствовала взрывному росту, в другом аналогичном проекте (например, в pCloud) это бы не сработало. У продуктов уникальные маркетинговые стратегии.
Кстати, об этом впоследствии говорил и сам Шон Эллис: «Привел ли один удачный хак к взрывному росту проекта Dropbox, если бы, помимо этого хака, проект не использовал множество других, связанных не столько с маркетингом, сколько с самим продуктом?».
Но если вы хотите «взломать рост», следуйте нескольким основам growth hacking:
Не ограничивайте работу одними рекламными инструментами. Пробуйте новые, тестируйте уникальные методики и рано или поздно добьетесь взрывного роста продукта и бизнеса.
Не забывайте про анализ совершаемых действий с помощью специальных систем аналитики. Без них в growth hacking нет смысла.
Автоматизируйте все, что можно автоматизировать. Освобождайте максимум времени для тестирования новых подходов.
Задача хакера роста — «взламывать» новые идеи, находить уникальные решения и обеспечивать компании стремительное развитие за короткий промежуток времени.
Уже поздно взламывать рост?
Нет, не поздно. Хотя такие утверждения часто встречаются на форумах маркетологов. Аргументируют их фразами типа «набор рекламных инструментов ограничен, конкуренция в каждой сфере высокая и стремительный рост невозможен».
Во-первых, регулярно появляются новые рекламные форматы, подходы и методики. При увеличении их количества растет и число уникальных техник, которые могут обеспечить стремительный рост продукта.
Во-вторых, как уже говорилось ранее, не все подходы работают одинаково в разных компаниях и на это влияет множество факторов. Так что даже если вдруг перестанут появляться новые рекламные инструменты, можно будет вертеть старыми как угодно и пробовать существующие подходы для своей компании.
Поэтому отказываться от growth hacking не стоит. Пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте. Не сдавайтесь и найдете уникальную методику.
Growth hacking — это не только поиск уникальных решений, но и разработка хорошего продукта/продажа качественных товаров/оказание полезных услуг. Если продукт не решает реальной проблемы аудитории, «взлом роста» невозможен. Для этого просто нет условий.
Заблуждения о growth hacking
Так как growth hacking становится все популярнее, вокруг него возникает множество заблуждений. Далее поговорим о самых распространенных.
Хакеры роста должны получить специальное образование
Чтобы стать хакером роста, не нужно получать специальное образование. Несомненно, специалист должен хорошо разбираться в инновациях и обладать креативным мышлением. Но эти понятия не имеют четких границ, поэтому обучиться им проблематично.
Многие менеджеры и маркетологи обладают знаниями, необходимыми для «взламывания роста». Остальное обретают на практике. Если вы планируете нанять в команду хакера роста, в первую очередь обращайте внимание на кейсы (реализованные проекты), а не диплом.
Для взлома роста нужно много денег
Реализация любой маркетинговой стратегии требует денежных затрат. Но не думайте, что взрывной рост требует больших денег. Большинство известных истории «хаков» удалось добиться с минимальными расходами или вообще без них.
Например, Airbnb потратили минимум средств и времени, чтобы настроить автоматическую публикацию объявлений своих клиентов на Craiglist. А Шон Эллис, придумав раздавать бесплатные гигабайты за приглашенных пользователей, и вовсе интегрировал «хак» в действующие рекламные кампании.
Growth hacking — это простой маркетинг
Growth hacking и стандартный маркетинг — синонимы лишь частично. Многие эксперты считают, что «взламывание роста» — это образ мышления и не каждый маркетолог обладает таким.
Маркетинг — одна из составляющих growth marketing. В реальности он рассматривает и то, как в бизнесе взаимодействуют маркетинговые структуры и определенный способ мышления. Во время взлома роста специалист оценивает каждый шаг и влияние на имидж бренда.
Несколько кейсов по growth hacking
По ходу статьи мы уже говорили о популярных кейсах Airbnb и Dropbox по growth hacking. Давайте посмотрим, как взламывали рост другие популярные компании.
Эту же стратегию использовала популярная социальная сеть для профессионалов со всего мира — LinkedIn. Когда-то там была лишь пара сотен пользователей. Но потом компания начала продвигаться через лидеров мнений в других популярных сетях. Они оставляли публикации, что зарегистрировались в LinkedIn и уже нашли первых крупных заказчиков. Так проект обрел высокую популярность за короткий промежуток времени, а сегодня численность пользователей превышает 300 миллионов.
Еще один яркий пример — Mailbox. Компания привлекла 700 тысяч пользователей за первую рабочую неделю. Growth hacking разбили на два этапа:
Создание всевозможного шума в блогах, тематических порталах, форумах и других источниках. Задача — заявить о себе на широкую аудиторию. Параллельно велась работа с лидерами мнений, как это делал LinkedIn.
Эффект ограниченности. Они имитировали очередь на регистрацию. После прохождения процедуры пользователи узнавали свой номер в очереди и ориентировочный день, когда смогут начать пользоваться сервисом. Это дало высокую степень вовлечения.
В конце 90-х годов люди не переводили деньги через интернет. Для них это было чем-то нереальным и фантастическим. Из-за этого на ранних этапах развития проблемы испытывал PayPal, предложивший миру революционную технологию. Они пробовали продвигаться по стандартным маркетинговым каналам — стоимость привлечения пользователя была высокой. Пытались заключать прямые договора с банками, но в ответ топ-менеджеры крутили пальцем у виска.
Проблему решили дополнением маркетинговой кампании: каждому новому пользователю предлагали 10$ на счет, которые можно было потратить на любые нужды. Популярность сервиса за несколько месяцев взлетела до небес, а сегодня количество пользователей по всему миру превышает 200 миллионов.
Сегодня эти кейсы уже изъезжены и ими никого не удивишь (хотя в отдельных случаях срабатывают хорошо). Но в то время они были новинкой. Это говорит о том, что и сейчас найти уникальное решение, которое обеспечит взрывной рост, можно. Но для этого надо постараться и, возможно, потратить немало времени и сил.
Используйте growth hacking, если хотите добиться успеха со своим продуктом. Попробуйте проверенные временем техники, но не отказывайте от поиска уникальных решений. Возможно, комбинация каких-то маркетинговых инструментов поможет вашей компании получить несколько десятков тысяч клиентов за пару недель.
Еще больше о Growth Hacking можно узнать на нашем годовом курсе «Профессия: Продакт».